Как человек должен относиться к природе по рассказу васюткино озеро

«Как человек должен относиться к природе» по рассказу «Васюткино озеро» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Как человек должен относиться к природе по рассказу васюткино озеро 1

Тема взаимоотношений природы и человека так или иначе прослеживается во всех произведениях Виктора Астафьева. Писатель глубоко и тонко чувствует, как важно человеку беречь природу, относиться уважительно к ее законам. В рассказе «Васюткино озеро» природа предстает как чувствующее ранимое существо, живущее своей собственной жизнью, с которой неразрывно связана жизнь человека.

С развитием цивилизации человек все больше и больше теряет связь со своими корнями, с источником жизни. Алчность и ненасытность приводят к тому, что человек все дальше уходит от матушки-природы. Вместо того, чтобы с благодарностью принимать ее щедрые дары, он требует все больше и больше, нещадно эксплуатируя землю.

Васюткин дедушка понимает, что человеческая жадность приводит к тому, что ресурсы земли истощаются. Он говорит: «Раньше жили, как бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь пароходы да моторки всю живность распугали».

Также и Васютка, воспитанный на дедушкиных и отцовских рассказах, но все же представитель нового поколения, не всегда думает о последствиях своих поступков.

Горький опыт Васютки показывает, насколько мудрыми и правильными были советы старших. Идя в тайгу, Васютка берет с собой краюшку хлеба не потому, что собирается в лесу поесть, а потому, что так заведено, и чтобы мать не сердилась. Именно поэтому с собой оказываются у мальчика и спички, и ножик. Заблудившись в тайге, Васютка припоминает все рассказы старших.

Благодаря тому, что уже с детства он был опытным таежником, Васютка смог добыть и приготовить утку, развести костер в сыром лесу. Благодаря своим познаниям мальчик сумел найти озеро, которое долгое время спустя было названо его именем и даже отмечено на карте.

Это озеро и спасло его: Васютка сообразил, что оно проточное, потому что в озере водится речная рыба, и смог выйти к Енисею.

Рассказ о приключениях Васютки в тайге показывает читателю, как важно любить природу и уважать ее законы. Современный человек уже слишком оторван от земли, он слишком высокого о себе мнения.

Человек должен быть для природы не бездумным и безответственным царем, но мудрым и благодарным сыном.

12 стр., 5732 слов

Проблема отношения человека к живой природе

... можно в нашем Чтобы вывести это сочинение введите команду /id78093 Проблема отношения человека к живой природе. Сенина 2017. № 10. (ЕГЭ по русскому) Как характеризует человека его отношение к животным и птицам? Может ли ... сторожку», — пишет автор, чтобы показать неравнодушное отношение людей к птице, ведь они не могли себе позволить оставить её умирать на озере. Однако лебёдку не удалось спасти, врач ...

Природа и человек неразделимы, и только в гармонии с природой человек может прожить полноценную и счастливую жизнь.

Сочинение Как человек должен относиться к природе по рассказу Васюткино озеро

Сочинение как человек должен относиться к природе по рассказу васюткино озеро 1

В этом произведении, конечно, показано много природы. Собственно, мальчик Вася оказывается в окружении этой самой природы. И он мечтает только вырваться оттуда, снова увидеть родных, поселок, даже пойти в школу.

В самом начале показано, как Васютка любит природу. Он любит, действительно, тайгу, в которой они живу. Но отправляется он туда не на прогулку, а собрать орехов для рыбаков – своих друзей старших. Кстати, они тоже очень сильно зависят от природы.

Вот нет улова – нет рыбы почему-то (может, течение холодное пошло, воду завод загрязнил), так у них и работы нет. И рыбацкий поселок их в окружении лесов на берегу реки. Вдруг буря какая (деревья повалит) или наводнение или выйдут дикие звери из леса все: медведи, волки… В общем, люди зависят от природы.

Они её, конечно, уважают, любят и немного опасаются. Нужно соблюдать правила.

Васе кажется, что он знает прекрасно (с детства) эту местность, но вот так легко от, погнавшись за тетеревом, потерялся. А когда залез на дерево – вокруг одна тайга. Зарубки на деревьях не находит мальчик – следы других людей.

То есть нам тоже кажется, что мы знаем природу, особенно которая нас окружает, но она такие сюрпризы может преподносить. Сейчас чудит погода… Или дикие звери, которые живут около людей, даже в домах. Приручили какого-нибудь тигра, всё хорошо, но вдруг он нападает на своих хозяев.

Почему? Запах изменился, настроение не то… В общем, нельзя совсем уж доверять дикой природе и её «детям».

И вот его понимание леса приводит его к озеру, к ручью из него, а уж дальше – к судоходной реке. Там его и находят, и спасают!

Думаю, рассказ учит осторожно относиться к природе, ценить людей и привычное нам общество. При этом, конечно, любить природу нужно!

