Стихотворения А. Барто в чтении детей дошкольного возраста

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение — это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги.

При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. В целях нравственного воспитания, безусловно, помогают произведения классиков художественной литературы: К. Чуковского, Г. Ладонщикова, Т. Осеевой, Д. Хармса и многих других.

Среди них особое место занимают стихи Агнии Львовны Барто.

1. Творческая биография Агнии Барто

Барто Агния Львовна ( 1906-1981), известная детская писательница. Родилась 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии.

3 стр., 1271 слов

Доклад: Прозвища людей в художественном тексте на примере рассказов ...

... Над прозвищами своих героев задумывались А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, В.Шукшин и другие выдающиеся мастера художественного слова. Но не менее сложно всестороннее исследование данного вопроса, еще более ... употребляются писателями в произведениях для именования персонажей 2.Прозвища несут в себе какую-либо особенную черту человека, характерную персонажу. Источником образования прозвищ могла быть любая ...

В годы учебы, испытывая творческое влияние А.А. Ахматовой и В.В. Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.

В 1925 были опубликованы ее первые стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». За ними последовали «Первое мая» (1926), «Братишки» (1928), после публикации которых Корней Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта.

Беседа с Владимиром Маяковским о том, как нужна детям принципиально новая поэзия, какую роль она может сыграть в воспитании будущего гражданина, окончательно определила выбор тематики поэзии Барто.

Она регулярно выпускала сборники стихов: «Братишки» (1928), «Мальчик наоборот» (1934), «Игрушки», (1936), «Снегирь» (1939).

Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом П.Н. Барто («Девочка чумазая» и «Девочка-ревушка», 1930).

После выхода в свет знаменитого цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (1936) — «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок, качается», «Наша Таня громко плачет», а также стихов «Фонарик», «Машенька» и др. Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.

Агния Барто написала сценарии кинофильмов «Подкидыш» (1940, совместно с актрисой Риной Зеленой), «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953), «10 000 мальчиков» (1962, совм. с И. Окадой).

Ее стихотворение «Веревочка» было взято режиссером И. Фрэзом за основу замысла фильма «Слон и веревочка» (1945).

Барто, чтобы написать поэму о подростках, которых война заставила взрослеть раньше она вместе с ними учится на токаря, приобретая ремесленный разряд. За сборник «Стихи детям» (1949) Барто была присуждена Государственная премия (1950).

В «Записках детского поэта» (1976) поэтесса сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность».

2. Стихотворения А. Барто в чтении детей дошкольного возраста: актуальность и воспитательное значение

И сегодня, услышав имя Агнии Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: Да-да, конечно, помню с детства:

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу,

Всё равно его не брошу,

Потому что он — хороший.

Основной принцип поэтессы — нравственное воспитание детей с помощью стихов, они легко запоминается и легко читается, а по интонациям очень близко к детской речи, легко и весело выговаривается. Это свойство отличает почти все стихи Барто. В то же время каждое из них имеет свое лицо. Все они новы и по сюжету, по ритму, образному строю. В том-то и секрет долговечности лучших стихотворений поэтессы. В самом деле, поколение за поколением малыши легко запоминают чёткие, звучные стихи поэтессы. Агния Львовна широко пользуется средствами юмора, когда она рассказывает маленьким детям об игрушках:

11 стр., 5167 слов

Влияние художественной литературы на личность ребенка

... на развитие детской литературы. 2. Основная часть. Художественно-эстетическое развитие ребенка В сфере художественно-эстетического развития задачами педагогической работы является формирование у детей эстетического отношения ... тоже были нравоучительны по своему содержанию. В эпоху Просвещения были поставлены новые задачи в педагогической науке и они коснулись детской литературы. Содержание книг ...

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Каждая игрушка приобретает собственный характер:

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой качает сон,

Он слонихе шлет поклон.

Игрушки у Барто полноправные участники детской жизни, друзья детей. Обычно стихи А. Барто об игрушках написаны от 1-го лица в том случае, когда речь идёт о каких-то хороших поступках детей.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

От 3-го лица написаны стихи, когда нет активных поступков ребёнка или плохие поступки. Это помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера.

Зайку бросила хозяйка —

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Или

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Веселые и интересные стихи Агнии Барто , ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей. Потому что в своих детских стихах она рассказывает о таких же мальчиках и девочках, с которыми маленький читатель общается в детском саду или в школе.

В конце 1968 г. вышла книга стихов А. Барто «Я расту». Стихи согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ, не без ошибок в поступках. Но он растёт.

2 стр., 588 слов

Презентация «Агния Львовна Барто» 2 класс

... «Никита», 1945 и др.) носят в основном публицистический характер. За сборник «Стихи детям» (1949) Агнии Барто была присуждена Государственная премия (1950). За четыре дня до долгожданной Победы в ... маленьких «Игрушки» (1936), а также стихов «Фонарик», «Машенька» и др. Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов Агния Барто написала сценарии кинофильмов «Подкидыш» (1940, ...

