«Роль народных праздников в духовно-нравственном воспитании младших школьников»

Курсовая работа

В настоящее время Россия, по мнению многих политологов, переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, в разрушении личности. В настоящее время чаще материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте и милосердии, великодушии, справедливости.

Развитие личности человека, нравственное, духовное формирование происходит с приобретением им общественно-исторического опыта и усвоение норм социальных и общечеловеческих взаимоотношений. Этот опыт накоплен человечеством с древних времен и нашел свое отражение в народных традициях, нравственных и моральных произведениях устного народного творчества, в нормах жизни народа, передаваемых из века в век. В традициях отражены исторические сложившиеся нормы, взаимоотношения, обычаи, которые утвердились в социуме. В культуре народа переплелись воззрения людей на мир, уходящие корнями в язычество, с православными представлениями, что привело не просто к механическому соединению этих двух начал, а к новому, своеобразному мировоззрению. Оно отразилось, например, в народных праздниках, языческих по происхождению, с которыми церковь вначале боролась (масленица, семик, Купала и др.), а потом они постепенно вобрали в себя и церковную культуру(годовой календарный круг).

Вопросами нравственного воспитания школьников занимались такие ученые и педагоги, как Т.И. Пониманская, В.А. Сластенин, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.А. Каирова и др.

Вопросами воспитания детей на народных праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский).

В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные праздники. Приобщение детей к участию в праздниках родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт.

Отсюда — сущность проблемы заключается во влиянии народных праздников на развитие личностных качеств детей. Народные праздники создают положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

6 стр., 2751 слов

Левша – народный герой. русский народ в сказе лескова левша

... Другие сочинения по этому произведению Автор и повествователь в рассказе Н.С.Лескова "Левша" Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Левша — народный герой. ... хорошо знал русскую душу. Он также очень любил русский народ, болел за него душой. К своему герою он ... генерал ему не поверил. Ведь Левша - представитель народа, а народ должен молчать. У Лескова же народ говорит своей особой речью. ...

Все это обусловило выбор проблемы исследования: «Народные праздники как средство духовно- нравственного воспитания детей младшего школьного возраста».

Гипотеза: народные праздники как форма воспитательной деятельности обладают мощным педагогическим потенциалом в духовно- нравственном становлении личности младшего школьника

Цель работы:

Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования:, Задачи исследования:

1. Раскрыть основные понятия: «духовность», «нравственность», «культура».

2. Выявить особенности нравственного воспитания детей школьного возраста через народные праздники.

3. Изучить русские народные праздники и определить их роль в нравственном воспитании школьников.

4. Обосновать воспитательный потенциал народных праздников как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников.

5. Разработать на основе изученной методики сценарий народного праздника

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— изучение и анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме;

-изучение педагогического опыта образовательного учреждения;

— классификация, систематизация и обобщение полученной информации.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Во введении представлены актуальность данной темы, определена цель и задачи исследования, а также предмет и объект исследования.

В первой главе рассматривается сущность духовно- нравственного воспитания, влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание.

Во второй главе рассматривается

В третьей главе описывается опыт работы по духовно- нравственному воспитанию в МАОУ СОШ №19 г. Калининграда.

В заключении представлены выводы, а также результаты теоретического исследования.

ГЛАВА 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания детей

младшего школьного возраста средствами народных праздников

1.1 Понятие «духовно-нравственное воспитание» в педагогической литературе

Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта. Поэтому наиболее верный и конструктивный путь преодоления духовно-нравственного кризиса современного российского общества — принять в качестве опоры тот духовный пласт, который всегда был опорой и который стал бы определяющим мерилом в сознании современного общества. Внутреннюю основу нашего общества должны составить духовные нормы, традиции и ценности. [5]

15 стр., 7028 слов

Нравственное воспитание на уроке истории

... разумно относиться к нравственным проблемам. Таким образом, объектом исследования данной работы является процесс воспитания в общеобразовательной школе. Предмет исследования - нравственное воспитание учащихся на уроках истории. Целью же исследования является изучение особенностей нравственного воспитания учащихся на уроках истории. Достижение этой ...

Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания в современной школе необходима единая трактовка понятий «духовность», «нравственность», «культура». Эти термины определяются средствами понятийного аппарата философской, эстетической, педагогической, психологической, богословской и других наук.

Понятием «культура» (в переводе с латинского — возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности.[2]Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена философией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Духовная сфера определяет направленность культуры.

Русской национальной культуре присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая нравственная направленность российской идеи; преданность своей вере в сочетании с веротерпимостью; соборность и взаимопомощь; общность и потребность населения в коллективной жизни; особая любовь к родной природе. [10]

Культура России сыграла исключительную роль в жизнеустройстве общества, государства, семьи и человека, в формировании основ нашей нравственности и духовности, и особое значение в её становлении и развитии имело и имеет православие (при всём уважении к другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России).

Православие в нашей стране приняли далеко не одни только этнические русские, но и подавляющее большинство наций и народностей, населяющих Великую Русь. Поэтому в процессе воспитания необходимо учесть, что каждый соотечественник — во всяком случае, тот, кто считает себя гражданином России, даже если он атеист — всё равно остаётся культурным наследником тысячелетней православной традиции.

Понятием «духовность» обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере (В.И. Даль).[3] Духовность – это устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу — к какому-либо, им предпочтенному, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности; основа и главная причина любой веры и религиозности.

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности — любовь.

