Проблема циклизации в детской художественной литературе (на материале произведений М.М. Зощенко, Н.Н. Носова и В.Ю, Драгунского)

Понятие литературного цикла, его природа, особенности взаимодействия произведений, входящих в его состав, специфика художественного мироощущения автора, мыслящего и «пишущего» циклами, начинают интересовать отечественных филологов на рубеже ХIХ–ХХ веков. Именно в это время цикл становится одной из самых популярных форм творческого самовыражения поэтов, которые и явились первыми его теоретиками.

В течение прошедшего с тех пор столетия к проблемам, связанным с циклообразованием, обращались многие отечественные и зарубежные исследователи. Среди них такие видные учёные, как В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Ю.М. Лотман, Б.Ф. Егоров и др. Серьёзный вклад в изучение природы цикла, особенностей взаимосвязи его элементов внесли немецкие учёные И. Мюллер, Л. Ланг, американская исследовательн ица Х. Мастэрд.

С 70–х годов XX века интерес к художественному циклу приобрёл особый характер. Стали изучаться не только отдельные явления процесса циклизации, но и вся проблема в целом. Наибольший интерес представляют работы М.Н. Дарвина, И.В. Фоменко, В.А. Сапогова, Л.Е. Ляпиной. В современном литературоведении теорией прозаических циклов занимались Е.А. Шрага, О.Г. Егорова, Л.Н. Гареева, Е.В. Качура. Были рассмотрены циклы в творчестве Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др. Однако в большинстве исследований, посвященных циклу, изучаются отдельные циклические формы и частные вопросы, связанные с ними. К тому же нет ни одного исследования, посвященного циклизации в детской художественной литературе, хотя детские писатели чаще других прибегают к этому приёму, стараясь передать как можно больше информации в наиболее доступной для детского восприятия форме. С этим связана научная новизна предлагаемой работы, поскольку исследования проблем циклизации на материале детской художественной литературы проводится впервые. Рассмотрение отдельных произведений для детей как целостной системы позволяет более глубоко раскрыть проблематику произведений, творческий замысел автора, а также установить, каким образом рассматриваемые тексты воздействуют на читателя.

Актуальность данного исследования определяется прежде всего необходимостью глубокого и всестороннего изучения детской художественной литературы XX века с учетом степени разработанности такой теоретической категории, как циклизация. Рассмотрение циклизации как способа создания особых целостных структур в творчестве детских писателей представляется нам на сегодняшний день значимой проблемой, позволяющей в широком литературном аспекте выявить особенности детской литературы. Проблема циклизации прозы, в частности в детской художественной литературе, в научной литературе практически не исследована. Настоящее исследование специфики циклических структур в детской художественной литературе XX века представляется оправданным, поскольку в детской литературе цикл и циклизация играют действительно важную роль, определяя специфику детской художественной литературы и в то же время отражая сущность и направленность протекания жанрово–трансформационных процессов в прозе в целом.

29 стр., 14335 слов

Психологизм в детской художественной литературе 20-30-х гг. (на ...

... работе впервые предпринимается попытка научного осмысления влияния произведений для детей, затрагивающих проблемы духовно-нравственного становления личности подростка, с точки зрения психологизма. Исследование художественных средств раскрытия внутреннего мира героев, а ...

Объектом данного исследования послужили циклы рассказов для детей «Лёля и Минька», «Рассказы о Ленине» М.М. Зощенко, «Фантазёры» Н.Н. Носова и «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского.

Предмет исследования – специфика циклизации в детской художественной литературе.

Цель данного исследования: выявить основные закономерности развития циклизации в произведениях детской художественной литературы XX века.

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

1. Обобщить теоретические работы по теории цикла.

2. Выявить специфику детской литературы.

3. Определить внутренние принципы организации циклических форм в детской художественной литературе.

4. Обнаружить наиболее важные приемы создания циклического целого на примере творчества ряда детских писателей.

5. Проанализировать роль цикла в детской художественной литературе.

Материалом исследования стали циклы рассказов для детей Н.Н. Носова, М.М. Зощенко и В.Ю. Драгунского. Преимущественное внимание уделялось таким циклическим образованиям, которые представляют собой не просто случайную издательскую форму, а объединение, созданное самим автором в художественных целях.

Теоретико-методологической основой выпускной квалификационной работы являются исследования по проблемам циклизации в художественной литературе ведущих отечественных ученых (А. Веселовский, Б. Эйхенбаум, М. Дарвин, И. Ильин, Л. Ляпина, В. Сапогов, И. Фоменко и др.).

Для решения обозначенных задач в работе был использован биографический, формальный, структурный, интертекстуальный и рецептивный методы анализа художественного текста. Все они актуальны для выявления взаимосвязи текста с его автором, а также определения их тематической и жанровой связи в пределах цикла.

Теоретическая значимость работы заключается в создании полноценной теоретической базы по явлению и проблемам циклизации в детской литературе, разработке принципов анализа цикла детских рассказов как структуры; изучении многоуровневого единства частей текста, объединенных авторским замыслом; исследовании особенностей функционирования и развития форм детской художественной литературы.

Практическая ценность работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в курсах истории русской литературы XX в., в учебных курсах по детской литературе на филологических факультетах и факультетах по подготовке специалистов для начальной школы и дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, материалы данного исследования будут полезны при планировании и проведении спецкурсов, спецсеминаров по детской литературе, а также в ходе организации самостоятельной работы студентов и практикующих учителей-словесников.

