Синтез искусств в творчестве В. Высоцкого

1980 год 25 июля. В разгаре лето. Олимпийские игры в Москве. Около шести часов вечера, практически одновременно, изо всех окон зазвучал Высоцкий. Официального сообщения о смерти не было, только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Тем не менее, эта горькая весть облетела мгновенно всю страну. Похороны стали скорбным протестом десятков тысяч людей против безвременья «застоя», косности власти и бюрократии, «загнавшим» своего обличителя до смерти.

Чем больше времени нас отделяет от безвременной гибели Владимира Высоцкого, тем более отчётливо обозначается масштаб его роли в формировании народного самосознания в глухую пору семидесятых. Кем же он был, прежде всего — артистом, певцом, бардом, поэтом? Что сформировало его как личность, гражданина, человека? Что или кто повлиял на его творчество?

В жизни, творчестве В. Высоцкого и по настоящий день остаётся много «белых» пятен. Этому способствовало одновременно и нежелание властей публиковать материалы о жизни кумира миллионов поклонников, и желание самого актера не афишировать свою личную жизнь. Однако, спустя годы, из-за неослабевающего интереса к личности поэта, сведения о родителях, детстве, выборе жизненного пути, друзьях, творчестве появились и в печатных изданиях, а теперь и в Интернете.

Владимир Семёнович Высоцкий родился в Москве, «Дом на Первой Мещанской, в конце» — согласно его же свидетельству из песни «Баллада о детстве». Мама — Нина Максимовна Серегина и отец Семён Владимирович Высоцкий прожили вместе около 5 лет, развелись, а потом вступили во вторые браки.

После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном…». Здесь судьба и свела его, с компанией типичной городской молодёжи 50-х, чьё детство пришлось на тяжёлые военные годы, юность — на «оттепель», а зрелость — на унылый «застой». В годы юности Высоцкого была в ходу блатная романтика — наследие сталинского Гулага. Ни одна дворовая компания не обходилась без гитары и душещипательных песен о Колыме, Воркуте, Мурке, а также довоенных романсов Козина и Петра Лещенко. Так в жизни Высоцкого появилась гитара. Несмотря на посещение в драмкружка, решение стать актёром он принял лишь в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год.

Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили к сессии в МИСИ. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и вылил из неё остатки на свой чертёж. «Всё, буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это — не моё …»

13 стр., 6103 слов

Влияние художественного слова на развитие речи детей 5 года жизни

... Изучить понятие и значение художественного слова для развития ребенка. Раскрыть понятие художественного слова, как средство влияния на развитие речи ребенка. Изучить особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста. Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты ...

1. Творчество поэта Высоцкого

У каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть «свой Высоцкий», есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее. «Свой Высоцкий» есть и у меня.

Мне хотелось бы проанализировать творчество Высоцкого шаг за шагом. Проследить его взросление, становление, возмужание. Начиная от простых песен, написанных в духе времени в жанре «городского романса» или как их ещё называют «блатные», до замечательных стихов, которые заняли почётную нишу в русской поэзии и поместились на одной полке с такими мастерами русского слова, как Пушкин, Лермонтов, Есенин. Кстати между творчеством и судьбами Пушкина и Высоцкого можно провести параллель. Пушкин был любимым поэтом Высоцкого и поэтому не случайно, что посмертная маска Пушкина находилась на рабочем столе В.С. Высоцкого.

1.1 Первые песни

Но начнём с самого начала. Первые свои песни Володя писал для своих близких друзей в жанре «городского романса». Эти песни являлись отражением того времени, ведь 40-50 годы — это время сталинских репрессий, время войны и разрухи, голода и холода, нищеты, но всё-таки большой веры в настоящее и лучшее будущее. Дань и память сталинским репрессиям Высоцкий отдаст позже в песне «Банька по-белому», а пока большое количество заключённых и освободившихся из тюрем не могли не создать свой собственный песенный жанр — «Блатная песня», которого и придерживался в своих первых песнях Володя Высоцкий. Они были написаны по услышанным рассказам бывших заключённых, да и просто огромный талант поэта позволил ему где-то домыслить, где-то представить, как могло всё быть, как есть на самом деле. Героями этих песен были люди, так или иначе нарушавшие закон: домушники, щипачи, рецидивисты, шулера. Эти песни написаны с юношеским задором и огромным юмором. В песнях Высоцкий не превозносил блатную жизнь, не восхищался ей, а просто показал, что она существует, что её породила сама система. За блатной оболочкой прослеживаются темы дружбы и продажности, любви, сострадания к этим людям, зачастую маленькие факты автобиографии:

«Я рос как вся дворовая шпана

Мы пили водку, пели песни ночью…» 1

или

«Я вырос в Ленинградскую блокаду,

Но я тогда не пил и не гулял

Я видел, как горят огнём Бадаевские склады

В очередях за хлебушком стоял» 2

Эти первые песни исполнялись в узком кругу друзей, вечером на кухне, но благодаря началу магнитофонной эры быстро вышли за его пределы и разлетелись по всей стране. Они и проложили дорогу тогда ещё молодому, но очень талантливому поэту.

Блатные принимали его за своего, то есть человека сидевшего в тюрьме. Говорили, что слышали эти песни раньше, что они написаны ещё до революции и т.д. В этом и был талант. Высоцкий смог примерить на себя шкуру другого, влезть в неё и почувствовать окружающий мир, так как его чувствует описываемый им человек, в созданной для него ситуации. Конечно же, здесь сыграл огромную роль и актёрский талант Володи.

