Роль детской литературы в воспитании детей

Уральский государственный педагогический университет

Г . Белинский — критик и теоретик детской литературы .

« Книга есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются … и дети — так же . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать дурно выбранные книги , для них хуже и вреднее , чем ничего не читать . »

Детские книги — сокровища духовного богатства людей , самое ценное что создал человек на пути к прогрессу ; в нем выражены чувства , эмоции , переживания людей . Детская литература органическая часть общей литературы , но она специфична . Детская литература является средством воспитания, формирования личности ребенка .

« Книги , которые пишутся собственно для детей , должны входить в план воспитания , как одна из важнейших ее сторон . Наша литература особенно бедна книгами для воспитания , т. е. как учебными , так и литературными детскими книгами »

Начальные педагогические требования Белинского — уважение к ребенку , развитие его индивидуальных особенностей . Он отстаивает идею гармоничного развития личности . Воспитание должно учитывать возрастные особенности детей, развивать их физические и духовные возможности , формировать нравственные , патриотические чувства .

« Воспитание — великое дело ; им решается участь человека . Все говорят о важном влиянии воспитания на судьбу человека , на его отношение к государству, к ближним и к самому себе … Слово еще не есть дело , всякая истина , как бы ни была она несомненна, но если не осуществляется в делах и поступках произносящих ее — она есть только слово , пустой звук ,- та же ложь …Питайте и развивайте в детях чувство , возбуждайте чистую , а не корыстную любовь к добру; заставляйте их любить добро для самого добра , а не из — за награды , не из выгоды быть добрым ; возвышайте их души примерами самоотвержения и высокости в делах и не докучайте им пошлою моралью … В детях , с самых ранних лет , должно развивать чувство изящного , как один из первейших элементов человечности … развивайте также в них и эстетическое чувство , которое есть источник всего прекрасного , великого , потому что человек лишенный эстетического чувства стоит на степени животного … »

« Лучше совсем ничего не читать , чем читать плохую и мало художественную книгу . »

Книги для детей должны быть источником высоко — художественного, эстетического , нравственного воспитания .

« Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким — нибудь делом , не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления , сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа ,- развитие чувства любви , и чувства бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей , а не на их рассудок . Чувство предшествует знанию .… Детские книжки должны показать им , что мир и жизнь прекрасны , т. к. они суть .… Кто не почувствовал истины , тот и не понял и не узнал ее .…

2 стр., 729 слов

по направлению «Война и мир — к 150-летию великой книги»: что ...

... Толстой «Война и мир», Об отношении к войне Болконский хотел построить блестящую карьеру офицера, а потому относился к войне восторженно. ... сочинение. Вас могут попросить поразмышлять о счастливых и несчастливых семьях, о любви и долге, о героизме и патриотизме, о войне, да и ... актуальности и важности сегодня. Ведь неслучайно эксперты ФИПИ назвали направление «к 150-летию великой книги». Расскажите, ...

Преимущественное развитие чувства дает им полноту , гармонию и поэзию жизни .… Они должны знакомить их с таинством страдания , показывая его , как другую сторону одной и той же любви , как блаженство своего рода ,… как необходимое состояние духа .…И все это детские книжки должны передавать своим маленьким читателям … в повествованиях и картинах , полных жизни и движения , проникнутых одушевлением , согретых теплотою чувства , написанных языком легким , свободным , игривым , цветущим в самой простоте своей ,- и тогда они могут служить одним из самых прочных оснований и самых действенных средств для воспитания . »

« Воспитание — великое дело ; им решается участь человека . »

2 Познавательное значение детских книг .

Тематика научно — познавательной литературы для детей .

В своем философском развитии В. Г. Белинский шел от увлечения идеалистическими системами в первый период своей деятельности к материализму и революционному демократизму . В соответствии с этим меняется , получает новое , более глубокое содержание и его идеал воспитания человека .

Выяснив народность произведений великих русских писателей Пушкина , Гоголя , Крылова , Белинский впервые выдвинул и подробно обосновал идею народности воспитания .

« Народность , — писал он , — обыкновенно выпускается у нас из плана воспитания . Часто дети знают о древнегреческих авторах , об исторических деятелях европейской истории , но не имеют никакого понятия о сокровищах своей народной поэзии , русской литературе , Петре 1 .» Он указывает , что детям надо давать как можно больше общечеловеческого , мирового , но надо знакомить с этим через родные и национальные явления .

Белинский высказывает убеждение , что книги должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон . Он выдвигает ряд важнейших вопросов о значении детской литературы , о ее специфики , тематике детской книги . В 60 годы был представлен список книг рекомендованный для детского чтения такими известными писателями , как Пушкин, Гоголь, Некрасов, С- Щедрин , Крылов , Толстой , Успенский , Тютчев . Большое внимание Белинский уделял книгам научно — познавательного характера . Он выступал с идеей подлинно научного , всеобщего развития ; знания должны быть « как нечто целое » , « как наука о жизни ».

«… Для детей предметы те же , что и для взрослых людей , только изложенные сообразно с их понятиями , а в этом — то и заключается одна из важнейших сторон этого дела . Показать душе юной , чистой и свежей примеры высоких действий представителей человечества … »

10 стр., 4680 слов

По литературе по творчеству А.С. Пушкина ««…Читая его (А.С.Пушкина) ...

... ёт из Пушкина». Все творения гениального поэта полны горячей веры в торжество святых начал жизни, гуманизма, добра, свободы. Значит, как сказал В.Г. Белинский: « Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и ...

« … Если бы нашлась книжка с картинками , изображающими горы , моря , острова , полуострова , минералы , разные чудеса физической природы , потом явления растительного и , наконец , животного царства , и при этих картинках был бы объяснительный текст простой , толковый , без фраз и восклицаний , как прекрасна природа и т. п. ; если бы эти предметы были изложены не только в порядке , но и в ученой системе , а в тексте ни слова не упоминалось бы ни о каких системах … »

3 Расширение круга детского чтения .