Нравственность — это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность — это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность — понятия существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

4 стр., 1623 слов

) Развитие института корпоративной культуры в России. Или 2) ...

... в социальной, в культурной влияет на корпоративную культуру. Люди не верят государству, не верят предпринимателям, следовательно, создать качественную корпоративную культур в Российской Федерации очень сложно. Значительное влияние на генезис корпоративной культуры современной России ... информирования, культура профессионального самосознания, формируют высокую эффективность корпорации, так ...

Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе.[5] Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. В основе нравственности лежит безусловное и внеисторическое религиозное начало. Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).[8]

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, политической, научной, художественной, бытовой).

Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные (для русской культуры, несомненно, православные) представления о человеке и смысле жизни.[17]

Именно в недрах православной культуры формировались, оттачивались и передавались из поколения в поколение базовые духовно-ценностные идеалы русского народа: добродетель, соборность, благочестие, бескорыстие, совестливость, трудолюбие, любовь к земле, дому, Родине.

Важнейшими нравственными заповедями являлись трудолюбие и равенство между людьми, а также требования любить, воспитывать, учить ремеслу и рукоделию: матери — дочерей, отцу — сыновей. Воспитание детей заключалось не только в передаче им трудовых знаний и навыков, но и в освоении понятий и ценностей человеческой жизни, своеобразного кодекса «жития русского человека», в котором ведущими являются любовь к земле, родному дому, уважительное отношение к родителям и старым людям, забота о маленьких, слабых и больных, милосердие, соборность, доброта, справедливость, честь, достоинство. [140]

18 стр., 8667 слов

Авто «Русский народно-сценический танец в контексте региональной ...

... развитии народно- сценического танца как жанра; раскрыть специфику русского народного танца в региональной культуре России с точки ... в региональной танцевальной культуре, воздействие её традиций на духовно- нравственный потенциал общества, укрепление ... народного искусства как части традиционной народной культуры раскрывается в трудах по эстетике, истории культуры и искусствознанию; это работы ...

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в социально-педагогических моделях, обеспечивающих духовно-нравственные основы жизнедеятельности человека, государства, общества.

В этой связи методологической основой духовно-нравственного воспитания становятся нормы и традиции православия и народной культуры, представленные в различных аспектах:

  • нравственно-этическом (в контексте нравственного православного учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром),

  • культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры),

  • этнокультурном (на основе национальных традиций русского народа).

И поэтому духовно-нравственное воспитание предполагает систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти нашей области и общественных организаций по формированию духовных ценностей, нравственности и культуры в контексте национальных традиций края.

Сущность духовно-нравственного воспитания в современной школе позволяет сформулировать его главную цель и определить основные задачи. Цель определяется общей потребностью россиян в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоёв населения; психологической готовности к любым испытаниям, трудностям во имя интересов каждого человека и всего народа нашей великой Родины.

Идея возрождения национальных (в первую очередь — православных) духовных традиций и ценностей оформляется в цель жизнедеятельности российского общества, всех слоёв населения, воплощается в процессе воспитания и просвещения подрастающего поколения. В этом смысле цель духовно-нравственного воспитания — развитие в обществе высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Родины.

О дной из глубинных черт нашей национальной культуры является ее сотериологический характер, в отличие от эвдемонической европейской культуры. А кадемик В.С. Непомнящий, определяя вероисповедание как систему ценностей, сравнил культуры Европы и России по главным праздникам. Он отмечает, что европейская культура имеет Рождественский характер, а культура России – Пасхальный. [14]

5 стр., 2040 слов

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА Х МУЗЫКИ

... И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. / [Текст] ... Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] /Л.Г.Арчажникова ... воспитание человека XXI века [Текст] : [Опыт воспитат. работы ... Духовно – нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде [Текст] / Е.М.Зуева // «Русская ... Данилова, Г.И. Мировая художественная культура [Текст] /Г.И.Данилова ...

Е сли для европейца главное то, что Бог уподобился мне, придя в этот мир в образе человека, и потому нужно научиться любить себя, то для русского человека главное — Воскресение и призыв Бога уподобиться ему, преодолевая свое несовершенство.

В Рождественской культуре важен человек, каков он есть, в культуре Пасхальной — каков он должен быть. Поэтому сознание европейца сориентировано на права человека, на достижения цивилизации, на земную доминанту, а сознание русского человека — на его обязанности, небесную доминанту.

У стремленность к пасхальному идеалу и раскрывает основную особенность русской культуры. Самосознание ее избранности не несет какой-то опасности для Запада и Востока, поскольку оно раскрывается, как явление по своей сути духовное. Русская культура устремлена к достижению духовного совершенства, провозглашенного Новым заветом. Поэтому все сколько-нибудь значимое в русской культуре обретает духовно-нравственную окраску, проверяется через идеалы правды, красоты, любви, жертвенности. В этом устремлении к спасению, к Воскресению находит русская культура возможность примириться с миром, полным страдания. Через страдание к Воскресению — такой путь предлагает человеку русская культура.

