V001128 Значение преподавания хореографии в художественной гимнастике

Хореография в спорте – один из современных методов подготовки юных спортсменов и спортсменов международного класса на основе методики, разработанной школой классического и народного танцев.

Впервые средства хореографии были применены в процессе тренировки сборной команды гимнастов СССР к XVI Олимпийским играм в Мельбурне. В газете «Советский спорт» от 8.09.1960 г. отмечено великолепное разноплановое выступление гимнасток в вольных упражнениях, где для каждой спортсменки были индивидуально подобраны стили и народности, исходя из их физических данных и типа темперамента. В дальнейшем была организована бригадная работа тренера и хореографа.

Актуальность исследования заключается в том, что школа художественной гимнастики отличается высоким исполнительским мастерством спортсменок, широким диапазоном стилей, цельностью композиций, что достигается с помощью занятий хореографией.

Хореографическая подготовка в художественной гимнастике – многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс всестороннего развития, обучения и воспитания занимающихся. Общепризнано, что только спортсмены, обладающие высокой культурой движения, способны выполнить технически сложные упражнения легко и непринужденно, где мы можем оценить амплитуду движений, красоту линий, артистичность и выразительность исполнения.

Благодаря хореографической подготовке, гимнастки обретают правильную осанку и так называемое «чувство позы», развивают устойчивость, координацию движений, красивую линию ног, легкость и изящество выполнения элементов. В процессе занятий развиваются и физические качества: гибкость, сила, выносливость, укрепляется кардиореспираторная система.

Хореографические упражнения выполняются под музыкальное сопровождение, и благодаря этому у гимнасток воспитывается музыкальность и ритмичность, – качества, необходимые для выполнения упражнений высокой трудности.

В уроке хореографии следует учитывать практическую целесообразность каждого задания, а также его смысловую нагрузку, например, внедрение элементов из обязательной программы, элементов индивидуальной работы у гимнастической стенки, включая висы и упоры, и на середине: перевороты, стойки, перекаты, равновесие, шпагаты и т.д.

Задачи хореографической подготовки в художественной гимнастике – всесторонне гармоническое развитие занимающихся и соразмерное развитие физических качеств (ловкости, быстроты, гибкости, прыгучести, функции равновесия, выносливости).

12 стр., 5681 слов

Художественная гимнастика

1 История художественной гимнастики Художественная гимнастика — вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и ... арифметическое бригад D1 и D2: (D1+D2)/2; артистизм и хореографию (А) оценивают 4 судьи; исполнение (Е) оценивают 4 ... судейской бригадой, оценивает выступления в отношении последовательности исполнения элементов и степени сложности и несет ответственность за беспристрастность ...

Гимнастки, прошедшие курс обучения поэтапной хореографической подготовки, познают методику обучения каждого элемента, умеют провести урок хореографии для избранного вида спорта на любом году обучения, составить вольное упражнение, композицию в различных стилях, выполнить ее описание и графическую запись, а также по окончанию вуза обрести дополнительную профессию тренер-хореограф.

Степень научной разработанности проблемы. Для исследования проблемы заявленной выше темы были использованы литературные источники по содержанию и средствам художественной гимнастики, преподаванию хореографии в спорте, теории и преподаванию классического танца, а так же отдельные статьи по проблемности хореографии в гимнастике.

Использование новых подходов и практических рекомендаций в области хореографии в спорте, в частности в художественной гимнастике, стало возможным благодаря работам: Т. Лисицкой [12], Д. Сиваковой [20], М. Новик [17], И. Шипилиной [28], З. Вербовой [5], Н. Тарасова [22], И.Степановой [18], Л.Карпенко [8] .

Объект исследования – хореография в художественной гимнатсике.

Предмет исследования – специфика преподавания хореографии в художественной гимнастике.

Цель исследования – выявить значение преподавания хореографии в художественной гимнастике

Задачи:

  • Охарактеризовать художественную гимнастику как вид спорта.
  • Актуализировать значение преподавания хореографии в художественной гимнастке.
  • Выявить специфику проведения учебно-тренировочных занятий по хореографии в художественной гимнастике.
  • Изучить классификацию и принципы построения урока.
  • Разработать дополнительную общеразвивающую программу по хореографической подготовке в художественной гимнастике.

