Урок развития речи. – рассуждение «Как помочь птицам зимой»

«Урок развития речи. Сочинение – рассуждение «Как помочь птицам зимой»»

Открытый урок по русскому языку 3- Б класс 01.02.16г.

Тема: Сочинение – рассуждение «Как помочь птицам зимой»

Цель: учить писать сочинение-рассуждение, использовать в тексте слова-связки, доказательства, умение делать выводы; развивать речь учащихся, память, мышление; научить преодолевать трудности в создании письменных высказываний; активизировать словарный запас учащихся; воспитывать бережное отношение к природе, заботу о птицах в зимний период.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, презентация о зимующих птицах, карточки с опорными словами, иллюстрации для составления текста.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Самоопределение к деятельности.

  • Сейчас я загадаю вам загадку, а вы определите, о ком сегодня будем писать сочинение-рассуждение.

Наступили холода, вьюги и метели,

В сёла, парки, города гости прилетели.

  • О каких гостях идёт речь? (о зимующих птицах)

_Сегодня мы будем писать сочинение о том, как помочь зимующим птицам и поразмышляем, почему птицам трудно зимой.

  • А для того, чтобы справиться с работой вы должны внимательно слушать, запоминать, уметь рассуждать и думать.

3.Вступительная беседа.

  • Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)
  • Почему мы их называем зимующими? (ответы детей)

4.Работа с презентацией.

А) дети читают загадки о зимующих птицах и отгадывают ( синичка, поползень, снегирь, воробей, свиристели)

Б) Рассказ учителя совместно с учащимися о каждой птичке, используя презентацию.

  • Кроме этих птиц, у нас остаются зимовать и другие, хорошо вам известные птицы.
  • Какие? (сорока, ворона, дятлы)
  • А давайте вспомним, какой рассказ мы читали о птицах, которые тоже нуждались в помощи зимой? ( «Растрёпанный воробей»)

5. Беседа

_Что страшнее всего для птиц холод или голод?

  • Как мы можем помочь птицам зимой? Что для этого можно сделать?

Работа с презентацией (отгадывание загадки о кормушке, демонстрация кормушек, из чего можно сделать кормушки)

16 стр., 7582 слов

Мое впечатление о зиме. Сочинения «Зима. про Зиму

... тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью. Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки. Был Володя на ... все-таки оно самое лучшее и прекрасное. Сочинения по русскому языку и литературе Зима - волшебное и сказочное время года, ... ёй, послушать истории дедушки или бабушки, помочь родителям, поиграть с братьями и сёстрами, если они есть. Такое времяпрепровождение ...

  • А ведь в нашем классе тоже дети принимали участие в конкурсе «Кормушка для птиц» (Савчук В. Бабяк А.), они тоже оказали помощь птицам. Молодцы, ребята!

А кто дома повесил кормушки для птиц? Из чего вы её смастерили? Кто вам помогал? Какой корм в вашей кормушке?

  • А знаете ли вы, чем можно подкармливать птиц? (ответы детей)

6.Презентация (чем можно подкармливать птиц)

7. Знакомство с природными столовыми (калина, рябина – слайды презентации)

8. Физкультминутка

9.Работа над сочинением.

  • Что такое текст — рассуждение?
  • Как строится текст — рассуждение?

Объяснение————-слова связки————вывод

10.Коллективная работа

Работа по учебнику (с.35, упр.63)

  • Рассмотрите рисунки. Какое время года наступило? Как приходится птицам зимой? Кто пришёл на помощь птицам? Как дети решили помочь пернатым? Как они отблагодарят нас весной?
  • Докажите, что птицам необходима наша помощь.
  • Работа по карточкам с опорными словами и рисунком.

11.Орфографическая работа.

Дети объясняют орфограммы в опорных словах.

11.Устное составление рассказов, используя вопросы и опорные слова.

12.Составление плана (запись на доске)

План

Опорные слова

1.Наступила зима.

Холодная, снежная, суровая, гуляет вьюга, метель, пушистым снегом, белым покрывалом

2.Трудно птицам зимой.

Занесло, замело, засыпало, добывать пищу, перекочёвывают в ближайшие города и селения, жмутся к человеческому жилью

3.Помощь ребят.

Приходят на помощь, делают, следят, подкармливают, заботятся, проявляют любовь

4.Птицы — наши друзья.

Уничтожают гусениц, насекомых, отблагодарят пением, неутомимые помощники в борьбе с вредителями

  • Дети, используйте в тексте эпитеты и сравнения.
  • Пересказ текста по составленному плану.

13.Самостоятельная работа.

14.Самопроверка.

15.Зачитывание учащимися составленных рассказов.

16. Итог урока.

  • Чему был посвящён урок?
  • Почему птицам трудно выжить зимой?
  • Как мы можем помочь птицам в зимний период?
  • Кто из вас уже заботится о птицах?

3