Выделение основных читательско — возрастных групп .

Борьба за расширение круга для детского чтения позволила Белинскому , Чернышевскому , Добролюбову не только обогатить чтение самых маленьких современников , но и воздействовать на самих писателей , продемонстрировать им тот уровень , на котором они должны работать для детей .

По сути дела это так же была борьба за реализм детской литературы . Деятельность этих критиков способствовала формированию нового русского читателя .

Белинский настаивает на том , что наилучший путь к искусству для маленького читателя — непосредственное восприятие .

«… На детские книги обычно обращают еще менее внимания , чем на само воспитание . А книга — есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются — и старые , и молодые , и деловые , и ничего не делающие ; дети — так же . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем ничего не читать .

Что же можно читать детям ? Из сочинений , писанных для всех возрастов , давайте им «Басни » Крылова , в которых даже практические , житейские мысли облачены в такие пленительные поэтические образы , и все так резко запечатлено печатию русского духа ; давайте им « Юрия Милославского » г. Зазоскина , в котором столько душевной теплоты , столько патриотического чувства , который так прост , так наивен , так чужд возмущающих душу картин , так доступен детскому воображению и чувству ; давайте « Овсяный кисель » , эту превосходно переведенную Жуковским ; давайте им некоторые из народных сказок Пушкина , как, например « О рыбке и рыбаке » , которая , при высокой поэзии , отличается , по причине своей бесконечной народности , доступностью для всех возрастов и сословий и заключает в себе нравственную идею . Не давая детям в руки самой книги , можно читать им отрывки из некоторых поэм Пушкина , как , например , в « Кавказском пленнике » изображение черкесских нравов , в

« Руслане и Людмиле » эпизоды битв , о поле , покрытом мертвыми костями , о богатырской голове ; в « Полтаве » описание битвы , появление Петра Великого ; наконец некоторые из мелких стихотворений Пушкина , каковы « Песнь о Вещем Олеге » , « Жених » , « Пир Петра Великого » , « Зимний вечер » ,

« Бесы » , некоторые из песен западных славян , а для более взрослых « Бородинскую годовщину » . Не заботьтесь о том , что дети мало поймут , но именно и старайтесь , чтобы они как можно меньше понимали , но больше чувствовали . Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова , сердца преисполняются чувством изящного ; пусть и поэзия действует на них , как и музыка — прямо через сердце , мимо головы , для которой еще настанет свое время , свой черед .

Книги , которые пишутся для детей особенно должны входить в план воспитания , как одна из важнейшых его сторон .

Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким — нибудь делом , не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления , сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа , — развитие чувства любви и чувство бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувство детей , а и на их рассудок , а такими сказками можно так же назвать сказки Гофмана « Неизвестное дитя » , « Щелкун Орехов и царек мышей » и пьесы в « Детских сказках дедушки Иринея » … Какое богатство детских книг ! « Друг детей » — это перевод немецкой книги , автор ее Вильмсен . Цель ее — развитие мыслительной способности в детях через постепенное восхождение от легких к более трудным понятиям , изложенным в сообразной с ними форме . Цель эта достигается благодаря хорошему составлению книги . »

82 стр., 40928 слов

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством ...

... возраста в цикле статей "Фольклор для маленьких". Такой яркий и выразительный материал, как малые фольклорные формы, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для развития речи детей младшего дошкольного возраста. ...

Главные доводы Белинского при определении круга детского чтения : связь с жизнью , непременная художественность , « глубокость » и гуманность идей , целомудренность содержания , простота и , наконец , « истинная народность » .

4 Требования Белинского к детским писателям.

« … Нужно родиться , а не сделаться детским писателем . Тут требуется не только талант , но и своего рода гений . Да, много , много нужно условий для образования детского писателя : тут нужна душа благодатная , любящая , кроткая , спокойная , младенчески простодушная ; ум возвышенный , образованный , взгляд на предметы просветленный , и не только живое воображение , но и живая поэтическая фантазия , способная представить все в одушевленных , радужных образах . Не говоря уже о любви к детям и о глубоком знании потребностей , особенностей , оттенков детского возраста . Детские книги пишутся для воспитания , а воспитание — великое дело : им решается участь человека .

… Живая , поэтическая фантазия есть необходимое условие , в числе других необходимых условий , для образования писателя для детей : через нее и по средством ее должен он действовать на детей . В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души , первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности . Дитя не требует выводов , доказательств и логической последовательности : ему нужны образы , краски и звуки . Дитя не любит идей : ему нужны историйки , повести , сказки , рассказы . И посмотрите , как сильно у детей стремление ко всему фантастическому , как жадно слушают они рассказы о мертвецах , привидениях , волшебствах . Что это показывает ? — потребность бесконечного , начало чувства поэзии , которые находят для себя удовлетворение пока еще только в одном чрезвычайном , отличающемся неопределенностью идей и яркостью красок . Чтобы говорить образами , надо если не быть поэтом , то , по крайней мере , быть рассказчиком и иметь фантазию живую , резвую , радужную . Чтобы говорить образами с детьми , надо знать детей , надо самому быть взрослым ребенком , не в прошлом значении этого слова , но родиться с характером младенчески простодушным . Есть люди , которые любят детское общество и умеют занять его и рассказом и разговором , и даже игрою , приняв в ней участие : дети , со своей стороны , встречают этих людей с шумной радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с откровенною доверчивостью , как на своих друзей . Про такого человека у нас , на Руси , говорят : это детский праздник . Вот таких — то « детских праздников » нужно и для детской литературы. Да — много , очень много условий ! Такие писатели , подобно поэтам , родятся , а не делаются . »

2 стр., 913 слов

Сочинения | Сочинения 8 класс. Сказка для детей и взрослых (по ...