6 стр., 2624 слов

Анализ песни Высоцкого В.С. «Песня о друге»

... и «Дорожная история», и морские песни, и «альпинистские» песни, написанные для кинофильма «Вертикаль» – «Прощание с горами», «Песня о друге» и многие другие. Песня о друге Высоцкий и в этом, и в ... история песни Песни об испытании личности. «Песня о друге» И в мирное время Высоцкий испытывает своего лирического героя в экстремальных ситуациях, на изломе событий, в которых сущность человека проявляется ...

1.2 Песни о дружбе

Следующий этап творчества В.С. Высоцкого наступает с момента поступления в Московский театр драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимова, где поэт проработал до самой смерти. Играя в театре, Высоцкий начинает писать песни для спектаклей, а так же для кинофильмов. Очень часто песни созданные им оказывались как бы на несколько размеров больше самого спектакля или фильма. И каждый раз у этих песен начиналась своя жизнь. Они сразу же шли к людям, шли, будто бы минуя сцену и экран.

Одними из таких песен являются песни, написанные к кинофильму «Вертикаль». Был такой вроде бы не плохой фильм. Был и прошёл. А песни написанные Владимиром Высоцким для этого фильма, остались. Для альпинистов они стали как бы гимном. Строчки из этих песен выбивали на могилах погибших альпинистов их друзья.

«Если друг оказался вдруг

И не друг и не враг, а так

Если сразу не разберёшь

Плох он или хорош…» 3

Эти песни пронизаны героизмом тех людей, которые занимаются этим опасным видом спорта. Но опять таки это только оболочка, за которой видна главная тема — дружба, взаимовыручка, мужество идти до конца и ни когда не сдаваться. Эта тема присуща всему творчеству Высоцкого. Для своих песен он всегда выбирает ситуации, когда люди рискуют жизнью, когда они «вдоль обрыва, по над пропастью, по самому по краю». Высоцкий на своих выступлениях часто говорил, что ему нравится писать, когда что-то происходит, маленькие происшествия из жизни и не любит писать, когда люди сидят, едят, смотрят телевизор, т.е. ни чего не делают. Хотя и это он часто высмеивал в своих шуточных песнях.

После «Вертикали» в народ ушли такие замечательные песни: «Скалолазка», «Песня о друге», «Прощание с горами». Песни, которые давали толчок к покорению новых жизненных вершин.

«Так оставьте ненужные споры —

Я себе уже всё доказал:

Лучше гор могут быть только горы

На которых ещё не бывал.» 4

1.3 Военные песни

высоцкий песня поэт кино

Огромное значение в творчестве Владимира Высоцкого занимают песни, написанные на тему о войне. Почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, всё-таки пишет о ней, более того — не может не писать? Поэт считал, что пусть война давно закончилась, но в памяти народа должна остаться вечная память о погибших в боях за Отечество.

«Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы

Все судьбы в единую слиты.

У братских могил нет заплаканных вдов,

Сюда ходят люди по крепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?..» 5

Песни Володи Высоцкого о войне — это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, злых и добрых одновременно. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину. Такие не подведут. И опять таки это возможность для актёра примерить и сыграть новые роли, побывать на месте того человека из тех времён и окунуться в события тех лет. Высоцкому это удалось. Удалось на славу.

3 стр., 1133 слов

Химия в повседневной жизни человека — роль, значение и ...

... здоровья пользоваться всеми достижениями современной химии. Польза химии Вещества, полученные химическим путем, используют в медицине. Они помогают сохранить больным людям жизнь, поддерживают здоровье. Одно из ... пленок (накипи) в кислой среде. Химия и человеческий организм Человек – это сложная система, состоящая из различных элементов и органических веществ. Но требуется постоянное их пополнение. ...

«Наши мёртвые нас не оставят в беде,

Наши павшие — как часовые.

Отражается небо в лесу, как в воде,

И деревья стоят голубые». 6

На концертах ветераны войны плакали, дарили ему цветы и подарки. В своих письмах участники тех военных событий спрашивали Высоцкого, где он воевал, с кем был в одном полку. Они принимали молодого парня, не принимавшего участия в боях за своего, за однополчанина. Для поэта это была самая большая награда. Высоцкого очень трогали эти письма, и он часто говорил: «Лучше получать письма, где тебя принимают за своего, однополчанина, чем письма, где тебя считают товарищем по камере». И он благодарил людей новыми песнями, новыми ролями в театре и кино.

Одна из таких ролей это роль в спектакле «Антимиры». Этот спектакль был посвящён всем молодым поэтам и писателям, не вернувшимся с войны. Это не в прямом смысле спектакль. Просто актёры выходили и читали стихи молодых поэтов, не по годам мудрые и поэтичные, раскрывающие героизм всей страны и каждого солдата в частности. Жаль только, что авторы сами не смогли читать их со сцены. Им и посвящена эта постановка. Высоцкий в этом спектакле исполнял свои песни и читал свои стихи наряду со стихами других поэтов.

Своей военной тематикой Володя Высоцкий как бы извинялся за то, что не имел возможности принимать участия в боях.

«Я кругом и навечно виноват перед теми

С кем сегодня встречаться почёл бы за честь

Но хотя мы живыми до конца долетели

Жмёт нас память и мучает совесть

У кого, у кого она есть». 7

Можно рассказать о войне всю правду. Показать все её ужасы и весь её трагизм, но ни у кого не получится докопаться и показать её с таких неожиданных сторон, как мог это сделать Владимир Семёнович Высоцкий. Мы можем видеть войну не только глазами солдат, но и боевого истребителя:

«Я Як истребитель, мотор мой звенит

Небо — моя обитель

А тот, который во мне сидит

Считает, что он — истребитель…» 8

Мы можем видеть войну глазами заключённых штрафных батальонов:

«Считает враг: морально мы слабы, —

За ним и лес, и города сожжены.

