ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.С. ПУШКИНА НА РУССКУЮ И МИРОВУЮ ЛИТЕРАТУРУ

Курсовая работа
  • Контрольная работа Роль А. С. Пушкина в русской литературе 210 руб.
  • Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру

    Страница 1 из 2

    Александр Сергеевич Пушкин — первый русский писатель бесспорно мирового значения. Он явился создателем национального русского литературного языка. Руководствуясь в своем творчестве реалистическими принципами художественного отображения действительности, Пушкин опирался на язык народа. Творчество Пушкина проложило дорогу Гоголю, Тургеневу, Толстому и Чехову. В результате русская культура сделалась ведущим голосом, к которому вынужден был прислушаться весь культурный мир Действительно, талант Пушкина был не только огромным — он был специфическим. Пушкин умел проникать в дух различных культур и эпох, в этом сыграла роль его широкая осведомленность в мировой литературе. Достаточно ознакомиться с его статьями и заметками, чтобы понять, что он был прекрасным знатоком французской литературы, имел широкие сведения в области итальянской и английской литератур, проявлял интерес к немецкой и испанской литературам. Предметом постоянного внимания поэта на протяжении всей жизни была античная культура. Фольклор самых различных народов привлекал его внимание. Пушкин был продолжателем дела, начатого Тредиаковским, Ломоносовым и Сумароковым. Вместе со своими современниками Карамзиным и Жуковским он предпринял грандиозный труд по построению новой русской литературы как части и наследницы литературы мировой.

    Творческое развитие Пушкина было стремительным. Не менее существенно, что оно было осознанным, — поэт ясно ощущал рубежи своего творчества. Эти моменты, как правило, отмечены итоговыми пересмотрами написанного и созданием суммирующих сборников. Человек глубоко исторического мышления, Пушкин распространял этот взгляд и на собственное творчество. И в то же время творчество Пушкина отличается единством. Это как бы реализация некоего пути. Творчество Пушкина многожанрово. И хотя в сознании читателей он был прежде всего поэт, но и проза, драматургия сопровождали его художественное воображение от первых опытов до последних страниц. А к этому следует добавить литературную критику, публицистику, эпистолярий, историческую прозу. Поэзия его была разнообразной, она вмещала все жанры лирики, поэмы, роман в стихах, сказки. Жанры развивались в творчестве Пушкина в тесном взаимодействии. Так, иногда лирика становилась лабораторией поэмы, дружеские письма — школой прозы. В известном смысле, все творчество Пушкина — единое многожанровое произведение, сюжетом которого является его творческая и человеческая судьба. Перенесение норм одного жанра в пределы другого оказывалось важным средством пушкинского стиля.

    25 стр., 12148 слов

    Лирика А.С. Пушкина. Творческая эволюция поэта

    ... Пушкин, известный в свое время поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое литературной влияние, ведь этот период творчества поэта приходится на время ожесточенной борьбы между карамзинистами и шишковистами.. По ... работы - проследить творческую эволюцию А.С.Пушкина на материале лирики поэта Цель достигается путём решения следующих задач : Ø Выявить особенности лирики как рода литературы ... поэме, ...

    Отсюда поражавшее современников ощущение новизны и необычности пушкинского письма. Благодаря этому же Пушкин смог отказаться от принципиального деления средств языка на «низкие» и «высокие». Это явилось условием решения им важнейшей задачи — синтеза языковых стилей и создания нового национального литературного языка. Первый период творчества Пушкина (1813 — лето 1817) приходится на время ожесточенной борьбы между сторонниками Карамзина и приверженцами Шилоова. Пушкин-лицеист активно включился в нее на стороне последователей Карамзина. Но одновременно некоторые позиции молодого Пушкина несовместим с поэтикой карамзинистов. В творчестве Пушкина этих лет проявляется интерес к эпическим жанрам и в особенности к сатирической поэме. «Монах» (1813), «Бова» (1814), «Тень Баркова» и «Тень Фонвизина» (1815) связаны с сатирической традицией XVIII в. и противоречат сентиментализму карамзинистов. В лирике можно отметить влияние Державина и Дениса Давыдова. Отсутствие единства в лицейском творчестве Пушкина порой истолковывается как результат творческой незрелости поэта. Однако ученический период был у Пушкина предельно кратким. Очень скоро поэт достиг совершенства зрелых мастеров. Так, в элегиях и романсах (например, «Желание» или «Певец») Пушкин выступает как зрелый соперник Жуковского, а в дружеском послании «Городок» он равняется с Батюшковым.