← Тайга, наша кормилица, хлипких не любит ← По рассказу Конь с розовой гривой↑ АстафьевСтановление характера Васютки → Как Васютка выжил в тайге →

  • Сочинение Каждый имеет право на ошибкуКаждый человек в своей жизни время от времени совершает ошибки. Порой, они оборачиваются для него печальными последствиями, а иногда, напротив, приводят к неожиданно радостному результату.
  • Анализ произведения Волки! ШукшинаРассказ «Волки» относится к ранним произведениям Шукшина, ибо он написал его в 1966 году. Рассказ был мало замечен критиками и мало напечатан, но интерес читателей к нему не пропадает и поныне.
  • Сочинение по картине Саврасова Оттепель. Ранняя ВеснаВ русском искусстве есть большое количество художников, которые работали в жанре пейзаж. Особое внимание хотелось бы уделить талантливому мастеру своего дела Саврасову Алексею Кондратьевичу.
  • Герои повести Прощание с Матерой Распутина сочинениеЭта повесть, принадлежащая перу Распутина довольно необычное произведение. Герои этого произведения – это люди, живущие на острове. На этом острове есть деревня под названием Матера.
  • Анализ произведения Архипелаг ГУЛАГ СолженицынаКогда я впервые взяла в руки «Архипелаг Гулаг», эта книга показалась мне научной. Слишком много фактов и фамилий попадается на ее страницах. Но, начав читать, я поняла: это – наша история

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/astafev/kak-chelovek-dolzhen-otnositsya-k-prirode-po-rasskazu-vasyutkino-ozero

14 стр., 6910 слов

Характер васютки из рассказа васюткино озеро (5 класс)

... история о Васюткином озере. Смотрите:, Все материалы по «Васюткиному озеру», Все материалы по творчеству В. Аставьева «Васюткино озеро» характер Васютки «Васюткино озеро» характер Васютки расскрыт с помощью цитат из рассказа Астафьева. Характеристика Васютки из рассказа «Васюткино озеро» Главный герой рассказа «Васюткино озеро» оказался ...

Сочинение на тему: «Васюткино озеро»

Сочинение на тему васюткино озеро  1

В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

Отправившись в тайгу за кедровыми орехами для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда — он заблудился. Каждый, кто хоть немного знаком с суровыми законами тайги, знает, какая опасность грозила мальчику. Однако, сильно испугавшись вначале, Васютка сумел взять себя в руки.

Хорошим подспорьем оказались и услышанные им ранее рассказы рыбаков о том, как необходимо себя вести, оказавшись в подобной ситуации. Самообладание и практические знания о тайге помогли заблудившемуся мальчику целых пять дней продержаться в неприветливом осеннем лесу, добывая себе пропитание охотой.

Следуя по течению, Васютке удалось выйти к Енисею, а там его подобрали на бот друзья отца.

Озеро, найденное Васюткой, впоследствии назвали его именем. Я считаю, что это достойная награда для мальчика, сумевшего в одиночку преодолеть испытания, из которых не каждый взрослый вышел бы победителем.

Васютка — это главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Он самый обыкновенный мальчик: любит поозорничать, прихвастнуть, веселый и любопытный. Но Васютка обладает и такими качествами, которые есть далеко не у каждого, например мужеством, выдержкой, наблюдательностью, умением делать правильные выводы.

Именно поэтому он сумел не растеряться и не пропасть в тайге, когда заблудился. Несколько дней бродил мальчик по лесу в надежде встретить знакомые тропы или выйти к Енисею, но вышел сперва к неизвестному озеру, в котором «плотно, одна к другой, пошевеливая жабрами и хвостами, копошились рыбы».

Васютка понимал, что его находка будет бесценной для рыбаков, если он сумеет выбраться из тайги и рассказать о ней людям.

А в рыбе-то мальчик разбирался хорошо, не зря ведь его отец был бригадиром рыбаков! Благодаря своей внимательности к окружающему миру Васютка понял, что озеро соединено с Енисеем речкой, а это не только говорило о том, что рыбакам будет несложно добраться сюда на лодках, но и показывало верную дорогу к освобождению — к людям.

Когда Васютка выбрался к Енисею, его, голодного и продрогшего, подобрал рыболовный бот. Вернувшись домой, мальчик рассказал об удивительном озере рыбакам и уже через несколько дней, гордый и довольный, шел впереди, указывая дорогу.

12 стр., 6000 слов

Как васютка выжил в тайге? 5 класс

... гривой Астафьева (6 класс) Сочинение на тему: “Как Васютка выжил в Тайге”. План: 1. Вступление: Кто такой Васютка? 2. Основная часть: а) Зачем мальчик отправился в тайгу? б) Почему Васютка заблудился? в) Что помогло Васютке выжить в тайге? 3. Заключение: а) Какие выводы ...

Так благополучно закончились Васюткины горести, оставив на районной карте «голубое пятнышко, с ноготь величиной, под названием «Васюткино озеро».

Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка.

Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя «переиначивать таёжные законы»: надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль. В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки.

В такое положение попал и мальчик Васютка — как-то раз он пошел в лес за кедровыми орешками для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда — он заблудился. Деревья, деревья, деревья… Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака.

А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Вот что, как мне кажется, увидел и почувствовал тринадцатилетний мальчик Васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней тайге.

В тайге он сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые. Каждый, кто хоть немного знаком с суровыми законами тайги, знает, какая опасность грозила мальчику. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Однако главный герой рассказа В. П.

Астафьева «Васюткино озеро» совсем не похож на тех людей, которые, попав в трудную ситуацию, падают духом и трусливо ждут собственной смерти, сильно испугавшись вначале, Васютка сумел взять себя в руки, спокойно обдумать свое положение и принять верное решение.

Вдумчиво, не суетясь шел Васютка к своему спасению, и удача от него не отвернулась.

