Нравственное воспитание детей с нарушениями слуха в ходе ознакомления с чувашскими народными сказками

Художественная литература и фольклор важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература и фольклор влияют на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств[10.]

Чувство — особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир[22.]

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания»

Проблема нравственного воспитания всегда волновала педагогов. В разные исторические периоды жизни общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания. Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.), к коллективу (чувство коллективизма, солидарности), к искусству (эстетические чувства).

Маленькие глухие и слабослышащие дети имеют недостаточный опыт общения и не всегда полно понимают нормы и правила поведения в различных ситуациях, не умеют общаться. Бедность их социальных представлений связана с недостаточным житейским опытом, а также невозможностью влиять на них с помощью речи, через чтение детской литературы.[8.]

14 стр., 6969 слов

Воспитание эстетических вкусов у младших школьников средствами ...

... Обосновать сущность и значение эстетического вкуса. Раскрыть пути формирования задач эстетического воспитания. 2. Апробировать некоторые пути и средства развития эстетических вкусов в опытно-педагогической работе у младших школьников на уроках изобразительного искусства во ...

Многие исследователи (Ушинский К.Д, Белинский В.Г, Добролюбов Н.А, Герцин А.И, Н.К. Крупская и др.) отмечают, что необходимо заниматься изучением особенностей нравственных чувств и их коррекции у детей с нарушениями слуха в процессе их развития. Целенаправленные занятия по формированию нравственных чувств приучают ребенка ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его социального развития. Поэтому изучение данной проблемы имеет теоретическое значение.

Цель. Определить влияние чувашской народной сказки на формирование нравственного воспитания детей с нарушениями слуха.

Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:

  • изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования нравственных чувств у детей;
  • изучить специфику нравственных чувств у детей с нарушениями слуха;
  • определить влияние чувашской народной сказки на формирование нравственных чувств у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха;
  • Проанализировать результаты исследования;
  • Предметом нашего исследования является формирование нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

Относительно целей и задач исследования определяются методы.

анализ психолого-педагогической литературы по формированию нравственных чувств;

  • констатирующий эксперимент;
  • количественный и качественный анализ полученных данных.

В соответствии с предметом и объектом определяется гипотеза исследования — предположение о том, что использование чувашской народной сказки, положительно влияет на воспитание нравственных чувств детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» для детей с нарушениями слуха города Чебоксары.

Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

§1.1 Сущность и содержание понятия нравственных чувств

Проблема нравственного воспитания всегда волновала педагогов[6.] В разные исторические периоды жизни общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания. Так, К. Д. Ушинский писал о воспитании на народном творчестве, в труде и трудом, акцентировал внимание на формировании чувства патриотизма, любви к своему народу. Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. Русские революционеры-демократы призывали педагогов учить детей пониманию добра и зла, восставали против морализирования в воспитании[1.] Они считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных (благородных) чувств — доброты, справедливости, способности противостоять лжи, своекорыстию, жестокости.

3 стр., 1226 слов

Музыкально-ритмическое воспитание детей с нарушением слуха

... ритмикой. С ритмикой взаимосвязано музыкальное искусство, которое являются средством эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. На современном этапе в условиях интенсивного развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха (с применением ...

В первые годы Советской власти Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, А. М. Горький выступили против тенденциозности, морализирования в воспитании детей, за расширение духовного мира детей, обучение их пониманию окружающего мира. Н. К. Крупская доказывала, что надо изучать психологию ребят, их эмоциональное восприятие мира, ту обстановку, в которой они живут, что нельзя обходить стороной трудные вопросы, связанные с развитием внутреннего мира ребенка. Детям нужно показывать современных людей, их радости и горе, их переживания[1.]

В современной советской педагогике особенно большое внимание вопросу воспитания чувств ребенка уделял В. А. Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону Законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

В советское время под руководством Н. К. Крупской была разработана концепция воспитания, основанная на развитии гуманных чувств и отношений, коллективизма, трудолюбия, любви к Родине. Основное внимание уделялось организации коллективных форм жизни детей, с учетом возрастных и личностных особенностей каждого ребенка. После смерти Н. К. Крупской направления в концепции воспитания сохранились, но акценты и наполняемость ее компонентов претерпели изменения: больше стали выделять общественный характер воспитания, коллективизм и воспитание «для коллектива, через коллектив». В 50 -80-е гг. XX в. были проведены целенаправленные исследования в области нравственного воспитания дошкольников. Их возглавляли видные ученые, специалисты в области дошкольной педагогики: Р.И.Жуковская, Ф.С.Ле-вин-Щирина, Д.В.Менджерицкая, В.Г.Нечаева, Е.И.Радина, Л.А.Пеньевская, Т.А.Маркова, А.П.Усова, З.Н.Борисова и позже — А.В.Булатова, В.Я.Воронова, В.В.Кондратова, Р.С.Буре, С.А.Козлова, Г.Н.Година, А.М.Виноградова, Н.Ф.Виноградова, А.Д.Шатова, Л.В.Загик, Д.О.Дзинтере, М.И.Богомолова, Э. К. Суслова, Д. В. Сергеева, Н. Б. Мчедлидзе, А. А. Анциферова, Л. В. Артемова, Т. И. Бабаева и др. В 80 — 90-е гг.

XX в. продолжили изучение проблемы нравственного воспитания Т.И.Ерофеева, Г.И.Григоренко, Е.В.Шишлова, И.М.Княжева, ГО.В.Артамонова, А.Ш.Шахманова, Е.С.Бабунова и др. Каждая разрабатываемая тема имела несколько направлений. Так, например, проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась по таким направлениям: воспитание отношения к взрослым, к сверстникам, к животным и растениям; изучались отдельные компоненты гуманных взаимоотношений: сопереживание, сочувствие, отзывчивость (Л. А. Пеньевская, А. М. Виноградова); отдельно исследовались средства воспитания гуманных чувств и отношений: художественная литература (А.М.Виноградова, Л.П.Стрелкова), изобразительное искусство (Л. В.Компанцева), роль разных видов деятельности, таких, как игра (Р.И.Жуковская, Л.Лидак), труд (В. Г. Нечаева, Р. С. Буре), художественная деятельность (Г. Н. Пантелеев).

