Опыт и ошибки в романах «отцы и дети» и «униженные и оскорбленные»

Итоговое сочинение по направлению Отцы и дети что писать и что не писать

Опыт и ошибки в романах «отцы и дети» и «униженные и оскорбленные» 1

Подписывайся на нас ВКонтакте! Будь в курсе последних новостей!, Какие темы могут предложить?

Когда родителям стоит поучиться у своих детей?

Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений?

Быть родителями – это счастье или обязанность?

«Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?

В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?

Рождается ли истина в споре поколений?

«Отцы» и «дети»: соперники или союзники?

Почему «отцы и дети» – вечная тема?

Какую роль в становлении личности могут играть старшие?

В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?

Как раскрыть тему?

В направлении «Отцы и дети» рассуждайте о вечных проблемах «отцов» и «детей»: неизбежная смена поколений, отсутствие взаимопонимания, разные нравы и принципы. Берите примеры и ситуации из книг, где видите гармоничные или дисгармоничные отношения в семье. Ищите причины противостояния поколений и, наоборот, духовного взаимопонимания.

Аргументы из произведений:

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Универсальное произведение. В книге ярко продемонстрирована проблема взаимоотношений двух поколений. «Отцы» – братья Николай и Павел Кирсановы, «дети» – Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича Кирсанова, и Евгений Базаров, друг Аркадия. Студенты увлечены нигилизмом, они не принимают ценности «отцов».

Представители старшего поколения же остаются верны общепринятым нравам, читают Пушкина и уважают дворянство. Поколение “отцов” пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, зачастую делая это слишком навязчиво, настойчиво.

«Дети», как и положено, более прогрессивны, стремятся к изменениям, пытаются защитить свои идеи и принципы, осуждая «стариков» за пассивность и закостенелость.

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Произведение для положительного примера. Отец, отправляя Петра Гринева на службу, даёт напутствие: “Береги рубаху снову, а честь смолоду”. Слова отца становятся для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь.

14 стр., 6840 слов

Утопичность взглядов Базарова на искусство в романе И,С.Тургенева ...

... а поколение «детей» будет больше проявлять уважения к старшим. Конфликт поколений в романе И.Тургенева “Отцы и дети” Сочинения › Тургенев И.С. › Отцы и дети Готовые Домашние Задания Проблема “отцов и детей” — это извечная проблема, возникающая перед людьми разных поколений. Жизненные принципы старших ...

Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример можно использовать как яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.

Лучше использовать как дополнительный аргумент, чтобы на всякий случай не запутаться в собственной аргументации.

Цитаты, которые пригодятся:

«Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).

Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С.Пушкин)

Когда, наконец, понимаешь, что твой отец обычно был прав, у тебя самого уже подрастает сын, убежденный, что его отец обычно бывает не прав. (Лоренс Питер)

Большинство из нас становятся родителями, ещё не перестав быть детьми. (Миньон Маклофлин)

Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей.(Василий Ключевский)

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/oshibki-i-opyitottsyi-i-deti/

Читается за день и меньше:

«Гроза», А.Н. Островский

Судьба человека», «Родинка», М.А. Шолохов

«Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С. Пушкин

«Тёмные аллеи», И.А. Бунин

«Уроки французского», «Последний срок», В.Г. Распутин

«Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин

«Вишневый сад», А.П. Чехов

«В дурном обществе», В.Г. Короленко

«Расплата», В. Тендряков

«Безумная Евдокия», «Шаги», А. Алексин

«Завтра была война», Б. Васильев

«Горе от ума», А.С. Грибоедов

«Ночь исцеления», «Пара осенней обуви», Б. Екимов

Читается более чем за день:

«Война и мир», Л.Н. Толстой

«Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский

«Тихий Дон», М.А. Шолохов

«Обломов», И.А. Гончаров

«Детство», А.М. Горький

«Отцы и дети», И.С. Тургенев

По материалиам www.ctege.info, 4ege.ru, fipi.ru

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

По материалиам  1

Отношения между поколениями фигурируют во многих произведениях мировой литературы, ведь проблема отцов и детей не даром является “вечной”. При чем не стоит забывать, что отношения между старшими и младшими не всегда являются конфликтными. Это может быть и ярое противостояние друг другу, и полное взаимопонимание.

О чем может быть ваше сочинение об отцах и детях? Можно рассматривать разные поколения в самом широком смысле, а можно обратиться лишь к семейным взаимоотношениям. Это могут быть размышления в духе Базарова о разности взглядов, а может быть проникновенный монолог о любви к матери и отцу.

Все будет зависеть от конкретной формулировки темы (ее вы узнаете лишь за 15 минут до начала сочинения).<\p>

Например:

Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями., Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили., Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим.

Гете)

Каждому возрасту присущи свои особенности., Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит., Предлагаем возможный круг тем по данному направлению

  • В чем заключается конфликт между поколениями?
  • Почему разные поколения не понимают друг друга?
  • Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
  • Почему конфликт отцов и детей вечен?
  • Почему отцы всегда поучают детей?
  • Почему нужно уважать старших?
  • К чему ведет конфликт отцов и детей?
  • Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
  • Что такое преемственность поколений?
  • Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
  • Как помирить отцов и детей?

Примерный список литературных произведений по направлению “Отцы и дети”

  • А.Н. Островский, «Гроза»;
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
  • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
  • А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
  • И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
  • И.А. Гончаров, «Обломов»;
  • В.Г. Распутин, «Уроки французского”;
  • И.С. Тургенев “Отцы и дети”;
  • А.С. Грибоедов “Горе от ума”;
  • Н.В. Гоголь “Мертвые души”;
  • А.П. Чехов “Вишневый сад”;
  • Б. Васильев “Завтра была война”.

