Текст и по проблеме роли внутренних праздников в жизни человека. Значение праздников в жизни людей Какую роль в жизни человек играет праздники

Что такое праздник, и почему люди так радостно его ожидают? На первый взгляд, вопрос лёгкий. Праздник — это событие, которое является важным для человека. Например, для большинства людей любимым праздником является день рождения. В этот день все твои друзья моментально вспоминают о тебе, говорят тебе то, что в будние дни говорит как-то непринято и неудобно. Тебе дарят подарки родные и даже те, о которых ты давно мечтал. Но что мешает говорить приятные слова друг другу каждый день или хотя бы раз в неделю? Почему нужен повод чтобы делать добро и приятное близким людям, которых ты любишь?

Подлинной добротой, человечностью отличаются Православные праздники от всех других. В нашей семье все крещенные православные люди, поэтому многие праздники мы отмечаем. Значимыми является Рождество Христово, Пасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Крещение Господне.

В Рождественский сочельник наша семья особенно готовится к празднику. У всех радостное, приподнятое настроение. Мама делает кутью с зернами размоченной пшеницы, медом и фруктами. Печем печенье с фигурками животных, украшаем дом. У нас есть детская библия, мы перечитываем отрывок «Рождение Иисуса Христа». Когда семья собиралась за столом, вспоминаем год — всё хорошее и плохое в уходящем году. А ещё дарим подарки родным и знакомым.

Весной самым любимым моим праздником является Пасха. За неделю до нее, накануне Вербного воскресенья, мы ходим за вербочками. Всю предпасхальную неделю царит особое настроение. В Чистый четверг наводим в доме порядок. В пятницу посещаем церковь, а в субботу утром печем пасхальные куличи, красим яйца, вечером идём в церковь. В сам праздник начинаем Пасхальную трапезу, съедая окрашенное в красный цвет яйцо. Христосуясь, говорим друг другу «Христос воскресе», отвечая «Воистину воскресе».

Летом, в день Святой Троицы, рано утром дом украшаем веточками березы, бабушка обязательно жарит верещагу (яичницу).

Очень красиво на Троицу в храме!

Дурным тоном в эти Великие праздники считается ссориться и сквернословить, упоминать о болезнях и прочих неприятных вещах. Особым грехом считается обидеть кого-нибудь в праздничный день. Даже недругу нужно сделать что-то хорошее, а лучше, и вовсе, забыть обиду и помириться. Ну, а позволено было всё остальное, чего душа пожелает – гулять, веселиться с размахом и удалью.

Любимым святым нашей семьи является Николай Чудотворец (Николай Угодник).Он был великим заступником всех, просящих его о помощи.Память о нем Православная Церковь чтит два раза в году: 19 декабря (Николай «зимний») и 22 мая (Николай «вешний»).

30 стр., 14909 слов

Народный праздник ‘Рождество Христово’

... апостольских указывается праздновать день Рождества Христова 25 декабря и отмечается значительность этого праздника для Церкви. "Храните, братия, дни праздничные, во первых день Рождества Христова". На ... желаний. В Советском Союзе, где были отменены выходные в религиозные праздники, большинство рождественских обычаев (ёлка, подарки) перешло на празднование Нового года <#"justify">Праздник ...

Он спасал от казни несправедливо осужденных простых людей и царских вельмож; укрощал на море бури, предотвращая кораблекрушения; исцелял слепых, хромых, глухих и немых. Не один раз помогал разорившимся купцам, многих обогатил, когда те находились в крайнем убожестве и нищете. Своих сограждан он спас от, казалось, неминуемой голодной смерти.

В День памяти Николая Чудотворца, нашей семье удалось побывать в Ачаирском Крестовом женском монастыре во имя Животворящего Креста Господня (село Ачаир Омского района Омской области), поклониться памятнику Николаю и побывать на праздничной службе.

Что может быть приятнее ощущения, когда с Божией помощью нам удается помочь ближнему выйти из скорби, обрести уверенность и испытать радость? Именно милосердию, бескорыстному и доброму сердцу, уважению близкихучат все Православные праздники и Святые христианской церкви. И именно за это я люблю Православные праздники!

5 выбрали

Последние дни уходящего года у многих ассоциируются не с праздничным настроением, а с суетной беготней по магазинам. Ведь столько всего надо сделать: докупить все, что не докуплено, выбрать последние подарки. И часто в этой беготне мы ругаем себя за то, что оставили все на последний момент или даже задаемся отчаянным вопросом: зачем вообще нужны праздники, если для нас они становятся таким стрессом? А если остановиться и подумать на минутку – и правда, зачем?