Воспитание коллективизма включало в себя воспитание в деятельности, формирование дружеских отношений (Т.А.Маркова, А.В.Булатова), ответственности (К.А.Климова), взаимопомощи (Л.А.Пеньевская, С.А.Козлова, М.Мирзаабдуллаева), с помощью художественных произведений (Л.А.Таллер).

15 стр., 7286 слов

Власть должна находить опору в мыслях и чувствах людей (Б. Н. Чичерин)

... с народом. Власть – это возможность и способность навязать свою волю другим людям. Проблема конфликта человека и власти актуальна во все времена. Сочинения Солженицын А.И. – один из писателей прошлого века, который не мог ... что-то показалось, как в случае с Иваном Шуховым – героем рассказа Солженицына. Он попал в лагерь, только потому, что в годы войны попал в плен, ...

Патриотическому и интернациональному воспитанию детей дошкольного возраста также уделялось значительное внимание (Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова, М.И.Богомолова, Ф.С.Левин-Щирина, Э.К.Суслова).

В конце 80 — 90-х гг. XX в. концепция воспитания изменилась. Почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», меняется взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план выдвигается приобщение детей к национальному искусству, к народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты[23.] Трудовое воспитание уступает место экономическому, больше внимания уделяется личностному, индивидуальному развитию, ставится под сомнение целесообразность воспитания коллективизма. Современная концепция нравственного воспитания пока не сложилась, она не имеет определенной, законченной, ясно выраженной позиции.

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной[6.] Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции — сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство — особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека[22.] Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир. «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя»,- говорил К. Д. Ушинский.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Этическое развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошкольника. Нетрудно передать ребенку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи представлений и поведения ребенка особенно актуален в теории современной дошкольной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании детей в детских садах и семье. Связующим звеном в этом процессе должна стать работа взрослых над развитием эмоциональной сферы ребенка и воспитанием его нравственных чувств.

Нравственные (моральные) чувства своим содержанием имеют отношение человека к человеку и — шире — к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окружающих, являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах ее общественной жизни[5.] К нравственным чувствам относятся: любовь (в широком и узком значении этого слова), сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность и др. Исключительно важную роль играют советский патриотизм, гордость за Родину, преданность Коммунистической партии и другие чувства, выражающие и отражающие эмоциональное отношение советского человека к интересам социалистического общества. Возникающие на основе коммунистического мировоззрения, эти высокие нравственные чувства выступают как внутренние побудительные силы, реализующиеся в общественно полезной трудовой деятельности советского человека.

2 стр., 670 слов

«Отношение человека к человеку»: как писать, на что обратить внимание

... правильно находить выход из неприятных ситуаций». Основная часть Здесь ребенок должен максимально раскрыть тему сочинения. Отношение человека к человеку он может изобразить не только в виде личных историй ... чему это приводило. Все это поможет ребенку лучше понять суть задания, он сможет шире рассуждать при написании сочинения об отношении человека к человеку. Работаем со структурой Не забывайте, ...

Следуя тому же критерию — соответствие или несоответствие нормам коммунистической морали, могут быть выделены

Раздел аморальные, безнравственные чувства: жадность; эгоизм, жестокость, злорадство, надменность, себялюбие :и др.

Вопрос о воспитании чувств, и особенно нравственных чувств, остается одним из наиболее важных в работе педагога. Формирование нравственных чувств подрастающего поколения обеспечивает фундаментальную основу высокой гражданственности человека социалистического общества.

Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение личности к процессу познания, его успешности и неспешности. В психологии выявлены глубокие связи между мыслительными и эмоциональными процессами, развивающимися в единстве. Во взаимодействии этих процессов, роль чувств состоит в том, что они выступают как своеобразный регулятор интеллектуальной деятельности[22.] Как в филогенезе, так и в онтогенезе развитие чувств происходит в единстве с познавательной деятельностью человека, которая порождает у него эмоциональный отклик, переживания, связана; с оценкой процесса познания и его результатов.

К интеллектуальным чувствам относят интерес (как эмоцию), удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др. Так, благодаря чувству удивления человек начинает внимательно анализировать, оценивать новую ситуацию, ориентироваться в ней, стремиться к разрешению возникшего противоречия. В. А. Сухомлинский, реализуя метод эмоционального «пробуждения разума», воспитывал у детей удивление перед явлениями природы, перед предметами, казалось бы, известными, но полными нового, таинственного,- древними курганами, кликом журавлей, ночным небом и т. д,, подчеркивая, что отсутствие или утрата чувства удивления у ребенка не стимулирует познания тайн бытия, обедняет его внутренний мир. «Самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы можем испытать, это ощущение тайны. В ней — источник всякого подлинного знания»,- писал А, Эйнштейн. В процессе познания человек постоянно выдвигает гипотезы, опровергая или подтверждая их, ищет наиболее правильные пути решения проблемы, иногда заблуждается и вновь выходит на верную дорогу. Поиски истины могут сопровождаться чувством сомнения — эмоциональным переживанием сосуществования двух или нескольких конкурирующих в сознании субъекта мнений о возможных* способах решения проблемы («сомнения»).

Наконец, само решение вопроса, нахождение истины (или ее усвоение) может сопровождаться чувством уверенности. Чувство уверенности в справедливости идеи, в истинности того, что познал человек, является поддержкой для него в трудные минуты борьбы за претворение в жизнь убеждений, к которым он пришел путем активной познавательной деятельности[22.]

12 стр., 5687 слов

По обществознанию личностью не родятся личностью становятся. ...

... тогда вы снова стали полноценной личностью. Удачи всем на этом пути. Личностями не рождаются, личностями становятся Прежде чем рассматривать, как человек становится личностью, нужно отметить, что существует два мнения ... становления. Шаг 2. Переживание чувств – следующий этап. В моменты сильного эмоционального напряжения человек становится тем, кем он является на самом деле. Формирование правильного ...

Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же, в случае рассогласования их объекта с эстетическими критериями личности, презрения, отвращения и т. п. Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека, процесса формирования его сознания. Уровень развитости и содержательности эстетических чувств (как, впрочем, нравственных и интеллектуальных чувств) выступает как существенно важный показатель направленности личности и ее социальной зрелости.