База исследования. Данная работа исследовалась на базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Витязь» при отделении художественной гимнастики.

Практическая значимость работы. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в работе тренеров – преподавателей по художественной гимнастике. Использование данного теоретического материала позволит проводить семинары и лекции по специфике работы хореографа в этом виде спорта.

Методы исследования. В исследовании использован комплекс теоретических и эмпирических методов, включающий: наблюдение за детьми в ходе занятий по хореографии; теоретический анализ литературных источников по заявленной теме; сравнительный анализ методических материалов, изучение информации в интернете, обобщение результатов исследования.

Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется объект и предмет исследования, цели и задачи работы.

В первой главе рассматривается хореография, как неотъемлемая часть подготовки спортсменок в художественной гимнастике, ее значение и специфика преподавания.

22 стр., 10625 слов

Гимнастика — как вид спорта

... в Международную Федерацию гимнастики (ФИЖ), которая сейчас объединяет спортивную гимнастику и смежные дисциплины: общую гимнастику, художественную гимнастику, прыжки на батуте, спортивную аэробику и акробатику. ФИЖ – старейшее международное спортивное объединение. И одно из самых многочисленных: на январь 2002 ...

Во второй главе дается характеристика отделения художественной гимнастики «Детско-юношеской спортивной школы «Витязь» и, также, представлена авторская дополнительная общеразвивающая образовательная программа по хореографии «Стань грациозной»

В заключение подводятся итоги проделанной работы.

Глава I. Специфика учебно-тренировочных занятий по хореографии в художественной гимнастике.

1.1. Содержание и средства художественной гимнастики.

Художественная гимнастика – гармоничное сочетание искусства и спорта. Благодаря унаследованной от балета связи с музыкой и хореографией, она придает спортсменкам чувство музыкальности, вырабатывает координацию, плавность движений, способствует эстетическому воспитанию гимнасток. Художественная гимнастика это не только сила, выносливость и ловкость, но и «символ красоты».

Художественная гимнастика сравнительно молодой вид спорта, официальное ее признание относится к 1947 г. Она решает задачи общей физической подготовки, направлена на овладение специальными двигательными навыками без предметов и с предметами (обруч, скакалка, мяч, булавы, лента и т.д.).

Отличительной особенностью ее является непременное условие использование музыки при выполнении движений. Многие движения вначале были заимствованы из вольных упражнений спортивной гимнастики и из простейших акробатических упражнений. Сейчас она располагает своими специфическими, присущими только ей, формами движений, особенно это касается упражнений с предметами. Все движения, применяемые в художественной гимнастике, характеризуются целостностью, логичностью их связи и динамичностью исполнения. Большинство из них приобретает танцевальный характер.[17; 25]

Современные спортивно-художественные представления и показательные выступления в художественной гимнастике – это не просто демонстрация профессиональных спортивных достижений спортсменки, а зрелищная, четко продуманная и хорошо организованная шоу-программа, выстроенная на основе всех законов режиссуры [15; 274]. Каждая композиция такой программы – это отдельное драматургическое произведение, подчиняющееся законам зрелищного действа. Под понятием зрелищности специалисты подразумевают, прежде всего, умение тронуть эмоции зрителя, а затем уже следует техническая сложность и уровень индивидуального мастерства [8; 70].

Художественная гимнастика – ациклический, сложно-координированный вид спорта.

Основными ее средствами являются:

  • упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. п.);
  • упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой);
  • элементы классического танца;
  • элементы народных танцев;
  • элементы историко-беговых и современных танцев;
  • акробатические упражнения;
  • ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);
  • элементы пантомимы;
  • элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);
  • упражнения из других видов спорта.

Упражнения классификационной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (и полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований.[26; 20] Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения.