Праздники существуют с древних времен. Причем нельзя сказать, что их «придумала» какая-то конкретная власть или религия. Напротив, очень забавно наблюдать, как следующая историческая традиция переиначивает праздники предков под свои нужды. Так языческий Самайн сохранил некоторые черты под маской католического кануна Дня всех святых или Хэллоуина. И православие не имеет ничего против отмечания языческого праздника начала весны со сжиганием соломенного идола – а именно, Масленицы. Особенно успешно в переквалификации праздников под свои нужды упражнялась советская власть. Так Рождество было заменено светским Новым годом, Пасха с крестным ходом – Днем труда 1 мая с митингами и демонстрациями.

Но, так или иначе, любая власть понимала, что людям нужны праздники. Да и без власти люди это сами прекрасно знали. Ведь праздники существовали даже в первобытном строе. А если уж они отмечаются так давно, значит, зачем-то это нужно.

В первую очередь праздники нужны нам для снятия трудового напряжения. Раньше, для крестьян, это было важно не только психологически, но и даже физически. После страды – летнего периода напряженной работы людям нужен был период расслабления, иначе организм просто не выдержал бы постоянного напряжения. Да и сегодня люди часто работают с перегрузками, им надо отдыхать, пусть не от физического, а от умственного или нервного напряжения. Нехватка дней отдыха и праздников может привести к хронической усталости и профессиональному выгоранию.

Текст и по проблеме роли внутренних праздников в жизни человека. Значение праздников в жизни людей Какую роль в жизни человек играет праздники 1 Вторая причина – психологическая. Праздники не похожи на нашу обычную жизнь, они позволяют вырваться из рутины, делать что-то новое, необычное. И многим именно мысли о предстоящем торжестве помогают выдержать каждодневную рутинную работу. Легче выдержать нагрузку, зная, что впереди нас ждет отдых, а запланированная радость помогает справиться с психологическими трудностями.

4 стр., 1745 слов

Мое отношение к празднику 4 ноября

... праздников и по исключительно хорошим поводам. Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа! эссе на тему Моё отношение к праздничку 4 ноября. ... праздник «День народного единства». Учителя в школе и наши воспитатели ... времена и при любой власти была лакомым кусочком для ... Вы спросите, что тогда в моем понимании единство? Я отвечу, так, ...

Еще одна причина, скажем так, общественная. Практически любой праздник дает нам возможность почувствовать себя не одиночками, а частью большой общности людей. Религиозные праздники объединяют верующих, государственные – соотечественников. Например, когда все в едином порыве считают секунды до Нового года, одновременно загадывают желания и чокаются бокалами. Семейные праздники объединяют поколения, напоминают нам о том, что нужно больше времени проводить с родными. А ведь всем людям так важно чувствовать себя не одинокими.

И последнее. Во время религиозных праздников древние люди обращались с просьбами к божеству, пытаясь задобрить его с помощью жертвоприношений. Если отбросить мистику, в этом есть психологический смысл. Когда человек хорошо представляет, что ему нужно и чего он хочет добиться, он подсознательно двигается к этому результату. Так что сформулированное желание – это половина успеха. И не принципиально, обращено оно к божеству, провидению или Деду Морозу. Главное, чтобы вы сами о нем знали. О том, как правильно мечтать под Новый год, я уже писала .

Так что не обижайтесь на праздники, которые заставляют нас суетно носиться по магазинам. Ведь на самом деле мы рады, что есть повод заняться этим сложным, но, в то же время, интересным и необычным делом.

Долгие каникулы – стресс или праздник?

Споры по поводу того, нужны ли долгие зимние каникулы, не прекращаются и на бытовом, и на правительственном уровне. По мнению некоторых политиков, они становятся испытанием для здоровья и психики граждан, а не отдыхом. Так как уехать в это время довольно дорого, многие остаются в городе и на протяжении полутора недель едят, пьют и смотрят телевизор. После таких выходных нет ни сил, ни желания работать.

Конспект внеклассного мероприятия «Праздники в нашей жизни» для 3-4 классов

Цель:

дать понятие слова «праздник».

Задачи:

  • показать роль праздника в жизни человека;
  • воспитывать уважительное отношение к праздникам;
  • развивать творческие способности обучающихся.

Назначение., Ход мероприятия

Воспитатель:

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о праздниках. Что же такое праздник в вашем понятии?

