Практикум по подготовке к лингвистическому сочинению

Содержание и способы подготовки к экзаменационному сочинению на лингвистическую тему в 9 классе.

Особую трудность в ОГЭ по русскому языку у девятиклассников вызывает сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Если в тестовой части задания направлены на определение того, как ученик понял текст, насколько хорошо он знает различные разделы русского языка, то сочинение на лингвистическую тему требует от учащегося не только демонстрацию знания теории, но и умение сделать лингвистический анализ и письменно объяснить, с помощью каких языковых средств в предлагаемом тексте выражается позиция автора.

Вот какое определение лингвистического анализа приводится в методической литературе: «Лингвистический анализ — это изучение языковых аспектов художественного произведения и раскрытие значений различных элементов языка с целью полного и ясного понимания текста». То есть ученик должен провести анализ языкового материала текста и указать его прямую связь с содержанием и идейно-художественным своеобразием литературного произведения.

Ход работы ученика над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему:

1. Проанализировать предложенное высказывание (тезис) и в 1-2 предложениях объяснить смысл высказывания. Чтобы это сделать, нужно подчеркнуть в цитате ключевые слова, привести своё понимание смысла высказывания и записать истолкование этого высказывания. За это, кстати, начисляется 2 балла.

2. Найти в предложенном тексте явления, иллюстрирующие тезис, то есть аргументы. Можно подчеркнуть предложения или записать их номера. При написании сочинения на лингвистическую тему не во всех случаях можно указать только номер предложения, в котором есть указанные лингвистические явления, например, речевые средства выразительности следует процитировать.

3. Объяснить роль указанных явлений; при этом нужно следить за тем, чтобы данные функции соответствовали тезису. Если в высказывании речь идёт о двух разных лингвистических явлениях (лексика и грамматика, синтаксис и пунктуация и т.п.), то примеры должны быть на каждое указанное явление.

4. Написать вывод, обобщающий рассуждения по теме.

10 стр., 4515 слов

Урок русского языка в 9 классе Тема : Подготовка к сочинению-рассуждению ...

... В. Г. Короленко. Через какие языковые средства М.Г. Худяков раскрывает тему и главную проблему текста? Работа с инструкцией «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему». Шаг 1: Знакомимся с высказыванием ... тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9) Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10) Мне ...

5. Проверить свою работу, её речевое оформление, орфографическую и пунктуационную грамотность.

Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

В сочинении может быть от 3 до 5 абзацев:

1 абзац — высказывание-тезис;

2 абзац — истолкование тезиса; (1 и 2 абзацы можно объединить, это не считается ошибкой),

3 абзац — первый пример, иллюстрирующий явление, названное в высказывании, с указанием его функции;

4 абзац — второй пример, иллюстрирующий явление, названное в высказывании, с указанием его функции; (3 и 4 абзацы тоже можно объединить);

5 абзац — вывод.

Организационные формы подготовки к экзаменационному сочинению на лингвистическую тему в 9 классе

Готовя учеников к экзамену, мы сталкиваемся с тем, что ученики не видят своих ошибок и не понимают, за что им выставляют тот или иной балл. Считаем необходимым знакомить учащихся с системой оценивания экзаменационной работы. Зная критерии, ученики понимают, какое количество баллов они могут получить и за что.

Можно выделить такие формы работы при подготовке к написанию сочинения-рассуждения:

Составление «скелета» сочинения., Написание образца, Рецензирование учениками написанных работ., Система подготовки к сочинению на лингвистическую тему

Наша система подготовки к сочинению на лингвистическую тему следующая:

1. Прежде всего необходима отработка умения проанализировать приведённую в части 15.1 цитату, чтобы понять её смысл. Это очень важный этап, так как от того, насколько точно ученик понял тему, будет зависеть, какие примеры он подберёт и как их развернёт. На занятии мы с учеником разбираем последовательно цитаты разных вариантов: от анализа основных ключевых слов в ней до синтеза общего смысла цитаты.

2. Анализ смысла (идеи) предложенного текста, ведь в сочинении нужно увязать авторскую позицию и те языковые средства, которые автор использует для её выражения. Для этого мы задаём ученику ряд вопросов по содержанию текста и просим его сформулировать главную идею текста.

3. Работа с примерами, то есть основной частью сочинения на лингвистическую тему. Она включает в себя подбор примеров, их анализ, а также отдельное внимание уделяется устному проговариванию того, как эти примеры могут быть раскрыты на письме. Попутно составляется подробный письменный план сочинения.

