По тексту паустовского язык и природа

План-конспект урока русского языка в 11 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту К.Г. Паустовского «Язык и природа»

материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно воспринимать предложенный для анализа текст.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе (Дальниченко Р.Н., учитель русского языка и литературы, МОУ «Днестровская СШ№1»,Приднестровье,Молдова)

Тема. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту К.Г. Паустовского

Цель: подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.

Задачи : совершенствование умения правильно воспринимать и анализировать исходный текст и создавать на его основе собственное высказывание, соблюдая все основные требования к выполнению задания части С-1 ЕГЭ по русскому языку; развитие коммуникативной культуры учащихся; воспитание чувства ответственности за результаты своего труда.

Тип урока : урок развития речи.

Оборудование: распечатки с исходным текстом, индивидуальные папки учащихся с материалами (критерии оценивания части С-1, подробная инструкция по написанию сочинения-рассуждения, речевые клише), портрет К.Г. Паустовского, презентация с изображением природы средней полосы России.

II. Содержательно-языковой анализ исходного текста.

1.Чтение текста учителем (см. Приложение 1)

2.Беседа по вопросам.( По ходу беседы учащиеся делают опорные записи в тетрадях).

  • Что хотел сказать автор? Какие мысли и чувства он хотел передать? ( Передать мысль о значимости общения человека с природой для полного овладения русским языком. Передать чувство восхищения русской природой, родным языком).

    2 стр., 795 слов

    По тексту Лактионова. Анализ сочинения по тексту Лактионова

    ... (По А.Лактионову) Основные проблемы Авторская позиция 1. Проблема верности истине. (Что значит быть верным истине?) 1. Верность истине означает готовность отказаться во имя неё от убеждений, ... ценным. 3. Проблема отличия фанатизма от преданности истине. (Чем отличается верность своим убеждениям от слепого фанатизма?) 3. Верность истине способствует нравственному развитию личности, а фанатизм ...

  • Какие суждения автора представляются наиболее значимыми? (Когда встречаешься вплотную с явлением природы, слово становится образным).

  • Каково ваше личное впечатление от прочитанного? Что особенно удивило, привлекло, поразило в тексте? ( Покоряет авторское ощущение родной природы и языка, увиденная автором параллель между ними).

3. Определение стиля и типа речи исходного текста.

  • Каков стиль данного текста? Для чего нам это важно определить? ( На ЕГЭ нам предлагаются различные по форме и по содержанию типы текстов. Они требуют различного подхода к анализу и написанию на их основе сочинения)

Самостоятельная работа. Охарактеризуйте стилевую принадлежность текста по плану:

3.основные языковые средства

(Текст ориентирован на возникновение у нас эстетического переживания. Выбранный автором стиль помогает нам пережить вместе с автором неповторимые чувства и ощущение счастливого времени открытий; характерные особенности: художественная образность, эмоциональная насыщенность; изображая природные явления, автор использует интересные олицетворения «закат золотит девичьи глаза», «туман курится над омутами», «цветок, что кивает головой из-под куста лещины», в создании художественного образа лета участвуют ряды однородных членов(предложение 4) и др.)

(Типологически текст является описанием с элементами рассуждения.)

  • Почему описание лета в лесистой и луговой стороне Средней России обрамляет рассуждения автора? ( Чтобы не только создать наглядные образы, но и показать эмоциональное отношение автора к теме текста).

III. Формулируем проблему текста. –Что такое проблема текста? (Это сложный вопрос, требующий разрешения, исследования) Напомним композицию сочинения:

-Перед нами текст художественного стиля. Воспользуйтесь справочными материалами из индивидуальных папок и предложите способ нахождения проблемы.(Можно оттолкнуться от позиции автора. Перечитываем первый абзац (авторский тезис),задаём вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Получаем проблему текста: Что необходимо человеку для полного овладения русским языком? Может ли общение с природой помочь сохранить чувство языка? Именно об этом размышляет К.Г. Паустовский-величайший мастер слова.

Работа в парах (одному учащемуся предлагается написать другой вариант вступления, а второму оценить ответ согласно К-1 )

-Какой вид комментария целесообразнее применить к данному тексту? (Текстуальный, по- скольку согласно К-2 комментарий без опоры на текст получает о баллов) Памятка (ответив на эти вопросы, вы получите комментарий).Выполняем коллективно (устно).

1.Что побудило автора обратиться к данной проблеме? 2.Какие впечатления, наблюдения автора значимы? 3.Какие примеры приводит автор размышляя над поднятой проблемой?

Внимание! В комментарии не должно быть пересказа. Комментируем только сформулированную проблему.

Позиция автора определена нами (см. пункт III)Можно воспользоваться алгоритмом для её нахождения

8 стр., 3999 слов

Языки и символы культуры, культурные коды

... на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. символ культура ... из основных типологических характеристик культуры". 2. Понятие языка культуры Средства, знаки, символы, тексты, все это является языком культуры. Они позволяют людям вступать ...