... «взрослые — очень странный народ», они часто настолько углублены в себя и свои дела, что не замечают ничего вокруг. Однако нельзя судить их поспешно, исходя из одних слов: «надо ... наследия — взаимоотношения между детьми и взрослыми, познание окружающего мира, стремление привести людей к мудрости и счастью. Эта тема берет начало в первой его книге «Почта — на юг», продолжается в «Планете ...

Белинский подвергает уничтожающей критике « фальшь и риторику » , современной ему реакционной дворянской литературы , построенные по « единому типу » , книги , пересыпанные нравственными , разжевывающими моральные истины нравоучениями , которые должны естественно и органически вытекать из « дела » , выявляться в

« художественной жизни образов » , представляться не в сухих рассказах , а в повествованиях и картинах , полных жизни , движения , проникнутых одушевлением , согретых теплотою чувства .

« … Чем обычно отличаются повести для детей ? — дурно склеенным рассказом , пересыпанным нравственными сентенциями . Цель таких повестей — обманывать детей , искажая действительность .

… Пишите , пишите для детей , но только так , чтобы вашу книгу с удовольствием прочел и взрослый и , прочтя , перенесся бы мечтою в светлые годы своего младенчества .

Главное дело , как можно меньше сентенций , нравоучений и резонерства : их не любят и взрослые , а дети просто ненавидят . Они хотят в вас видеть друга , а не наставника , требуют от вас наслаждения , а не скуки , рассказов , а не поучений . Дитя веселое, доброе , живое , резвое , жадное до впечатлений , страстное к рассказам , не чувствительное , а чувствующее .

… Но пока он еще дитя , дадим ему вполне насладиться первобытным раем непосредственной теплоты , полноты бытия , этого полного жизнею чистотой младенческой радости , источник , который есть простодушное и целомудренное единство с рпиродою и действительностью .

… Итак , если вы хотите писать для детей , не забывайте , что они не могут мыслить , но могут только рассуждать , или , лучше сказать , резонерствовать , а это очень худо ! Резонерство иссушает в детях источники жизни , любви , благодати ; оно делает их молоденькими старичками … Чувство внутреннего , духовного созерцания истины — есть дар природы , результат счастливой организации , и развитие этого дара требуем мы от воспитания и детской литературы .

… Книги , которые пишутся для детей , должны входить в план воспитания , как одна из важнейших его сторон …

5 Понимание Белинским специфики детской литературы .

1 ) Особенности мышления и эстетического восприятия ребенка — читателя .

« Книга есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются — и старые , и молодые , и деловые и ничего не делающие ; дети — также . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем ничего не читать : первое зло положительное , второе — только отрицательное . Так , например , в детях , с самых ранних лет , должно развивать чувство изящного , как один из элементов человечности .

Нет ничего столь вредного и опасного , как неестественное и несвоевременное развитие духа . Дитя должно быть дитятею , но не юношею , не взрослым человеком . Первые впечатления сильны , — и плодом неразборчивого чтения будет преждевременная мечтательность , пустая и ложная идеальность , отвращение от бодрой и здоровой деятельности , наклонность к таким чувствам и положениям в жизни , которые не свойственны детскому возрасту . Всему своя череда . Неестественно и преждевременно развившиеся дети — нравственные уроды .

17 стр., 8203 слов

Развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста ...

... основу творчества, делающего субъекта способным к созданию нового в различных сферах деятельности». Воображение важнейшее психическое новообразование дошкольного детства, и его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка. Взрослые ...

Для детей предметы те же что и для взрослых людей , только изложенные сообразно с их понятием . В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души , дитя не требует выводов , доказательств и логической последовательности , ему нужны образы , краски и звуки . Наглядность признана теперь всеми единодушно самым необходимым и могущественным помощником при учении …

… Посмотрите , как жадны дети к картинкам ! Они готовы прочесть самый сухой текст , лишь бы только он объяснил им содержание картинки …

… Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова , сердца переполняются чувством изящного , пусть и поэзия действует на них , как музыка . »

Борьба против антихудожественной дидактики , утверждение принципов реалистического искусства в детской литературе .

« Чем обыкновенно отличаются , например , повести для детей ? — Дурно склеенным рассказом , пересыпанным моральными сентенциями . Цель таких повестей — обманывать детей , искажая в их глазах действительность . Тут обыкновенно хлопочут из всех сил , чтобы убить в детях всякую живость , резвость и шаловливость , которые составляют необходимое условие юного возраста , вместо того , чтобы стараться дать им хорошее направление и сообщить характер доброты , откровенности . Потом стараются приучить детей обдумывать и взвешивать всякий свой поступок , словом , сделать их благоразумными резонерами , которые годятся только для классической комедии или трагедии , а не думают о том , что все дело во внутреннем источнике духа .Потом стараются уверять детей , что всякий поступок наказывается и всякое хорошее действие награждается …»

Такая антихудожественная литература оказывает крайне вредное воздействие на читателя . Белинский показывает как неразрывно связаны идейность и художественность , воспитательное значение книги и ее отношение к « истине » жизни. По словам Белинского , главная задача писателя — воспитание нравственных качеств , пробуждение человечности . Цель же нравоучительной дворянской литературы — обманывать бедных детей , представляя жизнь искаженной . Особенно ненавистны Белинскому те книги , в которых авторы , стремясь воспитать верных слуг царю и отечеству , возводят в образец беспрекословное послушание , бездумное подчинение авторитету — родителей , наставников .

« Книги для детей можно и должно писать , но хорошо и полезно только то сочинение для детей , которое может занимать взрослых людей и нравиться им не как детское сочинение , а как литературное произведение , писанное для всех … »

3) Особенности языка детских книг .

Большое внимание Белинский уделял языку и слогу детских книг . Очень низкий уровень изданий и низкая культура переводов вызывали его многочисленные замечания об их безграничности , жаргоне .

Белинский считал , что язык детской книги должен отличаться чистотой и правильностью « быть цветущим в самой простоте » .

