К.г.паустовский “теплый хлеб”: описание, герои, анализ произведения

“Теплый хлеб” – анализ произведения

К.г.паустовский “теплый хлеб”: описание, герои, анализ произведения

Произведение “Теплый хлеб” написал Константин Паустовский в 1954 году, когда прошло уже 9 лет, как кончилась война. Эта удивительная история, где добро противостоит злу, очень понравилась юным читателям, да и взрослым, конечно, тоже.

Знаменитый журнал “Мурзилка” опубликовал произведение, а спустя почти двадцать лет телезрители могли порадоваться короткометражному мультфильму, поставленному по мотивам сказки.

Анализ произведения “Теплый хлеб” также окажется полезным для вас, если вы планируете писать сочинение в 5 классе на эту тему.

О чем рассказ “теплый хлеб” коротко?

Сначала коротко обсудим, какую тему поднимает Константин Паустовский и о чем побуждает задуматься читателей, затем рассмотрим сюжет и главных героев, увидим также, как Филька обижает коня.

Рассказ “Теплый хлеб” раскрывает тему любви и великодушия, вместе с тем обращается внимание на равнодушного человека.

Можно ли устранить последствия причененного зла, проявить милосердие и простить от сердца? События настоящего и прошлого связаны единой нитью, автор пишет о людях и животных, о вине и искуплении.

Анализ рассказа “Теплый хлеб” был бы неполным без рассмотрения сюжета. Паустовский рисует простую деревню во времена войны.

Еды катастрофически не хватает, крестьянам живется тяжко, работать приходится очень много, не щадя себя. Старому мельнику Панкрату довелось приютить у себя покалеченное животное.

Это был конь, который случайно оказался в Бережках, и требовалось его теперь как-то содержать, но у Панкрата еды и так не хватало.

На селе коня любят, поэтому каждый помогает, кто чем может. Здесь, делая анализ рассказа “Теплый хлеб”, подчеркнем, что однако есть один человек, который выделяется на фоне всех – это Филька. Его злоба и равнодушие к другим приводит к тому, что он сильно обижает и коня.

Жуя ломоть хлеба с солью, он не желает поделиться с конем, когда тот тянется к руке, а бьет его по губам. Такое бездушное поведение катастрофически сказывается на всей деревне – наступают лютые холода, которые предвещают голодную смерть.

В конце концов, Филька понимает свою вину, желает ее искупить, поэтому, угостив коня теплым хлебом, он заключает с ним мир.

5 стр., 2243 слов

По рассказу теплый хлеб паустовского 5 класс рассуждение

... вину, желает ее искупить, поэтому, угостив коня теплым хлебом, он заключает с ним мир. Герои рассказа «Теплый хлеб» Готовя сочинение 5 класс по рассказу «Теплый хлеб» Паустовского, обратите внимание на образ Фильки. Это подросток, который живет с ...

Герои рассказа “Теплый хлеб”

Готовя сочинение 5 класс по рассказу “Теплый хлеб” Паустовского, обратите внимание на образ Фильки. Это подросток, который живет с бабушкой, и он очень бессердечен, полон злобы, недоверия и черствости. Когда друзья обращаются к нему за помощью, он отказывает им, и не любит он ни людей, ни животных.

Когда с Филькой беседует его бабушка, он вдруг понимает, насколько жестоко поступил, и какие теперь могут быть последствия.

Поразмышляв, он находит самый лучший выход из положения, и признает свою ошибку.

Теперь мы видим этого персонажа с другой стороны: он трудолюбив, сообразителен, организован и готов исправить последствия своих необдуманных действий на благо других. Фильке уже можно верить.

Однако анализ рассказа “Теплый хлеб” показывает и образ другого персонажа, о котором мы уже упоминали. Это старый мельник Панкрат.

Его образ загадочен, ведь он не только вылечил коня, но и проявил удивительные качества.

Когда Филька идет искупать свою вину, Панкрат не мешает ему, и не держит на него зла, давая себе отчет в том, что каждый человек имеет свои положительные качества, и в человека нужно верить.

Другие детали анализа

События в рассказе “Теплый хлеб” строго следуют одно за другим, Паустовский как бы ведет читателя, постепенно раскрывая характеры героев, и показывает, что двигает ими.

Конечно, в рассказе присутствуют сказочные мотивы, которые умело переплетаются с реальными событиями. Таким образом создается единая композиция.

Интересно, что с помощью устаревших оборотов речи и фольклорных выражений повествование приобретает особые краски и выглядит весьма своеобразным.

