ТЕХНИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Квалификационная работа, Заведующей МБДОУ д/с№45 «Теремок» комбинированного вида, Драндиной Вилоры Александровны

г.Ногинск

1.Техника изобразительной деятельности и ее роль в создании изображения

Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребенка, формируется его мировоззрение. И понимание ребенком не совершенности своих работ может привести даже к отказу от изобразительной деятельности. Именно в этом возрасте важно научить ребенка разнообразным техникам изобразительной деятельности. Они помогают ребенку создавать задуманное, что- то новое, оригинальное, необычное, даже если технические навыки ребенка несовершенны.

В изобразительном же искусстве под техникой (от греч. technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.

Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе – она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. И обучение технике рисования – не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Следует обеспечить ребенку свободу творческого развития, а это невозможно без внедрения в практику как можно большего числа нетрадиционных техник.

По мнению Т. С. Комаровой, обучение детей технике рисования должно осуществляться «не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет». Если ребенок не владеет своей рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука быстро устает и процесс создания изображения не приносит радости.

Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как средствами выразительности, научиться правильно держать карандаш, кисть, рациональным способам их использования – достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может. Необходимо, чтобы он правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого.

В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления. Если дети неправильно держат карандаш (в результате того, что им своевременно не показали, как это надо делать, и у них закрепилась неправильная хватка) – щепотью, в кулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро устает, изображение искажается. И как результат – неудовлетворенность, огорчение, потеря интереса.

15 стр., 7366 слов

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ...

... образования Славянский района 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ Изобразительная деятельность - это специфическое образное ... работы используются следующие материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Для получения изображения дети ...

Техника рисования включает и движения, и восприятие их, т. е, движение под контролем зрения и двигательных (осязательных и кинестетических) ощущений.

В лепке же необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок пластилина, получать из него разнообразные формы, создавать изображения.

Дети постепенно овладевают отщипыванием маленьких комочков пластилина от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.), расплющиванием, вытягиванием. Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Их обучают разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учат лепке по частям и из целого куска. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления).

Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок.

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.

Аппликация развивает декоративное чувство, способствует развитию колористического чувства и композиционных навыков у детей, так как дает им возможность перед наклеиванием попробовать по-разному расположить вырезанные фигуры и выбрать наилучший вариант их размещения.

На занятиях аппликацией так же, как и на занятиях рисованием и лепкой, у детей развивается способность изображать предметы и явления окружающего, выражать свои впечатления и замыслы. Для этого необходимо, чтобы дети постепенно овладевали техникой складывания изображений из частей и наклеивания их, а главное, владели бы техникой самостоятельного вырезывания формы предметов.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятия рисованием. Продумывая занятие, воспитатель подбирает тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям, и окружающим эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если дети хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала (разумеется, в доступных пределах).

13 стр., 6376 слов

Пробуждает особый интерес к детской речи, к законам словообразования ...

... словообразование героев книги Чуковского и современных детей. При составлении данной работы автор использовал книгу «Жизнь и творчество Корнея Чуковского» [2], где дается описание жизни и творчества К.И. Чуковского. В статье Веры ... внушать людям, что именно оно, это зло, может привести – и приводит! – наш язык к худосочию и хилости. «… канцеляризация речи почему-то пришлась по душе обширному ...

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Использование нетрадиционных способов рисования вызывает у детей обилие положительных эмоций; даёт возможность использования в качестве изобразительных материалов часто неожиданных предметов, удивляя малышей оригинальностью и непредсказуемостью. Знания, умения, педагогический такт дают возможность ребёнку сотворить собственную картину мира, а нетрадиционные методы рисования сделать рисунок красивым, понятным, привлекают его и заинтересовывают. Идея педагогического опыта– развитие творческих способностей, каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.

Факторы, позволяющие мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:

  • разнообразие и вариативность работы с детьми;
  • новизна обстановки;
  • необычное начало работы;
  • красивые и разнообразные материалы;
  • интересные для детей неповторяющиеся задания;
  • возможность выбора.

Задача педагога – поддержать инициативу детей, развивая их творческое начало. Главная задача, которая стояла передо мной по художественно – эстетическому развитию – не только осуществление личностно – ориентированного подхода к каждому ребенку, но и умение детей работать парами, коллективно. Это развивает в детях коммуникативные качества: умение договариваться, планировать свою работу, добиваться результата общими усилиями.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию.

Всякий раз я создаю новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Я стараюсь разнообразить и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.

Большое разнообразие вношу и в организацию занятий: дети могут рисовать, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более человек; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов. Я знакомлю детей с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т.д.).

