Конспект по русскому языку » -загадка»

МОУ «Закладинская средняя общеобразовательная школа», Алтайский край, Романовский район, с. Закладное, Преподаватель – Павлова Олеся Ивановна, Методическая разработка урока русского языка в 3-м классе

(УМК «Школа России»)

Тема: Сочинение-загадка

Цель: создать условия для овладения учащимися умением работать над написанием сочинения-загадки.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с загадкой как с новым видом сочинения,

обучать письменной связной речи;

2. Развивать мышление учащихся, зрительное и слуховое внимание к

слову, умение находить существенные признаки предметов,

совершенствовать и обогащать словарный запас.

3. Воспитывать коммуникативную культуру, бережное

отношение к природе, расширять кругозор учащихся.

ТСО : проектор, компьютер, интерактивная доска.

Оборудование:

Ход урока

I . Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, что хорошее настроение будет сопровождать нас весь урок русского языка и поможет справиться с заданиями.

II . Работа над новой темой.

1.Постановка цели.

Слайд 2.

Прочитайте. Отгадайте, кто это?, Имеет гнездо на дереве,, Прыгает и летает по сучьям,

А не птица. (Белка.)

(Она живет на дереве в дупле, а прыгает с ветки на ветку так хорошо, как будто летает.)

Слайд 3.

Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

Телят, овец ищет. (Волк.)

Учащиеся используют слайды презентации как печатную основу для записи отгадок.

(Волк охотится на овец. Он большой, серый, зубы у него очень острые.)

Слайд 4.

Не барашек и не кот,, Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц.)

У зайца летом шубка серенькая, а зимой беленькая, так он маскируется, чтобы враги его не видели.), Животные, звери.

(Описание животных, их особенные признаки.)

4 стр., 1554 слов

Сценарий и презентация русского языка «Подготовка к сочинению ...

... И.И. Левитана «Золотая осень». Запишите тему урока. (Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень».), Формулируют тему урока., Личностные: интерес к созданию собственных текстов., Регулятивные, Коммуникативные 4. Мотивация к учебной деятель-ности, Мотивирует учащихся к учебной ...

— Что я вам читала? (Загадки. )

  • Что такое загадка? (Ответы детей)

— Хорошо, я теперь предлагаю вам поработать в парах со словарём и найти определение слову «загадка».

Слайд 5.

Загадка – краткое описание какого-нибудь явления или предмета, которое нужно узнать разгадать., Тот предмет или явление, о котором говорится, не называется.)

Загадки бывают в стихах, а бывают в виде сказок, рассказов. Я прочитаю загадку-рассказ, а вы догадайтесь, о каком животном идёт речь.

У этого животного острая мордочка, рыжая шубка и красивый пушистый хвост. Оно быстро бегает. Умеет ползать, неслышно скользить по земле, мчаться во весь дух и делать большие прыжки. Зверёк воды не боится, умеет хорошо плавать. Живёт в норе. Обычно устраивается под камнями или под корнями больших деревьев. Этот зверь ест и птиц, и насекомых и даже ягоды, но больше всего он любит мышей, хотя многие считают, что его лакомство – зайцы.

(Лисица) Слайд 6.

  • Что за животное? Докажите.
  • Какие слова помогли определить, о чём идет речь?
  • Слово лисица было в тексте?
  • Описание, действия, повадки указывают на животное, но не называют его.
  • Можно ли назвать это загадкой? Докажите.
  • Можем ли мы сами составить текст-загадку?

— Сегодня на уроке мы сами попробуем сочинить рассказ-загадку. Этот вид работы называется сочинение-загадка. Мы назовём его «Кто это?»

2. Работа с языковым материалом.

— О чем будем помнить при составлении сочинении — загадки? (Признаки загадки: то, что будем описывать, не называть, и признаки текста: заголовок, начало, середина, конец, предложения связаны.)

Слайд 7.

  • Прочитайте текст:

Медведь – хищный, могучий и ловкий. Несмотря на то, что медведи выглядят неуклюжими, они могут ловко двигаться и быстро бегать. Эти животные любят плоды и ягоды, зёрна хлебных растений, травы, жёлуди. Зимой медведи спят в берлоге. Медведи – герои многих русских народных сказок.

  • Можно ли этот текст назвать загадкой?
  • Почему? Докажите.
  • Можно ли текст переделать, чтобы получилась загадка?

— Как?

  • Попробуем сделать коллективно.

— Каким словом можно заменить слово «медведь»? (Медведь – он, хозяин тайги; медведи – они, звери, хищники.) Учащиеся подчёркивают слова, которые нужно заменить, работая на интерактивной доске.

  • Попробуем. Что получилось? (Загадка)
  • О чем помнили?
  • Давайте найдем вступление в этом тексте.
  • Найдем основную часть.
  • Заключение.

— Наше сочинение-загадка будет также состоять из трёх частей: вступление, основная часть, заключение. Слайд 8.

3. Физминутка. Слайд 9.

4. Работа над сочинением.

— Подумайте, о каком животном вы будете составлять загадку. Я предлагаю вам выбрать: волк, заяц, белый медведь. Слайд 10.

3 стр., 1147 слов

Сочинение медведь гора

... может свидетельствовать о том, что в прошлом на Аю-Даге жили медведи (в Крымских горах бурые медведи были уничтожены в XVIII веке). И еще ... пищи, живут здесь косули и барсуки, каменная куница, белки и зайцы. В большом количестве встречается редкая крымская ящерица - геккон и ... богаче становилась их жизнь. Но чем легче делалась их жизнь, тем яснее они видели, что сами они своим трудом ее улучшают. ...

Ребята, кто уверен в своих силах, можете выбрать животного и самостоятельно сочинить о нём загадку, а с ребятами, которые сомневаются, мы попробуем вместе сочинить загадку про зайца. (Ребятам, работающим самостоятельно, предлагаются различные иллюстрации выбранных животных в печатном варианте)

  • О чем будем сообщать в I части? Расскажите.
  • Что будем описывать в основной части?

Слайд 11.

  • Как выглядит заяц?
  • Какие у него повадки? Опишите.
  • Каков образ жизни зайца?
  • Чем он питается?
  • Как можно закончить сочинение?
  • Какой вопрос можно задать?

(С красной строки.)

(Нельзя называть животное.)

— Запишите название сочинения и приступайте к написанию. Пользуйтесь памяткой. Слайд 12

5. Проверка.

  • Кто хочет прочитать свое сочинение-загадку?

[2 – 3 учащихся]

III. Рефлексия.

  • Какую цель ставили?
  • Достигли?
  • Сохранилось ли у вас хорошее настроение?
  • Захотелось ли еще написать сочинение-загадку о чём-нибудь?
  • Кто хочет, может дома попробовать и оформить её в книжке-малышке.

— Благодарю вас за урок. Мне понравилась ваша работа. Молодцы! Слайд 13.

Ссылки на источники:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-predmet-zagadka/

1.Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М,: Издательство «Первое сентября», 2001.

2. – белка (слайд 2)

3. – волк (слайд 3)

4. – заяц (слайд 4)

5. – лиса (слайд 6)

6.

заяц (слайд 9)

7. – заяц (слайд 10)

8. – медведь (слайд 10)

9. – волк (слайд 10)

10. – заяц (слайд 11)

11. (интерактивная игра «Зоопарк) – воздушные шары (слайд 12)