Структура и функции портретного описания в повести И.С. Тургенева «Ася»

Курсовая работа

Настоящее исследование посвящено выявлению особенностей и языковых средств создания портрета персонажа в повести И.С. Тургенева «Ася». В центре внимания в настоящем исследовании находятся лингвостилистические особенности портрета литературного героя.

Выбор данного произведения в качестве материала исследования неслучаен. В самом начале повести рассказчик признается в своём живом интересе к новым людям и лицам:

  • Я путешествовал без всякой цели, без плана;
  • останавливался везде, где мне нравилось, и отправлялся тотчас далее, как только чувствовал желание видеть новые лица — именно лица. Меня занимали исключительно одни люди. <…>
  • лица, живые человеческие лица — речи людей, их движения, смех — вот без чего я обойтись не мог. <…>
  • Меня забавляло наблюдать людей… да я даже не наблюдал их — я их рассматривал с каким-то радостным и ненасытным любопытством (I).

Это дает нам возможность ожидать, что изображению внешности человека будет уделено особое внимание.

Понятие «портрет» особенно употребительно в искусстведении и литературоведении. В словаре литературоведческих терминов находим следующее определение портрета: «Портрет (от франц. portait «портрет, изображение») — в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться».

В некоторых литературоведческих работах, посвящённых анализу портретного описания, с понятием «портрет» связываются не только компонеты облика, особенности внешнего проявления характера и внутреннего состояния героя, но и элементы, косвенно касающиеся его литературного изображения. В настоящей работе в качестве равнозначных используются два понятия: «портрет» и «портретная характеристика».

Портретная характеристика героя, как важный элемент авторского воображения, требует внимательного вчитывания в текст художественного произведения. В русле данной проблемы в настоящей работе предпринимается попытка анализа структуры и функций портретного описания в художественном произведении. Этим определяется актуальность выбранной темы исследования.

Объектом нашего исследования являются портретные описания в повести И.С. Тургенева «Ася».

Предметом исследования — своеобразие построения портретных описаний и их функции.

11 стр., 5218 слов

Образ и характеристика желткова в повести “гранатовый браслет”: ...

... и характеристика Желткова в повести «Гранатовый браслет»: портрет, описание внешности и характера. Судя по всему, Желткова зовут Георгием. Влюбленный в веру телеграфист)Как зовет Желткова его хозяйка? Влюбленный в Веру телеграфист). 16. Как зовет Желткова его хозяйка? ...

Целью нашего исследования было выявление структуры портретных описаний у И.С. Тургенева и характеристика особенностей их функционирования.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • наблюдение над языковыми и композиционными особенностями портретных характеристик в повести И.С. Тургенева «Ася»;
  • анализ структурно-семантических типов портретных описаний;
  • выявление функций портретных описаний в исследуемом произведении.

Методы исследования:

В качестве основного в работе использовался метод лингвостилистического анализа, а также метод структурно-семантического анализа. Кроме того, по мере необходимости привлекался сопоставительный метод.

Теоретическая значимость диссертации состоит в получении новых данных о лингвистической природе разных типов портретного описания, о стилистических особенностях творческой манеры И.С. Тургенева, а также в выявлении особенностей функционирования данных отрезков текста и определении роли портретных характеристик для выражения художественной идеи произведения и творческой манеры писателя.

Практическая ценность работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в вузских курсах «Лингвостилистический анализ художественного текста», «Стилистика русского языка», по изучению проблем лингвистилистики, по лингвистике текста, в разработке направлений курсовых и дипломных исследований студентов.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые проведён многоаспектный анализ портретных описаний в произведении И.С. Тургенева, выявлены особенности их функционирования.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использования литературы.

Во введении обосновывается выбор темы, подтверждается её актуальность, выдвигаются цели и задачи исследования. В первой главе раскрываются теоретические основы, методология настоящего исследования. Во второй главе представлено исследование особенностей, структуры и функций портретного описания в повести «Ася». В заключении кратко обобщаются результаты проведённого исследования.

ГЛАВА 1. ПОРТРЕТНОЕ ОПИСАНИЕ КАК СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЖА, .1 Портрет как вид художественного описания

Автора, героя и читателя М. Бахтин называл «живыми участниками и двигателями жизни», определяющими форму и стиль произведения [Бахтин М.М.].

В настоящее время художественное произведение понимается не только как застывшая форма речетворчества, но прежде всего как динамичная форма «диалога между художником и действительностью, в котором обе стороны выступают на равных» [Свительский В.А.]. В.В. Виноградов определяет такое диалогическое взаимодействие как «языковое сознание» или «образ автора» [В.В. Виноградов].

В основе стремления художника создать произведение искусства лежит интерес к человеку. В литературоведении существуют три вида художественных описаний: портрет, пейзаж и интерьер. Портрет, пейзаж и интерьер — виды художественных описаний, а главный тип речи в них — именно описание, то есть опора на речевые средства, которые могут выразить авторскую оценку. Прежде всего к таким средствам относятся прилагательные, причастия, существительные и наречия.

Портрет — изображение внешности героя. Как было отмечено, это один из приёмов индивидуализации персонажа. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенности его характера. Знакомство с человеком чаще всего начинается с внешности. Вспомним пословицу: По одежке встречают… Несомненно, что большинство писателей знакомят читателя с героями, рисуя их портрет. Понятие портрета значимо и частотно в литературоведческих исследованиях.

3 стр., 1380 слов

Речевой портрет главных героев на примере романа Теодора Фонтане «Эффи Брист»

... «речевой портрет» исторически начинается с фонетического портрета, важные приемы описания которого разрабатываются в середине 60-х годов ХХ века М.В. Пановым. Анализируя произношение отдельных личностей, М.В. Панов дает характеристику литературной ...

В разных словарях мы можем встретить разные определения портрета.

Портрет — изображение какого-н. человека на картине или фотографии (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка).

Портрет (фр. portrait) — живописное, скульптурное, фотографическое или какое-л. другое изображение определённого человека (Словарь иностранных слов, 1988).

Портрет (фр. portrait «портрет, изображение») — одно из средств создания образа: изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики. Может включать описание наружности (лица, глаз, фигуры человека), действий и состояний героя (так называемый динамический портрет, рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу), а также черт, сформированных средой или являющихся отражением индивидуальности персонажа: одежды, манеры поведения, прически и т. п. Особый тип описания — психологический портрет. Он позволяет автору раскрыть характер, внутренний мир и душевные переживания героя. Например, психологическим является портрет Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», портреты героев Ф.М. Достоевского (Словарь литературоведчепких терминов. 2012).

Итак, портрет в литературном произведении — это вид художественного описания, в котором изображается внешний облик персонажа с тех сторон, которые наиболее ярко представляют его в авторском видении. Портрет является одним из важнейших средств характеристики литературного героя.