    Второй период творчества падает на время с осени 1817 г. до весны 1820 г. Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Этот период отмечен сближением с декабристами. Поэт постоянно встречается с Ф. Глинкой, Н. Тургеневым, Чаадаевым и испытывает сильное воздействие их идей. Его политическая лирика становится выразительницей идей «Союза благоденствия». Под непосредственным влиянием Н. Тургенева создаются программные стихотворения: ода «Вольность» и «Деревня», которые широко расходятся в рукописных копиях. Именно в сфере политической лирики этих лет особенно заметны новаторство Пушкина и его поиски новых художественных решений. Попробовав в оде «Вольность» решить задачу создания актуальной политической лирики, Пушкин в дальнейшем к этому опыту больше не обращался, а призыв Кюхельбеккера в 1824 г. возродить оду вызвал у него ироническое отношение. Интересны попытки использовать “малые жанры” и на их основе создать гражданскую поэзию. Пушкин соединяет высокий пафос с интимными интонациями. Такие опыты делаются с мадригалом («Плюсковой», «Краев чужих неопытный любитель») и дружеским посланием. Особенно интересно в этом отношении послание «К Чаадаеву». Первые строки стихотворения должны вызвать в сознании читателей образы унылой элегии.

    Жанр этот не встречал сочувствия в кругу декабристов. Строки: «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман» воспринимались как жалоба на «преждевременную старость души», разочарование в «юных забавах». Достаточно сопоставить с ними элегию Пушкина «Я пережил свои желанья, /Я разлюбил свои мечты», чтобы увидеть родство этих строк. Однако начало следующей строфы резко все меняет. Не случайно она начинается с энергического «но». Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Разочарованной душе противопоставлена душа, полная сил и мужества. Вместе с тем фразеологическое клише «горит желанье» намекает на то. что речь идет о нерастраченной силе любовного чувства. Только с шестого стиха раскрывается, что речь идет о жажде свободы и борьбы. Напряженно-любовная фразеология сменяется образом боевого товарищества. Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! Новаторство это имело свои причины. Идеалом «Союза благоденствия» был герой, добровольно отказывающийся от личного счастья ради счастья родины. С этих позиций осуждалась и любовная лирика, расслабляющая и уводящая от сурового героизма.

    5 стр., 2277 слов

    «Драма А.С.Пушкина «Борис Годунов» как новаторское произведение

    ... “Борисе Годунове” — “Ночь. Сад. Фонтан”. Однако пушкинская любовная сцена отличается, что, начавшись как любовное свидание, быстро превратилась в сцену сговора двух политических авантюристов. По убеждению Пушкина, в ... втянутого в безнравственную, лживую борьбу за власть, находятся в сложном диалектическом единстве. Ни разу, даже наедине с самим собой, Борис Годунов не признается в преступлении, ...

    Однако в целом позиция Пушкина была более сложной..В стихотворении «Краев чужих неопытный любитель» Пушкин поставил рядом два высоких идеала. Перед нами одновременно идеал гражданина «с душою благородной, / Возвышенной и пламенно свободной» и женщина «не с хладной красотой, / Но с пламенной, пленительной, живой». В глазах поэта любовь не противоречит свободе, а является как бы ее синонимом. Свобода включает счастье и расцвет, а не самоограничение личности. Поэтому для Пушкина политическая и любовная лирика не противостояли друг другу, а сливались в общем порыве свободолюбия. Главным созданием этого периода была поэма “Руслан и Людмила”. Поэма имела большой читательский успех. Критики же обнаружили неспособность понять новаторство поэмы. Основной художественный принцип поэмы — контрастное соположение несовместимых жанрово-стилистических отрывков. Результатом этого эксперимета стала ирония, направленная на сам принцип жанровости. Критиков возмущала игривость некоторых сцен, а также соседство этих сцен с героическими и лирическими интонациями. Но уже здесь намечались принципы повествования, которые достигли зрелости в “Евгении Онегине”. Третий период творчества связан с пребыванием Пушкина в южной ссылке (1820 — 1824).

