Изучение произведений А.С. Пушкина в начальных классах

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Мы живем в эпоху возрождения и возвращения к истокам, к изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами. Одну из них, поистине благородную и человечную, давно нам знакомую, но так и не претворенную в жизнь — всестороннее и гармоническое развитие личности, — современная школа вновь подняла на щит и провозгласила первоочередной задачей на данном этапе. Однако опыт работы, например, В.А. Сухомлинского, позволяет утверждать, что были, да и сейчас есть, педагоги и ученые, которые работают, занимаются исследованиями, беря за основу в своих изысканиях именно эту проблему, пытаясь своими новшествами помочь решению задачи о целостном, гармоничном, всестороннем развитии ребенка.

И в этом огромное значение приобретают предметы эстетического цикла, особенно уроки чтения. Это то поле деятельности, где наиболее полно могут раскрыться интеллектуальные, духовные, нравственные способности школьника. Чтение, как учебный предмет, имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.

Учебники по чтению предусматривают изучение отечественных классиков. Младшие школьники знакомятся с такими писателями как В.А. Жуковский, И.А. Крылов, И.З. Суриков, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин. Хотя Пушкин не писал для детей, но история русской детской литературы немыслима без его произведений, а русское общество — без их воспитательного воздействия.

Таким образом, на уроках чтения в начальных классах актуально решение задачи становления развития полноценного восприятия детьми художественных произведений. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Изучение произведений А.С. Пушкина в начальных классах».

13 стр., 6068 слов

Чтение литературного произведения — труд или отдых? — (11 класс)

... выбрал. Так что могу сказать, что мне даже понравилось работать над сочинением. Я писала тему «Чтение литературного произведения — труд или отдых?», поскольку смогла придумать к ней хорошие аргументы. Кроме того, мне очень ... раскрывает в человеке любовь?», поскольку готовилась к блоку тем о любви и могла привести примеры на эту тему. Перед сочинением я заучивала некоторые цитаты и выражения, которые ...

Цель исследования: определить методы изучения художественных произведений на уроках чтения.

Объект: Уроки чтения в начальных классах.

Предмет: Изучение творчества А.С. Пушкина детьми младшего школьного возраста.

Гипотеза: Если методически изучать произведения А.С. Пушкина на уроках чтения в начальных классах, то восприятие их детьми будет эффективнее.

Задачи исследования:

  • Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
  • Описать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
  • Определить цели и задачи уроков чтения;
  • Рассмотреть творчество А.С. Пушкина в рамках программы начальных классов;
  • Разобрать методы изучения произведений на уроках чтения.

1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Обучение ребенка в начальной школе — чрезвычайно сложный процесс и один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Начало обучения изменяет жизнь ребенка. Это новые условия жизни, новые контакты, новые требования, принципиально новый вид деятельности, значительные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки и … постоянное ежедневное в течение 10 — 11 лет функциональное напряжение, а нередко и перенапряжение. В школе и за школьными уроками дети проводят до 70% времени бодрствования, на фоне и под влиянием учебных нагрузок растет ребенок, идет формирование его организма. И от того, насколько эти нагрузки соответствуют возрастным возможностям детского организма, от того, какую «физиологическую цену» платит организм за интенсивный и длительный учебный процесс, зависит физическое и психическое здоровье детей. Какой же он, младший школьник, которому предстоит сложный путь изучения нового под руководством педагога, чей интерес к обучению предстоит пробудить педагогу?

Младший школьный возраст — качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной — согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций.

Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны (.Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира — ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся — его малая диференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста — тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка — значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся — ярко выраженная эмоциональность восприятия.

43 стр., 21352 слов

Развитие творческих способностей младших школьников на х литературного чтения

... обучения обусловили выбор темы исследования «Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения». Цель исследования: выявить и научно обосновать организационно-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников. Предмет исследования: процесс развития ...

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них — слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать, лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.)

