Конспект русского языка в 6 классе «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»

Сочинение-рассуждение , Открытый урок, Рассуждение как тип текста,

его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Цели:

обучающие:

  • развивать навык написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Роль имен прилагательных в речи»;
  • выяснить роль имени прилагательного в художественной речи;
  • добиться понимания учащимися роли прилагательных и эпитетов, выраженных именами прилагательными;
  • обогатить память шестиклассников готовыми образцами для выражения своих впечатлений;

развивающие:

  • развивать такие качества, как художественная зоркость, эмоциональность;
  • расширение и углубление знаний по культуре речи;
  • формирование навыков правильного написания;
  • предупреждение речевых ошибок при составлении предложений;
  • развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений.

воспитывающие:

  • формирование нравственных качеств учащихся;
  • воспитание любви к природе.

Задачи

  • Вспомнить компоненты сочинения-рассуждения.
  • Учиться работать по алгоритму написания рассуждения.
  • Устанавливать причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы.
  • Обсудить языковые особенности текста-рассуждения.
  • Применять клише (скрепы) для написания рассуждения.

Ход урока

  1. Организационный момент.

(Проверка готовности к уроку, приветствие учащихся, отметка отсутствующих.)

  • — Здравствуйте, ребята!
  • Садитесь. Это урок развития речи. Проверьте, пожалуйста, ваше рабочее место: все ли готово к уроку? Обратите внимание: я раздала вам файлы с рабочими материалами для урока.

2. Сообщение темы и цели урока.

— В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи – рассуждение. Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль, т.е. будем работать в паре. Попытаемся разобраться, по какой схеме строится рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения, быть может, спорить на примере теста, содержащего прилагательные. В связи с этим выясним роль имени прилагательного в художественной речи. И к концу урока мы должны научиться писать сочинение-рассуждение. Откроем тетради и запишем число,

2 стр., 886 слов

Урок развития речи. -рассуждение «Почему нужно беречь книгу?»

... И. Русская речь. Учебное пособие по развитию речи. 5–7 классы. – М.: Просвещение, 2018. ... сочинение-рассуждение, необходимо определить тему. Сегодня на уроке мы попробуем рассуждать на тему: «Почему нужно беречь книгу?» Запишем план нашего рассуждения. ... рассуждению - почему? Давайте поговорим о рассуждении подробнее. Обычно в тексте-рассуждении задан вопрос, а после дан ответ на него. В тексте-рассуждении ...

кл.работа,тема урока (тему сочинения)

(слайд 2)

  1. Формулирование задач урока.

    (работа со слайдами 3-4)

  1. Работа по теме урока
  • Беседа.
  • Какие вы знаете типы речи?
  • В чем особенность каждого типа речи? (слайд 5)
  • Рассуждение

    словесное изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли

    (слайд 6)

(слайд 7)

  • Объяснение учителя. Углубление знаний.

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

(тезис, оказательства, вывод.)

Слайд 8.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ РАССУЖДЕНИЯ

* Что такое тезис? (Тезис – высказывание какой-то мысли.)

* Что такое аргументы? (Аргументы – доказательства (или опровержения) этой мысли: а)…б)…в)… т.д., сопровождаемые примерами.

* Вывод, или заключение.

* От чего зависит степень убедительности сообщения?

 От количества и качества аргументов;

  •  от порядка изложения аргументов;
  •  от формы их изложения.

Слайд 9.

  • СООБЩЕНИЕ:(Фильков Н.)

Лингвистика?

(Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.)

Лингвистическое сочинение?

(основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал)

Слайд 10.

  • ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ

НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

«РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ»

Анализ отрывка из произведения Ф.Абрамова и сбор материала.

У.:

Обратимся к творчеству замечательного писателя Федора Александровича Абрамова. Перед вами отрывок из записной книжки, включенной в цикл «Наедине с природой». В нем было дано описание тёплого осеннего дня. Но случилась беда: прилагательные пропали, и «цветной рисунок» превратился в «карандашный набросок». Ваша задача: разукрасить текст, вернув в него пропавшие имена прилагательные

(Слайд 11)

(1)…, …

день. (2) лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенно осень.