4. После детального разбора на дом ученику задаётся составить самостоятельно планы дома по заданным вариантам ОГЭ.

5. Отдельный этап работы — формирование навыка проверки собственного текста. Сначала это делается совместно с учеником на занятии на материале того, что он сделал дома, потом ему предлагается вслух самому проверить свою работу, и уже затем задаётся «контрольное» сочинение, которое оценивается по критериям. Промежуточный контроль позволяет выявить слабые места в сочинении ученика и наметить виды работ по их устранению.

23 стр., 11370 слов

Подумай о чем ты расскажешь в сочинении какие описания включишь в текст

... этапе ориентировки может сразу определить, какой тип текста будет лежать в основе сочинения. Таблица 4, Тематика сочинений в начальной школе Тематика сочинений-повествований Тематика сочинений-описаний Тематика сочинений-рассуждений “Прогулка в осенний парк” “Как мы ...

Какое количество занятий необходимо для освоения сочинения на лингвистическую тему?

Всё очень индивидуально и зависит от общего уровня подготовки ребёнка в школе и его владения письменной речью. Нужно учитывать и такой важный момент, что количество занятий по одному виду работы не может быть сколько угодно долгим, иначе оно надоедает и снижается эффективность. Поэтому мы используем следующую стратегию: всего несколько «заходов» по 5-8 занятий, чередуя их с отработкой заданий тестовой части, а также задания 15.1. Например, 5-8 занятий позанимались сочинением, потом переключились на другие виды работ, а потом опять вернулись к сочинению. И так 2-3 раза, пока ученик не будет свободно выполнять это задание. Если смотреть по календарным срокам, то сочинением можно заниматься, например, в ноябре, потом в феврале, а потом в мае. Тогда и усвоение будет лучше, и забывания не произойдёт.

План работы по подготовке к сочинению 15.1

1. Знакомство с алгоритмом работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему.

2. Знакомство с композиционными особенностями данного вида сочинения по созданной схеме сочинения 15.1.

3. Коллективная работа учащихся с текстом по поиску лексических и грамматических категорий.

4. Составление таблиц- схем комментирования лингвистических явлений.

6. Составление «клише»

7. Знакомство с образцом сочинения — рассуждения на лингвистическую тему.

8. Примеры тематических блоков.

9. Составление карточек комментирования лингвистических понятий по тексту.

Глава 2

Практическое руководство по написанию сочинения 15.1 (лингвистического сочинения), Алгоритм работы над сочинением-рассуждением.

  • Внимательно прочитать цитату, выделить ключевые слова .

  • прочитать текст, подумать, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нем есть.

  • определить роль языковых явлений.

  • Написать сочинение-рассуждение, в котором представить своё понимание цитаты, указать роль выбранных вами языковых явлений и привести примеры-аргументы из текста).

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов

План сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация:

а) аргумент №1(пример-роль);

б) аргумент №2(пример-роль).

3. Вывод

Как начать сочинение?

Начать сочинение можно как фразой, предложенной в задании, так и собственным высказыванием, интерпретирующим ключевые слова (используй ключевые клише).

8 стр., 3812 слов

Готовые сочинения по тексту Д. А. Гранина я стоял у окна вагона

... или иначе влияют на нас. Д.А. Гранин в предложенном тексте поднимает проблему ценности детских воспоминаний. Рассказчик ... переживания, которые он хранит в своей душе. Например, Л.Н. Толстой в повести «Детство» создаёт ... мир кажется по-настоящему удивительным, не до конца изведанным и полным тайн. Готовое сочинение ЕГЭ №3 ... это сделать. Подтвердить свое мнение я хочу примером из повести К. Патерсон «Мост в ...

Вариант 1. Известный лингвист __________ утверждал: «______». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Вариант 2. Я согласна с высказыванием известного лингвиста __________о том, что «_____». Докажем эту мысль на примерах из текста…

Вариант 3. «_________», — писал ученый _______. Высказывание языковеда, безусловно, справедливо. Попробуем доказать это на конкретных примерах. (Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)).

Вы можете написать собственное вступление, используя эти синонимы и речевые клише:

Как писать основную часть?

Найди в тексте пример 1 и пример 2, подтверждающие (иллюстрирующие) понятия, обозначенные ключевыми словами. Приводя примеры, необходимо указать номера нужных предложений или применить цитирование. Укажите роль этих языковых явлений.