Произведения и аргументы по направлению «Отцы и дети»

Произведение На что обратить внимание
И.С. Тургенев «Отцы и дети» Спор Евгения Базарова И Павла Кирсанова отражает разницу взглядов на уровне поколений. Базаров для Кирсанова – выскочка разночинец, а Кирсанов для Базарова – никчемный и пустой праздный барин. Павел Петрович мог бы научить Базарова такту и сдержанности, а Евгений мог бы открыть для стариков мир преобразований. Но обе стороны слишком категоричны и бескомпромиссны, чтобы понять друг друга.
И. Гончаров «Обломов» Воспитание во многом определяет судьбу подрастающего поколения. Главный герой стал ленивым и праздным человеком без перспектив, потому что семья с детства баловала Обломова. Противоположным примером является Штольц. Его отец решил, что дорогу в жизнь Андрей должен пробивать себе сам. Он стал успешным предпринимателем, который добился всего самостоятельно.
А.С. Грибоедов «Горе от ума» Консерватизм Фамусова портит и молодежь, которая подстраивается под стариков ради получения высокого чина. Фамусов не признает необходимости образования и выступает за сохранение крепостного права. Кроме того, это общество погрязло в пороках и не пытается прислушаться к Молчалину, представителю младшего прогрессивного поколения.
А.Н. Островский «Гроза» Старшее поколение своим деспотизмом и консерватизмом обрекло город на застой. Поэтому мы наблюдаем в Калинове господство невежества, социальное расслоение и ханжеские нравы времён средневековья. Очевидно, что «отцы» правы далеко не всегда, ведь со временем их система ценностей устаревает и нуждается в обновлениях, которые может принести только новое поколение.
Л.Н. Толстой «Война и мир» Семья Ростовых – идеал семейного бытия для Толстого. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Они чтут русские традиции, всем членам семьи Ростовых свойственны живость и непосредственность. После отъезда из Москвы семья осталась фактически разорена. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Отношение к родителям воплощает нравственную сущность человека. О главной черте в характере Раскольникова можно получить представление из слова его матери о поведении сына: «Вы думаете его бы остановили тогда мои слезы, мои просьбы, моя болезнь, моя смерть? – спрашивает Пульхерия Александровна и сама же отвечает: -Преспокойно бы перешагнул через все препятствия». Главная черта Раскольникова – вовсе не любовь к людям, а самолюбие, стремление во что бы то ни стало осуществить свое хотение.Противоположный пример – Соня Мармеладова. Она смогла преступить все законы морали ради спасения своей семьи от голодной смерти.
К.Г. Паустовский «Телеграмма» Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. На старости лет Катерина Петровна осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.
Р. Брэдбери «Вельд» Отец детей убежден, что «дети должны получать всё самое лучшее». Но не всегда родители в полной мере может осознать последствия своей опеки. В данном рассказе показно, что родители пытались во всем угодить своему чаду, не запрещая им пользоваться детской, даже когда пребывание там приобрело пугающие масштабы. Решившись поставить точку и ограничить нахождение в комнате, отражающей мысли, родители столкнулись с жестокостью и безжалостностью собственных детей. К трагичному финалу приводит избалованность и отсутствие взаимопонимания между «отцами» и «детьми».

Другие направления итогового сочинения:

Отцы и дети у Достоевского

Отцы и дети у достоевского 1

Тема: Отцы и дети

Ф. Достоевский “Униженные и оскорбленные”

Сага о семье

Родители и их дети, опыт старших и молодая самонадеянность – темы вечные. Кто кому должен, кто за кого в ответе, кто перед кем обязан снимать шляпу – неразрешимый спор. Практически в каждом литературном произведении присутствует тема поколений: или это семейные, родственные отношения, или это столкновение возрастов и умов.

А какими должны быть идеальные отношения между родителями и детьми? И существует ли в природе этот идеал? Должны ли родители нести ответственность за своих детей? Обязаны ли дети всю жизнь быть благодарны им? Сколько бы вопросов ни задавалось, ответ есть на каждый, но у каждого человека он свой, потому что отвечать на эти вопросы нужно не словами, а жизнью. Если детей у кого-то может и не быть, то уж родители-то (даже приемные) точно есть.

Давайте рассмотрим отношения детей и родителей на примере романа “Униженные и оскорбленные”, написанного Федором Достоевским сразу по возвращении с каторги. В этом произведении три параллели родителей и детей: старик Смит, его дочь и внучка Нелли; супруги Ихменевы с дочерью Наташей и князь Валковский с сыном Алешей и незаконнорожденной дочерью Нелли.

Итак, старик Смит. Повествование романа начинается с него, вернее, с его смерти. Был он когда-то весьма успешным заводчиком, не миллионером, хотя на жизнь и на любимую дочь хватало.

Но его сокровище имело несчастье влюбиться в очень скверного человека, который вынудил ее покинуть отчий дом, прихватив папенькины сбережения.

Дочь Смита вместе со своим любовником (как окажется потом, что это никто иной, как князь Валковский) уезжают за границу. Там он бросает свою возлюбленную уже ради другой любви с деньгами.

А что же любящий отец Смит? Он давно проклял свою дочь, от обиды и предательства он закрыл свое сердце и повесил на него такой огромный замок, который со временем заржавел, и открыть его уже вряд ли кому удастся.

Его дочь смертельно больна чахоткой и умирает в нищете, его внучка просит милостыню на пропитание, сам он живет с хлеба на воду, но гордость так и не дала ему проститься с живой дочерью, он прибегает к уже холодному телу.

Несмотря на то, что Смит еще при жизни дочери признал Нелли своей внучкой, даже приглашал ее в гости, учил, угощал иногда конфетками и яблоками, но после смерти ее матери не позвал к себе жить, умер один, оставив Нелли на произвол судьбы.

А что же ее настоящий отец? Что же князь Валковский? Разве он не знал о своей дочери? Знал да забыл. Ее не было в его жизни так же, как уже давно вычеркнут из памяти эпизод с ее матерью.