Обязательно в анализе “Теплый хлеб” подчеркнем суть идеи автора. Человека красит душевная щедрость, сострадание и отзывчивость.

Когда человек поступает по-доброму, доброта возвращается к нему, а равнодушное отношение к другим влечет за собой беды и зло.

Кроме того, если ты вовремя осознаешь свою ошибку и готов исправиться, это обязательно изменит положение и найдет отклик в сердцах окружающих.

Надеемся, что анализ рассказа “Теплый хлеб” будет полезен для вас. Мы рассмотрели краткое содержание произведения, образ главных героев и мысль автора, которую он хотел донести до читателей. Если вы будете писать сочинение по рассказу “Теплый хлеб” Паустовского, обязательно включите эти мысли.

К.Г. Паустовский “Теплый хлеб” (материал для анализа текста)

К.г.паустовский “теплый хлеб”: описание, герои, анализ произведения

Инфоурок › Начальные классы › Презентации › К.Г. Паустовский “Теплый хлеб” (материал для анализа текста)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Анализ текста К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» Крауц Ольга Викторовна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №65»

2 слайд Описание слайда:

«Тёплый хлеб» Назови главного героя-животного в сказке «Тёплый хлеб» Назови главного героя-человека в сказке «Тёплый хлеб» Какое прозвище было у Фильки? Почему?

3 слайд Описание слайда:

Почему конь остался в деревне? А) Его ранили Б) Так захотел Панкрат В) Конь не захотел идти дальше

4 стр., 1542 слов

Яблонская татьяна «хлеб» описание картины, анализ,

... хлеба в мешки. На их лицах радостное выражение лица, они счастливы и радуются теплому ... написать картину «Хлеб» такой правдивой и народной. Сочинение №2 Работы ... работой. Тем не менее главным персонажем этой картины является хлеб. Солнечные, ... золотистые, излучающие тепло зерна рассыпаны повсюду и от этого зрелища начинаешь радоваться вместе с изображенными на картине людьми. Описание ...

4 слайд Описание слайда:

Кто выходил коня? А) Мельник Б) Бабка Фильки В) Кузнец

5 слайд Описание слайда:

Почему коня кормили всей деревней? А) Потому что конем мог воспользоваться любой житель деревни Б) Потому что все любили этого коня В) Потому что мельник не мог один прокормить коня

6 слайд Описание слайда:

Как Филька обидел коня? А) Он сам съел предназначенный для него хлеб Б) Он ударил потянувшегося к хлебу коня по морде и забросил хлеб далеко в снег В) Он спустил на него собак

7 слайд Описание слайда:

– На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай! И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было. Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло.

8 слайд Описание слайда:

Что случилось после того, как мальчик плохо обошелся с конем? А) Тут же налетел жуткий мороз, который заморозил воду, из-за чего и остановилась мельница Б) Теперь на Фильку бросалось каждое встреченное им животное В) Теперь любой хлеб, который ел Филька, становился черствым и невкусным

9 слайд Описание слайда:

Какую историю рассказала бабушка Фильке? А) О том, как она обидела когда-то солдата. Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата. В) О том, как закончилась война.

10 слайд Описание слайда:

– Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, – говорила бабка. Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь – боялся пустыни.

– Отчего же стрясся тот мороз? – спросил Филька. – От злобы людской, – ответила бабка. – Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку.

И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: “Вот тебе! Жуй!” – “Мне хлеб с полу поднять невозможно, – говорит солдат. – У меня вместо ноги деревяшка.” – “А ногу куда девал?” – спрашивает мужик. “Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии”, – отвечает солдат. “Ничего. Раз дюже голодный – подымешь, – засмеялся мужик.

– Тут тебе камердинеров нету”. Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит – это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул – и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер. – Отчего же он помер? – хрипло спросил Филька.

  • От охлаждения сердца, – ответила бабка, помолчала и добавила: – Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз.

11 слайд Описание слайда:

6 стр., 2619 слов

Учебное пособие: Разработка уроков литературы (4 часа) (5 класс ...

... выявить первоначальное восприятие сказки «Теплый хлеб». Комментированное чтение эпизодов. Развитие у ... плану. План. 1) История раненого коня. 2) Панкрат – колдун. (Портрет) 3) Трудная зима. 4) Филька по прозвищу «Ну тебя». 5) Каким был Филька ... на уроке. Уже в 5 классе, читая вслух, размышляем о ... описаний природы. 4. Чтение по ролям эпизодов: А) рассказ бабки – в лицах (3 ученика – бабка, Филька, ...