15 стр., 7321 слов

Предметно-вещный мир в рассказах М. Зощенко 20-х годов

... быть использован в вузовских курсах по истории русской литературы ХХ века, в спецсеминарах и спецкурсах по анализу текста, вузовском и школьном преподавании. Структура работы: ... ценность работы заключается в возможности использования ее положений и выводов в дальнейшем исследовании русской литературы и культуры 20-х годов. Опыт анализа творчества М. Зощенко может ...

Структура данной работы обусловлена поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух разделов и выводов к ним, заключения, списка литературы.

Фрагмент работы для ознакомления

2.1 Авторская концепция личности как основа циклов рассказов для детей писателя

Творчество Михаила Зощенко – самобытное явление в русской советской литературе. Писатель по-своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под свет сатиры галерею персонажей, породивших нарицательное понятие «зощенковский герой». Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль.

Михаил Зощенко больше известен как «взрослый» писатель. Но он часто писал и для детей, которых очень любил, с которыми был особенно открыт, доверчив. Примечательно, что его рассказы для детей автобиографичны, в связи с чем в данном исследовании нас интересует и то, как взрослый писатель смог сохранить свои воспоминания реалистичными и доступными для детского восприятия.

Родился Михаил Михайлович Зощенко 10 августа 1894 в семье художника в Петербурге (по другим сведениям, в Полтаве).

Впечатления детства – в том числе о сложных отношениях между родителями – отразились впоследствии как в рассказах Зощенко для детей, так и в его повести «Перед восходом солнца». Первые литературные опыты относятся к детским годам. В одной из своих записных тетрадей он отметил, что в 1902–1906 уже пробовал писать стихи, а в 1907 написал рассказ «Пальто». В 1913 г. после окончания гимназии поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Не закончив курса, он отправился на фронт начавшейся первой мировой войны добровольцем. Впоследствии опыт военных лет, знание солдатской и офицерской среды так или иначе отражались в его произведениях. После Февральской революции Зощенко служил в Петрограде в должности коменданта Главного почтамта и телеграфа, а с июля 1918 г. – в пограничной охране в Стрельне и Кронштадте, но вскоре перевелся в действующую армию и воевал в Красной Армии. Он был свидетелем крутого переворота, свершавшегося после революции в сфере общественной морали, его болезненно поражала и уязвляла живучесть мещанства, способного подстраиваться под изменяющиеся условия жизни. С 1920 г. Зощенко занялся литературной работой. Именно в литературе он видел свое настоящее призвание.

Первая книга Зощенко «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» (1922) представляла собою сборник юмористических новелл. В первый большой сборник писателя «Веселая жизнь» (1924) наряду с рассказами включены повести «Коза», «Аполлон и Тамара», «Мудрость», «Люди», в книгу «О чем пел соловей» (1927) вошли повести «Страшная ночь», «О чем пел соловей», они же потом появились в сборнике «Нервные люди» (1928).

Эти произведения вошли в историю литературы под общим названием «Сентиментальные повести». В 1935 г. он закончил «Голубую книгу», представляющую цикл рассказов, распадающийся на пять частей: «Деньги», «Любовь», «Коварство», «Неудачи», «Удивительные события».

В этот же период для решения вечного вопроса о человеческом счастье возникают новые предпосылки, обусловленные гигантскими социалистическими преобразованиями, культурной революцией. Это оказывает существенное воздействие на характер и направление творчества писателя.

У Зощенко появляются учительные интонации, которых раньше не было вовсе. Сатирик не только и даже не столько высмеивает, бичует, сколько терпеливо учит, разъясняет, растолковывает, обращаясь к уму и совести читателя. Высокая и чистая дидактика с особым совершенством воплотилась в цикле трогательных и ласковых рассказов для детей, написанных в 1937 – 1938 годах.

17 стр., 8380 слов

Краткое содержание рассказа “дети подземелья”: пересказ сюжета, ...

... седьмая глава, но не наш рассказ. «Дети подземелья» (краткое содержание содержит еще одну главу) продолжаются. ... страха. Также в первой главе сочинения «Дети подземелья» (краткое содержание, к сожалению, не может ... жизнь из нее вытягивают «серые камни», проще говоря, подземелье. Это главное, чем запоминается четвертая глава. И все-таки прекрасна проза Короленко. «Дети подземелья»: краткое содержание ...

Завершением героической и просветительско-дидактической линии в творчестве Зощенко 30-х годов являются циклы рассказов «Лёля и Минька» и «Рассказы о Ленине». Теперь мы знаем, насколько естественно и органично было для художника появление этих произведений. Но в свое время они произвели сенсацию среди читателей и критики, увидевших популярного юмориста с неожиданной для многих стороны.

Примечательно, что в его фельетонах и рассказах в целом нет героев-детей. Он считает детство лучшим этапом жизни и не желает относить детей к миру взрослых, в котором и царят все описываемые им пороки. Об этом можно судить из рассказа «Счастливое детство»:

«Детишки-ребятишки на песочке резвятся. Тут же, на скамейке, гляжу, этакий шибздик лет десяти, что ли, сидит. И ногой болтает. «Эх, – думаю, – до чего же всё-таки ребятишкам превосходней живётся, чем взрослому. Что ж взрослый? Ни ногой не поболтай, ни на песочке не поваляйся. А ногой поболтаешь – эвон, скажут, балда какая ногой трясёт…». Посмотрел я ещё раз на ребятишек и на парнишечку, который ногой болтает, и такая, прямо сказать, к нему нежность подступила, такое чувство – дышать нечем».