А я не знал, что я расту.

Всё время, каждый час.

Я сел на стул

Но я расту,

Расту, шагая в класс

Проблема взаимоотношений старших и младших одна из главных проблем в творчестве Барто, и её решению посвящено много произведений, в которых внимание заострено на дружбе между старшим и младшим поколением.

Лампа горит.

Занимается папа,

Достал он из шкапа,

Он исписал и блокнот

И тетрадь,

Должен он завтра

Экзамен сдавать!

Петя ему очинил

Карандаш.

Петя сказал:

Обязательно сдашь!

Учатся взрослые

После работы.

С книжкой идут

На экзамен пилоты.

С толстым портфелем

Приходит певица,

Даже учитель

Не кончил учиться!

У вашего папы

Какие отметки? —

Интересуется

Дочка соседки

И признается,

Вздыхая,

Мальчишкам:

У нашего тройка:

Волнуется слишком!

Стихотворения поэтессы способствуют воспитанию любви к Родине. Эта способность характерна для всего творчества Барто.

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли,

А он живой,

Он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья.

И я зову на помощь маму:

Там жук живой!

Раскроем раму!

Иногда (и чаще всего) это совсем не образцовые пай-мальчики и девочки, отличники. Есть среди них и ребята с лукавинкой и с ленцой. Но Барто всегда видит и то хорошее, что есть в ее героях. И она очень любит их, хотя любовь эта нигде не декларируется прямо, она остается «за стихом» и придает ему только особую добродушную интонацию, эмоционально окрашивает.

Ясно обрисовывая в своих лаконичных, всегда сюжетных стихах характер героев, автор не выражает к ним своего отношения с назойливой прямолинейностью или с отталкивающей детей нравоучительностью. Просто поэт рассказывает о своих героях с той же серьезностью и увлеченностью, какая отличает рассказы, игры самих детей. У нее особый дар говорить с детьми. Она для ребят «своя».

82 стр., 40928 слов

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством ...

... возраста в цикле статей "Фольклор для маленьких". Такой яркий и выразительный материал, как малые фольклорные формы, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для развития речи детей младшего дошкольного возраста. ...

Например, вот о каких происшествиях, просто невозможных в человеческой семье, рассказывает она в сказке «Медвежонок-невежа»:

Он мать изводит просто. Тут разве хватит сил?

Пошел сыночек в гости — Хозяйку укусил.

А медвежат соседки столкнул с высокой ветки.

Эти стихи — игра. И ребята отлично понимают и намек и юмор их. Они принимают каждую строчку, потому что это и есть настоящие детские стихи — серьезные и веселые, без разных уменьшительных словечек, которыми некоторые писатели уснащают свои произведения, обращаясь к детям. Автор позволяет себе лишь пошутить по поводу тех или иных поступков героев.

Но дети ведь и сами очень любят посмеяться, даже слегка подразнить друг друга. И без всяких скучных назиданий они безошибочно угадывают, кто хорош, кто плох, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим. И в этом большое воспитательное значение стихов Агнии Барто.

Каждый должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивым, внимательным и добрым к ним.

Дошкольники любят и хотят быть похожими на Вовку, из цикла стихов «Вовка — добрая душа». Он добрый — помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.

Эти стихи помогают детям смотреть на мир по-другому, пробуждают чувство ответственности, взаимопомощи, дружбы у дошкольников, возникает естественная потребность в чтении, желание о чем-то больше узнать.

Воспитатели отмечают, что после таких занятий возникает меньше ссор, драк, меняется микроклимат в группе; дети становятся внимательней друг к другу, стараются больше помогать родителям, уважительно относятся к пожилым людям, заботятся о младших братишках и сестренках, домашних животных.

Вот стихотворение «Как Вовка бабушек выручил»:

На бульваре бабушки

Баюкают внучат,

Поют внучатам ладушки,

А малыши кричат.

Расплакались две Оленьки,

Им жарко в летний зной,

Андрей, в коляске, голенький,

Вопит как заводной.

Ладушки, ладушки… —

Ох, устали бабушки,

Ох, крикунью Ирочку

Нелегко унять.

Что ж, опять на выручку

Вовку нужно звать.

18 стр., 8916 слов

Анализ произведений маяковского для детей

... поэт искренне желал, чтобы его стихи служили государственным интересам. Даже взявшая под защиту «Сказку о Пете. » критик А.К.Покровская считала, что «стихи Маяковского для детей явление больше литературное, чем ... хорошо и что такое плохо» (1925), пожалуй, самая удачная из всего написанного Маяковским для детей. Если в «Сказке о Пете. » он объяснял на наглядных примерах значения ...

Вовка — добрая душа,

Позабавь-ка малыша!

Подошел он к бабушкам,

Встал он с ними рядышком,

Вдруг запрыгал и запел:

Ладушки, ладушки! —

Замолчали крикуны,

Распевает ладушки

Мальчик вместо бабушки.