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и иногда именуются высшими чувствами, ввиду того, что в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности[23.] В назывании чувств «высшими» подчеркивается их обобщенность, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям, их специфически человеческий характер,- ведь у животных нет даже отдаленных аналогов высших чувств.

Методы нравственного воспитания — это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и идеалами нашего общества[13.]

Воспитатель должен формировать начала гуманизма, значит, методы должны быть гуманными; воспитывать коллективизм-значит организуя детскую жизнь и деятельность, развивать желание и умение сообща выполнять работу, вместе дружно играть, заботиться о каждом и каждому о всех; воспитывать любовь к Родине — начала патриотизма и гражданственности, значит-связывать воспитательную работу с окружающей общественной жизнью.

В формировании личности ребенка существенное значение имеют мотивы, побуждающие его к определенному поведению, к деятельности. Мотивы могут быть нравственные, общественные: желание помочь старшему, заступиться за младшего, навести порядок в групповой библиотечке -или эгоистические: захватить лучшую игрушку (для себя), оказать помощь в ожидании награды, стать на сторону неправого, но более сильного сверстника. Если в младшем дошкольном возрасте первая и вторая линии мотивации выступают не всегда заметно (и еще нельзя сказать о нравственной воспитанности ребенка), то у детей пяти-шести лет мотивы поступков с достаточной определенностью характеризуют уровень воспитанности, нравственную направленность личности.

Воспитателю непременно нужно знать о помыслах, чувствах, намерениях ребенка, чтобы правильно оценить его поступок, поведение. Ведь форма поведения может иногда противоречить побуждению, мотиву. Допустим, ребенок ударил своего товарища. Форма непозволительная, но мотив, оказывается, был благородным: он наказал сверстника за хитрый обман. Зная причины, побудившие воспитанника к тому или иному поступку, педагог сможет найти наиболее верные методы нравственного воспитания[21.]

11 стр., 5442 слов

Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста

... чувства. У преддошкольника можно наблюдать лишь зачатки такого содействия и сопереживания героям художественного произведения. Более сложные формы восприятие произведения приобретает у дошкольника. Его восприятие художественного произведения носит чрезвычайно активный характер: ребенок ... воспитателей и родителей детей при решении задач формирования личности дошкольника. База исследования: МБДОУ ...

Мотивы поведения формируются главным образом в процессе личного опыта, который приобретает ребенок в повседневной жизни и деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Чем более устойчивы и нравственно ценны мотивы, тем более устойчивыми и ценными- оказываются чувства, привычки поведения и представления дошкольника, степень их осознанности.

Воспитание детей, тем более нравственное, не может осуществляться, как подчеркивал А. С. Макаренко, каким-либо «уединенным» методом или средством. В педагогическом процессе используется целым комплекс различных методов.

Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. Положительные эмоциональные состояния — это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя.

Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет. Условия эти — положение его в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.

Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша как бы программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит и свои отношения с людьми. Наблюдения за поведением детей в кругу сверстников и среди взрослых показывают, что дошкольники различают оттенки настроения, интонаций, мимики тех, с кем они общаются. Нередко они безошибочно угадывают причину радости или, наоборот, плохого настроения своего товарища или педагога, выражают, как умеют, со Добрые, ласковые интонации в речи взрослых, обращенной к малышу, вызывают у него спокойное, уравновешенное настроение; сердитый голос, нахмуренное лицо настораживают, вызывают беспокойство.

Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь; важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при удачном завершении трудного для него дела, поощряли робкого ребенка, который боится неудач[20.] Тех же детей, которые легкомысленно за все берутся, хвастаясь, что все умеют, но бросают дело при первых же затруднениях, следует приучать добросовестно относиться к любому делу, начатое доводить до конца, не быть небрежным.

Следует также непременно порицать дерзкие поступки, грубый тон отдельных детей, чтобы они не становились дурным примером для других.

Задача воспитания у детей нравственных чувств решаются тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Взрослые завоёвывают любовь детей и своим отношением к труду, своей идейной убежденностью, преданностью Родине. Их поведение служит для ребят наглядным примерим. Они начинают подражать старшим, у них возникает желание быть, похожими на того, кто затронул их чувства, вызвал симпатию Желание быть похожим на педагога, маму, папу, своего товарища особенно сильно в дошкольном возрасте

13 стр., 6007 слов

Воспитание культуры поведения у старших дошкольников

... изучить проблему воспитания культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе; определить сущность понятия «культура поведения», критерии и показать ее проявление у старших дошкольников; разработать программу изучения уровня воспитанности культуры поведения у старших дошкольников; разработать воспитательные ...

Но конечно, нежное, доброе отношение к ребенку совсем не означает отсутствия требовательности. Только разумное сочетание любви и требовательности дает желанные результаты: у детей возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во всех делах, появляется уверенность в своих силах и возможностях.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это многократно указывал Е. А. Аркин, причем он подчеркивал, что малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью.

Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что характерной чертой детей является оптимизм, им присуще бодрое, радостное настроение[13.]

Внешне это выражается в смелых, активных движениях, общем возбуждении, восклицаниях, хлопанье в ладоши. Дети часто смеются без всякого повода. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, готовность оказать помощь; дети легко затевают совместную игру, доверчиво относятся к сверстникам, делятся с ними игрушками, сладостями. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих силах, он становиться более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили его радость чувствие им, вместе с ними радуются. отношении в семье, свидетелями и участниками которых они являются. Многое может доставить ребенку радость, но главное — это общение его со взрослыми: совместные прогулки с родителями, походы в лес за ягодами, за грибами, на рыбную ловлю, совместная деятельность.

Большую эстетическую радость доставляют детям прогулки в природу. С природой прежде всего связывается возникновение у дошкольников чувства прекрасного. Они замечают красоту цветущих деревьев, например черемухи, вишен, яблонь — в средней полосе, а на юге дети говорят: «Самое красивое — это горы, море, когда оно блестит на солнце…»

Невосприимчивость ребенка к прекрасному в природе, неспособность его замечать и чувствовать прекрасное должны встревожить воспитателя. Привлечь же внимание детей к красоте окружающей действительности можно при условии, если самим не оставаться к ней равнодушными. Тогда дети вместе со взрослыми начинают многое замечать, слышать. Они приучаются испытывать эстетическое наслаждение, наблюдая закат солнца, слушая музыку, рассматривая картину. От развития эстетических чувств во многом зависит нравственное воспитание ребенка.

