Какова роль родительского наставления в жизни человека?

Итоговое сочинение «Роль родительского наставления» , Вариант 1

Каждый родитель дает ребенку жизненные советы на протяжении всего процесса воспитания. Иногда эти советы бывают полезными и разумными, иногда напротив – оказывают негативное влияние на формирование личности ребенка. Однако все родительские советы несомненно оставляют тот или иной след в жизни детей, порой играя определяющую роль в развитии судьбы ребенка. Чтобы доказать значимость родительских наставлений в жизни людей, обратимся к произведениям классиков.

Рассмотрим данный вопрос на примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой во всем следует примеру отца. Для Петра Гринева жизненным ориентиром является наставление Андрея Петровича: «береги платье снову, а честь смолоду». Именно этот завет прочно закрепился в голове молодого человека. Отец на собственном примере показывал сыну, что необходимо быть честным, верным своему долгу, храбрым, мужественным. Его наставления и личный пример сыграли определяющую роль в жизни Петра – он всегда следовал советам отца. За всю свою жизнь он не обманул, не струсил, не предал ближнего. Молодой человек служил отечеству и несмотря ни на что оставался преданным своим принципам, как завещал отец.

Однако не всегда наставления родителей оказывают положительное влияние на детей. Подтверждение этому мы можем найти в произведении комедийного жанра «Горе от ума», автором которого является писатель А.С. Грибоедов. Главный герой произведения дает своей дочери Софье множество советов. Павел Афанасьевич говорит ей, чтобы девушка брала с него пример во всем. Главное наставление отца заключается в том, что необходимо удачно выйти замуж. Фамусов сам занимается поиском богатого избранника для дочери. Какую роль сыграли наставления отца в жизни Софьи? Безусловно, немалую. Девушка выросла эгоистичной и лживой. Для нее, как и для всего общества, в котором она воспитывалась, незнакомы понятия морали и нравственности, о чем свидетельствует ее низкий поступок по отношению к Чацкому.

На основании всего вышеизложенного, можно сказать, что именно советы и наставления родителей порой играют решающую роль в жизни каждого человека. Никогда не проходят бесследно для ребенка слова родителей. Это необходимо понимать и учитывать при воспитании детей, ведь судьба их во многом в руках родителей.

8 стр., 3966 слов

«Витамины и их роль в жизни человека»

... нашего здоровья, как и когда нужно принимать витамины и в каком количестве. Витамины играют важнейшую роль в продлении здоровой, полноценной жизни. Прежде всего витамины ... В то же время в районах, где люди в основном питались кукурузой, свирепствовала пеллагра. В Румынии, на Балканах, в ... обязательно получать витамины с пищей. Витамины не действуют по одиночке, они работают в «команде». Тем не менее, ...

Вариант 2

По большей части люди проводят свое детство и молодость в семье, если не рассматривать ситуацию с сиротами и другие подобные варианты с не самыми лучшими вариантами судьбы, то для существенной части людей ситуация обстоит именно таким образом. Поэтому для многих людей именно родительское воздействие и напутствия, которые предоставляют родители, являются во многом определяющими.

Если говорить кратко, то роль родителей в формировании личности может быть, несомненно, разной. В каких-то семьях есть устоявшиеся традиции тесного семейного общения и взаимодействия, дети активно слушают родителей, в других семьях предоставляется немного больше свободы, где-то родители практически полностью отпускают ребенка или детей в свободное плавание, где-то предпочитают просто действовать собственным примером и таким образом давать ориентиры для поведения. Воспитание – сфера весьма трудная и многогранная, поэтому постараемся просто вкратце понять, как родительское наставление может действовать для ребенка.

Мне кажется, тут наибольшее значение имеют два фактора: субъективный и объективный. Родительский авторитет и значение родителей в семье является фактором субъективным, проще говоря, наставление действует с такой степенью, с какой ребенок привык и предпочитает слушать взрослых, если они являются авторитетами и могут мощно воздействовать, то ребенок воспримет наставление как бы всем своим существом и запомнит. Объективным фактором является ценность наставлений как таковых, речь идет, например, о нравственных ценностях, которые родитель может передать ребенку, исходя из собственного опыта и развития.

Довольно полезно всегда соизмерять эти два фактора для того чтобы более точно оценить роль родительского наставничества. К примеру, родитель может иметь низкий уровень собственного развития: не отличаться интеллектом, иметь преобладающие негативные качества и руководствоваться в своем поведении и отношении к миру какими-то низменными принципами, например: «чтобы чего-то достичь, нужно обманывать других, люди вне семьи не заслуживают уважения». При этом если такой родитель обладает в семье высоким авторитетом, то будет транслировать не лучшие ценности ребенку, а ребенок без какой-либо рефлексии и критической оценки эти ценности усвоит.