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте — это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

1 стр., 474 слов

XIV Пушкинские чтения «Пушкина читать до победного!»

... -mail:. Будем рады видеть Вас участниками XIV Пушкинских чтений. Приложение №1 ЗАЯВКА на участие в XIV Пушкинских чтениях «Пушкина читать до победного!» Ф.И.О. участника___________________________________________________ Название работы ___________________________________________________ Место учебы (класс)/работы ...

Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.

Младший школьный возраст — возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности — учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина — потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

. Эстетическое предназначение уроков чтения

Основная цель уроков чтения в начальных классах — помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, сжато, выборочно, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребёнок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения. Следующее условие — овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов» (С.В. Михалков), а для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно, читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.(1)

2 стр., 793 слов

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэт»

... своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта. В первой части стихотворения способ рифмовки - перекрестная; в первом и ... сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу ... Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может всех ничтожней он. А вторая ...

Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.

Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия. На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений. Наряду с этим, художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дети при чтении художественных произведений — об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, первоначальные сведения из истории нашей Родины — помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка.

Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению, программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения. В современной методике при восприятии художественного произведения принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии, так как художественное произведение допускает возможность различных трактовок. М.П. Воюшина под полноценным восприятием понимает способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения. Полноценное восприятие художественного произведения характеризуется наличием эстетических оценок и личностным отношением детей к прочитанному, пониманием не только логической стороны произведения, но и восприятием его образной и эмоциональной стороны.

6 стр., 2896 слов

Стихотворения А. Барто в чтении детей дошкольного возраста

... детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей. Агния Барто написала ... рождающих человечность". 2. Стихотворения А. Барто в чтении детей дошкольного возраста: актуальность и воспитательное значение И сегодня, услышав имя Агнии Барто, человек любого возраста улыбается и ...

Чтение — сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем.

Обучение полноценному восприятию речи происходит большей частью на уроках чтения и русского языка. Задача этих уроков — научить детей читать и воспринимать художественное произведение, подходить к нему как к искусству слова, то есть научить читать выразительно. В начальной школе «…начинается та самая ниточка, которая тянет за собой и любовь школьника к литературе, и страсть к чтению, и стремление самим знать наизусть, подражать учителю в его умении читать выразительно» (Г.К.Бочаров).

На уроках литературного чтения, при работе над произведением, необходимо показать целостность художественного образа, незаменимость каждого художественного элемента, красоту слова. Учитывать личностное восприятие учащимися прочитанного, эмоциональное состояние детей, их готовность к сопереживанию. Каждый урок должен быть нацелен на развитие у детей интереса к учебе. А также на развитие у ребенка логического мышления, любознательности, наблюдательности.

Осознанное выразительное чтение произведения вырабатываю путем размышления над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания. Анализируя текст, вместе с учениками стараться понять, так ли мы его читаем, почему именно так надо читать, а не иначе. Постоянно поддерживать творческую речевую деятельность детей. Давать возможность каждому высказать его собственное мнение, рассуждение, отношение к прочитанному, оценить собственное эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения. Учить находить средства выражения авторской позиции, стараться создать атмосферу непринужденного разговора, в котором равноправно участвуют и автор произведения, и учитель, и ученики.

Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка учащихся.

. Творчество А.С. Пушкина в программе начальных классов

Первыми в круг детского чтения, как правило, входят сказки Пушкина, а нередко знакомство со сказочным миром поэта начинается с пролога к поэме «Руслан и Людмила» — «У лукоморья дуб зелёный…». Небольшое художественное пространство этого пролога вмещает в себя множество мотивов и образов народных сказок, воссоздавая атмосферу их волшебного мира. Сказки Пушкина также имеют фольклорную основу, но воспринимаются уже как совершенно оригинальные авторские произведения.