Но у князя был еще сын Алеша. Может, он его любил, холил и лелеял? Деньгами снабжал, а в остальном – строил планы: как бы женить сыночка удачно, чтоб приумножить капиталы. А все остальное значения не имело. Алеша для него всегда был пустым местом, и когда пришел момент воспользоваться сыном, он ловко манипулирует его чувствами, используя самые слабые черты характера.

А у Ихменевых была единственная и горячо любимая дочь Наташа. Это семейство совсем небогато, а тут еще и князь Валковский пытается отнять их маленькое именьице, что ему в итоге и удается сделать. Мстил князь таким образом хорошим людям за хорошее отношение и за то, что сын его полюбил дочь Ихменевых. Хотя это Наташа любила Алешу.

И ради любви, без брака она уходит от родителей и живет у Алеши на содержании. Удар для родителей был велик, горе поселилось в их доме, но любовь к бросившей их дочери не ушла.

И после полугодовой разлуки Наташа, оставленная Алешей ради другой, возвращается в отчий дом, где ее встречают любящие родители.

Вот три истории взаимоотношений родителей и детей.

Как их судить? Старик Смит так и не познал счастья прощения, его дочь, украв у него деньги, почему-то не забрала их обратно у любовника и не передала отцу, а с гордостью отказалась от них.

В общем-то, и отец и дочь стоят друг друга, только они и у Нелли отняли будущее: девочка, пережившая столько трагедий, голод и холод, имея очень серьезный порок сердца, умирает. В итоге без прощающей любви исчезла целая семья.

Князь Валковский никого не любит и ни в чьей любви не нуждается. Его сын пусть и не так жаден до денег, но не захотел взять на себя ответственность за любовь Наташи, просто искренне попользовался.

Поступок, достойный отца. И у этой семьи нет будущего, потому что нет самой семьи.

Алеша, как и его отец, когда-нибудь станет просто биологическим отцом своих детей – он умеет только говорить о любви, но не любить.

И вся надежда возлагается на Ихменевых. Через беды и бедность, но с любовью и прощением эта семья будет жить и дарить любовь всем вокруг себя.

Униженные и оскорблённые. Проблематика и поэтика

Униженные и оскорблённые проблематика и поэтика 1

Впервые опубликовано в журнале “Время” 1861 г. с подзаголовком: “Из записок неудавшегося литератора” и посвящением M. M. Достоевскому.

Повествование в “Униженных и оскорбленных” ведется от первого лица. Иван Петрович – начинающий бедный петербургский литератор, разночинец – является одновременно рассказчиком и действующим лицом романа. Образ этот отчасти носит автобиографический характер. Рассказ о литературном дебюте Ивана Петровича, восторженная оценка его первого романа “критиком Б.” (т. е. В. Г.

Белинским), взаимоотношения молодого писателя с его “антрепренером” (издателем) – эти и некоторые другие факты восходят к биографии молодого Достоевского. <\p>

  • Хронология романа сбивчива, а исторический фон, на котором совершаются события, условен.

“Униженные и оскорбленные” – первый большой роман Достоевского после каторги. В нем отразилась идейно-художественная эволюция писателя, вынесшего из Сибири убеждение о трагической оторванности передовой русской интеллигенции от “почвы”, неверие в революционный путь преобразования русской действительности.

<\p>

— Иван Петрович изображен как литератор школы Белинского и идейный единомышленник критика. Однако тот гуманистический идеал братства, добра и справедливости, которому верен герой, в отличие от идеалов Белинского не носит активного, действенного характера.

Отношение героев к литературному первенцу Ивана Петровича как бы служит критерием их нравственной сущности. Гуманистический пафос “Бедных людей” близок Ихменевым, но совершенно чужд Валковскому, способному испытывать к обездоленному “маленькому человеку” лишь чувство высокомерного презрения, свойственного аристократической среде.

<\p>

  • <\p>

— История Нелли позволила Достоевскому изобразить петербургские трущобы и притоны с их обитателями, жизнь городского социального “дна”, где господствуют нищета, болезни, пороки, преступления. “Маленький человек”, затерявшийся в этом страшном мире, обречен на нищету, позор, физическую и нравственную гибель.

Не менее трагичны судьбы и других героев романа, “униженных и оскорбленных”. Гибнут ограбленные и обманутые Валковским мать и дедушка Нелли; несчастья обрушились на семью Ихменевых, разоренную и опозоренную тем же Валковским; разрушились личная жизнь и литературные планы Ивана Петровича.

<\p>

— Всесильное и торжествующее зло представлено в романе князем Валковским, у которого, по меткому замечанию Н. А. Добролюбова, “душа совсем вынута”. Валковский – теоретик и практик откровенного, цинического, хищнического эгоизма и индивидуализма. К этой зловещей фигуре тянутся все сюжетные линии романа.

Он причина несчастий и страданий “униженных и оскорбленных”.<\p>

— Образ Валковского еще не обладает той психологической и философской усложненностью, которая свойственна, например, наиболее ему родственным Свидригайлову и Ставрогину, в душах которых, однако, происходит мучительная борьба между злом и добром.

<\p>

— Образ князя Валковского имеет определенные аналогии в западноевропейских литературах – в произведениях Шодерло де Лакло, маркиза де Сада, Шиллера, Гофмана, Э. Сю, Ф. Сулье, Бальзака. Деньги для Валковского – главный двигатель и вершитель человеческих судеб. Причем князь – гедонист, стремящийся наслаждаться жизнью, к которой он относится потребительски. “Жизнь — коммерческая сделка, — утверждает в беседе с Иваном Петровичем Валковский, — даром не бросайте денег, но, пожалуй, платите за угождение, и вы исполните все свои обязанности к ближнему, — вот моя нравственность Идеалов я не имею и не хочу иметь В свете можно так весело, так мило прожить и без идеалов…”.