Вариант 3

Семья оказывает сильнейшее воздействие на формирование личности ребенка, поэтому роль родительского наставления в его жизни сложно переоценить. Оно задает курс, по которому человек отправляется во взрослое плавание. Именно заветы отцов и матерей приходят нам на ум в трудные минуты, определяют наше поведение в стрессовых ситуациях. Чтобы аргументировать свое утверждение, приведу литературные примеры.

В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» отец дает сыну важнейший жизненный урок: «Береги честь смолоду». Именно этот завет помог Петру выжить и сохранить достоинство в условиях крестьянской войны, где офицеры подверглись суровому испытанию. Крепость, где служил наш герой, была захвачена бунтовщиками. Пугачев решил казнить тех, кто не перейдет на его сторону, но Гринев имел твердые убеждения и сохранил верность присяге. Его спасло не предательство, а благодеяние, когда-то оказанное предводителю восстания. Емельян отпустил его, и молодой человек пополнил ряды действующей армии. Но внезапно он получил известие о том, что его невеста в плену у Швабрина, который угрозами вынуждает ее на брак. Петр идет спасать девушку и вновь руководствуется принципами, привитыми ему отцом. В финале Гринев добивается заслуженного счастья, и одна из главных причин его успеха – правильное воспитание. Родительское наставление определило жизненные ориентиры и приоритеты юноши, заложив основы его преуспеяния.

7 стр., 3056 слов

Роль родительского наставления в жизни человека аргументы

... ребенку от прежнего, который стал родителем, передаются родительские наставления, роль которых в передаче человеческого опыта. Итоговое декабрьское. Подготовка к итоговому сочинению по литературе. Роль родительского наставления в жизни ... отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей, друзей ...

В поэме «Мертвые души» отец тоже дал наставление сыну, но несколько иное: «Береги копейку». Пожилой господин считал, что только деньги могут быть надежными товарищами, поэтому с людьми дружить не стоит. Также он советовал ребенку наладить контакт с начальством и быть покладистым, когда речь идет о собственной выгоде. Словом, смысл жизни, по мнению родителя, заключался в накопительстве и стяжательстве. Павел усвоил науку отца и стал беспринципным аферистом. Он задумал обмануть Опекунский совет, который заведовал делами сирот и вдов и оказывал им помощь. Чичиков намеревался заложить туда несуществующих крестьян и получить капитал, поэтому он и скупал мертвые души. Таким образом, неверное родительское наставление пустило под откос судьбу героя: он стал циничным мошенником, следуя отцовскому завету.

Родительское наставление играет первостепенную роль в жизни каждого из нас. Оно формирует характер личности, ее мировоззрение и ценности. Оно же выстраивает систему морально-нравственных ориентиров, по которым человек оценивает свои поступки. Все это влияет на судьбу людей, направляет их по жизненному пути. За каждым успехом или поражением стоит правильное или неправильное воспитание, полученное в рамках семьи, а потому отец и мать ответственны перед ребенком за каждое свое слово.

Вариант 4

Все родители мечтают, чтобы их дети выросли добрыми, умными и счастливыми людьми. Мать и отец стараются дать своим детям как можно больше тепла и заботы, стремятся обеспечить их всем необходимым, чтобы детям всегда было комфортно и уютно в этой непростой жизни. Взрослея, ребенок начинает понимать, что родители не всегда смогут оградить его от жизненных невзгод, как бы им этого не хотелось.

Подросток буквально захлебывается волнами противоречивых чувств и в этот непростой момент жизни на помощь снова приходят мудрые родительские наставления и их личный пример. Каждый из родителей стремится к тому, чтобы их дитя получило в этой жизни больше, чем когда-то в детстве доставалось им. Поэтому делает для этого все возможное и даже невозможное.

Отдает последние копейки на образование, часто отказывая себе в элементарных вещах. Если дети по достоинству ценят эти родительские порывы, если они остаются благодарными, мать и отец могут с уверенностью сказать, что вырастили хорошего человека. Пусть им пришлось нелегко, но все эти лишения стоили того. В произведении А.С. Пушкина отец Петруши Гринева учит своего отпрыска добру и чести, наставляя сына: «Береги платье снову, а честь смолоду». Эти отцовские наказы не проходят мимо.

Петруша с уважением относится к отцовским советам и наставлениям. Поэтому вырастает и становится порядочным и честным человеком. Но бывает и по-другому. Отец в детстве так же учит Чичикова бережливости с той лишь разницей, что речь идет не о чести и совести, а о деньгах. Поэтому уже взрослый Чичиков, вобрав в себя отцовский наказ, бережет копейку, да еще как. За деньгами и наживой этот прилежный ученик не видит чужой беды и горя. Сколько таких бездушных Чичиковых встречаем и мы в наше время. Кто-то же их вырастил и научил хватать и брать, не думая о других.

6 стр., 2752 слов

Взаимоотношения базарова и его отца. базаров и родители в романе ...

