Развитие творческой активности дошкольников средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования

Курсовая работа

Актуальность темы. Развитие творческой активности детей является одним из основных образовательных воздействий, которые способствуют развитию духовного потенциала, формированию личности ребенка и его оптимистического мировоззрения.

Изучение накопленного педагогического опыта дает возможность определить недостаточное внимание со стороны ученых к занятиям хореографией как средству развития творческой активности детей, а также недостаточное количество кружков и студий во главе с квалифицированными хореографами.

Изучение хореографии, что представляет собой комплексный вид деятельности, состоящий из соответствующих движений в ритм под музыку с определенным темпом и характером музыки, как средства творческого развития личности, представлено в работах Э. Далькроза, В.А. Гринера, Н.Г. Ал ександровой, Е.В. Коноваловой, М.А. Румер, СМ. Волконского и многих других.

Тесную связь занятий хореографией с эстетическим воспитанием детей накоплен в исследованиях таких педагогов и деятелей искусств, как: С.И. Букатиной, Л.Н. Богатковой, А.Я. Вагановой, Ю.Н. Григоровича, Е.Д. Васильевой, И.А. Моисеева, Т.В. Пуртовой, Ю.И. Плахта, М.М. Фокина, Б.В. Шаврова и других.

Среди огромного количества средств развития творческой активности дошкольников хореография занимает особое место. Занятия танцем учат понимать и создавать прекрасное, развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Не смотря на это, такого предмета, как хореография, в школьной программе пока нет. Поэтому занятия танцами наиболее эффективно могут осуществляться в учреждениях системы дополнительного образования, где существует соответствующая материально-техническая база, работают педагоги-специалисты. В таких учреждениях детей ориентируют не лишь на получение знаний, но и на практическое освоение элементов культуры, поведения, общения; на формирование благоприятных условий для развития детей, учитывая их индивидуально-личностные особенности, способности, интересы.

Развитие творческой активности детей дошкольного возраста средствами хореографии подразумевает процесс формирования и развития таких специфических для хореографической деятельности компонентов, как: развитие эстетического восприятия и представлений в передаче движений; умение оценить музыкальный материал и передать художественный образ в танце с помощью мимики, пантомимики; умение грамотно, точно и аккуратно исполнять хореографические комбинации; умение импровизировать на знакомую или вновь услышанную музыку; желание сочинять танцевальные композиции и подбирать художественно-сценическое оформление к ним (костюм для исполнения, реквизит, световые эффекты и т.д.), этическое отношение к партнерам в танце и к зрителю.

29 стр., 14482 слов

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ...

... детского изобразительного творчества и игровые приемы, способствующие развитию творческой активности детей дошкольного возраста; выявить уровень развития творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и средства его развития; Подобрать и экспериментально проверить эффективность серии занятий, направленной на развитие творческой активности детей ...

Методологической основой данной работы являются труды: Г.Ф. Гегеля, А.Ф. Еремеева, М.С. Кагана, И.Я. Левяша, В.А. Разумного, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.А. Сухомлинского, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, В.В. Краевского, Т.С.Комаровой, Н.П. Базаровой, А.Я. Вагановой, B.C. Костровицкой, М. В. Левина, В.П. Мейя, И.А. Моисеева, З.С. Мироновой, Т. А. Устиновой и другие.

Цель данной работы — исследовать влияние хореографии на развитие творческой активности дошкольников в учреждениях дополнительного образования.

Исходя из цели, мы сталкиваемся с такими задачами:

  •  выяснить, что собой представляет творческая активность дошкольников;
  •  представить характеристику системы дополнительного образования в контексте развития хореографической активности детей дошкольного возраста;
  •  изучить роль хореографии в развитии творческой активности дошкольников.

Объект исследования — развитие творческой активности дошкольников в процессе занятий хореографией.

Предмет исследования — процесс развития творческой активности дошкольников на уроках хореографии в учреждениях дополнительного образования детей.

Теоретическая и практическая значимость работы — это использование материалов курсовой в учебном процессе студента, преподавателя, учителя.

Методы исследования — в ходе этой работы использовался системный подход, теоретический, сравнительный, формально-логический, частно-научные методы.

Структурно курсовая работа состоит из введения, основной части, которая состоит из трех параграфов, заключения и списка использованной литературы

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/po-horeografii-dlya-doshkolnikov/

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/po-horeografii-dlya-doshkolnikov/

1. Арефьева Г.О. Общество, познание, практика / Г.С. Арефьева. — М., 1999. — 356 с.

2. Бартрам Н.Д. Музей игрушки / Н.Д. Бартрам. — М., 2002. — 235 с.

3. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 2012. — 68 с.

4. Богданов Г.Ф. Формы совершенствования организационной и воспитательной деятельности в самодеятельных хореографических коллективах. — М.: Просвещение, 2006. — 197 с.

5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. — М., 2012. — 312 с.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2005. — 258 с.

7. Выготский Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского, В.В. Иванова, — 3-е изд. — М.: Искусство, 2002. — 421 с.

8. Вяткина Ю.М. Хореография как средство творческого развития детей // Молодежный научный форум. М.: Педагогика, 2002. — 188 с.

21 стр., 10435 слов

«Использование игровых приёмов как средства развития творческой ...

... изобразительной деятельности». Цель исследования : изучение и экспериментальная проверка возможности развития творческой активности детей посредством составленных серий занятий по обучению рисованию детей среднего дошкольного возраста. Объект исследования : процесс развития творческой активности детей. Предмет исследования : игровые приемы как средство развития творческой активности детей ...

9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., Педагогика, 2003. — 258 с.

10. Диденко С.В. Формирование творческой активности младших школьников в условиях организации эстетической оценочной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Киев: 2006. — 149 с.

11. Дягилева Н.В. Развитие творческой самостоятельности младших школьников / Н.В. Дягилева. — М., 2009. — 542 с.

12. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. — 2-е изд. до- полненное. — М., 1991. — 256 с.

13. Калинина О.Н. Прекрасный мир танца. Харьков, 2013. — 654 с.

14. Красовская В. М. «О классическом танце» в кн. Н. Базарова, В. Мей «Азбука классического танца». Л., 1999. — 236 с.

15. Метлов Н. А. Музыка — детям. М., «Просвещение». 2003. — 256 с.

16. Пономарев А. Я. Психология творения. М., 2008. — 268 с.

17. Пономарев Я.А. Психология творения. — Воронеж, 1999. — 236 с.

18. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. М., «Владос». 2003. — 146 с.

19. Раджабов И.М., Печерский Ю.В. Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческой активности школьников / И.М. Раджабов, Ю.В. Печерский. — Махачкала, 2004. — 269 с.

20. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., «Просвещение». 1994. — 184 с.

21. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 2008. — 168 с.

22. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов пед. вузов / Н.М. Сокольникова. — М., Академия, 2009. — 598 с.

23. Способности ваших детей. Сост. Линькова Н. П., Шумилин Е. А. М., «Просвещение». 1998. — 146 с.

24. Филатов С. В. От образности слова — к выразительному движению. М.,1993. — 184 с.

25. Хореография как средство самореализации младших школьников // Духовная культура на рубеже нового столетия: Тезисы научно-практической конференции (Москва, 25-26 февраля 1998 года).

— М.: МГУК, 2005. — 160 с.

26. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., «Знание». 2001. — 259 с