Разработка «Хореография в дополнительном образование»

Особое место в реализации творческих возможностей детей принадлежит многочисленным социально-культурным институтам, а также системе дополнительного образования. Именно в рамках внешкольной работы разнообразных досуговых центров, комплексов и образовательных учреждениях в последнее время создаются инновационно-экспериментальные площадки, на которых дети имеют возможность само реализоваться, выбрать занятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами.

Свобода и возможность выбора любимых занятий во внешкольных учреждениях особым образом влияют на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, на базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессиональной деятельности, «примерить» ее к своим возможностям и творческого потенциала детей. С приходом во внешкольное учреждение в свободное от уроков время ребёнок попадает в совершенно другую среду, в которой он может выразить свой творческий интерес, раскрыть в себе новые возможности. Ход развития личности, начатый школой, здесь зачастую не получает продолжения, ибо начинается совершенно новый его ход, скорее спонтанный, нежели организованный с учетом уже достигнутого школой.

Несомненен тот факт, что эстетическое воспитание средствами искусства современная педагогическая наука рассматривает как одно из ведущих образовательных воздействий, способствующих развитию духовного потенциала, формированию оптимистического мировоззрения, и, наконец, влияющих на формирование личности ребенка.

Духовное богатство человека, его интеллектуальная и физическая красота основываются на здоровом и гармонично развитом организме человека. Для многогранного художественно-эстетического развития личности необходимо использовать все средства эстетического воспитания и, прежде всего искусство и художественно творческую деятельность. Для этого важно создание и реализация комплексной программы эстетического воспитания детей, основанной на изучении хореографии в системе дополнительного образования.

Проблема исследования заключается в том, что в сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющими постоянное место в сетке школьного расписания, танец, так и не занял подобающего ему места в числе обязательных предметов образования школьников. Также нужно отметить, что уделяется недостаточное внимание со стороны ученых по отношению к занятиям хореографией как к средству эстетического воспитания детей, а также недостаточное количество кружков и студий, где руководство осуществляют квалифицированные хореографы, имеющие не только специальное (хореографическое), но и педагогическое образование.

3 стр., 1415 слов

Музыкальное образование и воспитание в Германии

... . Гуревич А. Средневековый мир [Текст] / А. Гуревич. − М.: Музыка, 1990. - 401 с. . Гуревич Е. Музыкальное воспитание и образование на немецких землях [Текст] / Е. Гуревич. − М.: Просвещение, 1991. - 312 ... с. . Ливанова Т. История западно-европейской музыки до 1789 года [Текст ...

Степень разработанности проблемы.

Теоретической основой для изучения специфики дополнительного образования являются концептуальные положения о развитии личности в дополнительном образовании (В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А. Горский, М.Б. Коваль); теории формирования всесторонне развитой личности, разработанной классиками отечественной педагогики (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); идея развития дошкольного воспитания на базе учреждений дошкольного образования (А.Я. В.И. Андреев, А.И. Щетинская); исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (В.Г. Бочарова, М.А. Валеева, И.В. Калиш).

Основополагающими положениями для полного рассмотрения данной проблемы явились работы, связанные с досуговой сферой (Ю.А. Стрельцова, Т.Н. Николаевой, В.Е. Новаторова).

Не менее важное значение для исследований имели исследовательские работы по социально-культурной и культурно-досуговой деятельности (Н.К. Баклановой, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, И.Н. Ерошенко, Ю.А. Стрельцова; и культурологии: Б.С. Ерасов и другие).

О влиянии искусства, как фактора формирования и развития личности ребенка, писали многие ученые (О.А. Апраксина, А.В. Луначарский, Л.А. Рапацкая, В.Н. Скатерщиков, Н.М. Сокольникова, Л.В. Тодоров, Е.А. Флерина, Т.Я. Шпикалова и др.).

Научные исследования в сфере педагогического обоснования и сопровождения творчески развивающей деятельности детей и подростков в условиях дополнительного образования охватывают ряд актуальных направлений: формирования и удовлетворения социального заказа образованию со стороны различных социальных групп (И.А. Маврина, О.В. Морева), досуговой составляющей социально-культурной деятельности (М.И. Долженкова, Т.Г. Киселева, Н.Н. Ярошенко); социализации детей и подростков в сфере досуга (Г.И. Фролова, С.А. Шмаков) и др.

Так же методологическими основами данной курсовой работы явились работы по самореализации личности в сфере культуры и досуга (И.В. Бестужев-Лада, В.Г. Бочарова, Б. Грушин и др.), а также по вопросам основ психологии личности (Г.М. Андреева, И.Ю. Кулагин и др.).

Не потеряли актуальности в наши дни и классические труды в области хореографии, посвященные развитию танцев (Г.П. Гусев, А.Я. Ваганова, Н.П. Базарова, В.А. Звездочкин, Н.А. Александрова, В.А. Голубева), а так же труды, посвященные различным аспектам развития хореографии среди детей и подростков (Е.Н. Громова, В.М. Пасютинская, А.Я. Цорн, Т.С. Лисицкая).

Творческая, художественная и познавательная ценность данных исследований очевидна, так как благодаря им, ученые находят наиболее совершенные и доступные пути (разрабатывают образовательные программы, вводят специальные и интегрированные курсы обучения), помогающие детям ориентироваться в мире искусства, знакомиться с художественной культурой, набираться жизненного опыта, реализовывать свои творческие возможности.

Изучение работ этих и других авторов позволили сформировать теоретическую базу курсовой работы.