... отца Базарова в романе “Отцы и дети” (Василий Иванович Базаров) 5 (100%) 1 vote В романе Тургенева «Отцы и дети» в одном ряду с героями переднего плана показаны и родителя Базарова. ... просто не подано в произведении. Основу воспитания Базарова-старшего составил принцип поощрения активности и ... Иванович, наоборот, старается максимально облегчить им жизнь. В отношениях семьей Базаров-старший никогда ...

Возможно, их родители и говорили правильные и умные слова, а делали все по-другому, несправедливо обращаясь с теми, кто с их точки зрения не соответствовал их статусу. Все эти противоречия происходили на глазах у детей. Вот и выросли новые Чичиковы. Родительское наставление подобно благословению имеет великую силу. Если бы все родители учили детей жить честно и справедливо, уважать людей, независимо от их материального положения, относиться к окружающей природе и братьям нашим меньшим с добротой и беречь их, насколько легче и прекраснее могла бы стать наша жизнь.

Правильный родитель и как им стать

Установление контакта с ребенком

безусловной любви

и

уважения

к нему. Педагогическая роль родителя заключается, помимо развития умственных способностей, в эмоциональном принятии своего малыша, в установлении с ним близких доверительных отношений в совместной деятельности. Контакт формируется на нескольких уровнях:

  1. Телесном – в виде прикосновений, поглаживаний, объятий.
  2. Визуальном – жесты и мимика, внешний образ.
  3. Аудиальном – выстраивании диалога с ребенком, эмоционально-личном общении на волнующие малыша темы. Диалог предполагает не только высказывания, рассуждения и объяснения от мамы, но обязательно выслушивание того, что говорит ребенок, ответы на его вопросы. Ребенку требуется, чтобы его слушали и слышали
    • Способом реализации аудиального взаимодействия могут быть ситуативные разговоры или регулярные семейные вечера вместе с ребенком.

Условия становления гармоничной личности

В каждом возрасте у малыша свои потребности, а у родителей, соответственно, задачи и цели воспитательной деятельности. Младенец в 2 месяца по всем показателям совершенно отличается от ребенка в 2 года. Однако, есть факторы, актуальные для ребенка всегда. Прежде всего, это выражено в отношении родителей, от которых малыш ждет:

  • Уверенность и адекватную самооценку. Не ребенок, а родитель должен выполнять руководящую функцию. Он должен воплощать в себе опыт и знания, опираясь на которые способен вести ребенка, контролировать его развитие и оказывать необходимую поддержку.
  • Способность анализировать. Нельзя недооценивать наблюдательность детей. Ребенок должен видеть не хаотичные действия родителей, но выстроенную систему поведения. Стремление взрослых к анализу и объяснению действий ребенка даст малышу понимание причинно-следственных связей собственной активности.
  • Четкие запреты и ограничения. Ребенок чувствует себя в большей безопасности, когда понимает, что есть границы и правила. Задача взрослого – выставить нормы взаимодействия с окружающим, показать, что можно или нельзя делать. В данном случае обоим родителям полезно не только проговорить или показать, а самостоятельно следовать установленным принципам – ребенок учится на их примере. При этом все правила должны быть разумными, адекватными действительности и выполнимыми для малыша.
  • Здоровые эмоции, эмоциональная уравновешенность. Весь спектр чувств естественен – от проявлений искренней радости до раздражения и печали. Не нужно скрывать свои чувства, иначе малыш не сможет оценить ваше состояние и соответствующе вести себя. В будущем это может негативно отразиться на его способности опознавать эмоции других и понимать собственные реакции.
  • Взаимопонимание, доверие между папой и мамой. Счастливый ребенок – показатель гармоничной семьи и положительных отношений между родителями. Любые разногласия отражаются на самочувствии, настроении детей и желании строить взаимоотношения с миром.

Воспитывая и продумывая направления педагогических действий, следует помнить, что даже маленький ребенок индивидуален и уникален, он юная личность и нуждается в понимании и принятии.

18 стр., 8833 слов

Опыт и ошибки в романах «отцы и дети» и «униженные и оскорбленные»

... финалу приводит избалованность и отсутствие взаимопонимания между «отцами» и «детьми». Другие направления итогового сочинения: Отцы и дети у Достоевского Тема: Отцы и дети Ф. Достоевский “Униженные и оскорбленные” Сага о семье Родители и их дети, опыт старших и молодая самонадеянность – темы ...