Вы лучше лес рубите на гробы

В прорыв идут штрафные батальоны». 9

Штрафные батальоны у Высоцкого — символ трагического героизма. Он не хочет разбираться, почему люди туда попали. Он ощущает как свою, их готовность погибнуть за родину, ставшую к ним суровой.

Даже есть одна шуточная песня про человека, которого должны расстрелять, написанная от его имени. Кстати песня, имеющая под собой реальную основу: «Тот, который не стрелял».

«Я вам мозги не пудрю,

Уже не тот завод:

В меня стрелял поутру

Из ружей целый взвод». 10

Песни Высоцкого о войне в тоже время и непременно о Земле. Земля тогда была бескрайним полем боя. Земля теперь может стать жертвой последней войны.

«Материнства не взять у Земли

Не отнять, как не вычерпать моря.

Кто поверил, что Землю сожгли,

Нет, она почернела от горя». 11

5 стр., 2034 слов

Лирика В. С. Высоцкого (обзор песен)

... Философская лирика Высоцкого — это раздумья о природе бытия и сущности человека («Мой Гамлет», «Прерванный полет», «Чужая колея», «Песня про ... «По­ездка в город» (1969). Незамысловатый сюжет песни передает суть обывательской психологии: из отдаленной провинции в Москву ... первые ряды» и др.). Стихотворение «Гамлет» было написано Высоцким в 1972 году. К этому времени он сыграл роль ...

Убить неубиваемое, расстрелять вечное. У Высоцкого есть песня «Расстрел горного эха». Зачем понадобилось расстреливать эхо? От злобы? Ради потехи? Чтоб не было свидетеля, разносящего слух? Стреляют нелюди. Фашисты для Высоцкого не люди в победном своём марше, а лишь номера: первый — второй. А эхо — живое. Оно и сейчас несёт нам голос Высоцкого.

«Должно быть, не люди, напившись дурмана и зелья, и зелья,

Чтоб не был услышан ни кем громкий топот и храп, топот и храп,

Пришли умертвить, обеззвучить живое, живое ущелье —

И эхо связали, и в рот ему сунули кляп». 12

1.4 Песни-роли

Многие песни Высоцкого чем-то похожи на роли. Роли из ни кем не поставленных и более того — ни кем ещё не написанных пьес. Пьеса с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра, послезавтра. Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно. И поэтому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем.

Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей: смешных и серьёзных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способность мыслить и манеру говорить.

Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. При чем все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Высоцкий вроде бы и не обращал на это, ни какого внимания. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои всегда неожиданные, разноплановые, злободневные — «песни — роли».

Мы видим поэта, который пытается бороться. Который пытается сойти с той колеи, по которой идут все, идут прямёхонько в тупик.

«Сам виноват — и слёзы лью,

И охаю

Попал в чужую колею

Глубокую

Я цели намечал свои

На выбор сам

А вот теперь из колеи

Не выбраться». 13

Поэт призывает:

«Эй, вы! Задние! Делай, как я

Это значит — не надо за мной

Колея эта — только моя

Выбирайтесь своей колеёй». 13

В своих стихах он примеряет себя не только к людям, но и к животным. У него есть две замечательные песни: «Охота на волков», «Охота с вертолета». За образом загнанного егерями волка — вожака бесстрашно прорывающегося за флажки, мы видим самого Высоцкого.

«Рвусь из сил и из всех сухожилий

Но сегодня — опять, как вчера, —

Обложи меня. Обложили!

Гонят весело на номера!» 14

«Охота на волков» — гимн свободе и борьбе за неё.

«Наши ноги и челюсти быстры

Почему же, вожак, дай ответ-

Мы затравленно мчимся на выстрел

И не пробуем через запрет?!» 14

Эта песня пришла, когда так думали все. И он сказал за всех. Ещё одна песня написана от имени коня «Иноходец», которая чётко и ясно раскрывает позицию Высоцкого «не как все».

«Я скачу, но я скачу иначе,

По камням, по лужам, по росе,

Бег мой назван иноходью, значит

38 стр., 18765 слов

Крылатые слова и выражения в бардовской песне

... авторской песни. Яркая театрализация песен наблюдается и у В. Высоцкого. 50-60 годы ... ОСОБЕННОСТИ И КОРНИ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ 1.1 Истоки российской бардовской песни Песни бардов до середины ... стихи свои, гитара своя, голос свой. «Грузин московского разлива» ... песни вплоть до сегодняшнего дня не избалован вниманием специалистов-исследователей. Обратимся к ее корням. С древних времен музыка играла большую роль ...

По — другому, то есть не как все». 15

2. Удивительный голос

Исполняя песни, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи. И казалось ещё секунда и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадёт, задохнётся, умрёт прямо на сцене.

Казалось на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал. Пел, как кричал, потому что что-то в нём кричало. За нас за всех крик. Голос — всегда изъявление души. Голос Высоцкого — щедрый, расточительный подвиг. А ведь расчетливых подвигов и не бывает.

За то его следующая песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она ещё больше западала в душу. Высоцкий только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно. Он выбрал себе манеру исполнения с длящимися, но жёсткими согласными, раскатистым «Р», открыто и ясно звучащими гласными. Он сделал это естественной частью глубоко личного, оригинального и эмоционально насыщенного исполнения. В жизни он говорил, совершено не так — тихо, мягко, с застенчивой улыбкой, богатым набором лукавых, насмешливых интонаций. На сцене его голос достигал последних рядов балкона. Так удивительно ли, что народ признал своим и Высоцкого и его голос. Да как ещё признал.

