ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является задача «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Одним из таких условий выступает изобразительная деятельность ребенка дошкольного возраста.

Проблема формирования изобразительных умений у детей дошкольного возраста, изучение особенностей изобразительной деятельности в этом возрасте рассматривалась в исследованиях таких педагогов как Белобрыкина Н.А., Гаврина С.Г, Алещенко М.В., Комарова Т.С., Р.Г. Казакова, Мухина В.С. и другие

Однако, предварительный анализ методической литературы по дошкольному образованию позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью, в то время как дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей.

Поэтому в настоящее время возникла необходимость в методически- обоснованных подходах к разрешению противоречия:

— между имеющимися в педагогической теории подходами к обучению детей изобразительной деятельности и недостаточной разработанностью аспектов использования нетрадиционных средств изобразительной деятельности в условиях дошкольного образования.

Объект исследования: изобразительное развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия изобразительных умений детей дошкольного возраста на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Цель исследования: изучить и описать педагогические условия развития изобразительных умений детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Методы исследования: анализ психолого – педагогической и методической литературы, анализ образовательных программ, анализ предметно-пространственной образовательной среды, обогащение педагогического опыта.

4 стр., 1573 слов

Музыкальный фольклор как средство адаптации детей раннего возраста ...

... адаптации в ДОУ детей раннего возраста. Предмет исследования: влияние музыкального фольклора на адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ. Гипотеза исследования: произведения музыкального фольклора способствуют облегчению процесса адаптации при поступлении ребенка в ДОУ. Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы. Анализ ...

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательном учреждение муниципального образования «Детский сад комбинированного вида № 231» хутора Коржевского муниципального образования Славянский района

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Рисование — вид изобразительной деятельности, основное назначение которого — образное отражение действительности. Рисование — одно из самых интересных для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой.

А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. 6.

Как правило, дети любят рисовать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Рисование как вид изодеятельности имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Дети воспроизводят в рисунке, то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из произведений художественной литературы. 11.

Таким образом, рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Оно позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, рисование имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Рисование — важнейшее средство эстетического воспитания.

1.2 Определение традиционных и нетрадиционных техник рисования

Техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.

Нетрадиционное рисование — это искусство изображать, не основываясь на традиции. Нетрадиционные техники рисования — это техники на раскрытие правостороннего мышления. Упражнения, направленные на умения отходить от стандарта плюс базовые навыки.

Нетрадиционные техники рисования.

1. «Тычок жесткой полусухой кистью» (О.А. Белобрыкина).

9 стр., 4311 слов

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста ...

... следующие направления работы по художественному воспитанию детей: а) опыт художественных впечатлений от изображений искусства; б) некоторые знания, навыки в области различных видов художественной деятельности; в) система ... памяти детей, умению эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: ...

В данной технике используются такие средства выразительности как фактурность окраски, цвет.

К материалам, используемым в данной технике, относятся жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. В процессе в данной технике рисования ребенку нельзя опускать кисть в воду. Прием заключается в то, что ребенок опускает кисть в гуашь и ударяет ей по листу бумаги. Таким приемом заполняется весь лист и в итоге получается стилизация под пушистую или колючую поверхность.

1. «Рисование пальчиками» (Г.Н. Давыдова).

Средствами выразительности здесь являются пятно, точка, короткая линия, цвет. В процессе работы используются такие материалы как мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. В процессе рисования пальцы ребенка опускаются в краску, и ими же наносится рисунок на бумагу. На бумаге остаются разноцветные пятнышки.

2.«Рисование ладошкой» (Г.Н. Давыдова).

Средствами выразительности здесь являются пятно, цвет, фантастический силуэт. В процессе работы используются следующие материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Для получения изображения дети раннего дошкольного возраста опускают в краску ладонь целиком, более старшим дошкольникам можно предложить закрасить ладонь краской. Затем ладонью делается оттиск на листе бумаги. Потом оттиск цветной ладони можно дополнить элементами до какого-либо предмета, например деревце [26].