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Проблемы и аргументы по направлению «Роль родительского наставления»

Роль семьи в становлении личности

В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» данная проблема коснулась одного из главных героев Митрофанушки – сына помещиков Простаковых. Молодому человеку уже 16 лет, но он до сих пор не знает, чего хочет от жизни. Нельзя сказать, что родители не любили ребенка, напротив, они буквально душили его своей заботой и опекой. Особенно подобное рвение к «воспитанию» демонстрировала мать Митрофанушки госпожа Простакова. Материнская любовь полностью ослепила властную женщину. Казалось, она ничего не видит вокруг, кроме преувеличенных заслуг недоросля Митрофана. Она делала все для того, чтобы привязать его к себе навсегда. Отсюда взялась и несамостоятельность юноши, лень и необразованность. Недорослю незачем было себя утруждать, поскольку все проблемы за него решала чересчур внимательная мать. Таким образом, в пьесе Д.И. Фонвизина семья сыграла огромную роль в жизни Митрофанушки: слепая родительская любовь не давала герою развиваться.

В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» проблема роли семьи в становлении личности является одной из самых главных. В семье старого казака Тараса Бульбы было два сына – Андрий и Остап. Образ отца для последнего стал священным. С детства Остап послушно выполнял все то, чему учил его родитель. Он унаследовал от него такие черты характера, как упорство и мужественность. Чувства патриотизма, долга перед семьей и товарищами тоже были привиты казаку его отцом. Можно с уверенностью сказать, благодаря семейному воспитанию, уважению традиций своих предков, Остап с достоинством стоял за Родину, выдержал все муки казни. Однако чрезмерное давление и избыточная энергия Тараса негативно сказались на воспитании Андрия, который бежал из родного дома и нарушил все неписанные правила своего рода. Он взбунтовался против прессинга главы семейства и захотел построить свою жизнь по-другому. Таким образом, одно и то же воспитание по-разному отразилось на судьбе сыновей Бульбы.

Проблема отцов и детей

Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров никак не мог найти общий язык со своими родителями. Будучи приверженцем новых привил и нравов, человеком науки, а не веры, Евгений Базаров считает поведение родителей неуместным и устаревшим. Он любит своих стариков, но не хочет жить прошлым. Также либеральные взгляды героя рождают конфликт между ним и дядей его друга, Павлом Петровичем Кирсановым. Евгения ужасает тот факт, что Кирсанов готов тратить средства на белые воротнички и импортный костюм в деревне, где никто все равно не видит его стараний. По мнению молодого медика, горячо любимое Павлом Петровичем искусство в сравнение, не шло с наукой и естественным трудом человека. Пожилой мужчина тоже не понимает гостя, считая его невоспитанным снобом. Лишь в финале они примиряются с существованием друг друга, признавая тот факт, что противоборство поколений – нормальное явление.

7 стр., 3401 слов

Родительский авторитет

... родительского авторитета. Поведение родителей в семье и вне её, отношение родителей к семье, детям, родственникам, посторонним людям, поступки родителей - это лишь малая часть слагаемых родительского авторитета. Можно добавить, что главным условием авторитета родителей ... Иногда родители позволяют небольшое сопротивление, но поздно, в семье уже образовался вредный опыт. - Отец и сын, мать и ...

Причиной поломанных судеб героев пьесы А.Н. Островского «Гроза» вновь является взаимонепонимание, возникшее из-за разницы в возрасте, отличных взглядов на мир отцов и детей. Так, главная героиня произведения Катерина стала нелюбимой невесткой, потому что не соответствует представлениям купчихи Кабанихи о порядочном человеке: она не слушается свекрови, позволяет себе высказываться по поводу чего-либо, лишена кротости и уважения к старшим. Противоборство поколений приводит к полнейшему хаосу в доме Кабановых, а в конечном итоге и к самоубийству Катерины.

Другой представитель «элиты» города Калинова и соправитель Кабанихи в «темном царстве», купец Дикой ненавидит своих племянников и всю семью в целом. Ему сложно принять, что молодое поколение имеет такие же права, как и он сам, что тот же Борис заслуживает уважения. А юноши и девушки тоже восстают против устаревших порядков: Варвара обманывает мать, а в финале и вовсе сбегает из дома, Тихон винит Кабанову в смерти жены и т.д. Увы, всем персонажам не хватило доброты и понимания, иначе они смогли бы избежать всех этих негативных последствий.

Проблема воспитания

Отец Петра Гринева – одного их главных героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — просил сына усвоить простую истину: «береги честь смолоду». Благодаря наставлениям отца, примерному воспитанию Петр Гринев смог выйти победителем из сложной игры под названием «пугачевщина». Честь и уважение не только друзей, но и противников привели Гринева, несмотря на его проступки, к обретению счастья и успеху в делах. Безусловно, вклад отца и «няньки» Савельича — весьма весомый взнос в эту победу. Петр поступил правильно, когда не стал отвергать советы старших, сделав из них выводы, герой постарался действовать по совести во всем и со всеми.