Он пробовал себя в различных интонациях, он искал себя для своих песен всё новые и новые краски, новые детали, и поэтому его песни имеют несколько вариантов, изменений, сокращений. И в этом тоже он, Высоцкий, — его натура, его неудовлетворённость собой, его способ творчества.

Музыка для Володи подчас служила лишь аккомпанементом. Он писал много текстов, и ему не хватало времени, требовательности отрабатывать мелодию. Он часто «ломал» её, подгонял под рифму стиха, что парой получалась не удачно. Но он так мастерски исполнял свои песни, что звуковой ряд уходил на второй план, оставался смысл строк. Это музыкальная грубоватость и вызывала у слушателей особое доверие к его песням, притягивала к ним.

2.1 Песни о России

Как гражданин своей страны, Высоцкий не мог не писать о России и своём народе. В цикле песен о России: «Кони привередливые», «Купола», «Дом», «Как по Волге матушке», — Высоцкий показывает всю любовь и нежность к своему народу, который столько страдал и страдает.

«Дом» это одна из лучших песен Володи Высоцкого, в которой очень чётко видна судьба России. Здесь «Дом» — это Россия. Поэт чётко показал, как люди маются, живут скученно, но и трагически разобщено. Они утеряли представление о нормальной жизни, о любви, о труде. Они не замечают, когда кто-то умирает или кого-то убивают. Они тоскуют толи по прошлому, толи по будущему, а в настоящем жить не умеют. Про прошлое выдумывают, то чего не было, а про будущее ни чего толком не знают. Они не разумны в своих действиях, но чего-то ещё хотят, на что-то надеются. В этом доме кипит своя энергия жизни. И лишь взглянув на этот дом как бы со стороны Высоцкий показал Россию и её народ. Но здесь видна надежда на единение и страстная тоска по лучшей жизни выраженная голосом Высоцкого:

6 стр., 2920 слов

Мой любимый поэт (В. Высоцкий)

... лет. Наша с вами память… Сочинение: Мой любимый поэт Владимир Высоцкий Есть поэты, творчество которых никого не оставляет ... Песни Высоцкого о войне – это прежде всего песни очень настоящих людей… Таким людям можно доверять и собственную жизнь, и Родину.» В стихотворении «Мы вращаем землю» словно звучат голоса ... ленты. В момент исполнения Высоцкий посылал песню в огромный мир. Песня его обретала силу ...

«Кто ответит мне, что за дом такой?

Почему во тьме, как барак чумной!

Свет лампад погас, воздух вылился

Али жить у вас разучилися?

Двери настежь у вас, а душа взаперти!

Кто хозяином здесь — напоил бы вином?!

А в ответ мне: — Видать, был ты долго в пути

И людей позабыл — мы всегда так живём.

Траву кушаем, век на щавеле,

Скисли душами — опрыщавели

Да ещё вином много тешились.

Разоряли дом — дрались, вешались…» 16

И конечно песня «Купола», которая до последнего слова пронизана болью за свою страну.

«Я стою, как перед вечною загадкою,

Пред великою да сказочной страною —

Перед солоно — да горько-кисло-сладкою,

Голубою, родниковою, ржаною.

Грязью, чавкая жирной да ржавою,

Вязнут лошади по стремена,

Но влекут меня сонной державою,

Что раскисла, опухла от сна». 17

Он поступил в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе.

Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семёнович считал учителем. Позже он напишет «Песню о Правде и Лжи» посвященную Окуджаве. Свои первые стихи и песни в стиле «дворовой романтики» Высоцкий начал писать в начале 60-х годов, Они не воспринимались ни самим автором, ни их первыми слушателями всерьёз, однако принесли Высоцкому первый успех среди таких же молодых актёров, как и он сам. В это время он работает сначала в театре им. А.С. Пушкина, затем в театре миниатюр. Радости от игры он не получал.

В 1964 году Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него «своим театром». «Ко мне в театр пришёл наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: «Я несколько своих песен написал, послушайте?». Я согласился послушать одну песню, то есть фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но, я слушал, не отрываясь полтора часа», — вспоминает Юрий Любимов, первый режиссёр Театра на Таганке.

Юрий Любимов отбирал, воспитывал и всячески поддерживал актеров, способных к синтетическому искусству. Умеешь петь — прекрасно, играешь на гитаре — вот тебе гитара. Кроме того, надо научиться акробатике, пантомиме, чтению стихов, психологическим этюдам — все это пригодится, из всего этого будет строиться спектакль. И он строился — по особым, сочетающим правду психологии с эксцентрикой, цирком, балаганом. Интересно описывает свою первую встречу с Высоцким — актёром его будущая жена Марина Влади в своей книге «Владимир или прерванный полёт».

«На сцене неистово кричит и бьется полураздетый человек. От пояса до плеч он обмотан цепями. Ощущение страшное. Сцена наклонена под углом к полу, и цепи, которые держат четыре человека, не только сковывают пленника, но и не дают ему упасть. Это 1967 год, я в Москве…и меня пригласили посмотреть репетицию «Пугачёва», пообещав, что я увижу одного из самых удивительных исполнителей — некоего Владимира Высоцкого. Как и весь зал, я потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актёра. Он играет так, что остальные действующие лица постепенно растворяются в тени.»