Как Филька искупал свою вину, спасал деревню? А) Он попросил прощения у коня Б) Он уговорил деревенских ребят рубить в реке лед около мельницы, пока не появится вода В) Он растопил лед на реке, бросившись в воду

12 слайд Описание слайда:

Кто помог Фильке исправить беду? В сенях у Панкрата жила сорока. Она не спала от холода, подслушивала. Потом она боком, озираясь, поскакала к щели под дверью. Выскочила наружу, прыгнула на перильца и полетела прямо на юг.

…А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом. Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее.

С крыш падали и со звоном разбивались сосульки.

13 слайд Описание слайда:

О чем рассказывала сорока над плотиной? А) О том, что она разбудила летний ветер. Б) О том, что Филька – плохой человек. В) О том, что она самая умная.

14 слайд Описание слайда:

Когда заработала мельница? А) Вечером. Б) Она сломалась навсегда. В) Летом, когда потеплело.

15 слайд Описание слайда:

Что стали делать люди?

16 слайд Описание слайда:

Как Филька помирился с конем? А) Попросил у него прощения. Б) Он принес ему свежего хлеба с солью. В) Он покормил его морковкой.

17 слайд Описание слайда:

Как конь отреагировал на извинения мальчика? Конь вышел, вытянул голову, заржал – учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.

18 слайд Описание слайда:

Что Фильке было труднее всего сделать? А) Расколоть лед на реке Б) Попросить прощения у коня В) Самому испечь хлеб

19 слайд Описание слайда:

Что Фильке было труднее всего сделать? Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

20 слайд Описание слайда:

О чем сказка «Теплый хлеб»? А) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми. Б) О злых колдунах В) О путешествии на необитаемый остров

21 слайд Описание слайда:

Какая пословица соответствует содержанию сказки? А) Нет ничего отважнее, чем победа над собой. Б) Язык до Киева доведет. В) Делу – время, потехе – час.

22 слайд Описание слайда:

3 стр., 1108 слов

Нравственные уроки рассказа Теплый хлеб Паустовского

... сделанные ошибки и не повторять их в будущем. Нравственные уроки рассказа Теплый хлеб Паустовского ... отразилось на всей деревне и ее жителях. В самом начале сказки Филька плохо поступил с раненным конем, который помогал одному из бедных ... ужасные поступки, они помогают наставлять людей на путь истинный. Филька – главный герой сказки, который превратился из сурового и замкнутого мальчика в доброго, ...

Реальные мотивы в произведении Паустовского: А) Болтовня сороки Б) Панкрат-колдун В) Раненый конь

23 слайд Описание слайда:

Сказочные мотивы в произведении Паустовского: А) Война Б) Панкрат-колдун В) Раненый конь

24 слайд Описание слайда:

ВЫВОД Сказка учит нас бороться со злом внутри себя, быть внимательнее к окружающим и не бояться просить прощения за причиненное другим зло.

25 слайд Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Герой произведения тёплый хлеб

К.г.паустовский “теплый хлеб”: описание, герои, анализ произведения

«Теплый хлеб» – реалистичная сказка русского писателя Константина Георгиевича Паустовского.

Главные герои:

  • старый мельник Панкрат;
  • мальчик Филька.

Также немаловажная, и даже основная роль, отводится в сказке раненному коню.

Характеристика героев и краткое описание событий

История и характеристика Панкрата

Во время войны проходила мимо деревни Бережки немецкая кавалерия. Один из их коней подорвался на мине, поранил ногу, и его раненного бросили в этой деревне.

Старый мельник Панкрат, всю свою жизнь молотивший муку и содержавший мельницу, взял коня на попечение, выходил его и оставил у себя. Благодарный конь стал помогать мельнику во всем.

Коня в деревне любили, почитали, подкармливали, кто чем мог, так как Панкрату было очень тяжело прокормить животинку в одиночку.

Панкрат в сказке описан как человек работный, неленивый, ответственный. Местные мальчишки побаивались старика, даже называли его колдуном. Работа у Панкрата в деревне была самая ответственная – перемалывать муку для хозяек, чтобы хлеб пекли, чтобы в зиму во время войны с голоду не умереть. Вся надежда была на мельницу и старика.

История и характеристика Фильки

В сказке Филька описывается как мальчик нелюдимый и недобрый, к людям относился с недоверием, ему даже дали прозвище «Ну тебя».