8 стр., 3842 слов

Лекция История развития художественной гимнастики

... групповом упражнении. Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность. Важное место в художественной гимнастике занимают ... танцы, импровизации, построенные на движениях свободной пластики, во многом напоминают современную художественную гимнастику. Наряду с гимнастикой выразительных движений в конце 19 начале ...

Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Композиции представляют сложные комбинации, состоящие из нескольких частей. Каждая часть, в свою очередь, объединяет несколько соединений, состоящих из элементов [17; 125]. Действия гимнастки, свободно передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна из основных задач технической подготовки в художественной гимнастике связана с искусством владения своим телом в естественных условиях.[1; 34] Последнее обстоятельство в значительной степени определяет и структуру физических качеств, как необходимых для занятия художественной гимнастикой, так и развиваемых ею.

Очевидно, что в художественной гимнастике не может быть ярко выраженной проблемы развития и совершенствования таких двигательных качеств, как, например, статическая сила или скоростная сила мышц плечевого пояса, силовая выносливость и т. д. Из качеств, играющих большую роль в художественной гимнастике, выделяется гибкость во всех ее проявлениях (пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах).

Кроме того, специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности.

Упражнения художественной гимнастики предъявляют значительные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма занимающихся. Об этом свидетельствуют повышение частоты сердечных сокращений при выполнении упражнений классификационной программы до околопредельной, значительные размеры кислородного долга и кислородного запроса. Тренировочные занятия проходят с высокой интенсивностью (в течение тренировки частота пульса в среднем составляет 148 уд/мин).

В связи с этим высококвалифицированные гимнастки характеризуются высоким функциональным уровнем систем вегетативного обслуживания.

Сложность структуры двигательных действий гимнасток обусловливает необходимость запоминать большой объем относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к памяти гимнасток, а также к таким качествам, как исполнительность, ясность и полнота зрительных представлений, точность воспроизведения движения.[23; 24]

Качество исполнения упражнений (выразительность, артистичность и т. п.) диктует необходимость формирования способности к самоконтролю и коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и распределять внимание, быстроты реагирования, быстроты мышления, сообразительности, самокритичности, настойчивости.

Перечисленные выше особенности художественной гимнастики характеризуют в основном деятельность спортсменок в условиях тренировочных занятий.

Условия, в которых протекают соревнования, значительно отличаются от условий тренировок. Для эффективного преодоления трудностей, создаваемых соревновательной деятельностью (эмоциональная напряженность, стартовая лихорадка и т. п.), гимнастка должна обладать сообразительностью, смелостью, уравновешенностью, самообладанием, настойчивостью, стремлением к успеху. [12; 10]

6 стр., 3000 слов

Техника упражнений с лентой в художественной гимнастике

... движения гимнастки (типа движений без предмета). Сочетание этих двух факторов приводит к применяемым в художественной гимнастике разновидностям упражнений с предметами. Рассмотрим более подробно особенности техники упражнений с лентой в художественной гимнастике. Упражнения художественной гимнастики ... выносливости к мышечной работе, видов и свойств внимания, памяти на движения, чувства ритма, ...

Художественная гимнастика – многоборье. Гимнастки младших разрядов соревнуются только по обязательной программе, старших – по обязательной и произвольной. Кроме того, программой предусматриваются парное и групповое (6 спортсменок) упражнения с одним или двумя разными предметами. Гимнастки могут участвовать в личном первенстве (по многоборью, в отдельных видах многоборья), в групповых упражнениях и в командном первенстве.

Одна из существенных особенностей художественной гимнастики – значение композиционного решения произвольных упражнений. Тенденция к относительному выравниванию технических и функциональных возможностей гимнасток, претендующих на завоевание призовых мест в соревнованиях высокого ранга, существенно обостряет соревновательную борьбу, победа в которой начинает определяться оригинальностью, новизной композиции произвольных программ (как в индивидуальном, так и в групповом первенстве).