Распространенное мнение, что Пушкин не писал для детей только потому, что ничего общего не хотел иметь с низкопробной детской литературой того времени, вряд ли является ответом на вопрос. Универсальный гений великого поэта, видевшего окружающий мир единым, не умещается ни в какие узкие рамки. Так же видел он и читателей, не разделяя их на возрастные группы.

4 стр., 1933 слов

А. Пушкин, «Поэт и толпа»: анализ стихотворения. В чём суть конфликта ...

... Рыжова Поэт и общество в произведениях Лермонтова , Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова. В траурные дни гибели Пушкина, когда ... довольно резких и местами грубых, но искренних стихотворениях. И как многие поэты он много рассуждал о конфликте поэта и толпы. ... строки гневные и трагические: Погиб Поэт! – невольник чести – Пал, оклеветанный молвой… И Россия обрела нового великого поэта – Михаила ...

Как поэт Пушкин стремился быть доступным читателям всех возрастов, о чем прямо заявил еще в начале творческого пути. Я хочу, чтоб меня поняли все от мала до великого, — говорил 15-летний лицеист в незаконченной сказке «Бова». И этому правилу следовал в течение всей своей творческой жизни. (14)

Пушкин писал только для читателей, одаренных от природы поэтическим чутьем и поэтому способных понять его творения. Среди своих читателей Пушкин подразумевал и детей и никогда не возражал, если его стихотворения публиковались на страницах детских журналов, сборников или альманахов.Воспитательное значение личности самого поэта и его творчества для молодежи впервые показал Гоголь, который сам живо интересовался вопросами воспитания и написал несколько статей на эту тему.

В статьях о Пушкине, а также в целом ряде рецензий на детские книги Белинский не только показал благотворное воспитательное воздействие поэта на детей, но и составил целый список его произведений для детского чтения, а также оригинальные рекомендации, как их читать с детьми.

В творчестве Пушкина немало таких стихотворений, которые доступны читателям младшего возраста и даже дошкольникам. Они начали входить в круг детского чтения еще при жизни поэта, примерно в 20-30-е годы XIX века. Однако в школьные программы творчество Пушкина вошло не сразу.

Начиная с конца 50-х годов XIX века, произведения Пушкина входят в гимназические программы. В 1856 г. от поступающих в Московский университет требовали знания некоторых его произведений и основных фактов из его жизни.Значительно полнее представил Пушкина детям и юношеству Н. Г. Чернышевский в своей книге «Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения». В ней автор отдавал предпочтение фактам, рельефно представляющим трудолюбивую, благородную и могучую личность поэта, показал его место в русской литературе. В приложении к книге он поместил для детского и юношеского чтения 19 стихотворений поэта и отрывки из «Полтавы», «Медного всадника», «Бориса Годунова», «Евгения Онегина».

Двери начальной школы для произведений Пушкина впервые широко открыл Ушинский, который в своих учебных книгах «Детский мир» и «Родное слово» предложил школьникам более сорока произведений поэта и отрывков из них. С тех пор русская школа не расстается с творчеством великого поэта. К творчеству великого Пушкина не только не зарастает, но все более расширяется «народная тропа». Из 695 стихотворений великого поэта примерно третья часть (225 стихотворений) доступны и интересны читателям детских и юношеских библиотек.Лирические стихотворения Пушкина многослойны. Читатель каждого возраста берет из них свое, исходя из своих возможностей: начитанности, умственного и эстетического развития, душевного состояния, постигает доступную ему идейную глубину, чувствует гармонию.

15 стр., 7389 слов

Описание памятника Пушкину в Москве

... темы «Однородные члены предложения» (III –я четверть). На подготовку и сочинение целесообразно отвести 2 урока. Задача учителя суметь раскрыть глубину психологического образа поэта, провести сравнительное описание памятников А.С. Пушкину ...