« Детские книги должны отличаться особенною легкостью , чистотою и правильностью языка …

Прекрасная , хорошим языком написанная или переведенная книга и красиво напечатанная , — она полезна и для детей , и для взрослых …

20 стр., 9745 слов

Нравственное воспитание детей с нарушениями слуха в ходе ознакомления ...

... по проблеме формирования нравственных чувств у детей; изучить специфику нравственных чувств у детей с нарушениями слуха; определить влияние чувашской народной сказки на формирование нравственных чувств у детей дошкольного возраста ... чувств и отношений изучалась по таким направлениям: воспитание отношения к взрослым, к сверстникам, к животным и растениям; изучались отдельные компоненты гуманных ...

Книга должна быть написана просто , умело , без излишних потребностей , хорошим языком , события изложены ясно , расставлены в перспективе , обличающей память , переданы с живостью и увлекательностью …

Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким — нибудь делом , не столько предохранение не от дурных привычек и дурного направления , сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа — развитие чувства любви и чувство бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей , а не на их рассудок . Чувство предшествует знанию , кто не почувствовал истины , тот и не понял , и не узнал ее . »

К . И . Чуковский — сказочник и теоретик детской литературы .

От двух до пяти .

1 О особенности детской речи .

Подражание и творчество .

Каждый маленький ребенок есть величайший труженик нашей планеты . Достаточно приглядеться возможно внимательнее к сложной системе тех методов , при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком , всеми оттенками его причудливых форм , всеми тонкостями его суффиксов , приставок и флексий . Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых , все же оно кажется одним из величайших чудес детской психической жизни .

Ребенок всего за три года — от двух до пяти лет осваивает основные богатства родного языка . И осваивает не как прилежный зубрила , а как поэт .

У двух летних и трех летних детей такое чутье языка , что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками и уродами речи , а , напротив , очень метки , изящны , естественны :

« сердитки » — морщинки , « духлая » — пахнет духами , « всехный » — всеобщий .

Сплошь и рядом случается , что ребенок изобретает слова , которые уже есть в языке , но неизвестны ни ему , ни окружающим ( обутка , одетка ) . Ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам , которые создавались народом в течении многих веков ( « льзя » — можно , « удобриться » — смягчиться , « людь » — человек )

Чудесно овладевает детский ум методами , приемами , формами народного словотворчества : они могли бы быть и только случайно их нет . Даже те детские слова , которых нет в языке , кажутся почти , существующими . Ребенок создал их лишь потому , что не знал наших взрослых слов . Ребенок называет лошадку —

« лошада » т . к . лошадь для ребенка огромна и может ли он звать ее уменьшительным именем ? Подушка для него — « подуха » , одуванчик — « одуван » .

Когда трех летняя Нина впервые увидела в саду червяка , она зашептала в испуге :

  • Мама , мама , какой ползук !

Неосознанное мастерство .

Переиначивая наши слова , ребенок не замечает своего словотворчества и остается в уверенности , будто правильно повторяет услышанное ( « сольница » — солонка , т . к . есть чайница , сахарница ) .

Такое неосознанное словесное творчество — один из самых изумительных феноменов детства . Сам того не подозревая , он направляет все свои усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство . Даже те ошибки , которые не редко случается делать ребенку при этом творческом усвоении речи , свидетельствуют об огромности совершаемой его мозгом работы по координации знаний ( « почтаник » — почтальон , по аналогии со словами с суффиксом — ник — ; пожарник , сапожник , печник ) .

4 стр., 1654 слов

Система образов в романе Тургенева «Отцы и дети»: Евгений Базаров ...

... союзы Аркадия и Катеньки, Николая Петровича и Фенечки, в которых органично уживаются практичность и любовь к высокому искусству, утилитаризм и стремление к природе, поэзии, счастью. В романе «Отцы и дети» И. С. ... взглядами Базарова. Оба персонажа воплощают в себе две непримиримые крайности в общественной жизни XIX века. Именно поэтому Тургенев сталкивает их в романе, показывая, как разногласия ...

Чтобы воспринять наш язык , ребенок в своем словотворчестве копирует взрослых . Сам того не подозревая , он направляет все свои усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство .

С двух лет всякий ребенок становиться на короткое время гениальным лингвистом , а к пяти — шести годам эту гениальность утрачивает , т . к . к этому возрасту ребенок уже полностью овладел основными принципами родного языка .

Когда мы говорим о творческой силе ребенка , о его чуткости , о его речевой гениальности , мы не должны забывать , что общей основой всех названных качеств является подражание , т . к . всякое новое слово , создаваемое ребенком , твориться им в соответствии с нормами , которые даны ему взрослыми .

Народная этимология .

В большинстве случаев дети только к тому и стремятся , чтобы возможно точнее скопировать старших . Но , пытаясь воспроизвести во всей точности нашу « взрослую » речь , они бессознательно исправляют ее ; изумительна та виртуозность , с которой , переменяя в услышанном слове один только звук , они заставляют это слово подчинятся их логике , их ощущению вещей :

* Буся метко обозвал бормашину зубного врача — больмашиной .

Леля называет сухарик — кусариком .

* — У мамы сердечко болело , и она пила болерьянку .

Развитие речи ребенка являет собой единство подражания и творчества .

Осмысление речи бессмыслицей .

Слушая ,что погоня за смыслом приводит ребенка к сугубой бессмыслице .

Царь дрожащего творенья — « Царь , дрожащий от варенья ».

Властелин души моей — « Пластилин души моей » .

Терпи , казак , атаманом будешь — « Терпи , коза , а то мамой будешь » .

Путем минимального изменения в звуковой структуре непонятного слова ребенок , незаметно для себя , осмысляет его , причем в этой новой редакции выдвигаются существеннейшие ( с точки зрения ребенка ) качества того лица или предмета , которые данными словами обозначены ( язык — лизык , слюнка — плюнка ) .

Эти языковые процессы в речи детей занимают не последнее место .

Действенность .