[12;15]

Художественная гимнастика является одним из видов спорта, близким к искусству танца и способствующим эстетическому воспитанию школьниц. Гармоничное развитие занимающихся, всестороннее совершенствование их двигательных способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия – все это цель художественной гимнастики. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки, приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества. Упражнения художественной гимнастики соответствуют особенностям женской моторики, их способности выполнять мягкие, плавные движения, это одно из средств общей и специальной подготовки школьниц. Занятия художественной гимнастикой способствуют укреплению здоровья, всестороннему физическому развитию, воспитанию жизненно необходимых навыков, повышению работоспособности.[3; 46] Следовательно, они содействуют развитию специальных двигательных качеств, позволяющих выполнять движения в заданном сочетании, темпе и ритме. У занимающихся художественной гимнастикой развиваются ловкость и гибкость, сила и выносливость, подвижность и эластичность, воспитываются координационные способности, чувство равновесия и прыгучесть.

Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятие о красоте тела, воспитывает и прививает вкус к красивым, изящным, выразительным движениям, манерам, жестам, позам. Одно из средств физического и эстетического воспитания – это хореография, в которой важное место занимают танец и музыка. Они способствуют развитию координации движений, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств. Музыкальное сопровождение занятий развивает музыкальный слух, чувство ритма, учит согласовывать движения с музыкой и в конечном итоге развивает интеллектуальные способности.

В процессе занятий художественной гимнастикой улучшается функциональное состояние организма. Гимнастические упражнения оказывают благоприятное влияние на центральную нервную систему и на обмен веществ, мышцы становятся более сильными и эластичными и могут выполнять большую физическую работу, укрепляется сердечно-сосудистая и дыхательная системы, опорно-двигательный аппарат, улучшается работа внутренних органов, вследствие чего повышается общая работоспособность и стойкость организма к неблагоприятным влияниям внешней среды. В художественной гимнастике зрелищно значимой структурой движений, как правило, является совершенная форма, которая наилучшим способом выражает содержание композиций.[5; 23] Поэтому зрелищная функция композиций заключается в том, что именно она обладает такой разнообразной палитрой средств выразительности, способствующих созданию художественных образов. Спортивно-художественные композиции – это синтез спорта и искусства, воплощающийся средствами театрализации, насыщенностью яркими, образными номерами хореографии и не менее образными высокопрофессиональными выступлениями представительниц художественной гимнастики. Именно образ, созданный в представлении, может больше всего повлиять на переживание зрителей. Для его создания гимнастка должна демонстрировать художественность, выразительность, виртуозность, музыкальность, гармоничность и пластичность [14;85]. Следовательно, проблема физического развития школьниц средствами художественной гимнастики является актуальной.

4 стр., 1614 слов

История развития гимнастики

... себя как воинов. Гимнастика в эпоху Возрождения В эпоху Возрождения стали предприниматься попытки возрождения античности. Изменились взгляды на воспитание человека, на роль гимнастики в подготовке его к ... в разработке теории и методики гимнастики. В 1929 году состоялась научно-методическая конференция, где впервые была разделена гимнастика на отдельные виды. Важным событием в физкультурном движении ...

1.2. Значение хореографической подготовки в художественной гимнастике.

Художественная гимнастика – один из относительно самостоятельных видов гимнастики. На формирование её средств и методов существенное влияние оказали особенности женского организма и, главным образом, особенности женской моторики.

Специфичность художественной гимнастики заключается в особой технике типичных для нее упражнений, в использовании элемента танца и в особой методике применения музыки. Последнее расширяет возможности эстетического воспитания гимнасток, что и дало основание назвать этот вид гимнастики художественной.

Сложность упражнений художественной гимнастики зависит от особенностей их техники, от богатства оттенков в движениях, разнообразия темпа, ритма, характера выполнения упражнений и от согласования их с музыкой.[8; 76] Благодаря гибкости, пластике, высокой координации, умению спортсменок виртуозно владеть предметом спортивно-художественные композиции несут столь зрелищный характер [ 21; 80].

Хореография – неотъемлемая часть подготовки спортсменов, так как она воспитывает культуру движений, совершенствует физическую подготовленность, развивает артистичность и музыкальность занимающихся. Возросшие требования к спортивному мастерству в гимнастике способствовали углубленной специализации тренеров, что привело к возникновению бригадного метода работы. Так уже более 40 лет рядом с тренером по гимнастике трудится и тренер – хореограф.