(Высказывания учащихся)

Воспитатель:

(Ответы учащихся)

Воспитатель:, Семейные:, Профессиональные:, Религиозные:, Народные:

Какой ваш любимый праздник? Почему?

(Ответы учащихся)

Воспитатель:

(На доску вывесить правила)

1.Идя на праздник, надень самую нарядную одежду. Она должна быть чистой и аккуратной.

2.Если ты пришёл на праздник – веселись.

3.Старайся принимать участие в играх и развлечениях.

Воспитатель:

(Танец «Лавата»)

Воспитатель:

Ученик: Надо улыбаться и поблагодарить за подарок.

Ученик: Распаковать и посмотреть подарок.

Ученик: При повторном подарке не показывать виду.

6 стр., 2650 слов

Новый год. новый год мой любимый праздник Рассказ о своем празднике

... и радость, а этого стоит ждать целый год. Сочинение на тему Как провел я новый год 3 класс Новый Год – время чудес. Этот праздник любят и взрослые и дети. Мы, школьники, ... накрывать на стол и расставлять угощения. В нашей семье принято дарить подарки в новый год. Я делаю подарки своими руками и складываю под елочкой, чтобы утром родители и ...

Ученик: Сладости предложить всем гостям, цветы поставить в воду.

Воспитатель:

(Вывесить на доску правила дарения подарка)

1.Учитывай вкус и желание адресата.

2.Дари то, чему обрадовался бы сам.

3.Покупай подарок, соответствующий по цене твоим возможностям.

4.Убери ценник.

5.Вложи открытку с поздравлением и своим именем.

Предлагаю посмотреть сказку «У зайчишки день рождения».

(Инсценирование сказки учащимися

У зайчишки день рожденья.

(Выходит заяц, раскланивается)

Заяц: Будут танцы, угощенье.

На крылечке у дверей

Зайка ждёт своих друзей.

Мёду сладкого бочонок

Еле тащит медвежонок.

Медвежонок: Не подарок – просто клад.

Зайчик будет очень рад.

(Отдаёт подарок зайцу)

Заяц:

По тропинке из глуши

Белка к зайчику спешит.

Белка: Я везу ему в тележке

Очень вкусные орешки.

(Отдаёт подарок зайцу)

Заяц: Спасибо. Садитесь, пожалуйста.

Знала умница-лисица,

Что к обеду пригодится.

Лиса: Я для зайкиных друзей

Наловила карасей.

(Отдаёт подарок зайцу)

Заяц: Спасибо. Садитесь, пожалуйста.

Утром в дальнюю дорожку

Из деревни вышла кошка.

Кошка: Я несу издалека

Зайке кринку молока.

(Отдаёт подарок зайцу)

Заяц: Спасибо. Садитесь, пожалуйста.

Козлик зайчику несёт

Чуть не целый огород.

Козлик: День сегодня очень жаркий,

Тяжело нести подарки.

(Отдаёт подарок зайцу)

Не печалится Барбос,

Что подарков не принёс.

Барбос: Я решил в гостях у зайки

Поиграть на балалайке.

Заяц: Спасибо. Садитесь, пожалуйста.

(Барбос садится, имитируя игру на балалайке)

Ай, да зайкин день рожденья,

Праздник – всем на удивленье!

На лужайке, у ворот,

Закружился хоровод.

(Все встают в круг, заяц – в середине. Барбос «играет» на балалайке, гости поют «Каравай». С окончанием все участники кланяются)

Воспитатель: Спасибо. Молодцы. Теперь ответьте на вопрос «Удачные ли подарки сделали гости зайчишке на день рождения и почему»?

(Ответы учащихся)

Воспитатель: В этой сказке нарушены правила дарения подарков: все гости несли подарки не для именинника, а для себя.

Если вы пришли в гости, нельзя вручать подарок в прихожей. Необходимо снять верхнюю одежду, привести себя в порядок и в праздничной комнате, где накрыт стол и собираются гости, вручить подарок, обязательно в оригинальной упаковке, с улыбкой и самыми тёплыми словами.

А как вёл себя заяц?

(Ответы учащихся)

Воспитатель: Заяц в сказке показан благородным, вежливым. Не смотря ни на что, он достойно принимал подарки от своих гостей.

Всем приятно получать подарки от друзей и близких, но важно при этом помнить, как правильно следует их принимать, чтобы не обидеть дарящего. В этом мы убедились на примере зайчишки. А ещё лучше самим почаще дарить подарки, получая от этого радость и удовольствие.