Первыми в круг детского чтения, как правило, входят сказки Пушкина, а нередко знакомство со сказочным миром поэта начинается с пролога к поэме «Руслан и Людмила» — «У лукоморья дуб зелёный…». Небольшое художественное пространство этого пролога вмещает в себя множество мотивов и образов народных сказок, воссоздавая атмосферу их волшебного мира. Сказки Пушкина также имеют фольклорную основу, но воспринимаются уже как совершенно оригинальные авторские произведения.

За традиционной сказочной поэтикой скрыты социальные и психологические коллизии, очевидно, что Пушкин обращается к сказке прежде всего как к жанру, сохраняющему определённые этические ценности и нравственные идеалы. Создавая образы сказочных героев, поэт исследует природу человека, ищет в ней то, что остаётся вечным и неизменным во все времена, то, на чём держится мир и человек. Чуть позже дети знакомятся с образцами пушкинской лирики. Это стихотворения самой разнообразной тематики: о природе, о дружбе и любви, об истории Родины и т.д. Так же, как и сказки, стихи великого поэта незаметно становятся частью той языковой среды, в которой формируется речь и сознание подрастающего человека. Эти стихи легко запоминаются и остаются в памяти едва ли не на всю жизнь, незримым образом определяя весь духовный строй личности, ведь именно Пушкин считается создателем современного русского литературного языка, языка, на котором говорит современный образованный человек. Рассмотрим систему изучения творчества А.С. Пушкина по учебной программе. Поэзия и проза поэта воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения, с произведениями великого поэта читатели знакомятся едва ли не в самом раннем возрасте, они включены в школьную программу и сопровождают юного читателя в течение многих лет его взросления. Подготовкой к литературному чтению по данной программе служит слушание образцовых произведений А.С. Пушкина, куда вошли поэтические произведения поэта, например, «Под голубыми небесами» исключительно для литературного слушания. В последующих классах слушание продолжается, развивая у учащихся умение воспринимать произведение на слух адекватно авторскому замыслу.

Во втором классе продолжается работа по изучению творчества А.С. Пушкина. В программу включены такие стихотворения как «Осень», «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя», «Птичка», также «Сказка о рыбаке и рыбке». Второклассники правильно воспринимают содержание и форму читаемого произведения, поэтому на этом этапе учащиеся начинают изучение сказок писателя.

В третьем классе в круг чтения уже входят стихотворения «У лукоморья дуб зеленый…», «В тот год осенняя погода…», «Гонимы вешними ручьями…», «Зимнее утро» (отрывок), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В III классе продолжается формирование читателя уже на более сложных, но доступных текстах, обогащается его читательский опыт за счет расширения круга знакомства с писателем.

В четвертом классе учащиеся работают с такими произведениями как «Если жизнь тебя обманет…», «Няне», «Унылая пора…», «Сказка о царе Салтане и о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», учатся сравнивать произведения, выполнять работы творческого характера, продолжается работа над структурой художественного произведения.

5 стр., 2114 слов

Тексты контрольных работ по русскому языку. 9 класс

... Мальчик бросился к матери и прижался к её руке. Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. Очевидно это было действительно так. Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, ... гласной в корне, рядом напишите однокоренное слово с другой гласной. Контрольная работа №6 «Синтаксические конструкции с чужой речью»., Сжатое изложение. В воскресенье, ...

Произведения Пушкина сопровождают своего читателя и дальше: взрослея, он знакомится с пушкинской прозой и драматургией, романом в стихах «Евгений Онегин» и поэмами. Так, не будучи детским поэтом, Пушкин создал целостный мир, без которого уже нельзя представить себе отечественную детскую литературу.

. Методы изучения произведений на уроках чтения

Литературное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. Исходя из этого, современная методика чтения выделяет три этапа работы над художественным текстом: первичный синтез, анализ, вторичный синтез.(16)

Ведущей деятельностью учеников под руководством учителя является анализ произведения. Он должен стать центральным звеном урока классного чтения. Ему предшествует первичный синтез произведения, который складывается из подготовительной работы, первичного восприятия текста и проверки первичного восприятия. Остановимся на каждом из этих этапов.