Место портрета в композиции литературного произведения очень значимо и вариативно. По особенностям авторской манеры и по стилистике литературные портреты также весьма разнообразны. Портреты героев И.С. Тургенева близки реалистическим живописным портретам. Самым распространенным, сложным и интересным видом литературного портрета является психологический портрет, первые блестящие образцы которого появились в русской литературе в первой половине XIX века.

Второй вид художественных описаний — интерьер.

Интерьер (фр. interieur «внутренний») — в литературе: художественное описание внутреннего вида помещений. Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла.

Портрет и интерьер тесно связаны с таким аспектом поэтики литературного произведения, как художественная деталь, то есть небольшая подробность, становящаяся важнейшей чертой образа. Именно через деталь нередко и передаются основные характеристики персонажа.

Третий тип художественных описаний — пейзаж.

Пейзаж (фр. paysage от pays «местность, страна») — 1) вид местности;

в искусстве — художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором — природа, город или архитектурный комплекс.

4 стр., 1945 слов

Лингвистический анализ произведения «Чёрный человек» С.А. Есенина

... художественного текста. 3.Лексический уровень. 1. Язык поэмы – разговорный, в связи со стилистической окраской и объектной ситуацией говорения. Проанализировав поэму, мы увидели, что речь чёрного человека и лирического героя ... подчёркивают чёрное прошлое лирического героя. « Что я жулик и вор» - также выражено стремление чёрного человека осудить лирического героя. Антонимия в произведениях этого ...

В литературе пейзаж — одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления, так и целям автора — раскрыть состояние и особенности героя. Пейзаж может выполнять и более сложную, символическую, многозначную функцию.

Рассмотрим подробнее портрет в литературном произведении. Без портретного описания нельзя представить себе ни одно литературное произведение. Во-первых, самая важная роль портрета — это представление героя. Литературный портрет целостно складывается только под конец произведения: это не только описание внешности человека, но и внутренний мир, который раскрывается читателю через диалоги и монологи, внутренние монологи, поведение, поступки, мысли. В качестве портретной детали в литературном произведении может стать и деталь интерьера, которая тоже может как-то характеризовать героя, добавлять что-то значимое к его описанию. Портрет сам по себе может являться «героем» произведения, т. е. играть важную роль в произведении. Когда автор использует портрет как «героя» произведения, то он показывает какую-нибудь функцию портрета. Во-первых, это отражение внутреннего мира героя, так как хороший портрет, как говорилось ранее, способен показать внутренний мир героя. Во-вторых, это влияние самого портрета на внутренний мир человека. В-третьих, это влияние портрета на жизнь человека.

Таким образом, портрет играет важную роль в литературном произведении. Во-первых, он нужен, чтобы представить себе героя таким, каким представлял его автор (литературный портрет), во-вторых, чтобы лучше понять героя произведения. Когда автор использует портрет в роли «героя» произведения, он использует функции портрета в обычной жизни, приближая произведение к реальности, что не только помогает лучше понять и осмыслить произведение, но и задуматься над вопросами о настоящем искусстве и настоящей красоте, переданной через портрет.

В настоящей работе в качестве равнозначных используются два терминала: «портрет» и «портретная характеристика». И тому и другому понятию соответствует композиционно-речевая форма художественного текста [В.М. Минина], не только включающая информацию о внешних данных, манерах, жестах героя, но и способная актуализировать текстовые категории (авторскую модальность, внутреннюю и внешнюю связанность, ретроспективную и проспективную направленность) и, самое главное, авторский концепт [И.Р. Гальперин].

К настоящему времени наметилось несколько интересных аспектов анализа изображения внешнего облика человека. Например:

изучение языковых средств описания внешности человека с целью выявления лексико-синтаксической системности их выражения [Гамалей Т.В. и др.];

анализ литературного портрета в контексте идейного содержания художественного произведения [Галанов Б.И. др];

8 стр., 3980 слов

Романтические герои в произведениях

... Байрона»., Глава II.Романтические черты в творчестве . 2.1.Романтические черты в произведениях Лермонтова. В творчестве Лермонтова проявляется общая закономерность развития русской литературы 20—30-х годов: от романтизма ... волновать сердца людей. Глава III . Романтические герои в произведениях . 3.1.Романтический герой в поэме « Мцыри.» Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. ...

описание портрета как отражение семантической структуры образа персонажа в литературном произведении [Сизова К.Л.];

исследование лингвистических особенностей портретных характеристик в рамках индивидуально-авторского стиля [Быкова Т.А.];

представление экспрессивно-образных средств русского языка, соотносимых с описанием внешности человека и выявление разных типов описания в условиях определённой национальной культуры [Богуславский В.М.] и т.д.

В настоящее время делаются лишь первые попытки осмыслить особенности изображения человека в связи с общим стилевым направлением определённого периода и в контексте творчества того или иного автора. Нет подробного освещения вопроса о роли портерного описания в организации художественного текста, о влиянии разных жанровых форм на специфику функционирования портретных характеристик в пространстве текста художественного произведения. Как отмечает Н.А. Купина, «анализ глубинного смысла художественного текста может быть осуществлён в плане поисков смысловых компонентов, из которых складывается целое содержание. Тип смысловой системы… в значительной степени обусловлен таким внешним фактором текстообразования, как жанр. Именно жанровая форма воплощает адекватно замысел автора» [Купина Н.А.].

Портретная характеристика персонажа как проявление одного из авторских художественных приёмов оказывается связанной с сюжетом произведения, а значит, и с «системой персонажей, так как именно своеобразие в распределении «ролей» между героями определяет их фабульную значимость. На содержательном уровне портрет принадлежит конкретному герою, действующему в сюжете произведения, и выражает авторскую идею, или концепт. При таком понимании «механизма» анализа художественного текста не остаётся без внимания основная задача стилистического исследования, которая заключается в том, чтобы ответить на вопрос, «для чего писатель сказал так, а не иначе, изобразил героя таким, а не иным и т.д.» [Гуковский Г.А.]. Важно, таким образом, помнить, что «стилистический анализ важен не сам по себе, он необходим именно для понимания смысла, содержания, идей произведения, позволяет уточнить и углубить восприятие художественного текста» [Одинцов В.В.].

Теоретики исследования художественного текста отмечают антропоцентричность как его обязательный признак, говорят, что при всей важности любых частей текста человек занимает в нём особое место, человек не только объект описания, но и его центр.

1.2 Структура и тип портретного описания в художественном произведении

Структуру текста как основного предмета стилистики речи В.В. Одинцов предлагает представить в следующем виде [Одинцов В.В.]:

СТРУКТУРА

/\

категории содержаниякатегории формы

/\/\

19 стр., 9025 слов

Описание комнаты любого детского произведения. -описание помещения. ...