К сожалению, в жизни детей, как и в жизни взрослых, тоже бывают огорчения, а иногда и просто горе. Главная причина огорчений старших дошкольников — неблагополучие в семье. Часто дети, особенно мальчики старших групп, говорят: «Я никогда не плачу». Конечно, в этих словах есть доля хвастовства -мальчики тоже нередко плачут и чаще всего из-за несправедливости, обиды. Ничто не проходит мимо отзывчивой души ребенка: ломают ли деревья, обижают ли животных: «Я плакала, когда мальчишки отняли у меня слепого котенка»; «Я просила папу не варить раков, чтобы у них были живые маленькие раки, а папа не послушал, и я плакала». Равнодушие взрослых глубоко огорчает детей.

2 стр., 637 слов

Мой подход к работе с детьми через экологическое воспитание

... я пришла к твердому убеждению - работу по воспитанию экологической культуры у детей нужно непременно начинать с воспитания экологической культуры родителей. На смену потребительскому взгляду на ... птиц. Огромный материал накоплен по опытно – экспериментальной деятельности. В Воспитание экологической культуры у детей, может давать результат только тогда, когда мы сможем осуществлять органическое ...

Из чувств, которые могут испытывать дети дошкольного возраста, следует особо выделить чувство страха. Психологи видят в нем пассивно-оборонительную реакцию на опасность. Угроза опасности вызывает у более сильного по характеру ребенка активную оборонительную реакцию — гнев. У детей слабых, которым трудно преодолевать жизненные невзгоды, больше поводов для возникновения чувства страха[20.]

На вопрос «Что тебя больше всего пугает?» дети, особенно мальчики, отвечают: «А чего мне бояться? Я ничего не боюсь».

Однако некоторые дети боятся темноты, боятся оставаться дома без взрослых, кто-то боится грозы, кого-то пугает собака.

Очень редко ребята проявляют страх перед сказочными персонажами: бабой-ягой, лешим, ведьмой — их давно уже развенчало телевидение. Но оно же породило другие страхи: некоторые дети говорят: «Я боюсь, когда людей убивают, когда животных мучают…»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. с. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут па себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:

(знании и представлении) + (мотивы) +

+ (чувства и отношении) + (штыки и привычки) +

+ (поступки и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть пи исключен, ни заменен другим[13.] Что, например, произойдет, если мы решим формировать доброту как нравственное качество личности и станем воспитывать у ребенка лишь представления о том, что такое доброта? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не создадим условия для проявления доброты?

§1.2 Формирование нравственных чувств у детей в онтогенезе с сохранным и нарушенным слухом

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляция. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляция, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка[13.]

Дети дошкольного возраста способны испытывать сильное чувство привязанности в ответ на заботу и ласку. Французский психолог А. Валлон пишет, что «в возрасте от 3 до 6 лет привязанность к людям крайне необходима для развития личности ребенка. Если его лишить этой привязанности, он может стать жертвой страхов и тревожных переживаний или у него наступит психическая атрофия, след от которой сохраняется в течение всей жизни и отражается на его вкусах и воле»

В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам[20.] Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Взрослые же — внимательный педагог, мать — легко определят эмоциональное состояние ребенка по его мимике, интонациям, двигательным реакциям, репликам. Заметив, что мальчик часто подбегает к окну, всматривается в сгущающиеся сумерки, воспитатель понимает его тревогу: мама сегодня задерживается на работе, а ребята уже почти все разошлись по домам. Педагог затевает веселую игру в мяч и вовлекает в нее всех оставшихся. Исчезает детская тревога, время проходит незаметно. Положительные состояния — бодрость, радость, веселое оживление, чувство защищенности, уверенности в своих силах — благотворно сказываются на жизнедеятельности организма ребенка; отрицательные — состояние уныния, страха, отчуждения, боязнь наказаний — угнетают деятельность сердечно-сосудистой системы и желез внутренней секреции[22.]

Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями.

Поддерживая положительное эмоциональное состояние детей, приходится проявлять много терпения, выдержки. Не стоит упрекать или наказывать ребенка за то, что у него что-то получается не очень хорошо, не так, как хотелось бы взрослому. Детям 5-7 лет необходимо предоставлять больше самостоятельности в выполнении трудовых поручений, в играх, в установлении взаимоотношений со сверстниками.

Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь. Ребята отзываются на все доброе, прекрасное, выражают сочувствие, приходят на помощь попавшему в беду, грустят, радуются.

Невоспитанность, неразвитость чувств ребенка приводит к тому, что вырастает личность убогая, бездушная. Взрослых должно беспокоить проявление детьми самомнения, тщеславия, эгоизма — черт характера, в основе которых лежит равнодушие к другому человеку[6.]

Подготовка ребенка к школе не должна состоять только в обучении его чтению, математике, письму. Нельзя забывать о духовной подготовке — развитии сознательного отношения к делу, воспитании чувства ответственности, уважения к окружающим, благородных убеждений, человечности, мужества. Чувства детей наиболее активно формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, со взрослыми. Большое влияние на воспитание чувств оказывает искусство — тура, живопись, музыка.

Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем многое, понять в его становлении как личности. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано.

Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми[3.] Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст).

Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам

К концу дошкольного детства у большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно.

Находясь на стадии нравственного реализма и играя друг с другом, дети верят в то, что существует лишь одно истинное правило игры; дети-релятивисты признают, что правила игры можно изменять и с общего согласия готовы принять новые правила. И период нравственного реализма дети судят о действиях людей но их следствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений. Более старшие дети-релятивисты придают повышенное значение намерениям и по намерениям судят о характере поступков. Однако при явно отрицательных следствиях совершаемых поступков младшие дети способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.

На уровне конвенциональной морали важное значение вначале придается тому, чтобы быть «хорошим человеком», соответствовать извне заданному образцу такого человека. Затем на первый план выступает идея общественного порядка или пользы для людей (группы, общества).