Одно дело, когда советы родителей идут нам на пользу, и совсем другое, когда безобидный урок отца вдруг превращается в причину катастроф сына. Так, в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» говорится о судьбе некогда бедного юноши, ставшего процветающим и деятельным человеком. Как мы знаем, Чичиков решил организовать авантюру и нажиться на заложенных крестьянах, которых на деле не существует. Ради обогащения он готов был на любой обман, поэтому ездил по усадьбам и пытался всеми силами уговорить хозяев продать ему мертвые души. Причиной такой бешеной тяги к деньгам стало воспитание: еще в детстве Павел получил наказ от отца, чтобы тот никогда не забывал цены деньгам, ставил материальные блага превыше всего. Подобные слова послужили катализатором нравственного падения, а в дальнейшем, как это ни странно, бедственного материального положения героя, ведь он уехал ни с чем после разоблачения Коробочки.

4 стр., 1932 слов

Мои представления о идеальных родителях и идеальной семье

... на поведение ребенка корректируются очень сложно, оказывая влияние на жизнь ребенка в самых разных сферах. Я считаю, что очень важно родителям отмечать любые успехи ребенка, ... раннем детстве родитель — высший авторитет, судья и образец. Некоторые родители хотят, чтобы ... хорошие родители, я думаю, растут и ме­няются вместе с ребенком, ... от портрета идеального ребенка есть в моем собственном? Что еще ...

Пренебрежение детей по отношению к родителям

Конечно, все дети любят своих отцов и матерей, несмотря ни на какие обстоятельства, но не всегда осознание этого факта приходит сразу, то есть в раннем возрасте, тогда, когда мы еще способны исправить ситуацию, пока живы наши родители. В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» молодая героиня Настя совсем не задумывалась, как дорога ей родная мать. Настя не понимала, что яркие краски большого Ленинграда не заменят ей материнской любви и ласки. К сожалению, это девушка поняла слишком поздно – лишь тогда, когда ее мать находилась при смерти. Смерть самого близкого человека породила в Насте чувство нескончаемой вины, ведь старушка покинула этот мир в одиночестве, так и не попрощавшись с дочкой.

Что касается главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова, он тоже поздно признал свои ошибки, уже будучи на смертном одре. Он ценил заботу отца и матери, но считал ее проявление необязательным для себя. В силу своего характера образованный герой совершает необдуманные действия – отталкивает родителей, недостаточно пресвященных для ученых бесед с ним. Хотя, как оказалось, молодому нигилисту чувства близки намного больше, чем он сам думал. Но он, отвергнутый любимой женщиной, признает это намного позже, нуждаясь в помощи и ласке. Он осознает, как больно его матери видеть его равнодушие, как совестно ей, что она не настолько умна, чтобы нравиться сыну. Увы, осознание — это запоздало, и герой умирает с чувством вины.

Доклад для родителей на тему: «Роль родителей в воспитании личности ребенка». , Доклад для родителей на тему:

«Роль родителей в воспитании личности ребенка».

Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №1 «Василек», Труханкина Татьяна Геннадьевна.

Трудно представить себе родителей, которые бы не желали счастья своим детям. Забота о малыше начинается с первых дней его жизни. Как внимательно прислушиваются мама и папа к каждому недовольному сопению малютки, как они стараются быстрее устранить причины его беспокойства.

Желая видеть своего ребенка здоровым, бодрым и веселым, мы, родители, стремимся, как можно полнее удовлетворить все его потребности.

Однако забота о счастье детей не сводится лишь к удовлетворению их потребностей. Ведь ребенок – член нашего общества. Чтобы быть счастливым, он, прежде всего, должен научиться жить среди людей, согласовывать свои желания с интересами окружающих, усвоить нормы и правила поведения, обязательные для всех членов общества. Попытки действовать вопреки этим нормам и правилам неизбежно приведут к конфликтам с окружающими людьми, в том числе и с вами, дорогие родители.

«Сколько раз я тебе говорила – нельзя брать папины книги! – возмущается мама, отбирая у двухлетнего Вити толстую книгу с картинками. – Возьмешь еще раз – в угол поставлю!» А сколько хлопот доставляет Витя родителям на улице! Увидит у какого-нибудь малыша интересную игрушку и начнет ее вырывать из рук владельца. Не отдадут – пускается в рев, топает ногами. Если Вите приглянулось что-нибудь в магазине, он поднимет такой крик, что приходится или немедленно бежать с ним оттуда, или покупать все, что ему хочется. «Откуда он взялся такой упрямый!» — сокрушается мама.

Проходят дни, месяцы, годы. Педагогические ошибки и упущения накапливаются.

5 стр., 2417 слов

Ремень как способ воспитания. Буклет «родителям о наказании» ...

... как методы воспитания ребенка 2011 г. Часто родители, которые применяют физическое наказание ребенка, говорят: «Он не реагирует ни на что, кроме ремня. Он сам напрашивается на ремень». И никто не может ... а не то, что не должен. Неправильно: «Не балуйся». «Займись тем-то». Говорить требования нужно спокойно, не кричать и не ставить условий. Роль родителей в жизни человека велика. От них ребенок ...