Засмеялись сразу обе

Маленькие Оленьки,

И Андрей не хмурит лобик,

А хохочет голенький.

Вовка пляшет на дорожке:

Ладушки, ладушки!

Вот какой у нас помощник!

Радуются бабушки.

Говорят ему: — Спасибо!

Так плясать

Мы не смогли бы!

Долго можно было бы перечислять строчки стихов, живущих в памяти постоянно, передающихся из поколения в поколение.

Прошло уже больше ста лет со дня рождения всеми любимой поэтессы Агнии Львовны Барто, а стихи ее до сих пор помнят и знают все: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. Стихи Барто помогают воспитывать лучшие нравственные качества: честность, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и внимательное отношение к ней.

Стихотворения Агнии Львовны Барто — это классика для детей, которая заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим

Большинство стихов Агнии Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Она очень любила детей, постоянно с ними общалась, узнавала их характер, и свои наблюдения выражала в виде стихотворений.

Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница.

Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем её эстетике характерно называть персонажей по именам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня горько плачет», «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение» — речь будто бы идет о хорошо знакомых Лешеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях.

агния барто стихотворение детское

Дети любят эти стихи за то, что перед ними, как в волшебном зеркале, отражены их детские годы, они сами, их восприятие мира, их переживания, чувства и мысли.

Но в жизни ребенка, этого маленького человека, всегда сохраняется и то, что присуще всякому детству, те стадии роста, которые проходит любой ребенок: первые шаги, первое свидание с природой, первая реакция на ласку, боль, обиду, первые радости и огорчения, первые усилия и первые успехи. Это то, что закреплено самой природой, что повторяется из века в век. Но, оставаясь в чем-то неизменным, мир вокруг нас меняется неудержимо, изменяется и восприятие его новым маленьким человеком, запас его впечатлений, меняется и отношение к нему в человеческом обществе, в народе, в стране.

19 стр., 9150 слов

Роль детской литературы в воспитании детей

... литература особенно бедна книгами для воспитания , т. е. как учебными , так и литературными детскими книгами » Начальные педагогические требования Белинского - уважение к ребенку , развитие его индивидуальных особенностей . Он ...

Современный ребенок живет и растет уже не в том мире, в каком росли его деды и даже отцы. Вернее, и в том и не в том. И вот это сочетание прошлого и настоящего, извечного и сегодняшнего — задача подлинной поэзии для детей, то, что делает стихи неустаревающими, всегда живыми и нужными людям.

Этот счастливый дар — постоянства и изменчивости — читатель, и взрослый и ребенок, находит у Барто. В ее стихах, всегда по-хорошему злободневных, — приметы нашего времени, актуальные события детской жизни; но не только в них смысл и значение ее поэзии — а и в той жизнеутверждающей основе, на которой родились эти стихи, в разлитой в них доброте и чистоте.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения, особенно детских стихов, в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика.

Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие.

Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

Поэтическое дарование Агнии Барто уже давно получило признание читателей, маленьких и больших. Общественная позиция Барто определилась с первых ее шагов в литературе: современность — ее главная тема, дети — основные герои, воспитание высокой гражданственности — ее постоянная задача, понятая очень широко и решаемая по-своему, разнообразно и свободно.

Верность этой позиции, политическое и педагогическое чутье, своеобразная, сразу отличаемая от всех интонация живой разговорной речи, неподдельный детский словарь, жизнерадостные ритмы и юмор сделали ее одним из любимейших авторов.

Барто почти всегда в своих стихах говорит от лица ребенка, и она имеет на это право. Когда читаешь эти стихи, видишь, что автор живет не где-то рядом, а вместе с нашими детьми, слышит не только их разговоры, но и мысли, умеет читать между строк в детских письмах, которые получает тысячами.

Постоянное живое общение Барто с детьми вносит в ее стихи то новое, что вносит время в нашу жизнь. Именно потому стихи Барто так точно закрепляют все характерное для разных лет, что пережито детьми нескольких поколений, что занимало их ум, будило их чувство. Стихи Барто — это страницы детства. Может быть, потому их так хорошо помнят и те, кто давно выросли с тех пор, как она начала писать для детей.

12 стр., 5613 слов

Деятельность современного специализированного издательства (на ...

... К., Барто А., Заходер Б., Михалков С. Любимые стихи Таким образом, в данном перечне мы не видим ни одного коммерческого проекта, а также новых спорных детских произведений, таких ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/agniya-barto/

1.Барто А.Л. Любимые стихи / А.Л. Барто. — М.: ОлмаМедиаГрупп, 2010. — 128 с.

2.Жизнь и творчество Агнии Барто / Сост. И.П. Мотяшов. — М.: Дет. лит., 1989. — 336 с.

.Казак В. Лексикон русской литературы XX века / В. Казак. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с.

.Смирнова В.В. Агния Барто и её стихи для детей / В.В. Смирнова. — М.: Дет. лит., 1997. — С.3-12.