(3)Удивительно

тишина.

(4)Сижу над

прудком в парке. (5) дно засыпано листьями. (6)И они блестят в воде, как блёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себя смельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.

У.:

Какую же картину природы вы себе представили? Проверим, что у вас получилось.

У.:

Неплохо. А теперь давайте сравним, насколько мы близки к оригиналу:

(Слайд 12)

Теплый, солнечный

(3)Удивительно

целебная тишина.

(4)Сижу над

маленьким прудком в парке. (5)Замшелое дно засыпанодубовыми листьями. (6)И они блестят в воде, какмедные блёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себяневероятными смельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.

У.:

Почему у писателя текст интереснее, образнее, красивее, чем у нас?

У.:

С помощью чего автор добился такого точного описания природы?

(ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ) (Обилие прилагательных создает образную, живописную картину теплого, солнечного дня. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии осенних красок.) (слайд 13)

У.:

Использование какого художественного средства выразительности помогает автору создать яркую, образную картину?

(Эпитет)

У.:

Что мы знаем об эпитете? (Доценко Д.)

(Эпитет – это образное определение)

Для учителя:

Эпитет

(образное определение) — слово, определяющее предмет и подсказывающее его свойства.

В художественном произведении эпитет помогает живо представить

себе

предмет,

почувствовать

отношение автора к нему.

У.:

Найдите в данной пейзажной зарисовке эпитеты, выраженные именами прилагательными (

Теплый (день),Бабье (лето),сырую (осень),целебная (тишина),невероятными (смельчаками) )

У.:

Какова их роль в данном произведении?

Эпитеты делают описание более наглядным, ощутимым,

придают ему образность и яркость (ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДИ).

У.:

Какое словосочетание, содержащее в себе эпитет, обратило на себя ваше внимание своей необычностью?

(Целебная тишина.)

У.:

Как вы его понимаете?

(Тишина, исцеляющаядушу.)

У.:

Обобщим сказанное вами о роли прилагательных в речи:

1. Писатели используют имена прилагательные, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, то есть

прилагательные украшают нашу речь.

2. Прилагательные

помогают автору выразить своё отношение к тому, о чём он пишет.

3. С помощью прилагательных-эпитетов

описываемые явления становятся точными, меткими, выразительными.

4. Прилагательные

помогают нам представить картину

Слайд 15.

  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Упражнение.

Если я называю эпитет, вы вытягиваете руки вперед и два раза хлопаете в ладоши перед собой.

Золотое кольцо

(руки вверх),

золотая осень

(два раза хлопаем),

бабье лето

(два раза хлопаем),

бабье платье

(руки вверх),

целебное питьё

(руки вверх),

целебная тишина

(два раза хлопаем).

  • РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ

У.: Ребята,

а какие вопросы встают перед нами, когда нам надо написать сочинение?

(С чего начать? Что писать в основной части? Как закончить?)

У.:

Давайте посмотрим на экран и выясним, правильно ли мы определили этапы работы:

Этапы работы (СЛАЙДЫ 16,17,18)

  1. Продумать вступление. В нём должны содержаться ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ о ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ПОНЯТИИ и ЕГО РОЛИ В РЕЧИ
  2. Аргументы.

Их должно быть не менее двух аргументов, Аргументы, идущие за тезисом, являются подтверждением тезиса

  1. Вывод должен содержать ИТОГ всего, что сказано в сочинении, и не противоречить тезису
  • СБОР МАТЕРИАЛА НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (СЛАЙД 19)

ЧЕРНОВИК (слайд 20) – кол-во обзацев.

1) ВСТУПЛЕНИЕ. (слайд 21)

У.:

Мы с вами только учимся писать сочинение на лингвистическую тему, поэтому в этот раз я подготовила вам вступление сама. Давайте попробуем выявить из него тезис. Но теперь следует вступительную часть закончить, т.е. сделать переход к основной части и записать это в черновик. (Можно пользоваться памятками)

У.:

Так ли это важно – связывать части?

(Да, связки должны быть обязательно)

2) АРГУМЕНТЫ (слайд 22-24)

У.:

Не забыли, в сочинении должны быть аргументы. Посмотрите еще раз на текст Федора Александровича Абрамова. Выберите два прилагательных, которые, на ваш взгляд помогут нам доказать, что они очень важны для раскрытия основной мысли текста?