Когда Вите исполнилось 9 лет, папе пришлось съездить за ним в детскую комнату милиции, куда его доставили за то, что он вместе с другими мальчиками разбивал лампочки на светильниках в переулке. На этот раз папа уже взялся за ремень…

Так изо дня в день углублялся конфликт между Витей и окружающими людьми. Перед ним выросла серьезная преграда на пути к счастью – недостаток духовного «здоровья», необузданность. Как же это произошло?

Обычно дошкольный возраст считается благополучным периодом в жизни ребенка. Ведь маленькие дети не способны на серьезные нарушения нравственных норм. Если они порой и проявят себя с неприглядной стороны, то это им легко прощается: какой может быть спрос с малышей.

Но вот эти малыши подросли. И теперь нередко можно услышать беспокойные разговоры взрослых о том, что такой-то мальчик или девочка были все время вежливыми, предупредительными – и вдруг стали неузнаваемыми: грубят, обманывают, неуважительно относятся к старшим. Что же с ними случилось? В действительности с детьми не произошло никаких внезапных превращений, а накопились большие пробелы в их воспитании в предыдущие годы.

Человек формируется с детства, именно в ранние и дошкольные годы развиваются зачатки нравственных устоев личности. А.С.Макаренко о.

Если дети плохо ведут себя в 11 – 12 лет, истоки этого надо искать, скорее всего, в прошлом. Поэтому очень важно, чтобы взрослые уделяли максимум внимания нравственному воспитанию ребенка именно в раннем возрасте, а не тогда, когда он начнет причинять окружающим серьезное беспокойство своим поведением.

«Вдруг» становятся плохими только те дети, у которых не сформированы социально ценные мотивы поведения. Не имея внутренних нравственных устоев, они оказываются неспособными сопротивляться эгоистическим побуждениям или так называемому вредному влиянию среды, легко поддаются всяким «соблазнам» и «искушениям», возникающим при стечении случайных обстоятельств.

Для формирования нравственных мотивов поведения ребенка особенно важно развить его моральные чувства: уважение и любовь к людям, чувство собственного достоинства, способность сопереживать и т.д. Именно по зову этих чувств дети учатся сочетать свои потребности с желаниями окружающих людей, на их основе у них формируются нравственные качества.

Дети обладают большой способностью подражания и очень пластичной психикой. Поэтому поведение родителей это самый решающий фактор в воспитании детей. Сущность воспитательной работы заключается не столько в разговорах с ребенком наедине, сколько в организации семейной жизни, в поведении родителей. Их отношение к жизни, работе, друзьям, соседям по квартире, взаимоотношения между собой — все это оказывает на детей огромное влияние. Поступки, манеры, формы проявления эмоций родителей довольно точно копируются детьми, а затем воспроизводятся в их поведении.

Если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно ничего думать о воспитании; вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.

Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания!

2 стр., 507 слов

Сочинение дети цветы жизни 6 класс

... Распрямились, расцвели В эти дни весенние Дети нежные земли – Всем на удивление… дети похожи на эти цветы Они все разные. Чтобы понять маленького ... всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Я всегда считала, и считаю, что ... видят наши проблемы и нам необходимо подготовить подрастающее поколение к жизни . А. С.Макаренко писал : «Воспитание есть процесс социальный в ...

Иногда встречаются такие родители, которые считают, что нужно найти какой-то хитрейший рецепт воспитания детей – и дело будет сделано. По их мнению, если этот рецепт дать в руки самому заядлому лентяю, то он воспитает трудолюбивого человека; если дать рецепт мошеннику, он поможет воспитать честного гражданина; в руках враля он тоже сделает чудо, и ребенок вырастет правдивым.

Таких чудес не бывает. Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки.

Воспитание детей требует самого серьезного, простого и искреннего тона. Самое незначительное прибавление лживости, искусственности, зубоскальства, легкомыслия делает воспитательную работу обреченной на неудачу. Это вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты, напыщенны, — будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту и сущности происходящего в вашей семье.

Многие родители любят жаловаться на недостаток времени! Конечно, очень плохо, если родители почти не видят своих детей. Вы должны хорошо знать, что делает, где находится, кем окружен ваш ребенок, но вы также должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под разнообразными влияниями жизни. Ведь в будущей жизни все равно ему придется столкнуться с различными соблазнами, с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у него умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно. Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить. Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени. Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.

Отец и мать в глазах ребенка должны иметь неоспоримый авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребенком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители не имеют авторитета в глазах ребенка.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. Но на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро все разрушается, не остается ни авторитета, ни послушания.

Есть много сортов такого ложного авторитета. Рассмотрим некоторые из них.

Авторитет подавления. Это самый страшный сорт авторитета. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк раздражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Такой авторитет ничего не воспитывает, он только приучает детей держаться подальше от страшного папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, в течение всей своей жизни, мстящие за подавленное детство.

