Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова

Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова. Велико и многогранно художественное наследие М. Ю. Лер­монтова. Его произведения отличаются по тематике, настроени­ям, жанру, между тем они обладают несомненным единством. Че­рез все его творчество проходит образ бури, отражающий настрое­ние самого поэта и настроение всей эпохи.

Вся лирика поэта проникнута духом свободы. Однако он не декларирует открыто свои убеждения. Мятежный дух возникает как бы сам собой из описаний человеческой души. Особый, характер­ный Лермонтову, голос волнует и очаровывает нас, вовлекает в мир чувств и мыслей поэта, обогащая наш внутренний мир. Как вся­кий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедал­ся в своей поэзии, и его произведения — своеобразная история души, помогающая понять его как поэта и как человека.

В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, Лермонтов рисовал в своем воображении людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за родину, за идею, за верность самим себе. Но светское общество, с которым Лермонтов был связан сво­им рождением и воспитанием, не могло дать ему реальных «сво­бодных и гордых» героев, поэтому он наделял своих персонажей своими собственными чертами, своими собственными мыслями. Таковы Фернандо и Юрий Волин в его юношеских трагедиях. И Демон мыслит и клянется, как Лермонтов. Таков и герой «Маска­рада» — Евгений Арбенин.

Но чем старше становился Лермонтов, тем чаще он соотно­сил свои личные, субъективные переживания и ощущения с опы­том и судьбой своего народа, судьбой целого поколения. И мир романтической мечты постепенно стал уступать изображению реальной действительности, в поэзию Лермонтова все чаще втор­гается повседневная жизнь 30—40-х годов с ее противоречиями: глубокими идейными интересами и мертвящим застоем обще­ственной жизни.

Современное общество олицетворяло в глазах поэта все лжи­вое, бесчувственное, жестокое и лицемерное, и ненависть к «стра­не господ», отрицание купленной кровью славы только обостряли его любовь к «печальным деревням» и к их «холодному молчанию». У Лермонтова даже пейзаж наполняется мыслями о трагических вопросах жизни, «лепечет… про мирный край» и

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счаст ье я могу пост игнут ь на земле…

В стихотворении «И скучно и грустно…» перед нами встает че­ловек из «толпы угрюмой», живущий в годы тяжелого безвреме­нья. Поэт полон печальной безысходности, по нему мы можем судить, насколько далеко зашла болезнь общества. Представление о жизни как «о ровном пути без цели» рождает ощущение беспо­лезности желаний — «что пользы напрасно и вечно желать?..» Стро­ка: «И ненавидим мы, и любим мы случайно» логически приводит к горькому выводу: «На время — не стоит труда, а вечно любить невозможно». Стихотворение «И скучно и грустно…» В. Г. Белин­ский назвал «похоронной песнью всей жизни».

23 стр., 11403 слов

Реферат лермонтов

... чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия ... – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Лермонтов страдал, ...

Однако Лермонтов — не мрачный отрицатель жизни, он лю­бит ее страстно, но ровное, спокойное течение жизни не для него. Он вдохновлен мыслью о родине, мечтой о свободе, его сердце наполнено жаждой действий, активного вмешательства в жизнь:

Мне нужно действовать,

Я каждый день

Бессмертным сделать бы желая.

Поэт верит, «что мир для счастья сотворен», но его сердце «пол­но сожалений» о том, что каждый миг действительности противо­речит этой вере. Все созданное Лермонтовым — это подвиг во имя свободы и родины. И заключается он не только в прославлении героев Бородина, в строках «Люблю отчизну я…» или в поэме «Мцыри», но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о ро­дине, ни о свободе, но — о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгна­нии, о пустоте жизни…

Почти у каждого поэта есть стихи, выражающие его творчес­кое кредо. Для понимания сущности поэтического дара Лермон­това огромное значение имеет знаменитая «Дума», где нашли от­ражение печальные раздумья поэта о судьбе народа. Скорбная и суровая мысль о поколении, грядущее которого «иль пусто, иль темно», о поколении, обреченном, как казалось ему, пройти по жизни «толпой угрюмою и скоро позабытой», не оставив следа в истории, вытеснила юношескую мечту о романтическом подвиге. Поэт горько сожалеет о том, что у многих представителей его по­коления отсутствует внутренняя гордость, чувство независимос­ти, что «в бездействии состарится оно». В стихотворении звучит печаль по богатырскому времени «отцов», хоть и не избежавшему ошибок, но все же прославленному своими подвигами.

Поэт любит свою родину, «но странною любовью»; он осозна­ет, что Россия — «страна рабов, страна господ», и что покорность народа является выражением духовного рабства. Он стремился пробудить русский народ, приблизить час его освобождения. При­зыв к борьбе за честь, гордость, свободу звучит и в стихотворении «Смерть поэта». Какой невероятной силой, смелостью и оптимиз­мом наполнены его слова:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!..

… Есть грозный суд: он ждет;

Он недоступен звону злата…

Произведения Лермонтова отличаются необыкновенной гар­монией художественных форм и передового содержания. Они про­буждают возвышенные чувства и благородные устремления. По мнению поэта, назначение поэзии — стать орудием битвы:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы;

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

И где слово поэта перестает служить делу борьбы за свободу и справедливость, там кончается сама поэзия. Ведь сила писателя и заключается именно в умении находить такие слова, которые убе­дительно передают читателям жизненно важные (на взгляд самого поэта) темы, идеи и проблемы.

7 стр., 3202 слов

Лермонтов м. ю. — Образ поэта-пророка в лирике а. с. пушкина и м. ю. лермонтова

... поэту творчество сохранить веру в жизнь. Как видно, образ поэта-пророка представлен по-разному в лирике Лермонтова и Пушкина, но назначение одно: «Глаголом жечь сердца ... это сочинение. Значение лирики Лермонтова в русской литературе Лирика Лермонтова в зрелый период является величайшим достижением русской литературы. В ... вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Чувствам пророка стало подвластно все, он ...

Удивительное своеобразие лирике Лермонтова придают посто­янные контрасты, смена душевного состояния в сочетании с вер­ностью излюбленным идеям и образам. Его лирические произве­дения, отличаются точностью, емкостью, блеском описаний, срав­нений, метафор и отражают неповторимые черты личности поэта, его стиля и вкуса.

Противоречивость и мятежность духа лермонтовский лирики подчеркивал и выдающийся критик В. Г. Белинский. «В лириче­ских произведениях Лермонтова.., — писал он, — …виден избы­ток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрад­ностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства… нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце… его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития общества…» Соединение простоты и возвышенности, естествен­ности и оригинальности — свойства не только лирических героев произведений Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь про­носим мы в душе образ этого замечательного человека и выдаю­щегося лирика — грустного и нежного, смелого и благородного, мечтательного и насмешливого, скромного и властного, наделен­ного могучими страстями и блестящим проницательным умом.