Принципы построения работы по нетрадиционной технике рисования: постепенности и последовательности (от простого к сложному); наглядности; индивидуальности; связь обучения с жизнью; научности (сообщаются знания о форме, цвете, композиции и т.д.)

В работе с детьми по нетрадиционному рисованию я использую здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии тесно связаны с нетрадиционной техникой рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развить творческие способности, использовать такие материалы, как: поролон, зубная щетка, деревянные палочки, целлофан, листья деревьев, овощные штампы, пряжа, парафин, песок, соль, гофре (креповая бумага) оракал (самоклеящаяся бумага), выдувание (с помощью трубочки от сока).

Все это занимает детей и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на нервную систему, укрепляет и развивает её.

А вот работа с креповой бумагой (гофре) и оракалом (само клейкой), положительно влияет на психику ребенка, носит терапевтический характер и развивает мелкую моторику руки.

Нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Важно отметить, нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается.

Использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными.

Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Использование разнообразных нетрадиционных техник развивает творческий потенциал детей. Педагогу же разнообразие изобразительных техник позволяет ставить перед детьми новые задачи, и стимулирует творческую активность. К тому же нетрадиционные техники развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность и самое главное- уверенность в себе. У детей возрастает интерес к изобразительной деятельности. Они более творчески всматриваются в окружающий мир, учатся находить разные оттенки. Приобретают опыт эстетического восприятия. Дети создают новый оригинальный продукт. Проявляют творчество, реализуют свои замыслы, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Из наблюдений можно отметить, что в каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по изобразительной деятельности. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку. Но развиваем ли мы увиденные нами творческие способности и задатки у таких детей?

2. Проблема использования нетрадиционных изобразительных техник в

психолого-педагогической литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/vidyi-izobrazitelnogo-iskusstva-ispolzuemyie-v-rabote-s-detmi/

Современная система образования в России во всех ее звеньях ориентирована на развитие личности человека. Формирование знаний, умений, навыков – не цель, а одно из средств достижения этой главной цели.

В прошлом у общества не возникало особой потребности в формировании и развитии творчества людей. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения – такое определение дала психолог Л.Ф. Обухова. Она пишет, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе «процесс развития». Детство является наиболее благоприятным для развития творчества.

Нетрадиционные изобразительные техники –это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.

Положительное отношение к использованию нетрадиционных изобразительных техник сложилось не сразу.

Так Комарова Т.С. в работе «Обучение детей технике рисования» пишет: «Наряду с рисованием карандашами, мелками и красками предлагается рисование краской без кисти – размазывание ее пальцами, рисование воском, капающим с зажженной свечи, столярным клеем, дымом, горчицей, краской с вазелином и т. д. Все эти способы создания изображения являются значительно более трудными, чем рисование карандашом и кистью. Но в большинстве случаев задача создания образа и не ставится. Если же дети стремятся перейти к изображению, их снова возвращают к «манипулированию» с материалами, подсказывая новые возможности. Даже детей 7–9 лет увлекают пробами пользования разными, новыми для них материалами для создания беспредметных композиций. Конечно, в этом манипулировании с материалами имеются и положительные черты: богатство технических приемов, материалов, использование разных красок, мягких цветных мелков, туши, карандаша, разнообразие сочетания этих материалов в одном рисунке, однако оно отвлекает от передачи объективного содержания. Наблюдается по существу не свобода самовыражения, а твердо направленное формирование у детей отношения к рисованию как деятельности по преимуществу не изобразительной. В ряде зарубежных стран имеются и другие течения, приближающиеся к пониманию реалистического значения рисования. У отдельных зарубежных педагогов мы находим интересные поиски методических приемов руководства детским творчеством. Советской педагогикой и психологией доказано, что полноценное развитие ребенка возможно только в условиях его планомерного воспитания и развития. Определена роль образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В достаточной степени уточнено значение обучения изобразительной деятельности. В области рисования обучением охватывается и та группа умений и навыков, которая может быть определена как техника рисования».

Особенностью обучения детей на занятиях по изобразительной деятельности являются то, что издавна соперничают два подхода: академическое обучение и свободное воспитание или обучение нетрадиционным техникам в изобразительной деятельности дошкольников. В первом случае дети приобретают навыки, полезные в жизни, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это обучение без творчества.

Во втором случае для детей создается благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного воздействия. Дети приобретают опыт свободного самовыражения, но это творчество без обучения. Оно поднимается на волне «возрастной талантливости», как бы помимо самого ребенка, и вместе с ней сходит на нет, маленький ребенок «не вступает во владение» собственным творческим потенциалом. Нужен третий путь-путь целенаправленного руководства творческим развитием детей.

В 90-е годы XX века отмечается большой интерес со стороны педагогов к использованию разнообразных изобразительных техник. Это обстоятельство объясняется тем, что именно в это время активно изменяется система образования в России, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии.

