На лингвистическую тему 15.1 (по тексту Ю.Грибова) план-конспект по русскому языку (9 класс)

Сочинение

ТЕМА: Сочинение на лингвистическую тему 15.1

(подготовка к ОГЭ)

ЦЕЛИ:

1. Обучающие:

  • расширить представление обучающихся о сочинении на лингвистическую тему.

2. Воспитывающие:

  • рассмотреть нравственные категории, такие, как любовь к природе, её красоте, умение видеть её и ценить.

3. Развивающие:

  • учить применять полученные теоретические знания для расширения познавательных и практических задач; развивать умение аргументированной монологической и диалогической речи.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, типовые экзаменационные варианты ОГЭ под редакцией И.П.Цыбулько

ХОД УРОКА

Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой.

Гораций

  1. Слово учителя:

Хочу ещё раз напомнить вам, что экзаменационная работа состоит из трёх частей: изложения, блок заданий части 2 и творческое задание на выбор либо сочинение на лингвистическую тему, либо сочинение, представляющее интерпретацию ключевого выражения или слова.

  1. Постановка целей урока:

Сегодня мы ещё раз попробуем разобраться, о чём писать в сочинении на лингвистическую тему, как строить эту работу, какие языковые средства выбирать. Эпиграфом к уроку я выбрала слова древнеримского поэта и философа Горация: «Когда суть обдумана заранее, слова приходят сами собой» то, есть когда знаешь о чём писать или рассуждать слова приходят сами. Внимание на экран. Слайд 1

— Открываем тетради, записываем тему урока, эпиграф.

16 стр., 7737 слов

Практикум по подготовке к лингвистическому сочинению

... работ., Система подготовки к сочинению на лингвистическую тему Наша система подготовки к сочинению на лингвистическую тему следующая: 1. Прежде всего необходима отработка умения проанализировать приведённую в части ... и привести примеры-аргументы из текста). Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов План сочинения-рассуждения на лингвистическую тему: 1. Тезис (формулируем позицию автора и ...

  1. Работа по теме урока

-Итак, сочинение на лингвистическую тему.

-Какое слово является ключевым в словосочетании лингвистическая тема? (Лингвистическая)

— Вспомним, что такое лингвистика? (Наука о языке)

— Можно ли предположить, что является предметом аргументации в сочинении на лингвистическую тему сочинении?

(Лексические, грамматические и синтаксические явления).

— Что мы понимаем под лексическими явлениями языка?

( Антонимы, диалектизмы, жаргонизмы, книжная лексика, синонимы, сравнения, метафоры, устаревшая лексика, фразеологизмы, эпитеты)

— Что мы понимаем под грамматическими явлениями языка?

( Строение слова, изменение слова, строение словосочетания и предложения)

Что мы понимаем под синтаксическими явлениями языка?

( Вводные слова и словосочетания, восклицательные предложения, градация, инверсия, обращения)

Слайд 2

— Внимание на экран! Давайте проверим наши предположения. Перед вами темы сочинений, предлагаемые разработчиками экзамена. Слайд 3

(Анализ тем, определение языковых явлений).

-Сегодня мы подробно остановимся на грамматических явлениях, которые могут быть аргументами в сочинении на лингвистическую тему.

— Вспомним, что такое грамматика?

Грамматика – наука, которая изучает образование и изменение слов, строение словосочетаний и предложений. Внимание на экран. Слайд 4

— При написании сочинения на лингвистическую тему, какого стиля речи надо придерживаться? Научного. Поэтому ваши высказывания должны быть точными, достоверными, нейтральными. Тип речи – рассуждение-доказательство.

— Вспомним, как строится текст рассуждение-доказательство. Алгоритм написания сочинения. Внимание на экран. Слайды 5

4. Работа с текстом. Вариант 11. По тексту Ю.Грибова. ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько.

Чтение текста В-11.

— С чего начинаем писать сочинение на лингвистическую тему? (С тезиса.) Предлагаемое высказывание М.В.Исаковского: « Я понял, что человек может знать великое множество слов, может в совершенстве правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика» и тема , и тезис нашего сочинения. Можно тезис обыграть, придумать вступление, оно не должно быть более 1-2 предложений.

5 стр., 2284 слов

Характеристика главных героев в Слово о полку Игореве сочинение

... поэма знакомит нас с яркими представителями эпохи Киевской Руси. Сочинение Главные герои Слова о полку Игореве В поэме «Слово о полку Игореве» показано немало исторических героев, на которых читатель не может ... события древней Руси. Вариант 3 Каждый герой произведения "Слова о полку Игореве" индивидуален и невозможно говорить о них обобщенно, поэтому рассмотрим каждого в отдельности. Князь Игорь ...