    Творчество этих лет шло под знаком романтизма. В “южный период” были написаны поэмы “Кавказский пленник”, “Братья разбойники”, “Бахчисарайский фонтан”, начаты “Цыгане”. В “южных поэмах” активно присутствует описание жизни народной, экзотического этноса и одновременно характеров, полных дикой силы и энергии. С такой тенденцией были связаны и «Братья разбойники», и «Черная шаль», и «Песнь о вещем Олеге». Носителем протеста был энергичный, сильный духом «разбойник» или «хищник». Колебание между двумя этими поэтическими идеалами определило своеобразие пушкинского романтизма. На дальнейшее развитие Пушкина повлияла тесная связь его с кишиневской группой декабристов. Именно в Кишиневе накал его политической лирики достигает высшего напряжения («Кинжал», «Давыдову» и др.).

    Поэзия Пушкина наполняется тираноборческими призывами. В последние месяцы в Кишиневе и особенно в Одессе Пушкин напряженно думал над опытом европейского революционного движения, перспективами тайных обществ в России и проблемой бонапартизма. Он перечитывал Руссо, Радищева, читал материалы по французской революции. Ближайшим итогом этого были кризисные настроения 1823 года. Трагические размышления этого периода выразились в элегии «Демон», стихотворении «Свободы сеятель пустынный» и поэме «Цыганы». В этих произведениях в центре оказывалась, с одной стороны, трагедия безнародного романтического бунта, ас другой — слепота и покорность «мирных народов». При всем трагизме переживаний Пушкина в 1823 году кризис был плодотворным, так как он обращал мысль поэта к проблеме народности. Главным итогом творческих поисков 1822—1823 г.г. было начало работы над романом в стихах «Евгений Онегин». Работа над этим произведением продлилась более семи лет. «Евгений Онегин» стал не только одним из центральных произведений Пушкина, но и важнейшим русским романом XIX в. Проблема народности включала для Пушкина в середине 1820-х гг. два аспекта. Один касался отражения в литературе народной психики и народных этических представлений, другой —роли народа в истории.

    3 стр., 1427 слов

    А.С. Пушкин — великий русский поэт / Пушкин Александр Сергеевич

    ... Этот желанный, но так и не обретенный поэтом идеал пронизывает все мысли Пушкина в последние годы жизни. Служить себе, по мысли Пушкина, значит лелеять в себе частицу эстетического ... нем полной аполитичности и поэта и человека. И выясняется удивительная вещь: как современно звучит стихотворение далекого 1836 года в наших нынешних условиях! Пушкин начинает с отрицания ценности ...

    Первый повлиял на концепцию «Евгения Онегина», второй выразился в «Борисе Годунове» . «Борис Годунов» завершал трудные раздумья Пушкина, которые овладели им в Одессе в 1823 г. Поэту не давали покоя перспективы политической борьбы в России, безнародность революционных настроений декабристов и трагическая судьба «мирных народов». Сама история перевернула страницу: 14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади произошло восстание декабристов. Реакция Пушкина на события на Сенатской площади и на то, что последовало за ними, была двойственной. С одной стороны, остро вспыхнуло чувство солидарности с «братьями, друзьями, товарищами». На задний план отступили сомнения и разногласия, мучившие поэта с 1823 года. Чувство общности идеалов продиктовало «Послание в Сибирь», «Арион», обусловило устойчивость декабристской темы в позднем творчестве Пушкина. С другой стороны, не менее настойчивым было требование извлечь исторические уроки из поражения декабристов. В феврале 1826 года Пушкин писал Дельвигу: «Не будем ни суеверны, ни односторонни — как французские трагики; но взглянем на трагедию взглядом Шекспира». «Взгляд Шекспира» — взгляд исторический и объективный. Пушкин стремится оценить события в свете объективных закономерностей истории. Интерес к законам истории, историзм сделаются одной из главных черт пушкинского реализма. Одновременно они повлияют и на эволюцию политических воззрений поэта. Стремление изучить прошлое России, чтобы проникнуть в ее будущие пути, надежда найти в Николае I нового Петра 1 продиктуют “Стансы” (1826) и определят место темы Петра в дальнейшем творчестве поэта. Нарастающее разочарование в Николае I выразится, наконец, в дневнике 1834 года записью: «В нем много от прапорщике и немножко от Петра Великого». Плодом первого этапа пушкинского историзма явилась «Полтава» (1829).