К другому виду нетрадиционной техники изобразительной деятельности относятся оттиски различными печатками. Автором ее является М. Шклярова. Печатки могут из картофеля, поролона, пенопласта, ластика, смятой бумаги. В зависимости от выбранного материала печатки получается и различная фактура изображения. Средствами выразительности при данной технике выступают пятно, фактура, цвет. В качестве материалов используются мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки. Для получения изображения печатка прижимается к штемпельной подушке с краской, затем ей наносится отпечаток на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Еще одной техникой нетрадиционной изобразительной деятельности является работа восковыми мелками + акварель, либо свечой + акварель (Р. Романова).

Средствами выразительности здесь будут цвет, линия, пятно, фактура. В качестве материала используются восковые мелки или свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти. Для получения изображения ребенок на белом листе бумаги выполняется рисунок восковыми мелками либо свечой. Затем листа закрашивается полностью акварельными красками. В итоге мелованный рисунок остается не закрашенным [28].

Другой нетрадиционной техникой рисования выступает «Монотипия предметная» или «Монотипия пейзажная» (А. Ильина).

Средствами выразительности являются пятно, цвет, симметрия. В качестве материалов используются плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Для получения изображения ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные).

После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

9 стр., 4493 слов

ТЕХНИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

... технике рисования: постепенности и последовательности (от простого к сложному); наглядности; индивидуальности; связь обучения с жизнью; научности (сообщаются знания о форме, цвете, композиции и т.д.) В работе с детьми по нетрадиционному рисованию я использую ...

Р. Романова выделяет такой вид нетрадиционного рисования как «Набрызг». Здесь в качестве материалов используются бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).

Для получения изображения ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Еще одним видом нетрадиционного рисования является такая техника как «Тычкование» (М. Шклярова).

В данной технике в качестве материалов используются квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2×2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы. Для получения изображения ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа[28].

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемые техники вводятся и в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития творческих возможностей детей. [10].

Таким образом, нетрадиционное рисование привлекает внимание детей своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Дошкольный возраст — это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только одарённых, но и всех детей. Для развития творческого воображения, необходимо особая организация изобразительной деятельности. Существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальную способность детей в изобразительной деятельности.

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

9 стр., 4365 слов

Нетрадиционные техники рисования в детском саду

... воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”. 7. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное воспитание”. 8. Перспективный план работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. 5. Актуальность и перспективность В истории дошкольной педагогики проблема творчества ...

  • личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
  • коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
  • педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

  • От простых занятий к сложным занятиям.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

  • Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
  • Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
  • Развивать творчество, фантазию.
  • Активизировать детей при выборе тематики.
  • Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.

Условия необходимые для успешного овладения изобразительной деятельностью и развитию творческих способностей детей.

Процесс развития творческих способностей у старших дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

Таким образом, результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Особенности дошкольного возраста обуславливают необходимость подкрепления любого продуктивного рода деятельности словом, рассматриванием изображения, проигрыванием, пластическим движением и т.д. [16].

Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов.

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Нетрадиционные художественные техники — это техники, позволяющие создавать рисунок при помощи разнообразных средств и материалов, находящихся под рукой и отличающие эти рисунки от традиционных по выполнению. Изобразительные нетрадиционные техники имеют большие возможности в художественно — эстетическом воспитании дошкольников.

28 стр., 13581 слов

Диплом ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ КАК ВИДУ ХУДОЖЕСТВЕННО ...

... современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. В.Г. Злотников в своем исследовании указывает, что художественное ...

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях.

Таким толчком к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражения индивидуальности могут выступать нетрадиционные техники обучения рисованию

2.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ

2.1 Сравнительный анализ основных общеобразовательных программ дошкольного образование «От рождение до школы» и «Детство» (раздел общеобразовательной области «Художественно–эстетическое развитие»)

Таблица 2.1. Сравнительный анализ основных общеобразовательных программ дошкольного образование «От рождение до школы» и «Детство» (раздел общеобразовательной области «Художественно–эстетическое развитие»)

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М . А. Васильевой.

Программа «Детство» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева.

Содержание образовательной области «Художественное творчество»

направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: Развитие продуктивной деятельности детей (рисование – предметное, сюжетное, декоративное; лепка, аппликация, художественный труд);

Развитие детского творчества Приобщение к изобразительному искусству через живопись, скульптуру, народно-декоративное прикладное искусство, архитектуру, эстетическую развивающую среду.

Образовательная область «Художественное творчество» в данной программе решает следующие задачи для старших дошкольников:

1.развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения

2. способствовать пониманию различных положительных и отрицательных, ярких и переходных эмоциональных состояний, проявляемых не только близкими, но и окружающими ребенка

подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться.