На высшем уровне постконвенциональной морали люди вначале оценивают поведение, исходя из абстрактных представлений о нравственности, а затем на основе осознания и принятия общечеловеческих нравственных ценностей.

Произвольность поведения из области познавательных процессов и волевой регуляции поведения, что характерно для дошкольников, в младшем школьном возрасте распространяется на область чувств. У детей III-IV классов отмечаются первые, правда, еще неумелые, попытки сдерживания эмоций, непосредственных импульсов и желаний. Наряду с этим начиная при мерно с III класса у младших школьников можно отметить про явление настойчивости как волевой черты характера.

Становление личности ребенка связано с формированием эмоционально-волевой сферы. Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха подчиняется основным закономерностям развития эмоций и чувств слышащих детей, однако имеет и свою специфику[2.] Недостаток звуковых раздражений ставит ребенка в ситуацию «релятивной сенсорной изоляции», не только задерживая его психическое развитие, но обедняя его мир и эмоционально (И. Лангмейер и 3. Матейчик, 1984).

Несмотря на то, что у глухих дошкольников наблюдаются те же эмоциональные проявления, что и у их слышащих сверстников, по общему количеству выражаемых эмоциональных состояний глухие дети уступают слышащим.

Установлено, что относительная бедность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников лишь частично обусловлена нарушением слуха и непосредственно зависит от характера общения со взрослыми (В. Петшак, 1991).

Поведение родителей, особенно неумение взрослых слышащих людей вызвать глухих дошкольников на эмоциональное общение, влияет на эмоциональную сферу детей. По данным В. Петшака, глухие дети, имеющие неслышащих родителей, демонстрируют более высокий уровень эмоциональных проявлений, чем глухие дети слышащих родителей. По опознанию эмоций глухие дети существенно уступают слышащим.

Усвоение нравственных норм, понимание их смысла происходит у слышащих детей в процессе речевого общения со взрослыми в различных ситуациях, в ходе одобрения или порицания взрослыми поступков ребенка. Важная роль в этом плане принадлежит игре, где дети постигают отношения между людьми, нормы поведения в обществе. Для детей дошкольного возраста большое значение имеют чтение и рассказывание взрослыми сказок, рассказов, стихов.

Значительно сложнее происходит этот процесс у дошкольников с нарушениями слуха. Они могут наблюдать за поступками взрослых и детей, не понимая их смысл и причины. Своеобразие игровой деятельности, трудности понимания и передачи смысловых отношений в игре не позволяют рассматривать игру необученных детей как средство нравственного воспитания[8.] Родители испытывают затруднения в объяснении ребенку сути поступков, норм поведения. В тех случаях, когда родители выполняют все капризы плохослышащего ребенка, балуют его, не предъявляют требований к его поведению, не фиксируют внимание на негативных результатах его действий, у него уже в дошкольном возрасте формируются такие качества, как эгоизм, капризность. В дальнейшем отрицательные качества только закрепляются, так как ребенок привыкает к неукоснительному выполнению родителями всех его требований.

В процессе обучения, направленного на развитие ребенка, формирование речи и речевого общения, личностное развитие дошкольников с нарушениями слуха происходит более интенсивно. В быту и в разных видах деятельности дети знакомятся с разными социальными явлениями, учатся понимать и анализировать свои и чужие поступки. У них формируются такие качества характера, как активность, самостоятельность. На протяжении дошкольного возраста происходят развитие и соподчинение мотивов, формирование интереса к окружающему миру (Н. Г. Морозова).

У старших дошкольников появляются социальные мотивы, интерес к жизни людей в обществе, стремление к общению с ними. В процессе обучения языку можно наблюдать и формирование интереса к речевой деятельности.

Задачи нравственного развития связаны с возможностью отражения в играх отношений людей, норм поведения. Моделируя в играх поступки и взаимоотношения людей, можно влиять на поведение детей, усвоение ими некоторых нравственных правил. Маленькие глухие и слабослышащие дети имеют недостаточный опыт общения и не всегда полно понимают нормы и правила поведения в различных ситуациях, не умеют общаться. Бедность их социальных представлений связана с недостаточным житейским опытом, а также невозможностью влиять на них с помощью речи, через чтение детской литературы. В игре через построение сюжетов и действия с партнерами можно донести до ребенка некоторые нормы поведения и взаимодействия с детьми и взрослыми. Участвуя в коллективных играх, ребенок учится подчинять свои действия логике сюжета, контактировать с другими детьми, организовывать свое поведение. У него появляется ответственное отношение к своим действиям.

В дошкольном возрасте начинает формироваться такой вид эмоциональных состояний, как чувства, с помощью которых выделяются явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Чувство — это переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям, отличающееся относительной устойчивостью. Сформировавшиеся чувства начинают определять динамику и содержание ситуативных эмоций. В процессе развития чувства организуются в иерархическую систему в соответствии с основными мотивационными тенденциями каждого конкретного человека: одни чувства занимают ведущее положение, другие — подчиненное. Формирование чувств проходит длинный и сложный путь, его можно представить как своеобразную кристаллизацию сходных по своей окраске или направленности эмоциональных явлений. Развитие чувств происходит в рамках ведущей деятельности дошкольного периода — сюжетно-ролевой игры. Д. Б. Эльконин отмечает большое значение ориентации на нормы отношений между людьми, формирующейся в сюжетно-ролевой игре. Нормы, лежащие в основе человеческих отношений, становятся источником развития морали, социальных и нравственных чувств ребенка.

Эмоции и чувства участвуют в подчинении непосредственных желаний игровым ограничениям, при этом ребенок может ограничить себя даже в самом любимом виде активности — двигательном, если по правилам игры нужно замереть. Постепенно ребенок овладевает умением сдерживать бурные выражения чувств, например, может сдержать слезы. Кроме того, он учится облекать выражение своих чувств в культурно принятую форму, т.е. усваивает «язык» чувств — принятые в обществе способы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи улыбок, мимики, жестов, движений, интонаций. Овладев языком чувств, он пользуется им уже осознанно, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.