В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условиях формирования художественных способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов области изобразительной деятельности с дошкольниками.

Сегодня педагоги и психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном образовании, которые часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности

Таким образом идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности приобрела актуальность в 90-е годы прошлого столетия.

Задачи активизации творческих способностей детей подводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Однако, после изучения программных материалов по изобразительной деятельности, мы отметили что в них рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает творческие возможности дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности работ в этом и состоит противоречие между целесообразностью использования нетрадиционных художественных техник в детской изобразительной деятельности и недостаточной теоретической и методической разработанностью данного вопроса.

В основу опыта использования нетрадиционных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник. Такие задания ставят ребенка в позицию «творца» активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов

Положительным моментом является то, что кроме основных программ в современных дошкольных учреждениях есть выбор вариативных, парциальных и авторских программ, которые раскрывают положительные аспекты использования разнообразных нетрадиционных техник. Разнообразие предоставляемых детям изобразительных нетрадиционных материалов, отход от традиционных и привычных способов создания продуктов деятельности, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности воображения.

Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, А. А. Мелик- Пашаев предполагают использование разнообразных изобразительных техник в работе с детьми дошкольного возраста как вариант пути выхода из данной сложившейся ситуации.

Практические исследования О.А. Белобрыкиной, Р.Г. Казаковой, Г.Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и других педагогов в области использования нетрадиционных техник прошли открытую проверку в дошкольных образовательных учреждениях и показали значимость для повышения уровня выразительности рисунков, повышения эффективности усвоения художественно-выразительных приемов в создании образа или композиции.

А.А. Белобрыкина отмечает: «Развивая у детей способности к изобразительной деятельности, педагогу необходимо самому верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике». Она разработала методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы «Маленькие волшебники, или на Пути к Творчеству». Цель методических рекомендаций – оказание практической помощи всем, кто заинтересован в раннем развитии творческих способностей детей. В работе предлагаются не только методы и приемы, развивающие воображение, фантазию, но и даны в игровой форме упражнения по технике рисования. Дан перечень техник рисования по возрастам, их описание. Хочется отметить, что техники идут с усложнением.

Другой педагог-психолог И. А. Лыкова разработала программу «Цветные ладошки», в которой имеется перспективное планирование и цикл занятий с применением нетрадиционных техник рисования по возрастам.

В современных журналах по дошкольному образованию » Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ,» «Дошкольная педагогика» «Старший воспитатель», «Обруч», «Современное дошкольное образование» и др. публикуется много статей, посвященных проблеме использования техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. В них представлен опыт работы педагогов, описание нетрадиционных техник, а также предлагаются конспекты занятий с использованием разнообразных нетрадиционных техник.

Т.С. Комарова рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники, обучать способам работы с ними, пониманию выразительных свойств.

Под руководством заслуженного педагога Р. Г. Казаковой в настоящее время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник, ранее не используемых в работе с детьми и предложено педагогам использовать их в детских студиях. Давыдова Г. Н. отмечает, что детское художество сводится и к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные техники. Никитина А.В. также подчеркивает, что разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Хочется отметить, что актуальность проблемы использования нетрадиционных техник обусловлена необходимостью повышения уровня образования самих педагогов, их заинтересованности, способности к творчеству, инновациям в профессиональной деятельности. В современных ДОО педагоги больше склоняются к применению традиционных техник.

Для повышения уровня знаний, умений и навыков педагогов нашего детского сада и района, родителей дошкольников по данной теме мною создана программа семинара – практикума по нетрадиционным технологиям в художественно – эстетическом развитии. Ведь именно от заинтересованности педагога зависит, будет ли эффективное использование нетрадиционных техник в практике работы с детьми, как будет происходить развитие интереса детей и творческой активности в процессе этой деятельности, формирование фантазии, образного мышления, творческих способностей детей.

Это возможно только при условии, если педагоги будут уделять изобразительной деятельности больше внимания, уголки для самостоятельной деятельности будут оснащены необходимыми материалами, как требует того современное ДОО.

Для успешной реализации работы в данном направлении мной была создана развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован уголок изо- деятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета, фактуры и формы, цветные карандаши, фломастеры. восковые мелки, краски (гуашь и акварель),кисти тонкие и толстые, картон (белый и цветной), различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, баночки для воды, салфетки, палитры, зубные щётки, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушки, свечи, листья, ватные палочки, камушки, перья, кусочки ткани, тычки, штампы в форме геометрических фигур, трубочки для коктейля и т. д. Весь материал хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях.

В уголке для рисования хранятся также папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения; технологические карты по рисованию.