2 стр., 655 слов

Сочинение россия для меня это

... учёных, поэтов, писателей, имена которых золотыми буквами вписаны в Мировую историю. А для меня Россия – это городок в самом её сердце, где берёт начало великая русская река Дон, ... отдыха «Велегож», куда езжу каждое лето. Ой, а знаете, что для меня Россия? Это лето! Ведь лето – это маленькая жизнь, свободная, счастливая, доступная, которая может быть только у русских ...

Театр на Таганке всегда существовал в атмосфере творческого взрыва. Актёры не только играли в спектаклях, но и творили сами. В репертуаре театра на Tаганке, где работал Высоцкий и с которым была связана вся его жизнь, несколько спектаклей, в которых у него главные роли. Некоторые из них «на него» поставлены, без него могли не состояться. Он играет Шекспира, Брехта, Чехова, Есенина… В «Жизни Галилея» Брехта он восходил к вершинам озарения и свергался в бездны страха, открывал великую истину и отрекался от нее: был богом и рабом одновременно. Он играл свирепую диалектику силы и слабости — цену, которую платят первые за то, чтобы первыми быть. Он играл Галилео Галилея.

В коронной роли мирового драматического репертуара Высоцкий предстал как актер психологический. Ролью Гамлета он обнаружил умение играть добро, точнее, силу, которая нужна добру, чтобы не стать злом.

На шекспировском фестивале в Белграде, где участвовало более ста театров со всех концов света, в том числе и английские, Высоцкий за исполнение роли Гамлета получил главный приз. А во время гастролей театра в Париже его назвали лучшим Гамлетом.

Высоцкий вспоминал, что благодаря работе в театре на Таганке он не бросил писать стихи. Сочинительским, импровизированным способностям актеров давался полный простор. Это конечно, особая школа и особый театр. И именно поэтому, Высоцкий один из представителей такого «уличного» театра, легко, с какой-то безрассудной свободой шагает на эстраду. Все это он делает артистично, лихо, с идеальным чувством эстрадной формы, начала и конца номера, с тем блаженством одиночества на подмостках, которое как божий дар дается артистам эстрады. Но лучшее у Высоцкого, конечно, его песни. Кто-то сказал про него, что пол под ним ходит, когда он появляется на сцене. Особая пружинистость темперамента составляет суть его обаяния. Но когда он берет в руки гитару, когда успокаиваются его руки и ноги, становятся сосредоточенными обращенные к зрителям глаза — когда актер остается самим собой,- тут начинается самое интересное.

Я не возьмусь пересказывать содержание его песен, хотя лучшие из них — это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем. Грубоватая «уличная» манера исполнения, почти разговорная и в то же время музыкальная, сочетается с неожиданной философичностью содержания — это дает особый эффект. По стилю — это брехтовские зонги, перенесенные на нашу русскую почву.

Одной из первых оценку его творчества дала критик Н. Крымова. В январе 1968 года в журнале «Советская эстрада и цирк» она писала:

  • «…Высоцкий на эстраду выходит как автор песен — поэт и композитор. Театр сформировал этого актера по своему образу и подобию, в таком виде он и вышел на эстраду — шансонье с Таганки. Особый тип нашего, отечественного шансонье. Можно гордиться, что он наконец появился. Появился — и сразу потеснил тех исполнителей эстрадных песен, которые покорно привязаны к своим аккомпаниаторам, чужому тексту и чужой музыке. Новый живой характер не вошел даже, а ворвался на эстраду, принеся песню, где все слито воедино: текст, музыка, трактовка;
  • песню, которую слушаешь как драматический монолог. Песни Высоцкого в нем рождаются, в нем живут и во многом теряют свою жизнеспособность вне его манеры исполнения, вне его нервного напора, вне его дикции, а главное — заражающей энергии мысли и чувства, вне его характера.»

Исполнительский талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязненно обобщать виденное. В любимовских спектаклях всегда ощутимо активнее интеллектуальное начало, оно выносится прямо к публике, обращается к ее разуму. Высоцкий поет также — наступательно, обращаясь не куда-то поверх голов, вообще в зал, а прямо глядя в глаза тех, кто перед ним, завоевывая эти глаза, не отпуская их, подчиняя и убеждая. Агитационная суть театра, который он представляет, сказывается и в этом.

2 стр., 836 слов

Сочинение рассуждение экономика россии

... написаны на доске. При анализе проверенных сочинений учитель обязательно скажет, как дети представили каждую часть рассуждения в своих работах. 5. Написание сочинения в тетради набело. V Подведение ...

Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. В его песнях нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит к зрителю результат своих поисков, надеясь, что его поймут.

В 1977 году в серии «Актеры советского кино» вышел посвященный Высоцкому проспект, составленный И. Рубановой. Говоря о тех выразительных средствах, которыми пользуется Высоцкий, создавая свои роли в кино, театре, на эстраде, она особенно выделяет его голос. И действительно, голос является его основным выразительным материалом. Недаром при ответе на вопрос анкеты, распространенной среди артистов театра на Таганке в 1970 году, Высоцкий сказал, что самой большой для себя трагедией считал бы потерю голоса.

Высоцкий кричит. Крик — «бросающийся в глаза», нет, в уши — примета его исполнительского почерка… Его крику подражают… Как это ни парадоксально, крик Высоцкого и в самом деле существенный, если не сказать, серьезный штрих портрета этого актера. Конечно, это элемент формы, но в лучших работах — элемент глубоко содержательный. Крик Высоцкого не только пугает или устрашает. Бывает, он вызывает сочувствие, сострадание и даже жалость. Актер кричит очень громко, громко, тихо и даже шепотом. Кричит хрипло, хрипом почти разрушая смысловую нагрузку слова, кричит чисто, кричит словно бы без голоса — бывает и такое. Что как не крик без голоса — эта характерная ломкая интонация, когда посредине фразы, даже слова, актер как бы включает тормоз, и слово, или остаток слова, изначально наэлектризованные криком, вырываются обезглашенные, наполненные не звуком, а будто энергией чувства?! Криком Высоцкий заглушает всякое подобие сентиментальности или чувствительности.