Таким образом, в рассмотренных образовательных программах авторы ориентируют педагога на построение насыщенного и разнообразного процесса форм художественно–эстетических понятий.

Неотъемлемой частью данных программ является воспитание средствами природы и искусства, которые обеспечивают целостность и гармоничность развития личности, создавая предпосылки для расширения и углубления познания мира. [4].

2 стр., 944 слов

Моделирование как метод обучения детей старшего дошкольного возраста ...

... творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Одним из действенных средств развития творчества признано декоративно-прикладное ...

2.2

Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования «Детский сад комбинированного вида № 231» хутора Коржевского муниципального образования Славянский района

Детский сад работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Программа опирается на лучшие традиции отечественного образования, является переработанной в соответствии с действующими федеральными требованиями, рекомендованными Мин. образования.

На первом этапе, был проведен анализ организации уголка изобразительной деятельности и развития художественно-творческих способностей с помощью рисования с использованием нетрадиционной техники в старшей группе.

Организация уголка изобразительной деятельности в старшей группе оборудована в специальном месте. Оно отделено от игровой зоны, расположено возле окна, имеет естественное освещение. Стол размещен так, чтобы при работе за ним свет падал из окна ребенку с левой стороны, как и требуется по организации уголка изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДОО. Расстояние от окна до рабочего стола 2,5 метра. Однако в гигиенических требованиях организации уголка изобразительной деятельности рекомендуют расстояние от окна до рабочего стола 1 метр. Свободное место возле шкафа и рабочих столов дает возможность детям доступно подойти к оборудованию по изобразительной деятельности. Спереди от рабочих столов расположены: стол для наглядных пособий и магнитная доска. Таким образом, расположение уголка изобразительной деятельности организованно с нарушениями гигиенических требований.

Таблица.2.2. Наполнение уголка изобразительной деятельности организованные в уголке изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Материалы

Необходимое кол-во (шт.)

Имеющееся

Кол-во (шт.)

Набор цветные карандашей: 15 цветов

15

15

Альбомы для рисования

15

15

Кисти мягкие эластичные (№ 2- № 10)

36

8

Стаканчики под воду

6

6

Фломастеры: 6 цветов

6

3

Фломастеры :18 цветов

6

2

Восковые мелки: 6 цветов

17 стр., 8185 слов

Выпускная аттестационная :: «Формирование изобразительных умений ...

... формы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию по мотивам дымковской игрушки. В соответствии с целью были определены задачи исследования : Изучить декоративно-прикладное искусство как часть изобразительного искусства. Проанализировать декоративное рисование как вид изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. ...

6

2

Гуашь: 6 цветов

6

6

Акварельные краски: 12 цветов

6

6

Раскраски (с сюжетными изображениями)

6

8

Трафареты (с изображением сказочных героев, транспорта, птиц, диких и домашних животных)

6

10

Аппликация: цветной картон: 12 цветов

6

2

Клей-карандаш

6

2

Ножницы

6

6

Лепка: пластилин 18 цветов

6

5

Дощечки

6

6

Клеенки

6

2

Тычки

6

2

Свечи

6

3

Зубные щетки

6

6

Ватные палочки

6

100

Штампы

6

6

Трубочки для коктейля

6

20

Мисочки для гуаши

6

6

Глина

6

6

Таким образом, уголок изобразительной деятельности оснащен изобразительными материалами по рисованию, лепке и аппликации: цветными карандашами, альбомами, тонкими и толстыми кистями, стаканчиками, фломастерами, восковыми мелками, гуашью, акварельными красками, раскрасками, трафаретами, цветным картоном и бумагой, клеем, ножницами, пластилином, дощечками, клеенками.

4 стр., 1827 слов

Саша-творческий проект ночная сорочка

... №7 Ночная сорочка с необычными бретельками Ночная сорочка с необычными бретельками. Бретелька на этой сорочке выполнена в виде одной бретельки из ленты. 8.Модель №8 Ночная сорочка на тоненьких бретельках Ночная сорочка на тоненьких ... за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура. Следить за правильной установкой положения терморегулятора. По окончании работы выключать утюг. ПРИ РАБОТЕ НА ШВЕЙНОЙ ...