Авторитет расстояния. Есть такие отцы и матери, которые считают, что для того чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними общаться, разговаривать, держаться подальше, изредка выступать в виде начальства. В большинстве случаев у таких отцов есть свой кабинет, из которого он показывается изредка, даже распоряжения по вверенной ему семье передает через мать. Встречаются и матери, у которых есть своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или домработницы. Такой авторитет не приносит никакой пользы.

Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребенку несколько слов, может быть даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную надоедливую речь. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Воспитание сводится к нулю, потому что постоянные разглагольствования родителей проходят почти бесследно в сознании детей.

Авторитет любви. Самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки в совершенно избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты папу не любишь?» Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви.

Такая семья на столько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Здесь вырастает семейный эгоизм. Очень скоро дети замечают, что маму и папу можно как угодно обмануть, только нужно это сделать с нежным выражением. Их можно даже запугать, стоит только показать, что любовь начинает проходить. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа и мама выступают перед ребенком в образе доброго ангела. Они все разрешают, им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только чтобы все было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, требовать выполнения их желаний, капризничать. Иногда родители позволяют себе оказать небольшое сопротивление, но уже поздно.

Авторитет дружбы. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но все же родители остаются старшими в семье, а дети – воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. В этих семьях дети называют родителей Петькой или Маруськой, потешаются над ними, грубо обрывают, ни о каком послушании не может быть и речи. Дружба не может быть без взаимного уважения.

Авторитет подкупа. Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто подкупается подарками и обещаниями. Родители не стесняясь, так и говорят: будешь слушаться, куплю тебе… (Лошадку) Разумеется, родители могут поощрять своих детей за хорошую учебу, за выполнение какой-либо трудной работы, но ни в коем случае за хорошее отношение к родителям.

Как же добиться нужного правильного авторитета у своих детей?

Это довольно трудный вопрос. Прежде всего, вы должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем играет и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Когда он учится в школе, вам должно быть известно, как он относится к школе, учителям, какие у него затруднения, как он ведет себя в классе. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать. Чтобы знать все о своем сыне вам совсем не нужно преследовать его постоянными и надоедливыми расспросами, дешевым и назойливым шпионством. С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании. Авторитет знания ведет к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может он и не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого делать, вы сами должны прийти с помощью. Часто помощь это просто совет, иногда шутка, иногда распоряжение, иногда даже приказ. Если вы знаете, жизнь своего ребенка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом.

Родительская помощь не должна быть навязчива, утомительна. В некоторых случаях необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднений, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы.

Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства счастливо дополнится авторитетом знания. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную заботу о нем, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы и не собираетесь все делать за него, снять с него ответственность.

Перечитывая литературу к сегодняшнему собранию мне очень понравилась книга В.А. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека». Позвольте прочитать несколько строк из этой книги: «Самое страшное во взаимоотношениях родителей и детей – это бездумное «кормление» материальными удовольствиями и пустота, убогость духовной, сердечной жизни ребенка. Как огня бойтесь матери и отцы, чтобы в сознании ребенка не засела мысль о том, что он всегда прав; все, что он делает, — хорошо. Маленький человек делает свои первые шаги с убеждением, что ему все должны, а он никому не должен. Мысль о том, что все сделанное мною хорошо, что я всегда прав, — это тот горький яд эгоизма, который на всю жизнь отравляет человеческое существо. Уметь любить своего ребенка – это значит не допустить даже возникновения такой мысли».

И еще, обращение автора к ребенку – «Самое большое счастье для отца и матери – твоя честная жизнь, трудолюбие, усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи. Если люди считают тебя плохим человеком – это большое горе для твоей матери и твоего отца. По-настоящему любить отца и мать – это значит приносить в дом мир и покой».

Вспомните, пожалуйста, сколько раз за последние месяцы вы приходили домой и искренне, без какой либо особой воспитательной задачи, «в трезвом уме и здравой памяти» говорили своему ребенку о том, как прекрасна жизнь, какая хорошая погода, какое красивое сегодня солнце, закат, какое наслаждение быть живым и здоровым, любить, смеяться, плакать…

Среди всеобщего нытья о плохих людях, растущих ценах, не лучших жилищных условиях, маленьком семейном бюджете, плохой погоде, об ухудшении экологической обстановки, о «таких-сяких» политиках помогаем ли мы своим собственным детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, — великий и бесценный дар?..

Ведь если мы сами не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, и не доказываем это детям на своем примере мы подталкиваем сознание детей к тому, что в этой жизни радоваться совершенно нечему, кроме табака, алкоголя, наркотиков, психоделического рока, разврата и скотского поведения. Мы не имеем права забывать, что для ребенка самый действенный образец жизнелюбия или смертной скуки – это его родители.

