Адаптация детей к условиям жизни и воспитание в дошкольных учреждениях

В последнее время проблема адаптации детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Первые годы жизни — начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. Ни в один из последующих возрастных периодов ребенок не развивается такими стремительными темпами, как в раннем детстве. Своевременно начатое, педагогически грамотное воспитание обеспечивает полноценное и всестороннее развитие малыша, способствует формированию различных видов деятельности, предупреждает возникновение отрицательных привычек и форм поведения. Поэтому так важно с момента рождения малыша правильно организовать процесс его воспитания и обучения, последовательно усложнять их задачи, использовать целесообразные средства, методы и приемы воздействия.

Психологи и педагоги отмечают особенности детей раннего возраста, облегчающие их восприимчивость к воспитанию и обучению: пластичность высшей нервной и психической деятельности, большую подражательность и внушаемость, эмоциональность, развитие таких ценных потребностей, как потребность в общении, в получении новых впечатлений, в активной двигательной деятельности. На протяжении всего раннего детства решающую роль в развитии ребенка играют окружающие взрослые. Прежде всего это водители, искренне любящие малыша, внимательные к его нуждам и интересам. В семье учитываются природные возможности ребенка, создаются условия для их реализации. Благодаря частому эмоциональному общению с ребенком родители удовлетворяют его потребность в ласке,

внимании, помогают овладеть навыками поведения и познания

-2-

мира, направляют его деятельность, непосредственно воздействуют на его развитие.

В настоящее время большинство малышей до года — полутора лет воспитываются в семье, а затем поступают в дошкольные учреждения. С поступлением ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые

4 стр., 1573 слов

Музыкальный фольклор как средство адаптации детей раннего возраста ...

... -педагогическая характеристика адаптации детей к ДОУ дошкольное учреждение Ребёнок, поступая в дошкольное учреждение, попадает в стрессовую ситуацию, так как происходит ломка стереотипов. Малыш из знакомой ... фольклора в период адаптации детей к условиям детского сада. Исходя из этого, цель работы: выявить влияние музыкального фольклора на адаптацию детей раннего возраста при поступлении в дошкольное ...

болезни, психическая регрессия и т.д. В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Объект исследования – условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Предмет исследования – адаптация детей к условиям жизни и воспитание в дошкольных учреждениях.

Цель исследования — изучить особенности и условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Гипотеза исследования: предполагаю, что адаптация детей раннего возраста зависит от достигнутого уровня психического и физического развития ребенка, состояния здоровья, степени закаленности, сформированности навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностных особенностей самого малыша, уровня тревожности и личностных особенностей родителей.

Задачи исследования.

  • проанализировать понятия «адаптация» и «дезадаптация»;
  • выявить характерные черты процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению,
  • выявить общие закономерности адаптации ребенка к детскому учреждению,
  • изучить особенности оказания педагогической помощи детям и родителям

-3-

в адаптационный период детей к ДОУ

Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Т.А. Маркова и др.)

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Р.В. Тонковой-Ямпольской, А.И. Жуковой, Н.И.Добрейцер.

Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель, А.Атанасова-Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова).

Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.

3 стр., 1386 слов

Кукольный театр как средство социализации детей в условиях общеобразовательного ...

... у Основные цели исследования данной курсовой работы были достигнуты. Проведен доскональный анализ методической документации по проблеме рассмотрения кукольного театра как средства социализации детей в условиях общеобразовательного учреждения. ... социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой ...

Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.).

-4-

Глава 1. Теоретические основы адаптации детей к ДОУ

Под адаптацией (от лат. аdaptatio — приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды [16, с. 5].

Социальная адаптация — приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности [16, с. 6].

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

  • а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
  • б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
  • в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным — избегающий [13, с. 187].

В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив. Исследования К.Л. Печора (1998) показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% — не готовы, 75,8% — условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей [35, с. 32].

В условиях семьи ребёнок с первых дней жизни привыкает к определённому режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, у ребёнка вырабатываются определённые привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.

Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша

-5-

незамедлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность.

Следует учитывать потребность ребёнка в общении. Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения.

Первая группа — это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2-3 месяцев.

4 стр., 1615 слов

Особенности педагогической работы с одаренными детьми в условиях ФГОС

... и творчество. Внеурочная работа с одаренными детьми. Особенности взаимодействия педагога и обучающихся. Цель организации работы с одаренными детьми: Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах ... Подходы к диагностике детской одаренности В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности: принцип максимального разнообразия ...

Вторая группа — это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10-20 дней.

Третья группа — дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3-10 дней [7, с. 23-25].

На процесс адаптации ребенка влияют:

  • достигнутый уровень психического и физического развития,