Однако в уголке изобразительной деятельности отсутствуют схемы последовательности рисования отдельных объектов (животных, человека, деревьев), элементы разных видов росписи, готовые формы для выкладывания и наклеивания. Уголок изобразительной деятельности не оснащен, керамическими изделиями, предметами декоративно -прикладного искусства с элементами росписи, скульптур малых фор материалами по жанрам живописи, портретами художников, с учётом возраста детей.

Проведено тестирование родителей с целью выявления у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования. В анкетировании участвовало 5 родителей. (Приложение А).

Анализ ответов показал, что в свободное время дети дома рисуют, лепят из пластилина. Большинство детей, самостоятельно придумывают тему рисунков, по своему желанию выбирают материал, которым будут рисовать. Следует однако, отметить, что дома они редко рисуют акварельными красками, восковыми мелками. Больше всего рисуют фломастерами и карандашами.

В основном все родители считают, что у их ребёнка есть способности к изобразительному творчеству. Но немногие помогают своему ребёнку в выборе материала, которым рисовать, не советуют, как расположить рисунок на листе, как лучше нарисовать. Не всегда дети рассказывают о своём рисунке, если родители не спрашивают его об этом.

На вопрос, что чаще рисуют дети, родители мальчиков отвечали, что рисуют технику, роботов, солдатиков, космос. Родители девочек отвечали, что их дети рисуют кукол, принцесс, цветы, сердечки, животных, персонажи мультфильмов. И мальчики, и девочки рисуют свою семью: мам, пап, братьев и сестёр.

Большинство родителей считают данный вид деятельности важным, они хвалят и поощряют успехи своего ребенка. Не все родители рассматривают с детьми иллюстрации детских книг, смотрят телепередачи, посвящённые знакомству с изобразительным искусством. Совсем немногие посещают с детьми различные выставки и музеи.

Совсем немногие родители знакомы с нетрадиционной техникой рисования, а кто знаком отвечали, что детям нравится рисовать ладошками и пальчиками, но все разрешают это делать дома. В нетрадиционной технике рисования чаще всего дома используют разные печати, которыми детям нравится рисовать.

Только один из опрошенных родителей умеет профессионально рисовать.

Таким образом, результаты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из проведенных исследований, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует:

  1. развитию у дошкольников двигательной координации кистей и пальцев, глазомера, зрительного восприятия, ориентировке на листе бумаги;

  2. развитию умений и навыков, способствующих подготовке руки ребенка к письму;

  3. развитию воображения и восприятия, а значит, познавательных способностей;

  4. формированию эмоционально–положительного отношения к изображению;

  5. самовыражению личности, т.е. отображения собственного фантазийного и эмоционального мира.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности подразумевают под собой использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. В процессе нетрадиционной творческой деятельности ребенок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционное рисование привлекает внимание детей своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Каждый ребенок – это личность. Они имеют свое мнение, свои способности, предпочтения и интересы. Но, все они без исключения любознательны, обожают играть и рисовать, даже если это и не совсем правильно получается. Именно для того, чтобы научить ребенка рисовать, привлечь его к миру прекрасного и просто, в процессе работы, донести до него новые знания, информацию, воспитать в нем те или иные качества, в детских садах необходимо чаще использовать нетрадиционное рисование. Дети с таршего дошкольного возраста, в следствие своего возраста и развития, дети уже могут использовать практически любую технику нетрадиционного рисования.

В процессе изобразительной деятельности в детском саду при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно–творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.

Результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно! Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные техники помогают этому.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности

В старшей группе детского сада №18, недостаточно используют образовательные возможности нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

В заключении можно отметить, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Всякий раз я создавать новую ситуацию так, что бы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться, обеспечивают этим целостность и гармоничность развития личности, создавая предпосылки для расширения и углубления познания мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/metodyi-obucheniya-detey-izo-dosh/

Нормативные акты

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ. – М.: ТЦ «Сфера, 2013.

  2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ «Перспектива», 2014.

  3. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014)

  4. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солицева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.

  5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.- М.: «Мозаика – Синтез», 2014

Специальная литература (книги)

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/metodyi-obucheniya-detey-izo-dosh/

  1. Алещенко М.В. О чем рассказал детский рисунок// Начальная школа.-1992.-№4.-С.