На этом наше занятие закончено. Всем спасибо за участие и внимание.

Семейные праздники.

Значение праздника в жизни человека

7 стр., 3098 слов

Тема «Мой любимый праздник» (My favourite holiday)

... Сочинение «День рождения — это мой любимейший праздник» День рождения — это самый любимый праздник. В этот день так волнительно ждать в гости родных и друзей, принимать от них поздравления и подарки. Этот праздник позволяет сбыться самым ... тебе, Будь самым стойким на этой земле, Желаю тебе оставаться счастливым, Самым желанным и самым красивым! Ты стал моей жизнью, и в твой День рождения мне очень ...

Цели урока

из важнейших ценностей бытия человека, через знакомство с семейными праздниками и традициями, создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения семейных праздников;

  • Показать роль праздников в жизни семьи;

Обобщить и расширить знания о семейных традиционных праздниках

Планируемые результаты

Понимание важности сохранения теплых и дружеских взаимоотношений в семье.

Развитие у учащихся интереса к семейным традициям,истокам, воспитание чувства гордости за свою семью.

УУД:

Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению семейных традиций.

Познавательные: работа с понятиями и их значениями; составление схемы; работа с таблицей; выполнение заданий развивающего характера по ходу объяснения;

  • Коммуникативные: умение работать в группе, задавать и отвечать на вопросы; отвечать на вопросы, развитие культуры поведения на праздниках.

Личностные результаты:

развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки.

Компетенции: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; уметь планировать семейный праздник, соблюдать праздничный этикет.

Тип урока : знакомство с новым материалом.

Методы и технологии обучения, Формы организации познавательной деятельности учащихся, Технические средства, наглядность, Литература:

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть на уроке.

Улыбнёмся солнышку,

Дадим друг другу руку-

Поднимем настроение

Себе и другу.

(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения).

Слайд 1

Постановка проблемы.

Прочитайте пословицы со слайдов

Слайд 2 Слайд 3

Постановка проблемы  1

Постановка проблемы  2

О чем эти пословицы? Объясните их смысл.

Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока?

Да, вы правы, мы будем говорить о семье, традициях и обычаях семьи.

Актуализация знаний.

Разгадайте кроссворд.

1. Кровные родственники, связанные общностью быта, отношениями, основанными на взаимной ответственности, понимании и любви.

2. От чего зависит выбор одежды с точки зрения этикета?

3. Основа этикета.

Слайд 4

Актуализация знаний  1

4. Совокупность производственных, общественных, духовных достижений людей, включающая в себя предметы человеческого труда, а также представления, идеи, традиции, нормы и правила поведения.

5.Правила хорошего поведения.

6. Одно из требований к речи согласно этикету.

12 стр., 5679 слов

Самый лучший день в моей жизни (счастливый день)

... лукаво улыбались. Это был самый лучший мой день рождения, который я запомню на всю жизнь! https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/09/08/sochinenie-moy-luchshiy-den Сочинение на тему «Мой самый счастливый день» У меня, как, ... и хотя есть много других замечательных праздников, день рождения все-таки самый любимый. В этот день мы всегда стараемся порадовать именинника, приготовить ...

7. Множество обычаев, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение в семье, что поддерживает ее единство.

Слайд 5

Актуализация знаний  2

Ответы: 1.Семья. 2. Уместность. 3. Уважение. 4. Культура. 5. Этикет 6. Вежливость. 7. Семейные традиции.

Поиск решения проблемы.

Какие вы знаете семейные традиции?

Подумайте, о каких семейных традициях мы будем говорить на уроке сегодня?

Запишем тему урока в тетрадь: Семейные праздники. Значение праздника в жизни человека.

Слайд 6

Поиск решения проблемы  1

Практически в каждой семье существует традиция празднования различных торжеств и памятных дат. Эти традиции являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. А что мы знаем о семейных праздниках?

Что хотели бы узнать?

Предлагаю поставить цели урока.

(Дети ставят цели).

Узнать какие бывают праздники? Откуда они появились? Как отмечаются разные праздники? Чем отличаются? Какое значение имеют?

Знакомство с новым материалом.

Отвечаем на первый вопрос: Что такое праздник? (ответы детей)

Сравним наши ответы с данными словарей. В каком словаре поищем ответ на этот вопрос?

Слайд 7

Знакомство с новым материалом  1

(Дети ищут значение слова в толковых словарях).