Так, хватает за душу борьбу крика с плачем или стоном в припеве-заклинании одной из его лучших песен:

«Чуть помедленнее, кони,

Умоляю вас вскачь не лететь…»

В этом все дело: актер кричит не голосом. Голос только оформляет внутреннее напряжение, высокую концентрацию эмоциональной энергии, которой он наделяет своих героев.»

Неповторимость его хриплого голоса многие склонны относить в первую очередь к его актёрскому таланту. Я думаю, что неповторимость Владимира Высоцкого, органически соединившего в себе несколько талантов сразу, состоит прежде всего в его авторской самобытности как поэта.

Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики — все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.

Параллельно с работой в театре, концертной деятельностью была и работа в кино. В 1961 году В.Высоцкий сыграл замеченную публикой роль в известной молодёжной картине «Карьера Димы Горина». Затем в:

1962 — «Грешница» (корреспондент)

  • «713 просит посадки» (американский моряк)
  • «Увольнение на берег» (Петр)

1963 — «Живые и мертвые» (Веселый солдат)

  • «Штрафной удар» (Александр Никулин)

1965 — «Наш дом» (механик)

  • «На завтрашней улице» (Петр Маркин)
  • «Стряпуха» (Андрей Пчелка)

1966 — «Я родом из детства» (Володя)

  • «Вертикаль» (Володя)

Последняя картина принесла Высоцкому настоящий успех и как актёра и как исполнителя песен. Как вспоминал режиссер фильма Станислав Говорухин: «Актерам довелось пожить недельку в палатке под ледником. Надо было набраться альпинистского опыта, вообще «почувствовать» горы. Особенно Володе. Мы очень рассчитывали на песни, которые он напишет. Без них картина не могла состояться.

Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. А он увидел горы впервые за два месяца до того, как написал ставшие такими популярными песни о горах».

Затем последовал успех в следующих фильмах;

1967 — «Короткие встречи» (Максим)

  • «Служили два товарища» (Бруснецов)
  • «Хозяин тайги» («Рябой»)

1969 — «Опасные гастроли» (Николай Коваленко)

1973 — «Плохой хороший человек» (Фон Коррен)

1976 — «Как царь Петр Арапа женил» (Ибрагим Ганнибал)

У всех фильмов с участием Высоцкого была трудная судьба. Мелодрама «Короткие встречи», собрав 4,4 миллионов зрителей, была остановлена в прокате, несмотря на то, что было сделано 725 копий. Вновь на экраны картина вышла лишь в 1987 году. Еще хуже обстояло дело с эксцентрической трагикомедией режиссера Геннадия Полоки «Интервенция», которая вообще была запрещена к прокату.

Героико-приключенческий музыкальный фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Опасные гастроли» подвергся в критике, но все же вышел на экраны. Картина обошла по популярности даже знаменитый фильм «Белое солнце пустыни».

Популярность песен сделала Высоцкого настоящим кумиром советских людей в 70-е. Это неподцензурное творчество очень раздражало советскую власть. Пробовался Высоцкий и в фильмы «Андрей Рублев» Тарковского на роль Степана, «Софья Перовская» на роль Желябова, мелодраму «Дорога домой», приключенческом фильме «Дерзость». Высоцкого все чаще не утверждали на роли в кино, его песни не допускались на радио и грампластинки. Именно этот фактор привел Высоцкого к творческому простою как в театре, так и в кино. Периодически на экранах кино можно было услышать его песни, или песни на его стихи: в драме «Сыновья уходят в бой», в приключенческом фильме «Контрабанда», в трагикомедии «Одиножды один», в героической драме «72 градуса ниже нуля» и других. В фильме «Дерзость» Георгию Юнгваль-Хилькевичу Госкино не дало снять Высоцкого под угрозой закрытия съемок. И тогда режиссер на свой страх и риск со своим звукооператором записал тридцать песен Владимира Семеновича на широкой пленке — бард тогда взял табуретку, поставил на нее ногу и без передыха с упоением пел. Это была первая качественная запись его песен.

Режиссеры шли на различные ухищрения, чтобы пробить в Госкино разрешение на съемки Высоцкого. Но чиновники боялись как огня одного его имени. А когда роли все же доставались, то, как правило, это были небольшие тусклые эпизоды. И все-таки мощный темперамент, незаурядное дарование всегда находили возможность проявиться и в ролях второго плана.

В 1979 году Владимир Высоцкий сыграл свою одну из самых значительных ролей в кино — Глеба Жеглова в сериале «Место встречи изменить нельзя». Как признавался сам актер, это была его самая любимая роль. Тем не менее, этой роли могло и не быть…

Майским вечером 78-го года, на даче в Одессе Высоцкий, М. Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах взяла Говорухина за руку и увела из комнаты. «Отпусти Володю, снимай другого артиста!». Ей вторил Высоцкий: «Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль». «Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер», — вспоминает Говорухин.

Во время съемок Станиславу Говорухину пришлось покинуть съемочную площадку из-за отъезда на фестиваль. И тогда он доверил режиссуру Высоцкому. Говорухин вспоминает: «Он давно подумывал о режиссуре. И я с радостным облегчением уступил ему режиссерский жезл.