  2. Гаврина С.Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. — Ярославль, 2008

  3. Алексеева Н.М. Озорной карандаш. Москва: Лист. 2006

  4. Белобрыкина Н.А. Маленький художник, или на пути к творчеству. Новосибирск: Гос. Пед. Институт. 2007

  5. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  6. Романова В.Я. Психология индивидуальных различий. 2009

  7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Детский сад: день за днем. Учебное пособие. 2010

  8. Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности.- М.: Просвещение,1996

  9. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия, планирование. 2008

  10. Гаврина С.Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. — Ярославль, 200

  11. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.-Москва.: Просвещение, 1991. Ветлугина Н.А.

  12. Художественное творчество в детском саду.- М.: Просвещение, 1974.

  13. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? Дошкольное воспитание.-2005.-№2.

  14. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.-М.: Педагогика, 1981.

  15. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

  16. Планирование, конспекты занятий. Издательство КАРО Санкт-Петербург 2008

  17. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества, Москва, Издательский центр академия 2011

  18. Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред. Н.А. Ветлугиной, М., «Педагогика», 1972.

Публикация в периодической печати.

20. Журнал «Ребёнок в детском саду» — 12/2018

21. Журнал «Справочник старшего воспитателя » № 8 август 2017

22. Рогаткина Т. Мастерская радости. // Дошкольное воспитание. – 2003. — № 12.

24. Казакова Т. Искусство, которое мы называем изобразительным // Дошкольное воспитание. – 2006. — № 10.

Электронные ресурсы.

25. http://doshkolniky.ru/

26.

27.

28. http://www.o-detstve.ru/

29.http://vospitatel.res

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анкета для родителей

1. Чем ваш ребенок любит заниматься дома (рисовать, лепить, вырезать из бумаги и т.д.)? ___________________________________________________________________________________

2. Как вы считаете, есть ли у вашего ребенка способности к изобразительному творчеству? _____________________________________________________________________________________

3. Имеется ли у ребенка специальное место для занятий изобразительной деятельностью и хранения соответствующих материалов? __________________________________________

4. Рисует ли кто-то из членов семьи профессионально? __________________________________________________________________________________

5. Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования (необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и т.д.)? _____________________________________________________________________ __________

6. Рассматриваете ли вы с ребенком иллюстрации детских книг, обращаете ли внимание на работу художников-иллюстраторов? __________________________________________________________________________________

7. Считаете ли вы необходимым осуществлять руководство детской изобразительной деятельностью? _____________________________________________________________________

8. Какими изобразительными материалами любит рисовать ребенок (карандашами, гуашью, акварелью, углем, сангиной, пастелью, цветными восковыми мелками, фломастерами…)? ___________________________________________________________________________________

9. С какими нетрадиционными техниками рисования вы знакомы? ___________________________________________________________________________________

10. Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (пальцем, ладошкой, другими предметами)? _______________________________________________________________

11. Ребенок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает, или по вашему разрешению? ____________________________________________

12. Какие темы наиболее часто ребенок отражает в рисунках? _____________________________________________________________________ _____________

13. Рассказывает ли ребенок о своем рисунке? _____________________________________________________________________ __________

14. Как используются детские работы дома (собираются в специальную папку, устраиваются мини-выставки, периодически рассматриваются совместно с ребенком, др.)? _______________________________________________________________________________

15. Как вы оцениваете результаты изобразительного творчества вашего ребенка? __________________________________________________________________________________

16. Считаете ли вы необходимым для развития творческих способностей посещение ребенком кружка « В гостях у Кляксы-Ваксы» на базе дошкольного образовательного учреждения? __________________________________________________________________________________

17. Как вы оцениваете организацию занятий с детьми в кружке «В гостях у Кляксы-Ваксы» на базе дошкольного образовательного учреждения? ___________________________________________________________________________________

18. Ваши пожелания по организации работы кружка «В гостях у Кляксы-Ваксы» на базе дошкольного образовательного учреждения? ___________________________________________________________________________________

19. Хотели бы вы получить мастер – класс по использованию нетрадиционных техник рисования?__________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Проект «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования» в старшей группе

Паспорт проекта, Наименование проекта:, Вид проекта:, Цель проекта, Задачи проекта:

1. Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

3. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

4. Развивать фантазию, творческое воображение, любознательность.