В оспитание, чтобы реализовать свою функцию целостного развития личности, ее ценностной идентификации, должно следовать идеалам национальной культуры. Проживание учащимися Пасхальных мотивов совершенно необходимо для постижения ими сути русской культуры, достижения подлинной образованности. Жизнь неоднократно показала, что воспитанный в традициях русской культуры человек способен переносить страдания лучше западного, и вместе с тем он исключительно чувствителен к чужой боли, более сострадателен, нежели человек западный. [Там же]

Для русского человека основной смысловой жизненной идеей осталась православная идея сердца, идея любви, из которой и рождается подлинная культура. Такое понимание русской культуры помогает нам объяснить многие явления в истории мира, в которых участвовала Россия. Оно помогает нам объяснить, как в России могла сохраняться вера, даже в условиях тяжелого гнета завоевателей — иноверцев: в условиях татарского ига, немецкого засилья при Царском дворе 18 века, и даже в условиях богоборческой власти коммунистов; помогает нам понять и нынешние процессы развития духовной жизни.

В исторических испытаниях Православие не однажды спасало русскую культуру, а сегодня уже русская культура призвана помогать возрождению Православия, возрождению семьи на традиционных для русской культуры ценностях. Осознание этого фундаментального факта все более распространяется в нашем обществе, однако, по инерции игнорируется многими деятелями культуры и образования; возрождение Православия, необходимость его в качестве мировоззренческого основания ими как бы не замечается.

65 стр., 32065 слов

Культура в жизни человека и общества

... равенства культур. Современные концепции культуры — «постклассическая модель» культуры — выражает разочарование в возможностях разума. «Постклассическая модель» содержит в себе следующие основные положения: ориентируется на повседневную жизнь человека культура личности, этноса рассматривается и воспринимается человеком в ...

В место вдумчивого и бережного возрождения истоков нашей нравственности и культуры в образовании в последнее десятилетие распространилось бездумное экспериментирование, нелепое подражательство западным образцам, прямая агрессия на духовно-нравственные основы нашего образа жизни, отрицание необходимости воспитания вообще. Но известно, что образование без духовно-нравственного воспитания прививает цинизм и беспринципность, ведет «только к изворотливости во зле» (И.А.Ильин).

С егодня уже никого не удивляет, что родители и дети говорят на разных языках, имеют разные запросы, порой несовместимые ценности. В результате самые близкие люди оказываются почти чужими.

Р аспадение традиционной семьи и одиночество людей стало следствием устремленности к внешним атрибутам цивилизованности и отступлением от духовно-нравственных истоков культуры. Современный постмодернистский человек мыслится, прежде всего, как человек свободный от каких-либо обязательств.

З адача воспитания свободного человека в либеральной традиции понимается как определение внешних условий бытия и, прежде всего, обеспечение прав человека. Клише либерализма «права человека» провозглашает сегодня главным правом быть непричастным к великим духовным и национальным традициям человечества (в России это воспитание человека непричастного к традиции православного христианства).

Э то право не желать познания истины и быть суверенным от всего, что меня обязывает, призывает к должному. Поэтому либеральное образование в первую очередь учит ребенка осознанию своих прав, что чревато серьезными духовно-нравственными изъянами («Я свободный человек и могу делать по отношению к другому то, что захочу, в том числе — творить зло и насилие»).

З адавать риторические вопросы о том, возможно ли на таком основании воспитание семьянина, сохранение семьи как таковой, бессмысленно. Все очевидно — эгоизм и произвол «свободного» человека делает его неспособным любить, а значит и создавать семью. [14]

В оспитание в пасхальной традиции есть обретение опыта любви, прощения и терпимости, и одновременно обретение чувства долга, ответственности за себя и за других. Способность любить, требовательность и прощение — необходимые качества истинного семьянина и истинной гражданственности. Гражданское общество не «совокупность свободных индивидов», как утверждает глобалистская доктрина, а единение людей ответственных перед обществом и перед своим родом, семьей, связанных с ними любовью и состраданием.

П реодоление демографического кризиса невозможно без возрождения традиционной семьи. Возрождение такой семьи возможно на основе приобщения подрастающих поколений к ценностям национальной культуры. Именно увлечение молодежи духом национальной культуры — важнейшая задача педагогов и мастеров искусств. [14]

5 стр., 2216 слов

Язык как выразитель духовной культуры человека

... театр, бытовая культура связанные с языковым воспитанием. Все сферы общественной жизни охватывает язык. Понятие материальной и духовной культуры формируются в национальном языке, причем человек выступает ... себя как личность в любой области общественной деятельности. Человек создал культуру, а культура-человека. Человек реализуется в культуре мысли, культуре труда и культуре речи. Культура - ...

И менно здесь мы совершили главные ошибки. Пасхальный характер русской культуры проявляется в примате духовного начала над материальным, но сегодняшняя молодежь как раз сделала своим кумиром деньги, развлечения, телесные удовольствия. В русской традиции уважение к родителям — условие долгой и благополучной жизни. В сегодняшних семьях дети и родители стали конкурентами за материальные блага и апеллируют в этой конкуренции каждый к своим правам. Опросы показывают, что даже в таком важном деле как создание семьи за «благословением» к родителям считают необходимым обратиться лишь 15% молодых людей. Точно также круг семейных дел и обязанностей им видится только в бытовой, материальной плоскости. Духовное единение видится им как совместные развлечения и удовольствия. Такая духовная нищета и делает молодых людей слабыми, неспособными к тяготам и к радостям семейной жизни.

Д уховная встреча молодых супругов возможна как совместное переживание вечных ценностей, а для этого они должны быть воспитаны в традициях национальной культуры.

И менно поэтому русская культура должна остаться центром содержания образования в нашей школе, а православие — его духовно-нравственным основанием.

На встрече с молодежью Святейший Патриарх Кирилл отметил: «…существует удивительный факт: люди, живущие в разных культурных средах и даже в разные эпохи, имеют одно и то же понимание добра и зла – фундаментальное понимание, не в деталях, а по сути, – которое опознается голосом человеческой совести». «Бог, создав человека, вложил в его природу некоторые качества и свойства, определяющие эту объективную систему ценностей».