Словарь Ожегова С.И.

Праздник , а, м . — 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. 2. Выходной, нерабочий день. 3. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. 4. День радости и торжества по поводу чего-либо. 5. День игр и развлечений.

Словарь Ушакова Д.Н.

ПРА́ЗДНИК зн, праздника, ·муж.

1. В религиозном обиходе — день (или несколько дней подряд), посвященный памяти какого-нибудь религиозного (исторического или легендарного) события или ·т.н. святого (церк.).

Праздник пасхи. Праздник кущей.

2. День торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными собраниями, парадами, демонстрациями и т.п. Революционные праздники.

3. Официально установленный общий день отдыха по таким дням повидаться с родными.

4. Веселье, бал, устраиваемый кем-нибудь. «Балы дает нельзя богаче от Рождества и до поста, а летом праздники на даче» Грибоедов. «Не привидится во сне, какие праздники, не день, не два — по месяцу мы (богатые помещики) задавали тут» Некрасов. «Я вспомнила праздники наши, огнями горящую залу, цветы» Некрасов.

5. День массовых игр, развлечений и т.п. Спортивный праздник. Зимний праздник. Военный праздник. Детский праздник.

6. Счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, принятым событием, удачей и т.п.; само такое радостное событие. «- …Я хотел бы, товарищи, поздравить вас с наступающим всенародным праздником, с днем выборов в Верховный Совет Советского Союза.

7. перен. Испытываемое от чего-нибудь наслаждение, источник наслаждения (книж. поэт.).

2 стр., 853 слов

Один день из жизни крестьянина 6 класс

... должен был рассудить крестьян по справедливости. Один день из жизни крестьянина (СОЧИНЕНИЕ) Бахова Мария Утром с первыми лучами солнца крестьянин проснулся в своем ... всем селом, а праздник сбора урожая тем более отмечает каждый, от мала до велика. Поэтому, жизнь крестьян наполнена не только ... томатов, закваской капусты. Семьи будут обеспечены пищей на протяжении всей холодной зимы. В домашних погребах ...

«Блажен, кто праздник жизни рано оставил» Пушкин. «Праздник жизни — молодости годы — я убил под тяжестью труда» Некрасов. «Для ротмистра такие беседы были положительно праздником сердца» М.Горький.

Как вы понимаете: праздники общественные, государственные, семейные?

Какие праздники относятся к государственным праздникам? А к общественным? Каких праздников можно включить в семейные праздники?

Праздники

Государственные

общественные

День учителя, День города

Слайд 8

День учителя 1

Физминутка, Если хочется пить, то колодец копай, Если холодно станет, то печь истопи., Если голоден, то испеки каравай., Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи, И потянутся путники по одному, И к воде, и теплу, и к тебе самому!

(Дети выполняют движения руками, наклоны, повороты в соответствии с текстом каждой строки.)

Самостоятельная работа

Чтобы сделать вывод из нашей беседы, давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо написать названия праздников ан право стороне таблицы (см. Приложение 1) .

Таблица

Смысл праздника

Праздник

Вспоминаем защитников Родины

Каждый из праздников имеет свой порядок проведения, свой ритуал. Самым приятным ритуалом является получение подарка.

А что такое подарок?

Подарок это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.

Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них:

  • Обычаи и праздники (День рождения, Новый год, Свадьба, Рождество, День святого Валентина)
  • Выражение признательности, благодарности
  • Выражение любви или дружбы
  • Выражение сочувствия

Слайд 9

А что такое подарок  1

История подарка на Руси

На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.

На Руси у слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», произошедший от слова «гость»., Практическая работа учащихся, Спланируйте в группах

Давайте подумаем: 1,2 группы: что может испортить праздник?, 3,4 группы: составьте правила поведения на празднике.

9 стр., 4285 слов

Жизнь простых людей в творчестве художников 18 века 4 класс

... в начале нашего века самые драгоценные черты в наследии Венецианова находят себе продолжение в творчестве К. Петрова-Водкина. Этот художник никогда не грешил подражанием своему предшественнику, в творчестве ... к жизни народа в серии литографий под названием „Волшебный фонарь". Здесь можно видеть уличные сценки и типы „народных промышленников", извозчиков, простых людей, отчасти крестьян, попавших в ...

Сделайте вывод, Рефлексия.

На партах у вас лежат цветные шарики, выбери любой цвет, и приклейте его на большой шар.

Желтый цвет- урок мне понравился и у меня было хорошее настроение; красный цвет- на уроке мне не все было интересно; зеленый – урок совсем не был интересен.