... моей радость». Это был пример описания природы. Так же можно описать портрет человека, помещение и интерьер. А с чего ... поможет ребенку детально изложить мысли в правильной последовательности. Сочинение «Моя комната» для начальных классов Ученики, которые недавно ... виде и свойствах. Основной вопрос к тексту: какой?, Описание предполагает одновременность изображаемых событий, предметов, явлений, действий., ...

темаматериалкомпозицияязык

\/\/\/

идеясюжетприём

\|/ ТЕКСТА

Сложность определения структуры текста осознается многими исследователями. Например, Л.Я. Круглик отмечает, что «в художественном произведении портрет — понятие широкое. Оно не исчерпывается воспроизведением внешности как таковой; портрет — это не только лицо героя, но и фигура его, подхода, жест, поза, его привычки, манера вести себя, говорить, это и особенности его голоса, интонации» [Круглик, 49].

Как известно, проблемы изучения индивидуального стиля художника слова привлекают внимание многих учёных. В настоящее время особый нитерес представляет исследование индивидуального-авторского стиля «как некоего закономерного единства, системы, обладающей специфической кристаллической структурой» [Лихачев 1993, 3-9]. Концептуальная структура индивидуального стиля — это интеллектуально-эстетическое содержание, основанное на законах логики художественного мышления. Языковая, знаковая, структура индивидуального стиля отражает способы организации знаковых, языковых средств, с помощью которых формируется и транслируется концептуальная информация. Таким образом, индивидуальный стиль представляет собой сверхсложный тип структуры — суперструктуру, интегрирующую материальную и идеальнуюструктуры, и объединяет вещественно-телесную и духовно-знаковую подсистемы.

Система лексических средств художественного произведения может быть представлена в виде комплекса тематических пластов, создающих разнообразное, но вместе с тем слаженное и гармоническое звучание текста в соответствии с его семантическим единством. Вычленение лексических пластов как элементов языковой структуры текста позволяет раскрыть природу его «стилистического ядра» [Виноградов 1976].

Что касается особенностей передачи сложных, многообразных, а иногда и противоречивых чувств героев, то И.С. Тургенев использует самые разные способы: от простой номинации определенных чувств до детального показа их внешних проявлений путем использования описательного контекста.

Анализ способов языковой репрезентации описательных концептов в определенном художественном произведении сможет показать индивидуальные приемы авторской репрезентации соответствующих концептов, а также соотношение данных способов (в качественном и количественном отношении) применительно к тексту художественного произведения.

Подобное понимание портрета персонажа характерно для работы К.Л. Сизовой. Исследователь выделяет два основных вида портрета: собственно портретное описание и портрет с параллельными образами. К первому типу относятся: эскизная характеристика, характеристика одежды, цветовая характеристика, характеристика формы лица, характеристика мимики, характеристика жестов и манеры держаться, фоническая характеристика. Портрет с параллельными образами создают характеристики, основанные на сравнении с предметом, животным или растением, характеристика по сопутствующему запаху, музыкальная характеристика К.Л. Сизова на материале художественной прозы И.С. Тургенева предлагает типологию портрета по двум основаниям: уже отмеченному семантическому и структурному.

11 стр., 5444 слов

Положительные и отрицательные герои комедии “недоросль”: описание ...

... сочинение 15.3. Характеристика героев в комедии “Недоросль” (таблица) Categories: Сочинения на свободную тему Недоросль: положительные и отрицательные герои. Герои комедии Недоросль Фонвизина В 1782 году закончил работу над лучшим своим произведением – комедией «Недоросль» ... персонажей: Герои Характеристика Речь персонажа Отрицательные персонажи Госпожа Простакова Центральный отрицательный персонаж, ...

Типология структур портретирования включает, по мнению К.Л. Сизовой, следующие структурные способы представления портрета персонажа: точечно-линейный, полевой и объёмный портреты [Сизова, 12]. Точечно-линейный портрет содержит последовательный ряд одноуровневых компонентов портретного описания; часто используется в произволениях Тургенева при изображении персонажей.

Исследованию портретных описаний в текстах различных типов, в том числе и в литературных художественных произведениях, посвящено значительное количество трудов [Сырица 1986; Гамалей 1989; Башкеева 2000; Овчинникова 2001; Родионова 2003; Малетина 2004; Дмитриевская 2005; Мильбрет 2014 и др.].

Как известно, ни одно литературное произведения невозможно без героев, образы которых включают объёмную характеристику как внешности, так и внутреннего мира, поведения героя и т.д.. Каждый писатель в свойственной только ему манере создаёт уникальный текст, представляя богатую пищу для профессиональных рефлексий.

Лингвистический анализ убеждает, что основу описания портрета человека в любых типах текстов, как в художественных, так и в нехудожественных: в криминалистике, в научной речи и т.д., — составляют характеризирующие детали, которые, как правило, включаются в базовые семантические модели предложений и выступают в позиции ремы, независимо от их собственно формального выражения. Актуализируются лексико-тематические группы «части тела», «лицо человека», «одежда», что вполне объяснимо: это то, что мы замечаем прежде всего. При этом в поле зрения оказывается прежде всего цвет, размер и форма — параметры, обеспечивающие описание объекта в пространстве [Кобозева 2000].

Но в художественном тексте базовые модели предложений распространяются и обрастают субъективной оценочной модальностью, что ведёт к усложнению описания [Клобукова 2013].

В распоряжении автора, сознающего язык как эстетическую ценность, — всё богатство национального языка. Отбор и организация языкового материала в тексте определяются коммуникативной установкой:

«Эстетическое отношение к самому языковому факту демонстрирует отбор говорящим / пишущим того, а не иного языкового средства, которое в конкретной коммуникативной ситуации осознается как воздействующее» [Купина, Матвеева 2013: 303]. Такое положение вещей — аксиома литературного творчества.

В композиционной семантике текста повести «Ася» портрет играет ключевую роль. Композиция — главный организатор текстового пространства — позволяет выстроить серию портретов, органично вписывая истории портретируемых посредством диалогов и авторских описаний их характеров.

7 стр., 3367 слов

Портрет как средство характеристики героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

... Роль портретной характеристики в романе-эпопее «Война и мир» 1. Динамические и статические образы 2. Анализ портретной характеристики на примере главных героев романа IV. Заключение I. Роль портрета в художественном произведении, несомненно, очень велика. Внешнее портретное описание, ...

Кроме того, композиция является тем инструментом, который даёт возможность для неоднократных возвратов к объекту описания (портрет конструируется сквозным) с целью максимально полной передачи внешних и психологических характеристик персонажей. Такой авторский ход, с одной стороны, приводит в действие разные коммуникативные регистры (в данном случае репродуктивный и информативный), «композиционно-синтаксические фрагменты с регулярными характеристиками» [Золотова и др 2004: 442], которые зависят, прежде всего, от позиции говорящего / пишущего, с вытекающими конкретными лингвистическими «последствиями». С другой стороны, автор обеспечивает себе возможность регулировать дистанцию зрительного восприятия: вблизи, затем несколько со стороны и, наконец, портретируемый может вовсе удаляться из видимого пространства рассказчика: предметом описания становится рождающийся портрет (общая структура словесного портрета т.о. усложняется).