Даже по употребляемой лексике можно судить об отношении автора к детям: обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов (детишки-ребятишки, мальчишечка, парнишечка, милашечка, горюшко, старикашка), особые обращения (милый ты мой, этакий).

В тоже время мы читаем о губительном влиянии общества на детей – 10-летний мальчишка занят совершенно не детскими вещами: «– Да делов, – говорит, – до чёрта! Комиссии всякие, перекомиссии. Доклады и собрания. Сейчас насчёт Польши докладывать буду. Бежать надо. И школа, конечно. Физкультура всё-таки… На три минуты, может, вырвешься подышать свежей струёй, а Манька Блохина или Катюшка Семечкина небось ругаются. Эх–ма!

Парнишечка вынул «Пушку», закурил, сплюнул через зубы, что большой, кивнул головой небрежно и пошёл себе» [23, с. 25].

Неприятны автору и герои, не любящие детей. Так, например, герой его рассказа «Папаша» (1926) – Володька Гусев – нелестно отзывается о своём же собственном ребёнке: «– Мне, – говорит, – на младенцев завсегда противно было глядеть. Ножками дрыгают, орут, чихают. Толстовку тоже, очень просто, могут запачкать. Прямо житья нет от этих младенцев» [23, с. 57]. Он отказывается признавать отцовство из-за материальной невыгодности его содержания, за что и наказывается автором именно денежными отчислениями.

«Детские рассказы Зощенко, большинство из которых написано в конце 1930-х, стали для него и его читателей душевным спасением ото лжи, насилия, от навязанных иллюзий «счастливой» жизни и прорывом к жизни подлинной. К детской жизни. <…> Зощенко был убеждён в том, что самосовершенствование – и долг, и право человека. Вот, собственно, о чём детские рассказы Зощенко» [22, с. 27].

В рассказах для детей М.М. Зощенко тема формирования высокой нравственности та же, что и в произведениях для взрослых, но раскрывается она применительно к детскому уровню восприятия и мышления. Писатель учит детей быть храбрыми и сильными, умными и добрыми, отовсюду умея извлечь нравственный урок и донести его до юного читателя в предельно простой и доходчивой форме, главное, по его мнению, в жизни ребёнка – формирование будущих качеств характера.

2 стр., 689 слов

Леля в рассказе Зощенко Елка

... довольно жадного ребенка. Сюжетная композиция рассказа строится на описание кануна Рождества, праздника, ожидаемого любым человеком. По сюжету дети увлеченно рассматривают наряженную в комнате елку, на которой ... писателя, произошедших в рождественские праздники. Главные герои рассказа представляются в образах брата и сестры, Лели и Миньки, при этом сюжетное повествование осуществляется от ...

В рассматриваемых циклах рассказов «Рассказы о Ленине», «Лёля и Минька», написанных в период 20–30-х годов, началось утверждение новой нравственно-эстетической позиции детских писателей. Автор старался быть не «над» ребёнком, не в стороне от него, а рядом, в собеседовании, в содружестве. Соответственно изменялся и уровень изображения действительности: уходила камерность, замкнутость в детском мирке, перед ребёнком раскрывались двери в большой мир. И как закономерность – появление нового героя – ребёнка, обладающего чертами социальной активности. Конечно же, все изменения в творчестве писателя проходили под бдительным партийным контролем, давались и конкретные партийные заказы на литературу, что не могло не отразиться на тематике и на жанровом своеобразии произведений. И всё же, по мнению критиков, Зощенко мастерски использовали метод «подставных проблем»: протаскивал общечеловеческие ценности сквозь идеологические клише. Важнейшие вопросы этики и морали стали основой детских рассказов M.M. Зощенко, в частности, интересующих нас «Рассказов о Леле и Миньке».

Цикл «Лёля и Минька».

Цикл «Лёля и Минька», написанный в 1939 году, согласно существующим рецензиям, рассказами этого цикла Зощенко учит детей, пожалуй, самым важным вещам – быть честным, уметь делиться и не трусить признавать свои ошибки, хотя в рассказах о Лёле и Миньке слишком много нравоучения и морализаторства. Буквально на каждой странице, да и не по разу, встречаются фразы: «не делай этого!», «это нехорошо!», «это плохо!».

Особенность Зощенко как детского писателя в том, что всё очень просто и понятно. Все эмоции, поступки, слова персонажей зощенковских детских рассказов изложены в логике, доступной ребёнку и каждому человеку.

В этом цикле рассказов можно говорить уже о серьёзном воспитательном назначении, поскольку автобиографичность и иная возрастная категория читателей обязывают к определённой содержательной стороне текстов.

Цикл состоит из восьми рассказов: «Елка», «Калоши и мороженое», «Бабушкин подарок», «Не надо врать», «Тридцать лет спустя», «Находка», «Великие путешественники» и «Золотые слова». Каждый текст в цикле представляет собой завершенное произведение, и тем не менее мы видим взаимосвязь данных рассказов.

Первое, что стоит отметить – это авторский цикл. Всё восемь рассказов подчинены единой воспитательной цели и тематике. Цикл задумывался Зощенко как таковой изначально, а не стал результатом редакторского объединения разрозненных текстов в один сборник.

В данном цикле присутствует классическая монтажная композиция, при которой отсутствует ассоциативная связь между текстами. На первый план выдвигается общность героев рассказов. Герои цикла рассказов «Лёля и Минька» с детства испытывают на себе несправедливость – Лёлю, судя по рассказам, обделяли вниманием родители, бабушка откровенно высказывала своё презрение к бунтующей молодой особе. Минька же считался замечательным ребёнком, скорее всего потому, что был более послушен, а следовательно, открыт для влияния со стороны взрослых.

4 стр., 1727 слов

Характеристика данко из рассказа старуха изергиль кратко. О чем ...

... Произведение «Старуха Изергиль» предположительно было написано в 1894 году. Композиция Принцип построения рассказа весьма необычен. Композиция состоит из трёх частей. Легенда о Ларре; История жизни рассказчицы; Легенда о Данко. рассказ в рассказе ... образа старухи Изергиль и подумайте, какие черты Ларры и Данко воплощает в себе образ старухи. Написать сочинение на тему: «Ларра и Данко в ...

Отец во всех рассказах выполняет функцию некоего Бога. Своей фразой «мои дети» он как бы подчёркивает, что они полностью принадлежат ему и только он вершит их судьбы. «Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве» [23, с. 341]. Для автора такое воспитание вполне приемлемо, он видит его плодотворные результаты и показывает их на собственном примере.

Существует также интерпретация, принадлежащая М.Я. Горелику, которая позволяет взглянуть на циклизацию этих рассказов как на прямую отсылку к библейским текстам. В них, как мы помним, существует чёткая структура, и «Библия» представляет собой цикл текстов. Горелик утверждает, что в рассказе М.М. Зощенко «Ёлка» отец выступает в роли Бога – карателя, наказывающего «сыновей и дочерей своих» за нарушение наложенных им запретов. В результате чего в произведении М. Зощенко он отправляет детей спать (сон – метафора смерти), отбирает игрушки и символически тушит «все свечи», что символизирует конец праздника и рая. Так, и Минька, и Лёля, герои рассказа Зощенко «Ёлка», воспользовавшись тем, что мама ушла на кухню, идут поглядеть на ёлку, где видят вожделенные плоды, среди которых было яблоко. Его поедание и стало одним из опрометчивых их действий, а ведь это плод, поданный Еве змеем – искусителем:

«На вопрос отца «кто из вас двоих откусил это яблоко?»

Леля сказала:

  • Минькина работа.

Минька дёрнул Лёлю за косичку и сказал:

  • Это меня Лёлька научила» [23, с. 342].

Для всех рассказов применяется единая форма повествования: автор-рассказчик ведёт речь от первого лица, представляя героев; в то же время он сам является одним из героев, о которых повествует, тем самым показывая юному читателю, что проблемы, с которыми дети сталкиваются в определённый период, автор переживал сам и вынес из них определённые уроки. Повсюду встречаются самохарактеристики «я понял», «я совершил» и т.д., которые должны помочь читателю в его собственном процессе самопознания.

Присутствуют в этом цикле и внутренние монологи героев, раскрывающие мыслительные и психологические процессы внутри ребёнка, познающего внешний мир взрослых опытным путём. Каждый поступок не только имеет свои внешние последствия, но и определённое влияние на личность, на то, в каком ключе эта личность будет развиваться далее: «И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку. И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный» [23, с. 343]. Внутренние монологи и размышления представлены как слова автора, т.е. как нечто уже пережитое и являющееся почти законом, что являет собой некий приём ссылки на авторитет самого автора.

Зощенко характеризует ощущения своих героев от того или иного поступка, причём делает он это и со стороны рассказчика, и в качестве непосредственного участника описываемых событий. «И я так громко зарыдал, что сбежались все взрослые – папа, мама и бабушка» [23, с. 346]. «Бабушка ахнула от восторга. И мама тоже ахнула. Но папа, нахмурившись, сказал: – Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться» [23, с. 347]. «Леля поглядела и засмеялась. Она сказала: – Минька, это плохо! Это тебе учитель влепил единицу по русскому языку. Это до того плохо, что я сомневаюсь, что папа тебе подарит фотографический аппаратик к твоим именинам, которые будут через две недели» [23, с. 349].

12 стр., 5778 слов

Проблема совести — аргументы из литературы. Аргументы к сочинению ...

... проблему совести. Один из них – Василь Быков, произведения которого заставляют задуматься о духовных потребностях человека. Обратимся к повести ... Герой описывает панихиду великого писателя, М.М. Зощенко, на которой, к удивлению автора, до определенного момента не ... совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. ( 3 оценок, среднее: 4.67 из 5) Сочинения ...

Выбор жанра рассказов с последующим объединением в цикл в данном случае аргументирован целевой аудиторией. Тексты написаны для младшего возраста, а юные читатели ещё не способны сконцентрировать внимание на деталях, действие для них важнее и длительные описания могут попросту утомить их. Короткие же рассказы позволяют познакомиться с серьёзной проблематикой, не перегружая детские умы лишней информацией. Читатели следуют от одного рассказа к другому, узнавая уже знакомых им героев. В то же время они в любой момент могут открыть любой из рассказов и понять, о чём в нем идет речь, без обязательного прочтения предысторий и описаний героев.

Еще одним фактором, объясняющим выбор художественного цикла как способа подачи материала, является то, что цикл представляет собой коммуникативное событие, в котором сообщаются в полилоге, с одной стороны, части между собой, а, с другой стороны, – части и целое. Будучи композиционной и дискурсивной структурой, цикл становится осуществлением процессов диалога и коммуникации автора и читателя художественного произведения, а это достаточно важный аспект в детской литературе. Как коммуникативное событие цикл реализовывается в «Лёле и Миньке», поскольку в данных рассказах существует определённый фон для совпадении читательского рецептивного и авторского интенционального векторов. Детское читательское сознание актуализирует собственные циклообразующие связи для восприятия цикла как единой художественной структуры.

Рассматриваемый цикл рассказов, как мы уже говорили, является первичным, т.е. рассказы изначально были созданы в контексте одного произведения и должны были соответствовать единому авторскому замыслу. Таким образом, мы наблюдаем контекстную зависимость элементов, что является одним из условий циклообразования. В каждом рассказе мы сталкиваемся с одними и теми же героями (Лёля, Минька), которые раскрываются перед читателем с разных сторон.

Ещё одним обязательным признаком, воплощенном в цикле «Лёля и Минька», является озаглавленность каждой отдельной части, что даёт нам представление о структурной и семантической завершенности каждого рассказа. К тому же название рассказа несёт в себе информацию о предмете повествования: «Елка», «Калоши и мороженое», «Бабушкин подарок», «Не надо врать», «Тридцать лет спустя», «Находка», «Великие путешественники» и «Золотые слова». Отсюда же вытекают такие аспекты, как концептуальное и композиционное единство рассказов.

Каждый рассказ цикла раскрывает определённую нравственно-этическую проблему, причём автор следует одной и той же схеме. Автор вспоминает об определённом событии своей жизни, повествуя об определённой прецедентной ситуации, героем которой становится он сам в юном возрасте. «Я учился очень давно. Тогда ещё были гимназии. И учителя тогда ставили в дневнике отметки за каждый спрошенный урок. Они ставили какой-нибудь балл – от пятёрки до единицы включительно. А я был очень маленький, когда поступил в гимназию, в приготовительный класс. Мне было всего семь лет» [23, с. 351].

2 стр., 958 слов

Урок развития речи «Заметка к произведению М.Зощенко «Великие ...

... Зощенко-русский писатель, автор юмористических произведений). Что побудило М.Зощенко написать этот рассказ?(М.Зощенко хотел рассказать об юмористическом случае из своего детства через образы главных героев рассказа «Великие путешественники»). ... МЕЧТАТЕЛИ Теперь можете приступать к написанию заметки по произведению М.Зощенко «Великие путешественники». ЗАМЕТКА Живой компас Живой компас наяву! Вы себе ...

Событие это связано с какой-либо этической проблемой, запретом, который герои нарушают. Далее следует разоблачение и наказание персонажей и обобщение автора по данной проблеме, т.е. мораль всего рассказа.

Как видим, композиционную структуру рассказов цикла можно соотнести с композицией волшебной сказки, а для устного народного творчества, как известно, приём циклизации всегда был своего рода жанрообразующим признаком.

Несмотря на общность героев и темы, мы можем говорить о наличии «внутреннего сюжета», что ещё раз доказывает положение о том, что «Леля и Минька»– это цикл рассказов, а не составные части одного произведения. Каждый рассказ представляет завершенное повествование об одном конкретном событии. Здесь же можно говорить о единстве места и времени действия, к чему обязывает специфика детской литературы, поскольку дети не способны запоминать большие объемы информации и повествование о длительном периоде или нескольких местах действия одновременно не будет способствовать восприятию произведения.

Таким образом, данные произведения правомерно считать циклом. Идейно-содержательная функция циклизации в цикле рассказов «Лёля и Минька» заключается в том, автор стремится создать целостную литературную систему воспитания подрастающего поколения, в основе которой лежал бы личностный пример. Это является и главным циклообразующим фактором, поскольку в центре стоит авторская концепция личности, базирующаяся на морально-этическом и нравственном принципе приятия мира и реализуемая на всех уровнях художественной структуры (типы авторского присутствия, хронотоп, сюжет, система мотивов).

В цикле «Лёля и Минька» просматриваются все определяющие черты стиля М.М. Зощенко как писателя: акцентированная роль укрупненных деталей, строгая простота композиции, лаконизм и точность словесного выражения, назидательная тональность повествования, характерная для детской литературы, а также важная для поэтики Зощенко традиция устного рассказывания. Иллюзия устного рассказа создается доверительным повествованием от первого лица (главная из повествовательных стратегий в повествовании) и тоном рассказывания, который сближает автора и его юного читателя.

Внешняя легкость, кажущаяся простота и безыскусность стиля, воссоздающего атмосферу непринужденной беседы с ребёнком, являются результатом кропотливой работы. Мастерство Зощенко проявляется в жесткой организованности, выверенной сконструированности созданного повествования. Искусно и расчетливо скрытая от читателя усиленная работа со словом стала для писателя как принципом отношения к обработке материала, так и принципом всего творчества.