(бабье, целебная)

У.:

Как прилагательное «

бабье»

, входящий в состав фразеологизма,

позволяет нам понять, что описывается ранняя осень

? (

Бабье

лето)

У.:

Сообщение Леонова А., когда приходит бабье лето

Что характерно для этого времени года?

У.:

Какова роль прилагательного «бабье» в данном тексте?

Запись ответов в черновиках:, Аргумент 1

Например, прилагательное «бабье» (предложение 2) позволяет автору подчеркнуть характерные признаки ранней осени, зарядить читателя хорошим настроением, передать психологическую атмосферу тишины, душевного покоя.

У.:

Продолжаем подбирать аргументы. Какое прилагательное-эпитет, на ваш взгляд,

выражает авторское отношение, описывая то состояние природы, которое благоприятно воздействует на человека? (Прилагательноецелебная )

Давайте запишем слово, объясняя его роль в речи.

Запись ответов в черновиках:, Аргумент 2

Кроме этого, с помощью эпитета «целебная» (предложение 3) Ф.Абрамов передает своё впечатление от увиденного, выражает своё внутреннее состояние. Мы понимаем: эта тишина исцеляет душу.

3) ЗАКЛЮЧЕНИЕ (слайд 25-27)

У.:

Аргументы мы подобрали. Теперь нам надо завершить работу. И вновь обратимся к презентации. На слайде и на листках, лежащих на партах, вам предложены варианты заключений. Прочитайте их и выберите тот вариант, который, на ваш взгляд, больше всего связан с тезисом и вашими аргументами.

  • «ОЗВУЧКА» написанного совместно СОЧИНЕНИЯ.(слайд 28)

У.:

Итак, мы все вместе написали сочинение, Давайте прочитаем, что же у нас получилось.

Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира. Чтобы доказать данный тезис, обратимся к тексту Федора Абрамова.

Например, прилагательное «бабье» (предложение 2) позволяет автору подчеркнуть характерные признаки ранней осени, зарядить читателя хорошим настроением, передать психологическую атмосферу тишины, душевного покоя.

Кроме этого, с помощью эпитета «целебная» (предложение 3) Ф.Абрамов передает своё впечатление от увиденного, выражает своё внутреннее состояние. Мы понимаем: эта тишина исцеляет душу.

Таким образом, мы убедились, что обилие прилагательных создает образную, живописную картину теплого, солнечного дня, позволяет читателю увидеть природу в разнообразии осенних красок, помогает понять авторское отношение к описываемому.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (слайд 29)

(Начинается сочинение со вступления-тезиса).

(Во вступлении сообщаются общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи).

(Тезис может состоять из 2-х предложений минимум и более).

  • Что вы знаете о написании аргументов.

(Вывод должен содержать итог всего, что сказано в сочинении, и не противоречить тезису).

  • ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

    Напишите сочинение на лингвистическую тему «Роль имен прилагательных в речи» на основе текста С. Аксакова о лебеде. При работе над сочинением пользуйтесь раздаточным материалом.

    (слайд 30)

Урок сочинение на заданную тему 6 класс

Рассуждение Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н. Цель Знать: типы речи их признаки Уметь: отличать тексты по типу речи при помощи модели вводить в текст аргументы Повторим изученное Мы с вами знаем несколько типов текста. Каких? Что вам известно о тексте повествовании? (В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего. В данном типе текста чаще всего используются глаголы

Каковы особенности описания? (В описании даются признаки, качества, свойства предмета (какой он).

Это можно отразить в одном рисунке. Для передачи описания используются

прилагательные

Терминологический диктант Запишите названия типов речи. Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений. 2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, поэтому.

3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.