Спасением для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность.

1.3 Происхождение народных праздников

Жизнь христиан в миру, число которых всегда было значительно больше монашествующих и пустынников, была не менее духовно и нравственно устроена. Имела свои нормы, образцы. Устроение мирской жизни являлось следствием крепко устроенной церковной, богослужебной жизни, хранения постов, следования христианским праздникам и событиям.

Годовой календарный круг

Таким образом, годовой круг в основе своей имеет естественные природные ритмы смены времени года. Это влечет за собой смену форм поведения человека, его отношений с внешним миром по мере его взросления по числу прожитых годовых кругов. [12]

12 стр., 5679 слов

Самый лучший день в моей жизни (счастливый день)

... лукаво улыбались. Это был самый лучший мой день рождения, который я запомню на всю жизнь! https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/09/08/sochinenie-moy-luchshiy-den Сочинение на тему «Мой самый счастливый день» У меня, как, наверное, ... хотя есть много других замечательных праздников, день рождения все-таки самый любимый. В этот день мы всегда стараемся порадовать именинника, ...

Церковного календарного круга

Самым важным стержнем годового календарного круга является православное вероучение во всей его полноте. С позиций христианства весь год представляет собой систему событий, проживая и переживая которые человек проходит путь постепенного, поэтапного восхождения к Богу.

Церковь предложила не только смыслы года, соединяющие по своей сути природу, человека и Бога, но седмицы — недели, представив ее тоже как цикл-фазу. В неделе, например, есть свои однодневные посты по средам и пятницам. В воскресенье работать не положено. Каждый день седмичного круга посвящался какому-нибудь духовному событию. В церковном календаре существует суточный круг, включающий вечерню, повечерье, полунощницу, утреню, часы, литургию. Этот круг начинается с 18 часов вечера.

Наконец, народ имел еще один календарь — гражданской социальной жизни. Это календарь человеческой истории, результат социализации человека. Через этот календарь человек врастает в свой род, нацию, историю, общество.

Вот так в единении всех трех типов календарей и создавался единый ритм года, ритм всей жизнедеятельности людей. Они не противоречили друг другу, а взаимно дополняли, каждый в этой жизненной системе выполнял свою функцию, играл свою роль. Эта триада — Народно-хозяйственный, Церковный и Гражданский календари — являют собой уникальное явление человеческой культуры.

Основой годового календарного, гражданского и церковного кругов являются праздники . Они дают отсчет времени и определяют пространство в его физическом и духовном смысле, в котором и через ощущение которого живут русские люди. Праздник – это одна из важнейших составляющих человеческого существования, как учеба, труд и отдых. Праздник как феномен культуры содержит в себе все ее элементы: музыку, песни, знаки, символы, обряды, ритуалы, лексику, церемонии, костюмы, вещи – атрибуты, игру и проч. Любой праздник имеет свой смысл, духовную, религиозную основу. Праздники непременно связывают человека с обществом, со средой, через них поддерживается связь личных и общественных событий.

Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка, Глава 2. Педагогика праздника.

праздников

2.1 Воспитательный потенциал народных праздников как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников

Праздники — неотъемлемая часть духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника.

В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающего «не занятый», а «праздное время» — период, когда не нужно работать.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля понятие «праздник» рассматривается как «день, посвященный отдыху, неделовой, не работный день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до места, до лица» [8,14].

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова под словом «праздник» понимается «день торжества, установленный в честь или в память кого — нибудь, чего — нибудь; день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого; выходной, нерабочий день; день радости и торжества по поводу чего — либо; день игр, развлечений» [10, 255].

Значение праздников для традиционной отечественной культуры исследовали философы и культурологи: В. Белов, А. Коринфский, Ю. Лотман, А. Камкин. О педагогическом потенциале праздников писали: К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский. Так в «Книге для учащих» в сборнике «Родное слово» К.Д. Ушинский пишет, что праздники в жизни ребенка занимают особое место: «Пусть каждый припомнит свое детство, – читаем у К.Д. Ушинского, – и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными обычаями, веселостями и хлопотами – вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства. И как тускло и серо были бы это детство, если бы из него выбросить праздники! Я полагаю, что и теперь дети, – по крайней мере, в тех семействах, которые не очистили своего быта до совершенной бесцветности изгнанием из него всех добрых обычаев и всей поэзии старины, – живут так же, как жили когда-то и мы, и что крашенки, березки, сирень, вербочки так же наполняют и будут наполнять жизнь русского ребенка» [19, с. 352].

Народный праздник всегда имеет религиозную основу, о чем могут не подозревать неискушенные участники. Религия – как «действующая причина в мире бытия» (В.И. Несмелов), связь-отношение с миром невидимым, духовным по поводу метафизических, надчеловеческих, заданных свыше предельных категорий Рождения, Жизни и Смерти (бессмертия).

Христианство заложило, можно так сказать, научно-технологические ос-новы проведения праздников.

Во-первых, оно их систематизировало и привело в соответствие друг с другом, устранило противоречия.

Во-вторых, провело классификацию и иерархически расположило по степени значимости, выделив

В третьих, определило порядок службы и проведения всех праздников.