Подведение итогов урока

Вспомните цели нашего урока. На все ли вопросы мы нашли ответ?

Что такое праздник?

Какие бывают праздники?

Зачем нужны праздники?

Дети посмотрите еще раз на ваши фотографии семейных праздников.

Слайд 10

Подведение итогов урока 1

Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи.

Праздник

Вспоминаем защитников Родины

Благодарим женщин за их труд и заботу

Празднуем День ангела-хранителя

Подводим итоги года уходящего и строим планы на будущее

Встречаем весну и очищаемся от злого и дурного в помыслах и делах

Отмечается праздник праздников: победа добра над злом, жизни над смертью

Социокультурное значение праздников

В духовной жизни японцев, как и народов других стран, большое место занимают праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Праздники сочетают в себе все, что накоплено в культуре народа, отражают историческую жизнь определенной общественно-экономической формации и в известной мере формируют духовный мир нации. Праздник — это не просто торжество, красочное карнавальное шествие, танин, песни и повод повеселиться, а сама история и культура народа, с его богатыми традициями. Важную роль в праздниках играют социально-психологические факторы, религиозные обычаи и обряды, нормы взаимоотношений между людьми, фольклор. Отражая важнейшие социальные связи поколений, их представление о мире, праздник сохраняется как этнокультурная традиция. Весь обрядово-праздничный комплекс составляет значительную часть современной этнической культуры народа.

Праздник — явление всеобщее и постоянное. «Праздник — первичная и неуничтожимая категория человеческой культуры. Он может оскудеть и даже выродиться, но он не может исчезнуть вовсе», — писал автор классических трудов по теории культуры М. М. Бахтин .

Но, несмотря на общечеловеческий принцип, праздник носит, как уже говорилось, социально-классовый характер, обладает определенной идейной направленностью, отражая тенденции борьбы добра и зла, культурный антагонизм классового общества. Для большинства людей праздник является возможностью уйти от забот повседневной жизни, своеобразной коллективной психологической разрядкой. По образному выражению М. М. Бахтина, «это — временный выход в утопический мир» . В то же время праздник несет и большую идеологическую нагрузку, и многообразные социальные функции, которые тесно связаны друг с другом. Именно во время праздника особенно активно проявляется культурная инициация и социализация личности, поскольку с детского возраста открывается возможность участвовать в коллективных действиях.

23 стр., 11036 слов

Роль фольклора в жизни человека. Феномен фольклора и его воспитательное ...

... отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, ... Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его ...

Праздник выступает как средство объединения людей, возобновления определенных общественных связей, выполняя коммуникативно-интегративную функцию. Без праздника, очевидно, человек почувствовал бы себя отчужденным, одиноким, изолированным от общества. Праздник — явление коллективное, он организует большие массы людей самых различных возрастов, разных профессий и социальных слоев общества, создает «как бы единое народное целое» .

Во время праздника люди принимают участие в различных обрядах, шествиях, соревнованиях. В это время двери домов открыты для гостей — родственников, знакомых и даже незнакомых людей. В праздник люди позволяют себе определенные излишества в еде, одежде, украшении жилища и улиц. Более того, создать в праздничные дни небудничную атмосферу считается долгом каждого. Все поздравляют друг друга, желая всех благ, обмениваются подарками, шутят и веселятся. Праздник зачастую бывает лишен всякого практицизма и утилитарности. При этом во время праздника осуществляется связь не только живущих поколений, но и существовавших на протяжении всей истории народа.

В празднике отражается и ценностная ориентация человека в мире, в котором он живет. Эта ценностно-ориентационная функция праздника, несущая политико-идеологическую нагрузку, очень важна для социализации общества. Она отражает изменения социокультурных ценностей общества. Поэтому праздник является одним из орудий воспитания молодежи в духе национальных традиций. В антагонистическом обществе господствующие круги всегда стремятся использовать этническую общность народа, народно-праздничную систему образов, чтобы навязать ему свои узкоклассовые интересы, выдавая их за общенациональные. В частности, эти круги способствуют распространению и укоренению праздников, которые служат укреплению их позиций, и выступают против тех, которые могут поколебать существующий социальный порядок.

