Обучающее по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Тема сочинения: «Трагическая судьба Мцыри»

Тема учебного занятия:, Продолжительность учебного занятия:

Цели:

  • систематизировать знания учащихся по изученному произведению. Учить детей работать с критической литературой. Познакомить детей с цитированием как способом аргументации ответа, способами цитирования;
  • совершенствовать навыки и приемы работы с художественным текстом; развитие умения анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать речь и воображение учащихся; развивать умение находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка;
  • активизировать развитие таких чувств, как чувство сопереживания, сочувствия, человеколюбия.

Тип урока:

Методы и приемы:, Оборудование:

  • учебный класс, оснащенный компьютером и мультимедийным проектором;
  • учебник;
  • учебная статья «О поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»;
  • конспект «Эпитеты и фигуры русского языка».

Презентация

Ход учебного занятия.

I этап. Организационный момент.

Время: 2 минуты.

Цель: создание рабочей атмосферы на уроке, сообщение темы и цели занятия.

(N 204208)

(Слайд № 1)

II этап. Проверка домашнего задания.

Время: 5 минуты.

Цель: проверка выполнения учащимися домашнего задания.

Использование ЦОР: нет

Учитель: ребята, дома вы должны были подготовить рассказ о Мцыри по предложенному плану (слайд № 2). (Спросить 2-3 человек).

III этап. Актуализация знаний.

Время: 3 минуты.

Цель: развивать навыки и приемы работы с художественным текстом.

Использование ЦОР: нет

Пока идет опрос учащихся по домашнему заданию, двум ученикам предложить карточки с вопросами:

  • Что говорит Мцыри о месте, где он вырос? (цитаты из текста).

  • К чему стремится Мцыри? (цитаты из текста).

(слайд № 3).

IV этап. Основной этап.

Время: 30 минут.

Цель: характеристика образа Мцыри.

29 стр., 14085 слов

Сны и сновидения в русской литературе. Сон как литературный прием. ...

... сновидения. Презентация на тему: Сны героев произведений русской литературы XIX века 1 из 25 № слайда 1 Описание слайда: № слайда 2 Описание слайда: № слайда 3 Описание слайда: 1. Функции снов в произведениях литературы. “Сновидение“ как способ подачи материала используется в литературе ...

(N 204209)

Вывод из предыдущих этапов урока.

Учитель: ребята, скажите, может ли Мцыри соединить жизнь в монастыре и свои стремления? Для ответа на этот вопрос заполните пропущенные в схеме места (слайд № 4).

Учитель: из всего сказанного выше давайте запишем идею нашего сочинения. Ваши предложения (слайд № 5).

Учитель: сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно со статьей, которая лежит у вас на партах (предварительно раздать учащимся) «О поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Ваша задача: кратко законспектировать основные положения статьи. И сделать вывод о композиции поэмы (слайд № 6).

Объект № 2. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2fdf3a9f-703b-4be8-9f3c-e6e778b485c6/view/

Учитель:

  • Вступление.

Учитель:

  • Основная часть.

Учитель:

А) на что вы обратите свое внимание при написании основной части сочинения?

(объект № 3)

В) скажите, с помощью чего художник достиг того, чтобы у каждого, кто посмотрит на картину, вызвать эмоции?

Г) а у писателя нет палитры красок, но когда мы читаем поэму, она тоже вызывает у нас эмоции, производит на нас впечатление. С помощью чего автор добивается этого? (с помощью изобразительно-выразительных средств языка).

На прошлом уроке вы разделились на 4 группы. Задача каждой группы – найти в тексте заданные изобразительно-выразительные средства языка и раскрыть их роль в создании образа главного героя. Выступление групп.

1 группа – эпитеты;

2 группа – метафоры;

3 группа – олицетворения;

4 группа – сравнения (слайды с 9 по 18).

Вывод:

3. Заключение.

Учитель:

(объект № 4)

Давайте посмотрим, как толкуется слово «исповедь» в словаре (слайд № 20)

Как вы думаете, какое из этих определений подходит к нашей теме и почему?

Вывод:

Учитель:

1. Цитаты необходимо заключать в кавычки.

2. Стихотворная цитата из двух и более строк, написанная с соблюдением строфы пишется без кавычек.

3. При пропуске слов в цитате ставится многоточие.

V этап. Закрепление, подведение итогов урока.

Время: 5 минут.

Цель: контроль за усвоением материала. Подведение итогов работы, формулировка итоговых выводов.

Используемые цифровые ресурсы: нет

Итак, сегодня на уроке мы с вами еще раз вспоминали все, что изучили по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри», проговаривали план деятельности при написании сочинения. Дома я предлагаю написать вам сочинению на одну из предложенных тем:

  • Образ Мцыри.
  • Какую роль играют картины природы в раскрытии образа Мцыри?
  • Почему Мцыри не нашел пути на Родину?

Выставление оценок работающим в течение урока учащимся.

  1. Литература. 8 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.; под ред. В. Я. Коровиной. – М., Просвещение, 2007.
  2. Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Москва, ВАКО, 2007.
  3. П.Е. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова (№ 204208).

    3 стр., 1065 слов

    Подготовка к сочинению. Анализ эпизода по «Мцыри» М.Лермонтова

    ... М.Ю. Лермонтов использует в своей поэме так много изобразительных средств? (Потому что его поэма - романтическая. А язык романтических поэм всегда ... по своей конструкции предложения? (Короткие строки поэмы, предложения переносятся с одной строки на другую. Это передает напряженность монолога. Речь Мцыри ... в черновиках. Чтение частей сочинений. Редактирование работ. Итог урока. VIII. Домашнее задание. ...

    Поставщик ИОЦ «Мнемозина» — ЦОР

  4. Иллюстрация к поэме «Мцыри». Художник Л. О. Пастернак. (Исповедь Мцыри) (N 204551).

    Поставщик ИОЦ «Мнемозина» — ЦОР

  5. Учебная статья «О поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (N 204209).

    Поставщик ИОЦ «Мнемозина» — ЦОР

Репродукция картины М. Ю. Лермонтова «Вид Крестовой горы» (N 204568).

Поставщик ИОЦ «Мнемозина» — ЦОР