ТВОРЧЕСКОЕ С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ И РЕПРОДУКЦИЮ КАРТИНЫ В. М. ВАСНЕЦОВА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать,

А потом они в тетрадках будут буковки писать.

Мы наши пальчики свели и вытянули ручки,

Ну а потом мы от земли отталкиваем тучки!

Выделять существенную информацию

из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять

актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять выс-

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

У нас в гостях звуки, которые содержатся в словах-отгадках.

На овчарку он похож:

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк.)

По пустыне я иду

И с собой везу еду.

Хоть не жадный я совсем,

Выполняют чистописание.

В Ва Ву Вя Вё Ви Во Ве Вю вм вм вд вр вл вв в

Л Ла Лу Ля Лё Ли Ло Ле Лю лм лм лд лр лл лв л

Записывают слова: аллея, вагон, везде, вокзал, вчера, железо, завтра, издалека, календарь, каникулы, килограмм, корабль, лучше, металл, медленно, налево, направо, овца, салют, сверху, свитер, сеялка, слева, тарелка, телефон, человек.

Дают характеристику звукам.

Звук [л] – согласный, звонкий непарный, твердый парный.

2

3

4

Но не поделюсь ни с кем.

Даже с тем, с кем я дружу –

Я в горбах ее вожу .

7 стр., 3297 слов

Когда и где используются устаревшие слова. рассуждение : зачем ...

... устаревшие слова. "Являлись челобитчики к царю и жаловались на воевод, и говорили, что отнимают они у них поместья, а потом ... из текста) Итак, цитаты важны в речи, особенно в рассуждении. Роль риторических вопросов в тексте. Риторические вопросы – это ... сочинений кого – либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли. Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ...

(Верблюд.)

Какое это звуки? (Звуки [ в’ ] и [ в ] , [ л’ ] и [ л ] .)

Дайте им характеристику.

Запишите буквосочетания.

Запишите словарные слова, которые содержат звуки [в’] и [в], [л’] и [л].

Звук [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.

Звук [в] – согласный, звонкий парный, твердый парный.

Звук [в’] – согласный, звонкий парный, мягкий парный.

казанные мнения по существу полученного задания. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы

Работа над словами с непроверя

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

Отгадайте загадку:

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдете без труда.

(Картина.)

(См. РМ, Приложение 3.)

Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «картина»

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом

2

3

4

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Прочитайте тему урока.

Сегодня на уроке у нас необычная работа. Мы познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке»

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

Принимать

и сохранять учебную цель

и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

2 стр., 504 слов

По картине Билибина Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка

... финал этой сказки. Описание картины Билибина – Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка 3 класс На картине Ивана Яковлевича Билибина “Иван-царевич и лягушка-квакушка” изображена сцена из известной русской сказки “Царевна лягушка”. Именно в этот момент Иван-царевич понимает, что ему ...

в устной форме

IV. Подготовка к восприятию картины.

Знакомство

с биографией художника.

Рассказывает о творчестве автора, показывая портрет художника.

С творчеством В. М. Васнецова мы с вами еще не знакомы. Сегодня у нас есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.

В. М. Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец, священник, был страстным любителем природы. Он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам – Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Всё это не могло не оказать влияние на развитие его таланта. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями

Слушают рассказ учителя, рассматривают портрет автора. Задают вопросы о творчестве художника.

Заранее подготовленные ученики читают отрывок

из стихотворения Ивана Сурикова «Детство».

И начну у бабки

Сказки я просить;

И начнет мне бабка

Сказку говорить:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал;

Как ему невесту

Серый волк достал…

А во сне мне снятся

Чудные края.

И Иван-царевич –

Это будто я.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

2

3

4

были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.

Рассмотрите картины В. М. Васнецова и послушайте слова А. И. Успенского, сказанные им о художнике: «Тщательно изучивши нашу древность, русский быт и все формы древнерусского художественного творчества, Виктор Михайлович Васнецов является неподражаемым в изображении деталей русского костюма, убранства, украшения и вооружения, начиная с древнейших времен».

Сегодня мы познакомимся с картиной В. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».

Определите тему картины.

Вот передо мною

Чудный сад цветет;

В том саду большое

Дерево растет.

Золотая клетка

На сучке висит;

В этой клетке птица,

Точно жар, горит;

Прыгает в той клетке,

Весело поет;

8 стр., 3585 слов

По картине Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”

... Художник как бы намекает, что все закончится благополучно. Мне эта картина очень понравилась. Картина В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» – сочинение за 4 класс Виктор Васнецов написал картину к народной сказке « Иван-царевич и Серый волк». На этой картины мы видим как Иван-царевич ...

Ярким, чудным светом

Сад весь обдает.

Вот я к ней подкрался

И за клетку – хвать!

И хотел из сада

С птицею бежать.

Но не тут-то было!

Поднялся шум, звон;

Набежала стража

В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили

И ведут меня…

И, дрожа от страха,

Просыпаюсь я…

2

3

4

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 133)

Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».