— Переходим ко второму этапу.

Находим подходящие грамматические аргументы. Назовите грамматические категории, которые могут быть аргументами в сочинении по этому тексту.

(Словосочетание и предложение с обособленным членом; строение слова и словосочетание; строение слова и предложение с однородными членами).

Обращаю ваше внимание: аргументы должны быть разными и их надо разъяснить.

— Приведите примера из текста:

(Образование слова берёзок (предложение 3) и предложение 2 с обособленным обстоятельством);

Грамматическое строение словосочетания с деревенскими ребятишками (предложение 3) и предложение 2 с обособленным обстоятельством.)

— Какие речевые клише помогут вам построить сочинения?

Приведите несколько примеров. ( Обучающиеся приводят примеры речевых клише)

Внимание на экран Слайд 6,7,8

6. Работа по предупреждению ошибок.

( Работа по парам)

— Перед вами написанное сочинение по тексту Ю.Т.Грибова, представьте, что вы эксперты. Выставьте баллы за работу, пользуясь критериями оценивания задания 15.1 .Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько, 2015, КИМ стр.83-84.

Каждый вынесенный балл должен быть обоснован.

7. Заключительное слово:

— Мы с вами хорошо поработали на уроке, разобрались в понятии грамматика, вы имеете представление о чём писать в сочинении на лингвистическую тему. Возможно, на экзамене такое сочинение будет легче написать, ещё раз хочется вспомнить слова Горация: «Когда суть дела обдумана заранее, слова придут сами».

8. Домашнее задание:

Написать сочинение 15.1 по заданию Варианта 12.

Текст Грибова Ю.

(1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей. (2)Я шёл медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова. (3)Ведь он в этих местах охотился, бродил с ружьём. (4)Может, у этих старых дуплистых берёзок и он останавливался, отдыхая на пригорке, беседовал с деревенскими ребятишками, думал, слагал строки своих стихов. (5)Может, потому как живой и видится на этих дорогах Некрасов, что он создал, бывая здесь, много поэтических произведений, воспел красоту верхневолжской природы.

(6)Сама по себе природа вечна и почти неизменна. (7)Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист. (8)И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества. (9)И так же будет страдать, ненавидеть и любить человек…

(10)Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (11)Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили. (12)А две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (13)Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. (14)Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. (15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной. (16)Рабочие отложили карты, а женщины перестали есть. (17)Несколько минут стояла тишина. (18)Только катер постреливал глушителем да за кормой вскипала пена.

3 стр., 1406 слов

Основная мысль и ключевые слова сочинения

... Основная мысль сочинения определяет его ключевые слова – те слова, которые отражают самое важное в теме, поэтому являются ... сочинению на тему ""Каждому будет дано по его вере". Тема судьбы и возмездия в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"" хорошо подходят следующие два предложения: ... есть анализ центрального понятия темы); 5) лирическое (ваше собственное эмоциональное отношение к теме, писателю, ...

(19)Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, женщина склонила голову набок и запела тихо:

Куда бежишь, тропинка милая,

Куда зовёшь, куда ведёшь…

(20)Поварихи тоже стали глядеть на дорогу и, пока женщина делала паузу, как бы забыв что-то, повторили первые слова песни, а потом уж все вместе ладно и согласно закончили:

Кого ждала, кого любила я,

Уж не воротишь, не вернёшь…

(21)Они некоторое время молчали, не отрывая серьёзных лиц от берега, и, вздохнув, поправив платочки, продолжали петь, смотря друг на друга и как бы чувствуя родство душ.

(22)А мужчины, сдвинув брови и поджав губы, тоже уставились на хуторок, и кое-кто из них невольно подтягивал, не зная слов или стесняясь петь в голос. (23)И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке. (24)Я смотрел на них, вдохновлённых, и думал о том, что вот все они разные, а сейчас вдруг они как бы одинаковыми стали, что-то заставило их сблизиться, забыться, почувствовать вечную красоту. (25)Ещё подумал я и о том, что красота, видно, живёт в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись.

(По Ю. Т. Грибову)*

* Грибов Юрий Тарасович – современный писатель, член редколлегии серии книг «Живая память», автор книг «Сороковой бор», «Ржаной хлеб», «Перелом лета» и др.