Цикл «Рассказы о Ленине».

Во 2-й половине 30-х гг. в официальной воспитательной политике серьёзная роль отводилась героическому примеру, что обусловило распространение биографии как жанра. Появились произведения ленинианы, получившей особенное развитие в послевоенные годы.

К ленинской теме Зощенко подходил около двадцати лет. Первой и, пожалуй, единственной пробой сил был написанный еще в первой половине 20-х годов «Рассказ о том, как Семен Семенович Курочкин встретил Ленина», перепечатывавшийся затем под заглавием «Исторический рассказ». Писатель вернулся к этой теме лишь в конце 30-х годов, обогащенный опытом разработки историко-революционной проблематики, пережив существенный перелом в мировосприятии и творчестве.

3 стр., 1252 слов

По литературе. Мое любимое произведение С. Есенина

... Впрочем, это не так существенно, как то, что каждое стихотворение Есенина — шедевр лирической поэзии. Мое любимое стихотворение Есенина — «Песнь о собаке». Заметим, что собачья тема была необычайно близка ... первым. Примерный план , Примерный план сочинения в 6 классе «Моя любимая сказка»: Вступление. В этой части нужно назвать, о каком произведении пойдет речь, кто ее написал. Абзац ...

Перу Зощенко принадлежат шестнадцать рассказов о Ленине (двенадцать из них были напечатаны в 1939 году).

В них раскрываются черты ленинского характера. А в целом книга новелл воссоздает земной и обаятельный образ вождя, воплотившего все лучшее, что выдвинула революционная Россия.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/proizvedeniya-k-dzesova/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/proizvedeniya-k-dzesova/

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений рабёнка в детской субкультуре: [монография] / Вера Васильевна Абраменкова. – Воронеж, 2000. – 375 с.

2. Акопян Л.Г. Циклообразующие функции межтекстового повтора / Л.Г. Акопян// Декабрьские литературные чтения: Материалы научной конференции. – Выпуск 3. – Ереван, 1990. – 36 с.

3. Арзамасцева И.Н. Детская литература: [учебн. пособие] / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – М.: Высшая школа, 2000. – 472 с.

4. Апухтина В.А. Закономерности развития современной советской прозы / В.А. Апухтина// Филологические науки, 1977. – № 5. – С.66–68.

5. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / Бахтин М.М// Вопросы литературы и эстетики. М.: Литература, 1975. – 435 с.

6.Белинский В.Г. О детской литературе / В.Г. Белинский//Полное собрание сочинений: в 13 т. – М.: АН СССР, 1953. – Т. 1. – 572 с.

7. Ветошкина З. А. Поэтический цикл как особая разновидность художественного текста: дисс. канд. филологических наук: 10.02.19 / З.А. Ветошкина. – Краснодар, 2002. – 243 с.: ил.

8. Виноградов В.В. О литературной циклизации (По поводу «Невского проспекта» Гоголя и «Исповеди опиофага» Де Квинси) / В.В. Виноградов // Поэтика русской литературы. – М.: Просвещение, 1976. – С. 38–43.

9. Волкова Е. В. Цельность и вариативность книг–циклов / Е. В. Волкова // Шаламовский сборник. – Вологда, 1997. –Вып. 2. – С. 130–156.

10. Волкович В.А. Воспитательное значение детской книги / В.А. Волкович.– М.: Изд–во тов–ва М.О. Вольф, 2009. – 16 с.

11. Вольгаст Г. Проблемы детского чтения: [монография] / Генрих Вольгаст. – СПб.: Школа и жизнь, 1919. – 84 с.

12. Гареева Л. Н. Вопросы теории цикла (лирического и прозаического) / Л.Н. Гареева//«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева: Вопросы поэтики. – Ижевск: УдГУ, 2004. – С. 19–82.

13. Герман Ю. П. О рассказах Михаила Зощенко / Ю. П. Герман. – Л.: Ленинградская правда, 1946. – № 16. – С. 6–7.

14. Дарвин М.Н. К проблеме цикла в типологическом изучении лирики / М.Н. Дарвин / Типологический анализ литературного произведения. –Кемерово, 1982. – С. 50–64.

15. Дарвин М.Н. Лирический цикл: часть и целое («Северное море» Г.Гейне) / М.Н. Дарвин // Типологические категории в анализе литературного произведения как целого. – Кемерово, 1983. – С. 21–43.

16. Дарвин М.Н. Циклизация в лирике. Исторические пути и художественные формы / М.Н. Дарвин // Дис. докт. филол. наук. – Кемерово, 1995. – 267 .

17. Драгунский В.Ю. Денискины рассказы / В.Ю. Драгунский. – М.: «Астрель», 2000. – 60 с.

18. Егорова О.Г. Проблема циклизации в русской прозе первой половины XX века [Электронныйресурс]/Режим доступа: http://www.dissercat.com/

content/problema–tsiklizatsii–v–russkoi–proze–pervoi–poloviny–xx–veka. Проверено 21.05.2014.

19. Елачич Е.А. О специфике детской литературы / Е.А. Елачич // Сборник статей по вопросам детского чтения. – СПб.: Тов–во Художественной Печати, 1914. – 221 с.