«Тайга хлипких не любит,»-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Хорошим подспорьем оказались и услышанные им ранее рассказы рыбаков о том, как нужно себя вести, оказавшись в подобной ситуации.

Самообладание и практические знания о тайге помогли заблудившемуся мальчику целых пять дней продержаться в неприветливом осеннем лесу, добывая себе пропитание охотой. Даже по ночам, когда страх и слезы подбирались совсем близко, Васютка не давал себе пасть духом. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью.

Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. И вот, когда последняя краюшка хлеба, взятая из дома, оказалась съеденной, мужество мальчика было сторицей вознаграждено.

Он нашел озеро, полное рыбы, — настоящий подарок для рыбаков. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею. Следуя по течению, Васютке удалось выйти к Енисею, а там его подобрали на бот друзья отца.

Озеро, найденное Васюткой, впоследствии назвали его именем. С тех пор так и повелось. А вскоре это название появилось на карте. Среди голубых пятнышек в низовьях Енисея есть и то, которое называют Васюткиным озером. Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем!

5 стр., 2107 слов

Васютка из рассказа васюткино озеро (образ и характеристика 5 класс)

... Сочинение на тему Васюткино Озеро 5 класс Васютка — главный герой интереснейшего произведения Виктора Астафьева «Васюткино озеро». Это простой мальчик, ... ведь рыбакам пощелкать вечером» Эмоциональность «Шел по лесу, ... как часто глухаря берут с собакой…Васютка пал на четвереньки, затявкал…и стал осторожно продвигаться вперед» Воля. Мужество. Выносливость. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, ...

Я не знаю, как бы я повел себя на месте этого мужественного мальчика.

Я еще не попадал в ситуации, которые требуют от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.

Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает, и только они могут помочь или помешать остаться Человеком.

Каждую минуту своей жизни, работая, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

Этот мальчик мой ровесник, но я совсем не уверен, что сумел бы проявить такую же решительность, находчивость и мужество, если бы заблудился в лесу. Кто из нас не любит читать прекрасные стихи о красоте родного края, купаться в море, лазить по горам, бродить по лесу в поисках ягод и грибов! Общаясь с природой, робкие становятся смелее, жестокие — добрее, угрюмые — улыбчивее.

Не зря говорят, что человек — дитя природы. Однако любая мать бывает со своими детьми не только ласковой и нежной, но и строгой и суровой. Именно такой увидел тайгу маленький герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».Васютка отправился в лес за орехами для рыбаков, погнался за глухарем и заблудился.

Конечно, он очень испугался, ведь одно дело бродить по знакомым тропинкам, а другое — потеряться в бескрайнем зеленом океане! Но природа не любит слабых и трусливых, и Васютке это было прекрасно известно.

Конечно, Васютка не раз бывал в этом лесу, слышал он и рассказы рыбаков, как следует поступать в подобных ситуациях. Но вместе с тем он прекрасно понимал, как легко навсегда сгинуть в бескрайних просторах суровой тайги.

Вот почему мальчику потребовались вся его воля, самообладание и мужество, чтобы не поддаться панике.

Как опытный взрослый, Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег.

Все пригодилось — и поучительные рассказы рыбаков, и собственные догадки. Но больше всего помогли Васютке выдержка и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание. Проведя несколько суток в лесу, он вышел к реке, где его подобрали, помогли вернуться домой знакомые рыбаки.

Я уверен, что эти долгие дни наедине с природой Васютка запомнит навсегда.

Рассказ «Васюткино озеро»- это произведение, написанное В.П.Астафьевым о событиях, которые с ним произошли в детстве. Летом, во время школьных каникул он заблудился в тайге и несколько дней провел один. Много лет спустя он описал их в своем рассказе.

4 стр., 1511 слов

Письмо Васютке из рассказа Васюткино озеро 5 класс

... Письмо Васютке из рассказа Васюткино озеро 5 класс Как ты там поживаешь на лоне природы? У вас там такая красота – леса густые, реки мощные, просторы тайги! Хорошо, что ... Сочинение Письмо Васютке Вася! Привет тебе от всего моего пятого класса! Мы тут все с интересом читали о тебе рассказ. И мы все очень рады, что ... что медведи это бы простили тебе. Они ведь должны понять, что ты уже кое-чему научился у ...

«Страшное в жизни часто начинается очень просто».

Васютка об этом не знал и поэтому заблудился в лесу, просто погнавшись за раненым им глухарем. Ему стало очень страшно, когда он это понял. Васютка много раз пытался заплакать ,но всегда вспоминал слова дедушки и отца : «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит.

» Мальчик знал из рассказов рыбаков, что она очень сурова и ему очень пригодились их советы.

Вася сумел развести костер, смог подстрелить гусей и приготовить еду. Ему очень пригодились материнские спички и краюшка хлеба , которые он брал с неохотой. Но в тайге существует закон: «Идешь в лес -бери еду, бери спички». Это очень помогло Васютке. Прожив в тайге 5 дней, усталый,мальчик вышел к озеру.

В нем было очень много речной рыбы. Васютка понял, что из этого озера вытекает речка, и она приведет его к Енисею. Так и получилось. На Енисее мальчика подобрали друзья его отца и отвезли домой. Васютка рассказал об увиденном им озере и отвез своих друзей — рыбаков туда. Озеро так и прозвали «Васюткиным».