5. Поощрять инициативу и самостоятельность в выборе техники рисования при создании изображения.

6. Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.

7. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Сроки реализации, Этапы реализации проекта:, Подготовительный

Основной – проведение мероприятий согласно выбранному плану.

Заключительный, Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

2. Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

3. Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

4. Развитие индивидуальных творческих способностей дошкольников и интереса к коллективной творческой деятельности посредством использования нетрадиционной техники рисования;

5. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;

6. Оформление выставок детских работ.

Материально-техническое обеспечение проекта:

Альбомы,бумага для акварели, гуашь, акварель, тушь, кисти, штампы, печатки, ватные палочки, зубные щетки, трафареты, восковые мелки, парафиновые свечи, соль, манка, сухие листья, различные семена, клей, подборка иллюстраций, музыкального сопровождения, анкеты и памятки для родителей.

Формы работы с детьми.

1. Дидактические игры. Для развития воображения и фантазии.

2. Чтение загадок.

3. Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.

4. Чтение художественной литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/metodyi-obucheniya-detey-izo-dosh/

5. Беседы.

6. Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной изотехнологии.

Формы работы с родителями.

1. Анкентирование

2. Консультации: «Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей».

3. Наглядная информация: памятки, буклеты.

4. Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы).

I этап – подготовительный

1. Определение темы проекта.

2. Формулирование цели и задач проекта.

3. Составление плана реализации основного этапа проекта.

4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта.

5. Подготовить необходимый для рисования материал, различную бумагу, краски, карандаши, а также нетрадиционный материал для рисования и аппликации — свечи, трубочки, нитки, зубная щетка, ватные палочки, соль, манная крупа.

6. Привлечение родителей к совместной работе над проектом.

7. Оформление папок – передвижек для родителей.

II этап – основной, организационно – практический

1. Развивать художественно — творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.

2. В ходе занятий используются следующие методы и приёмы: беседа, показ технических приёмов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.

3. На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.

4. На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой:

— Рисование пальчиком, ладошкой.

— Рисование ватной палочкой, мятой бумагой.

— Оттиск печатками из картофеля, поролона, листьев.

— Рисование жесткой полусухой кистью.

— Рисование по мокрому.

— Восковые мелки (Свеча) + акварель.

— Монотипия предметная, пейзажная.

— Набрызг.

— Кляксография с трубочкой.

— Рисование мыльными пузырями.

— Граттаж.

— Пластилинография.

— Рисование манкой, солью.

«Раз ладошка, два ладошка»

Я рисую — руки в краске, это мелочь для меня,, Я рисую яркой краской, посмотрите на меня., В садике рисуем краской, ушки, носики и глазки,, Получаются мордашки и детишки-замарашки!, Актуальность и значимость проекта.

Актуальность проекта в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Перспективный план работы с детьми:

Сентябрь

1. Рисование пальчиками «Люблю березку русскую»

2. Беседа: «Нетрадиционные средства рисования».

3. Рисование в технике монотипия «Бабочка»

4. Просмотр презентации: «Техники нетрадиционного рисования»

5. Рисование оттиск печатками из яблок «Компот из яблок и груш».

6. Чтение сказка «Школа необычных художников» авт. Неизвестен.

7. Рисование кляксография трубочкой «Страна «Кляксония».

8. Д/ и «Гусеница», «Что лишнее?»

Октябрь

1. Рисование смятой бумагой «Осеннее дерево».

2. Просмотр презентации: «Осенние деревья»

3. Рисование ладошкой «Петушок золотой гребешок»

4. Д/ и «На что похожи наши ладошки», «Подбери листочек»

5. Рисование оттиск поролоном, трафарет «Медвежонок»

6. Чтение В. Сутеев «Петушок и Краски».

7. Рисование оттиск листьев «Осень на опушке краски разводила»

8. Разучивание пальчиковой гимнастики «Киска кисточку взяла».

Ноябрь

1. Рисование пластилином «Кисть рябины, гроздь калины»

2. Беседа: «Профессия – художник»

3. Рисование свеча, акварель. «Березовая роща»

4. Просмотр презентации «Русские художники об осени».

5. Рисование в технике тычок жесткой кистью «Выставка рыжих котов»

6. Д/и «Назови, какого цвета», «Составь портрет», «Опиши соседа».

