Липай М.Н. СКАЗОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

студентка 4 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(научный руководитель – Чекина Е.В., заведующий кафедрой педагогики и психологии детства УО ГрГУ им. Я. Купалы, кандидат педагогических наук, доцент)

СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация.

В настоящее время трудно найти ребенка, который бы не любил слушать сказки, но сочинять сказки может далеко не каждый малыш. Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она «складывается», дать представление о героях, о системе событий, о роли персонажей в сказке, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и словесного творчества детей.

К сожалению, очень часто творческий потенциал, заложенный в сказках, не раскрывается на занятиях по развитию речи, поскольку изучение сказок в дошкольных учреждениях в большинстве случаев сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии сказки, но никак не к сочинительству собственных сказок. В результате этого разрушается целостность художественного мира и её особое обаяние пропадает.

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Основой любой сказки, как правило, становится фантазия и воображение ребенка. Усваивая содержание и знакомясь с образами сказки, дети усваивают и художественные средства их раскрытия – композицию, выразительные средства языка. Сказки динамичны и в то же время напевны. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, частых повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Задача сказки – дать образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства. Она допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для творческого воображения и словесного творчества.

Само понятие «творчество», говорит о том, что творчество – это деятельность человека направленная на создание новых предметов материальной и духовной культуры. Если творчество взрослого человека мы оцениваем с точки зрения того, что он преподнес что-то новое в мир, то творчество ребенка неоценимо, ведь развиваясь, ребенок преподносит что-то новое только для себя, тем самым обогащая свой внутренний мир.

12 стр., 5708 слов

Влияние сказки на развитие ребенка

... событий. 2. Какое влияние сказка оказывает на развитие ребенка Бруно Бетельхейм обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Б. Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения ... опыт и привел А.В. Запорожца к объяснению механизма процесса понимания словесного творчества. К этому времени была сформулирована теория К.С. Станиславского о психотехнике ...

Разновидностью детского творчества является словесное творчество – «деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений» [1, с. 95].

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу.

Словесное творчество детей, по мнению Н. А. Ветлугиной, выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве – создании новых слов. Оно развивается тогда, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который становится содержанием словесного творчества, дошкольники овладевают сложными формами связной речи, обогащается их словарь [2, с. 21].

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в речевой деятельности. Это особенно заметно при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных рассказах и сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и усвоенные образы искусства. Для дошкольников наиболее доступной формой детской литературы является фольклор: сказки, рассказы, стихи. Опираясь на взаимосвязь творчества и обучения детей в детском саду, можно рассматривать сказку как источник и метод развития словесного творчества.

Таким образом, идея использования сказки как средства развития словесного творчества не является новой. Вместе с тем, данная проблема не имеет достаточного методического обеспечения. Становится очевидным противоречие между признанием влияния сказки на словесное творчество детей и недостаточной разработанностью методики обучения сочинению сказок.

Интерес к словесному творчеству, двигателем кото­рого является детское воображение, в старшем дошколь­ном возрасте наблюдается у многих детей. Сочиняя сказку, ребенок должен произвести анализ известных ему сюжетов и образов, а затем синтезировать новое яв­ление: новую композицию, образы героев. Однако анализ детских сказок показывает, что дошкольники испытывают затруднения в выстраивании сюжета и структурировании текста, в выборе средств создания сказоч­ного образа.

Экспериментальная часть исследования проводилась на базе ГУО «Ясли-сад № 85 г. Гродно». В экспериментальной работе приняли участие воспитатели УДО и 18 воспитанников старшей группы.

В ходе первого этапа исследования решались следующие задачи:

  • определение степени осведомленности педагогов по проблеме словесного творчества;
  • изучение деятельности воспитателей по развитию творческого рассказывания старших дошкольников средствами художественной литературы.