Описание Рассуждение Повествование Задание на повторение Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы. а) 1) Моя собака. 2) Зачем мне нужна собака? 3) Как мы однажды с собакой… б) 1) Зачем нужно ходить в школу? 2) Мой счастливый школьный день. 3) Как я прогулял уроки. в) 1) Как я играл в футбол. 2) Моя любимая игрушка. 3) Почему я люблю играть в футбол? Задание на повторение Ответы: А) Описание Рассуждение Повествование

Б) Рассуждение Описание ПовествованиеВ) Повествование Описание Рассуждение

Понаблюдаем вместе! Что такое рассуждение? Поработаем со словарем. В словаре С.Ожегова мы можем прочитать:

Рассуждение – это:

1 – умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме. 2 – высказывание, обсуждение. Орфографический словарь Научимся правильно писать данное слово. Рассуждение Суждение Судить Подумаем вместе! – В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение? (Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…) – Какова основная задача этого типа текста? (Объяснить, доказать, установить какую-либо истину) – Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания? (Повествование – рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета) – Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа. – Рассуждение имеет свои особенности. (В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя. Чаще всего в рассуждении используются наречия.) Схема сочинения-рассуждения Тезис Доказательство (аргументы) Вывод Как это работает? 1) определить основную мысль рассуждения (сформулировать ведущий тезис) 2)подобрать доказательства и наметить последовательность их изложения 3) сформулировать вывод. – Рассуждая, обязательно приводите доказательства, подтверждающие ваши высказывания (это могут быть примеры из книг, кинофильмов, эпизоды из вашей жизни и т.д.).

– В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод (ТДВ) Толковый словарь – Что такое тезис? Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать. – Что такое доказательства? Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса. – Что такое вывод? Вывод – это то, что следует из сказанного выше. Практическая работа По заданной структуре определите тип текста (устно).

А. 1.Общее впечатление от предмета. 2. Детали предмета.Б. 1. Начало события. 2. Развитие действия. 3. Кульминация. 4.Конец события, развязка.В. 1. Тезис. 2.Доказательства. 3. Вывод.

  • В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод. (ТДВ) Практическая работа Определите, к какому типу нужно отнести данный текст?

1. Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром.

Практическая работа Определите, к какому типу нужно отнести данный текст? 2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе. “Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать, ”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!”Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать. Практическая работа Определите, к какому типу нужно отнести данный текст? 3. Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, да еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище. Сочинение- рассуждение

Почему нужно заниматься спортом?

Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но почему-то остаются в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому – терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, “болея” за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее. Почему же нужно заниматься спортом? Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость. Во-вторых – выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физические нагрузки. В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь – простудных. Когда я был маленьким, очень часто болел. Врач посоветовал родителям закалять меня. Так я попал в секцию плавания, где занимаюсь уже несколько лет. Теперь я “забыл дорогу” к врачу. Не каждый из нас будет чемпионом, но занятия спортом обязательно помогут нам стать сильными и здоровыми. – Какие элементы рассуждения мы встречаем в данном тексте? Сочинение- рассуждение Бег – имя существительное Слово бег – имя существительное. Попытаемся доказать это. Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно что? Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно – к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег… В-третьих, слово бег склоняется, т. е. изменяется по падежам: бег, бега, бегу… В-четвертых, в предложении слово бег чаще всего является подлежащим и дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена! Здесь бег-подлежащее. Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи. – Какие элементы рассуждения мы встречаем в данном тексте? Творческое задание Закончите сказку «Курочка Ряба». Задание: опираясь на предложенную модель, допишите её, приведя доказательство того, что простое яйцо тоже полезно, как и золотое. Модель ответа: Ещё громче заплакала баба: «Зачем мне простое, какой от него толк?». Отвечает ей дед: «Ну, баба, не скажи. Во-первых, _________________________ ; во-вторых, ____________________________ ; в-третьих, ____________________________». Значит, _____________________________. Обрадовалась баба, и плакать перестала. Лексическая работа – Существуют в языке слова-конструкторы, которые очень помогут вам создавать текст рассуждение. Когда формулируем тезис, можно использовать выражения:

я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…

Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова:

во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…

При формулировке вывода логично использовать слова-конструкторы:

таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно…

Запомните, данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания. Домашнее задание Подготовьтесь к сочинению-рассуждению на одну из предложенных тем. Напишите черновик сочинения-рассуждения. Хорошо быть взрослым, грамотным. Дни недели рассказывают о себе. Спасибо!