7. Коллективное рисование оттиск листьев «Портрет осени».

8. Чтение: «Страна Рисования» инт-т рес.

Декабрь

1. Рисование свеча, акварель «Волшебные картинки»

2. Рассматривание открыток с новогодней елкой.

3. Рисование пластилином «Снеговик»

4. Д/и «Отгадай, что я нарисовала, и дорисуй».

5. Рисование жесткой кистью «Маленькой ёлочке холодно зимой»

6. Чтение «Сказка о добром художнике и ангеле» Поленов

7. Рисование ладошкой «Портрет деда Мороза».

8. Игра – упражнение: «Угадай картину»

Январь

1. Рисование ладошкой «Снегири, синички»

2. Беседа «Краски дня и ночи»

3. Рисование в технике набрызг «Снежинка – балерина»

4. Д/и «Составь пейзаж», «Парные картинки»

5. Рисование оттиск печатками по трафарету «Моя любимая чашечка»

6. Просмотр презентации «Русские художники о зиме»

7. Рисование в технике граттаж «Дремлет лес под сказкой сна…»

8. Чтение «Художник и сказка» Н. Емельченко.

9. Рисование манкой «Зимний лес»

Февраль

1. Рисование мятой бумагой «Город в снегу»

2. Д/и «Подбери цвет к предмету», «Геометрическое лото»

3. Пластилинография «Совушка — сова»

4. П. /и «Черное, белое».

5. Рисование ватными палочками «Хоровод матрешек»

6. Чтение «О том, как двое друзей Волшебную Страну в разные цвета раскрасили» Л. Ардалионов

7. Рисование восковыми мелками и акварелью «Кто живет в стеклянном домике.

8. Рассматривание картин, иллюстраций «Зимний город»

Март

1. Рисование по сырому листе «Цветочная полянка»

2. Беседа: «Природа глазами художника»

3. Пластилинография «Витрина магазина уникальных ваз»

4. Д/и «Симметричные предметы»

5. Рисование солью «Роза для мамы»

6. Чтение «Сказка о русской живописи» М. Казиева

7. Рисование в технике монотипия «Волшебное дерево»

8. Просмотр презентации

«Морское путешествие на морское дно»

9. Рисование в технике граттаж «Морское царство»

Апрель

1. Рисование мыльными пузырями «Воздушные шары»

2. Просмотр презентации «Русские художники о весне»

3. Рисование в технике набрызг «Звездное небо и его обитатели»

4. Д/и «Радужные гномы», «Узнай по силуэту»

5. Рисование по сырому листу «Радуга»

6. Чтение «Волшебная радуга» Медоус Дейзи

7. Рисование оттиск поролоном, трафарет «Ракеты в космосе»

8. П/и «Веселые обезьянки» и пальчиковая гимнастика.

9. Рисование жесткой кистью «Пушистые одуванчики, белые сарафанчики»

Май

1. Рисование восковые мелки, акварель «Ромашки».

2. Д/и «Разрезные картинки», «Найди отличия», «Подбери бабочке крылышко»

3. Рисование мыльными пузырями «Весенний букет»

4. Чтение «Разноцветная книга» С. Маршак

5. Рисование кляксография трубочкой «Праздничный салют»

6. Игра – упражнение: «Дорисуй половинку фигуры».

7. Рисование в технике монотипия «Пейзаж у озера»

8. Рисование ватной палочкой, трафарет, мятая бумага «Букет сирени»

III этап — Заключительный

1. Выявить уровень творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками.

2. Оформление выставки детских работ.

3. Оформление детского альбома «Фантазёры».

Итог

Мой проект «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования» направлен на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

В результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной деятельности были получены заметные положительные результаты:

1. Дети приобрели знания о свойствах и особенностях традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов;

2. Стали использовать в работе различные техники и приемы, с расширением спектра изобразительных техник и приемов;

3. Их работы стали более выразительными и богатыми по тематике, улучшилось качество изображения, стал, заметен более творческий подход к изобразительной деятельности.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски поролоном, печатками из овощей, кляксография, свеча или восковые мелки с акварелью и другими и т. д. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными. Благодаря вовлечению в наш проект родителей, их семейный досуг стал увлекательнее. Дети с мамами и папами стали уже сам придумывать нетрадиционные методы изобразительности.

obr.ru/