Обдумать тему – значит уяснить, о чём должно быть

Для этого следует проанализировать каждое слово в формулировке темы, найти ключевое слово (словосочетание), которое даст ключ к её пониманию, «откроет» тему, поможет Вам определить идею Вашего . Помните! В формулировке каждой темы заключён ответ на вопрос — о чём писать! Неправильное определение ключевого слова приведёт, в конечном счёте, к неверному раскрытию темы, что, в свою очередь, скажется на оценке Вашего сочинения. Ключевыми словами в формулировках значительного числа тем могут быть литературоведческие термины, философские понятия, нравственные категории. Например, «Тема мошенничества в русской литературе XIX века», «Какова судьба Печорина и его мысли о судьбе?», «Тема дружбы в романе А.С.Пушкина». Появление таких тем можно и должно предугадать, что позволит Вам заранее к ним подготовиться.

Определить идею — значит определить своё, личное, предельно индивидуальное понимание темы. Помните! Тема предлагается общая для части абитуриентов, но каждый пишущий должен предложить личное, авторское понимание этой темы, что и придаст Вашей работе неповторимость и индивидуальность. Стремитесь к тому, чтобы идея Вашего сочинения была оригинальна, интересна и доказательна.

Полезные советы.

Для успешного решения этой задачи на вступительном экзамене необходима подготовительная работа (самостоятельная или на уроках литературы): анализ 4-6 близких тем, что позволит лучше понять своеобразие каждой из них. Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся определяли идею и формулировали её как устно, так и письменно. Письменная формулировка идеи — зерно сочинения. Чем больше таких «зёрен» будет в запасе абитуриента, тем успешнее будет его работа на вступительных экзаменах. Иногда полезнее вместо написания одного сочинения обдумать тему и определить идею нескольких сочинений, которые Вы сможете написать на выпускном или вступительном экзамене. Опыт работы свидетельствует, что «ключевое слово» в формулировке темы находится быстро и чаще всего правильно. На верное обдумывание темы затрачивается времени значительно больше. И крайне редко можно услышать верную и точную формулировку идеи сочинения — конкретно выраженной мысли, о чем же Я буду писать. Иногда во время обдумывания темы и определения идеи сочинения учащиеся неоправданно сужают тему.

2 стр., 895 слов

Сочинение роль устаревших слов в современном русском языке

... устаревшим словам. Бывают случаи, когда они возвращаются в язык, вновь вливаются в состав активной лексики. Так было, например, со словами солдат, офицер, прапорщик, министр, советник, получившими в современном русском языке новую жизнь. В ... позднего времени находили в архаизмах средство возвышенного звучания речи. На протяжении всего XIXи даже в начале XXвека устаревшие слова воспринимались как ...

Итак, без четко определенной идеи — о чём я буду писать сочинение — работа не может быть продолжена. Возьмём темы:

  • Моё отношение к Татьяне Лариной;
  • «Я так люблю Татьяну милую мою…»;
  • «Татьяны милый идеал…»;
  • «Татьяна русская душою…»;
  • Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин».

Темы типа «Моё отношение…» крайне важны для работы над сочинением. Они помогают сформировать критическое отношение пишущего к предмету анализа, письменно изложить свои доводы «за» и «против». Впоследствии при работе над сочинением в жанре рецензии Вы почувствуете, насколько это было важно. Во второй теме ключевым словом будет слово «люблю», и в этом сочинении следует уже говорить об отношении автора — А.С.Пушкина — к своей героине: за что любит Татьяну Ларину.

Близка к этой теме и третья — «Татьяны милый идеал», где ключевыми словами будут «милый идеал». Обратитесь к своей таблице: слово идеал имеет два значения. Одно из них — «совершенное воплощение, лучший образец чего-либо». Обратите внимание: не просто идеал, но «милый». Подумайте, что поэт вкладывал в это слово? Татьяна Ларина — литературный идеал А.С.Пушкина. Кому и в каком стихотворении адресованы такие слова поэта: «чистейшей прелести чистейший образец»?

В четвёртой теме ключевыми словами будут «русская душою». В этом сочинении следует говорить о русских национальных чертах в характере Татьяны Лариной. Это

  • имя, связанное с «воспоминаньем старины иль девичьей»;
  • воспитанье няни — «Филипьевны седой»;
  • к природе — «с её холодную красою любила русскую зиму»;
  • вера в «преданья простонародной старины», сны, карточные гаданья;
  • черты характера: верность, преданность, искренность. Обратите внимание, что русское национальное начало для поэта определяется не столько знанием родного языка («она по-русски плохо знала»), сколько состоянием души.