В день, когда произошли загадочные и несчастливые события Панкрат как раз собирался молотить новую порцию зерна. Раненный конь ходил по деревне и стучался мордой в дома людей, ожидая угощений.

Постучал он и в дом, где жил мальчик Филька со своей бабушкой. Калитку мальчик отворил, но угощения коню не дал, ударил его по морде, а хлеб выкинул в снег.

Сильно плохо мальчик с раненным конем поступил.

Страшный холод и мороз тут же наступил в деревне, река замерзла, и больше не было возможности крутить колесо мельницы. Люди остались без муки и хлеба. Виной всему был Филька.

Желая искупить свою вину, мальчик придумал способ спасти деревню от голода – собрал всех в деревне раздолбить лед в реке, да разжечь костры. Затея удалась. В тот же вечер мельница намолола муки, и в каждом доме был хлеб.

8 стр., 3826 слов

По рассказу Теплый хлеб Паустовского 5 класс рассуждение (2)

... положил Фильке голову на плечо в знак примирения. Таково краткое содержание сказки. Главная мысль сказки Паустовского «Теплый хлеб» заключается в том, что нельзя обижать слабых. Филька обидел коня, и ... полет, чтобы попросить теплый ветер помочь людям спастись от мороза. Сочинение Теплый хлеб по произведению Паустовского В произведении “Тёплый хлеб” автор повествует нам о небольшой деревеньке, ...

Повинился мальчик и перед конем, принес хлеб и расплакался перед ним на всю деревню. Конь дар принял, а мальчика простил. С тех пор все стало хорошо в деревне, а вскоре и война закончилась.

Своей сказкой Паустовский хотел научить людей многому, в том числе:

  • быть ответственными за свои действия,
  • избегать злобы и равнодушия,
  • помогать друг другу в сложных ситуациях,
  • быть добрыми и не причинять обид всему живому.

Чему учит сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

К.г.паустовский “теплый хлеб”: описание, герои, анализ произведения

Недавно мне удалось прочитать рассказ Паустовского Теплый хлеб. Как оказалось – это прекрасное произведение советского писателя-гуманиста, который предпочитал писать о простых людях.

Его произведения перекладывались на многие языки.

Все его герои похожи на таких же мальчишек и девчонок как и мы, поэтому его рассказы, такие как сказка Паустовского Теплый хлеб для читательского дневника, очень близки и понятны всем.

Рассказ переносит читателя в военное время в простую деревушку, где проходил солдат с раненым конем. Животное тот оставил, и о нем заботился Панкрат – местный мельник. А после и все жители старались накормить коня, что захаживал в каждый двор и являлся общественным.

Однажды лошадь пришла и во двор, где жил агрессивный Филька Ну тебя. В тот момент мальчик ел хлеб и тем самым привлек к себе голодного коня. Однако не поделился он с лошадью, и вместо этого, выбросил хлеб, а лошадь ударил.

Своим бездушием Филька чуть было не совершил катастрофу, ведь на деревню опустилась суровая зима с лютыми морозами. Вся вода замерзла, а мельница стала. Бабушка рассказала внуку, что такое уже было много лет назад, когда обидели старого раненого солдата.

Видимо и сейчас в деревне завелся злой человек, ведь такое происходит от людской злобы.

Понял свою ошибку Филька, пошел к мельнику и приложил все свои усилия, чтобы все исправить, в том числе и помирился с конем, угостив его свежим теплым хлебом.

Главные герои

Центральным персонажем сказки Паустовского оказался мальчик из деревни, что проживал с бабушкой. Это был злобный, черствый и недоверчивый мальчишка, постоянно отказывающий в помощи своим знакомым и друзьям. В его сердце не было тепла и любви к живым существам, поэтому он с легкостью обидел коня, не понимая, насколько жестоко поступает с лошадью.

Только после разговора с бабушкой, Филька понимает свою ошибку и все быстро исправляет. И здесь мы видим другие черты, что раскрылись к концу сказки Паустовского Теплый хлеб. Мы увидели Фильку трудолюбивым, сообразительным, обладающего организаторскими способностями.

Увидели героя, который сумел увидеть и признать ошибку, сумел заслужить доверие и прощение у лошади.

Еще один из героев, которого хочется выделить, это Панкрат. Он был мельником и приютил раненое животное. Это рассудительный герой, с жизненным опытом за плечами, мудрый и отзывчивый. Он не отказывает мальчику в возможности все исправить и дает возможность показать, что даже в таких хулиганах имеется что-то человеческое и хорошее.