С целью решения данных задач проводилось анкетирование среди воспитателей УДО. В ходе анкетирования нами было выявлено, что только 37 % педагогов учреждения дошкольного образования готовы к работе по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста, так как они используют в своей работе эффективные методы и приёмы по обучению детей творческому рассказыванию. 48 % педагогов сталкиваются с проблемой по развитию словесного творчества детей, так как не замечают на занятиях творческих способностей своих воспитанников и не пытаются их развивать. 15 % педагогов не прилагают никаких усилий для развития словесного творчества дошкольников на занятиях по развитию речи.

13 стр., 6365 слов

Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности ...

... речевой деятельности младших дошкольников. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств ...

Нами велось регулярное наблюдение за работой воспитателей на занятиях по развитию речи. На каждом занятии воспитатели руководствуются процессом формирования у детей правильного звукопроизношения, регулярно проводят артикуляционную гимнастику, обогащают словарь, развивают связную речь. В деятельности воспитателей недостаточное внимание уделяется стимуляции речевого творчества детей.

На втором этапе мы использовали методики Е. И. Тихеевой и О. С. Ушаковой «Развитие словесного творчества» [3, с. 108]. Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №85 г. Гродно». В экспериментальной работе приняли участие 18 воспитанников старшей группы.

Анализ развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста осуществлялся по следующим литературоведческим показателям [4, с. 9]:

  1. Целенаправленность (следование теме на протяжении всего высказывания).
  2. Композиционная целостность (общая структура, раскрытие, связь).
  3. Содержательность (передача характерных признаков, полнота и точность передачи информации).
  4. Выразительность (изложение в умеренном темпе, использование синонимов, образных выражений, фразеологизмов, описание портрета героя, его чувств, настроения, природы и места действия).
  5. Плавный темп речи.
  6. Самостоятельность.

Целью констатирующего этапа эксперимента являлось выявление уровня словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Методика состоит из трёх заданий – составление рассказа по сюжетной картинке, составление рассказа по набору картинок и сочинение сказки из личного опыта.

В эксперименте принимало участие 18 детей старшей группы. Возраст детей составил от 5 до 6 лет. Диагностика проводилась в свободное от занятий время, индивидуально с каждым ребенком. Баллы за выполнение трех методик каждым ребенком суммировались.

Использование данной методики позволило оценить уровень развития словесного творчества старших дошкольников и сделать выводы о его особенностях. Высокий уровень развития словесного творчества – от 15 до 21 балла; средний уровень – от 8 до 14 баллов; низкий уровень – от 0 до 7 баллов.

В процессе обследования словесного творчества детей на констатирующем эксперименте учитывались все литературоведческие показатели, по которым в дальнейшем шла оценка уровня развития словесного творчества старших дошкольников.

6 стр., 2667 слов

Конспект занятия «Сказка наоборот». план-конспект занятия ...

... веселый и добрый Колобок в нашей сказке. Как вы думаете, почему Колобок такой злой? Сочинение сказки. Интересно, а что же случилось с ... веселому и доброму колобку вернуться к бабушке и дедушке. Развитие мелкой моторики. Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу ... веселые, грустные, добрые, злые.) Ой, слышите, кто то стучится, дети оборачиваются, в это время меняется изображение веселого Колобка на ...

В первом задании при составлении рассказа по сюжетной картинке у некоторых детей возникли проблемы. Не все смогли составить рассказ, состоящий из связанных между собой предложений.

Двое детей лучше всех справились с этим заданием. Они составили рассказ из 6 предложений, которые были связаны между собой, используя различные прилагательные и наречия, а также смогли передать чувства и эмоции героев. Один из детей оказался на втором месте, он составил рассказ из 5 предложений. Третье место заняли пять дошкольников. Они составили рассказ из 4 предложений.

Хуже всех с заданием справились четыре ребёнка. Они составили рассказ из 3 предложений, которые не были связаны между собой.

Со вторым заданием дети справились намного лучше, чем с первым. Восемь дошкольников смогли самостоятельно правильно и логично определить последовательность картинок и составили связный рассказ.

Три ребёнка ошиблись в последовательности картинок, но исправили ошибку сами. Четыре дошкольника нарушили последовательность картинок и смогли описать только отдельные детали на картинке.