Ребячьи слова в большинстве случаев изображают предметы исключительно со стороны действия .

« строганок » — то , чем строгают

« копатка » — то , чем копают

« лизык » — то , что лижет

« колоток » — то , чем колотят

Всюду выдвинута на первое место действенная функция предмета . Почти все исправления , вносимые ребенком в нашу « взрослую » речь , заключаются именно в том , что он выдвигает на первое место динамику .

Завоевание грамматики .

За — вы — на — рас — об

15 стр., 7468 слов

Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей ...

... творчества в развитии речи детей старшего возраста; провести диагностику развития речи дошкольников на основе элементов народного фольклора; оценить эффективность использования русского фольклора в развитии речи дошкольников. ... и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности ...

Велико у детей тяготение к глаголу , что им буквально не хватает глаголов , существующих во « взрослом » языке . Приходится создавать свои собственные .

  • часы часикают
  • я намакаронился
  • видишь , как я хорошо приудобился
  • погоди , я еще не отсонился

В этих глаголах восхищают приставки , придающие каждому слову именно тот оттенок экспрессии , какой придает им народ . Так что ребенок поступает в полном соответствии с исконными нормами родного языка . Самые смелые и причудливые из новообразований ребенка не выходят за рамки общенациональных языковых традиций .

Разве не изумительно , что ребенок уже на третьем году своей жизни вполне овладевает всем обширным арсеналом приставок и великолепно угадывает значение каждой из них .

Мама , отпачкай мне рубашку !

Льзя — нельзя

Любопытная особенность детских приставок : они никогда не срастаются с корнем . Ребенок отрывает их от корня и легче и чаше , чем взрослый .

  • Я сперва боялся трамвая , а потом вык , вык и привык .
  • Ах , какой ты невежа ! Нет , я вежа !
  • Ты такой неряха . Ладно , я буду ряха !

Он и она

Замечательна чуткость ребенка к родовым окончаниям слов.

Здесь он особенно часто вносит коррективы в нашу речь .

  • Я не черепаха , я черепах .
  • Синица — синиц .
  • Русалка — русал .

Прилагательные

Имена прилагательные сравнительно редко встречаются в речи детей . Но даже в том небольшом их числе , тоже явственно выразилось присущее детям чутье языка .

  • Червячее яблоко
  • Клевачий петух
  • Махучий хвост

Скрещивание слов

  • Моя чашка такая блистенькая

В этом слове слиты два разных слова , корни которых различны ( блестящая и чистенькая сразу ) .

Дети по инерции могут создать из любой глагольной формы любую глагольную форму . Стоит только внимательно приглядеться к языковому развитию детей , чтобы стало ясно , что подражание у них сочетается с самым пытливым исследованием того материала , который предлагают им взрослые .

  • Начальная школа — это где начальники учатся ?

Типичные ошибки детей

Среди детских местоимений особым своеобразием отличаются притяжательные .

  • Этажерка — эта жерка , та жерка
  • Табуретка — та буретка и эта буретка

Труднее всего малым детям даются капризные формы разноспрягаемых глаголов .

  • Папа воевает
  • Мы сплим
  • Лампа зажгита

Анализ языкового наследия взрослых

Дети вообще буквалисты . Каждое слово имеет для них лишь один единственный , прямой и отчетливый смысл и не только слово , но порою целая фраза .

  • Скоро . Ты и оглянуться не успеешь ( Светлана стала как — то странно себя вести )
  • Я оглядываюсь , оглядываюсь , а лета все нету .

Тут все дело в том , что мы , взрослые , мыслим словами , словесными формулами , а маленькие дети — вещами , предметами предметного мира . Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами . Потому — то они так горячо возражают против наших аллегорий и метафор .

Ребенок , которого мы сами приучили к тому , что в каждом корне данного слова есть отчетливый смысл , не может простить нам « бессмыслиц » , которые мы вводим в нашу речь . Иногда ребенок протестует не против смысла , а против фонетики данного слова .

Ребенок усваивает нашу « взрослую » речь не только путем подражания , но и противоборствуя ей . Это противоборство бывает двоякое :

1 . Неосознанное , когда ребенок даже не подозревает о том , что он забраковал наши слова и заменил их другими .

2 . Нарочитое , когда ребенок сознает себя критиком услышанных им речений .

И в том , и в другом случае основные законы установленной, выработанной взрослыми речи остаются для ребенка непреложными . Если же он восстает против некоторых наших речений , то лишь для того , чтобы вступиться за эти законы .

  • Я в школу не пойду , там на экзамене ребят режут .

Ложное истолкование слов

Ребенок , который живет среди взрослых и постоянно присутствует при их разговорах , то и дело слышит такие слова , смысл которых ему непонятен . Часто он пытается осмыслить их сам , не обращаясь за объяснением к старшим , вполне уверенный, что эта задача не представит для него особенных трудностей . Он решает ее « по вдохновению » , внезапно , не обладая для этого никакими другими ресурсами , кроме сильнейшего языкового чутья , и немудрено , что , пытаясь самостоятельно добраться до смысла непонятных речений , он принужден прибегать к самым фантастическим выдумкам .

  • Двойняшки — два ( мальчика ) Яшки .

Слово отождествляется с вещью

Слово часто имеет в сознании ребенка такой же конкретный характер , как и та вещь , которую он обозначает . Оно , так сказать , отождествляется с вещью . Всякие кикиморы , буки , которыми взрослые пугают ребенка , именно потому и страшны для него , что в уме его имена этих свирепых чудовищ сливаются с самими чудовищами .

Фонетика

Ребенок добирается до правильного произношения слов столь же сложным , извилистым путем , каким он приходит к их нормативной конструкции .

Кооператив :

пиф

пиф — пиф

апиф

капиф

каапиф

патиф

копатиф

кооператив

Роль фантазии и сказки в воспитании детей .