Н. Г. Морозова исследовала развитие нравственных чувств у глухих дошкольников. Нравственная сторона поведения проявляется прежде всего в стремлении посочувствовать, поделиться с другими тем, что им дорого, сделать что-либо для других, помочь им. Эта сторона поведения выступает отчетливо при наблюдении взаимоотношений между дошкольниками разных возрастных групп. У маленьких глухих в силу ограниченного словесного и игрового общения, а также невозможности слушать и понимать чтение рассказов, сказок затруднено понимание желаний, намерений, переживаний сверстников. Однако тяга друг к другу выражается в попытках приблизиться, обнять понравившегося сотоварища, погладить его по голове. Эти попытки чаще всего не встречают ответного чувства и воспринимаются как помеха, стесняющая движения. Чаще всего дети отмахиваются от своих сверстников, не воспринимая их поведение как проявление симпатии. Дети, недавно пришедшие в детский сад, ищут сочувствия у взрослых (педагогов, воспитателей); оторванные от дома, они ждут от них ласки, утешения, защиты. В начале пребывания в детском саду дети не приходят на помощь товарищам, не выражают сочувствия друг к другу.

Сочувственное отношение глухих детей друг к другу побуждается не столько ласковым и добрым отношением к ним взрослых, сколько постоянным обращением их внимания на сотоварищей по группе, специально направленным пробуждением сочувствия и приучением выражать его по отношению к плачущему, обиженному или огорченному товарищу: обычно воспитатель использует прямое обращение одного ребенка к другому, совместно с ним утешает обиженного, демонстрирует свое сочувствие — такое эмоциональное проявление как бы заражает ребенка[2.] Важно действенное указание — пожалей, погладь или приглашение (по подражанию) к сопереживанию, сочувствию по отношению к плачущему. В младшей группе в начале года наблюдается эгоистическая направленность детей, сложившаяся в результате воспитания дома. Заметно стремление захватить лучшую или новую игрушку, нежелание дать поиграть своей собственной игрушкой другому ребенку. К среднему и старшему дошкольному возрасту намечаются положительные сдвиги в развитии дружеских и нравственных чувств. Положительный эмоциональный тон создается благодаря формированию сюжетно-ролевой игры, проведению праздников, дней рождения, общему укладу жизни в детском саду с установкой на другого человека, другого ребенка, на его переживания и трудности.

§1.3 Чувашская народная сказка как средство воспитания нравственных чувств

нравственный чувство нарушение слух

Произведения литературы и фольклор способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный отбор художественных произведений. Отбор литературы соответствует педагогическим принципам, разработанным на основе общих Сказки и присказки.

Художественная литература и фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей[27.] Перед детским садом стоит увлекательная задача — заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору. В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями русских классиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов и произведениями других народов. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы[16.] Через художественную литературу детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Художественная литература раскрывает ребенку действительность разными средствами: через реалистический рассказ или лирическое стихотворение, через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея.

Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение. рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмещаются отрицательными персонажами, поступками. Художественная литератора воспитывает воображение: увлекательные живые образы книги вызывают маленьких слушателей конкретные представления. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает художественная книга[16.]

Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: лаконичный и точный язык детских рассказов Л.Н. Толстого, легкие и прозрачные стихи А.С. Пушкина, образный язык маленьких описаний К.Д. Ушинского, выразительный, меткий

Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. Внедрение элементов фольклора в практику воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры. Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику музыкального творчества и культуру других народов. Поэтому в различных учебных и воспитательных учреждениях (детских садах, общеобразовательных и музыкальных школах, музыкальных училищах и др.) используются элементы фольклора, но не всегда достаточно активно и профессионально.

Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение и передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др[7.]

Педагогическая культура народа — это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, детских орудиях труда, в детском питании и правилах кормления детей, в детском фольклоре, традиционных детских праздниках и во многих других элементах народной жизни.

Столь же высокая, как эстетика быта, была нравственность у простого народа! Самоотверженная любовь к родине и ненависть к угнетателям — характерная черта морального облика трудящегося человека. Ушинский восторгался высокими моральными качествами трудящихся и с презрением клеймил низкую мораль богатых американцев, так называемых «благовоспитанных» немцев и русских «благородного происхождения». Нравственное воспитание детей народа проходило в труде и борьбе.

Народная педагогика, несомненно, ставила и задачи умственного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все они преследовали педагогические цели, одна из которых — умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитии подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальных ученых, изобретателей, художников и писателей.

В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности и наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д. и т.п. Выражение в пословицах общественного мнения о воспитании для народной педагогики имеет принципиальное значение, ибо, как считал К.Д.Ушинский, где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания.

МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПОСЛОВИЦЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СУЖДЕНИЯ

Люди чаще всего употребляют пословицы и поговорки по одной, украшая ими текст или комментируя ими факт, или аргументируя народным авторитетом высказанную собственную мысль. Реже употребляются пословицы по две, по смыслу близкие, взаимно дополняющие друг друга. Очень редко встречаются в разговоре три пословицы кряду. В то же время нами зафиксированы случаи употребления пословиц до шести вместе. Такое употребление пословиц происходит в силу необходимости настойчивого повторения одной и той же важной мысли, когда пословицы близки по смыслу или находятся в тематическом единстве, если они — как стихи в прозе. Часто разные пословицы передают одну и ту же мысль. Например: «И лошадь в сторону дома бежит быстрее», «Из дома — в калитку, домой в ворота», «Из дома шагом, домой — бегом», «Из дома — рысью, домой — галопом», «Из дома без ног, домой — на крыльях», «Из дома — вздохи, домой — улыбки», «Покидает со слезами, возвращается — с песней». Данный ряд пословиц посредством движения и физического состояния передает душевные переживания человека, в связи с любовью к родному дому, к родине.

Трудящимся присуще отношение к пословице как к авторитетному указанию, вокруг которого мысленно концентрируются другие пословицы как носители производной идеи, смежной с главной. Но есть и пословицы, отражающие мысль в развитии. Эффект — в логическом единстве: «Не считай радости, считай детей в доме», «Счастье дома — дети дома», «Говорят «радости домашние», понимай «полон дом детей»», «Радость и счастье — дети и дети» и др.

Народ прибегает к комментированию одной пословицы другими в целях усиления убедительной силы первой. Две пословицы «Ложь гони прочь от себя, говори правду» и «Не оттого бывает спокоен сон, что постель мягка, а оттого, что совесть чиста» нередко употребляются вместе. Обе они дополняют друг друга в конкретных аспектах: правдивость и чистая совесть — явления одного порядка.