Основную часть можно начать следующими фразами:

Вариант 1. Пример _________ явления можно найти в предложении №___

Вариант 2. В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий ___________ явление, из ___ предложения прочитанного мною текста.

Вариант 3. Рассмотрим __________ предложение. В нем использовано такое___________ явление, как __________ . Это подтверждает наш вывод о том, что ____________ .

Вариант 4. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к __________ предложению текста.

Вариант 5. Проиллюстрировать названное _________ явление можно на примере ___________ предложения текста.

Вариант 6. Справедливость этого вывода можно доказать на примере _______ предложения, в котором автор использует такое _________явление, как … .

Как писать заключение?

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

Таким образом, …

Итак, …

Следовательно, …

В итоге можно прийти к такому выводу: …

В заключение можно сказать, что …

Обобщая сказанное, …

В результате размышления мы пришли к выводу о том, что _________.

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что ____________.

Некоторые темы объединены общим смыслом, поэтому их можно классифицировать, объединить в тематические блоки.

Тематические блоки

1. Лексика и фразеология

Например:

57 стр., 28488 слов

Использование традиционных и нетрадиционных методов пересказа ...

... фронтальные занятия по пересказу литературно-художественных произведений. Занятия занимают значительное место в системе работы по формированию связанной речи дошкольников. Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, но и сам ...

«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Константин Александрович Федин

2. Лексика и грамматика

Например:

«В языке есть слова. В языке есть грамматика. Это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Лев Васильевич Успенский

3. Морфология

Например:

«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». Александр Афанасьевич Потебня

4. Синтаксис и пунктуация

Например:

«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

5. Человек и его язык (речь).

Например:

«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Иван Александрович Гончаров

6. Язык и речь.

Например:

«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Борис Николаевич Головин

7. Язык художественной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-lingvisticheskuyu-temu-praktikum/

Например:

«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев». Литературная энциклопедия

Как прокомментировать лингвистическое явление?, Комментарии лексических явлений ( клише)

Антонимы

  • Позволяют высказать мысль с большей точностью.

  • Делают речь убедительной.

Синонимы

  • Делают речь разнообразной

  • Позволяют всесторонне охарактеризовать образ, действие, признак

  • Позволяют выразить тонкие смысловые оттенки

  • Позволяют тонко и красочно описывать явления.

Диалектизмы, разговорная, просторечная лексика

  1. помогает передать особенности речи героев;

помогают раскрыть характер героя;

создают стилистическую окраску слова, слово привлекает внимание читателя.

2 стр., 633 слов

Вопрос 29.Понятие о сложном предложении. и подчинение в сложном ...

... называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами. Части предложения, входящие в состав сложносочиненного, могут быть однотипными (двусоставные, односоставные) или разного типа (одна часть сложного предложения - двусоставное предложение, другая - односоставное) В сложносочиненных предложениях чаще ...

Фразеологизмы

Устаревшие слова ( историзмы)

Устаревшие слова ( архаизмы)

  • служат для передачи торжественности момента.

  • Служат речевой характеристикой персонажа.

Неологизмы ( авторские)

Профессионализмы

  • служат для создания достоверности, точности информации

  • служат речевой характеристикой персонажа

  • позволяют автору точнее представить героя, его речь, отношение к нему других персонажей, автора.

лексический повтор

  • позволяет подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов.

  • помогает избежать туманности изложения.

  • передает монотонность и однообразие речи

  • способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования, выражает постепенность увеличения силы эмоций.

  • Является средством смягчения резкости перехода от одного плана высказывания к другому;

  • Служит средством связи предложений в тексте

Как прокомментировать роль средств художественной выразительности

Эпитеты

  • усиливают образность языка произведения

  • придают художественную, поэтическую яркость речи.

Олицетворения

Метафоры

Антитеза

Гипербола

Как прокомментировать роль грамматических явлений

Однородные члены

  • помогают перечислить действия героев;

  • позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;

    1. конкретизируют признак предмета.

Бессоюзное перечисление

Многосоюзие

Обращение

  1. называет собеседника, того, к кому обращается собеседник; выражает к собеседнику определенное отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию;раскрывает авторское представление о герое

    2 стр., 755 слов

    «Терпи казак — атаманом будешь»: смысл, автор слов, аргументы к высказыванию для

    ... стала отчасти символом казачества. Терпение, выжидание, тщательная работа над собой — вот секрет успеха и мудрость атамана казацкого. «Терпи казак — атаманом будешь»: смысл фразеологизма Фразеологизм «Терпи казак — атаманом ... Терпи казак — атаманом будешь»: Дата появления — 1835 год; Автор ... действия ... слова: Человека сравнивают с казаком, ... казаков, как запретный плод на Адама и Еву и немногая часть казаков, ...