В такой ситуации, в которую попал мальчик, всегда необходима выдержка, самообладание и мужество. Хлипкий ее бы не выдержал. Васютка смог все преодолеть. Тайга для мальчика стала не только кормилицей, но и испытанием на выносливость. Названное в честь Васютки озеро — это награда за его храбрость и выдержку.

В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление храбрости, стойкости и самообладания. И не всякому даже взрослому человеку удается проявить эти качества. Героически изображен герой Виктора Астафьева в рассказе «Васюткино озеро».

Пять дней он провел без домашней еды и крыши над головой, и сумел все же вернуться целым и невредимым.

На эти пять дней его домом стали деревья, а крышу над головой заменили равнодушные и безучастные к человеческой беде облака. Под ногами мох и жухлая трава, а в сердце пронизывающий холод и липкий страх от любого шороха в ночи. Вот что испытал этот смелый не по годам мальчишка.

Он слышал много историй о людях, пропавших без вести в тайге Заполярья, отчего становилось еще страшнее. Однако Васютка сумел взять себя в руки, не упасть духом и двигаться дальше, доверяясь подсказкам природы. Вдумчиво, не торопясь он шел к своему спасения и удача ему улыбнулась.

Обнаружив проточное озеро с всевозможной дичью и хорошим запасом рыбы, смышленый мальчик быстро догадался, что оно выведет его к Енисею, а там уже можно поймать любое проходящее судно.

На мой взгляд, его спасло не только знание географических особенностей тайги, но и умение отличать озерную рыбу от речной, кедр от других хвойных деревьев.

Кроме того, Васютка умел сам подстрелить дичь и тут же приготовить ее на костре. Именно такие знания помогли ему выйти из густого и пугающего леса. И, конечно же, не последнюю роль сыграли его выдержка и самообладание.

Он ругался на дождь, о глухаре, из-за которого он оказался в бескрайних зарослях тайги, он говорил: «Провалиться мне, если я еще свяжусь с вашим братом!» Предугадывая погоду, говорил: «Вызвездило — к холоду!»

Таким образом, Васютка был в полной гармонии с природой. Возможно, именно поэтому он смог провести целых пять дней один в лесу. К концу пятого дня у него уже кончались спички, патроны и силы.

8 стр., 3791 слов

Васюткино озеро сочинение 5 класс становление характера васютки

... мальчика. «Васюткино озеро» ">Краткое содержание Другие сочинения по произведению Васюткино озеро Астафьева Cочинение «Становление характера Васютки» Герой рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. ... работ «Грани науки» Становление характера Васютки Исследовательская работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» 5 «а» класс, МБОУ « Усть- ...

Благо его подобрал проходящий по реке рыбосборочный катер. Дома Васютку встречали как героя. Мужики из рыбацкой бригады прозвали озеро, в котором он нашел много рыбы, его именем.

Так в народе и закрепилось это название — Васюткино озеро, а чуть позже оно появилось и на краевой карте.

Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями.

Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой.

Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность.

Зайдя довольно глубоко в лес, мальчишка вдруг увидел глухаря – редкую добычу. В свои тринадцать лет Васютка уже охотник со стажем, однако, глухаря он еще не стрелял. Мальчик стреляет и ранит птицу.

Раненый глухарь уводит мальчишку далеко в лес, и он не сразу понимает, что заблудился.

Что бы стал делать в этой ситуации ребенок? Конечно, растерялся бы, стал плакать и звать на помощь. В минуту слабости Васютка так и поступает, в отчаянии падая на землю и давая волю слезам.

Эти самые минуты являются переломными в его жизни: Васютка уже не ребенок, и он понимает, что рассчитывать может только на собственные силы, иначе погибнет. На смену слабости и отчаянию приходят собранность и решительность.

Мальчик осознает, что он должен действовать, что нужно экономно расходовать спички, патроны и хлеб.

Такие зрелые решения говорят о том, что Васютка уже не ребенок, что он в состоянии нести ответственность за свою жизнь. За эти тяжелые пять дней происходит становление характера мальчика. Ему на ум приходят все знания, которые он почерпнул от старших, и это помогает Васютке найти выход из тайги.

Судьба неслучайно забрасывает героя рассказа глубоко в тайгу: работяги-рыбаки давно сидят без дела, потому что рыбы в Енисее очень мало. Озеро, которое нашел Васютка, становится для них настоящим спасением. Таким образом, из маленького мальчишки Васютка за несколько дней становится взрослым и решительным человеком, а также становится полезным своим близким.

Как написать сочинение на тему «Васюткино озеро», план сочинения?

Как написать сочинение на тему васюткино озеро  1

Такое сочинение мог бы написать пятиклассник, изучающий рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро» по учебнику В. Коровиной.

План сочинения.

I. Васютка — главный герой рассказа «Васюткино озеро».

II. Становление характера мальчика:

  1. Забота о рыбаках.
  2. Поведение в таежном лесу.
  3. Забота об общем деле.

III. Почему озеро названо именем Васютки?

Главный герой рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» — тринадцатилетний Васютка. Его родина — таежный край. Мальчик родился, воспитывается в семье рыбаков. Чем-то герой мне напоминает меня самого: не сидится ему на месте. Это не тот человек, который будет искать развлечение, узнавать что-то новое в настольных играх или книжках:

15 стр., 7010 слов

Описание лесного озера

... разные деревья, ели, березы, и можно даже встретить […]. Сочинение на тему Лесное озеро 3 класс (сочинение зарисовка) Зарисовка Лесное озеро для 3 класса Однажды мы с родителями решили отправиться в лес. В ... мы утратим это все , то второго такого, может и не быть. Вариант №2 Среди огромного разнообразия природных явлений окружающего нас мира растений и животных самым ...

Но в тринадцать лет Васютка уже многое знал и умел. Его брал с собой на промысел отец. А когда приходилось оставаться дома, чтобы не мучиться от безделья, приносить пользу людям, мальчик уходил в лес:

Но не только за орехами отправлялся в лес Васютка:

Мальчик любит слушать «были и небылицы» рыбаков, которые собираются по вечерам в избушке пощелкать орехов. Премудростям таежной жизни Васютку учит мама:

Сначала мальчик запаниковал:

И сама тайга стала уже не тем милым местом, где герой любил бродить, как в парке. Она стала «молчаливая, равнодушная».

Но Васютка не позволил себе окончательно раскиснуть, и помогли ему слова дедушки, которые вспомнил герой:

С этого момента мальчик начинает свой путь спасения, который стал настоящим подвигом: Васютка сумел сам выбраться из леса благодаря своим мужеству, смекалке, внимательности, терпению.

1) ни в коем случае не паниковать;

2) развести огонь;

3) приготовить постель можно из мха и хвои;

4) идти строго на север (на него указывает мох на деревьях), постараться выйти к реке.

И еще много других полезных идей о жизни на природе можно узнать, прочитав рассказ В. Астафьева.

В конце произведения мы узнаем, что герой помог не только себе. Он открыл озеро, богатое рыбой. Мальчик находит в себе новые силы идти дальше, потому что у него появилась еще одна цель:

И вышел. Конечно, справедливо, что озеру дали название Васюткино. Это открытие стало настоящим подарком суровой тайги. Я понял, что для трусливых и слабых она может быть погибелью, а для смелых, мужественных, умных — щедрой и великолепной.

Источник:

Сочинение по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»

Сочинение по рассказу в астафьева васюткино озеро  1

В рассказе Виктора Астафьева «Васюткино озеро» рассказывается о приключениях тринадцатилетнего мальчика Василия.

Его отец Григорий Афанасьевич Шадрин был бригадиром рыболовецкой артели. Васютка, его сын, готовится пойти первого сентября в школу, а пока занимается тем, что ходит в тайгу за кедровыми орехами.

Однажды, отправившись в очередной раз за орехами, мальчик встречает глухаря, которого очень тяжело поймать. Васе удается подстрелить птицу, однако глухарь увлекает за собой в тайгу мальчика. Васютка все же захватывает птицу, но тут понимает, что с ним приключилась беда: он потерялся.

Утром мальчик снова двигается в путь. Скитаясь по тайге, Василий выходит к озеру, на поверхности которого плавает очень много дичи в виде уток и гусей, а в водах видимо-невидимо белой рыбы.

Васина находка (озеро) была очень значимой не только для него самого, но и для артели его отца, которая испытывала недостаток в плане ловли рыбы из Енисея. Мальчик сообразил, что озеро проточное и рядом с ним может находиться какая-нибудь река, а возможно — и сам Енисей. Он принимается брести вдоль берега озера и скоро выходит к обрывистым берегам реки. Это Енисей!

6 стр., 2991 слов

«Становление характера Васютки через преодоление испытаний» методическая ...

... назван именем Василия. Становление характера Васютки по рассказу «Васюткино озеро» Каждому человеку ... сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро ... Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик ...

Проходивший мимо пароход, к сожалению, не оказывается спасительным судном для Васи. «Серго Орджоникидзе» проходит мимо терпящего бедствия мальчика, его пассажиры, видимо, решили, что мальчишка является туристом, либо он отправился с кем-то на охоту.

Находит мальчика рыбосборочный катер-бот, которым командует знакомый Васиного отца Коляда. Капитан бота поспешил доставить к родителям мальчика, который ушел от дома на шестьдесят километров за пять дней.

Родные были в ужасе, понимая, что Вася может пропасть без вести в тайге, они очень обрадовались, когда мальчика привезли в артель. Вася поспешил рассказать отцу о своей находке.

Найденное мальчиком озеро дало возможность рыбакам начать озерный лов, который помог наловить много рыбы. Озеро так и назвали Васюткиным.

Бродя по тайге, Васютка не раз вспоминает своих родных: отца, мать и деда. Он вспоминает и учительницу, моменты, как она журила своих учеников за то, что они курят. Все это поддерживает его в трудные минуты.

Сочинение на тему Васюткино Озеро 5 класс

Сочинение на тему васюткино озеро класс 1

Васютка — главный герой интереснейшего произведения Виктора Астафьева «Васюткино озеро». Это простой мальчик, живущий в семье, где основным промыслом является рыболовство.

Проживает он в таёжном крае вместе со своими родителями и дедушкой, учится в деревенской школе, а на летних каникулах проводит время в компании рыбаков, слушая рассказы о различных ситуациях, случавшихся с ними в этой местности.

Одним из любимых занятий главного героя было обеспечение своих старших товарищей кедровыми орешками, за которыми необходимо было отправляться в лес. В один из таких походов мальчик заблудился, но сумел спастись и к тому же нашёл новый водоём, в котором оказалось много рыбы. Это озеро было названо в его честь. Я считаю, что Васютка заслужил на такую награду.

На протяжении всего рассказа мы видим, как он вспоминает байки рыбаков о правилах выживания и успешно применяет их в сложившейся ситуации.

Главный герой не унывает и обдумывает каждый свой шаг, грамотно распределяя пищу, определяя места ночлега, охотясь, обращая внимания на мелочи, которые в дальнейшем обеспечивают ему спасение.

Во-вторых, Васютка наделён необычайной отвагой и мужеством. Не каждый взрослый человек смог бы выдержать такое потрясение и выйти из ситуации с достоинством. Главный герой не унывает, подбадривает себя и уверенными шагами движется вперёд.

Из всего вышесказанного, я думаю, можно с уверенностью сделать вывод, что главный герой заслужил, чтобы его именем было названо озеро, которое он и нашёл.

Благодаря своей природной памяти, развитости не по годам, мужеству, а также силе воли и способностям Васютка был удостоен такой чести.

Я считаю, что этот рассказ является поучительным для читателей и главного героя можно рассматривать как пример мужества и смекалки.

5 класс

Васюткин Васюткина Озеро

  • Сочинение на тему Мой день рожденияМоя мама, большая затейница. Она всегда придумывает мне необычные праздники. У меня уже был день рождение в морском стиле, пиратская вечеринка и даже королевский бал, где я был рыцарем.
  • Сочинение по картине Венецианова Захарка 7 классЭтот известный русский художник, является непревзойденным мастером портретного жанра, так как большинство его работ выполнено в этом стиле. Данная работа показывает весь талант этого мастера, так как портрет главного героя выполнен очень четко и правдиво.
  • Сочинение на тему Счастливая жизньПожалуй, каждый человек хоть раз в своей жизни задумывался о том, какой же должна быть настоящая счастливая жизнь.
  • Сочинение на тему Нужна ли сатира сегодня 7 классНужна ли нам сегодня сатира, так едко обличающая пороки общества и наставляющая наш социум в нелёгкие жизненные моменты и в стадиях надлома гражданского общества? Мы с вами очень часто задаёмся подобным вопросом об актуальности этого явления,
  • Сочинение по картине Клевера Закат солнца зимой (3 класс)Юлий Клевер – один из известнейших художников пейзажистов конца ХІХ века, это русский художник с немецкими корнями. «Закат солнца зимой» — это одна из известных его картин, выполненная на натуральном холсте.
  • Сочинение Подготовка к Новому годуЕще с самого детства, Новый год, мой самый любимый праздник, так как это самое волшебное время, когда могут сбываются самые заветные желания, а это всегда кажется невероятным и волшебным действием, которого ты всегда ждешь.

Проблема экологии в рассказах В. П. Астафьева «Васюткино озеро» и «Царь-рыба»

Проблема экологии в рассказах в п астафьева васюткино озеро и царь рыба  1

Экология — «наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой» [I, 355]. В более широком смысле экология — «наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах» [I, 355].

Проблемы окружающей среды волнуют в последнее время все большее количество людей, так как из-за ухудшения экологии подрывается здоровье людей, нарушается биосфера и гармоничное соположение природы и человека.

Проблемы экологии рассматривают и изучают такие дисциплины, как философия, этика, литература.

Отечественная литература не смогла обойти этот вопрос стороной. Двадцатый век в России прошел под лозунгом грандиозного переустройства жизни руками человека. В советской литературе часто изображались наши победы над природой.

И многие писатели того времени в своих произведениях начали призывать людей понять, что мирное сосуществование природы с человеком идет на пользу обоим. К этим писателям относились Ч.Айтматов, С.Залыгин, В.Распутин, В.Астафьев.

Становление этой проблемы в литературе можно проследить на примере творчества одного писателя. Мы рассмотрим два рассказа В.Астафьева ранний — «Васюткино озеро» (1956) и более зрелый — «Царь-рыба» (1972).

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка. Ведущую роль в его творчестве играет деревенская, или онтологическая, проза. Именно в ней автор чаще всего обращается к экологическим проблемам. Как обновляя и изменяя, сохранить и обогатить красоту окружающего мира? Эта проблема становится не только экологической, но и шире — нравственной.

«Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина — Васюткиного отца — совсем было приуныли. Частые осенние дожди вспучили реку, вода в ней поднялась, и рыба стала плохо ловиться: ушла на глубину» [III, 3] — так начинается рассказ.

У отца Васютки проблемы, и именно ему природа идет навстречу: он ребенок — и он безгрешен.

«Нету нам нынче фарту, — ворчал Васюткин дедушка Афанасий. — Оскудел батюшко Енисей. Раньше жили как Бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь пароходы да моторки всю живность распугали. Придет время — ерши и пескари и те переведутся, а об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать» [III, 4].

Дедушка Васютки прямо указывает на творящееся зло от действий человека наперекор Божьей воле и против природы. Подобная ситуация плохо сказывалась на общем настроении: «Потянулись однообразные дни. Рыбаки чинили невода, конопатили лодки, изготовляли якорницы, вязали, смолили.

Рыба в эти ловушки попадалась ценная: осетр, стерлядь, таймень, частенько налим, или, как его в шутку называли в Сибири, поселенец. Но это спокойный лов.

Нет в нем азарта, лихости и того хорошего, трудового веселья, которое так и рвется наружу из мужиков, когда они полукилометровым неводом за одну тоню вытаскивают рыбы по нескольку центнеров» [III, 5].

От безделья в такое непростое время Васютка и решает отправиться за кедровыми орехами.

Перед дорогой мать велит взять хлеба и говорит ему: «Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать» [III, 7].

И далее автор комментирует: «Таков старинный порядок: идешь в лес — бери еду, бери хлеб» [III,7]. Не знал тогда еще Васютка, что пригодится ему все это, ведь прежде всегда приносил назад хлеб.

«Весело насвистывая, шел он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей» [III,7] — таково описание начала его непростого путешествия.

«Теперь все — догоню!» [III, 10] — думал мальчишка и понесся быстрее за ней. Как только ему удалось насладиться своей добычей, вдруг осознал он, что заблудился, нет затесей на деревьях.

Стали ему вспоминаться слова отца и дедушки: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» [III, 13] И начал Васютка разводить костер и готовить себе ужин из глухаря. Пока занимался делами, не чувствовал мальчик одиночества, но стоило улечься спать, как он затосковал.

Провел Васютка в тайге пять дней. Первое время погода была хорошей, как будто поддерживала его. Бредя по лесу, набрел он на озеро, то самое озеро, которое так необходимо оказалось для рыбаков его и соседнего колхозов, потому что в этом озере оказалось много белой рыбы.

Чем дольше был Васютка наедине с природой, тем больше его одолевало раскаяние, что не слушал учительницу, был недостаточно внимателен на уроках: «Эх, сейчас бы Ольгу Федоровну увидеть… — думал Васютка вслух» [III, 24].

На реке его подобрал бот и отвез домой, дома мальчик всем рассказал об этом чудо-озере и отвел туда отца и остальных рыбаков. Один из рыбаков сказал: «Вот и озеро Васюткино…» [III, 39].

С тех пор и повелось называть это озеро Васюткиным.

В финале повествователь размышляет, что в масштабах нашей огромной страны это озеро очень мало, однако для рыбаков этого колхоза и одного соседнего Васюткино озеро имело большое значение.

Таким образом, в раннем рассказе «Васюткино озеро» В. П. Астафьев изобразил юного безгрешного мессию, который в эпоху экологических катаклизмов сумел с помощью природы найти богатое рыбой озеро.

В пути он много размышлял о жизни, вспоминал свою учительницу, которую прежде не слушал, — и ему стало стыдно за это.

Спустя несколько лет В. П. Астафьев напишет рассказ о более зрелом рыболове, у которого весь путь окажется труднее, а нравственное очищение более болезненным. Это рассказ «Царь-рыба» из одноименной повести.

Игнатьич, главный герой рассказа, искупает свое постыдное надругательство над женщиной, которое автор помещает во второй части рассказа. Только после смертельной угрозы смог понять герой, как виноват перед этой девушкой.

Переход к рассказу о Глашке Куклиной связан с осознанием героя своего греха: «Пробил крестный час, пришла пора отчитываться за грехи» [II, 148]. В этот момент Игнатьич потерял всякую надежду на спасение.

Глаша была девушка видная, и лейтенант Игнатьич, или как его звали в ту пору Зиновий, обратил на нее внимание.

За слухи об измене хотел он наказать Глашу, «младой кавалер увел Глашку за поскотину, к тонко залитой вешнею водой пойме, прижал девку к вербе, оглоданной козами, зацеловал ее, затискал, рукою полез, куда велели мужики, науськавшие парня во что бы то ни стало расквитаться с «изменщицей»» [II, 149]. Но в итоге смелости у него хватило только поддать «хнычущей, трясущейся девчонке коленом в зад, и она полетела в воду» [II, 150]. И ушел он — «с той поры легла между двумя человеками глухая, враждебная тайна» [II, 150]. Как будто нарочно В. П. Астафьев совершает ошибку во множественном числе слова «человек» с тем, чтобы обратить внимание читателя на это предложение, которое выделено, кроме того, в отдельный абзац.

Многое в жизни обоих молодых людей изменилось, но «бесследно никакое злодейство не проходит, и то, что он сделал с Глахой, чем, торжествуя, хвастался, когда был молокососом, постепенно перешло в стыд, в муку». [II, 150].

Во мне не только что душа, во мне и кости навроде как пусты…» [II, 151]

Покарала его этой рыбой природа. «Не зря сказывается: женщина — тварь божья, за нее и суд, и кара особые. До него же, до бога, без молитвы не дойдешь. Вот и прими заслуженную кару, и коли ты хотел когда-то доказать, что есть мужик — им останься! Природа, она брат, тоже женского рода!» [II, 151] — так рассуждает повествователь.

Природа карает за всякие прегрешения, у Васютки в предыдущем рассказе не было особых грехов — озорство одно, а у Игнатьича — другое дело. Однако после случая с осетром и раскаяния за грехи свои «сделалось ему легче.

Телу — оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе — от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения» [II, 152].

Однако стоит отметить, что в первой части рассказа читатель не догадывается о грехах Игнатьича, наоборот, перед нами положительный, даже несколько идеальный образ: «В поселке Чуш его звали вежливо и чуть заискивающе — Игнатьичем.

Но везде и всюду обходился своими силами, но был родом здешний — сибиряк и природой самой приучен почитать «опчество», считаться с ним, не раздражать его, однако шапку при это лишка не ломать, или, как здесь объясняются, — не давать себе на ноги топор ронить» [II, 130].

И мастером он был на все руки, и опрятным: «Глядь издали несется дюралька, задрав нос, чистенькая, сверкающая голубой и белой краской, мотор не трещит, не верещит, поет свою песню довольным, звенящим голоском –флейта, сладкозвучный музыкальный инструмент, да и только! И хозяин под стать своей лодке: прибранный, рыбьей слизью не измазанный, мазутом не пахнущий.

Если летом, едет в бежевой рубахе, в багажнике у него фартук прорезиненный и рукавицы-верхонки.

Помогать Игнатьич готов был безвозмездно, делал он это от души: «И никакого магарыча ему не надо.<\p>

  • Чем тебя и благодарить, Игнатьич?
  • Благодарить? — усмехнется Игнатьич.

— Ты бы лучше в лодке прибрался, сам обиходился, руки с песком да с мылом оттер» [II, 131].

Однажды осенью вышел Игнатьич на Енисей и «завис на самоловах» [II, 135]. И вот ему попался осетр, «большой, но уже умаянный» [II, 137]. Началась борьба человека и природы, Игнатьич почувствовал, что тонет — ему начал вспоминаться дед, «поверья его, ворожба, запуки» [II, 148].

Дед много говорил о разных рыбах, о том, что можно смело ловить мелкую рыбу, однако про большую, про осетра он говорил: «А ешли у вас, робяты, за душой што есь, тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царь-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу. Отпушшайте, отпушшайте!»..

[II, 148] И был у Игнатьича грех, поэтому нелегко ему было совладать с природой, только после раскаяния он был отпущен.

Таким образом, на примере двух рассказов мы хотели продемонстрировать, каковы отношения человека и природы в зависимости от своего нравственного облика. Безгрешный ребенок находит озеро с рыбой и помогает своему колхозу, потому что он безгрешен. На протяжении всего пути природа помогает ему.

У Игнатьича все наоборот: природа напоминает ему о том, что он обидел молодую девушку — и природа совсем не готова ему помогать. Однако стоит отметить сходство героев В. П. Астафьева: и Васютка, и Игнатьич — сибиряки, они чтут законы природы, они выделяются, оба немного обособлены от сверстников.

Для рассказов характерно обращение к природе, очеловечивание ее.

Итак, экологическая проблема в отечественной литературе, прежде всего, связана с приближенностью русского человека к земле, и базаровское потребительское отношение к природе не приводит ни к чему хорошему. Современная озабоченность сохранением природы — следствие больших ошибок человечества по отношению к природе при том, что в согласии они смогут достигнуть гораздо большего.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-chelovek-i-priroda-v-rasskaze-vasyutkino-ozero-klass/

1. Ахатов А. Г. Экология. Энциклопедический словарь. — Казань, 1995. — 368 с.

2. Астафьев В. П. Царь-рыба: Повествование в рассказах. — М., 1983. — 384 с.

Сочинение Васюткино озеро

Сочинение васюткино озеро 1 Actionteaser.ru — тизерная реклама

Виктор Петрович Астафьев – великий российский писатель — прозаик, написавший множество известных повестей таких как: «Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража» и другие.

Васютка — это главный герой рассказа В.П Астафьева «Васюткино озеро». Тринадцатилетний мальчишка, несмотря на свой возраст, обладал взрослой смелостью.

Да, поначалу его нельзя было назвать мудрым храбрецом, ведь уходя в лес, мальчик не собирался брать с собой ни хлеба, ни ножика, ни спичек, всё это ему навязали взрослые со словами, что нельзя переиначивать таёжные законы.

Васютка является представителем нового времени и поэтому, порой не может понять природу и её законы. Но чтобы не спорить, и не ругаться с матерью, подросток покорно берёт всё, что ему дают.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Осознал Васютка всю важность рассказов и советов от взрослых лишь, когда оказался один, среди огромного леса. Этот факт доказывает его поведение в лесу. После того, как Васютка понял, что заблудился, он не стал паниковать, а вспомнил всё, что ему говорили взрослые.

Самым главным толчком к действиям стала фраза «Тайга хлипких не любит», сказанная когда-то отцом и дедом мальчика. Находясь в окружении природы, где нет готовых продуктов и других благ для беззаботного существования, Васютка смог обеспечить себя едой: пойманным глухарём и утками.

Этот тяжёлый опыт помог Васютке стать устойчивее к сложным жизненным ситуациям.

В качестве награды, судьба подарила Васютке шанс выбраться к неизвестному озеру, в котором плескалось много диковинной рыбы, белой рыбы, что означало, что озеро проточное. Благодаря этому озеру мальчишка смог попасть домой, а показав рыбакам свою находку, помог озеру обрести название и занять положенное место на карте. Так и появилось Васюткино озеро.

Нужно уметь приспосабливаться и к экстренным ситуациям, в которых может оказаться каждый. Повесть описывает какой красивой и доброжелательной может быть природа, если правильно к ней относиться. И какой суровой она может быть, если не уважать её.

Читателю открывается мир, в котором за храбрость и упорство в итоге вознаграждают, как и нашего главного героя.

Actionteaser.ru — тизерная реклама