Праздники, обычаи и обряды, с ними связанные, выполняют также и большую познавательно-созидательную функцию. Праздник служит мощным импульсом для развития разного рода художественного творчества, поскольку он привлекает людей к активному участию в оформлении праздника, к изготовлению специальной утвари и костюмов, созданию музыки, песен и танцев, чтобы сделать его пышным и красочным. Праздник со-действует познанию истории и культуры страны, развивает художественный вкус, любовь к природе, способствует воспитанию подрастающего поколения в духе уважения истории страны и ее традиций, ведет к сплочению каждой семьи, отдельных коллективов, всей нации.

Эти факторы весьма умело используются правящими кругами Японии для пропаганды идей «японского духа», «исключительности японской нации», т. е. японского национализма. В настоящее время, как и в прошлом, проведение традиционных праздников поддерживается целенаправленной политикой правительства. Это осуществляется, в частности, через широкие пропагандистские кампании и непосредственное участие городских властей, представителей правительственных кругов в проведении различных фестивалей и праздников, что, по их мнению, демонстрирует единство власти и народа.

Официальная пропаганда, используя древние традиции, пытается возрождать и духовные «ценности» националистического прошлого, навязывать массам свое толкование древних преданий, отражающих дух народа и поэтому близких каждому японцу.

Ярким примером подобных манипуляций с народными верованиями может служить возрождение празднования Дня основания империи, а также шумные пропагандистские кампании в день рождения здравствующего императора. Все это направлено на то, чтобы использовать старое оружие националистической идеологии в новых условиях.

Против этого активно выступают демократические силы страны, одновременно добиваясь права проводить праздники, отмечаемые пролетариатом всего мира. Так, в результате упорной борьбы японские трудящиеся завоевали право открыто и широко отмечать, например, праздник 1 Мая, который занял достойное место среди японских праздников.

Праздник выполняет еще одну очень важную функцию, стимулируя в известной мере развитие производства. Непременное обновление жилья и одежды, предпраздничная уборка, избавление от старых вещей и покупка новых, заготовка специальных продуктов, а также приобретение подарков, что японцы делают в огромных количествах, — эти глубоко укоренившиеся в жизни народа обычаи, сопровождающие праздники, весь этот всплеск потребления являются мощным импульсом для расширения производства многих видов продукции. Кроме того, нужно специально подготовить праздничные декорации, атрибуты, украшения, художественно оформить место проведения торжеств и т. п. Для изготовления всего этого требуется занять много людей не только в кустарных и ремесленных производствах, но и в самых современных отраслях промышленности.

С проведением праздников связаны большие перемещения населения по стране, охватывающие миллионы людей. Это по-ездки на родину во время таких событий, как Новый год или День поминовения усопших (Бон, или Обон), встречи с родственниками, друзьями, посещение массой туристов наиболее популярных локальных праздников, например в городах Осака, Киото или Саппоро, поездки в наиболее живописные места, чтобы полюбоваться цветущей сакурой или багряными листьями клена, например в г. Никко или на о-ве Миядзима. Такие перемещения людей служат стимулом к развитию торговли, транспорта, гостиничного хозяйства, туризма, являясь таким образом важным источником дохода для большой армии работников сферы услуг.

Праздник в известной мере представляет собой связующее звено между духовной и материальной культурой общества. Многие праздничные атрибуты становятся со временем предметами повседневного обихода. Праздничные зрелища, представления, мероприятия часто переходят в будничную жизнь и художественную традицию народа. Например, классические японские театральные жанры Но и Кёгэн вышли из религиозных обрядов. Одновременно можно проследить и обратную связь. Так, ритуал высадки рисовой рассады — не что иное, как обычный трудовой процесс, но обрамленный торжественной обрядностью.

Праздник — одна из наиболее устойчивых форм духовной культуры, где, как правило, традиция превалирует над инновацией, поскольку в нем отражаются не только мифологическое сознание народа, древний культ и ритуал, но и характер общественного уклада, семейно-бытовых отношений, мораль, психология.

Для Японии вообще характерно сосуществование, взаимопроникновение традиционных устоев и новых обычаев и обрядов, т. е. устоев, опирающихся на многолетний (а иногда и вековой) опыт, и новых направлений, вызванных к жизни изменившимися условиями существования. Даже в наиболее подвижной сфере развития общества — экономике, показавшей «чудеса» модернизации и выведшей современную Японию на второе место в капиталистическом мире, иногда новое тесно переплетается со старым, подчас создавая прочный фундамент поступательного движения.

