Урок-презентация по русскому языку (развитию речи) « — рассказ по сюжетным рисункам «Стёпа дрова колет»

Сочинение

Областное государственное казённое образовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья № 26»

МО учителей гуманитарного цикла, Конспект проведения

открытого урока развития речи

в 7 а классе

«Сочинение — рассказ по сюжетным рисункам

на тему «Стёпа дрова колет»

Учитель высшей категории, Тулупова Лариса Сергеевна

Учитель высшей категории 1

Ульяновск, 2016, Тема урока: «Сочинение — рассказ по сюжетным рисункам на тему «Стёпа дрова колет» (2 часа), Дата проведения: 14.12.2016, Место проведения:

Тип урока:

Цель: познакомить обучающихся с вариантами вступления и заключения в рассказе, формировать умение создавать текст, отвечающий задачам высказывания и характеру адресата.

Задачи:

1) образовательные:

повторить особенности повествования как функционально-смыслового типа речи;

  • повторить особенности рассказа как жанра повествования;
  • актуализировать знания обучающихся о выборе языковых средств в зависимости от коммуникативной цели, адресата и речевой ситуации;

2) коррекционно-развивающие:

  • развивать речь учащихся, умение строить текст в соответствии с нормами его построения и правилами письменного оформления;
  • продолжить формировать умение применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности;
  • развивать мышление, устную речь, память, умение систематизировать изученный материал;
  • развивать познавательный интерес к предмету;

3) воспитательные:

  • воспитывать интерес к учению, мотивировать на создание собственных текстов в соответствии с поставленной коммуникативной целью и с учётом адресата и заданной речевой ситуации;
  • учить вслушиваться в ответы одноклассников, быть объективным и доброжелательным в их оценке;
  • напомнить о правилах безопасного поведения в быту.

Результаты обучения:

личностные:

метапредметные:

предметные:

Оборудование:

учебник «Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч. Ч. 1» / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. — М.: Просвещение, 2012;

14 стр., 6553 слов

Особенности применения здоровье сберегающих технологий на уроке ...

... в учебном процессе видеозаписей уроков классического танца. На просмотрах видеозаписей преподаватель ... умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения. В процессе творческой деятельности у обучающихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы ...

  • мультимедийный комплект, презентация;
  • раздаточный материал: примерные планы сочинений.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы урока. Целеполагание.

  • Какую часть речи мы сейчас с вами изучаем на уроках русского языка? (глагол).

— Сегодня на уроке мы тоже поработаем с глаголами. Но ведь у нас сейчас урок развития речи, а не урок русского языка. Как вы думаете, каким образом нам могут пригодиться глаголы сейчас — на уроке развития речи? В текстах какого типа речи активно используются глаголы? (типа повествования).

— Итак, мы действительно будем работать с текстами типа повествование. А как вы думаете, каким образом? (…) Вспомните, на прошлой неделе мы тоже работали с текстом типа повествование – с басней «Два товарища». Какую работу мы с вами провели? Что выполнили? (написали изложение).

Ну, так кто догадался, что мы будем делать сегодня? (писать сочинение-повествование).

  • Итак, мы сегодня действительно пишем сочинение-рассказ, но не простое, а по сюжетным рисункам. А кто догадался, по каким сюжетным рисункам мы будем писать сочинение? (…)

(СЛАЙД 1)

  • Оформим запись в тетради (запись числа, темы урока: «Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему «Стёпа дрова колет»).

3. Анализ задания.

  • Читаем задание, предложенное в упражнении 465. Осмысливаем, что будем делать. (…)

(СЛАЙД 2)

1.Знакомимся с вариантами вступления

  • С какой целью

Посоветовать другу, брату, родственнику не браться за дело, которого не знаешь; предостеречь, что не стоит хвастаться тем, чего не умеешь, и раньше, чем работу выполнишь; повеселить друзей или родственников (тут, наверное, стоит осторожно намекнуть, что весело , когда история произошла с другим человеком, а не с тобой, Стёпе вряд ли было до веселья, и предположить, что уместнее выразить сожаление о случившемся, посочувствовать Стёпе и присоединиться к выводам об осторожности, аккуратности и взвешенности в делах и поступках).

  • Одинаковым ли получится текст

Нет. Разными будут свойства речи: лексика, интонации, мимика (в устной речи).

2.Обратимся к пословицам, которые можно использовать в концовке (СЛАЙД 3).

  • Выберите из предложенных пословиц те, которые могли бы нам пригодиться при написании нашего сочинения (анализ пословиц, вывожу на экран выбранные пословицы).

4.

  1. Сочинение по сюжетным рисункам «Стёпа дрова колет»(конспект)

    4 стр., 1861 слов

    Презентация развития речи в 6 классе КРО " Подготовка к сочинению ...

    ... рисунков с краткими сопроводительными текстами, образующими связное повествование. Вы не знаете нашего Стёпу? Хвастун он страшный. — Я вчера за полчаса все дрова переко­лол, — сказал Стёпа ... я, как отец дрова колет, и подумал: "И ... дрова. «И мудрому человеку совет требуется» : шутливо подумал я. Никита Ермаков. Проза.ру Как прошёл урок? Что нового узнали на уроке? Оценим себя Д / з: написать сочинение ...

    DOCX / 205.46 Кб

    Раздаточный материал

    DOCX / 41.76 Кб

    План сочинения

    DOCX / 41.79 Кб

    Композиция сочинения

    DOCX / 24.7 Кб

    Физкультминутка.

(СЛАЙД 5).

5. Актуализация знаний. Композиция рассказа., СЛАЙДом 6)

  • Какой рисунок соответствует завязке вашего будущего рассказа? (№ 1).

    Составьте эту часть рассказа (…)

  • Какой рисунок соответствует развитию действия? (№ 2).

    Расскажите. (…)

  • Какой рисунок соответствует кульминации? (№ 3).

    Расскажите (…).

  • Какой элемент композиции не представлен на рисунке? (развязка).

    Какой может быть развязка в данном рассказе? (…)

  • Вспомним, что в нашем сочинении предполагается вступление и заключение. Что будет являться вступлением? (один из двух вариантов в тексте).

  • А что будет являться заключением? (одна из выбранных пословиц).

    6.

Самостоятельная работа по предложенным планам текста.

(СЛАЙДЫ 7,8).

7. Словарно-орфографическая работа.

(СЛАЙДЫ 9-12).

8. Постановка и формулировка задания.

(СЛАЙД 13).

  • И помните, что в повествовании текст «держится» сменой действий, в таком тексте велика роль глагола. Поэтому нужно постараться подобрать точные, яркие глаголы и правильно их употребить.

Урок 2. Работа учащихся над сочинением.