Исследователь высказывает интересную мысль: «Если бы было позволено, мы бы ввели глобальное понятие роман-портрет для характеристики такого типа текста».

Словом, внешние черты, передаваемые в портрете, дополняются яркими психологическими характеристиками. Подведём итоги и сформулируем параметры сложного типа портретного описания. Во-первых, это портрет, пронизанный субъективной модальностью автора-живописца, доверяющего, прежде всего, своим глазам. Во-вторых, это портрет, включенный в большой описательный контекст и лежащий в основе архитектуры всего текста в целом, определяющий композиционную семантику текста. В-третьих, это сквозной портрет, в основе которого заложены те же базовые модели предложений, что и в других типах портретных описаний, но при этом он предельно детализирован, и именно в деталях прежде всего проявляется субъективная авторская оценка.

Таким образом, исследование структуры текста может производиться с опорой на его предметную соотнесённость. Компонентом структуры становится денотат, и анализ структуры текста предстает в виде поиска языковых сегментов, репрезентирующих единичный денотат. Эта методика позволяет детально изучить структурную организацию портретного описания.

1.3 Функции и особенности портретного описания

Яркой особенностью языка художественной литературы является синтез разных функционально-семантических типов речи (описания, повествования и рассуждения).

В настоящее время портрет рассматривается как самый уверенный из жанров, благодаря присущей ему документальности и обусловленному эпохой художественному обобщению образа. В современную эпоху большинство исследователей считают, что портрет — это составная часть художественного образа, потому что художественный образ является совокупностью нескольких портретов персонажа. В некоторых работах портрет понимается предельно широко и включает описание не только внешнего облика персонажа (черты лица, особенности фигуры, позы), но и такие проявления, как мимика, жесты, походка, голос, одежда, возраст, перемещения персонажа и т.п.

5 стр., 2111 слов

Описание Тараса Бульбы из повести Гоголя 7 класс

... запорожского козака. Приведённое описание Тараса Бульбы, его портрета и внешнего облика может быть использовано учениками 6-7 классов при написании сочинения «Описание Тараса Бульбы» Тест по произведению ... характеристика Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» Гоголя с описанием внешности и характера главного героя. Сильные черты характера Кратко описывая образ пожилого казака Тараса Бульбы, стоит ...

Функции портретного описания персонажа в тексте литературного произведения могут быть разнообразными, и здесь нет определённого количества, их будет именно столько, сколько вложил сам автор, так как портретная характеристика зависит от личного авторского мироощущения и его индивидуального стиля, а также стиля эпохи. Функции портрета в рамках конкретного литературного произведения, как правило, одновременно существуют, вытекая одна из другой и тесно взаимодействия. Портрет может просто «фотографировать» действительность, изображая необходимого автору персонажа, а может быть символом атмосферы, причём как самого произведения, так и определённой эпохи, в нём представленной. Он может быть обычной деталью, а может отражать внутреннее состояние того или иного персонажа литературного произведения. Другими словами, портрет в художественном произведении — это и форма понимания действительности, и характерная черта индивидуальности автора, создание того или иного образа персонажа, поэтизированные данного художественного произведения.

Портретное описание человека в произведении может передавать информацию как эксплицитно, так и имплицитно. Портрет, как форма художественно-образного представления человека, становится проявлением системности целого текста на самом высоком уровне. Это результат интеграции всех частей литературного произведения, показатель его полной смысловой завершённости, наилучший способ создания целостного образа литературного героя, отражающего психологический, поведенческий, социальный, речевой и другие моменты его характеристики.

Рассредоточенное множество портретных фрагментов как отдельных героев, представленных в данном литературном произведении, так и художественных портретных описаний в целом оформляется в тексте как смысловое единство, обеспечивающее связность и цельность всего текста.

Интерес к феномену портрета в тексте художественного произведения занял значительное место в работах Светличной А.Л, Страхова И.В., Тахо-Годи М.А. и многих других исследователей.

Типологии портретов и их классификации многочисленны и разнообразны. Например, Е.В. Михайлова в своих исследованиях классифицирует их с точки зрения:

содержания элементов (наполняемость);

количества элементов (компонентность);

их расположение в тексте (позиционирование);

характера подачи портретной информации (типология портретов);

наличия/отсутствия авторского комментария к портрету (авторский комментарий) [Михайлова Е.В.].

Под наполняемостью портрета понимаются такие его характеристики, которые отражают внешность представляемого героя, манеру его поведения, жесты, мимику и т.д. Количество данных характеристик не является устоявшимся и твёрдо определённым.

Компонентность портрета определяется, по мнению Е.В. Михайловой, «количественным аспектом портретных описаний: минимизированный портрет (имя героя и наличие одного портретного признака), развёрнутый портрет (представление двух и более деталей, характеризующих персонажа) и гипертрофированный портрет (представление значительного количества портретных описаний и деталей) [Михайлова Е.В.].

С точки зрения восприятия выделяют следующие типы портрета: портрет-описание, в котором даётся с разной степенью полноты перечень портретных деталей относительно характера персонажа; портрет-сравнение, помогающий читателю ясно и чётко представить себе внешность героя; портрет-впечатление, передающий определённое эмоциональное впечатление от внешности персонажа [Есин А.Б.], [Малетина О.А.].

Говоря о структурных типах портрета, выделяют концентрированный и деконцентрированный портреты. Первый представляет собой «единичную портретную номинацию, которая не может воспроизводиться и дополняться в ходе развёртывания текста» [Малетина О.А.], а второй — «неоднократно воспроизводимое в ходе текстового развёртывания портретное единство, образующее цепочку, звенья которой имеют различную степень удалённости друг от друга», где «идентификация персонажа основана на повторяемости в звеньях портретной цепочки» [Быкова И.А.]. Рассуждая о портрете как определённой художественной форме литературного произведения и представляя его как целостную систему взаимодействующих друг с другом компонентов — портретных характеристик, Л.В. Серикова, выделяет три вида портретной презентации персонажа: внутренний человек (презентация сущностных черт внутреннего мира героя), медиальный человек (форма взаимопритяжения внутреннего и внешнего человека, связанная с объективацией психофизиологических механизмов субъекта) и внешний человек (материальная (телесная) сторона бытования героя) [Серикова Л.В.].