20. Ершов Л.Ф. М. Зощенко и сатирическая проза 20–90–х годов / Л.Ф. Ершов // Из истории советской сатиры. – Л.: Искусство, 1973. – 375 с.

21. Зенкин С.Н. Введение в литературоведение. Теория литературы: [учебн. пособие] / С.Н. Зенкин. – М.: Наука, 2000. – 267 с.

22. Зощенко М.М. О себе, о критиках и о своей работе / М.М. Зощенко // Статьи и материалы. – СПб.: Искусство, 1928. –С. 3–8.

23. Зощенко М.М. Рассказы / М.М. Зощенко. Собр. соч.: В 3 т–х. – М.: Художественная литература, 1994. – Т.2. – 354 с.

24. Зубарева Е.Е. Детская литература: [учебн. пособие] / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 1989. – 399 с.

25. Ильин М. О научной книге для детей: [монография] / М. Ильин. – М.: Детская литература, 1941. – 210 с.

26. Исупов К.Г. О жанровой природе стихотворного цикла / К.Г. Исупов // Целостность литературного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. – Донецк, 1977.– С. 163–164.

27. Качура Е.В. Поэтика цикла М.Е.Салтыкова–Щедрина «Мелочи жизни» / Е.В. Качура. Автореф. дис. канд. филол наук. – Орёл, 2000. – 56 с.

28. Коваленко А.Г. Проблема циклизации в русской советской прозе 60–70–х гг (рассказ, повесть) / А.Г. Коваленко. Дис. канд. филол. наук. – М., 1983. – 232 с.

29. Коваленко А.Г. Циклизация в современной прозе (Проблема целостности) А.Г. Коваленко//Филологические науки. – 1987. – № 3. – С.3–9.

30. Кон И.С. Рабёнок и общество: [учебн. пособие] / И.С. Кон. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 336 с.

31. Кон Л. Ф. Советская детская литература (1917 – 1940): [монография] / Л. Ф. Кон. – М.; Детгиз, 1960. – 84 с.

32. Круглов А.В. Литература «маленького народа» / А.В. Круглов // Критико–педагогические беседы по вопросам детской литературы. – М.: Изд–во М.Д. Наумова, 1897. –Вып. 1. – 195 с.

33. Кулешов Е.В. Детский сборник: статьи по детской литературе и антропологии детства/ Под ред. Е.В. Кулешова, И.А. Антипова. – М.: ОГИ, 2003. – 448 с.

34. ЛяпинаЛ.Е. Жанровая специфика литературного цикла как проблема исторической поэтики / Л.Е. Ляпина // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1990. – С. 220–230.

35. Ляпина Л.Е. Литературная циклизация: (К истории изучения) /Л.Е. Ляпина // Русская литература. 1998. – № 1. – С. 170 –179.

36. Ляпина Л.Е. Проблема целостности лирического цикла / Л.Е. Ляпина // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. – Донецк, 1977. – С. 164 –166.

37. Ляпина Л.Е. Русские литературные циклы (1840–1860 гг.) /Л.Е. Ляпина. СПб.: Изд-во РГПУ, 1993. – 114 с.

38. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе 1840–х –60–х гг. / Л.Е. Ляпина. // Дис. д–рафилол. наук. – СПб.: Изд-во РГПУ, 1994. – 355 с.

39. Масленикова М.С. Детская литература: Теоретический курс: [учебн. пособие] / Под ред. М.С. Маслениковой. – М.: Акад. изд–во МЭГУ, 1996. – 193 с.

40. Мастерская книги: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги // Библиограф.словарь, Т. 3. – 594 с.

41. Мид М. Культура и мир детства: [монография] / МаргаретМид. – М.: Диалектика, 1988. – 308 с.

42. Михалева Т.И. Дети и родители: к проблеме взаимоотношений в семье: [монография] / Татьяна Ивановна Михалева. – К.: Школьная библиотека, 2005. – № 5. – 67 с.

43. Музалевский М.Е. Циклы и цикличность в сюжетно–композиционном составе произведений Н.В.Гоголя («Арабески», «Женитьба», «Мёртвые души») М.Е. Музалевский. Автореф. дис. канд. филол наук. – Саратов, 2000. 63 с.

44. Недува Э.Ш. Творчество Н.Н. Носова и его роль в развитии жанра юмористической прозы для детей. / Э.Ш. Недува. – М.: Просвещение, 1981. – 26 с.

45. Несторова К.И. Циклизация как форма эпического мышления/К.И. Несторова.– М.: Наука, 1987. – 128 с.

46. Николаев П.А. Введение в литературоведение. Теория литературы: учебн. пособие П.А. Николаев, Е.Г. Руднева. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 356 с.

47. Носко И.В. Детство как психосоциокультурный феномен /

И.В. Носко // Социальная работа в Сибири. Сборник научных трудов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004 – с. 118 – 132.

48. Носов Н.Н. Фантазёры / Н.Н. Носов. Собрание сочинений. – Т. 4. – М.: Дет. лит., 1982. – 165 с.

49. Нуйкин А. А. Еще раз о том, что детская литература – это литература / А. А. Нуйкин. – М.: Дет. лит., 1971. – №8. – 56 с.

50. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. – СПб.: Питер, 1999. – 288 с.