Проблема Авторская позиция

Выполним задание А-29

Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1)Чтобы не потерять чувство языка и хорошо овладеть родным языком, нужно общение не только с людьми, но и с природой.

2)У каждого человека случается своё счастливое время открытий.

3)Лесистая и луговая сторона Средней России-лучшее место для открытий.

4.Когда за каждым словом стоит реальный образ, тогда иначе чувствуешь и говоришь.

VI.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Использованная литература: исходный текст взят из учебного пособия под редакцией профессора Н.Г. Гольцовой «Единый государственный экзамен», Москва «Русское слово» 2008, стр.216

Сочинение ученицы 11 Б класса Якушевой Алины, написанное по следам данного урока.

Сочинение-рассуждение по тексту К.Г. Паустовского «Язык и природа».

Жизнь народа, быт находит отражение в его языке. Климат, природа-всё не только формирует уклад жизни народа, но и оказывает влияние на его язык. Русский народ, издавна живущий на русской равнине с её неоглядными тихими, медленно текущими реками, создал, по мнению В.В. Гладышева, такой же «плавный просторный, с обилием гласных мелодичный язык».

ОЧЕРК “ЯЗЫК И ПРИРОДА” К. Г. ПАУСТОВСКОГО (Рецензия)

Рисуя ветку, надо слышать, как свистит ветер.

Константин Георгиевич Паустовский был настоящим художни­ком слова. Благодаря своему таланту, он мог перенести читателя в любой уголок красивейшей страны – России. Недаром он много путешествовал. И поистине самые лучшие его произведения – о природе.

Нас восхищают авторское ощущение природы, его чувст­ва, выраженные гениальным русским языком – языком ПушкинА и Лермонтова, языком Тургенева. Мы видим представленные наше­му взору картины природы.

Очерк “Язык и природа”

Я невольно со­глашаюсь с Паустовским, читая его рассказы.

Единой проблемой охвачено все произведение: неумение нынеш­них людей искусства (особенно в области литературы) связывать язык с природой. Действительно, слова, вырывающиеся из твоей души от переизбытка чувств,

Основная мысль, пронизывающая рассказ, идея его – это вос­хваление силы нашего родного языка, с его помощью можно до­стигнуть небывалых высот, им можно раскрыть все-все, спрятанное далеко в сознании человека. Русский язык сотворяет чудеса, он – волшебник. Точно и правильно подобран эпиграф ко всему циклу “Алмазный язык”, куда и входит анализируемое произведение – “Язык и природа”.

Вот эти замечательные слова Николая Василье­вича Гоголя: “Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи”.

В этом авторском очерке присутствуют не только живые описа­ния природы, но и реальные герои. Их всего двое: какой-то встре­ченный Паустовским писатель и маленький мальчик. Выбор сих персонажей не случаен, они далеко не второстепенные.

“Автор сочинений о городе” поражается “фантазии* Константи­на Георгиевича, позволяющей писать об “этой мертвой” природе.

Сразу же после этого момента Паустовский переносит повество­вание в деревенский дом, где к нему обращается совсем еще ма­ленький мальчик: “Пошли смотреть грома”.

14 стр., 6542 слов

Сочинение летний дождь

... Каждое лето для меня особенное. Мы семьей Сочинение на тему дождь летний дождь Он теплый и приятный. Я очень люблю выйти на улицу во время летнего дождя, вдохнуть его аромат и насладиться незабываемой ... воспринимал и показывал читателям на свой вкус и риск. Хорошо описана природа в эпическом произведении Толстого « Война и мир ». Читая этот роман, Сочинение на тему Мои увлечения или мое ...

Напрашивается авторское сравнение; он противопоставляет взрослого человека мальчику. Взрослый погрузился в обыденность, а мальчик еще способен просто чувствовать и жить своими ощуще­ниями.

Молодая душа говорит “смотреть гром”, хотя зрелый человек, зацикливаясь на правильности, не позволяет появиться такому странному словосочетанию, как будто гром можно только слушать.

Константин Георгиевич выступает за понимание природы каж­дой “клеткой” Нашей души. Тут играет роль не только фантазия, надо просто открыть себя на “растерзание” Всем пяти чувствам.

Это прекрасно получалось у Паустовского. Даже простое, каза­лось бы, слово “дождь” несет в себе столько живого, разного и не­повторимого. Он и спорый, и грибной, и ливневый. Особенно изо­билует художественными деталями слепой дождь (дождь, идущий при солнце).

В народе о нем говорят: “Царевна плачет”. Писатель восхищен таким высоким пониманием прекрасного, и это при том, что народ (особенно деревенский) считается далеким от искусства. А настоящее искусство можно наблюдать не только на избранных великолепных творениях, но и на любой бытовой сцене.

Какой великолепной образностью наделяет автор дождь! Дождь “крапает”, дождик “шепчет” или “звенит”.