Содержательная сложность портретных описаний и их типология очевидна и многообразна, так как «портрет человека» рассматривается в данном случае как текст в тексте, то есть как текстовый феномен, детерминированный не только законами текстообразования, но и принципами и закономерностями литературного представления художественного образа, существующего в композиционном единстве с другими изобразительными средствами. Значение портерного описания в художественной литературе огромно, так как хороший портрет способен дать оригинальное, глубокое, а не просто видимое представление о человеке. Портрет является гармоничным организованным текстовым образованием, подчиняет главную тенденцию, моделирует данный художественный текст, вычленяется как его структурный элемент, обладает собственными целями и задачами и выполняет свою роль, не только в презентации определённого героя произведения, но и всего текстового пространства в целом.

Функции портретного описания в художественном произведении определяют место и значение портрета в общей системе текста базового элемента художественной коммуникации. Функций портретного описания персонажа в тексте художественного произведения может быть множество.

Подводя итог, отметим, что функция портретного описания заключается не только в изображении внешнего облика героя, но и его внутреннего мира. Таким образом, через изображение деталей одежды, лица, позы и т.д., читатель может представать характер персонажа, особенности его духовного мира.

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОРТРЕТНОГО ОПИСАНИЯ В ПОВЕСТИ И.С. ТУРГЕНЕВА «АСЯ», .1 Структура портретного описания в повести И.С. Тургенева «Ася»

портретный описание ася тургенев

Главной героиней анализируемой повести И.С. Тургенева является Ася, и её имя вынесено в заглавие. Известно, что повесть — один из самых свободных жанров, в котором автор волен устанавливать свои закономерности. На протяжении всего творчества Тургенев разрабатывал этот жанр, но наиболее известными стали его любовные повести «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды».

В повести «Ася» повествование ведётся от первого лица. В повести есть два главных героя: рассказчик и девушка, которая внезапно вошла в его жизнь. Не менее значим и образ брата Аси — Гагина. Как и многие другие произведения И.С. Тургенева, эта маленькая повесть — о любви: короткая история о внезапном сильном чувстве, которое осталось в памяти героя и повлияло на всю его жизнь.

Основное внимание рассказчик уделяет Асе, которая с первой минуты знакомства поразила его своей подвижностью и изменчивостью в поведении. Она то прыгала, как коза, по развалинам башни, то маршировала, как солдат, с обломанной веткой на плече, пугая чопорных англичан, то, вышивая на пяльцах, становилась олицетворением кротости и смирения. Поэтому герой отмечает, что это было «самое изменчивое лицо, какое я только видел» (IV) и наедине с собой невольно восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!» (V.с.18).

Автор неоднократно возвращается к описанию внешности героини. Н.Н., заинтересовавшись необычной внешностью и ещё более необычным поведением девушки, внимательно наблюдает за ней. И, поскольку он постоянно замечает всё новые и новые детали, образ Аси постепенно открывается нам. Сначала перед нами девушка невысокого роста, в соломенной шляпе, закрывающей всю верхнюю часть её лица» (II.с.6).

Позже, за ужином, «Ася сняла шляпу; её чёрные волосы, остриженные и причёсанные как у мальчика, падали крупными завистками на шею и уши» (II.с.8).

Ася постоянно меняется, как будто примеряя на себя разные роли. На следующее утро мы встречаем Асю у развалины старинного замка. Вскарабкавшись на уступ стены, Ася продолжала сидеть наподвижно, «подобрав под себя ноги и закуток голову кисейным шарфом; стройный облик её отчетливо и красиво рисовался на ясном небе» (IV.с.12).

В тот момент она воображала себя Лорелеей немецких преданий, сидящей на скале, но немного позже вышла к обеду «одетая в лучшее своё платье, тщательно причёсанная…и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно» (IV.с.14).

Н. догадывается, что «ей явно хотелось разыграть передо мной вовсю роль — роль приличной и благовоспитанной барышни» (IV.с.14).

Далее: «На следующий день я опять не узнал ее, пока не догадался, что ей вдруг вошло в голову: быть домовитой и степенной, как Доротея» (VI).

Ася показалась господину Н. совершенно русской, простой девушкой: «На ней было старенькое платьице, волосы она зачесала за уши и сидела, не шевелясь, у окна да шила в пальцах, скоромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась… для довершения сходства она принялась напевать вполголоса «Матушку, голубушку»» (V.с.17).

Постепенно, от встречи к встрече, Ася производит на Н.Н. всё большее впечатление.

В повести употребляются разные типы портретных описаний: общее представление, детализация, портрет-впечатление. В тексте повести они комбинируются. Однако преобладающим типом портретного описания здесь является портрет-впечатление.

Показательно, на наш взгляд, сравнить портретные характеристики Аси и Гагина.

Внешность Гагина также даётся в восприятии Н.Н.: «Есть на свете такие счастливые лица… У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое», «лицо его было пасмурным» (II.с.7).

В описании лица Гагина четыре определения: это счастливое, ласковое, милое и пасмурное. А в описании лица Аси их больше: «в складе её смугловатого, круглого лица» (II.с.7); «я тут в первый раз хорошенько рассмотрел её лицо, самое изменчивое лицо» (IV.с.13); «я глядел на её желтоватое, угасшее личико» (V.с.17); «почти закрытые глаза на бледном, но оживлённом лице, резво обвеянном кудрями» (IX.с.30); «воспоминания об этом бледном лице (XVII.с.43); «как её милое лицо расцвело бы радостью и тишиной восторга (XIX.с.44).

В описании лица Аси употребляется восемь определений: круглое, самое изменчивое, желтоватое, угасшее, смугловатое, бледное, оживленное, милое. Автор подробно описывает лицо Аси. В лицах Гагина и Аси есть общее — по крайней мере, на взгляд Н.Н.: у обоих милое лицо. Автор так описывает глаза Гагина (встретилась только одна фраза, посвящённая описанию его глаз): это «лицо с большими мягкими глазами (II.с.7).

А глаза, взгляды и взоры Аси описываются так: это «лицо с чёрными, светлыми глазами» (II.с.7.); «её большие глаза глядели прямо, смело, но иногда веки её слегка щурились» (II.с.9); «весело щурились темные глаза»(IV.с.13),»я в первый раз увидал у нас в доме худенькую черноглазую девочку лет десяти» (VIII.с.23);»вся бледная, молчаливая, с потупленными глазами» (IX.с.27);»я взглянул в её светлые глаза» (IX.с.29); почти закрытые глаза на бледном, но оживлённом лице (IX.с.30); «воспоминания об этих влажных и робких глазах» (XVII.с.43); «взор её становился глубок и нежен» (II.с.9); «она вдруг бросила на меня быстрый и пронзительный взгляд» (IV.с.12).

В описании глаз Гагина всего два определения: большие и мягкие, а глаза, взоры и взгляды Аси описаны подробно: чёрные, светлые, большие, темные, поступленные, закрыты, влажные и робкие, глубокий и нежный взор.

О волосах героя Гагина автор так описывает: «лицо с мягкими курчавыми волосами» (II.с.7), «со своими курчавыми блестящими волосами» (III.с.11).