Этой колоссальной работой христианские ученые и служители Церкви задали как бы алгоритм празднеств, который, как показала жизнь, настолько сообразен Небу и Земле, что его до сих пор никому, даже в материалистическую эпоху не удалось разрушить или заменить другим. Новые праздники создавались и проводились все по тем же основаниям.

«Праздник не праздность, а празднование – отрадное ликование духа ради сознания великих милостей Божиих», говорит святитель Феофан [20, с.421].

Любой праздник имеет свой смысл, духовную религиозную основу. Праздники связывают человека с обществом, со средой, через них поддерживается связь личных и общественных событий.

Каждый праздник несет свои тончайшие нюансы, создает особую атмосферу и свое особое настроение-переживание.

Детям младшего школьного возраста доступно понимание и постов, предшествующих некоторым праздникам (Рождественский пост, Великий пост), когда люди отказываются от некоторой еды. Вообще детям следует объяснить, что поститься — это не только отказываться от мясной и молочной пищи, а еще и проявлять умение не делать того, что нам хочется, но от чего можно воздержаться ради Бога и богоугодных дел, например не смотреть телевизор, не затевать шумных игр, когда этого нельзя делать, и т.п. Иногда бывает очень трудно не делать того, чего хочется, но надо стараться упражняться в терпении, чтобы научиться сдерживать свои желания и стать лучше. [14]

Перед праздником младшим школьникам следует более подробно разъяснять некоторые традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. Так, например, день перед Рождеством Христовым носит название Сочельника — это самый постный день, когда полагается не есть «до звезды», то есть пока не покажется первая звезда. Но это не та звезда, которую мы видим на небе. Это Вифлеемская звезда Рождественской ночной литургии – праздничной службы. Есть и такое понятие, как христославы — это те люди, которые в праздник Рождества Христова ходят по домам славить Христа.

Пасха, являясь смысловой и духовной доминантой годового и недельного («воскресный день») календарного круга, напоминает нам о вечной победе добра над злом, света над тьмой, жизни над смертью. Пасхальные события открывают и делают личностно-причастным переживание-понимание смысла предательства и жертвенной любви, смерти и воскресения, спасения души и жизни вечной. Празднику Пасхи предшествует длительный (восемь недель) подготовительный период. Семь недель – Великий пост. И одна неделя перед началом поста как именно подготовка к посту – масленичная. Поэтому масленица – преддверие Великого поста – имеет переходящий характер как Пасха, т.е. отмечается всегда в разные дни календаря, но всегда ровно за неделю до начала поста. Масленица вне контекста Рождества и Пасхи не имеет самостоятельного значения и не может его иметь, как не может жизнь быть без рождения, смерти и воскресения. С праздником Масленицы традиционно связывают проводимые на масленичной неделе концерты и ярмарочные мероприятия. Он знакомят детей с яркими особенностями праздничных традиций нашей культуры, образцами народного творчества и ремесел.[13]

Особое место в воспитании детей младшего школьного возраста занимает формирование бережного и уважительного отношения детей к женщинам: мамам, бабушкам, педагогам в связи с искажениями в понимании роли женщины в семье и жизни, которые распространены в реальной жизни современных семей. Возрождение традиции празднования православных праздников дает возможность празднования недели жен-мироносиц (во вторую неделю после Пасхи), это содействует пониманию роли женщин в мире, дает возможность проявить и закрепить достойное отношение к женщинам на более глубоком основании, чем при подготовке к празднику 8 Марта, который был искусственно введен в советский период и часто приходится на время Великого Поста. При этом осознание роли женщины в жизни каждого не получает той глубины, которую обеспечивают несколько дней празднования на неделе жен-мироносиц, которая приходится на более теплое время весны. Оно усиливается всеобщим пасхальным праздничным настроением и возможностью сопоставить значение женщин в евангельские и настоящие времена. [Там же]

На праздник Троицы у христиан существует обычай украшать храмы, дома, комнаты зелеными ветвями и цветами. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой сошедшего на них Святого Духа. Неправильно связывать праздник Троицы с днем русской березки. На заключительном празднике годового круга желательно присутствие священника, родителей, приглашенных гостей. В конце праздника устраивается совместная трапеза. [15]

Святки, Покровская ярмарка, Праздник Урожая.

Как один из символов хлеб упоминается в сочетании с Богом, землей, солнцем и лишен негативных значений. У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка ХЛЕБА постоянно лежала на столе в красном углу. ХЛЕБ на столе символизировал достаток дома, постоянную готовность к приему гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. Люди кладут ХЛЕБ перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Господу; но и Бог, в свою очередь, кладет ХЛЕБ на стол перед людьми: по общеславянскому выражению, ХЛЕБ — «дар Божий», а по русскому, «стол — ладонь Божья».[17]

праздники, связанные с учением детей.

сентября (30 числа) празднуется память Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.

Михайлов день (21 ноября).

14 декабря празднуется день пророка Наума,

Богоявление (19 января),

собор Вселенских учителей и святителей — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста

День памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия как День славянской письменности и культуры, Годовой календарный кру

Известны идеи П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского о необходимости делать русские школы русскими, о взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании ребенка, о воспитании человека в родной культуре, в единстве родного языка, религии, культуры и быта.

Совсем близко к идее Круга подошел С.А. Рачинский. Он впервые дал педагогическое осмысление Круга, создал и описал годовой цикл школьных торжеств, считая, что школа должна запоминаться детям праздниками.