Третье задание детям понравилось больше всего, они с увлечением включились в работу. Лучше всех с заданием справились 3 человека. Дети самостоятельно придумали необычных персонажей сказки, описали их внешний вид, действия и дальнейшие события сказки.

Остальным детям во время придумывания сказок потребовалась незначительная помощь: было предложено использовать в сказке какое-либо волшебное средство, также задавались наводящие вопросы для объединения отрывочных эпизодов в единую композицию, и потребовалась незначительная помощь при завершении повествования.

Обобщающие результаты обследования словесного творчества старших дошкольников, свидетельствуют о том, что количество детей с высоким уровнем словарного запаса составляет 22,2 %, со средним уровнем – 50,0 %, с низким уровнем – 27,8 %.

Для детей с низким уровнем развития оказалось трудным выполнение трёх предлагаемых заданий: составление рассказа по сюжетной картине, составление рассказа по набору картинок, объединенных одним сюжетом и сочинение сказки из личного опыта.

На основе изложенного можно сделать вывод о том, что воспитателями дошкольных учреждений недостаточно эффективно проводится работа по развитию словесного творчества старших дошкольников.

Используя методики Е. И. Тихеевой и О. С. Ушаковой, мы исследовали уровень развития словесного творчества старших дошкольников и по результатам констатирующего эксперимента пришли к выводу, что только благодаря специальной работе, направленной на создание условий, способствующих творческим проявлениям детей, может развиваться словесное творчество.

Таким образом, при целенаправленной работе у большинства детей, возможно, пробудить стремление к словесному творчеству. А это имеет очень большое значение для будущего обучения ребенка в школе.

8 стр., 3702 слов

Творчества дошкольников «Развитие в изобразительной деятельности». ...

... В своих работах они указывали на необходимость развития творчества детей, в том числе и изобразительного. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности, оно характеризуется ... возможно в процессе наблюдения за самостоятельной изобразительной деятельностью дошкольника, после чего я выстраиваю индивидуальную работу с детьми, целенаправленно объединяя их в подгруппы. 4. ...

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу о том, что уровень развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста повышается при условиях:

  • стимуляции процесса словесного творчества старших дошкольников со стороны педагогов УДО;
  • организации специального обучения «сочинительству» с использованием сказок;
  • творческого преобразования различных видов детской деятельности, не только учебно-словесной, но и изобразительной, театрально-художественной, игровой;
  • организации семинаров для воспитателей и родителей по вопросам развития словесного творчества дошкольников.

Чтобы расширить знания детей об окружающем мире и обогатить их словарный запас, необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению детей творческому рассказыванию с использованием сказок — наиболее эффективного, интересного и занимательного средства, направленного на создание творческого продукта в речевой деятельности.

Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте наблюдается практически у каждого малыша и выражается в различных формах, при этом у кого-то из них это «сочинение» на самом деле неординарно, а у кого-то нет. Предрасположенность к придумыванию сказок является одним из видов художественно-речевого творчества детей 5-6 лет и решает задачи их разностороннего развития: интеллектуальные, нравственные, эстетические. Возможность ее проявления в данном возрасте довольно велика, что в свою очередь, требует создания благоприятных условий для этого. При этом, хочется отметить, что структура такого творчества, как сочинение детьми сказок, в силу их возрастных особенностей, временами ограничена, усечена, алогична. Но в целом эти проблемы устраняются в процессе конкретной образовательной работы воспитателя с детьми.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/skazok-detmi-doshkolnogo-vozrasta/

  1. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для высш.учеб. заведений / Н. А. Стародубова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 242 с.
  2. Ветлугина, Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей / Н. А. Ветлугина. – М.: Педагогика, 1972. – 329 с.
  3. Старжинская, Н. С. Учим детей рассказывать / Н. С. Старжинская. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2003. – 143 с.
  4. Ворошнина, Л. В. Показатели анализа рассказов детей дошкольного возраста / Л. В. Ворошина, Ю. М. Якушева. – Пермь, 1995. – 150 с.