Урок-презентация по русскому языку (развитию речи) « — рассказ по сюжетным рисункам «Стёпа дрова колет»

Областное государственное казённое образовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья № 26»

МО учителей гуманитарного цикла, Конспект проведения

открытого урока развития речи

в 7 а классе

«Сочинение — рассказ по сюжетным рисункам

на тему «Стёпа дрова колет»

Учитель высшей категории, Тулупова Лариса Сергеевна

Учитель высшей категории 1

Ульяновск, 2016, Тема урока: «Сочинение — рассказ по сюжетным рисункам на тему «Стёпа дрова колет» (2 часа), Дата проведения: 14.12.2016, Место проведения:

Тип урока:

Цель: познакомить обучающихся с вариантами вступления и заключения в рассказе, формировать умение создавать текст, отвечающий задачам высказывания и характеру адресата.

Задачи:

1) образовательные:

повторить особенности повествования как функционально-смыслового типа речи;

  • повторить особенности рассказа как жанра повествования;
  • актуализировать знания обучающихся о выборе языковых средств в зависимости от коммуникативной цели, адресата и речевой ситуации;

2) коррекционно-развивающие:

  • развивать речь учащихся, умение строить текст в соответствии с нормами его построения и правилами письменного оформления;
  • продолжить формировать умение применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности;
  • развивать мышление, устную речь, память, умение систематизировать изученный материал;
  • развивать познавательный интерес к предмету;

3) воспитательные:

  • воспитывать интерес к учению, мотивировать на создание собственных текстов в соответствии с поставленной коммуникативной целью и с учётом адресата и заданной речевой ситуации;
  • учить вслушиваться в ответы одноклассников, быть объективным и доброжелательным в их оценке;
  • напомнить о правилах безопасного поведения в быту.

Результаты обучения:

личностные:

метапредметные:

предметные:

Оборудование:

учебник «Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч. Ч. 1» / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. — М.: Просвещение, 2012;

14 стр., 6553 слов

Особенности применения здоровье сберегающих технологий на уроке ...

... в учебном процессе видеозаписей уроков классического танца. На просмотрах видеозаписей преподаватель ... умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения. В процессе творческой деятельности у обучающихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы ...

  • мультимедийный комплект, презентация;
  • раздаточный материал: примерные планы сочинений.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы урока. Целеполагание.

  • Какую часть речи мы сейчас с вами изучаем на уроках русского языка? (глагол).

— Сегодня на уроке мы тоже поработаем с глаголами. Но ведь у нас сейчас урок развития речи, а не урок русского языка. Как вы думаете, каким образом нам могут пригодиться глаголы сейчас — на уроке развития речи? В текстах какого типа речи активно используются глаголы? (типа повествования).

— Итак, мы действительно будем работать с текстами типа повествование. А как вы думаете, каким образом? (…) Вспомните, на прошлой неделе мы тоже работали с текстом типа повествование – с басней «Два товарища». Какую работу мы с вами провели? Что выполнили? (написали изложение).

Ну, так кто догадался, что мы будем делать сегодня? (писать сочинение-повествование).

  • Итак, мы сегодня действительно пишем сочинение-рассказ, но не простое, а по сюжетным рисункам. А кто догадался, по каким сюжетным рисункам мы будем писать сочинение? (…)

(СЛАЙД 1)

  • Оформим запись в тетради (запись числа, темы урока: «Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему «Стёпа дрова колет»).

3. Анализ задания.

  • Читаем задание, предложенное в упражнении 465. Осмысливаем, что будем делать. (…)

(СЛАЙД 2)

1.Знакомимся с вариантами вступления

  • С какой целью

Посоветовать другу, брату, родственнику не браться за дело, которого не знаешь; предостеречь, что не стоит хвастаться тем, чего не умеешь, и раньше, чем работу выполнишь; повеселить друзей или родственников (тут, наверное, стоит осторожно намекнуть, что весело , когда история произошла с другим человеком, а не с тобой, Стёпе вряд ли было до веселья, и предположить, что уместнее выразить сожаление о случившемся, посочувствовать Стёпе и присоединиться к выводам об осторожности, аккуратности и взвешенности в делах и поступках).

  • Одинаковым ли получится текст

Нет. Разными будут свойства речи: лексика, интонации, мимика (в устной речи).

2.Обратимся к пословицам, которые можно использовать в концовке (СЛАЙД 3).

  • Выберите из предложенных пословиц те, которые могли бы нам пригодиться при написании нашего сочинения (анализ пословиц, вывожу на экран выбранные пословицы).

4.

  1. Сочинение по сюжетным рисункам «Стёпа дрова колет»(конспект)

    DOCX / 205.46 Кб

    Раздаточный материал

    6 стр., 2510 слов

    Развитие речи посредством сочинения

    ... подготовка к сочинению. В этом случае план можно перестраивать и совершенствовать. Время составления плана должно определяться целью сочинений и их видом. К примеру, план сочинения ... подготовки к сочинению, могут использовать разные варианты работы. Ведь каждая ступень работы над сочинением носит в себе творческий характер, ... развития речи учеников. Сочинение как средство развития речи Речь младших ...

    DOCX / 41.76 Кб

    План сочинения

    DOCX / 41.79 Кб

    Композиция сочинения

    DOCX / 24.7 Кб

    Физкультминутка.

(СЛАЙД 5).

5. Актуализация знаний. Композиция рассказа., СЛАЙДом 6)

  • Какой рисунок соответствует завязке вашего будущего рассказа? (№ 1).

    Составьте эту часть рассказа (…)

  • Какой рисунок соответствует развитию действия? (№ 2).

    Расскажите. (…)

  • Какой рисунок соответствует кульминации? (№ 3).

    Расскажите (…).

  • Какой элемент композиции не представлен на рисунке? (развязка).

    Какой может быть развязка в данном рассказе? (…)

  • Вспомним, что в нашем сочинении предполагается вступление и заключение. Что будет являться вступлением? (один из двух вариантов в тексте).

  • А что будет являться заключением? (одна из выбранных пословиц).

    6.

Самостоятельная работа по предложенным планам текста.

(СЛАЙДЫ 7,8).

7. Словарно-орфографическая работа.

(СЛАЙДЫ 9-12).

8. Постановка и формулировка задания.

(СЛАЙД 13).

  • И помните, что в повествовании текст «держится» сменой действий, в таком тексте велика роль глагола. Поэтому нужно постараться подобрать точные, яркие глаголы и правильно их употребить.

Урок 2. Работа учащихся над сочинением.