Завершить выступление хочу словами выдающегося педагога А.С.Макаренко: «Хотите, чтобы были хорошие дети, — будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем

Роль родительских наставления в жизни человека по произведению Островского «Гроза»

Роль родителей в жизни сложно переоценить. Ведь они с самого нашего рождения окружали нас добротой, заботой и лаской. В детстве они помогали нам в сложных ситуациях, поддерживали и давали жизненные советы. И сейчас продолжают это делать. Те наставления, которые дали нам наши родители и сформировали наш характер, особенности. В каждом из нас есть отпечаток наших родителей. Наставление-это настоятельный совет, поучение. Оно передает некий опыт от старшего поколения к младшему.

Но не всегда данный опыт оказывает хорошее влияние на человека. Да, есть множество примеров, когда наставления родителей помогают их чаду преодолеть жизненные трудности и несмотря ни на что остаться человеком. Таким примером является совет отца Гриневу в произведении А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, где старший Гринев дает своему сыну наставление “Береги честь смолоду” и руководствуясь данным советом, Петр смог выдержать все испытания.

Но есть и примеры, где наставления родителей сыграли с их детьми злую шутку. Ярким примеров является произведение Островского “Гроза”. Кабанова задавила личности своих детей, заставив их приспособиться под данный уклад жизни. Тихон не в силах возразить своей матери, так как человек слабохарактерный, воспитан в послушании.

Обратим внимание на реплики Тихона: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»; «Я, маменька, из вашей воли ни на шаг». Однако это лишь внешняя сторона его поведения. Он не хочет жить по законам домостроя. Но из-за его воспитания он не способен возразить матери. Поэтому Тихон ищет утешение в пьянстве. Кабаниха своим нравоучением убила личность в Тихоне. Варвара, сестра Тихона, в отличие от брата сумела приспособиться к данному укладу жизни. Научилась обманывать свою мать. Живет по принципу: «Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Жена Тихона, Катерина, не способна на обман: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Она сильная, решительная личность, которая не смогла ужиться с порядками домостроя и покончила жизнь самоубийством.

Для нее это было проще, чем каждый день слушать нравоучения и терпеть самодурство Кабанихи. Таким образом, мы можем сделать вывод, что родительские наставления могут по-разному влиять на характер человека. В каких-то случаях они помогают найти ориентир в жизни. А в других слишком консервативные нравоучения подавляют личность. Проблема отцов и детей всегда была актуальной и будет таковой еще очень долгое время. Ведь между старшим и младшим поколениями всегда были и будут противоречия. Но для сохранения хороших отношений всегда нужно с пониманием относиться к мнению близких тебе людей.

Нужно прислушиваться к наставлениям родителей, ведь у них за плечами большой опыт. Но главное необходимо помнить. что окончательный выбор всегда стоит за тобой.

Физическая и нравственная системы воспитания

Физическое воспитание

Воспитание и развитие ребенка должно носить всесторонний характер. И важными факторами становления малыша является физическая и нравственная сторона.

Первая включает освоение фундаментальных навыков:

  1. Координация движений.
  2. Равновесие.
  3. Скорость реакций.
  4. Выносливость.

Все необходимые физические качества формируются и в специальных секциях, и в домашних условиях. Этому способствуют пешие прогулки, пробежки, езда на велосипеде и роликах, зарядки на свежем воздухе, закаливание и другое. Физическое воспитание предполагает определенный режим дня, который соблюдают все члены семьи, и полноценное здоровое питание. Подробнее о физическом развитии ребенка в разном возрасте.

Отдельно следует акцентировать внимание на мелкой моторике. В отличие от крупной, она формируется через более тонкие действия: игры с крупами, творческие занятия с пластилином, рисование карандашом и пальцами, собирание пазлов и т. д. На начальных этапах детского развития она рассматривается не только как полезное умение в целом, но и имеет прямую связь с зарождением речи.

Нравственность в жизни ребенка

Нравственное или этическое развитие имеет отношение больше к духовной составляющей жизни. Оно определяет не столь видимые характеристики поведения, но формирует глубокую структуру индивида, влияя на все социальные взаимодействия. Задачи и содержание данного вида воспитания заключены в требованиях общества. Условно можно говорить о необходимости:

  • Накопления представления о нормах поведения в общественных местах (на улице, в школе и детском саду и пр.).

  • Реализации усвоенных правил при общении с окружающими людьми, а также стимулировании человека к дальнейшему самовоспитанию в этом направлении.

Нравственность проявляется в таких человеческих качествах как внимательность и заботливость, скромность и деликатность, ответственность, чувство долга и чести, любовь к труду, толерантность и бережное отношение к своей и чужой собственности.

Разумеется, физическое и нравственное воспитание являются не единственными видами. В популярных классификациях выделяют и умственное, и эмоциональное, и трудовое, и некоторые другие (подробнее о других видах воспитания).

И ошибкой родителей будет пренебрежение каким-либо из направлений, как было сказано – требуется реализовывать всестороннее воспитание ребенка.