Если Валковский принадлежит к “хищному типу”, то его сын Алеша относится к числу добрых, но слабых, безвольных людей. Детскость, простодушие, “невинность” придают Алеше своеобразное обаяние и отчасти роднят его с Алешей Карамазовым.

В противоположность отцу Алеша не является сознательным носителем зла, однако его бездумный эгоизм, легкомыслие, безответственность в своих поступках объективно содействуют злу.<\p>

Рисуя мир “униженных и оскорбленных”, Достоевский не идеализирует внутренних возможностей своих героев.

Это не только хорошие, благородные, несчастные и страдающие люди, достойные любви и участия. Они в то же время нравственно больны, ущербны, потому что постоянное оскорбление человеческого достоинства не проходит безнаказанно, но калечит душу человека, озлобляет его.

<\p>

— Эгоизм разъединяет, разобщает даже самых близких, дорогих друг другу людей (семья Ихменевых), препятствует их человеческому взаимопониманию и единению. Валковский — носитель самого страшного – хищнического, цинического, волчьего эгоизма. Алеша Валковский и Катя представляют в романе эгоизм наивный, непосредственный.

Эгоизм страдания характерен также для старика Ихменева и отчасти для Ивана Петровича.<\p>

  • Разумеется, Достоевский понимал, что подобное нравственное единение не уничтожает социального зла, которое в романе торжествует в лице Валковского. В финале романа – трагически разрушенные судьбы его героев.

Писатель-гуманист правдиво показал трагически неразрешимые конфликты своей эпохи.<\p>

  • Наиболее обстоятельный и содержательный анализ романа “Униженные и оскорбленные” дан в известной статье Н. А. Добролюбова “Забитые люди”, опубликованной в сентябрьской книжке “Современника” за 1861 г.

<\p>

Добролюбов отнес роман Достоевского к “лучшим литературным явлениям года” и с сочувствием упомянул о приверженности Достоевского “гуманистическому” направлению 1840-х годов.<\p>

Добролюбов отметил, что в “Униженных и оскорбленных” “очень много живых, хорошо отделанных частностей, герой романа, хоть и метит в мелодраму, но по местам выходит недурен, характер маленькой Нелли обрисован положительно хорошо, очень живо и натурально очеркнут также характер старика Ихменева. Все это дает право роману на внимание публики”.

Однако в целом роман не удовлетворил критика, заявившего, что “Униженные и оскорбленные” – “ниже эстетических требований”.<\p>

  • К числу художественных неудач романа Добролюбов относит образ главного героя, который, по мнению критика, из “всех униженных и оскорбленных унижен и оскорблен едва ли не более всех”.

“Действие романа, – замечает критик, – продолжается какой-нибудь месяц, и тут Иван Петрович беспрерывно на побегушках Но вот и все; что именно у него на душе, мы этого не знаем, хотя и видим, что ему нехорошо.

Оттого тон рассказа решительно фальшивый, сочиненный; и сам рассказчик, который, по сущности дела, должен бы быть действующим лицом, является нам чем-то вроде наперсника старинных трагедий”. Критике подверглись и другие персонажи романа. “Силлогизмы Наташи поразительно верны, как будто она им в семинарии обучалась, – иронизирует Добролюбов.

– Психологическая проницательность ее удивительна, постройка речи сделала бы честь любому оратору, даже из древних. Но согласитесь, ведь очень приметно, что Наташа говорит слогом г. Достоевского? И слог этот усвоен большею частию действующих лиц”. Критик недоумевает, “как может смрадная козявка, подобная Алеше, внушить к себе любовь подобной девушки”. Достоевский не разъяснил этого. “Сердце героини от нас скрыто, и автор, по-видимому, смыслит в его тайнах не больше нашего”.

По мнению критика, Достоевский не сумел также “заглянуть в душу” Валковского. Общий характер замечаний Добролюбова свидетельствует, что он оценивал роман Достоевского прежде всего с позиций поэтики Гоголя и “натуральной школы” 1840–1850-х годов, предусматривавшей социальную мотивировку характеров и поведения героев.

Поэтому критик не мог полностью оценить художественного новаторства Достоевского, прокладывавшего путь к идеологическому роману. Название статьи Добролюбова непосредственно связано с его истолкованием идейного содержания романа.

Размышляя о положении “забитых, униженных и оскорбленных личностей”, которых “у нас много в среднем классе”, Добролюбов приходит к выводу, что, несмотря на внешнее примирение со своим положением, “они чувствуют его горечь”, “жаждут выхода”. “Где этот выход, когда и как – это покажет жизнь”.

Критик смотрит с известным оптимизмом на будущее “забитых людей”, так как со времени появления “Макара Ивановича с братией” жизнь уже шагнула вперед, и в обществе налицо “общее стремление к восстановлению человеческого достоинства и полноправности во всех и каждом”. “Может быть, – заключает Добролюбов, — здесь уже и открывается выход из горького положения загнанных и забитых, конечно, не их собственными усилиями, но при помощи характеров, менее подвергшихся тяжести подобного положения, убивающего и гнетущего.<\p>

Приемы психологического анализа в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» – PDF

Приемы психологического анализа в романе ф м достоевского униженные и оскорбленные  1

Сочинение на тему идея и натура родиона раскольникова MySoch.ru – Школьные сочинения по литературе Cочинение Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского И в том, и в другом произведении<\p> Подробнее

Материалы к сочинению по направлению «Дом» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»): дом, милый дом Как жаль, что этот роман вызывает у вас, друзья мои, страх уже одним своим видом! Великий роман великого<\p> Подробнее

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «Соня и Раскольников читают Евангелие» из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (часть 4-я, глава IV) Вступление. 1. Какова тема романа? (Кратко сказать, о чѐм роман, не пересказывая<\p> Подробнее