О необходимости развивать детскую фантазию при помощи чтения сказок Ф . М . Достоевский писал в конце жизни одному из родителей :

  • « Вы говорите , что до сих пор не давали читать вашей дочери что — нибудь литературное , боясь развить фантазию . Мне вот кажется , что это не совсем правильно : фантазия есть природная сила в человеке , тем более во всяком ребенке , у которого она , с самых малых лет , преимущественно перед всеми другими способностями развита и требует утоления . Не давая ей утоления ;
  • или умертвишь ее , или обратно — дашь ей развития , именно чрезмерно ( что и вредно ) своими собственными силами . Такая же натуга лишь истощит духовную сторону ребенка преждевременно » .

Лишенный Мюнхаузена , Гулливера , Конька — горбунка , ребенок бессознательно компенсирует себя множеством самоделковых сказок . Без фантазии и в физике , и в химии будет полный застой , т . к . создание новых гипотез , придумывание новых приборов , догадки о новых химических соединениях — все это продукты фантазии .

Сказка делает свое дело : помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире , обогащает его душевную жизнь , заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость , за добро , за свободу , и , когда надобность в ней минует , ребенок сам разрушает ее . Но до семи — восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища — не лакомство , а насущный и очень питательный хлеб , и никто не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу .

Сказка нужна ребенку для того , чтобы возможно полнее , пышнее , богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период .

Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке , чтобы развить , укрепить , обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике . Тем , кто фантазирует принадлежит будущее .

Основное воспитательное значение сказки .

Цель сказочников.

Теперь уже считается общепринятой истинной , что сказка совершенствует , обогащает и гуманизирует детскую психику , т . к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей , кто борется за справедливость , добро и свободу . В этом -то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки .

Цель сказочников заключается в том , чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями , радоваться радостями другого , переживать чужую судьбу , как свою .

Наша задача заключается в том , чтобы пробудить , воспитать , укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать , сострадать , и сорадоваться , без которой человек — не человек .

Только эта способность , привитая с самого раннего детства и доведенная в процессе развития до высочайшего уровня , создавала и будет впредь создавать Бестужевых , Пироговых , Некрасовых , Чеховых , Горьких …

Специфика детского словотворчества .

Роль игровых стихов в творчестве ребенка

« Путаницы » не только не мешают ребенку ориентироваться в окружающем мире , но , напротив , укрепляют в нем чувство реальности и что именно в интересах реалистического воспитания детей следует культивировать в детской среде такие стихи . Ибо так уж устроен ребенок , что в первые годы его бытия мы можем насаждать в его душе реализм не только путем ознакомления с окружающим миром , но чаще и успешнее всего именно при посредстве фантастики .

жабы по небу летают

рыбы по полю гуляют

мыши кошку изловили …

Все нелепицы ощущаются ребенком именно как нелепицы . Он ни на минуту не верит в их подлинность . Навязывание предметам несвойственных им функций и признаков увлекает его как забава . В русских малых фольклорных жанрах эта забава нередко принимает характер игры в обмолвку :

Полтора молока чистого кувшина .

Гладь , из — под собаки лают ворота .

Мужик схватил собаку и давай бить палку

Существует немало детских стихов , которые являются продуктами игры , но эти стишки — перевертыши и сами по себе есть игра , игра мыслительная , игра ума .

Будем кушать на диване , а спать на столе .

Наденем фуражку на ноги , а сандали на голову .

Возьмем дверь и откроем ключ .

Это проявление детского юмора и в то же время познавательное отношение к миру .

Это стремление создавать перевертыши — у здорового ребенка на каждом шагу . Жажда играть в переверьыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни . В основе этих причуд не юмористическое , а позновательное отношение к миру . Ибо давно уже чтало общепринятой истиной , что именно по средствам игры ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков , нужных ему для ориентации в жизни .

Педагогическая ценность перевертышей .

Играть в детстве — то же , что накапливать опыт , а этот накопленный опыт порождает новые знания , чувства , желания , поступки и новые способности .

Польза подобных стихов и сказок очевидна : за каждым « не так » ребенок живо ощущает « так » , всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме , и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире . Он делает как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает , что значительно поднимает в нем уважение к себе , уверенность в своем интеллекте , столь необходимую ему , чтобы не растеряться в этом хаотическом мире : « Я — то не обожгусь холодной кашей » ; « я — то не испугаюсь улитки » ; « на дне моря я не стану искать землянику . »

В этом проверочном испытании , в этом сомоэкзамене — главное значение игры в перевертыши .

В перевертышах можно выделить следующие разделы :

1 . Перевертыши большого и малого ( малому приписываются качества большого : — комарище упавший с дуба )

2 . Перевертыши холодного и горячего ( холодному приписываются качества горячего и наоборот : — я — то не обожгусь холодной водой )

3 . Перевертыши еды ( съедобность несъедобных вещей : — пил — ел лапти )

4 . Перевертыши одежды ( — наденем фуражку на ноги , а сандали на голову )

5 . Перевертыши явлений природы ( — море горит )

6 . Перевертыши ездока и коня ( — конь едет верхом )

7 . Перевертыши телесных недостатков (- слепые видят )

8 . Перевертыши действующих лиц ( — глядь , из — под собаки лают ворота )

Вовлекая ребенка в « перевернутый мир » , мы не только не наносим ущерба его интеллектуальной работе , но , напротив , способствуем ей , ибо у ребенка у самого есть стремление создать себе такой « перевернутый мир » , чтобы тем вернее утвердиться в законах , управляющих миром реальным .

Перевертыши есть такое же порождение игр .

Воспитать в ребенке юмор — драгоценное качество , которое , когда ребенок подрастает , увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами .

У ребенка вообще есть великая потребность смеяться . Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности — одна из непосредственных задач воспитания .

Как дети слагают стихи .

Среди многочисленных методов , при помощи которых ребенком усваивается общенародная речь , смысловая систематизация слов занимает не последнее место .