вводные слова

  • выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др.

  • выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.) : к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др.

  • указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др.

  • указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др. .

  • указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др.

  • указывают на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др.

  • используются также для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др.

Обособленные согласованные определения

  • помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета

  • помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;

  • помогают автору «сжать» информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП

    2 стр., 589 слов

    Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?

    ... живущих многие сто­летия спустя после описываемых событий. На этой странице искали : каково авторское отношение к князю игорю сочинение слово о полку игореве образ игоря сочинение на тему ярославна героиня слова о полку игореве каково авторское отношение к князю игорю по слову о полку игореве отношение автора к князю Игорю Сохрани к себе на стену!

Обособленные несогласованные определения

  • помогают автору ярко, многогранно представить предмет

  • помогают автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные связи например :Степан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу.

Обособленные приложения

  • поясняют или уточняют нарицательное существительное;

  • помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения. Например: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.

Обособленные обстоятельства

помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;

  • помогают автору выделить качество основного действия

  • помогают автору обозначить цель основного действия

  • помогают автору конкретизировать причину основного действия

  • помогают автору конкретизировать время основного действия

  • помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие

  • помогают автору сказать об условии основного действия

  • помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие

  • помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака например: Он уже горел вовсю, словно факел.

Обособленные дополнения

  • несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;

  • помогают автору внести в предложение значения включения или исключения

Обособленные уточняющие члены предложения

Обособленные пояснительные члены предложения

  • помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словами

  • помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания

    9 стр., 4048 слов

    Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» ...

    ... Единство – вот главная идея автора. Уроки Игорева похода 30 апреля 1185 года, 825 лет назад князь Новгород-Северский Игорь Святославович в союзе с другими князьями пошёл на половцев. Это ... языка, истории, культуры, становятся базовыми для мiровоззрения некоторых людей. О походе князя Игоря мы знаем не только из «Слова…», но и по рассказам летописей. Повествование Ипатьевской летописи изобилует ...

Сложное сочиненное предложение

ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому. например : После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.

ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ…НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК…ТАК И, НЕ ТОЛЬКО…НО И помогают автору показать последовательно происходящие события. например:Город кончался, и вскоре показалось море.

ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий. например: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка…

Сложное подчиненное предложение

СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части . например: Я должен немедленно доказать ей, что «предполагаемый диагноз» предположили напрасно, что всё будет хорошо.

СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части

СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части

СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части

СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части

СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным

Бессоюзные сложные предложения

  • помогают автору показать одновременно происходящие события: Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше.

  • помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части: Наконец мы дождались: позвонил папа.

  • помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части: Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.

  • помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

  • помогают автору противопоставить два события: Лето припасает — зима поедает.

  • помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части: Кончил дело — гуляй смело.

  • помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части: Посеешь ветер — пожнёшь бурю.

  • помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части: Дети стали большими — им надо серьёзно учиться.

  • помогают автору передать быструю смену событий: Раздался выстрел — зверь упал.

    1. помогают автору сравнить события: Скажет слово — соловей поёт.

Односоставные определенно-личные предложения

Односоставные неопределенно-личные предложения

Безличные предложения

Неполные предложения

Назывные предложения

Инверсия

Как написать сочинение 15.1?, Примерные карточки — «клише» написания сочинения по блокам

«Лексика и грамматика»

Варианты комментария цитаты ( вступление)

  • На мой взгляд,______________ говорит о единстве лексики и грамматики. Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают смысловой и интонационной законченностью.

  • На мой взгляд,______________ говорит о единстве лексики и грамматики. Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. Слово, обладая великой силой, включается в предложение, только изменившись грамматически.

  • На мой взгляд,______________ говорит о единстве лексики и грамматики. Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. Надо их изменить, связать между собой, расположить в определенном порядке. И здесь на помощь лексике приходит грамматика.

  • На мой взгляд,______________ говорит о единстве лексики и грамматики. Действительно, лексическое значение слова отражает представление человека об окружающем мире, но, если слова не строить в предложение, вряд ли мы поймем друг друга. Для этого нужна грамматика закон построения мыслей в языке.