В группе оформлена выставка детских работ, позволяющая продемонстрировать детям свои успехи в творческой деятельности. Имеется магнитофон, записи с музыкой для использования музыкальных произведений на занятиях по художественному творчеству, мольберты, ребенок может передвинуть их в любое место. Мною систематизированы игры и упражнения на развитие творческих способностей. Составлена картотека, в которую входят игры на воображение, фантазию, внимание, память, гибкость мышления, мелкую моторику, невербальное общение и др.

Опираясь на психолого-педагогические принципы, попыталась выстроить систему работы с детьми, как с традиционными, так и с введением нетрадиционных техник. Выбор этот не случаен. Название данной работы говорит само за себя. Здесь присутствуют элементы неожиданности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений, совместить работу сразу нескольких технологий и тем самым вызвать интерес у детей.

Процесс создания продукта для ребенка имеет первостепенное значение. Увлекшись поиском, он обязательно закончит работу положительным результатом.

3 .Характеристика нетрадиционных изобразительных техник

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Перечислим наиболее известные виды нетрадиционных художественно–графических техник, представленных А.В. Никитиной.

В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Другой педагог Сакулина Н.П. рекомендует такой перечень нетрадиционных техник для детей старшего возраста:

  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • чёрно-белый граттаж (грунтованный лист);
  • кляксография обычная;
  • кляксография с трубочкой;
  • кляксография с ниточкой;
  • набрызг;
  • акварельные мелки;
  • тычкование;
  • Проанализировав перечень нетрадиционных техник из разной литературы, мы сделали сводную таблицу, в которой отмечены нетрадиционные изобразительные техники согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста (см. Приложение 1).

Опыт моей педагогической деятельности свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Малыши с восторгом показывают свои работы родителям, при этом ни один из них не спутает свой рисунок с рисунком другого. Стоит только попробовать, и вы сами начнёте получать удовольствие от процесса рисования пальчиками или ладонью. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

Современные техники изобразительного творчества развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

О.А. Белобрыкина рассматривая особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста, отмечает следующее: ознакомление с нетрадиционными техниками идет в двух взаимосвязанных направлениях: знакомство и освоение новых изобразительных приемов наряду с усложнением, модификацией и комбинированием уже освоенных техник.

Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, педагогу необходимо самому верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Можно учить детей рисовать с помощью плоской бумаги, выдуваемой струей воздуха, жесткой кистью по мокрому фону, на ткани, методом тычка, и т.д. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силы. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа.

Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности. Рисовать можно не только карандашами и кистью, но и с помощью плотной бумаги. Для этого необходимо вырезать полоску из картона длиной три – пять сантиметров и шириной 0,5 – 1,5 см (в зависимости оттого, что будут дети изображать).

Далее обмакнуть край полоски в краску и, изменяя его (края полоски) движение, рисовать различные картины.

Нетрадиционные техники рисования способствуют тому, что у детей возрастает интерес к рисованию. Они более творчески всматриваться в окружающий мир, учатся находить разные оттенки, приобретают опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Несформированность графических умений и навыков мешают ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира затрудняет развивать эстетическое восприятие. Ребенок осознает, что та или иная линия у него не получилась и поэтому стремиться ее исправить. А на бумаге незаметно это сделать очень сложно.

Учитывая эту особенность детей можно предложить детям технику пластилинового налепа, т.е. или «Пластилиновую живопись». Барельефную картинку можно изменять дополнять деталями, а предметы получаются. Рисуют пластилином не только на картоне, если использовать органическое стекло, то работы получаются, как настоящие картины. Если вложить их в коробку из-под конфет, то можно украсить детскую комнату.

Пластилинография — создание лепкой картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов. Вылепленные предметы являются как бы маленькими копиями настоящих вещей, их можно использовать в игре как заместители окружающих предметов. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими «как настоящий», если вылеплен, а не нарисован.

Аппликация (от латинского слова applicatio – прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу без клея.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, украшений праздничных и других костюмов, оформление стенгазет, стендов, выставок, помещений детского сада), но и в создании картин, панно, орнаментов и т. д.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, животное, дом, машина, человек и т. д.): сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Каша Родина», «Москва вчера, сегодня, завтра», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т, д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы и шрифтовой.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных.

К современным техникам аппликации относят следующие:

  • работа с природными материалами: аппликация из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликация из семечек, косточек, аппликация природными сыпучими материалами (толченая скорлупа, опил, чай), мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, соломы, мочала и другого природного материала;
  • работа с бросовым материалом;
  • работа с тканью и другими волокнистыми материалами: аппликация из ткани: аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись.

Таким образом нетрадиционные техники можно применять во всех видах изобразительной деятельности: рисовании, аппликации и лепке.