Любопытно, что убежденность неграмотных крестьян в справедливости пословицы доходит порою до суеверного поклонения силе слова. Они отбирают народные афоризмы в соответствии со своими представлениями об определенных явлениях жизни и ни одно положение пословиц, употребляемых в связи с конкретной ситуацией, не подвергают сомнению.

Педагогические идеи в пословицах представлены в различных формах. Обобщающая информация о детях, воспитании, родителях и т.п. имеет форму советов, предсказаний, правил и др. Отдельные пословицы по характеру близки к педагогическим принципам и живо напоминают фрагменты теории. Коменский, например, в своих научных выводах так трансформирует мысли народа: «Молодое дерево можно сажать, пересаживать, подчищать, изгибать как угодно, но если выросло, это невозможно сделать… Все это, очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку». Коменский много раз возвращался от теории к народной мудрости. В своем сборнике «Мудрость старых чехов» он приводит пословицу: «Второй день всегда мудрее». Аналогичная мысль присутствует в пословицах всех народов. Но если, например, русская пословица — «Утро вечера мудренее» предполагает решение серьезного вопроса не в утомленном состоянии, а после отдыха, то чешский афоризм, приведенный великим педагогом, высоко оценивает накопленный опыт.

ЗАГАДКИ

Загадки у разных народов называются по-разному. Балкарцы, например, загадки именуют элбер, где «эл» означает село, а «бер» — дай. Разгадавший загадку в игре «получает» в награду «село» или «город». Кто наберет больше «сел» и «городов», тот выходит победителем. У чувашей загадка называется «тупмалли юмах», «сутмалли юмах», что означает буквально «сказка, требующая отгадки», «слово, за которым, если его не разгадать, последует продажа». Продажа — это наказание за неуменье разгадать загадку назначением жениха или невесты из среды самых непривлекательных лиц. Почему загадка именуется сказкой? Загадка называется сказкой, потому что многие загадки содержат сказочный сюжет и могут рассматриваться как особая разновидность сказок. Неотгадавшему загадку предоставляется возможность выкупа, взамен отгадки он может рассказать сказку (спеть песню, сплясать или загадать неизвестную загадку).

Такой выкуп называется «сказкой на продажу».

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению)[7.] Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Разнообразны содержащиеся в загадках сведения о человеке. Здесь имеется определенная система: много загадок о человеке в целом, есть загадки о ребенке, затем следуют загадки об отдельных органах человека, далее — о частях и органах человеческого тела: о головном мозге, глазах, зубах, волосах, языке, пальцах, сердце и т.п. — как о частях целого (например: «У дедушки избушка маленькая, порог мохом оброс, волоковое окно без затычки, ветродувы без ставней, кровля покрыта ковылем»), и в отдельности (например о волосах: «В дремучем лесу нет дерева, пригодного на крюк»).

Таким образом, загадки нацеливают мышление ребенка как на анализ, так и на синтез, что приучало детей не упускать из виду целое при отгадывании его частей.

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима. Как-то на одной из дружеских встреч герой-космонавт Андриян Николаев сказал: «Человек, если помнит главные песни своего народа, никогда не перестанет быть его настоящим сыном. Пусть даже возникнут трудности с материнским языком… Благодаря поэтическим словам и красивым мелодиям, они оказывают на чувства и сознание детей сильное влияние и надолго сохраняются в их памяти».

Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Как прокомментировал Иммануила Канта Б.М. Бим-Бад в своей книге «Щит и оборона детства»: «Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра… Как ни парадоксально, ребенок счастлив, когда поет. Песни грустные поет редко, хотя есть много очень печальных сиротских песен, но не поют этих песен, эти песни — не их, а о них».

Песни — более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы[7.] Песенное творчество молодежи всемерно стимулировалось и поощрялось пожилыми. «Она не стала еще девушкой, у ней нет своей песни», — говорили старые чуваши. Понимание прекрасного в слове и мелодии, по народному представлению, предполагает творческое отношение к нему: в процессе исполнения песни допускалось улучшение текста и мелодии.

Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл — это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, ненаучившемуся еще понимать, старцу в гробу, переставшему уже чувствовать и понимать. Ученые доказали благотворную роль нежной песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. У итальянцев есть пробудительные песни — чтобы младенец проснулся в хорошем настроении и встретил наступающий день в радости.

ИГРА

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра — величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Велико значение игр в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр — в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей — серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда. Таким образом, игры готовят к трудовой деятельности, а труд завершается играми, забавами, общим весельем. Дети начинают играть очень рано, задолго до того, как придет в их жизнь Слово: с солнечным лучом, с собственными пальчиками, с маминой прической и т.п. Благодаря подобным играм ребенок узнает и познает себя шаг за шагом.

Игра — удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры — уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Игра — это материализация сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это — драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества.

ПОСЛОВИЦЫ

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословицы — не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего — осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства. Во всяком случае возможно параллельное одновременное существование общенародного варианта и индивидуально-авторского.

Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств.

Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат — поведение.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими и т.д.

СКАЗКИ

Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.

В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка[26.] Сказочные образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, деда-мороза, Иванушки-дурачка, Марьи-Моревны и многие другие входят в жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной для их понимания форме, понятие добра и зла, воспитывают чувства. Сказки животного эпоса вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. Волшебные сказки открывают просторы фантазии. Исчерпывающую оценкл сказки дал Ушинский, говоря: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко ощутимое, полное движения, жизни и интереса».

Богатейшая сокровищница родного языка — народная сказка может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку.

Народное искусство — это могучее средство воспитания человека, это национальная гордость народа[7.] Предмет гордости каждого человека, ощущающего себя частицей своего народа, — не национально замкнутое народное искусство, а то, что вошло в мировую сокровищницу достижений ума и рук человека, то есть значимое с общечеловеческих позиций.

Содержание нравственного воспитания включает в себя а) развитее способности понимания красоты в окружающей действительности, б) выработку эстетического вкуса, в) привитие подрастающему поколению творческих умений и навыков в области прекрасного, г) укрепление единства между эстетическим развитием детей и их нравственным ростом, умственным воспитанием и трудовой подготовкой.