к тезису 1 нужно найти и прокомментировать одно из лексических явлений:

Антонимы

Синонимы

Диалектизмы

Разговорную лексику

Просторечную лексику

Фразеологизмы

Профессионализмы

Устаревшие слова ( архаизмы, историзмы)

Заимствованные слова

Обращаю внимание на морфологические средства ( приставки ПРЕ-ПРИ_, уменьшительно- ласкательные суффиксы, пренебрежительные суффиксы)

к тезису 2 найти и прокомметировать одно из грамматических явлений:

Однородные члены

Обращения

Вводные слова

Обособленные согласованные и несогласованные определения

Приложения

Обособленные обстоятельства

Обособленные дополнения

Уточняющие члены предложения

Пояснения

Обращаю внимание на смысловые отношения частей предложения в ССП, СПП, БСП

Неполные предложения

Односоставные предложения

Порядок слов в предложении ( инверсия)

Предложения по цели высказывания, интонации.

Варианты вывода :

  • Таким образом, прав ____________, утверждая, что «..цитата..».

  • Таким образом, лексический состав языка и его грамматические законы очень часто оказываются слитыми воедино и помогают понять высказанную мысль.

  • Следовательно, никакая мысль не может быть правильно понятой без правил грамматики.

«Лексика и фразеология «. Варианты комментария цитаты .

Если цитата о лексике, богатстве словарного состава русского языка

  • Не могу не согласиться с ___________________. Когда я думаю о силе и богатстве русского языка, то понимаю: для всего на земле человек придумал слова. Богатство русского языка проявляется в его лексике. Многие слова в русском языке имеют переносное значение , огромно количество синонимов, антонимов, паронимов, метафор_____________

Если цитата о богатстве лексических значений

  • Справедливо высказывание ______________. Нет ничего в нашей жизни, в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Слово таит в себе много смысловых оттенков. Мастерство писателя проявляется в том, что он открывает новые мысли и чувства в словах, которые известны всем.

1,2 найти и прокомментировать одно из лексических явлений

  • Антонимы

  • Синонимы

  • Диалектизмы

  • Разговорную лексику

  • Просторечную лексику

  • Фразеологизмы

  • Профессионализмы

  • Устаревшие слова ( архаизмы, историзмы)

  • Заимствованные слова

  • Многозначные слова

  • Эмоционально окрашенные слова( метафоры, эпитеты, олицетворения..)

  • Слова с переносным значением

«Фразеология «. Варианты комментария цитаты.

  • Не могу не согласиться с ________________. Русский язык богат фразеологизмами. Они прочно вошли в нашу речь. Их мы знаем с детства, не заучивая специально, пользуемся ими, часто не задумываясь об этом.

  • Не могу не согласиться с ___________________. Фразеологизмы — неизменные спутники нашей речи. Фразеологические обороты это устойчивые сочетания, являющиеся неисчерпаемым источником речевой экспрессии. Роль фразеологизмов определяется умением автора отбирать нужные фразеологизмы и вводить их в текст.

  • Не могу не согласиться с ___________________. Фразеологизмы — неизменные спутники нашей речи. Фразеологические обороты — это устойчивые сочетания, являющиеся неисчерпаемым источником речевой экспрессии. В русском языке фразеологизмы служат для выразительности речи, ее образности, яркости, точности. Употребляя такие сочетания, мы придаем своему рассказу эмоциональность, афористичность, метафоричность.

  • Не могу не согласиться с ___________________. Фразеологизмы — неизменные спутники нашей речи. Из бездны веков дошли до нас во фразеологических сочетаниях радость и страдания людей, смех и слезы, любовь и гнев, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.

  • Не могу не согласиться с ___________________. Фразеологизмы — неизменные спутники нашей речи. Мы употребляем фразеологизмы в зависимости от ситуации, потому что они являются готовыми яркими образными определениями наших состояний или настроений. Фразеологизмы делают нашу яркой, образной, обогащают и развивают её.

Аргументы

  • Обратить внимание на источник фразеологизмов. Если фразеологизм книжного происхождения, то он придает речи лаконичность.

  • Дать толкование переносного значения фразеологизма с точки зрения авторского замысла ( т.е. как это характеризует героя, ситуацию, действие)

  • Сравнить фразеологизм с общеупотребительным синонимом и показать, что потеряет текст в выразительности.

Комментарии аргументов клише.

  • Фразеологизм _______________ помогает понять душевное состояние героя.

  • Фразеологизм __________ помогает представить поступок (действие)героя.

  • Фразеологизм __________ позволяет сделать язык повествования насыщенным, колоритным.