Подробнее

Читайте Достоевского, любите Достоевского. К 195 летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского ПИСАТЕЛЬ, ПОТРЯСАЮЩИЙ ДУШУ Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать<\p> Подробнее

Эссе по литературе Тема работы «Анна Каренина и Эмма Бовари сравнительный анализ женских образов» Выполнила: Сокольская Ирина Павловна учащаяся 11 класса ГБОУ СОШ «ОЦ» с.лопатино Руководитель: Анищенко<\p> Подробнее

Сочинение на тему проблема одиночества в романе булгакова мастер и маргарита Сочинение Проблема творчества и судьбы художника по произведению: Мастер и на себе давление советской цензуры, травлю в печати,<\p> Подробнее

Художественный мир литературного произведения Рамочный текст. Персонаж и средства его создания. Сюжет. Пространство и время. Композиция Основные понятия Теоретическая поэтика наука о формах, видах, средствах<\p>

Подробнее

ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ВАЛЕНТИН РАСПУТИН «ПЕВЕЦ ДЕРЕВНИ» ПОДГОТОВИЛА : БУЙВИДОВИЧ А.В. 14 марта 2015 года не стало Валентина Распутина. Одного из немногих творцов, для которого Россия была не просто географическим<\p> Подробнее

Семинар для педагогов на тему «Гармоничное общение: учитель, ученик, родитель». Цель: познакомить педагогов с эффективными техниками гармоничного общения «активное слушание», «я-сообщения»; побуждать использовать<\p> Подробнее

Petra Chalupová, 391690 Людмила Стефановна Петрушевская 26 мая 1938 в Москве прозаик, драматург, переводчик жила в детском доме под Уфой окончила МГУ, работала редактором на телевидении начала сочинять<\p> Подробнее

Подробнее

Сочинение на тему жизнь маленького человека чехов О значении творчества Антона Павловича Чехова сказал Максим долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой пропасти мещанства,<\p> Подробнее

  • 1- Тема урока: Смысл сопоставления образов : Ларра- Данко Изергиль. «Каждый сам себе судьба» Тип урока: урок-исследование Цели урока: 1.Обучающая: раскрыть центральную нравственно – философскую проблему<\p>
  • Подробнее

В центре лирики Лермонтова – романтический герой, ищущий свободы и стремящийся к идеальному миру, миру истинных чувств. Окружающий мир враждебен и чужд, герой воспринимает это мир как преграду на пути<\p> Подробнее

Консультация для родителей. Как научить ребёнка любить литературу (материал из опыта работы) Романова Юлия Валерьевна воспитатель МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 152» города Кирова romnikita.julia<\p> Подробнее

ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» Неделя науки 2017 Секция: обучающиеся коррекционных интернатных учреждений и обучающиеся с особыми образовательными<\p>

Подробнее

Конспект урока по литературе 7 класс ( Изучение произведений А.М. Горького) Тема урока: Особенности построения повести А.М. Горького «Детство». Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения.<\p> Подробнее

Открытый урок в 7 классепо теме «Душевная красота героев рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» с применением технологий проблемного обучения. Провела Штанчаева А.А.- учитель русского<\p> Подробнее

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Самаринская основная общеобразовательная школа» Урок внеклассного чтения в 7 классе «Человек-это прежде всего доброта, простота, великодушие» (По<\p> Подробнее

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/36748380-Priemy-psihologicheskogo-analiza-v-romane-f-m-dostoevskogo-unizhennye-i-oskorblennye.html

отцы и дети

Приемы психологического анализа в романе ф м достоевского униженные и оскорбленные  2

Униженные и оскорбленные, Ф.М.Достоевский – отзыв

Униженные и оскорбленные 1

Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные».

Достоевский нам запоминается «Преступлением и наказанием», которое изучают все поголовно, в рамках школьной программы по литературе. Я это произведение читала, специфическое, интересное, но в то же время сложное для понимания школьниками.

И больше к Достоевскому не возвращалась.

Но в последнее время стала вновь читать классику, Грибоедова, Гоголя, Толстого и поняла, что темы, описанные в произведениях, воспринимаются совсем по-другому, нежели в школе, и то, что темы эти вечные, актуальные и в наше современное время.

Роман «Униженные и оскорбленные», написан в 1861 году, в книге серии Классики и современники, занимает 374 страницы. Читается роман, на удивление легко, хорошо воспринимается и интерпретируется читателем.

Роман написан понятным языком от лица героя (Ивана Петровича),

Этот прием у Достоевского, мне очень понравился, так как позволяет читателю участвовать в действии романа и вносит в него динамику.

Иван Петрович понятен, приятен, да он испытывает эмоции и чувства, является свидетелем всего, что происходит в романе, но без надрыва и занимая второстепенную роль, он один не воспринимается мной как униженный и оскорбленный.

Другие же герои в большинстве своем унижены, оскорблены, горды или обижены. На каждое из перечисленных мной прилагательных есть в романе свои герои: Николай Сергеевич и Анна Андреевна- старички, дочь их Наташа, старик Смит, его дочь и внучка-сиротка Нелли (Елена).

Эти герои действительно уязвлены, другими людьми, друг другом, жизнью. Эти люди в большинстве своем добрые, тонко чувствующие, ранимые. Они остро чувствуют в себе надлом, боль и живут с ней.

Этим героям, волей не волей сочувствуешь, сопереживаешь и ждешь, что же будет с ними дальше и как сложится их судьба.

то князь и сын его Алеша, Бубнова и отчасти Маслобоев и Смит

И совершая такие поступки, они не чувствуют, что поступают подло, они наоборот упиваются своей расчетливостью и эгоизмом. Кроме того, все их низкие поступки, остаются безнаказанными и они, по-сути, не несут за них ответственности.