Современный национальный воспитательный идеал

Праздники обладают большим воспитательно-развивающим потенциалом. В процессе подготовки и проведения праздника его участники непринужденно и заинтересованно получают необходимые знания об окружающем мире, социальных явлениях жизни, о взаимоотношениях между людьми, изучают традиции и историю, знакомятся с народным декоративно-прикладным искусством и т.д. (в соответствии с содержанием праздника).

Школьный праздник выступает источником познавательного и духовно-нравственного развития личности ребенка.

Традиционные праздники наставляют, напутствуют человека. Задача современной православно-ориентированной педагогики – обращение к исконному напутственному смыслу праздника и поиск возможностей раскрытия его для детей в школе и семье. Задачу эту можно решить посредством организации культурно-педагогического пространства школы в соответствии с ритмами годового круга социокультурных праздников.[14]

2.2 Методические аспекты подготовки и проведения народных праздников

рекомендации по методике подготовки школьного праздника

Школьный праздник имеет педагогическую цель, определяющую предвосхищение результата воспитательного воздействия. Педагогическая цель определяется в соответствии с общей целью формирования личности воспитанника. Выбор цели, ее практическая реализация обусловлены конкретной аудиторией. Одновременно должны быть учтены возрастные, индивидуальные и иные особенности, а также те средства, формы и методы педагогического воздействия, которые способны привести объект воспитания к желаемому педагогическому результату.

Праздник требует тщательной подготовки и организации, благодаря которым обеспечивается полнота и надлежащая последовательность праздничного действия.

Эффективному проведению праздника способствуют следующие факторы:

объединение всех его логических частей вокруг главной явной или скрытой цели;

качественный и целесообразно отобранный материал;

адекватный выбор эмоционально-выразительных и образных средств;

подбор исполнителей;

пошаговая диагностика, коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Таким образом, детский праздник следует рассматривать:

во-первых, как важную самостоятельную форму культурно-досуговой национально ориентированной деятельности воспитанников;

во-вторых, его можно характеризовать как целостную педагогическую минисистему, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи;

в-третьих, необходимо помнить, что эта форма, в отличие от массового праздника взрослых, имеет свои специфические особенности.

Говоря о сценарии детского школьного праздника, М.И. Алдошина пишет, что это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские подходы, используются художественные или музыкальные произведения. Сценарий включает также описание приемов активизации участников праздника. Таким образом, сценарий праздника представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.[1]

Подготовка сценария школьного детского праздника имеет следующие этапы:

1-й этап –

2-й этап –

строгая логичность и последовательность построения и развития темы;

законченность каждого эпизода;

органичная связь эпизодов и наличие нетрадиционных сценарных ходов;

нарастание действия в его движении к кульминации.

Кульминация

Развязка

разработке школьного праздника

Интересно, что в традиционной праздничной культуре мы не увидим ставшей обыденной практики разделения участников на зрителей и выступающих. Эмоциональная сторона праздничного действия впрямую зависит от умения включить каждого в общую радость, когда все активны и никто не демонстрирует перед другими заученного.

Очевидно, что сегодня достаточно актуальна проблема поиска методов такого построения праздников, который бы отличался от привычных форм пересказа и концерта, взывал бы каждого к активному восприятию.

Так, в основе праздников для школьников важным представляется углубление, по мере взросления детей содержания праздника за счет постепенного перемещения смысловых акцентов в зависимости от возрастных особенностей детского восприятия, а также возвращение в жизнь школы и традиционной для нашей культуры одной из форм праздничной соборности — народного гуляния, которое может объединить и детей, и родителей, и коллектив педагогов.

Формы праздника

— большая сюжетная игра по заранее созданному сценарному плану, позволяющая каждому стать «свидетелями» основных событий праздника;

— тематическое действие, участниками которого становятся все присутствующие дети и взрослые;

— своеобразное подведение итогов предшествующего, приуготовительного к празднику периода, сценарий которого предусматривает различные вопросы-задания, поиск выхода из «трудных ситуаций», помогающие понять, что останется в опыте детей из содержания занятий, бесед, классных часов;

— спектакли с включением зрителей в действие (с помощью общих песен, диалога, вопросов-задач и пр.);

— тематическое конструирование, совместное творчество;

— приемлемые традиционные формы условного театра (вертеп, плоскостной театр и др.);

— викторины и т.п.;

— общие хороводы и вечерки.[14]

Глава3. Практические аспекты духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами народных праздников

Удивительное и загадочное явление русской народной культуры ― это народные и православные праздники. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то именно в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с народными праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам народной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания, способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения народного праздника.

Младший школьный возраст, по мнению ряда исследователей, характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Это обусловлено такими возрастными особенностями младших школьников как доверчивость, подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития у детей чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине. Изучая свои истоки, ученики лучше узнают исторический путь своего народа и вместе с тем глубже понимают мировую общность, приобщаются к народным идеалам мужества, красоты, любви к родной земле. А использование метода проектной деятельности в подготовке народного праздника дает возможность детям раскрыться в полной мере, творчески реализоваться через сотрудничество, проявить себя как личность, выразить внимание к другим людям, быть полезным им, заслужить одобрение и признание окружающих, позволяет испытать чувство собственной значимости.

Метод проектной деятельности — один из эффективных интерактивных методов обучения и воспитания. Метод проектов активно реализуется в нашей школе в учебно-воспитательном процессе в течение уже многих лет. Каждый новый учебный год классы выбирают себе тему социального проекта, разрабатывают ее и реализуют в течение учебного года.[11]

Описание проекта «Пасха- праздник светлого Христова воскресения», Актуальность данного проекта:, Тип проекта:, Сроки реализации:, Участники проекта:

Проблема: необходимость формирования у учащихся представлений о культуре и традициях русского народа.