А какое трогательное отношение автора к такому красивому яв­лению, как заря! “Заря” нельзя говорить громко, считает он. Это тихое пробуждение природы, граница между ночью и утром.

Писатель сравнивает в рассказе утреннюю и вечернюю зарю, летнюю и осеннюю. Природа с его слов представляется нам как живой человек, требующий нашей любви, человек С Определенным характером.

Я тоже горда, что говорю на языке искусства. (Ведь можно жить в этой стране и говорить не на языке классиков.) Прочитав этот очерк, я в полной мере ощутила все то, что пытался донести до нас автор. Мне захотелось самой слиться с природой, на многое я не обращала внимания, хотя хорошо чувствую живой мир, окру­жающий меня.

Related posts:

Сочинение по тексту паустовского язык и природа

Рисуя ветку, надо слышать, как свистит ветер.

Единой проблемой охвачено все произведение: неумение нынешних людей искусства (особенно в области литературы) связывать язык с природой. Действительно, слова, вырывающиеся из твоей души от переизбытка чувств, звучат намного выразительнее, чем лицемерное высказывание о вещах, не понятых до конца, ибо не испытанных.

Основная мысль, пронизывающая рассказ, идея его — это восхваление силы нашего родного языка, с его помощью можно достигнуть небывалых высот, им можно раскрыть все-все, спрятанное далеко в сознании человека. Русский язык сотворяет чудеса, он — волшебник. Точно и правильно подобран эпиграф ко всему циклу “Алмазный язык”, куда и входит анализируемое произведение — “Язык и природа”. Вот эти замечательные слова Николая Васильевича Гоголя: “Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи”.

В этом авторском очерке присутствуют не только живые описания природы, но и реальные герои. Их всего двое: какой-то встреченный Паустовским писатель и маленький мальчик. Выбор сих персонажей не случаен, они далеко не второстепенные. “Автор сочинений о городе” поражается “фантазии” Константина Георгиевича, позволяющей писать об “этой мертвой” природе.

5 стр., 2201 слов

Сочинение чему учит человека природа

... человеку дает война?) Подсказки природы (Сочинение на тему: «Способна ли природа давать подсказки человеку») Как война виляет на человека (Сочинение на тему: «Как влияет на сущность человека война?») «Чему учит человека природа» сочинение Природа: ... мы в неё вмешиваемся, тем лучше. Иногда кажется, что люди только портить могут. Особенно когда, вписывают себя в список единственно великих созданий. ...

Сразу же после этого момента Паустовский переносит повествование в деревенский дом, где к нему обращается совсем еще маленький мальчик: “Пошли смотреть грома”.

Напрашивается авторское сравнение; он противопоставляет взрослого человека мальчику. Взрослый погрузился в обыденность, а мальчик еще способен просто чувствовать и жить своими ощущениями.

Молодая душа говорит: “смотреть гром”, хотя зрелый человек, зацикливаясь на правильности, не позволяет появиться такому странному словосочетанию, как будто гром можно только слушать.

Константин Георгиевич выступает за понимание природы каждой “клеткой” нашей души. Тут играет роль не только фантазия, надо просто открыть себя на “растерзание” всем пяти чувствам.

Это прекрасно получалось у Паустовского. Даже простое, казалось бы, слово “дождь” несет в себе столько живого, разного и неповторимого. Он и спорый, и грибной, и ливневый. Особенно изобилует художественными деталями слепой дождь (дождь, идущий при солнце).

В народе о нем говорят: “Царевна плачет”. Писатель восхищен таким высоким пониманием прекрасного, и это при том, что народ (особенно деревенский) считается далеким от искусства. А настоящее искусство можно наблюдать не только на избранных великолепных творениях, но и на любой бытовой сцене.

Какой великолепной образностью наделяет автор дождь! Дождь “крапает”, дождик “шепчет” или “звенит”.

А какое трогательное отношение автора к такому красивому явлению, как заря! “Заря” нельзя говорить громко, считает он. Это тихое пробуждение природы, граница между ночью и утром.

Писатель сравнивает в рассказе утреннюю и вечернюю зарю, летнюю и осеннюю. Природа с его слов представляется нам как живой человек, требующий нашей любви, человек с определенным характером.

Свой рассказ автор завершает стихотворением Александра Сергеевича Пушкина, доказывая тем самым, что русский язык не был бы столь многозвучен, красочен и ярок без поэтов и писателей земли русской.

“Люди, создавшие такой язык, — великие и счастливые люди”, — говорит Паустовский.

Я тоже горда, что говорю на языке искусства. (Ведь можно жить в этой стране и говорить не на языке классиков.) Прочитав этот очерк, я в полной мере ощутила все то, что пытался донести до нас автор. Мне захотелось самой слиться с природой, на многое я не обращала внимания, хотя хорошо чувствую живой мир, окружающий меня.