Впервые средства хореографии были применены в процессе тренировки сборной команды СССР к XVI Олимпийским играм в Мельбурне. В газете «Советский спорт» отмечено великолепное разноплановое выступление гимнасток, где для каждой спортсменки были подобраны стили и народности, исходя из их физических данных и типа темперамента. В дальнейшем была организована бригадная работа тренера и хореографа.

Общепризнано, что только спортсмены, обладающие высокой культурой движений, способны выполнять технически сложные упражнения легко и непринужденно, где мы можем оценить амплитуду движений, красоту линий, артистичность и выразительность исполнения.[1; 36]

Школа художественной гимнастики отличается высоким исполнительским мастерством спортсменок, широким диапазоном стилей, цельностью композиций, что достигается с помощью хореографической подготовки. Выполнение упражнений танцевального характера под музыку делает для занимающихся гимнастику особенно привлекательной. [6; 126]

5 стр., 2302 слов

«Гимнастика» помог Вам в подготовке к занятию. А свой рассказ ...

... что доклад на тему «Гимнастика» помог Вам в подготовке к занятию. А свой рассказ на тему «Гимнастика» Вы можете оставить через форму комментариев ниже. Мой любимый вид спорта “Гимнастика” Слайд 1 Мой любимый вид ...

В процессе тренировок большое значение придаётся хореографической подготовке спортсменок, связанной с уровнем их технического мастерства и являющейся одним из критериев, определяющих высокую оценку выступлений гимнасток на соревнованиях. Хореографическая подготовка в художественной гимнастике базируется на классической основе, разработанной в балете. С помощью хореографической подготовленности удаётся быстрее и правильнее освоить технику взаимодействия «гимнастка – предмет», а также рациональную технику выполнения структурных элементов и соединений, упражнения без предмета: шаг, бег, повороты, равновесия, прыжки, волны, взмахи, наклоны, кувырки, перевороты.

Понятие «хореография» в гимнастике включает в себя всё, что относится к искусству танца классического, народного, историко–бытового, современного. Под хореографической подготовкой в гимнастике понимается система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры гимнасток, на расширение их арсенала выразительных средств. У занимающихся хореографией гимнасток формируется способность передавать движениями тела определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства, а также способность создать яркий и выразительный образ. Кроме того, при занятиях хореографией развиваются:

  • выворотность;
  • гибкость;
  • координация;
  • устойчивость;
  • легкий высокий прыжок;
  • вырабатывается правильная осанка;
  • укрепляется опорно-двигательный аппарат;
  • формируется культура движений и умение творчески мыслить.

Занятия хореографией способствует расширению ряда общеобразовательных задач. Например, применение народных, историко-бытовых танцев приобщает к достижениям культуры различных народов, использование музыки на уроках знакомит с основами музыкальной грамоты, с произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность, в конечном итоге развивает интеллектуальные способности.[12; 10]

Хореография – важное средство эстетического воспитания, развития творческих способностей. В процессе занятий хореографией спортсменки ближе всего соприкасаются с искусством.

Хореография в спорте давно утвердилась как средство специализированной подготовки спортсменов высокого класса, помогающее сделать композиции более яркими, оригинальными, выразительными.[28; 15] Термин «хореография» обобщает как искусство создания танца, так и все разновидности танцевального и мимического искусства. Искусство вообще – это отражение действительности в образах; искусство танца – это передача образа посредством движений тела и мимики. Поэтому, у занимающихся хореографией гимнасток формируется способность передавать движениями тела определённые эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства, а также способность создать яркий и запоминающийся образ. При занятиях хореографией повышается плотность тренировки (за счет возможности проведения занятий одновременно с целой группой), что положительно влияет на сердечно – сосудистую и дыхательную системы организма, способствует развитию специальной выносливости. Наряду с этим решаются задачи в технической подготовке: освоение различных элементов и комбинаций.[28; 18]

3 стр., 1353 слов

Художественная гимнастика: спорт или искусство

... в конечном итоге, развивает интеллектуальные способности занимающихся художественной гимнастикой. Школа классического танца, которая является основой основ для всего искусства хореографии в целом, и которая представляет ... (300 лет). Художественная гимнастика всегда была родственным для хореографического искусства видом; более того – она создавалась на его базе. Те гимнастки, чьи тренера уделяли ...