Волосы героини автор описывает подробно: «её чёрные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши» (II.с.8); воспоминания о развитых волосах» (XVII.с.43).

В описании волос Гагина три определения: мягкие, курчавые и блестящие. В описании волос Аси — з четыре определения: чёрные, остриженные, причесанные и развитые.

Несколько раз автор обращает внимание на улыбку Гагина: «отвечал он с своей неизменной, на этот раз несколько смущенной улыбкой» (IV.с.14); «заговорил вдруг Гагин со своей обычной улыбкой» (VIII.с.22); «и опять Гагин улыбнулся тихой улыбкой» (VIII.с.26.), «начал он с принуждённой улыбкой и запинаясь» (XIV.с.35).

В описании улыбки Гагина четыре определения: смущённая, обычная, тихая и принуждённая.

Вот как описывается выражение лица Аси: «несколько мгновений спустя оно уже всё побледнело и приняло сосредоточенное , почти печальное выражение «(IV.с.13.); «черты её приняли такое незначительное, будничное выражение» (V.с.17.); «она опять принарядилась, но выражение её лица не шло к её наряду: оно было печально» (XI.с.31).

В описании выражения Аси четыре определения: сосредоточенное, печальное, незначительное и будничное. Ресницы и губы Аси описаны не очень подробно, автор только описал длинные ресницы и бледные губы.

Кроме описания внешности главных героях, в повести присутствуют портретные описания и других героев, описание одежды, фигуры и позы, например: Старика в плисовом жилете, синих чулках и башмаках с пряжками (I.с.5); «Участники в коммерше носят издавна установленный костюм немецких студенты: венгерки, большие сапоги и маленькие шапочки с околышами известных цветов» (II.с.6); «Татьяну, помню ее высокую стройную фигуру» (VIII.с.24); «Повязанная темным платком, с желтой шалью на плечах.»(VIII.с.24).

Однако эти описание носят фрагментарный характер и не даются в развитии.

В описании черт лица Тургенев часто использует оценочные прилагательные: живые, человеческие лица(I.с.3), горящие взгляды (II.с.6), счастливые лица (II.с.6), радушные лица поселян, их синие камзолы и серые чулки(VII.с.21), Я увидел перед собою крестьянскую девочку лет пяти, с круглым личиком, с невинно выпученными глазенками (VII.с.21), Хорошенькая служанка с заплаканными глазами (XV.с.38), Я увидал морщинистое лицо вдовы бургомистра. Приторно-лукавая улыбка растягивала ее ввалившиеся губы, ежила тусклые глазки (XV.с.39), Приподняв свои желтые брови до самой накладки(XVI.с.42.), Она улыбалась своей противной улыбкой (XXI.с.46), Лицо ее было бледно (XXI.с.47).

Очень показательны, на наш взгляд, такие описания, которые олицетворяют окружающее героя, например: Добродушная собака ворчала вполголоса, а воздух так и ластился к лицу, и липы пахли так сладко, что грудь поневоле все глубже и глубже дышала (I.с.5); Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами, печально выглядывала из его ветвей(I.с.5);Меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и легкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно и ему было раздольнее на высоте(I); Я глядел на нее, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и кроткую. Все радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами — небо, земля и воды; самый воздух, казалось, был насыщен блеском (IX.с.30);Маленькая моя мадонна все так же печально выглядывала из темной зелени старого ясеня (XXI.с.47).

Следует отметить, что для описания внешности персонажа Тургенев использует не только общепринятые лексические средства, но и специфические, которые характеризуют того или иного героя.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.

Для описания внешности персонажей И.С. Тургенев использует разнообразную лексику, как нейтральную, так и эмоционально окрашенную.

И.С. Тургенев часто употребляет метафорическую лексику, у автора есть свои специфические определения и приёмы.

2.2 Функции портретного описания в повести И.С. Тургенева «Ася»

Как уже было отмечено, портрет персонажа — это описание внешности: лица, фигуры, позы, выражения лица, глаз, улыбки, костюма персонажа. Это часть его портрета. В литературе портретное описание очень важно. Описание костюма, манеры героя играют важную роль. Через эти описания мы можем узнать, какое социальное положение занимает персонаж. Часто внешность указывает на характер персонажа. Очень важная функция описания внешности — раскрытие характера персонажа.

Повесть «Ася» является классической повестью Тургенева. Ася является классическим типом русских девушек, которых не один раз изображал И.С. Тургенев. Характеристика Аси изначально вносит несоответствия в её образ. Она противоречива и игрива в отношениях с другими людьми. Если взять её интерес ко всему окружающему, то можно понять, что девушка показывает это немного неестественно. Она смотрит на всё с любопытством, однако по сути дела ни во что внимательно не вникает и не вглядывается.

Особенностью данной повести является то, что Тургенев соединил изображение пейзажа и душевных переживаний героини на тему любви — в мягких и прекрасных лирических штрихах. Тургенев проявил черты характеров героини путём внешности, движения, речи и так далее.

У Аси есть двойственный характер. Образ девушки формированный Тургеневым в повести «Ася» отличается от его бывших формировавших образов девушек действительностью в характерах героини Аси.

Образ Аси, аристократической девушки в светском обществе, но при этом немного дикой, производит глубокое впечатление.

Ася — младшая сестра Гагина. У неё воспитание и надменность аристократических бырашень. Она свободно говорила по-французски и по-немецки. Всем сразу полюбилась эта аристократическая барышня за её тёплый и живой характер. Она любила шалить и изображать кого-нибудь.

Можно привести такой пример:

Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее своё платье ,тщательно причёсанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно, едва отведывала кушанья и пила воду из рюмки (IV.с.14).

Перед героем Ася показала себя с лучшей стороны по всем этикетам.

Перед героем она хотела играть роль учтивой, культурной барышни.

Несмотря на то, что по внешности Ася — аристократическая барышня, но на самом деле она была незаконнорождённой, дочерью барина и служанки. Ася иногда бегала взад и вперёд, как сумасшедшая, то громко шутила, то бегала вприпрыжку: она не подходила на барышню; во всех её движениях было что-то неспокойное: этот дичок недавно был привит, это вино ещё бродило (VI.с.18).

Может быть, на взгляд некоторых, её поведение действительно нелогично, но в других глазах именно такое поведение — отражение её природы, наивной и живой. Она была совершенно естественной. В ней было что-то особенное: полудикая прелесть и привлекательная душа. Она было грациозно сложена. Её энтузиазм, как будто огонь зимой, согревал холодное сердце.

По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость она досадовала на свою застенчивость и досады насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей не всегда удавалось (VI.с.18).

Тургенев описал психологическое состояние Аси очень тонко и живо. У Аси был очень необычный характер. Она всё время чем-то была занята. Ей не страшно было совершать рискованные действия, например, лазить по развалинам.