Цели проекта:, Задачи проекта:

  • Знакомство с традициями и обрядами празднования Пасхи на Руси и в каждой семье.

  • Развитие жизненного опыта детей в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями.

  • Формирование коммуникативной компетентности в сфере самостоятельной творческой деятельности учащихся.

  • Формирование умения ориентироваться в информационном потоке.

  • Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

  • Использование программных средств обработки изображений, создания презентаций, публикаций для представления результатов поисковой и исследовательской деятельности

универсальных учебных действий:

В предметной области:

  • Сформировать у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним.

  • Сформировать представление о понятии «Пасха» показать ценность достижения культуры для человечества.

Личностные универсальные учебные действия:

  • Помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха».

  • Дать детям эмоционально — полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси.

  • Содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.

  • Сформировать основные умения и навыки по использованию средств ИКТ.

В области формирования УУД:, Познавательные универсальные учебные умения:

Умение выделять существенную информацию из различных источников.

Развитие и совершенствование умений и навыков в области использования средств ИКТ в процессе выполнения практических заданий, ориентированных на сбор, поиск, оценку, отбор информации, а также представление полученного результата.

Осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера.

Регулятивные универсальные учебные умения и навыки:

  • Проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве.

  • Адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные универсальные учебные умения:

  • Участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

  • Договариваться и приходить к общему мнению в решении совместной деятельности.

  • Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

  • Воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.

Реализация проекта.

По доминирующей деятельности проект можно охарактеризовать на разных этапах реализации проекта по-разному:

1. Информационный во время поиска материала, так как дети учились добывать и анализировать информацию о фольклорных праздниках, используя различные источники. Положительной стороной явилось и то, что ребята обращались не только к книгам, интернету, но и к родственникам (активно принимали участие в подборе материала некоторые мамы, бабушки).

2. Творческий в период составления сценария и подготовки праздника, потому что форма представления результата (спектакль, игровая программа) требовала от детей выражения креативности (придумывание сценария, подготовка костюмов, актерская работа и т.п.).

А с каким удовольствием участники проекта изготовляли сувенирные пасхальные яйца, собирали рецепты пасхальных куличей (с разнообразными рецептами знакомили мамы и бабушки).

3. Практико-ориентированный , так как четко был нацелен на решение социальных задач, ориентирован на результат. Результатом явился конкретный продукт – копилка собранного материала по теме праздника, созданный сценарий праздника, проведение праздника.

Праздник «Пасхи» открыл всем присутствующим на празднике загадочный, благодатный и волшебный мир православного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души , необычайный душевный подъем и счастье.

Дети приняли осмысленное и активное участие в подготовке и проведении праздника «Пасхи», они узнали традиции, обычаи, разучили русские народные игры, использовали в речи русский фольклор и т.п. Но, главное, у детей сформировались эмоционально-окрашенные чувства причастности к духовному наследию прошлого, что позволяет им ощутить связь времен, духовную поддержку и жизненную опору.

Мы понимаем, что каждая эпоха оставляет свой след, и сегодня другие ценности, идеалы и правила. Но думаем, что тот отклик в сердцах детей, который вызвал праздник, поможет им прочувствовать любовь к ближнему, широту и щедрость русской души, национальную гордость, честь и достоинство. На этой основе формируется собственно национальный характер наших детей, их взгляды, идеалы и ценности.

Народный праздник — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее. Он помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда. Работу по приобщению детей и взрослых к традиционной отечественной культуре мы будем совершенствовать и продолжать.

Заключение

Особенностями духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста является то, что с течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, к себе.

Главной целью духовно-нравственного воспитания на основе народных праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа.

Праздник — один из видов досуга детей и взрослых, который в ненавязчивой форме знакомит детей с народными традициями и обычаями русского народа.

Организация и проведение праздничных мероприятий расширяет знания детей о знаменательных датах истории страны, об истории самого праздника, о том, как его празднуют в семье. Праздник важен тем, что на основе общих интересов у детей формируется коммуникативная, художественно — эстетическая, игровая, нравственная и другие виды культур, необходимые для успешного вхождения ребенка в мир взрослых. В ходе праздника ребенок получает положительные эмоции, вызывающие чувство радости, удовлетворения от совместной деятельности в коллективе, это создает комфортность в его эмоциональном состоянии, которая важна для личностного становления школьника.

Только через приобщение к народным праздникам и традициям, мы можем показать всю красоту, храбрость, выносливость русского народа. В данной работе представлен материал о народных праздниках, традициях, обычаях, методические рекомендации по проведению праздников. Знакомя детей с народными праздниками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Благодаря этому, народные праздники являются богатейшим источником познавательного, нравственного и гражданско-патриотического развития детей.

Мы изучили теоретические основы понятия народной культуры, раскрыли роль народных праздников в формировании личности младшего школьника. Так же в нашей работе мы постарались определить место народных праздников в системе средств народного воспитания и раскрыли их роль в формировании личности младшего школьника. Описали опыт работы по данной проблеме в литературе, в истории, на практике.

Таким образом, мы подтвердили гипотезу исследования:

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/narodnaya-kultura-3/

  1. Алдошина М.И. Проведение фольклорных праздников в школе. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.