Дети уже в раннем возрасте способны нравственно воспринимать прекрасное в природе, играх и в народном творчестве. Они проявляют большой интерес ко всему, что привлекает их внимание. Считалки, речитативы, потешки, песни, стихи, сказки, «приятные гармонические цветовые сочетания, доставляя детям радость, развивают их способность воспринимать красивое». Одним из самых эффективных средств нравственного воздействия на детей всегда было устное народное творчество, в первую очередь его наиболее сложный жанр — сказки. В сказках дети слышали поговорки и пословицы, загадки и вопросы на смекалку, немало места в них занимали и песни, которые запоминались детьми и могли исполняться и отдельно. В очень многих сказках описываются красоты природы, воспевается красота девушки и доброго молодца, одобряется аккуратность в быту, трудолюбие, воспевается героическая борьба богатыря с темными силами, враждебными человеку[26.]

Сказочные сюжеты проникали в игры детей, сказочные персонажи находили свое воплощение в игрушках. Таким образом, сказки как бы синтезируют вес средства приобщения детей к прекрасному и, раскрывая роль каждого из них, определяя место каждого средства в системе эстетического воспитания, как бы представляют их значение в обобщенном виде Сказка чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти ребенка со всеми своими живописными частностями и крылатыми выражениями. Своеобразные поэтические обороты речи в сказках усиливают эстетическое воздействие на детей. У многих сказочных персонажей есть постоянные эпитеты: п ?р пич? х?вел, теп?р пич? — уйах, тил?-тус, yпa-утаман, кашк?р-кашаман, кикирик-автан, çил-урхамах, хура ?не — ç?лен хÿре и др.- одна щека — солнце, другая — месяц, лисичка-подруженька, медведь-атаман, волк-кашаман (не перев.), кикирик-петух, ветер-аргамак, черная корова- хвост, как змея и др. Подобные эпитеты способствуют раскрытию эстетических образов героев сказок. В характерах и «поведении» лисы, медведя, волка, собаки, кошки и т. п.- врагов и друзей человека — воплощены, разумеется, человеческие характеры, но в то же время в сказках повествуется о повадках и особенностях естественной жизни данных животных, входящих в самое содержание их эстетических образов. Естественно, что детьми раннего возраста легче воспринимается последнее, а с возрастом они начинают осмысливать и первое, что, в свою очередь, еще более повышает воспитательное значение сказок.

Образность сказок облегчает эстетическое восприятие их детьми. В герое обычно весьма ярко и выпукло показываются те черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются во многих событиях и разных положениях.

У чуваш есть сказки, специальное назначение которых — позабавить слушателя. Это такие сказки, которые условно можно было бы назвать «пу çх?рл?» — «перевертыши» («Сказка деда Митрофана», «Как же его звали?», «Сармандей» и др.) и «в?ç?-х?ррис?р» — «бесконечные», наподобие русских сказок про белого бычка или поповской собаки. Например: «У одного была умная кошка. Она умерла. Хозяин похоронил ее, на могиле поставил юпа (памятный столб) и на нем написал: «У одного была умная кошка. Она умерла. Хозяин ее похоронил, на могиле поставил юпа и на нем написал: «У одного была умная кошка…» и т. — до тех пор, пока слушатели смехом и шумом не лишат рассказчика возможности продолжать сказку. Аналогичных сказок много, и мастерство рассказчика состоит в том, чтобы различными вариациями интонации как можно дольше поддерживать интерес к этой сказке, хотя и лишенной смысла. Однако в многообразии сказок различных жанров и подобные сказки приобретают определенное значение как средство эстетического воздействия.

Роль коротких сказок о животных в эстетическом воспитании малышей повышается тем, что они у чуваш издавна сопровождаются теневыми миниатюрами. Порою своеобразно драматизированные маленькие сказочки перерастали в кукольные спектакли с участием самих детей. Если в младшем возрасте нравственное воспитание строилось на последовательном и систематическом восприятии ребенком небольших, но ярких и образных сказок о животных, бытовых сказок и анекдотов, то для более старшего возраста использовались большие и сложные сказки о неведомо дальних краях, о жизни других народов и т. п.

Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению уровня нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

§2.1 Методика экспериментального исследования

В данном параграфе мы определим задачу опытно-экспериментальной работы и подробно опишем методику констатирующего, формирующего эксперимента.

В своей работе мы использовали методики, которые позволяют выявить особенности нравственных чувств детей с нарушениями слуха

Экспериментальное исследование проводилось нами в течение 2008 года в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 26» для детей с нарушениями слуха г. Чебоксары. Оно проводилось в средней группе детей с нарушениями слуха. В эксперименте участвовало 8 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Были соблюдены все необходимые условия для проведения эксперимента, а именно:

  • отсутствие в помещении посторонних лиц, различных отвлекающих моментов;
  • спокойная обстановка;
  • хорошо подготовленный демонстративный материал.

Цель экспериментальной работы — выявить уровень воспитанности нравственных чувств у детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:

  • определить уровень нравственных чувств;
  • подобрать и апробировать систему методик для выявления уровня развития нравственных чувств у детей дошкольного возраста;
  • выявить особенности нравственных чувств при нарушениях слуха у детей;
  • сделать обобщающие выводы об особенностях нравственных чувств у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Для проведения констатирующего эксперимента мы подобрали ряд методик, с помощью которых мы выявляем уровень развития нравственных чувств детей. Методики предъявлялись детям в первой половине дня после проведения подгрупповых занятий, индивидуально, последовательно. Обработка результатов исследования производилась путем оценки уровня развития нравственных чувств по 4-х бальной системе.

Методика № 1: Изучение навыков культуры общения

Цель: Изучить навыки общения ребёнка со взрослыми и со сверстниками.

Проведение исследования: За ребенком (2-7 лет) наблюдают в естественных условиях.

Обработка данных. Анализ протоколов проводят по схеме:

Общение со сверстниками

  1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника но имени. Употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях.
  2. Внимателен к. сверстнику: замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в собственных интересах.
  3. Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.
  4. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Методика № 2: Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах

Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы с наглядными картинками соответствующие вопросам, для лучшего понимания вопросов.

Например:

Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

Кого можно назвать заботливым? Почему?