Ни одно мгновенье она не сидела смирно; вставала, убегала дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и что слышала, а разным мыслям, приходившим в голову (II.с.9);

она, пожалуй, ещё на башню взберётся (IV.с.12).

Эти описания представляют нам шаловливую и своенравную героиню.

Однако в этой повести Тургенев изобразил не только девушку с двойственным характером, но и добрую, наивную и простую. И он главное выделял внешность Аси. Ася обладала нетипичной красотой, мальчиковая внешность сочетала в себе короткие вьющиеся волосы, круглые глаза, скаймленные длинными ресницами, и необычайно стройный стан.

Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и чёрными, светлыми глазами (II.с.7).

По описанию внешности почти детскими щечками и чёрными, светлыми глазами.(II.с.7.) видно, что Ася добрая, наивная, Ася в повести Тургенева — это богато одарённая натура, она не испорчена светом, умна, сохранила чистоту чувства, простоту и сердечную искренность. Говорят, что глаза — зеркало души. Тургенев много раз подробно описал глаза Аси:

полудерзко, полувесело щурились тёмные глаза (IV.с.13);

Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, и иногда веки её стекла щурились, и тогда взор её внезапно становился глубок и нежен (II.с.9).

У неё пленительная и непосредственная натура без какой-либо фальши, лицемерия, она сильна духом и способна к трудным свершениям.

В её глазах мы видим другой мир — прямой, чистый и цветной мир. Несмотря на присущее ей самолюбие, она обладает странным пристратием: заводить знакомства с людьми, которые классово стоят ниже неё. Она сочувствует им. Ася может понять положение человека низшего класса и хочет заботиться о них.

Стремлением Аси является любовь. Она стремилась не к заурядным представителям дворянства, а к герою и необыкновенному человеку. Поэтому когда Ася ближе познакомилась с господином Н., она постепенно стала понимать, что любит его. Поэтому Ася смело стремилась к любви. Ей понадобилась большая смелость, чтобы преодолеть привычные правила и проявить своё чувство. Когда Ася узнала, что герой никого не любит, она опустила глаза и засмеялась тихим и лёгким смехом; я не знал за ней такого смеха (IX.с.29).

Ася не один раз удивляла Н., и каждый раз описание состояния и поведения Аси отличается от предыдущих.

Она умела быто уверенной и отстаивала своё мнение. Она могла изменяться, но в то же время оставаться собой, у неё была необыкновенная и привлекательная душа.

Ася не такая консервативная девушка высшего круга, а передовая девушка, которая имеет самостоятельные мысли и мечтает о любви.

меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха, свежий и лёгкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами(II.с.8).

Это место нашла Ася. Говорят, что какой у человека характер, такие у него и мысли. Это место, которое Ася выбрала, было таким удобным и чистым, блаженным и свободным. Отсюда следует, что и мысли её были тонкими и она жила по своему желанию: Словом, она продолжала идти своей дорогой; только манеры её стали лучше, хотя в этом отношении она, кажется, немного успела(VIII.с.26); Я не должна была сделать вам такой вопрос, не правда ли? Извините меня, я привыкла болтать всё, что мне в голову входит. Оттого-то я и боюсь говорить(IX.с.29).

Перед другими Ася всегда говорила прямо. Это её откровенность. Она привержена свободе. Поэтому иногда Ася говорила всё, что взбредёт в голову. В её природе существовало стремление к свободе:

Если бы мы с вами были птицы, — как бы взвились, как бы полетели …Так бы и утонули в этой синеве …Но мы не птицы (IX.с.30).

Птицы с древности до наших дней является символом свободы, птицы могут летать на небе свободно. Это именно то, чего хочет Ася.

Она хотела бы Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, — продолжала она. — А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали?;Вы хотели прожить на даром, след за собой оставить… (IX.с.29).

Отсюда видно, что Ася стремилась к свободе, хотела преодолеть свою историю, освободиться от привычного мнения о себе. Ася свободно стремилась к своей любви, свободно танцевала, свободно наслаждалась жизнью.

Поскольку в повести «Ася» повествование ведётся от имени Н.Н., то его портретное описание здесь е представлено. Мы может узнавать его через то, за чем он наблюдает, как описывает свои чувства. Мы знаем, что господин Н. любит наблюдать за людьми: …Зато лица, живые, человеческие лица — речи людей, их движения, смех — вот без чего я обойтись не мог… Меня забавляло наблюдать людей…(I.с.3).

Господин Н. — благородный и искренний человек: …мне показалось постыдным не отвечать откровенностью на его честную откровенность …(IX.с.37).

Гагин — это тоже один из главный герой в повести «Ася» Тургенева, он старший брат Аси, путешествующий русский дворянин, Гагин — добродушный и честный человек.

Словом, главная героиня произведения, затронувшая сердца многих людей, — Ася. У неё было кругловатое лицо, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, тёмными глазами. А жизнь её очень трагична. Кроме замечательного сюжета, в повести «Ася» самый привлекательный характер Аси. Она умна, сохранила чистоту чувств, простоту и сердечную искренность. Она любит шалить и изображать какого-нибудь. Конечно, разные причины формирует характер Аси. Её трагичная жизнь является самой главной причиной. Она дочь крепостной крестьянки и помещика. Ей было трудно жить с этим. Она хотела, чтобы весь мир забыл её происхождение. Поэтому в ней вскоре стали развиваться самолюбие, недоверчивость и дурные привычки. Одновременно её образование, которое она получила от родителей, и сильная любовь её брата тоже являются причинами.

Уже известно, что через портерное описание мы можем узнать, какая характеристика есть у главного персонажа. Самая главная функция портретного описания — раскрытие характера персонажа.

Заключение

Портрет (портретное описание, портретная характеристика) играет ключевую роль в художественном произведении, поскольку представляет персонажа, является, наряду с описанием поведения, речевой характеристикой и т.п., средством создания образа. Также портрет традиционно используется для раскрытия характера, особенностей внутреннего мира героя. Описывая внешность в целом, выражение лица, значимые детали, автор передаёт и своё отношение к тому или иному персонажу.

В повести И.С. Тургенева «Ася» на первой же странице через признание героя-рассказчика о том, что он любит наблюдать «именно лица», подчёркивается особая значимость портретного описания.

В структуре портретного описания в повести «Ася» присутствуют следующие компоненты:

характеристика лица и внешности в целом через использование многочисленных эпитетов и сравнений, часто метафорических, содержащих коннотативные компоненты (милое, свежее, как утро и под.); причём длина однородного ряда с такими определениями соотносится с положительным или нейтральным / отрицательным отношением рассказчика (и автора) к своему персонажу;

упоминание и характеристика отдельных деталей (волосы, кудри, щёки и т.д.); детализация также свидетельствует об отношении автора к описываемому персонажу;

описание-характеристика (подробное) взгляда (взора) — как отражение чувства, переживания и некоторые другие.