    Сюжет позволил столкнуть драматический любовный конфликт и одно из решающих событий в истории России. Не только сюжетно, но и стилистически поэма построена на контрасте лирического романтизма и оды. Для Пушкина это было принципиально важно, так как символизировало столкновение эгоистической личности с исторической закономерностью. Современники не поняли пушкинского замысла и упрекали поэму в отсутствии единства. “Полтава” построена на конфликте романтического эгоизма, воплощенного в поэме в образе Мазепы, и законов истории, «России молодой» в лице Петра. Конфликт безоговорочно решен в пользу строителя новой России. Более того, в исторической перспективе не сила страстей и даже не величие личности, а слитность с историческими законами сохраняет имя человека в народной памяти: Прошло сто лет — и что ж осталось От сильных, гордых сих мужей, Столь полных волею страстей? Забыт Мазепа с давних пор. Совсем иное дело Петр. В нем воплощено веление Истории, что придает его образу характер героический и поэтический. В гражданстве-северной державы, В ее воинственной судьбе. Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе. Хотя в «Полтаве» верховное право Истории было торжественно провозглашено, в сознании Пушкина уже зрели коррективы этой идеи.

    5 стр., 2477 слов

    А.С. Пушкин – великий поэт и писатель России

    ... самыми неожиданными областями знания. Интерес Пушкина к техническим и научным проблемам с годами, все возрастает. Жизнь и поэзия Пушкина стали одним целым. Поэт заставляет человека заботиться о счастье ... множество интересов, но в центре его интересов была история России. Пушкин - часть истории России, может быть, ее сердце. Несомненно, Пушкин как русский человек воспевал величие своего государства, ...

    Еще в 1826 году в черновиках 6-й главы «Евгения Онегина» мелькнула формула: «Герой, будь прежде человек». А в 1830 г. она уже обрела законченность и афористичность формулировки: «Оставь герою сердце! Что же/ Он будет без него? Тиран…» В дальнейшем конфликт «бессердечной» истории и истории как прогресса гуманности совместится с конфликтом “человек — история”. Этот конфликт прозвучит в творчестве Пушкина и в другом варианте: как человек — стихия. В конце 1820-х г.г. отчетливо обозначился переход Пушкина к новому этапу реализма. Одним из существенных признаков его явился возрастающий интерес к прозе. Проза и поэзия требуют принципиально разного художественного слова. Поэтическое слово — слово с установкой на особое его употребление. Новаторство Карамзина-прозаика состояло в том, что он начал употреблять в прозе поэтическое слово, этим «возвышая» прозу до поэзии. После него понятие «художественной прозы» отождествлялось с прозой поэтической. Обращение Пушкина к прозе связано было с реабилитацией прозаического слова как элемента искусства. Сначала эта реабилитация произошла в сфере прозы. А затем «простое», «голое» прозаическое слово было перенесено в поэзию. Это был закономерный следующий шаг от перенасыщенного слова «Евгения Онегина».

    • «
    • В начало
    • Назад
    • Вперёд
    • В конец
    • »

    Факты биографии

    Знаменитый русский писатель и поэт А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в московской дворянско-помещичьей семье.

    В возрасте 12 лет Александр Пушкин поступил в Царскосельский Лицей, где провел 6 лет. Именно в лицее были созданы его первые поэтические работы. В первых его произведениях нашли свое отражение как русский, так и французский классицизм. Еще обучаясь в лицее, Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас». По своей сути это общество представляло собой литературный кружок, который продвигал идеи формирования русского литературного языка на основе рационального эстетического подхода, ориентируясь на образцы литературы Европы.

    В 1817 году А. Пушкин закончил лицей и приступил к работе секретаря в Коллегии иностранных дел, а в 1819 году стал членом литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». В это же время он продолжает работать над поэмой «Руслан и Людмила», которую начал писать, будучи еще лицеистом. Поэма была опубликована в 1820 году, но вызвала не однозначное мнение публики и критиков.

    Лень читать?

    2 стр., 793 слов

    Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэт»

    ... на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта. В первой части стихотворения способ рифмовки - перекрестная; в первом и третьем четверостишиях ... или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно ...

    Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

    Задать вопрос

    В 1820 году Пушкина перевели из Москвы на другое место службы, в Кишинёв. Причиной перевода стало содержание некоторых его произведений, которое по мнению властей не соответствовало его должности.

    В связи с перенесенной пневмонией, Пушкин уезжает на восстановление здоровья в Крым, где под впечатлением от красот этого края пишет несколько своих знаменитых произведений:

    • «Кавказский пленник»
    • «Бахчисарайский фонтан».