В последней, пятой, теме ключевым является слово «образ».И здесь следует уйти от конкретной темы и осознать, что включает в себя это литературоведческое понятие. Возможно такое рабочее определение: «Образ — это творение писателя, живущее на страницах его произведения». Следовательно, творением писателя может стать человека, вещи, природы, города, страны и т.д., а художественное произведение — сложная система образов. Отсюда возникают такие вопросы:

  • как создан образ, какие художественные средства использовал при этом ;

какое место занимает данный образ в структуре произведения, какую роль играет?

Ответив на эти вопросы (выяснив специфику образа), Вы сможете раскрыть тему сочинения.

При этом необходимо помнить, что художественный образ как явление творческого сознания писателя несет в себе два начала: индивидуальное и типическое, которые находятся в неразрывном единстве. Первое делает образ запоминающимся, отличным от других, второе узнаваемым, чем-то напоминающим другие. Вспомним, что писатель создает новую реальность, свою реальность, но эта реальность должна напоминать окружающую действительность.

7 стр., 3357 слов

Образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина: сопоставление

... восстания и личность Пугачева, восхищался им. Можно сказать, что образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина обретает разницу уже с жанров их сочинений, что удивительно, ведь оба изучали практически одни исторические свидетельства. Пугачев в произведении Пушкина Пугачев в «Капитанской дочке» Пушкина ...

Так, например, образ Москвы в русской литературе первой половины XIX века — соединение типического, общего, и индивидуального, личного. Характерные, типические особенности — патриархальность уклада, неизменность нравов её обитателей — подчеркивает как А.С.Грибоедов в :

  • Что нового покажет мне Москва?
  • Вчера был бал, а завтра будет два.
  • Тот сватался — успел;. а тот дал промах.
  • Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах, так и А.С. в «Евгении Онегине»:
  • Но в них не видно перемены;
  • Всё в них на старый образец:
  • У тётушки княжны Елены
  • Всё тот же тюлевый чепец;
  • Все белится Лукерья Львовна,
  • Всё то же лжёт Любовь Петровна.
  • Иван Петрович так же глуп,
  • Семён Петрович так же скуп,
  • У Пелагеи Николавны
  • Все тот же друг мосье Финмуш,
  • И тот же шпиц, и тот же муж…

Не только в романе, но и в письмах Пушкин обращается к «Горю от ума». «Я не люблю московской жизни. Здесь живи не как хочешь — как тетки хотят… то ли дело в Петербурге. Заживу себе мещанином припеваючи, независимо и не думая о том, что скажет Марья Алексеевна», — читаем мы в письме Пушкина Плетневу (13 января 1831 года).

Вместе с тем пушкинский образ Москвы отличается от грибоедов-ского. Для автора «Евгения Онегина» Москва — это звук, в котором много «для сердца русского слилось», именно с этим звуком связана победа над Наполеоном. Москва Пушкина — это столица, где, «как жар, крестами золотыми горят старинные главы», где церквей и колоколен, садов, чертогов полукруг…».

  • И здесь интересна другая поэтическая параллель: Пушкин-. В поэме М.Ю.Лермонтова «Сашка» звучит следующее признание Москве:
  • Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын,
  • Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
  • и далее прямая перекличка с «Евгением Онегиным»: Кремль, Наполеон…

Ю.М.Лотман обращает внимание на тройной эпиграф, предпосланный седьмой главе романа: «Смысл тройного эпиграфа в противоречивости его составных частей: одический стиль панегирика, легкая и резкая сатира ; изображение историко-символической роли Москвы для России, бытовая зарисовка Москвы как центра частной, внеслужебной русской культуры XIX века и очерк московской жизни как средоточия всех отрицательных сторон русской действительности».

Обратите внимание, как быстро одический стиль панегирика (7, ХХХУ1-ХХХУП) сменяется в романе легкой иронией (7, XXXVIII), так же, как несется возок Лариных. И вот уже картины Кремля и Петровского замка сменяются картинами Тверской и её магазинов, окраин Москвы и её обитателей, а золотые кресты на старинных главах облепляют «стаи галок».