  2. Архангельский. Л.М. Социально-этические проблемы личности / Архангельский Л.М.- М,1994

  3. Архангельский. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Архангельский Л.М.- М,1989

  4. Безрукова В.С., Мороз Алексий, священник. Образ русской школы. — СПб.: Сатисъ, 2002.

  5. Белякова Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект.-Тюмень,1999

  6. Воловикова М.И., Тихомирова С.В., Борисова А.М. Психология и праздник. М., 2003.

  7. Гладких, Л.П. Основы православной культуры : науч.-метод. пособие для педагогов детских садов / Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий (А.А. Меньшиков; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2008. – с. 324.

  8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. — Спб., 1863-1866.

  9. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.2011

  10. Евладова Е.Б. Духовно – нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования. // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие (по материалам научно-практического семинара «Государственная полити­ ка Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи» ): Сборник статей / Составление и общая редакция — М.Н.Лазутова, Т.И.Петракова. — М.: Импэто, 2004.

  11. Зеньковский В.В. Педагогика. –Клин, 2004. – 223.

  12. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. –М.: Изд-во Свято-Владимирского братства. 1993. -224 с.

  13. Колодина Е.М. «Праздники России»: Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. – Омск, 2011. – 40 с.

  14. Киселева О.Ф. Традиции православного воспитания: Книжкин Дом, Астрель; М.-2008

15. Крячко А.А. Праздник как составляющая учебно-воспитательного проекта.[Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. –Режим доступа: . 09.08.2015.

16. Мигдисов Я.С., Потаповская О.М., Кузьмин И.А. Модель социокультурного развития образовательного учреждения.Научно-методическое пособие. – М.: Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2007.

17.Потаповская О.М. «Самые главные праздники»: Сценарии утренников и конспекты праздничных занятий для детей дошкольного возраста. – М.: Планета 2000,2004. – 208 с.

  1. Суворина Е.А. Педагогика праздника. Очерки воспитательного уклада русской православно ориентированной школы. Тверь: Золотая буква, 2003.

  2. Ушинский К.Д. Родное слово. – Новосибирск, 1997. – 450 с.

  3. Феофан Затворник. Начертания христианского нравоучения. М., 1998.

Приложение

Сценарий внеклассного мероприятия

«Пасха – праздник светлого Христова воскресения»

Цели:

приобщение младших школьников к истокам русской культуры,

воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.

Предварительная подготовка:

В празднике принимают участие дети и их родители.

Ход праздника

Ведущий:

Великий пост, предшествовавший Пасхе, круто менял образ жизни

Канун самой строгой последней недели поста — Страстной, когда в воздухе уже чувствуется весеннее обновление, — приходится на Вербное Воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим.

В православных храмах во время литургии происходило освящение веточек вербы — напоминание о пальмовых ветках, которыми устилали путь Спасителя в столицу Иудеи.

Вербное воскресенье

Самым главным обычаем этого праздника является хлестание вербой своих детей старшим из семьи с определенными словами:

Верба хлыст, Бей до слез.

Не я бью, Верба бьёт.

Будь здоров Как верба.

Делалось это для того, чтобы дети были здоровыми и послушными.

Ведущий:

(

У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели.

Бытовало поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти. Еще один обычай — освящать соль и в ночь под Четверг ставить на стол с хлебом.

(слайд 5)

яйца

С Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники.

Ведущий:

А сейчас предлагаю заглянуть к нашим героям и посмотреть, как же они готовились к Сетлой Пасхе.

Сценка 1 «А» класс

Пасха – праздник который отмечается с радостью и торжеством.

У любого праздника – своя красота, свои обычаи, обряды и приметы. Немало их и в Пасху.

Давайте перенесёмся в прошлое нашей страны и познакомимся с некоторыми из них.

Выходят дети в русских костюмах.

1-й ребенок.

На Руси обрядов много.

А сегодня праздник Бога:

Пасха – Бога воскресение,

Его второй день рождения.

2-й ребенок.

Повсюду благовест гудит,

Изо всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Дети:

3-й ребенок

С полей уж снят покров снегов,

И руки рвутся из оков,

И зеленее ближний лес…

Дети:

4-й ребенок.

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Дети:

Ведущий:

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. У алтаря во время ночной пасхаль ной службы ставят большую свечу . После торжественное богослужение люди уносят свечи с благословенным огнём домой, чтобы затеплить домашний очаг. Это приносит счастье в дом.

слайд 7

На пасхальной литургии

8 Тропарь

В эту святую ночь звучит

Ведущий: (слайд 9

презентация

Ведущий: (слайд10

На Пасху мы радостно говорим: „Христос Воскресе!” и обмениваемся красными яичками. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо — это знак жизни.

5-й ребенок:

Ведущий:

Ведущий:

6-й ребенок

7-й ребенок:

Ведущий:

Игра «Покрути яйцо”

По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

Ведущий:

Игра «Битки”

Играющие выкрикивают: «Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!” Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобъется, или даст трещину, тот проигравший.

Ведущий:

Игра «Прокати яйцо носом”

Участники должны катить яйцо носом до назначенного места по бумажной дорожке. Кто быстрее, тот и выиграл.

Ведущий:

Существовал также обряд «отпущения птиц на волю”. Утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их. И сами ловцы делали то же. Об этом обычае писал А.С.Пушкин:

В чужбине свято соблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Ведущий:

Прослушивание записи колокольного звона ( слайд14)

Ведущий:

(слайд 15)

8-й ребенок:

День Христова воскресенья,

Приходи скорее вновь!

Дай Господь вам всем любовь!