В основу романа, как не сложно догадаться, положена драма, и эта драма на вечные темы: «отцы и дети», и «любовь». Эти сюжетные линии Достоевский описывает очень полно и реалистично, начиная от атмосферы Петербурга 19 века, заканчивая интонацией героев и их нарядами.

В голове у читателя возникают вполне себе реалистичные картины происходящего, которые динамично сменяются как в калейдоскопе, вызываю гамму разных чувств и эмоций.

Хотя впечатления от прочитанного еще свежи, описывать художественное произведение очень трудно. Могу сказать от себя, что роман мне понравился и был прочитан на одном дыхании. Также, я поняла, почему классику называют классикой, а потому что, меняется время, облик городов, костюмы, но темы описанные классиками вечны, и актуальны по сей день.

Источник: https://irecommend.ru/content/unizhennye-i-oskorblennye-ili-gordye-i-obizhennye-khoroshaya-kniga-ne-poteryavshaya-svoei-ak

Проблема конфликта поколений

Проблема конфликта поколений 1

Итоговое сочинение по направлению “Отцы и дети”

Итоговое сочинение по направлению отцы и дети  1

Итоговое сочинение

по направлению

«Отцы и дети»

«Любовь и уважение к родителям

без всякого сомнения есть чувство

святое»

(В.Г. Белинский).

Подготовила: Шевчук А.П.,

учитель русского языка и литературы<\p>

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/oshibki-i-opyitottsyi-i-deti/

МБОУ «СОШ №1»

г. Братска Иркутской обл.

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до

взаимопонимания и преемственности)

и выявляются причины противоборства

между ними, а также пути их духовного

сближения.<\p>

Как раскрыть тему «Отцы и дети»

Постараемся разобраться, как именно можно раскрыть проблему отцов и детей в формате итогового сочинения.

Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все произведения, где показаны отношения «отцов» и «детей».<\p>

  • Проблема эта многоплановая.

Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети – это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и преемственность между поколениями внутри семьи.

Формулировка проблемы

Возможный вариант формулировки – это темы, предполагающие рассмотреть конфликт между нравами представителей разных поколений вообще, независимо от родственных связей. В этом случае значительное внимание следует уделить взглядам людей, обусловленным принадлежностью к разным эпохам, формированием в разных социальных условиях.

Говоря о споре поколений, можно иметь в виду идеологический конфликт, т.е. столкновение идеологий людей, имеющих разные политические взгляды. Антагонисты данного конфликта могут быть ровесниками, но их идейные принципы могут отражать идеологию определённых социальных слоёв.

Отношения между поколениями – это не только конфликт, но и преемственность, желание передать собственную систему ценностей, окружить себя близкими людьми. Всегда ли это получается?

За ними – сила и новые свершения, изобретения и улучшение жизни. Но зрелые аристократы тоже живут своей жизнью, их нельзя осуждать. Они по-разному смотрят на жизнь, не понимают взглядов друг друга, но они счастливы. Каждый по-своему. В этом и есть смысл жизни. Просто быть счастливым.

<\p>

— Тема отцов и детей вечна. Она особенно обостряется во время переломных моментов общественного развития. Именно в этот период выходцы из разных поколений представляют собой жителей противоположных исторических эпох. Проблема отцов и детей в изображении Тургенева отражает шестидесятые годы 19-го века.

Читатель может видеть не только семейную драму, но и социальный конфликт между аристократическим дворянством и развивающейся интеллигенцией.<\p>

  • В тексте описываются взаимоотношения Базарова с родителями, а также рассматриваются примеры общения в семье Кирсановых.

Проблема отцов и детей в изображении И. С. Тургенева просматривается даже во внешнем облике персонажей. Евгений Базаров представлен читателям как объект не от мира сего. Он всегда мрачный, но обладает огромнейшей силой духа и внушительным энергетическим запасом для новых свершений.

Особое внимание автор уделяет описанию высоких умственных способностей героя. Павел Петрович Кирсанов обделён ярким описанием ума, зато он предстает перед читателем как очень ухоженный человек, все его описание состоит из восхищения внешними характеристиками.

<\p>

— Чтобы показать ошибки в молодёжных взглядах, проблема отцов и детей в изображении Тургенева отражается путём столкновения убежденного нигилиста с членом аристократии. Павел Петрович Кирсанов выбран автором представителем дворянского общества. Впервые читатель видит этого героя идеально одетым в английский сюртук.

С первых строк понятно, что этот человек является абсолютной противоположностью Евгения Васильевича Базарова по вопросу отношения к жизненным ценностям. Типичная жизнь зажиточного аристократа сводилась к постоянному безделью и праздникам.

Столкновение между представителем аристократического общества и развивающейся интеллигенции – это основная проблема, описанная в произведении. Взаимоотношения Базарова и Кирсанова являются доказательством существования конфликта отцов и детей.

Несмотря на то что они не связаны родственными отношениями, тем не менее, два разных социально-политических лагеря не находят точки общего соприкосновения. Проблема отцов и детей в изображении Тургенева на основании реальных родственных союзов имеет место, но косвенно.

<\p>

— Приступая к работе над романом «Отцы и дети», Тургенев ставил перед собой задачу проститься со старой, уходящей эпохой и встретить эпоху новую, пока еще находящуюся в поисках и метаниях. Роман «Отцы и дети» — это спор двух культур: старой, дворянской, и новой, демократической.

<\p>

  • Давая оценку дворянства, изображенного на страницах романа «Отцы и дети», Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича,<\p>
  • Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность.

Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

<\p>

  • <\p>
  • Отношения Базарова с родителями<\p>

— В семье Евгения Базарова существует проблема отцов и детей. Тургенев И. С. находит ее отражение в отношении героя к родителям. Оно носит противоречивый характер. Базаров признается в своей любви к ним, но одновременно с этим презирает их глупые и бесцельные жизни. Это его непоколебимая жизненная позиция. Но, несмотря на его отношение, родителям сын был очень дорог. Старички очень любили его, смягчали напряженные разговоры. Даже после смерти главного героя произведения рассматривается сам момент их безусловной любви. Тургенев описал сельское кладбище с печальным заросшим пейзажем, на котором похоронен главный герой Базаров. На его могиле поют птицы, к ней приходят старики-родители

Темы сочинений «Отцы и дети»

Примерный список тем для итогового сочинения в 2018/2019 учебном году по официальному направлению от ФИПИ – «Отцы и дети».

Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения.

Первым делом в вопросе о темах по направлению ОТЦЫ И ДЕТИ обратим внимание на итоговое сочинение в 2015 году – именно тогда прозвучала тема “Спор поколений: вместе и врозь”. Эта тема практически полностью перекликается с актуальной “Отцы и дети”, поэтому мы смело можем обратиться к РЕАЛЬНЫМ темам 2015 года по направлению “Спор поколений”.

Реальные темы 2015 года<\p>

(«Спор поколений: вместе и врозь”):

  • Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
  • Почему так важно сохранять связь между поколениями?
  • Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
  • Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  • Роль родительского наставления в жизни человека.
  • Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
  • В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
  • Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
  • Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
  • Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  • Чем может быть ценен для отцов опыт детей?
  • Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
  • Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
  • Является ли вечным спор поколений?
  • Всегда ли ценны заветы отцов?
  • «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
  • В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?
  • Трудно ли быть взрослым?
  • Какую роль в становлении личности может играть семья?
  • Рождается ли истина в споре поколений?
  • «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
  • Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
  • Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
  • Почему «отцы и дети» – вечная тема?
  • Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
  • Что значит быть взрослым?
  • Важно ли человеку получить родительское напутствие?
  • В чём, по-вашему, должна проявляться
  • родительская любовь?

    – Родители и дети: спор или диалог?

  • «Гордиться славою своих предков не только
  • можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)

Возможные темы сочинений:

  • «Какие уроки можно извлечь из противостояния представителей разных поколений?»
  • «Спор поколений — вечный или временный?»
  • «Всегда ли конфликт между отцами и детьми приводит к вражде?»
  • «Есть ли победители и побежденные в споре отцов и детей?»
  • «Какое влияние старшие могут оказать на своих детей?»
  • «В чем заключается конфликт между поколениями?»
  • «Нужно ли учитывать опыт старших поколений?»
  • «Как изменился конфликт отцов и детей со временем?»
  • «Каковы последствия разрушения преемственности поколений?»
  • «Почему конфликт отцов и детей вечен?»
  • «Что такое преемственность поколений?»
  • «Почему отцы всегда поучают детей?»
  • «Почему разные поколения не понимают друг друга?»
  • «Почему нужно уважать старших?»
  • «К чему ведет конфликт отцов и детей?»
  • «Как помирить отцов и детей?»
  • «Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса»
  • «Кто такие дети в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”?»
  • «Смысл названия романа “Отцы и дети«»
  • «Дети и детство в русской литературе»
  • «Современные проблемы детей»
  • «Любовь и дети»
  • «Роль семьи в жизни человека»
  • «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).

  • «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).

  • Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети.

От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).

  • «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).

  • «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).

  • «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).

  • «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан).

«Отцы и дети» в литературе: список произведений

Так или иначе эта тема присутствует почти во всех произведениях, изученных вами в школе. Но ярче всего конфликт «отцов и детей» отразился, конечно, в одноимённом романе И. С. Тургенева, в котором он является основным, сюжетообразующим, а также в пьесе «Гроза» А. Н. Островского и повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя. Хорошо представлена эта тема и в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

В менее выраженной форме и более узкой трактовке мы обнаружим её в повестях «Дубровский» и «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, стихотворении «Дума» М. Ю. Лермонтова, пьесе «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, повести «Прощание с Матёрой» В. Г. Распутина и др.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/oshibki-i-opyitottsyi-i-deti/

«Гроза», А.Н. Островский

«Война и мир», Л.Н. Толстой

«Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский

«Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка», М.А. Шолохов

«Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С. Пушкин

«Тёмные аллеи», И.А. Бунин

«Обломов», И.А. Гончаров

«Уроки французского», «Последний срок», В.Г. Распутин

«Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин

«Вишневый сад», А.П. Чехов

«В дурном обществе», В.Г. Короленко

«Детство», А.М. Горький

«Расплата», В. Тендряков

«Завтра была война», Б. Васильев

“Безумная Евдокия”, “Шаги”, А. Алексин

“Ночь исцеления”, “Пара осенней обуви”, Б. Екимов

Цитаты и афоризмы по направлению «Отцы и дети»

«Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое»

«Любовь к родителям – основа всех добродетелей»

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А.Сухомлинский).

«Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»

«Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких»

«Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»

«Большинство из нас становятся родителями, ещё не перестав быть детьми».

«Брак – это многолетний героический труд отца и матери, поднимающих на ноги своих детей.

Вот уж кому не следовало бы иметь детей, так это родителям».

«Когда ребёнок подрос, для родителей самое время научиться стоять на собственных ногах».

«Даже дьявол у себя в аду хотел бы иметь вежливых и послушных ангелочков».

«Дети всего внимательнее слушают тогда,

когда говорят не с ними».

«Если бы только родители могли себе

представить, как они надоедают своим

детям!» Джордж Бернард Шоу

Если вы хотите научить своих детей воровать, заставьте их подольше выпрашивать все, что вы им даете. Генри Уилер Шоу

Если ребёнок вдруг стал послушным, мать пугается не на шутку – уж не помирать ли он собрался., Когда дети ставили отца в тупик, он отправлял их в угол

Когда до моих родителей наконец дошло, что меня похитили, они не медлили ни минуты и сразу же сдали внаем мою комнату. Вуди Аллен

Когда имеешь дело с пятилетним ребёнком, главная опасность заключается в том, что очень скоро сама начинаешь говорить как пятилетняя. Джин Керр

Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет. Марк Твен.