Первичный синтез (первичное восприятие текста).

Основные задачи первичного восприятия — это ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста; выяснение эмоционального восприятия произведения.

Первичное восприятие текста (чтение произведения целиком), как правило, обеспечивается таким приемом, как чтение учителем вслух. Во время чтения учителя книги у детей закрыты, их внимание полностью направлено на слушание произведения и сопереживание учителю-чтецу. Во втором классе в обязательном порядке рекомендуется чтение учителем вслух. В 3-4 классах могут быть использованы и другие приемы:

чтение текста специально подготовленными детьми;

чтение текста детьми по цепочке;

комбинированное чтение — когда учитель и вызванные дети читают попеременно. В этом случае учитель для своего чтения выбирает: наиболее трудные для чтения фрагменты, диалоги, описательные отрывки, начало произведения, кульминационную часть, заключительные строки произведения (т.е. концовку).

Беседа после первичного восприятия, прежде всего, должна прояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей. Например, можно обратиться к детям с вопросами:

Понравилось ли вам произведение?

Что вам особенно понравилось?

Было ли страшно вам? Когда?

А что вызвало ваш смех?

Когда героя было жалко?

А было ли вам стыдно за главного героя? Почему? И т.д.

Ответы должны показать учителю качество восприятия произведения детьми и быть ориентиром при анализе произведения. В некоторых случаях такая беседа может завершиться проблемным вопросом. Поиск ответа на него сделает анализ произведения естественным и необходимым процессом. Ответы детей на проблемные вопросы могут быть самыми разными, но именно этот факт и повлечет за собой чтение и обдумывание произведения.

Вторичный синтез — этап работы, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного. В обобщении предусматриваются уточнение идеи произведения и помощь детям в осмыслении их читательской позиции. Обычно на этом этапе используются такие приемы работы, как беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слово учителя.

Перечитывание — это особый вид читательской деятельности. Если произведение затронуло чувства читателя, вызвало его размышления, то после завершения чтения он испытывает потребность еще раз вернуться к прочитанному, воссоздать в своем воображении отдельные эпизоды, перечитывать понравившиеся отрывки. У детей такую потребность нужно воспитывать, нужно помочь ему реализовать смутное желание еще раз «пережить» произведение.

Творческие работы на уроке по вторичному синтезу:ыразительное чтение произведения с последующим обсуждением вариантов прочтения; составление плана произведения; словесное и графическое рисование картин; пересказ литературного текста; чтение по ролям; инсценирование.

Остановимся на некоторых прием Составление плана произведения способствует более сознательному и глубокому пониманию содержания текста, помогает учащимся выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся, учит делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заголовка или пункта простого плана.

Иллюстрирование текста применяется в двух вариантах: словесном и графическом, каждый из которых имеет большое значение для развития творческого воображения учащихся. Эту работу следует начинать не с создания детьми собственных рисунков, а с анализа иллюстраций и картин. Словесное рисование требует четкого воспроизведения картины с помощью слов, но ни в коем случае оно не должно превращаться в пересказ произведения. Цель словесного рисования — приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления. Обсуждая воображаемую картину, учитель должен задать детям три вопроса:

Что будет нарисовано? (Содержание);

Как будут расположены объекты на картине? Что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено на середине, в какой позе и т. д. (Композиция);

Какие краски лучше взять для картины? (Цветовое решение).

Такая работа приучает детей тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления. При чтении лирических произведений прием словесного рисования становится основным.

Графическое рисование чаще всего выполняют дома. Выбирают отрывок, который будут иллюстрировать, еще раз его перечитывают и рисуют. По иллюстрациям учащихся на следующем уроке проводится выборочное чтение, что позволяет закрепить связь слова и образа.

Пересказ — это устное изложение содержания литературного текста. Редкий урок проходит без пересказа, ибо пересказу нужно обучать систематически от урока к уроку. Разнообразие видов пересказа повышает уровень речевого развития детей.

