Нравственные уроки сказки Теплый хлеб Паустовского

Сказка Константина Георгиевича Паустовского была создана в 1954 году. В ней описано послевоенное время, когда в деревнях в основном жили и работали старики и дети. Именно на них ложилась вся тяжесть крестьянского труда в отсутствии мужчин. Рассказывает она и доброте и зле, о помощи людей друг другу. Кроме того это произведение имеет глубокую нравственную основу. По жанру это литературная сказка, однако, в ней много реального.

Герой произведения, Филька, по прозвищу «да ну тебя» никак не стремиться стать добрее, открытие. Он был недоверчив, с неохотой помогал другим. Так было и в тот раз, когда в калитку его дома постучался раненый конь. Конь остался в деревне после отъезда воинов, которые не взяли его из-за ранения. Взять изувеченного коня к себе мог только Панкрат. Конь, как мог, работал у него на мельнице, то есть опять помогал всем жителям деревни. Но прокормить коня мельник не мог, поэтому Мальчик ходил побираться. Это значит, что все жители деревни сообща подкармливали его, давали то, что у них было. Филька тоже должен был угостить коня, а он вместо этого, закричал на него, бросил краюшку в снег. Конь из-за ранения не мог найти и съесть его. Тогда он громко заржал, ему было обидно.

После этого упал на землю страшный мороз. Речка замёрзла, а мельница не могла работать. Люди в дерене могли бы погибнуть от голода и холода. Об этом Филька узнал от своей бабки. Тогда он понял, что является виновником случившегося несчастья и решил исправить ошибку. Сначала герой идет к Панкрату. Он рассказывает о случившемся и просит совета. Вместе они решают, что нужно с утра разжигать костры и ломать лед возле мельницы, тогда будет и вода , и мука, и жизнь. Решили так и поступить. С утра началась работа. А к вечеру потеплело, и мельница начала работать. Люди радовались. Филька пошёл мириться с конём. Однако, Мальчик не сразу простил обиду, только после слов Панкрата, что Филька хороший, конь примирился, взял у героя хлеб и стал жевать. В сказке, конечно, всё заканчивается хорошо. Но даже здесь автор задаёт нравственные вопросы: «А если не пойдут ребята с тобой рубить лёд, скажут, чтобы ты сам исправлял свои ошибки?» Так говорил Фильке мельник. Только Филька был уверен, что все ему помогут, что ребята у нас добрые. Так и вышло, только вместе, сообща людям удалось решить проблему.

6 стр., 2847 слов

Чему учит сказка?» по сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб

... коню свежеиспеченного, теплого хлеба и попросил прощения. Конь принял хлеб и простил Фильку. Паустовский показал, что пустые ... сочинения О чём заставляет задуматься сказка «Тёплый хлеб» Прекрасна и добра небольшая «сказка» Константина Паустовского под уютным домашним названием «Теплый хлеб». ... произведение Паустовского «Теплый хлеб» рассказывает о расплате за содеянное. Казалось, что сама природа ...

Сказка «Тёплый хлеб» говорит о том, что не следует делать дурные поступки, они приведут к злу не только тебя, но и других. Кроме того, злобу людскую не всегда можно исправить, и тогда пострадают многие люди.

2 вариант

Произведение «Теплый хлеб» К.Г.Паустовского написано в форме сказки. В ней присутствует добро и зло, мистические совпадения, возможность исправить плохие поступки. И как все сказки, конец у этой истории положительный.

Действие происходит в послевоенной деревне. На хозяйстве остались в основном старики и дети. На их слабых плечах лежит задача прокормить себя и свои семьи.

Для получения муки в деревне построена мельница. На ней трудится Панкрат. Именно он приютил и выходил раненого коня, оставшегося после ухода воинов. Животное помогало молоть зерно и делать муку. Но прокормить лошадь в зимнее время у мельника не получалось. Поэтому конь ходил по деревне и питался тем, что давали местные жители.

В один из дней голодный конь забрел в дом, где жил Филька. А был этот Филька нелюдимым и злым. Он не стремился помочь соседям и отличался равнодушием. В избе у Фильки имелся свежий и теплый каравай. Но герой пожадничал и дал коню черствую горбушки. При этом он накричал на животное и ударил его. А хлеб закинул в снег подальше от крыльца. Конь в силу своего увечья не мог найти еду и остался голодным.

Внезапно переменилась погода, и наступили лютые морозы. Температура на улице была такая, что замерзла вода возле мельницы. Деревня осталась без муки. В это время бабушка рассказала Фильке об аналогичном случае, произошедшем век тому назад. Последствием того, старого происшествия стали голод и неурожай пшеницы. Теперь Филька понимает, что своим плохим отношением к хлебу и коню, он навлек голод на всех жителей деревни.

Но герой решает исправить ситуацию. И с утра он просит помощи у деревенских ребят. Все вместе разжигали костры возле мельницы, откалывали лед и освобождали воду. К вечеру погода стала меняться и вокруг потеплело. Оттаяла вода, заработала мельница и жизнь продолжилась.

Чтобы исправить свои негативные поступки Филька сначала рассказал все Панкрату, а потом пошел мириться с конем. Но конь был так обижен на человека, что не сразу принял теплый и вкусный хлеб.

После всего произошедшего Филька не обижает больше животное. Человек всегда кормит коня вкусной едой и помнит, что может произойти, если злое действие преобладает над добрым.

В произведении, как в любой сказке добро побеждает. При этом читатель задумывается о многих вопросах. Ведь любое зло легче предотвратить, чем потом исправлять, не надо обижать рядом живущего и все дела лучше делать сообща. Нельзя плохо относиться к больным и нуждающимся. Ведь им надо очень мало. Иногда участие и протянутая краюха хлеба способны исцелить и вернуть веру в жизнь.