  • Фразеологизм ____________ ярко, эмоционально описывает события, действия, мысли.

Морфология». Имя существительное., Вступление ( вариант)

Без имени существительного, как я думаю, невозможны были бы знания, наука, наше общение. Существительные дают имена всем предметам и явлениям действительности, а так же обозначают свойства, качества, действия или состояние как предмет. Существительное важная часть речи, «дирижер грамматического оркестра». Существительные помогают точно выразить мысль, а умелое их использование с зависимыми словами придает речи выразительность и красоту. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.

Аргумент 1 (вариант)

Во-первых, важнейший признак существительного — способность присоединять прилагательные, сочетаться с ними по способу согласования. Так в предложении №_________ нахожу словосочетание «_________», имя существительное в котором согласуется с прилагательным в роде, числе и падеже

Аргумент 2 ( вариант)

Во- вторых, имя существительное способно присоединять глаголы. Подлежащее, выраженное существительным, всегда управляет формой сказуемого, выраженного глаголом. Так, в предложении №_________ нахожу подлежащее «_______», оно выражено существительным ________ рода, _________ числа. Сказуемое тоже стоит в форме __________( найти глагол прошедшего времени, так как у него возможно определить род) или , если сущ. во мн. ч., то глагол может быть и в настоящем времени, тогда нужно определить лицо и число)

Морфология». Местоимение., Вступление (вариант)

Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. По частоте употребления

Или [ Поэтому местоимение, как «запасной игрок» заменяет повторяющиеся слова в предыдущем предложении ] 2

Аргумент 1

Во-первых, в предложении №________ местоимение ( указать разряд) «______» указывает на существительное «________» в предложении №_____, замещает его, служит для того, чтобы избежать повтора и связать предложения.

Аргумент 2

Во-вторых, в предложении № ___________( должно быть СПП с придаточным определительным) нахожу ( указать разряд) местоимение «_______». Оно указывает на существительное в главном предложении, замещает его, связывая части сложного предложения с придаточным определительным, помогает раскрыть признак существительного «_____».

Морфология».О частях речи, Вступление ( вариант)

Все слова современного русского языка делятся на два больших, количественно неоднородных разряда слов: слова самостоятельные и служебные. Слова самостоятельные ( знаменательные) называют предмет, признак, действие , количество. Служебные слова не имеют предметного лексического значения, а имеют грамматическое значение. Каждая часть речи важна в языке, каждая имеет «свои достоинства». Чтобы доказать сказанное, обратимся к тексту.

Аргумент 1

Во- первых, в предложении _________ нахожу местоимение ( указать разряд) «_____». Оно указывает на существительное «__________» в предложении №_____, замещает его, служит для того, чтобы избежать повтора слов. Как писал М.В.Ломоносов в «Российской грамматике»: «Местоимение служит для сокращения именований».

Аргумент 2

Во-вторых, в предложении №_____( найти ССП) нахожу союз ( указать разряд) «____». Он помогает показать.( в зависимости от союза, если союз противительный), что одно событие противопоставлено другому. ( если союз соединительный) последовательно происходящие события. ( если союз разделительный) Он позволяет автору указать на чередование событий.

или

Вариант аргумента 2

Во-вторых, в предложении №_____ нахожу модальную частицу «______». Она придает предложению эмоционально-экспрессивный оттенок звучания.

Морфология».Служебные части речи ( частицы, союзы), Вступление

Все слова современного русского языка делятся на два больших, количественно неоднородных разряда слов: слова самостоятельные и служебные. Слова самостоятельные ( знаменательные) называют предмет, признак, действие , количество. Служебные слова не имеют предметного лексического значения, а имеют грамматическое значение. Так союзы выражают синтаксические отношения между ленами предложения, частями сложного предложения и отдельными предложениями. А частицы сообщают разнообразные смысловые, модальные и эмоционально- экспрессивные значения словам, частям речи и всему высказыванию. Обратимся к тексту.

Аргумент 1, Если предложение ССП , то, Если предложение СП П, Аргумент 2

Во- вторых, в предложении №______ нахожу ( указать разряд) частицу «______». В отличие от союзов, которые выполняют грамматическую функцию, частица повышает информативную возможность предложения, делает его более эмоционально и экспрессивно насыщенным.

«Синтаксис и пунктуация».

Знаки препинания ( тире)

Пунктуационные знаки — графические знаки, существующие в языке. В современном русском языке пунктуационные знаки обладают способностью повышать информативность письменного общения. Знаки препинания отражают разнообразные смысловые отношения грамматических единиц. Так, при помощи тире, как считает _____________ «передается высокая эмоциональная нагрузка». Обратимся к тексту.