«Когда, наконец, понимаешь, что твой отец обычно был прав, у тебя самого уже подрастает сын, убежденный, что его отец обычно бывает не прав». Лоренс Питер.

«Любопытно: с каждым поколением дети все хуже, а родители все лучше; отсюда следует, что из все более плохих детей вырастают все более хорошие родители». Веслав Брудзиньский.

«Отцовские и сыновние чувства различны: отец питает любовь к сыну; сын питает любовь к памяти отца». Неизвестный англичанин (XVIII в.).

«Первую половину жизни нам отравляют родители, вторую – дети».

«Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей».

– «Мы слишком сильно любим своих детей и слишком мало – своих родителей».

Ни один ребёнок не может опозорить родителей так, как родитель – ребенка»., Никогда не отмечай сходства детей с их отцом: это может вызвать неприятное изумление»., Отцов не должно быть ни видно, ни слышно. Только на этой основе можно построить прочную семью».

Дети и родители – вечная тема, которая интересует всех.

Ссылка на основную публикацию

Конфликт поколений

Неблагодарность детей, родительская любовь

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

Ф.М. Достоевский

«Униженные и оскорбленные»

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

А. С. Грибоедов

«Горе от ума»

Роман русского писателя И. С. Тургенева «Отцы и дети». Конфликт поколений мы видим во взаимоотношениях Базарова с его родителями.

У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой – презирает «глупую жизнь отцов». От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения.

Если у Аркадия Кирсанова мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.

У Самсона Вырина, главного героя повести, есть дочь Дуня, в которой он души не чает. Но проезжий гусар, положивший на девушку глаз, обманом увозит ее из отцовского дома.

Когда Самсон находит свою дочь, она уже замужем, хорошо одета, живет многим лучше его и не хочет возвращаться. Самсон возвращается на свою станцию, где впоследствии спивается и умирает.

Спустя три года рассказчик проезжает по тем местам, и видит могилу смотрителя, а местный мальчик рассказывает ему, что летом приезжала барыня с тремя барчатами и долго плакала на его могиле.

Отвергнутая отцом и потерявшая любимого, Наташа глубоко переживает – она потеряла все, что было у нее ценного в жизни: доброе имя, честь, любовь и семью. Однако Николай Ихменев все еще безумно любит дочь, несмотря ни на что, и после долгих душевных терзаний, в финале повести, находит в себе силы простить ее.

На этом примере мы видим, что родительская любовь является самой сильной, бескорыстной и всепрощающей.

Несмотря на то, что госпожа Простакова – грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на все. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую минуту. Этот пример показывает нам, что родители стараются все делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять.

Не обошел стороной проблему отцов и детей и русский писатель А. С. Грибоедов в своем произведении«Горе от ума». В комедии прослеживаются взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него – деньги.

Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно.

Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным.

Роман русского писателя И. С. Тургенева «Отцы и дети».Конфликт поколений мы видим во взаимоотношениях Базарова с его родителями.

У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой – презирает «глупую жизнь отцов». От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения.

Если у Аркадия Кирсанова мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция. При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог.

Проблема неблагодарности детей, родительской любви .

У Самсона Вырина, главного героя повести А. С. Пушкина

«Станционный смотритель» , есть дочь Дуня, в которой он души не чает. Но проезжий гусар, положивший на девушку глаз, обманом увозит ее из отцовского дома. Когда Самсон находит свою дочь, она уже замужем, хорошо одета, живет многим лучше его и не хочет возвращаться.

Самсон возвращается на свою станцию, где впоследствии спивается и умирает. Спустя три года рассказчик проезжает по тем местам, и видит могилу смотрителя, а местный мальчик рассказывает ему, что летом приезжала барыня с тремя барчатами и долго плакала на его могиле.

Наташа, героиня романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», предает свою семью, убежав из дому с любовником. Отец девушки, Николай Ихменев, болезненно

воспринимает её уход к сыну своего врага, считая это позором, и проклинает дочь. Отвергнутая отцом и потерявшая любимого, Наташа глубоко переживает – она потеряла все, что было у нее ценного в жизни: доброе имя, честь, любовь и семью.

Не обошел стороной проблему отцов и детей и русский писатель

А. С. Грибоедов в своем произведении«Горе от ума». В комедии прослеживаются взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него – деньги.

Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно.

Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наилучшим.

Проблема непростых взаимоотношений родителей и детей нашла свое отражение в литературе. Об этом писали и Л.Н.Толстой, и И.С.Тургенев, и А.С.Пушкин. Я же хочу обратиться к пьесе А.Вампилова «Старший сын», где автор показывает отношение детей к своему отцу. И сын, и дочь откровенно считают своего отца неудачником, чудаком, равнодушно относятся к его переживаниям и чувствам.

Отец все молчаливо сносит, находит оправдания всем неблагодарным поступкам детей, просит их только об одном: не оставлять его одного. Главный герой пьесы видит, как на глазах разрушается чужая семья, и искренне пытается помочь добрейшему человеку- отцу. Его вмешательство помогает пережить тяжелый период в отношениях детей к близкому человеку. более важным и значительным.

Проблема исторической памяти (ответственность за горькие и страшные последствия прошлого)

Проблема ответственности, национальной и человеческой, была одной из центральных в литературе в середине 20-ого века. Например, А.Т.

Твардовский в поэме “По праву памяти” призывает к переосмыслению печального опыта тоталитаризма. Та же тема раскрывается и в поэме А.А.Ахматовой “Реквием”.