Особенно большую роль играют традиции в культурной жизни страны. Именно в этой области в наибольшей степени наблюдается бережное отношение к традиционным формам. Быстро воспринимая новые веяния культуры, в Японии в то же время не отказываются от прежних, часто веками проверенных традиций, а усваивают новое, опираясь на эти традиции. Наблюдается диалектическое взаимодействие старого и нового, традиций и инноваций, что ведет к созданию новой традиции, отражая саморазвитие культуры.

«Важная особенность японского художественного сознания — способность быстро усваивать новые идеи, приспосабливать их к своим условиям и конкретным нуждам, органически соединять с идеями традиционными. На протяжении всей истории японской культуры не было крутых переломов течения художественного процесса, и даже важные качественные изменения принимали форму постепенного преобразования традиционных представлений и художественных форм в новые. Это было связано с общим замедленным темпом исторического развития средневековой Японии и таким типом функционирования художественных идей, когда новое не опровергало и не отвергало уже существовавшее, но начинало жить одновременно с ним, постепенно «размывая» прежние представления, вытесняя их на периферию художественного сознания в виде омертвевших канонических схем» .

Традиция воплощает в себе историческую и этническую па-мять нации, и бережное отношение к этой памяти — путь к сохранению культурного наследия, что имеет немаловажное значение в современных условиях все более убыстряющегося развития инноваций. Более того, в период быстрого проникновения новых веяний наблюдается подъем национального самосознания, интереса к сохранению культурного наследия.

Одним из ярких проявлений бережного отношения японцев к традиционной культуре является повсеместное сохранение и культивирование национальных праздников, этого важного элемента этнического своеобразия нации. Праздник является живым механизмом передачи культурных традиций из поколения в поколение. Он обеспечивает необходимую адаптацию духовных ценностей, культурных традиций к современности. Изучая праздник, можно понять, что в данный момент преобладает в культуре — сохранение старых традиций или стремление к обновлению и как общество относится к своим основным ценностям.

На протяжении всей истории Японии праздники всегда опирались на традиции, но при этом они меняли свои формы, приспосабливаясь к условиям времени. Например, когда синтоистские верования подвергались буддийскому влиянию, возник синкретизм буддизма и синтоизма, что привело к изменению обрядовой стороны праздников. Синтез этих двух религий породил культурно-религиозную традицию страны, в соответствии с которой появляется на свет, живет и уходит из жизни каждый японец. И хотя большинство японцев считает в настоящее время себя атеистами, в своей повседневной жизни они соблюдают эти традиционные обычаи.

По мере социально-экономического развития общества в некоторых местных обычаях и обрядах кое-какие традиционные черты изменились или совсем исчезли. Особенно это касается городов; в глухих сельских районах, в частности на севере и северо-востоке Японии, старые традиции пока еще сильны. Но и здесь подчас меняется восприятие традиционных праздников, особенно молодым поколением. Они рассматриваются уже скорее как культурные, фольклорные и семейные мероприятия. Нередко культовый в своем происхождении праздник превращается в народное гулянье или фестиваль, в котором принимают участие специально приезжающие с этой целью туристы из разных концов страны и даже из-за границы. Примером может служить праздник Гион в г. Киото , который начал отмечаться в связи с прекращением эпидемии чумы, и праздник Танабата (Седьмой вечер, или Праздник звезд), который восходит к китайской сказке о звездах Альтаир и Вега (Волопас и Ткачиха) в г. Сэндае.

Таким образом, праздник всегда был готов измениться, чтобы идти в ногу со временем. В одних случаях возникал синтез традиций и инноваций, в других имело место их мирное сосуществование, в третьих — обряд терял свое исконное содержание, а на первый план выходила игра, развлечение, соревнование.

Устойчивость существования праздника, его постоянство «связаны прежде всего с тем, что, концентрируя из поколения в поколение культурную активность людей, обрастая обрядами, развлечениями, декорациями, создавая атмосферу радости и подъема, прерывая обыденный ритм труда и забот, праздник отвечает столь многим коллективным и индивидуальным запросам, что потребность в его проведении оказывается более устойчивой, чем первоначальная идея, ценность или совокупность ценностей, вызвавшие его к жизни» .

Любопытно, что и современность с ее урбанизацией, бешеным темпом жизни нисколько не потеснила празднества. В наши дни жители Токио, одного из современнейших городов мира, едут на метро или автомашинах в парки Уэно или Мэйдзи полюбоваться цветущей сакурой перед пагодой или храмом, как это делали паломники в предшествующие времена. Никого не удивляют удары барабана, возвещающие о какой-либо процессии в тот момент, когда люди едут на работу в набитой битком электричке через центр города.