Рейтинг

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Цели:

1. Закрепить навыки анализа текста (стиль, тип речи, тема, проблема, выявление авторской позиции, использование средств выразительности).

2. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь, развивать аналитическое мышление; 3. Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в коллективе, а также интереса обучающихся к обсуждению вопросов.

Оборудование.

Сформулировать свое мнение по выдвинутой проблеме и обосновать его. Приведите доказательства, аргументы и факты.

1.Раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Сегодня у нас урок развития речи.

Запишите тему урока.

Мы будем учиться писать сочинение – рассуждение, закрепим умения и навыки работы с текстом. Для этого должны знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения – рассуждения, должны уметь выполнять различные этапы комплексного анализа; уметь создать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту .

1. Орфографическая диктовка. Объяснить значения слов

Современная цивилизация, подлинная история, катастрофически исчезают, богатая растительность, ничем не заменимая, удивительно ценные растения, взращивают, созданная природой, гражданская обязанность, экологическая система, тропа.

Какие синтаксические единицы представлены в этом ряду? (Словосочетания, слова.)

Выберите словосочетания с разными видами связи.

Составьте словосочетание со словом «тропа”. Запишите в тетради.

Почему она так называется «тропа здоровья”? (Находится в лесу, улучшается душевное состояние, прогулка по лесу умиротворяет, успокаивает).

2. Слово учителя:

Действительно, роль леса в жизни человека и планеты неоценима. К этой теме обращались многие писатели: М.М.Пришвин, К. Г.Паустовский, Леонид Леонов, Владимир Чивилихин.

Сегодня мы знакомимся с одной из статьей В.Чивилихина.

Что вы знаете об этом писателе?

3. Сообщение ученика о В. Чивилихине.

4. Слово учителя.

(В.Чивилихин – известный писатель, журналист, публицист. Он очень много ездил по стране и за границу, бывал в леса, на озерах и реках, в горах, пустынях, писал о Байкале, Волге, Балтике. Печатался в журналах «Огонек”, «Молодая гвардия”, «Правда”, «Москва”. Основная тема его произведений – человек, общество и природа.)

Послушайте текст В.Чивилихина. Он взят из путевых дневников «Шведские остановки”, глава «Чартерный рейс”.

5. Чтение текста.

(1) Писать о лесах – любимое мое занятие, в некотором смысле даже гражданская обязанность. (2) О судьбах лесов написано немало, но время снова и снова возвращает нас к этой теме. (3) Необыкновенно важна роль леса в истории народов и цивилизаций, в жизни и даже становлении человека. (4) Лес дал человеку первые орудия труда, познакомил с огнем и снабдил материалом для первых костров, а исчезая, оставлял после себя плодородный прах. (5) Лес кормил наших отдаленных предков, снабжая их углеводами, жирами, белками и витаминами, давал им кров, защищая от солнца, ветра, дождя и мороза, спасая от хищных зверей и иноплеменников. (6) Из дерева делались дом и лодка, острога и соха, колыбель и гроб. (7)Подлинная история современной цивилизации началась с изобретения бумаги и книги, материал для которых дал все тот же лес. (8) Лес пока продолжает служить человеку свою верную службу. (9) Однако люди давно заметили, что леса на Земле катастрофически быстро исчезают.(10)Ученые всего мира приходят к общему твердому выводу ,что дальнейшее сокращение лесов нежелательно и даже опасно. (11)Лес-это не просто лесная растительность на почве, лес – ничем не заменимая наиболее важная обширная и сложная саморегулирующаяся экологическая система планеты, а дерево – удивительная химическая фабрика, созданная природой. (12) Леса аккумулируют, преобразуют, проводят и отражают солнечное тепло. (13) Они подымают урожайность полей, защищая их от суховеев, пыльных бурь, дают приют диким животным, взращивают под своим пологом дикие растения, и наконец, в первозданном своем состоянии леса служат объектом для многих наук, расширяющих и углубляющих наше представление о жизни, содействуют художественному творчеству, помогают воспитывать маленьких граждан. В.Чивилихин

6. Беседа по тексту.

О чем текст?

Как вы думаете, какое название отразило бы тему текста? (Наиболее удачный записать.) (Лес – первый помощник человека.)