Аргумент 1

Во-первых, в предложении №______ нахожу тире между подлежащим «________» и сказуемым «_______». Подлежащее теснейшим образом связано со сказуемым, поэтому на месте исчезновения глагола-связки ставится тире с целью повысить информативность предложения. Акцентируются важные, как считает автор, слова в тексте.

Аргумент 2 ( вариант 1 )

Во-вторых, в предложении №_____ ( найти предложение с прямой речью) тире указывает на границу между прямой речью и словами автора. Тире позволяет правильно интонировать слова героя и автора.

Аргумент 2 ( вариант 2 )

Во-вторых, в предложении №_______ ( найти неполное предложение) тире указывает на то, что предложение неполное с параллелизмом конструкции. Тире вносит дополнительный смысловой оттенок в предложение, оно звучит как лозунг, призыв.

«Синтаксис и пунктуация».

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Пунктуационные знаки — графические знаки, существующие в языке. В современном русском языке пунктуационные знаки обладают способностью повышать информативность письменного общения. Знаки препинания отражают разнообразные смысловые отношения грамматических единиц. Так в бессоюзном сложном предложении знаки препинания «указывают» на отношения между частями предложения. Обратимся к тексту

Аргумент 1

Во-первых, в предложении №________ встречаю тире. [ Тире указывает на сопоставление первого и второго предложения ] 1

[ тире помогает противопоставить два события ]

[ тире указывает на следствие, помогает автору вывод из того, о чем говорится в первом предложении ] 3

Аргумент 2

Во-вторых, в предложении №______ встречаю точку с запятой. Этот пунктуационный знак указывает на границу между простыми предложениями, в которых уже есть запятые. Точка с запятой позволяет сделать более длительной паузу между предложениями, выделить все события, о которых идет речь в предложении.

«Синтаксис и пунктуация»

О знаках препинания, Вступление

Записанные на бумаге слова могут выражать далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами, мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства — знаки препинания. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. «Знаки ставятся по силе разума», — писал М.В.Ломоносов. Обратимся к тексту.

Аргумент 1

Во-первых, в предложении №_______ нахожу многоточие, которое обозначает незаконченность фразы, так как герой очень взволнован, чувствует какую-то заминку, не может дальше говорить, потому то ему очень трудно говорить о ____________.

Аргумент 2

Во-вторых, в предложении №________ нахожу восклицательный и вопросительный знаки. Восклицательный знак передает особое эмоциональное состояние, радость героя. Вопросительный знак указывает на особое эмоциональное состояние героя, который задает вопрос.

«Синтаксис и пунктуация»

Сложное подчиненное предложение, Вступление вариант 1

Одна и та же мысль может быть выражена при помощи простых предложений и сложных. Однако в зависимости от того, суммой каких предложений выражается мысль, совершенно меняется характер высказывания. Мысли, выраженные при помощи сложного предложения, тщательно увязаны друг с другом в единое сложное целое. При помощи сложных, особенно сложных подчиненных предложений, с их разнообразными структурами отчетливо выявляются логические отношения между выдвигаемыми положениями. С помощью сложных предложений можно «проследить», как человек выражает собственную точку зрения. Докажем это, обратившись к тексту __________.

Вступление вариант 2

Мысли, выраженные при помощи сложных предложений, тщательно увязаны друг с другом в единое сложное целое и выступают как его органические элементы. Средством выражения синтаксических отношений в сложном предложении служат интонация, союзы, частицы. Логические связи в сложном предложении между его частями подчеркиваются ярче. Различные оттенки в смысловых и интонационных отношениях между частями предложения особенно отчетливо проявляются в строении сложного предложения. Докажем это, обратившись к тексту _________

Аргумент 1

Во-первых, нахожу в тексте сложное предложение №______ с придаточным (обязательно найти придаточное изъяснительным), которое указывает на объектные отношения и синонимично дополнению. Но неизмеримо больше возможностей для передачи тончайших смысловых оттенков дает придаточное предложение, потому что в предложении есть сказуемое «________» и второстепенные члены, способные выразить различные детали.

Аргумент 2

Во-вторых, встречаю в тексте сложное предложение №________( найти придаточное определительное) с придаточным определительным. Как и изъяснительное придаточное, определительное придаточное синонимично члену предложения определению. Но имея в своем составе сказуемое «________», второстепенные члены предложения, уточняют и характеризуют предмет ( или описывают предмет, явления , людей).

«Человек, язык, речь»

Вступление ( 1 вариант)

Человеку дается язык со всем его многообразием. В памяти человека хранится множество слов. Язык в работе это речь. Мало знать множество слов, надо уметь подбирать слова, чтобы передать всю палитру чувств и мыслей. Пользуясь богатством языка, говорящий или пишущий может выбрать тонные и нужные слова для ясной передачи мысли. Н.В.Гоголь писал : « нет слова, которое было бы так бойко, как метко сказанное русское слово». Согласен с ним и известный лингвист __________. Докажем это, обратившись к тексту.

Аргумент 1

Во-первых, в предложении №_____ нахожу антонимы «_____» и «_____», которые позволяют увидеть контрасты, позволяют представить наиболее ярко ________________ ( по тексту).

Аргумент 2

Во-вторых, в предложении №______ нахожу слово книжной лексики, которое позволяет увидеть____________

Или

Во-вторых, в предложении №______ нахожу заимствованное слово «______», которое служит речевой характеристикой героини. Героиня говорит ____________, потому что ___________________________

Вступление ( 2 вариант)

Человеку дается язык со всем его многообразием. В памяти человека хранится множество слов. Язык в работе — это речь. Мало знать множество слов, надо уметь подбирать слова, чтобы передать всю палитру чувств и мыслей. Пользуясь богатством языка, говорящий или пишущий может выбрать тонные и нужные слова для ясной передачи мысли. Н.В.Гоголь писал : « … нет слова, которое было бы так бойко, как метко сказанное русское слово». Согласен с ним и известный лингвист __________. Докажем это, обратившись к тексту.

Набор аргументов к тексту:

  • В предложении _________ встречаю слово «__________», которое повторилось дважды. Возникает вопрос, поему автор не использовал синонимы, которые позволяют выразить тонкие смысловые оттенки. Но повтор акцентирует внимание читателя на слове «__________», потому что это связано с главной проблемой текста: _________________

  • В предложениях ____________ встречаю контекстуальные синонимы «__________» и «______________», которые позволяют выразить тонкие смысловые оттенки___________________

  • В предложениях № __________ нахожу антонимы «___________» и «____________». Они позволяют всесторонне охарактеризовать __________________

  • В предложениях № _______________ нахожу контекстуальные антонимы «___________» и «____________». Они позволяют тонко выразить смысловые оттенки : _______________________

Вывод

Никто из учителей не будет спорить, что лингвистическое сочинение – это не просто творческая работа, а маленькое исследование, которое строится по определенным правилам. Научить учащихся свободно и точно строить высказывания на предложенную лингвистическую тему помогло данное практическое руководство. В 2013, 2014 учебных годах сочинение по теме 15.1 писали все выпускники. На основании протокола экзамена можно сделать вывод, что работой справились все и данное руководство можно использовать в повседневной практике подготовки к сочинению 15.1.

Аннотация

Проект

«Практическое руководство по подготовке к лингвистическому сочинению 15.1 ОГЭ.

Как успешно написать лингвистическое сочинение».

Разработчик проекта учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ №194 Стегалова Светлана Владимировна, тел. 8 913 765 57 25

Проект выполнялся в МБОУ СОШ №194

Тип проекта : практико –ориентированный

Время разработки проекта : 2013-2014 год.

Апробация и реализация : 2014-2016 год

Результативность: выписка из оценочного листа ОГЭ учащихся МБОУ СОШ №194

Никто из учителей не будет спорить, что лингвистическое сочинение – это не просто творческая работа, а маленькое исследование, которое строится по определенным правилам. При написании такой работы учащиеся должны свободно владеть необходимой теоретической подготовкой; уметь , прочитав высказывание , определить главные , ключевые моменты исследования ; выбрать необходимый языковой материал в предложенном тексте ; оформить работу в соответствии с требованиями критериев оценки. Следовательно, проблема , которую решает данный проект –как научить в короткий срок учащихся 9-х классов писать сочинение на лингвистическую тему.

Цель проекта, Результат :

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №194» Октябрьский район

630133, г. Новосибирск, ул.Лазурная 10/1, тел. (383)2025837

Проект

Практическое руководство по подготовке к лингвистическому сочинению 15.1 ОГЭ., Как успешно написать лингвистическое сочинение, Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Стегалова Светлана Владимировна

Конт. тел. 89137655725

Город Новосибирск 2017