2 стр., 831 слов

Нравственные уроки сказки Теплый хлеб Паустовского

... слов Панкрата, что Филька хороший, конь примирился, взял у героя хлеб и стал жевать. В сказке, конечно, всё заканчивается хорошо. Но даже здесь автор задаёт нравственные вопросы: «А ... можно исправить, и тогда пострадают многие люди. 2 вариант Произведение "Теплый хлеб" К.Г.Паустовского написано в форме сказки. В ней присутствует добро и зло, мистические совпадения, возможность исправить ...

Главная мысль

В произведении Теплый хлеб главной мыслью автора является желание показать читателям, насколько важно быть отзывчивым, щедрым и добрым.

Ведь доброта – это ценнейшее человеческое качество, а все хорошие поступки отзовутся добротой других людей. А вот черствость и равнодушие приводит к беде.

При этом писатель говорит о том, что каждый из нас может быть злобным Филькой, но главное вовремя осознать ошибку и раскаяться, став милосерднее, отзывчивее и добрее.

Слушать сказку Паустовского Теплый хлеб

  • в дневник теплый хлеб
  • К Г Паустовский краткий анализ сказки
  • мне понравилась книга теплый хлеб
  • славная мысль сказки теплый хлеб паустовский
  • теплый хлеб читательский дневник

К.Г.Паустовский “Теплый хлеб”

К.г.паустовский “теплый хлеб”: описание, герои, анализ произведения

22.02.2018г

Тема урока:

Цель урока:

Воспитывать положительные нравственные качества, привести к пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.

Тип урока:

Оборудование:

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Целеполагание. Сообщение цели и задач урока.

-Сегодня к нам в гости опять пришла сказка. Вы уже познакомились с ее авторам К.Г. Паустовским и содержанием сказки «Теплый хлеб». А сегодня мы будем анализировать события сказки, характеризовать ее героев, оценивать их поступки,высказывать собственное мнение о прочитанном.Но прежде поговорим о сказках вообще.

III. Актуализация опорных знаний уч-ся.

1)ответить на вопросы:

  • На какие два вида делятся сказки по наличию или отсутствию автора (народные и литературные).

  • Какие бывают сказки по изображению героев и событий.

(волшебные, бытовые, о животных).

К какому из этих видов относится сказка «Теплый хлеб».

  • Чем все сказки похожи друг на друга? (В любой сказке обязательно побеждает добро и содержится народная мудрость).

2) Загадки о сказках. Указать героя и какая это сказка-литературная или народная

IV. Анализ сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

(с параллельным просмотром слайдов-эпизодов из сказки)

  1. Понятие о морали, нравственности (это философские категории, отражающие положительные и отрицательные качества людей, их поступки, взаимоотношения).

  2. Уч-ся называют положительные и отрицательные качества людей. Таблички с положительными качествами вывешиваются на доске(присущие героям сказки).

    Отрицательные:высокомерие, жестокость, зло, самоуверенность, грубость. Положительные: доброта, отзывчивость, сопереживание, уважение, взаимовыручка, трудолюбие.

    6 стр., 2847 слов

    Чему учит сказка?» по сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб

    ... нельзя обижать невиновных. Он принес обиженному коню свежеиспеченного, теплого хлеба и попросил прощения. Конь принял хлеб и простил Фильку. Паустовский показал, что пустые и злые сердца вымораживают всё ... Посмотрите эти сочинения О чём заставляет задуматься сказка «Тёплый хлеб» Прекрасна и добра небольшая «сказка» Константина Паустовского под уютным домашним названием «Теплый хлеб». Несмотря на ...

  3. Назовите героев сказки «теплый хлеб» : раненый конь, мельник, Панкрат, мальчик Филька (слайды)

  4. Составление плана сказки (устно, запись на доске):

  • История раненого коня
  • Филька по прозвищу «Ну тебя»
  • Обида, нанесенная коню
  • Лютый холод
  • Рассказ бабки
  • Осознание филькой своего поступка
  • Разговор Фильки с Панкратом
  • Спасение
  • Филька мирится с конем
  1. Беседа о событиях сказки, характеристика героев, оценка их поведения:

  • Как конь оказался в Бережках.
  • Рассказ о Панкрате (приведите из текста ключевые слова, характеризующие мельника) : скорый на работу, сердитый старик, колдун (Слайд №4 «Панкрат и конь» на мельнице.
  • Чем занимается конь? Как он живет.
  • Охарактеризуйте фильку, почему ему дали прозвище «Ну тебя».(слайд №5 №Филька и деревенские ребята»)
  • Пересказ эпизода «Конь просит хлеба у фильки»(слайд №6 «Обида»
  • Выразительное чтение слов Фильки, обращенных к коню (в чтении передать злость мальчика, его грубость).

