Как сочинить текст песни? Практические советы поэта-песенника новичкам в творчестве

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его. В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

30 стр., 14722 слов

Особенности собирания и исследования устного народного художественного ...

... и исследования устного народного художественного творчества в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: Изучить и проанализировать литературу по теме курсовой работы. Проанализирова понятие устного народного творчество в России. ...

Конспект урока по музыке для 2 класса

Тема урока:

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

Тип урока:

комбинированный.

Цель урока:

ввести детей в разнообразный мир народной и композиторской музыки.

Задачи урока:

  1. Учить различать музыку композиторскую и народную по стилевым особенностям; уметь выделять выразительные средства в развитии музыки; различать тембры звучания музыкальных инструментов.
  2. Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской народной песне. Понимать народное творчество как основу для создания произведений композиторами.

Ход урока

  1. Организационный момент
  • Вход под р.н. «Камаринская»
  • Музыкальное приветствие
  1. Актуализация знаний

Учитель:

Дорогие ребята! В начале нашего урока звучала музыка. Вы узнали это музыкальное произведение? (Да, это плясовая «Камаринская»)

Предположите, кто автор этой музыки? (народ) Почему вы так решили? (мы знакомились с этим музыкальным произведением на прошлых уроках)

Ребята, а кто ещё сочиняет мелодии, пишет музыку (композиторы).

А как вы думаете, могут ли композиторы использовать народную музыку в своём творчестве? (могут, не могут).

узнаем, что такое музыка в народном стиле, научимся различать композиторскую и народную музыку).

Давайте теперь послушаем произведение в народном стиле, которое называется «Камаринская». Ваша задача внимательно послушать и попробовать определить, чем же это произведение отличается от р.н. плясовой, которую мы услышали в начале урока

слушание «Камаринской П.И.Чайковского

»).

Какие инструменты вы услышали? (ответы)

Раз эта музыка в народном стиле, значит, у неё есть автор?

Посмотрите, пожалуйста, на доску, я думаю, что вы без труда назовёте имя композитора.

Да, это П.И.Чайковский. (фото Чайковского)

Композитор П.И.Чайковский использовал интонации народных песен, плясок в своих произведениях, писал музыку в народном стиле.

П.И.Чайковский родился в г.Воткинске, там же находится дом-музей П.И.Чайковского. На Родине он встретился и полюбил народную музыку ещё в раннем детстве.

Много народной музыки обработано композиторами для симфонического оркестра, фортепиано. Благодаря композиторам, народная музыка превратилась в серьёзные музыкальные произведения. В будущем на уроках музыки мы будем встречаться с вами с подобными музыкальными произведениями и познакомимся со многими музыкальными композициями.

Я предлагаю вам пропеть несложную мелодию, со словами «Ходит месяц над лугами» (поём).

Это музыкальное произведение написал С.С.Прокофьев. Давайте впишем его в таблицу, как пример музыки сочинённой в народном стиле.

16 стр., 7774 слов

Развитие познавательного интереса младшего школьника на уроке музыки

... различных методов в формировании познавательного интереса младших школьников к уроку музыки. 3. Выявить дидактические основы развития познавательного интереса младших школьников ... — данное «чувственное положение, взаимосвязанное с реализацией познавательной работы и характеризующееся побудительностью данной работы»; Доктор педагогических наук Щукина Г. И. познавательной заинтересованностью ...

Сейчас я включу фрагмент этого музыкального произведения, а ваша задача внимательно послушать и определить, какой инструмент исполняет данное музыкальное произведение.

Слушают (фортепиано).

Вокальная работа

А сейчас мы сами станем исполнителями народных песен.

Напоминаю вам, что р.н. песня исполняется свободно, весело, на улыбке. Во время исполнения песни вам нужно внимательно слушать, себя, аккомпонимент и своего соседа.

Предлагаю вам оценить своё пение (макс.оценка 5

баллов).

Ой вставала я ранешенько

В начале урока мы немного сомневались, что композиторы пишут музыку в народном стиле, а теперь мы убедились, послушав музыкальные произведения П.И.Чайковского.

И запишите Д/З: вам нужно придумать коротенькую песенку и красиво, красочно её оформить.

О, вставала я ранешенько, Умывалася белешенько. Припев:

Ой, ли да-ли, калинка моя,В саду ягода-малинка моя!

Надевала черевики на босу, Я гнала свою корову на росу. Припев. Я гнала свою корову на росу… Повстречался мне медведь во лесу. Припев. Я медведя испугалася, Во часты кусты бросалася. Припев. Ты, медведюшка-батюшка, Ты не тронь мою коровушку. Припев. Ты не тронь мою коровушку, Не губи мою головушку! Припев. Я коровушку доить буду, Малых детушек поить буду. Припев. Ох, мать, моя матушка, Ты зачем меня на свет родила? Припев. Уж ты умную, таланливую, Чернобровую, догадливую? Припев.

О, вставала я ранешенько, Умывалася белешенько. Припев:

Ой, ли да-ли, калинка моя,В саду ягода-малинка моя!

Надевала черевики на босу, Я гнала свою корову на росу. Припев. Я гнала свою корову на росу… Повстречался мне медведь во лесу. Припев. Я медведя испугалася, Во часты кусты бросалася. Припев. Ты, медведюшка-батюшка, Ты не тронь мою коровушку. Припев. Ты не тронь мою коровушку, Не губи мою головушку! Припев. Я коровушку доить буду, Малых детушек поить буду. Припев. Ох, мать, моя матушка, Ты зачем меня на свет родила? Припев. Уж ты умную, таланливую, Чернобровую, догадливую? Припев.

Жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины . Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные — масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).

    44 стр., 21663 слов

    «Когда мы были на войне…» и статьи о стихах, песнях, прозе и ...

    ... и иные военные стихи Исаковского, ставшие песнями: «До свиданья, города и хаты…», «Ой, туманы мои, растуманы…». Можно воскликнуть: да кто ж не знает всех этих сочинений! Сегодняшний ответ: ... Исаковского народна по природе, напевна, ей свойственна глубокая внутренняя мелодичность». Действительно: чтобы стать музыкой, песней — стихи должны ею быть . Мелос заключён в самой сути лучших стихотворений ...

  • Обрядово-семейные — свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические . Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).

  • Частушки . Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).