Разделение средств на хореографическую и техническую подготовку в гимнастике условно. Трудно провести четкую грань между указанными компонентами. Ведь прыжки, повороты, равновесия и их сочетания являются основным «языком» как в хореографии и балетных спектаклей, так и упражнений художественной гимнастики.

На уроках хореографии изучаются многообразные сочетания движений ног, рук, туловища, головы. При этом освоение не должно носить механический характер. Путем соответствующей корректировки каждого движения воспитывается его выразительность, без которой невозможно добиться «артистичности исполнения», т.е. способности создавать индивидуальной образ в композиции.[28; 20] В свою очередь, для создания образа необходима выразительность, которая неразрывно связана с красотой движений, грациозностью, танцевальностью и т.д.

Особенности художественной гимнастики вносят в урок хореографии свою специфику. Прежде всего, сами предметы диктуют необходимость вводить специфические задания. Так, особенность техники владения мячом, заключающаяся в мягкости и плавности движений, предполагает, что в уроки хореографии будут включаться движения свободной пластики: волны, полуволны, и т.д. Броски предметов, сопровождающиеся пружинными движениями ног, взмахом туловищем и руками, требуют введения в урок различного рода пружинных движений. Кроме того, на уроках хореографии обращается внимание на развитие гибкости не только крупных суставов тела (тазобедренного, плечевого и подвижности позвоночника), но и мелких (особенно лучезапястного, плюсны).

Все это необходимо для успешного освоения техники владения предметами.

Ведь для гимнасток важно не только освоить рациональную технику выполнения элементов (прыжки с взмахом рук), но и технику взаимодействия гимнастка – предмет (для чего же те же прыжки шагом необходимо уметь выполнять без взмаха рук), с которой встречаются представительницы художественной гимнастики.

Подготовка гимнасток к групповым упражнениям также должна отразиться и на системе хореографической подготовки.[16; 70] Уже здесь желательно воспитывать умение синхронно работать в парах, тройках, четверках и в различных построениях (в колонне, шеренга, «стайкой», и т.д.); при выполнении комбинаций на месте, с продвижением по прямым, диагональным направлениям, по кругу.

Хореографическая подготовка в художественной гимнастике обладает также рядом особенностей, о которых нельзя не упомянуть. В основе этих особенностей лежит, прежде всего, различие целей и задач, стоящих перед спортсменками и балеринами: если для будущих балерин занятия хореографией являются их главным и основным видом деятельности, то для гимнасток – это лишь одна из сторон их подготовки на пути к высшим спортивным достижениям.[12; 20]Отсюда следуют два вывода, которые необходимо учитывать при занятиях хореографией с гимнастками:

1. хореографическая подготовка в гимнастике является лишь частью учебно-тренировочного процесса и должна быть взаимосвязана с другими видами подготовки гимнасток;

2. хореографу, работающему с гимнастками, необходимо считаться с постоянным дефицитом времени, который, во-первых, объясняется тем, что хореография не является основным видом деятельности спортсменок, а во-вторых, связан с различными возрастными рамками занимающихся:

6 стр., 2593 слов

Презентация к урок «Учимся писать по тексту художественного стиля»

... героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д.  Функция убеждения в художественном стиле вторична. Как увидеть автора в тексте художественного стиля? C формулируйте в одном-двух предложениях основное содержание текста. Подумайте, иллюстрацией к ...

если учащиеся хореографических училищ в 18 лет лишь приступают к работе в театре, то у гимнасток этот возраст является пиком их спортивной карьеры.