51. Полозова Т.Д. Русская литература для детей: [учебное пособие] / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Академия, 2000. – 512 с.

52. Пухов Ю. С. О творчестве Николая Носова /Ю. С. Пухов // Писатель и жизнь. – М.: Книга, 1963 – С. 25 – 32.

53. Разова В.Д. Советская детская литература: [учебн. пособие] / Под ред. Разовой В.Д. – М.: Академия, 1978. – 240 с.

54. Рассадин С. Б. Николай Носов / С. Б. Рассадин // Критико–биографические очерки. – М.: Правда, 1961. – 57 с.

55. Сапогов В.А. К проблеме стихотворной стилистики лирического цикла / В.А. Сапогов // Русская советская поэзия и стиховедение. – М.: Просвещение, 1966.–С. 43–48.

56. Сапогов В.А. Лирический цикл и лирическая поэма в творчестве А. Блока/ В.А. Сапогов// Русская литература XX века (дооктябрьский период) – Калуга, 1968. – С. 15–24.

57. Сапогов В. А. Сюжет в лирическом цикле / В.А.Сапогов// Сюжетосложение в русской литературе. – Даугавпилс, 1980. – С. 32–46.

58. Сапогов В.А. Цикл / В.А. Сапогов // Литературный энциклопедический словарь. – М.: Просвещение, 1987. – 492 с.

59. Солоухина О.В. Позиция читателя в организации художественного целого: дис. канд. филол. наук.: спец. 10.02.01 / О.В. Солоухина. – М.: Наука, 1985. – 259 с.

60. Сетин Ф.И. История русской детской литературы / Ф.И. Сетин. – М.: Просвещение, 1990. – 303 с.

61. Сивоконь С. И. Открытие мира: О творчестве Н.Носова / С. И.Сивоконь Семья и школа. – 1979. – №5. – С.44–47.

62. Слюсарь А.А. Время в литературном произведении и цикле /А.А. Слюсарь //Целостность художественного произведения. – Донецк, 1977. – 302 с.

63. Субботский Е. В. Рабёнок открывает мир / Е.В. Субботский. – М.: Просвещение, 1991. – 305 с.

64. Тамарченко Н.Д. Теория литературы. / Под ред. Тамарченко Н.Д.: В 2–х т. –М.: АСТ–Пресс, 2004. – Т.1 – 512с., Т.2 – 368с.

65. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. / Б.В. Томашевский. – М.: Наука, 1996. – 436 с.

66. Фатеев А.В. Сталинизм и цивилизационный подход в ХХ веке: [монография] / Андрей Викторович Фатеев. – М.: МАКС–пресс, 2004. – 68 с.

67. Феоктистов И. И. К вопросу о детском чтении / И. И. Феоктистов. – СПб.: Изд–во П. Сойкина, 1991. – 299 с.

68. Фоменко И.В. Об анализе лирического цикла (на примере книги стихов Б.Пастернака«Петербург») / И.В. Фоменко // Принципы анализа литературного произведения. – М.: Прогресс, 1984. – 267 с.

69. Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла / И.В. Фоменко. – М.: Филологические науки, 1982. – №4. – С. 38 – 49.

70. Фоменко И.В. О принципах композиции лирических циклов /И.В. Фоменко // Изв. АН СССР. Сер.лит. и яз, 1986. – Т.45. – №2. – С. 134–155.

71. Фоменко И.В. Поэтика лирического цикла: автореф. дис. докт. филол наук.: спец. 10.02.01 / И.В. Фоменко. – М.: Изд. центр «Академия», 1990. – 63

72. Хаев Е.С. Проблема композиции лирического цикла (Б.Пастернак «Тема с вариациями») / Е.С. Хаев // Природа художественного целого и литературный процесс. – Кемерово, 1980. – С. 154 – 175.

73. Хализев В.Е. Литературное произведение: основные понятия и термины В.Е. Хализев // Введение в литературоведение. – М.: Прогресс, 2000. – 248 с.

74. Хализев В.Е. Теория литературы: [монография] / Валентин Евгеньевич Хализев.– М.: Академия, 2009.– 432 с.

75. Циклизация литературных произведений. Системность и целостность. // Межвузовский сборник научных трудов. – Кемерово, 1994. – 187 с.

76. Шрага Е.А. Прозаическая циклизация и ее роль в русском литературном процессе 1820 – 1930–х гг.: дисс. канд. филологических наук: 10.01.01 / Е.А. Шрага.– СПб.: Санкт–Петербургский государственный университет, 2009.– 234 с.: ил.

77. Эпштейн М. Н. Образы детства / М. Н. Эпштейн, Е. В. Юкина. – М.: Новый мир, 1979. – № 12. – С. 242–257.

78. Яницкий Л. Я. Циклизация как коммуникативная стратегия в современной культуре / Л. Я. Яницкий// Кемеровский государственный университет. Критика и семиотика. Вып. 1–2,2000. – С.172–178.

79. Янушкевич А. С. Особенности прозаического цикла 30–х годов и «Вечера на хуторе близ Диканьки»Н.В.Гоголя: автореф. дис. канд. филол. наук /А. С. Янушкевич. – Томск, 1971. – 17 с.

80. Янушкевич А. С. Русский прозаический цикл как «форма времени» /А. С. Янушкевич// Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. – Кемерово, 1992. – С.20–27.