В начальных классах применяются следующие виды пересказа:

üподробный, близкий к тексту;

üкраткий, или сжатый;

üвыборочный или частичный;

üтворческий.

Подробный пересказ ставит задачей передать содержание образца, сохраняя при этом композицию, логику текста, лексику, синтаксис. Такие пересказы служат средством обогащения языка школьников, воспитания у них чувства языка, а также средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях.

Краткий (сжатый) пересказ — предполагает передачу лишь основного содержания текста, лишенного деталей, подробностей. Сжатие формирует у детей умения вычленять главное; сокращать текст, сохраняя смысл; отбирать лишь существенное; создавать собственный, сжатый текст.

Выборочный пересказ предполагает передачу какой-то одной из частных тем (микротемы) излагаемого текста. Выборка может производиться из разных частей текста, например, предлагается пересказать то, что относится к характеристике определенного героя или же то, что характеризует картины природы.

Творческий пересказ характеризуется изменениями и дополнениями в тексте с целью его переосмысления:

добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении, т.е. придумать начало;

придумать, как могли разворачиваться события дальше, т. е. продолжить сюжет;

  • изменить рассказчика (повествование ведется от 3 лица — пересказ строится от 1 лица, повествование ведется с точки зрения рассказчика — пересказ с точки зрения другого персонажа.

Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.

Инсценирование и все ее формы: чтение по ролям, пантомима, постановка живых картин — является cамым трудным и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного. Инсценировать рекомендуется тексты, в которых много диалогов и сравнительно простая обстановка. Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чаще всего чтение по ролям Читая в лицах, дети отрабатывают выразительность, лучше выделяют слова, принадлежащие героям.

Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывает сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения прочитанному, развивает речь учащихся. (18)

Анализ произведения. Анализ художественного произведения ведется по логически законченным частям. Части эти определяет учитель, исходя из содержания и структуры произведения. Каждая часть читается вслух вызванным учеником, другие следят за чтением по книге. После чтения осуществляется обучение «думаю во время чтения», т.е. производится анализ прочитанной части.

Самый распространенный прием анализа — беседа, т.е. постановка вопросов к прочитанной части. Вопросы беседы должны быть целенаправленны, должны ставиться в определенной системе. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности, т.е. понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, а также выработать собственное отношение к читаемому.

Кроме постановки вопросов, в ходе анализа могут быть использованы и другие приемы, такие, как выборочное чтение, иллюстрирование или же составление плана произведения, в некоторых случаях чтение по ролям, а в старших классах начальной школы — постановка вопросов к тексту самими учащимися. Последний прием может стать для учителя показателем глубины прочтения текста детьми.

Так как мы рассматриваем младший школьный возраст, особое внимание хотелось бы уделить работе с таким жанром как сказка. Сказка — специфический жанр, любая сказка — это «особый замкнутый мир, в котором действуют законы, непримиримые в реальном мире». Законы «сказочного мира» аналогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. В свое время их сформулировал Д.Д. Нагишин, дав тем самым любому, кто хочет вчитаться, вслушаться в сказку, понять ее, почувствовать ее особый аромат, ключ к тайнам.Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика. Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами. Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа — надежный путь к осмыслению сказки.

Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация «разрушает иллюзию сказочного мира». Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают. Чтение сказки — не воспроизведение неких событий, но творчество в нем, и задумчивость, и акцент, и смысловое ударение говорит слушателям не меньше самого текста.

Формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Укажем еще на некоторые смысловые акценты, которые представляются значимыми и с подачи родителей, воспитателя или учителя будут способствовать благотворному влиянию на формирование личности ребенка. Они могут реализовываться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой.