  • Она переносит нас в сказочный мир. Написана картина на сюжет одной из любимых русских народных сказок художника. Какой эпизод из сказки вы вспомнили?

Понравилась ли вам картина? Почему?

Рассматривают репродукцию картины В. М. Васнецова в учебнике. Пересказывают эпизод из сказки. Отвечают на вопросы

V. Анализ картины как произведе

Задает вопросы с целью помочь учащимся выполнить анализ картины как произведения искусства.

Какой фрагмент русской народной сказки запечатлен художником?

Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Составьте предложения.

Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.

  • Опишите персонажей картины: выражения их лиц, одежду, позу, состояние. Выразите свое отношение к героям, к картине в целом.

Обратите внимание, что герои картины как бы заключены в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого Волка. Красный цвет позволяет художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

Отвечают на вопросы. Рассматривают картину. Выделяют художественные средства. Определяют идею картины.

  • Художник выбрал для изображения волнующий и тревожный момент, когда Иван-Царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони.

Описывают, что видят на картине – это Серый Волк, Иван-Царевич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес.

По позе, по выражению лица Ивана-Царевича видно, что он опасается погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо его выражает тревогу и в тоже время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Серый Волк быстро мчится вперед.

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

2 стр., 615 слов

Описание по картине Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»

... Ивана Грозного, художник всюду видел образ царя, слышал его властный голос, тяжелую поступь его шагов и удары посоха. В глазах убежденного монархиста Васнецова Иван ... личности, взирающей на зрителя с картины Васнецова. Большое внимание уделил художник написанию фона картины. В отличие от монаршего одеяния, ... врага – князя Курбского, не раз гулял он по спинам неугодных бояр, ему же было суждено прервать ...

в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовы

2

3

4

Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.

Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку? Кто главный герой картины?

Какие изобразительно-выразительные средства использует художник?

Какое значение имеет фон картины?

Как художник относится к своим героям? Почему?

Много ли на картине света, воздуха?

Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.

На чьей стороне лес, деревья?

Высказывают свои мысли и чувства.

Конечно же, главным героем является Серый Волк, который спасает от погони своих друзей.

Фон картины передает настроение героев.

Света не очень много, так как наших героев окружает дремучий лес, но все-таки достаточно. Символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца становится нарисованная художником яблонька.

Деревья-великаны встают непроходимой стеной.

Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им.

Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль

по результату

Составление плана.

Проводит работу по составлению плана текста. Задает вопросы по картине.

Составьте план нашего текста.

Предлагаю план вынести на доску.

Работают над планом текста в парах и самостоятельно. Записывают лучшие формулировки пунктов плана на доске и в тетрадях.

1. Васнецов – художник-сказочник.

2. Стремительная скачка.

3. Серый Волк – сказочный помощник.

4. Тревожное настроение.

5. Красота Ивана-Царевича и Елены Прекрасной.

6. Красочность одежды персонажей.

2

3

4

7. Образ дремучего леса.

3 стр., 1477 слов

По картине Васнецова Иван Царевич на Сером волке 4 класс

... Третьяковской галерее. На картине изображён бесстрашный Иван Царевич, который мчится на сером волке по лесной чаще, крепко прижимая к себе спасённую из плена Кощея Бессмертного Елену Прекрасную. Главные герои выделяются на фоне мрачного ...

8. Добро побеждает зло.

Упражнение «Если бы художником был я…»

Проводит упражнение на развитие творческих способностей «Если бы художником был я…».

Нарисуйте в вашем воображении картину на тему русской народной сказки.

Какой момент выбрали для изображения?

Где и в какой взаимосвязи расположены фигуры действующих лиц, предметы?

Каким образом выделено главное действующее лицо?

Какими выразительными средствами подчеркнута грозящая героям опасность?

Как показали на своих «картинах», что добро победит зло?

Участвуют в выполнении упражнения «Если бы художником был я …». Отвечают на вопросы

VI. Лексико-орфографическая подготовка.

Организует, Предлагает учащимся текст с пропущенными буквами на карточке или на интерактивной доске.

  • Восстановите текст. Вставьте пропущенные буквы в тексте и объясните их

Объясните значение словосочетания «дремучий лес». Можно воспользоваться толковым словарем.

На практике применяют способы действия по правилу, пользуются алгоритмическими предписаниями, инструкциями. Вставляют пропущенные буквы в предложенный учителем текст. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работают со словарями.

Дремучий лес – густой и темный, труднопроходимый.

Понимать

на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

2

3

4

  • Когда мы пишем изложения и сочинения, мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать синонимы к словам «волк», «Елена Прекрасная», «Иван-Царевич», «лес».

(Героев: Елена Прекрасная, Иван-Царевич, Серый Волк; лес.)

Опишите героев картины. Какая Елена Прекрасная? Какой Иван-Царевич? Какой Серый Волк?