    Каким можно назвать поступок Фильки?

  • Какая беда случилась в бережках? (слайды № 10-12: «Конь взвился»; «Вьюга», «Все заледенело»).

  • Понаблюдайте за текстом- как автор передает изменения в природе, зачитать ключевые фразы (стр.14).

  • Объясните смысл слов бабки мальчика.

Что их ждет теперь «неминучая смерть» -Какие чувства испытывает мальчик?: страх, осознание собственной вины, стремление исправить свою ошибку, уберечь людей от гибели.

  • Как бабка объяснила, от чего стрясся мороз (« от злобы людской»)
  • Какой совет она дает внуку?
  • как мальчику Панкрат помог (слайд №13 «Филька пришел к Панкрату»)

0Выразительное чтение диалога (стараемся передать чувства героев).

Раскрыть лексическое значение ключевых слов (стр. 16-17).

  • Что же придумал Филька?

Почему Филька поверил, что ребята помогут ему (выразительное чтение эпизода «..какие ребята хорошие»).

(слайды №14-17: « Филька, долбит лед, жжет костер, мельница заработала, люди радуются.

  • К чему привел совместный труд7 Какие качества проявили люди, помогавшие Фильки? (доброту, взаимовыручку, сопереживание, отзывчивость, умение прощать).

  • Пересказ и анализ эпизода «Филька просит прощения у коня (слайды №18-22).

    Какова первая реакция коня на мальчика?

Выразительное чтение последнего эпизода

V. Итог урока

– Обобщение. Выводы.

  • Укажите элементы волшебства в сказке?
  • В чем же, по мнению автора, счастье человека? (в труде, во взаимной выручке, доброте).

  • Какова же народная мудрость сказки, какой урок можно из нее извлечь? (если человек сделал злое дело, его немедленно нужно исправить, лучше, конечно никогда никому не делать зла, чтобы оно потом не вернулось к тебе).

  • Вывод: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.- народная мудрость.
  • Смысл названия сказки-значение слова «теплый-добрый, душевный, приветливый» (нахождение эпитетов стр.20- 1 абз.
  • Комментирование оценок уч-ся.
  • Домашнее задание.
  • Тест на знание содержания сказки (индивидуальное задание отдельно на листочках)

Тест по сказке «Теплый хлеб» Паустовского

1.Жанр произведения:

21 стр., 10329 слов

Древние славянские божества в русских сказках. История и вымысел

... В VI в. повелителем Вселенной признавали бога-громовержца Перуна. В договорах X в. с греками, русские ... персонажей выступают в сказочных повествованиях в соответствии со временем бытования сказки и даже ... обереги). Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины), в зодчестве – ... под деревом, камнем, обращается в человека, коня, корову. Во время поединка ...

А) рассказ

Б)быль

В)Сказка

2.Тема произведения:

А)труд и забота о животных

Б)Забота о животных

В)человек и природа

3. Значение слова «Теплый» в названии произведения

А)обладающий теплотой, приветливый

Б)Согревающий тело, сытный

В)недостаточно горячий

4.Раненый конь остался жить:

А)у кузнеца

Б)мельника

В)лесника

5.Старая сорока считала, что помогла Фильке

А)позвав на помощь ворон

Б)разбудив летний ветер

В)напугав своим стрекотанием лютый мороз

6.Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала

А)злобу людскую

Б)ненависть народную

В)грубость человеческую

7.Филька понял, что совершил отвратительный поступок, злой, когда

А)обидел коня

Б)усилился мороз

В)услышал рассказ бабушки

8.Изображение ночного пейзажа представляет собой

А)повествование

Б)описание

В)рассуждение

9.В предложении: «Ветер…понесся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом»-автор использует

А)метафору

Б)аллегорию

В)олицетворение

10.Историю воина-инвалида и раненного коня объединяет стилистический прием

А)антитеза

Б)сравнение

В)аллегория

11. В предложении «За окнами воздух былсиний ,густой, страшный» подчеркнутые слова представляют собой

А)эпитеты

Б)логические определения

В)сравнения

12.Настоящим спасением для деревни является

А)совместный труд ее жителей

Б)перемена направления ветра

В)своевременная помощь сороки

13.Смвсл подношения детьми хлеба-соли коню