По представлению ребенка , многие слова живут парами : у каждого из этих слов есть двойник , чаще всего являющийся его антитезой . Узнав одно какое — нибудь слово , дети уже на третьем году жизни начинают отыскивать то , которое связано с ним по контрасту . При этом , конечно , возможны такие ошибки :

Вчера была сырая погода

А разве сегодня вареная ?

Это вода стоячая

А где же лежачая ?

Такие словесные пары являются для ребенка не только двойниками по смыслу , но в большинстве случаев — по звуку . В представлении детей понятия , параллельные по смыслу , должны быть параллельны по звуку :

Расскажи начало , а кончала не надо .

Две открытки и одна закрытка

Желток — белток

В этих рифмах нет ничего преднамеренного . Просто они облегчают речь ребенка .

Всюду сказывается стремление ребенка рифмовать слова , принадлежащие к одной категории понятий , и таким образом систематизировать их либо по контрасту , либо по сходству .

Генералы — сухопутные ,

Адмиралы — воднопутные

Вообще всякая рифма доставляет ребенку особую радость . И когда она случайно подвернется ему в разговоре , он играет ею :

Вот туда , где вода ,

Вот туда , где вода .

Это разве ложка ?

Это просто кошка .

Влечение к рифмованным звукам присуще в той или иной степени всем детям от двух до пяти : все они с удовольствием предаются длительным играм в созвучия :

Галюнчик , малюнчик .

Галюха , малюха .

Таким образом , рифма есть , так сказать , побочный продукт этой неумолимой работы ребенка над своим голосовым аппаратом , и продукт чрезвычайно полезный : благодаря ему тяжелая работа ощущается ребенком как игра .

Детское стихотворчество — признак избытка играющих сил . Оно явление такого же порядка , как кувыркание или махание руками .

Я не танк волоку ,

Я в галопию скаку !

До четырехлетнего возраста ребенок был и поэт , и певец , и плясун одновременно , а теперь стихотворство становиться для него самостоятельной деятельностью , отдельной от всякого другого искусства .

На шестом или чаще всего на седьмом году жизни они понемногу переходят от эмоциональных выкриков к чисто литературным стихам :

Лежит рядочком с брюквой

И кажется , вот — вот

От счастья громко хрюкнет

И хвостиком махнет .

Стихи для детей — норма человеческой речи , естественное выражение их чувств и мыслей .

2 Заповеди для детских поэтов .

Основополагающие принципы , положенные в основу

заповедей .

1 . Учиться у народа . Учиться у детей .

В девятнадцать лет Петр Ершов создал гениальную книгу , которая живет более ста лет . В поучительной судьбе « Горбунка » явно поставлен знак равенства между детьми и народом .

Сказки Пушкина все до одной были сказки крестьянские и по словарю и по дикции .

Басни Крылова , возникли как литература для взрослых с непревзойденным совершенством воссоздали народную речь , у нас будет полное право сказать , что русский народ продиктовал своим гениальным писателям все лучшие детские книги .

Это детские стихотворения Некрасова , детские книги Л . Толстого , Ушинского , насквозь пропитанные нашим фольклором .

Единственный компас для писателей — народная поэзия . Задача писателей — не точная имитация старинного народного творчества . Но не только у народа должны мы учиться , второй учитель — ребенок . Надо знать потребности и вкусы малолетних читателей , воспитывать их , влиять , формировать как личность .

2 . Образность и действенность

1 заповедь — графичность .

Стихотворения должны быть графичны , т . е . в каждой строфе , а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника , ибо мышлению младших детей свойственна образность .

« Ехали медведи на велосипеде

А за ними кот задом наперед .

А за ним комарики на воздушном шарике . »

2 заповедь — наивысшая смена образов .

Стихи , печатаемые без рисунков , теряют , чуть не половину своей эффективности .

« Муха криком кричит ,

Надрывается ,

А злодей молчит ,

Ухмыляется . »

3 заповедь — словесная живопись должна быть лирична .

Словесная живопись должна быть лирична .

Поэт — рисовальщик должен быть поэтом — певцом . Ребенку мало видеть тот или иной эпизод , изображенный в стихах : ему нужно , чтобы в этих стихах были песни и пляски .

« И сел на кита Айболит

И одно только слово твердит :

Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! »

4 заповедь — подвижность и переменчивость ритма .

Нужна подвижность и переменчивость ритма . Для разнообразия фактуры стиха используется переход от хорея к дактилю , и наоборот .

« Вон акула Каракула

Распахнула злую пасть .

Вы к акуле Каракуле

Не хотите ли попасть

Прямо в пасть ? »

3 . Музыка

5 заповедь — повышенная музыкальность .

Нужна повышенная музыкальность поэтической речи , плавность , текучесть звуков .

« Курица — красавица у меня жила ,

Ах , какая умная курица была . »

4 . Рифмы . Структура стихов .

6 заповедь

Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой , т . е . быть как можно ближе друг к другу .

« И сейчас же к нему из — за елки

Выбегают мохнатые волки :

« Садись , Айболит , верхом ,

Мы живо тебя довезем ! »»

7 заповедь

Те слова , которые служат рифмами в детских стихах , должны быть главными носителями смысла всей фразы .

« Таня — Ваня задрожали —

Бармалея увидали .

Он по Африке идет ,

На всю Африку поет : … »

8 заповедь

Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и составлять отдельный организм .

« Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало .

Глянул заинька в окно ,

Стало заиньке темно . »

5 . Отказ от эпитетов . Ритмика .

9 заповедь

Не загромождать детских стихов прилагательными . Ребенка по — настоящему волнует в литературе лишь действие , лишь быстрое чередование событий .

« У меня зазвонил телефон .

  • Кто говорит ?
  • Слон .
  • Откуда ?
  • От верблюда .
  • Что вам надо ?
  • Шоколада . »

10 заповедь

Преобладающим ритмом этих стихов должен быть непременно хорей .

« Дон , дон , дон , дон !