Когда я вернулся, группа встретила меня словами: «Он нас измучил». Привыкших к долгому раскачиванию работников группы поначалу ошарашила его неслыханная требовательность. У Высоцкого камера начинала крутиться через несколько минут после того, как он входил в павильон. Объект, рассчитанный на неделю съемок, был «готов» за четыре дня. Он бы в мое отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили. Он, несущийся на своих конях к краю пропасти, не имел права терять ни минуты.»

За два месяца до смерти Высоцкого его товарищ по театру, актер и литератор Вениамин Смехов опубликовал в журнале «Аврора» №5 очерк, в котором открывает нам труд поэта, актера, исполнителя и композитора во всей необычной человеческой сути этого необычного явления нашей жизни, каким был Владимир Высоцкий.

Это была единственная прижизненная статья, в которой была сделана попытка раскрыть Высоцкого-человека.

«…Вспоминаю рядовой день Владимира Высоцкого. Утром — напряженная репетиция. Прыгаем через кубы, по сто раз повторяем каждую фразу — Любимов не дает покоя ни себе, ни актерам. Днем Володю упрашивают выступить перед химическими физиками или лирическими химиками. За час до спектакля его привозят в театр. Три с половиной часа в роли Галилео Галилея он неистово доказывает, что земля вращается вокруг солнца, обрушивает на партнеров и публику всю ярость своей правоты, не утихая ни на секунду… В 11 вечера мы уезжаем к друзьям — библиофилам, но разговор о новом романе братьев Стругацких прерван: Володю замучила новая песня, она никак не ложится на музыку, необходимо немедленно решить ее судьбу. Включается магнитофон, и на наших глазах чудесная сказка об Иване-дураке и лесной нечисти, каждый из которых по-своему «несчастный», проживает долгий процесс поиска… Уже под утро окреп, утвердился мотив, который и ему, и слушателям показался идеальным. Приехав домой, он не сумел заснуть: одна из сегодняшних мелодий натолкнула на новую тему… Пока не родится, пока не ляжет на бумагу то, что ворочается в мозгу, он не уснет. Так и приедет в театр — репетировать, вплоть до того личного часа, когда опять вернется к недоговоренному сюжету… Нет перерывов, часто нет сна, но есть сплошная карусель, чертово колесо творчества.

Высоцкий — дитя стихий, я не видел второго такого же по выносливости. Он неутомим как горная река, как сибирская вьюга, и это не метафора, увы! — он так же беспощаден к себе в работе, как и упомянутые явления природы. Только ему это дороже стоит — жизни и здоровья. Стихия, увлечение, интрига замысла, влюбленность делают его самим собой. Казенный распорядок, будничная суета меняют его облик. Это словно бы другой человек — неширок и нещедр, неузнаваем ни в чем… Но вот его властно призвала страсть, идея, мечта, песня, дружба, роль. Перед вами — Владимир Высоцкий. Он распахнут весь перед людьми, он рискует сгореть, расплавиться на каждом шагу… Он сочинит песню, которую завтра полюбят. Он уедет сниматься в горы, увлечется альпинизмом, и его стихи о дружбе и мужестве, о горах и войне принесут кинофильму успех. Прекрасно сыграв офицера в фильме «Служили два товарища», он наотрез отказался от дублера — сам скакал, сам седлал, сам падал с коня… Дитя стихий…»

Он жил ярко и стремительно, так же он и любил. Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма «Колдунья». Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась. Первое знакомство произошло в ресторане ВТО — Высоцкий пришел туда после спектакля. «Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это — ты», — так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади. Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. Влади была его музой, товарищем, возлюбленной. Сколько прекрасных песен Высоцкий посвятил ей, сделав тем самым огромный подарок всем женщинам страны, практически лишившей их этого звания.

«Я жив, двенадцать лет тобой храним…» — успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.

2.6 Высоцкий-лирик

Когда Высоцкий обрёл опыт в поэзии, в своём творчестве стал затрагивать тему любви. Его лирические стихи навеяны огромной любовью к Марине Влади. Это была странная любовь, месяцами они не виделись, общаясь лишь по телефону, но эту любовь Высоцкий пронёс через всю жизнь.

«Я дышу, — и, значит, я люблю!

Я люблю, — и, значит, я живу!» 18

2.7 Сатира

Значительное место в поэзии Высоцкого занимает сатира, в которой поэт высмеивает различные пороки общества: пьянство, бескультурье, хамство, сплетничество:

«Ходят сплетни, что не будет больше слухов,

И ходят слухи, будто сплетни запретят…» 19

Наиболее известные из его юмористических песен: «Диалог у телевизора», «Письмо в редакцию «Очевидное невероятное»», «Почему аборигены съели Кука», «Весёлая покойницкая».

«В царстве теней, в этом обществе строгом

Нет ни опасностей, нет ни тревог.

Ну, а у нас — все мы ходим под Богом,

Только которым в гробу — ничего.

Слышу упрёк: «Он покойников славит!»

Нет, я в обиде на злую судьбу:

Всех нас когда-нибудь кто-то задавит,

За исключением тех, кто в гробу». 20

Заключение

Цель большинства стихотворений Высоцкого — снять с читателя розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия. Поэзия Высоцкого не оставляет шанса на спасение в неизменной действительности. Стихотворения поэта — художественное пророчество о мощных катаклизмах, участниками и свидетелями которых мы являемся ныне.

Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа. Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже, сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником. Масштабность народной национальной трагедии, связанной с потерей Владимира Высоцкого, отражается в тысячах стихов, посвященных его памяти. Их пишут рабочие, инженеры, учителя, ученые, артисты, писатели и поэты. Они возникли, как ливень, как град, и поток этот не иссяк до сих пор. В нём смешались, как во время пожара, маститые «львы» нашей поэзии и безвестные авторы. Трудно сказать, чьи произведения лучше.