Художественная гимнастика всегда была родственным для хореографического искусства видом, более того – она создавалась на его базе. Как и в любом другом технико-эстетическом виде спорта, в художественной гимнастике должна присутствовать гармония между трудностью, композицией и исполнением, тем более, что с каждым годом возрастают требования к исполнительскому мастерству гимнасток. Те гимнастки, чьи тренера уделяют достаточно много времени хореографической подготовке своих учениц, всегда выделяются среди других спортсменок культурой движений, эстетичностью, выразительностью.

1.3. Классификация и принципы построения урока.

С первых шагов обучения танцевальному искусству в художественной гимнастике пристальное внимание обращается на постановку частей тела. Ноги, корпус, руки, голова являются теми элементами, работа над которыми протекает на уроках постоянно. От правильной постановки этих элементов зависит техническое мастерство учащегося.

Основа выворотности закладывается классическим тренажем путем разучивания позиций ног. Тренировка сильного и развитого подъема стопы направлена на развитие устойчивости, прыжка, хорошего вращения. Не менее важную роль играют колени, служащие, когда это требуется, «пружиной». Поэтому усиленно приучают их сгибаться и до конца вытягиваться, развивая их эластичность.

Aplomb — это способность удерживать равновесие, даже стоя неподвижно на одной ноге, поднявшись на полупальцы опорной ноги, в то время как другая поднята на предельную высоту на воздух, или же в момент вращения и т.п. Исполнитель может сохранять равновесие лишь в том случае, если у него сильная, хорошо поставленная спина.

Большой шаг, т.е. способность поднимать ногу на 90` и выше, является очень важным качеством в гимнастике и хореографии. Однако далеко не у всех эта способность легко развивается. В этом направлении также требуется упорная работа.

Корпус должен быть весь собран и составлять с опорной ногой единое целое. С начала обучения у учащихся вырабатывается строго вертикальное положение корпуса, прямая спина, раскрытая грудная клетка, отсутствие напряжения в плечах и шее. Кроме того вырабатывается предельная гибкость спины.

Руки помимо технической выполняют пластическую функцию. Руки должны быть выразительными и ненапряженными. Не допускается прямая жесткая или ломанная линия рук, провисание локтей или кистей ладонями вниз, неточные и неопределенные положения и позиции рук, рефлекторное подрагивание руками одновременно с работой ног. В движениях рук при переходах их из позиции в позицию, при открывании и закрывании ведущая роль принадлежит кисти. Она окрашивает все движение, направляет его, в ней сосредоточена жизнь всей руки.

Голова помимо функции технического порядка (при вращении) также играет очень важную пластическую роль. Незначительный наклон, подъем или поворот ее сообщают различную окраску всей позе, всему телу в целом. Важное значение имеет координация движения головы, рук и корпуса.

Особенности построения уроков хореографии в гимнастике зависят от конкретных педагогических задач. Большое внимание хореографической подготовки уделяется на этапах начальной и специально-углубленной подготовки гимнасток. В годичном цикле больший удельный вес хореографическая подготовка имеет в подготовительном и переходном периодах. В соревновательном периоде, где решаются в основном задачи совершенствования, урок по времени сокращается. Это достигается за счет уменьшения количества упражнений, проведения их серийно-поточным методом, насыщения элементами обязательной и произвольной программ.[28; 23]

В зависимости от педагогических задач уроки хореографии можно классифицировать следующим образом:

  • Обучающий урок;
  • Тренировочный урок;
  • Контрольный урок;
  • Разминочный урок;
  • Показательный урок.

Обучающий урок. Основная задача данного вида урока – освоение отдельных элементов и соединений. Одновременно с этим решаются задачи физического развития, воспитание музыкальности, выразительности. Обучающий урок присущ в основном подготовительному периоду тренировки.

Характерными особенностями его является использование раздельного метода проведения упражнений с многократным повторением расчленением соединений на отдельные компоненты, выполнение ряда подготовительных упражнений, подводящих к «генеральному» движению. Данный вид урока находит наибольшее применение на этапах начальной, специальной, углубленно-специальной подготовки при освоении новых композиций.