    Восстановив свое здоровье, А. С. Пушкин приезжает обратно в Кишинёв. В 1822 году публикуется поэма «Кавказский пленник», она принесла Пушкину заслуженную славу. В 1923 году писатель начинает работу над романом «Евгений Онегин». В 1824 году его государственная служба закончилась, так как Пушкин из-за своих вольнодумческих взглядов был отправлен в ссылку, в село Михайловское. В этом селе Пушкин ведет плодотворную литературную деятельность.

    В 1826 году Пушкин был доставлен в Москву на личную аудиенцию к Николаю I. Николай I выражает благосклонность к поэту, освобождает его от цензуры.

    В 1828 году происходит знакомство Пушкина с Натальей Гончаровой. В 1830 году его предложение руки и сердца было принято. Пушкин едет в имение своего отца в Болдино, для того что бы получить в качестве свадебного подарка древнюю Кистенево. В Болдино из-под пера поэта появляются одни из самых знаменитых его произведений:

    • «Повести Белкина»,
    • «Маленькие трагедии»,
    • «Сказка о попе и его работнике Балде».

    В 1833 году Пушкин становится членом Российской академии.

    Период с 1933-1835 года считается для Пушкина не очень удачным, публика не смогла по достоинству оценить опубликованные произведения поэта, но тут следует отметить, что многие его великие произведения просто не выходили в печать.

    1837 год стал последним для поэта. Его жене, Н. Гончаровой, начал оказывать знаки внимания кавалергард Дантес. Пушкин и Дантес встречаются на дуэли. В результате Пушкин получил ранение, которое было не совместимо с жизнью, через 2 недели он скончался.

    Влияние Пушкина на формирование нового русского литературного языка

    Литературный критик В.В. Виноградов в своих работах называет Пушкина создателем современного литературного русского языка. Высокую оценку творчества дает Н.В. Гоголь. Он первым указывает на то, что в стихотворениях Пушкина нет высокопарных и возвышенных слов, есть только одна поэзия. Пушкин создает шедевры русской и мировой литературы, получив ответы на несколько вопросов:

    1. Совсем необязательно прибегать к высокопарным оборотам, чтобы выразить силу и полноту нахлынувших чувств.
    2. Не обязательно изображать некую условную поэтическую обстановку.
    3. Можно описать чувство простыми, но вызывающими живые ассоциации, словами.

    Стихотворения «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «На холмах Грузии» являются яркими примерами точного научного определения Гоголя:

    Слов немного, но они так точны, что обозначают всё.

    Формируя собственный стиль, Пушкин внимательно изучает фольклор. Песни славян, сказы и былины станут сюжетными решениями новых произведений поэта. В них большую роль играют не описания, а речь главных действующих лиц. К жанру сказки поэт обратился в 20-е годы, когда его талант окреп, а он сам занял лидирующие позиции в русской литературе. Пушкина еще при жизни стали называть гением, причем не только устно, но и в печати. Поэт использует в сказках «просторечивые» слова и обороты, но при этом произведение остается литературным от начала и до конца.

    7 стр., 3443 слов

    А.С. Пушкин – великий поэт России

    ... произведениях воплощены основы русской классической литературы — высокая идейность, патриотизм и свободолюбие, любовь к народу, единство совершенной художественной формы и богатой содержательности, простота и общедоступность. Творческое наследие Пушкина ... года и декабристского освободительного движения. В произведениях Пушкина поставлены острейшие вопросы ... будучи детским поэтом, Пушкин создал целостный ...

    Лень читать?

    Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

    Задать вопрос

    Наибольшая полнота использования богатства русского языка без ограничений проявилось в «Медном всаднике». Здесь славянизмы и просторечия объединяются с образами из жизни в целостное художественное произведение. «Евгений Онегин» наполнен ресурсами высокой поэзии и обычной разговорной речью. Пушкин многолик и разнообразен. Его произведения понятны малограмотному народу и доставляют удовольствие грамотным читателям. Его язык прост и точен, а образное решение настолько ощутимо, что в ходе прочтения картинки возникают одна за другой

    У Пушкина были подражатели, но абсолютно не было учеников, последователей и, тем более, не было «пушкинской» школы. По мнению поэта Арсения Тарковского, Пушкин вобрал в себя Жуковского и Батюшкова, а затем закрыл дверь на крепкий замок. С другой стороны, своим творчеством Пушкин открыл новые пути для развития нового направления в литературе. По его пути формировалась романтическая, а вслед за ней и реалистическая русская лирика.

    Замечание 1

    Главным критерием создания литературного произведения Пушкин считал единство содержательности и формы. Нарушение этого закона Пушкин называл бессмысленностью.