«И кому теперь горше

Средь вселенской тоски —

Машинисту из Орши,

Хипарю из Москвы?..

Чья страшнее потеря —

Знаменитой вдовы

Или той, из партера,

Что любила вдали?..

…И на равных в то утро

У таганских ворот

Академик и урка

Представляли народ». 21

(Евгений Евтушенко).

«На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают…»

Суровою правдой немеркнущих слов

Нас песня страдать заставляет.

И порванный парус, и душное «SOS»,

И топот коней сквозь пожары —

Сквозь стену молчанья до нас донеслось

Под трепетный голос гитары.

То смолкший, то словно взорвавшийся зал,

Застыв, слушал песню о звёздах,

С ним вместе любил, ненавидел, страдал,

Вдыхая её, словно воздух.

Он пел о цветах на нейтральной земле,

Он пел о штрафных батальонах.

Он голосом, близким к басовой струне,

К нам в сердце входил сквозь препоны.

Он с другом стучался к архангелу в рай,

А тот отвечал сквозь зевоту:

«Послушай, певец, отойди, не мешай,

Стучись, вон в другие ворота».

  • Володя! Да ну его к Богу, тот рай!

Ведь сделано, право, не мало.

И знаешь что: в горы, как прежде, давай!

Чтоб песня оттуда звучала!

Там воздух прозрачен, там даль широка.

К вершине — и шаг в бесконечность.

Там песня летит, словно чайка, легка.

Поэты — не Боги, но вечны». 22

(О. Горсков, Елец, 1987 год)

Используемая литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/vyisotskiy-sintez-muzyiki-i-teatra/

1. Высоцкий В.С. Сочинение в 4 т. ? Т. 4. ? СПб.: АОЗТ «Технэкс-Россия», 1993. ? С. 59.

2. Высоцкий В.С. Сочинение в 4 т. ? Т. 4. ? СПб.: АОЗТ «Технэкс-Россия», 1993. ? С. 58.

3. Высоцкий В.С. Сочинение в 4 т. ? Т. 1. ? СПб.: АОЗТ «Технэкс-Россия», 1993. ? С. 200.

4. Высоцкий В.С. Сочинение в 4 т. ? Т. 1. ? СПб.: АОЗТ «Технэкс-Россия», 1993. ? С. 204.

5. Высоцкий В.С. Сочинение в 4 т. ? Т. 1. ? СПб.: АОЗТ «Технэкс-Россия», 1993. ? С. 75.

6. Высоцкий В.С. Сочинение в 4 т. ? Т. 1. ? СПб.: АОЗТ «Технэкс-Россия», 1993. ? С. 44.

7. Высоцкий В.С. Сочинение в 4 т. ? Т. 1. ? СПб.: АОЗТ «Технэкс-Россия», 1993. ? С. 77.

8. Высоцкий В.С. Сочинение в 4 т. ? Т. 1. ? СПб.: АОЗТ «Технэкс-Россия», 1993. ? С. 82.

9. Высоцкий В.С. Сочинение в 4 т. ? Т. 1. ? СПб.: АОЗТ «Технэкс-Россия», 1993. ? С. 37.

10. Высоцкий В.С. Сочинение в 4 т. ? Т. 1. ? СПб.: АОЗТ «Технэкс-Россия», 1993. ? С. 65.

11. Высоцкий В.С. Сочинение в 4 т. ? Т. 1. ? СПб.: АОЗТ «Технэкс-Россия», 1993. ? С. 49.

12. Высоцкий В.С. Сочинение в 4 т. ? Т. 1. ? СПб.: АОЗТ «Технэкс-Россия», 1993. ? С. 116.

13. Высоцкий В.С. Сочинение в 4 т. ? Т. 3. ? СПб.: АОЗТ «Технэкс-Россия», 1993. ? С. 32.

14. Высоцкий В.С. Сочинение в 4 т. ? Т. 2. ? СПб.: АОЗТ «Технэкс-Россия», 1993. ? С. 150.

15. Высоцкий В.С. Сочинение в 4 т. ? Т. 2. ? СПб.: АОЗТ «Технэкс-Россия», 1993. ? С. 157.

16. Высоцкий В.С. Сочинение в 4 т. ? Т. 3. ? СПб.: АОЗТ «Технэкс-Россия», 1993. ? С. 60.

17. Высоцкий В.С. Сочинение в 4 т. ? Т. 3. ? СПб.: АОЗТ «Технэкс-Россия», 1993. ? С. 35.

18. Высоцкий В.С. Сочинение в 4 т. ? Т. 2. ? СПб.: АОЗТ «Технэкс-Россия», 1993. ? С. 42.

19. Высоцкий В.С. Сочинение в 4 т. ? Т. 3. ? СПб.: АОЗТ «Технэкс-Россия», 1993. ? С. 103.

20. Высоцкий В.С. Сочинение в 4 т. ? Т. 3. ? СПб.: АОЗТ «Технэкс-Россия», 1993. ? С. 105.

21. Венок Высоцкому. Сборник — Ангарск: А/О «Формат», 1994. ? С. 7-8.

22. Венок Высоцкому. Сборник. — Ангарск: А/О «Формат», 1994. ? С. 12.

23. Влади М. Владимир, или прерванный полёт. — М.: Прогресс; М.: Советский писатель, 1989.

24. Высоцкий В. Я, конечно, вернусь… ? М.: Книга, 1988.