Загорелся кошкин дом … »

6 . Игровые стихи

11 заповедь

Стихи должны быть игровыми , т . к . вся деятельность младших и средних дошкольников выливается в форму игры . Тот, кто не способен играть с малышами , пусть не берется за сочинение стихов . Дети играют не только вещами но и произносимыми звуками .

« Жила — была мышка Мауси .

И вдруг , увидела Котауси .

У Котауси злые глазауси

И злые — презлые зубауси . »

12 заповедь

Поэзия для малышей , должна быть и для взрослых поэзией .

13 заповедь

В своих стихах поэты должны не столько приспосабливаться к ребенку , сколько приспособлять его к себе , к своим « взрослым » ощущениям и мыслям .

Последняя заповедь прямо призывает детских поэтов « мало — помалу нарушать многие из вышеуказанных заповедей , дабы путем постепенного усложнения формы подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов » .

3 Анализ сказки К . И . Чуковского «Айболит »

В основе поэмы — сказки К . И . Чуковского « Айболит » , лежит тема большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной , но в то же время очень интересной профессии — доктор ( врач лечащий людей и животных ) .

Доктор Айболит в центре сюжета . Он является воплощением доброты , ума , чуткости , сострадания к ближним , сильным героем идущим к поставленной цели , побеждающим все зло — и это главные качества характеризующие большинство героев сказок Чуковского .

Идеей сказки является факт исцеления бедных , больных животных живущих в далекой Африке добрым доктором Айболитом .

Создавая сказки для малышей К . И . Чуковский непосредственно следовал своим заповедям . Сказка написана простым детским языком , эмоциональна , доступна для детей , легко воспринимается , но в то же время она оказывает большое воспитательное значение .

Рассмотрим же сказку на основе заповедей Чуковского :

1 . Соблюдена графичность и образность .

« Но вот перед ним море —

Бушует , шумит на просторе .

А в море высокая ходит волна ,

Сейчас Айболита проглотит она …

Но тут выплывает кит :

« Садись на меня , Айболит ,

И , как большой пароход ,

Тебя повезу я вперед ! » »

Наивысшая смена образов

« Мы живем на Занзибаре ,

В Калахари и Сахаре ,

На горе Фернандо — По ,

Где гуляет Гиппо — попо

По широкой Лимпопо » .

3 . Живопись лирична , множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения .

« И пришла к Айболиту лиса …

И пришел к Айболиту барбос …

И прибежала зайчиха

И закричала : « Ай , ай !

Мой зайчик попал под трамвай !

Он бежал по дорожке ,

И ему перерезало ножки ,

И теперь он больной и хромой ,

Маленький заинька мой ! »

Вместе с его героями тоже хочется , что то делать , как то действовать , чем то помочь .

4 . Подвижность и переменчивость ритма .

« Но вот , поглядите , какая — то птица

Все ближе и ближе по воздуху мчится .

На птице , глядите , сидит Айболит

И шляпою машет и громко кричит :

« Да здравствует милая Африка ! » »

5 . Музыкальность поэтической речи .

« Вот и Гиппо , вот и Попо ,

Гиппо — попо, Гиппо — попо !

Вот идет Гиппопотам .

Он идет от Занзибара ,

Он идет к Килиманджаро —

И кричит он , и поет он :

« Слава , слава Айболиту !

Слава добрым докторам ! » »

Песня гиппопотама звучит , как гимн для докторов .

6 . Рифмы находятся в ближайшем соседстве .

« И акула Каракула

Правым глазом подмигнула

И хохочет , и хохочет ,

Будто кто ее щекочет .

А малютки бегемотики

Ухватились за животики

И смеются , заливаются —

Так , что дубы сотрясаются . »

7 . Каждая строка живет собственной жизнью .

« Добрый доктор Айболит !

Он под деревом сидит .

Приходи к нему лечиться

И корова , и волчица ,

И жучок , и червячок ,

И медведица !

Всех излечит , исцелит

Добрый доктор Айболит ! »

8 . Основная смысловая нагрузка лежит на словах — рифмах .

« « Что такое ? Неужели

Ваши дети заболели ? » —

« Да — да — да ! У них ангина ,

Скарлатина , холерина ,

Дифтерит , аппендицит ,

Малярия и бронхит !

Приходите же скорее ,

Добрый доктор Айболит ! » »

Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы .

9 . Стихи не загромождены прилагательными .

« Ладно , ладно , побегу ,

Вашим детям помогу .

Только где же вы живете ?

На горе или в болоте ? »

10 . Преобладает движение , основной ритм — хорей .

« И встал Айболит , побежал Айболит ,

По полям , по лесам , по лугам он бежит .

И одно только слово твердит Айболит :

« Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! » »

11 . Присутствует игра .

« И бежит Айболит к бегемотикам ,

И хлопает их по животикам ,

И всем по порядку

Дает шоколадку ,

И ставит и ставит им градусники !

И к полосатым

Бежит он тигрятам ,

И к бедным горбатым

Больным верблюжатам ,

И каждого гоголем ,

Каждого моголем ,

Гоголем — моголем ,

Гоголем — моголем ,

Гоголем — моголем потчует . »

12 . Поэзия для детей — поэзия для взрослых .

« Десять ночей Айболит

Не ест , не пьет и не спит ,

Десять ночей подряд

Он лечит несчастных зверят

И ставит и ставит им градусники . »

13 . Частые повторы придают большую эмоциональность сказке .

« И тут же страусята

Визжат , как поросята ,

Ах , жалко , жалко , жалко

Бедных страусят !

И корь и дифтерит у них ,

И оспа и бронхит у них ,

И голова болит у них ,

И горлышко болит . »

Мы видим , что К . И . Чуковский прекрасно использовал свои заповеди в сказке « Айболит » . Эту сказку и сейчас очень любят дети , и после будут любить и читать ее вновь и вновь . Это все благодаря высокому мастерству и таланту великого поэта .