7. Слово учителя

: Прежде чем приступить к написанию сочинения, важно продумать его композицию. Необходимо знать, с чего начать работу, о чем говорить в основной части сочинения и чем его закончить. Давайте вспомним, что нужно знать при обдумывании построения сочинения. Какие основные требования к сочинению вы знаете?)

(«Требования к сочинению”.)

8. Слово учителя.

Сформулируйте проблему текста. Вспомните, что такое проблема? (Проблема-это сложный вопрос, требующий, изучения, разрешения).

Мы должны выявить основную проблему текста. В чем она выражается.

Проблему нужно формулировать общо, чтобы она охватывала не только данный конкретный случай или факт, но и многие подобные.

Сформулировать проблему исходного текста можно либо в виде вопроса, либо в виде четкого и лаконичного предложения: проблема (чего?) поднимается в тексте.

Запишите в тетради, используя слова .

Прокомментируйте сформулированную проблему. Вам в этом помогут вопросы .

(Сокращение лесов нежелательно и даже опасно. Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Автор затрагивает актуальную проблему современного мира. Человечество должно задуматься и бережно относиться к лесу, потому что его роль в жизни народов велика.)

10. Запись в тетради.

11. Беседа с классом.

Как автор относится к поднятой им проблеме – проблеме сохранения леса?

Определите стиль речи. Докажите. (Публицистический, поднимается общественно значимая проблема.)

Какими средствами автор воздействует на читателя? (Общественно-политической лексикой, средствами выразительности: гражданская обязанность, время возвращает, в историй народов и цивилизаций, катастрофически, становление человека, история современной цивилизаций.)

С помощью каких языковых средств выразительности автор сумел показать, что роль леса важна в жизни человека? ( Лес дал, познакомил, снабдил, кормил, служил

– олицетворение.)

Определите тип речи и скажите, какую роль играют глаголы в тексте? (Повествование с элементами рассуждения. Повествует о важности леса в жизни человека, рассуждая, подводит нас к мысли о том, что мы должны беречь природу.)

Какое средство выразительности автор использует в 6-ом предложении? (

Подчеркивая постоянную связь леса с жизнью человека, автор использует антитезу

: колыбель и гроб .)

С какой целью использует автор устаревшие слова? Назовите их.

(С древнейших времен велика роль леса. История помнит, когда русское государство было обнесено, окружено деревянным пограничным укреплением, а люди пользовались примитивным сельскохозяйственным орудием для вспашки земли.)

12.

Вывод

: Лес у В. Чивилихина – это не просто деревья, это огромный в своей совокупности мир живой природы, это символ жизни, бытия. Человек и в прошлом и в будущем обязан ей своей жизнью. Лес – живой организм.

Невольно вспоминается произведение И.С.Тургенева «Отцы и дети”.

Дерево – фабрика.

Природа – мастерская.

Как Базаров относится к лесу? К природе?

(Видел в ней мертвую материю, материал, служащий человеку. Базарову в конце романа видится, мерещится обступающий на него со всех сторон лес:

«…постойте, я путаюсь. Тут есть лес. Базаров положил руку на лоб”. Это природа, отвергнутая им, заявляет о своих правах, о своей значимости и вечности, о своей силе и о его слабости перед ней.)

Какие слова мог бы произнести Базаров? ( 4, 5, 6, 7, 8, 12.)

Означает ли это, что позиция автора совпадает с позицией тургеневского героя? (Конечно, нет. Автор пишет о лесе как о живой материи, необходимой для жизни планеты, не только для физической жизни, но и для духовной. Леса содействуют художественному творчеству, помогают воспитывать маленьких граждан.)

В чем видит автор свою гражданскую обязанность? (Писать о лесах, призывая человечество бережно относиться к природе, от этого зависит здоровье планеты.)

13. Слово учителя . Гражданская обязанность

  • Вспоминаются некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. Каждый человек должен чувствовать свою гражданскую ответственность за то, что происходит на планете.

14. Запись в тетради авторской позиции.

15. Итог урока.

Как вы относитесь к данной проблеме – проблеме сохранения леса?

16. Домашнее задание.