Портрет выполняет следующие функции: индивидуализация персонажа, отражение его характера, мировоззрения, образа жизни, выражение авторского отношения к своему герою и некоторые другие.

Исследование, предпринятое в русле интерпретации художественного текста, дало возможность выявить особенности функционирования портретных характеристик в повести И.С. Тургенева «Ася».

Портрет как вид художественных описаний, в настоящее время портретное описание занимает особое место в композиции литературного произведения. Без портретного описания нельзя представить ни одно литературное произведение. Портрет — изображение внешности героя. Как было отмечено, это один из приёмов индивидуализации персонажа. Кроме того, через портрет писатель раскрывает внутренний мир героя, особенности его характера.

К настоящему времени наметилось несколько интересных аспектов анализа изображения внешнего облика человека. Теоретики исследования художественного текста отмечает, что при всей важности любых частей текста человек занимает в нём особое место, человек — не только объект описания, но и его центр.

Портрет — понятие широкое, портрет — это не только лицо героя, но и его фигура, подхода, жест, поза, его привычки, манера вести себя.

Функции портретного описания персонажа в тексте литературного произведения могут быть различны. Функции портрета в рамках конкретного литературного произведения, как правило, одновременно существуют, вытекая одна из другой и тесно взаимодействия. Портрет может отражать внутреннее состояние того или иного персонажа литературного произведения. Функция портретного описания в художественном произведении определяет место и значение портрета в общей системе текста базового элемента художественной коммуникации. Отметим, что функция портретного описания заключается не только в изображении внешнего облика героя, но и его внутреннего мира. Через изображение деталей одежды, лица, позы и т.д. читатель может представить характер персонажа, особенности его духовного мира.

В повести И.С. Тургенева «Ася», для описания внешности персонажа, автор часто пользует разнообразную лексику. По отношению к любимым героям автор употребляет метафорические эпитеты, поэтические сравнения и т.п.

Ася в повести Тургенева — это богато одарённая натура, не испорченная светом, она умна, она сохранила чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; у неё пленительная и непосредственная натура без какой-либо фальши. Ей не страшно было совершать рискованные действия. Она любила шалить и изображать кого-нибудь. В ней было что-то особенное: полудикая прелесть и привлекательная душа. Она была грациозно сложена.

Портрет у И.С. Тургенева, как и его метод в целом, отличается психологизмом. Автор показывает причины формирования характера и поведения Аси: её трагичная жизнь, семейное образование, социальная среда — это то, что сформировало её противоречивый характер, но и дало ей глубину и естественность.

Психологизм проявляется и в том, что автор обращается к изображению внешности, особенно к описанию выражения лица не единожды, а постоянно, портрет таким образом становится динамичным. Особенно значимо то, что портретное описание всегда даётся в моменты сильных переживаний, автор как бы отслеживает изменения в своих героях по ходу повествования, по мере развития действия, в связи с зарождением, развитием и проявлением чувств героев, особенно чувства любви.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/povesti-i-s-turgeneva-asya/

1.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.

.Башкеева В.В. Русский словесный портрет: лирика и проза конца XVIII — первой трети XIX века: Дис. … д-ра филол.наук. — М., 2000.

.Богуславский В.М. Человек в зеркале русской культуры и литературы. — М., 1994.

.Богуславский В.М. Словарь оценок внешности человека. — М., 1994.

.Быкова И.А. Типология портрета персонажа в художественной прозе А.П. Чехова // Языковое мастерство А.П. Чехова. — Ростов н/Дону, 1990. — С.38-46.

.Виноградов В.В. О теории художественной речи. — М., 1971.

.Виноградов В.В. Этюды о стиле Гоголя // Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. — М., 1976.

.Галанов Б. Живопись словом: Портрет. Пейзаж. Вещь. — М., 1974.

.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

.Гамалей Т.В. Система лексико-синтаксических средств описания внешности в современном русском языке: Дис. … канд.филол.наук. — Л., 1989.

.Дмитриевская Л.Н. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З.Н. Гиппиус).

— Ярославль, 2005.

.Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. — М., 1998.

.Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. — М., 2004.

.Кричевская Л.И. Портрет героя. — М., 1984.

.Минина В.М. Лингвистическая организация описательных и повествовательных контекстов // Структурные и функциональные особенность предложения и текста. — Сверловск ,1989.

.Кобозева И.М. Как мы описываем пространство, которое видим: форма объектов // Труды межд.семинара «Диалог-2000». — М.: МГУ, 2000.

.Круглик Л.Я. Портрет в трилогии Л.Н. Толстого «Детство», 18.«Отрочество», «Юность» // Учёные записики Московского 19.областного института. Т.122. 1963. Вып. 8. С. 23-32.

.Купина Н.А. Засмысел автора, вымысел читателя // Речевое мышление и текст. — Воронеж, 1993. с.7.

.Кухаренко В.А. Интерпретация текста. — М., 1988.

.Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // ИАН СЛЯ. 1993. — Т. 52. — № 1. — С. 3-9.

.Малетина О.А. Лингвиостилистические особенности портрета как жанра художественного дискурса: На материале произведений Т. Драйзера: Дис. … канд. филол. наук. — Волгоград, 2004.

.Малетина О.А. Типологии портрета в художественном дискурсе с точки зрения различных подходов // Актуальные проблемы коммуникации и культуры — 7. — Москва-Пятигорск, 2008.

.Мильбрет А.А. Привлекательность / непривлекательность внешнего облика человека в русской лингвокультуре: Дис….канд.наук. — СПб., 2014.

24..Михайлова Е.В. Дидактическая модель совершенствования речевых умений учащихся на материале словесного портрета как жанра. 2006. (www.novgorod.fio.ru)

.Овчинникова С.В. Лексико-семантическое поле внешности в соотношении с концептосферой внутреннего мира в человеке: Дис. … канд. филол. наук. — Тула, 2003.

.Одинцов В.В. Стилистика текста. — М., 2014.

.Родионова И.В. Портрет в строе текста современного английского рассказа: Дис. … канд. филол. наук. — Уфа, 2001.

.Свительский В.А. Об изучении авторской оценки в произведениях реалистической прозы // Проблема автора в русской литературе XIX- XX вв. — Ижевск, 1978.

.Серикова Л.В. Портрет персонажа в прозе В.М. Шукшина: системное лексико-семантическое моделирование. Автореферат дисс. … канд. филол. наук. — Москва, 2006.

.Сизова К.Л. Динамика портрета как отражение семантики образа героя // Речевое мышление и текст. — Воронеж, 1993.

.Сизова К.Л. Типология портрета героя (на материале художественной прозы И.С. Тургенева): Автореф. дис. … канд. филол. наук. — Воронеж, 1995.