Основываясь на литературоведческих закономерностях построения художественного произведения, на психологии восприятия художественного произведения младшими школьниками, а так же на собственно методических положениях о чтении художественного произведения в начальных классах, современная методика чтения выделяет три этапа работы над художественным текстом: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. При этом ведущей деятельностью у учеников под руководством учителя является анализ произведения. Он должен стать центральным звеном урока классного чтения. Ему предшествует первичный синтез произведения, который складывается из подготовительной работы, первичного восприятия текста и проверки первичного восприятия (или первичного анализа).

Организацию работы по осмыслению литературного произведения М.С. Васильева, М.И Оморокова, Н.Н. Светловская представили в схеме, в основу которой положены законы восприятия произведения, психологические особенности его понимания детьми с учетом целей и средств обучения.

произведение пушкин урок чтение

Заключение

В данной курсовой работе мы на основе анализа специальной литературы по данной теме, выполнили все поставленные нами задечи. А именно:

·В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина — потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

·Чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка учащихся.

·Произведения А.С. Пушкина привлекают внимание детей динамичным сюжетом, необычными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребенка, то они легко воспринимаются, и в то же время вызывают удивление, воспитывают благородные чувства. Произведения А.С. Пушкина сопровождают своего читателя и дальше: взрослея, он знакомится с пушкинской прозой и драматургией, романом в стихах «Евгений Онегин» и поэмами. Так, не будучи детским поэтом, А.С. Пушкин создал целостный мир, без которого уже нельзя представить себе отечественную детскую литературу.

·Основываясь на литературоведческих закономерностях построения художественного произведения, на психологии восприятия художественного произведения младшими школьниками, а так же на собственно методических положениях о чтении художественного произведения в начальных классах, современная методика чтения выделяет три этапа работы над художественным текстом: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. При этом ведущей деятельностью у учеников под руководством учителя является анализ произведения. Он должен стать центральным звеном урока классного чтения. Ему предшествует первичный синтез произведения, который складывается из подготовительной работы, первичного восприятия текста и проверки первичного восприятия (или первичного анализа).

Организацию работы по осмыслению литературного произведения М.С. Васильева, М.И Оморокова, Н.Н. Светловская представили в схеме, в основу которой положены законы восприятия произведения, психологические особенности его понимания детьми с учетом целей и средств обучения.

Мы доказали что, если методически, применяя различные приемы и упражнения, изучать произведения А.С. Пушкина, а непосредственно Сказки (учитывая пихолого-педагогические особенности детей в младшем школьном возрасте), на уроках чтения в начальных классах, то восприятие их детьми будет эффективнее.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/tvorchestvo-pushkina-klass/

1. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. — М., Педагогика, 1997. 2. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 195614. Ушинский К. Д. Сочинения.-М.; Л., 1948.

. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. — М., 2003.

. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. — 2002.

. Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007.

. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. — 2004. 7. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. Начальная школа. — 1989.

. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. — М., Просвещение. 1991. 9. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого-педагогическая коррекция младших школьников. Начальная школа. — 2003.

. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. Начальная школа. 1997.

. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. — М., 2007.

. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения. Начальная школа. — 1990. 13. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Книга для учителя. — М., «Педагогика», 1990. 14. Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчество». Начальная школа №8 1993. 15. Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. Начальная школа №8 1994.

. Методика преподавания литературы /Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 1995.

. Нечаева Н.В Организация литературного творчества. Методические рекомендации. — М., МП «Начальная школа», 1992.

. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы: Проблема системного и сравнительного анализа. — М.: 1976.

. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. Начальная школа. — 2001.

. Романовская З.И. Чтение (2класс): Методические рекомендации. — М., МП «Новая школа», 1992.

. Ушинский К.Д. Собрание сочинений Т.5. — М.: Гардарики, 2000. 22. Храпченко М.Б. Размышления о системном анализе литературы Вопросы литературы. — 1975.

Приложение1

Разработка урока чтения по теме «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели: Образовательные:

познакомить с биографией и сказками А. С. Пушкина, — формировать умение выразительно читать, анализировать текст.

Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение не поддаваться чужому влиянию.

Ход урока

Поприветствуем наших гостей.