Опишите лес.

Подбирают синонимы к словам.

Волк зверь, волчище .

Елена Прекрасная, Иван-Царевич

Лес чащоба, чаща .

Описывают образ главных героев картины.

Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная., Иван-Царевич: смелый, мужественный, правильные черты лица, губы сжаты., Серый Волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится., Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота.

Аргументировать свою позицию, точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения

5 стр., 2136 слов

Васнецов «иван-царевич на сером волке» описание картины, анализ,

... персонажей, счастливый конец. Хочется быть как Иван Царевич, таким же сильный, смелым и красивый, как Елена Прекрасная, такой же изящной и доброй и Серым волком, ... Сочинение Иван Царевич на Сером волке описание по картине Васнецова Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была подарена всемирному искусству В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету все известной народной истории «Иван-царевич и Серый Волк». ...

соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информа цию.

Словарно-лексическая работа

Объясните значение слов, записанных на доске.

Сафьяновый, скатный, парча, голевой, кафтан, кушак, яхонт, червленый.

Объясняют значение слов, записанных на доске.

Сафьяновый

Скатный крупный, ровный, высокого качества

(о жемчуге).

Парча плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями.

Голевой вытканный золотыми нитями.

Кафтан старинная мужская верхняя долгополая одежда .

Кушак пояс из куска ткани или связанный из шнура .

2

3

4

  • Используя данные слова, опишите одежду и оружие Ивана-Царевича, не забывая о художественных средствах.

Как одета Елена Прекрасная?

Яхонт старинное название драгоценных кам-

ней – рубина и сапфира.

Червленый 1. Багряный, ярко-красный. 2. Красивый .

Иван-царевич одет в парчовый (расшитый золотом) кафтан, подпоясан синим кушаком. На руках

у него узорчатые рукавицы. Голову покрывает царская шапка, отороченная мехом. На ногах – красные сафьяновые сапоги. Червленый меч словно летит вслед за хозяином.

На Елене Прекрасной голубое атласное (шелковое) платье с узким поясом, украшенным камнями. Платье девушки украшает широкая золотая кайма. На голове ее драгоценный яхонтовый убор (яхонтовая корона).

На шее ожерелье из скатного жемчуга. Ножки обуты в расшитые золотом сафьяновые сапожки

11 стр., 5078 слов

Слово как опорный образ поэтики Иосифа Бродского

... слова и образы одинаково сохраняются во времени, и сохраняет их сам поэт «словами прощенья и любви», заполняя тем самым время. Вообще Время также стоит в ряду важнейших образов лирики Бродского, и ... хотя бы размышлениями на эту тему и занимается лирический герой Бродского. Привести мир в состояние гармонии можно всего лишь систематизацией слов и понятий, но как сложно найти подходящее, ...

VII. Самостояте льная работа учащихся по написанию сочинения

Организует устное сочинение текста.

Чтобы нам удобнее было пересказывать текст

и в дальнейшем писать его по плану, необходимо выбрать слова-помощники – опорные слова. Выберите вместе опорные слова к каждой части плана.

Перескажите текст по плану, используя опорные слова

Называют опорные слова по тексту.

Составляют устный рассказ по картине (2–3 ученика)

Делать выводы, извлекать информацию

из различных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/miniatyura-rassmotrite-reproduktsiyu-kartinyi-alekseya-gavrilovicha/

Продолжение табл.

2

3

4

VIII. Итог урока. Рефлексия

Домашнее

задание

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

  • С каким произведением мы сегодня познакомились? Почему в названии сказки словосочетание «серый волк» написано с маленькой буквы, а в заглавии картины Васнецова – с заглавной?
  • Удалось ли вам в своих работах передать чувства, которые испытывал художник во время написания картины ?
  • Предлагаю трем ученикам зачитать свои сочинения, а мы внимательно послушаем и проанализируем.

Кому удалось последовательно построить предложения, избегая повторов слов?

Были ли у кого-то недочеты? Какой совет по их устранению вы бы хотели дать?

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

Выполнить задание 117 в рабочей тетради, упражнение 1 из раздела «Проверь себя»

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Продолжают фразы:

Я почувствовал, что…

Было интересно…

Меня удивило…

Своей работой на уроке я…

Материал урока мне был…

Мне захотелось…

Мне больше всего удалось…

10 стр., 4771 слов

Чему научила мальчика учительница Лидия Михайловна? (В. Распутин. ...

... и помни». Стала читать «Уроки французского» — и обомлела: ведь Лидия Михайловна, это, по всему выходит, я? Но чем дальше читала, тем больше убеждалась, что образ этот собирательный, только тогда ... объясняются просто: она в обиде на прессу. В сюжете, показанном одной из местных телекомпаний, его авторы прямо заявили, что, мол, не будь Лидии Михайловны, не стал бы Валентин ...

Мое настроение…

Заставил задуматься…

Навел на размышления…

Могу похвалить своих одноклассников…

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи