Проблема «Человек — Природа — Цивилизация» в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой»

Валентин Распутин — автор своего века. XX век — эпоха, когда цивилизация со все ускоряющимися темпами стала наступать на природу, и наступать безжалостно, не щадя и не жалея. Вот почему проблема «человек — природа — цивилизация» не могла оставить равнодушными писателей XX века, в том числе Валентина Распутина.

Сюжет повести «Прощание с Матерой» достаточно прост: строится новая ГЭС, в связи с чем должен значительно подняться уровень Ангары. Следовательно, она затопит все острова, стоящие ниже по течению. А островов этих немало. Один из них — Матера. Жители должны срочно переселяться с обжитых, родных мест на берег, в совхозный поселок. Такова общая картина, картина, которую увидит посторонний, равнодушный человек. Да еще и подумает: отчего, собственно, переживают обитатели острова? Ведь их переселяют в комфортабельные квартиры со всеми удобствами. Но это лишь поверхностный взгляд на проблему. Матера ведь почти живое существо, которое может испытывать боль. И к ней не имеют отношения все эти казенные термины, употребляемые уполномоченными лицами — «территория», «зона затопления».

Матера — как маленький материк, об этом говорит даже название острова. На ней еще сохранилась природа в своей первозданной чистоте. А самое удивительное, что многие люди тоже сохранили подобную же «первозданность», чистоту, связь с природой. Нетронутая цивилизацией, стояла Матера, и жители ее жили в гармонии с природой. Хозяин острова (никому не видимый, ни во что не вмешивающийся, но все же Хозяин) — неведомый зверек, а вовсе не человек. Это уже говорит о многом. Значит, среди людей не нашлось того, кто достоин был бы стать хозяином Матеры. Этот зверек — воплощение природного добра, понимания, прощения и долготерпения, которые характеризуют и сам остров. Хозяина никогда не видели люди, и не случайно единственным человеком, которому он показался, была Дарья. В них есть что-то общее. Может быть, близость к природе, привязанность к родной земле? Дарья вообще человек, в котором явственно ощущаются природные истоки. Она — как «царский листвень», крепко держащийся корнями за землю. И если есть какие-то «столпы», на которых стоит Матера, то это, пожалуй, «царский листвень», Хозяин и Дарья.

Дарья верит в родную землю и в человека в самом высоком понимании этого слова. Но ее вера сталкивается с верой совершенно противоположной, которую исповедует ее внук. Она верит в то, что создано природой, он же — в то, что создано человеком. Поэтому для него не составляет труда пойти строить именно ту плотину, которая должна затопить родную Матеру. Андрей — человек нового поколения, он идет нога в ногу с веком. Сам по себе прогресс не может быть чем-то дурным. Наоборот, движение вперед — это всегда прекрасно, всегда оправдано. Но вопрос состоит не в этом, а в том, насколько прогресс «нравственно обеспечен». Если он на своем пути к высоким целям растаптывает и человека, и саму природу, то нужен ли такой прогресс? Не следует ли людям, движущим его вперед, задуматься о том, как сделать цивилизацию деликатной в отношении природы?

14 стр., 6616 слов

Как человек должен относиться к природе по рассказу васюткино озеро

... -vasyutkino-ozero Сочинение на тему: «Васюткино озеро» В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Отправившись в тайгу за ...

Человек ведь должен выступать не каким-то побочным придатком прогресса, а потребителем его достижений. Конечно, люди могут придумать разнообразные машины, которые способны в считанные часы уничтожить то, что создавалось веками.

Несколько сотен лет стояла Матера, сохранившая на себе прекрасную северную природу и нравственных, благородных, любящих обитателей. Многие поколения людей вкладывали свой труд в Матёринскую землю, добивались от нее урожая. И даже после смерти жители Матеры остаются верными ей: из их праха на кладбище прорастают деревья — символ вечного обновления жизни. И вот в умах каких-то людей возникает план гидроэлектростанции. Единственная возможность построить ее — ликвидировать Матеру и все остальные близлежащие острова. Да, возможно, это единственный выход. Но вовсе не обязательно так варварски, с каким-то даже сладострастием уничтожать деревню и то, что растет вокруг нее. Нужно еще думать о людях, всегда думать о них. Ведь уничтожители, сжигая дома в Матере, сжигают еще и многие человеческие души. А это — души чистые, светлые; такие нужно беречь, а не растаптывать их. Тот же Богодул, к которому с таким презрением относятся многие, — часть Матеры. Сжечь и затопить ее — все равно, что убить Богоду-ла. Выходит, что прогресс, пришедший на Ангару, фактически поощряет убийство. Тем более что жечь живые деревья также равносильно убийству.

Дарья видит выход в том, чтобы «срезать» Матеру и перенести ее в другое место. Конечно, машин, которые могли бы осуществить это, не существует. Но кое в чем Дарья права. Действительно, если прогресс так всемогущ, то он должен не только рушить, но и созидать. Однако разрушать всегда легче. Так просто в одночасье уничтожить то прекрасное, что природа, а может быть, человеческие руки, создавали с любовью и терпением. Думая о будущем, не надо забывать, что у нас есть еще и гораздо более важные и хрупкие ценности, которые следует беречь. Распутин призывает нас к этому своей повестью «Прощание с Матерой».

Проблема Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓

Читайте также: