Герои сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»

Русский гений сатиры запомнился читателям в роли автора поучительных произведений. Тексты русского литератора обладают уникальным качеством: они интересуют и взрослых, и детей. «Медведь на воеводстве» – не исключение. Автор придумал занимательный сюжет, однако скрытые смыслы этого произведения стоит высматривать между строк. Писатель задумал свой текст таким образом, чтобы читатели обращались к каждому эпизоду. Поступки героев тоже требуют повышенного внимания со стороны читательской публики.

Это особенное произведение, потому что критики выделяют в нем два уровня восприятия. Первый уровень касается прямого смысла изложенного сюжета, а второй – переносного. Соответственно, в щедринском творении выделяются и две тематические линии: история о Топтыгиных; взаимоотношения народа властью.

Заметка об истории публикации «Медведя…»

Первый раз читатели увидели произведение в книге «Новых сказок для детей изрядного возраста» – собрании текстов самого автора. Щедрин пишет свою сказку в 1884-м, впечатлившись событиями, которые тогда происходили в России. Публикация текста состоялась в Женеве: Щедрин понимал, что произведение с такими смыслами не пропустят на родине. Шел 1886 год. Российская империя же еще долгое время не видела текстов Щедрина. Лишь в 1906-м, когда литератора уже не было в живых, сказки попали в руки русских читателей.

Гротескный шедевр – плод вдохновения общественно-политическим положением в России в конце XIX столетия. Общественная ситуация отличалась нестабильностью. 1861 год ознаменовался крепостной реформой. Щедрин наблюдал народные волнения, страна находилась на грани переворота. Крестьяне не адаптировались к новым условиям. Люди не верили властям. Реформа не оказала желательного влияния. Чиновники и сам монарх подорвали доверие жителей страны вереницей громких слов и пустых действий.

О композиции произведения

Писатель оригинально выстраивает свое произведение. Анализируемое в этой статье творение Салтыкова-Щедрина включает вступление и три части. Автор сопроводил каждую часть посвящением – одному из лесных воевод.

Соответственно, в честь этих воевод и получили свое название фрагменты текста. Писатель стилизует свое произведение под историческую хронику или летопись. Правда, в тексте нет заключения. Этот прием литератор применил, чтобы придать сказке незавершенность: убитого лесного лидера сменит на троне следующий лидер. Читатель заметит, как близка лесная ситуация к событиям, происходящим в обществе людей. Автор намекает на бесконечность смены властей, и в этой цепочке не важна даже личность верховного правителя, царя.

2 стр., 680 слов

ПАТРИОТИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX И XX ВЕКОВ

... ­да описал в своих произведениях Ф. Достоевский. Но вот строки, написанные великим писателем за месяц до ... особенная стать — В Россию можно только верить. Чувство патриотизма присутствует и в творчестве А. Пушкина. ... ­дарства и русского народа М. Салтыков-Щедрин писал: «Я люблю Россию до боли ... по­эзия наделяет автора подлинным поэтическим вдохновени­ем и придает его произведению высокую идейность. Вот ...

Фраза, которую писатель предлагает с первых строк повествования, делает композицию еще уникальнее. Именно вокруг начального тезиса разворачивается линия размышлений автора. Ключевая мысль писателя состоит в том, что личные качества не гарантируют человеку карьерный рост. Социальный успех зависит лишь от властной системы и нивелирует отдельного человека. В этой логике кроется ключевой аспект критики Салтыкова-Щедрина. Автор высказывал открытое недовольство бесчувственным механизмом административной машины.

Жанровое своеобразие «Медведя…»

Как мы обозначили выше, по жанру произведение русского писателя является сатирической сказкой. Автор умело высмеивает и критикует на страницах своей сатиры исторические реалии. Щедрин соединяет реальность и фантастику, использует иносказание для изображения актуальных для него общественных проблем. Это позволяет сделать форма сказки. Простота речи, лаконичность и разговорный характер фраз делает текст доступным для широких масс.

С другой стороны, сатира – это идеальный способ разоблачить недостатки власти, административной системы. Писатель изобличает характеры чиновников и их поведение, критикует императора и порядки при дворе.

Характеристики действующих лиц «Медведя…»

В произведении на первом плане фигурируют звери – это типичная для сказки ситуация. Автор выводит на сцену главных героев – медведей-воевод, а также второстепенных персонажей. К последней категории действующих лиц относится Лев и Осел.

Образ Топтыгина Первого

Лесные воеводы, которых изображает автор, напоминают правителей-людей. Для начала обратимся к первому фрагменту текста. Главным героем здесь выступил Топтыгин Первый.

В первых сценах писатель описывает персонажа жестоким, склонным к кровопролитиям, как «скотину», одним словом. Топтыгин – по случайности – совершает злодеяние: ест маленького пернатого жителя. Этот поступок поставил крест на карьере воеводы, потому что жестокость оказалась недостаточно масштабной. После поедания Чижика герой совершил много великих преступлений, но это не спасло положение Топтыгина. Герой отправляется на покой Львом.

Первый медведь отличается наивысшим уровнем жестокости и глупости. Единственный путь добиться цели для этого персонажа – пролить кровь, причем много крови. Убийство маленькой птички означало непоследовательность Топтыгина. Лев расценил этот акт как свидетельство: слова героя не соответствуют его действиям.

Образ Топтыгина Второго

Второй правитель тоже изображаемся автором в роли воеводы. На этот раз героя назначают в другие земли – править. Топтыгин начинает с масштабного злодеяния: убивает скот соседа. Герой собирался уничтожить и двор несчастного, но не успел. Топтыгина убивает рогатина. Мертвого медведя освежевали и выбросили на болотах. Карьера этого героя началась злодеяниями. Топтыгин желал выслужиться перед царем, заслужить привилегии. Но вышло наоборот: вместо славы медведь сыскал лишь насмешки.

3 стр., 1083 слов

Автор и герой в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

... деревня, ни любовь, ни дружба не трогают его души. Таким образом, автор в романе «Евгений Онегин» близок к своему герою, но в то же время сильно отличается от него, и ... свойственным Онегину. Евгений — романтический герой европейского склада, он далек от всего национального. Поэтому он равнодушен к русской природе, к семейным традициям и даже к семье как таковой. Весьма показательно его отношение к ...

Образ Топтыгина Третьего

Третья часть тоже имеет собственного главного героя – Топтыгина Третьего. Автор сделал этого персонажа более адекватным – в сравнении с предыдущими воеводами. Герой отличается добродушием, либеральным подходом к власти. Этот правитель выступает против злодеяний, да и в целом отказывается от поступков, действий.

Однако новая стратегия правления не уберегла лидера от трагичного финала.

Герой решает, что злодеяния – неправильный путь. Право и мораль имеют для Топтыгина вес. Однако полная пассивность, наблюдение за событиями из комфорта норы не привели к хорошим результатам.

Впрочем, на карьерной лестнице подобная стратегия сказалась положительно: медведь получил звание полковника.

Образ народа

Народ – комплексный, довольно неоднозначный образ. Писатель изображает народ способным к бунту (вторая часть произведения), но и склонным к рабству (первая часть).

Лесной народ, «мужики», ждут лидера, который даст необходимые инструкции к действию, направит жизнь в нужное русло.

О тематике текста

В центре повествования русского писателя – отношения правителя с народом. Власть в сказке представлена царем животных – Львом, Ослом (помощником Льва), а также тремя медведями-воеводами. Воеводы – это сборный образ правителя, лидера. Автор представляет такой портрет лидера: сильный, мощный, не слишком умный герой. В этих образах литератор зашифровал критику административного устройства России.

Произведение «Дикий помещик» по праву считают премьерой в области сатирических сказок. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием

Что же критикует писатель? Игнорирование личностных качеств, характера, нравственных аспектов правителя. Щедрин видит корень проблемы во властной системе.

Автор делает акцент на мотивах произведения. Салтыков-Щедрин использует классический для литературы прием: скрывает запрещенные проблемы и темы под масками аллегорических образов. Этот текст затрагивает несколько ключевых тем. Первая тема соотносится с прямым смыслом и описывает правление воевод. Вторая же тема касается переносного смысла и рассказывает об отношениях властей с народом.

Главные герои сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» , Премудрый пискарь

  • рыба, которая воплощает в себе качества реальных людей.

С детства пискаря приучали к тому, что окружающий его мир впраждебен ему по своей природе. И отец и мать побуждали его сторониться других и у пискаря развилось чувство собственной неполноценности. Он все время боялся, что крупная рыба может его проглотить, рак перерезать клешней и т.д. Пискарь постоянно укрывался от каких-либо внешних связей и это в итоге привело к тому, что он вырыл нору, в которой помещался только только сам и днем боязливо сидел в ней. Лишь ночью он выплывал, чтобы совсем не загнить в собственном жилище.

6 стр., 2799 слов

Сказка о русском народе

... материал поможет грамотно написать и по теме Сказка о русском народе Левша. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества ... характера и других наций. Об этом свидетельствует, например, образ эскимоса в повести Лескова «На краю света». Праведники у Лескова—душа народа, его совесть, рыцари добра и справедливости. ...

Каждый день он испытывал постоянный стресс: недоедал, недосыпал, боялся, что хотя бы часть головы днем вылезет из пещеры. Кроме того, в конце каждого дня он благодарил Господа за то, что жив.

Довольно скептически пискарь относился к перспективе создания семьи. Он считал, что раньше щуки были добрее, окуни и раки не зарились на всякую мелочь и поэтому его родители еще могли позволить себе связать друг друга узами брака. Таким образом он жил сто лет.

В итоге пискарь сам понимает, что прожил скучно и неинтересно. Он видит, что никому до него нет дела. Пару раз он даже предпринимает попытки вылезти, но от страха снова теряется и ползет обратно в свою нору. Все заканчивается тем, что пискарю снится сон, во время которого его уносит из норы в воду. Неизвестно, съели его или он сам умер, но конец был бесславным и никакого наследия после себя эта рыба не оставила.

На примере трусости и глупости этого животного Салтыков-Щедрин пытается показать всю глупость и невежество русского дворянства 19 века. Все они сидели в своих норах, прикрываясь за умными разговорами о политике, экономике и о том, как сделать жизнь народа лучше. На деле их совершенно не заботили окружающие их люди, крестьяне. Их интересовала только собственная безопасность. По мнению автора именно такие люди и виновны во всех человеческих бедах.

Художественная специфика «Медведя…»

Иносказательность

Центральный прием, использованный Щедриным, – это иносказание. Подобная стратегия помогала писателю миновать рамки цензуры. Под образом леса кроется Россия, а под масками воевод – чиновники.

Ироничность

На втором по важности месте среди художественных средств щедринского «Медведя…» находится ирония. Названная черта характерна для сказок этого автора в целом. Лев держит советником Осла – это типичный пример иронии Щедрина. Таким образом автор подчеркивает, как глупы эти персонажи.

Гротескность

Произведение пестрит гротеском. Щедрин порой прибегал к приему соединения несоединимого. Кроме того, автор комбинирует черты реальных событий и фантасмагорических ситуаций. Этот прием подчеркивает условность произведения как сказки. Писатель намекает, что жанр – это лишь предлог для описания глубинных смыслов. В тексте, например, упоминается Магницкий. Это реально существовавший персонаж. Магницкий был консервативным государственным деятелем при Александре Первом. Чиновник реорганизовал (точнее – разгромил) Казанский университет, за что и получил свою печальную славу. Похожий мотив встречается и в творении Щедрина. По словам Эльсберга:

17 стр., 8477 слов

Характеристика королевской пальмы в произведении гаршина. «Attalea ...

... сказка? И сказка ли это произведение? контрастные линии Прекрасная оранжерея - растения-заключённые., Образы директора и бразильца., Обитатели сада - королевская пальма., ... действия, присущие человеку. 7) Задание на дом. Написать сочинение-рассуждение на тему «В жизни по-разному ... жизни запечатлелись в сознании мальчика. Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на его здоровье ...

В сказочно-фантастическую форму Щедрин вкладывает огромное реалистическое содержание. Умение показать в малом большое, найти в быту политику является отличительной чертой творчества Щедрина. В сказках «Медведь на воеводстве» и «Орел-меценат» Щедрин направил острие своей сатиры против царизма с его жестокостью и дикостью…

Произведение Салтыкова-Щедрина в критике

Текст русского литератора вызвал резонанс среди читателей. По словам Голлербаха и Евгеньева-Максимова, Щедрин изобразил в этом произведении крестьянскую революцию:

В сказке «Медведь на воеводстве» вопрос о крестьянской революции поставлен гораздо конкретнее и острее. Недаром над этой сказкой в течение многих лет тяготел цензурный запрет.

Бессмысленные «кровопролитства», учиняемые воеводой «Топтыгиным 2-м», символизирующим активно-реакционные методы управления, вынудили мужиков вооружиться… и соответственным образом «уважить» насильника и самоуправцы… «Топтыгин 3-й» оказался умнее своего предшественника: никаких особенных злодейств он не совершал, а лежал у себя в берлоге, довольствуясь приносимыми ему дарами. Но поскольку «Топтыгин 3-й» символизирующий пассивно-либеральные методы управления, поддерживает установившийся в лесу грабительский «порядок», и ему, в конце концов, не избежать гибели…

Жанр народной сказки пользовался популярностью у многих писателей – предшественников М.Е.Салтыкова-Щедрина. Они воспроизводили народные суждения о мире, а порой служили сатирическим отражением существующего строя. Салтыков-Щедрин обращается к жанру

сказок не без причины. В рамках ужесточившейся цензуры издание сказок не вызвало подозрений власть предержащих по отношению к сатирику. Сказки написаны с целью обличения политического строя и нравов, присущих обществу.

Сказках для детей изрядного возраста

«Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»

«Медведь на воеводстве»

12 стр., 5856 слов

Особенности, своеобразие сатиры салтыкова-щедрина

... психологию определенных групп людей. http://schoolessay.ru/satira-v-proizvedeniyax-saltykova-shhedrina/ Особенности сатиры Салтыкова-Щедрина | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс Для второй половины XIX века творчество М.Е. ... и обитает, царят такие же порядки, как и в лесу в сказке «Медведь на воеводстве». Отец Пискаря на основании своего опыта общения с другими речными обитателями ...

Еще одна сказка «Коняга» также поднимает тему народа и его покорности, нежелания бороться. От остальных сказок она отличается тем, что в ней нет движения. Сказка «Коняга» считается одним из самых мощных произведений, изображающих кабальное положение крестьянства в монаршей России. Собирательный образ коняги-труженицы олицетворяет закабаленный и бесправный народ. Трагедия миллионов мужиков нашла отражение в сказке. «Замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами» — такой предстает коняга перед читателями. В каждой строке читается сочувствие и скорбь о бесправном народе. Автор глубоко переживает, для него мучительно больно осознавать, что будущее и судьба народа подвластны правителям-самодурам.

С помощью фантастических элементов, иносказаний, приемов фольклора и сатирического гротеска Салтыков-Щедрин поднимает наиважнейшие политические проблемы и темы, касающиеся будущего страны. Являясь защитником передовых идеалов своего времени, сатирик выступает и защитником интересов народа. Он обогатил сюжеты народных сказок иным содержанием и придал жанру сказки воспитательный акцент, пропагандируя гражданские чувства и уважение к простому человеку-труженику. Произведения писателя актуальны и в наше время. Не зря через пятьдесят лет после появления «Сказок» величайший народный писатель М.Горький высоко оценил наследие Салтыкова-Щедрина, сказав: «Необходимо знать историю города Глупова — это наша русская история; и вообще невозможно понять историю России во второй половине XIX века без помощи Щедрина — самого правдивейшего свидетеля нашей духовной нищеты и неустойчивости…»