Объект исследования –, Предмет исследования, Цель исследования –, Задачи исследования:, База исследования., Методами,, Практическая значимость исследования, ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА И ТЕХНОЛОГИИ

Важнейшей составляющей образовательного пространства России является дополнительное образование детей. Оно сочетает в себе воспитание, обучение и социализацию, поддерживает и способствует развитию талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.

46 стр., 22826 слов

«Соцализация детей младшего школьного возраста средсвами ...

... исследования. Цель исследования. Совершенствовать технологию работы по социализации младших школьников в театральной студии. Объект исследования . Социализация личности. Предмет исследования, Гипотеза исследования Социализация ребенка младшего школьного возраста будет более успешной, если при организации театрализованной деятельности ... нравственность, образование, культура и мировоззрение личности, ...

Развитие системы дополнительного образования в России началось с конца XIX века. Сначала стали возникать кружки, клубы, мастерские, дневные приюты для детей, летние оздоровительные лагеря. На государственном уровне развитие системы дополнительного образования начинается с ноября 1917 года.

Бурное развитие системы дополнительного образования позволило создать к 1940 году 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведение министерств культуры, путей сообщения, просвещения. После окончания Великой Отечественной войны Советское правительство также уделяло особое внимание развитию системы дополнительного образования. Постоянно увеличивалась численность Домов пионеров, станций юных техников, натуралистов и туристов, пионерских лагерей и детских спортивных школ [4].

По мере появления и трансформации дополнительного образования, возникали определения, отражающие сущность данного формирования. Одно из наиболее полных и отражающих сущность дополнительного образования стало определение В.А. Березиной о том, что дополнительное образование детей — это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, реализующих потребность детей и подростков в познании и творчестве.

Развитие системы дополнительного образования показало, что она является эффективным преемником внешкольной и внеклассной работы и воспитания. Система дополнительного образования является базисом, на котором основывается дополнительное образование детей.

Дополнительное образование является важным звеном в воспитании личности ребенка. Система дополнительного образования помогает учащимся в выборе будущей профессии, способствует их самореализации.

Система дополнительного образования имеет свою нормативно-правовую базу и опирается на общеобразовательные законодательные акты. Примерами данных законодательных актов являются – Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. и Федеральный закон «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. гласит о том, что «ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или ВУЗа». 1 В свою очередь Федеральный закон «Об образовании в РФ», статья 75, п.1 определяет значение дополнительного образования следующим образом: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей» [2].

25 стр., 12337 слов

«РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...

... развивает нравственные и эстетические предпочтения детей. Артикуляционный аппарат детей младшего возраста так же нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его развитию: правильное положение губ ... голосового аппарата, развитие связок и костно-мышечного аппарата ребёнка. Костная система дошкольника находится в стадии формирования - окостенение позвоночника, грудной клетки, таза ...

Несмотря на широкое правовое обеспечение системы дополнительного образования, она не ограничена государственными образовательными стандартами. Сейчас развитие системы дополнительного образование вышло на новый уровень, и переживает новый виток развития. Современная система дополнительного образования включает три составляющие:

  • создание территориальной сети учреждений дополнительного образования;

  • систему подготовки и переподготовки педагогических кадров;

  • типовые и авторские образовательные программы.

Эффективная интеграция всех этих трех составляющих создаст условия для дальнейшего развития системы дополнительного образования.

Система дополнительного образования позволяет создать условия для эффективного обучения и отдыха, как подростков, так и детей.

Основной целью системы дополнительного образования детей является создание технических и методических возможностей получения знаний, условий для творчества ребенка. Дополнительное образование детей основывается на поиске нетрадиционный путей выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности множество возможностей выбора своей судьбы и стимулирующее процессы личностного саморазвития.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся, а главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Своеобразие дополнительного образования проявляется в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей, в свободе выбора направлений деятельности, образовательной программы, в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога и в творческом характере образовательного процесса.

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его основные функции:

1) образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная – определение четких нравственных ориентиров, ненавязчивое приобщение к культуре;

18 стр., 8612 слов

Плюсы и минусы образования в россии. Плюсы и минусы современной ...

... плюсах и минусах которого до сих пор идут споры), но не нужно забывать, что все познается в сравнении. Попробуем выяснить, есть ли достоинства у современной системы образования. Немного о самой системе ... задают! И рефераты, и стихи, и сочинения... Порой задумываешься: неужели из наших детей с ... обучения: государственное; самообразование; дополнительное. Гибкими стали и формы изучения материала: в ...

3) креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) компенсационная – предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

5) рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

6) профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;

7) интеграционная – создание определенного психологического климата, позволяющего объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения;

8) функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

9) функция самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы, а педагоги основного и дополнительного образования должны работать в тесном сотрудничестве между собой.

В свою очередь, педагоги, работающие в сфере дополнительного образования, руководствуются внутренними организационными документами, такими как должностные инструкции педагога дополнительного образования, устав организации, календарно-тематические планы, штатное расписание.

Учреждения дополнительного образования решают задачи обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, решая задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя организовать содержательный досуг.

Выделяют следующие виды учреждения дополнительного образования: Центр, школа дополнительного образования, Дворец (Дом), клуб, станция, детский парк и др. Рассмотрим классификацию учреждений дополнительного образования подробнее.

Центр, как учреждение дополнительного образования – многопрофильное и многоуровневое учреждение, реализующее программы разных направлений и областей длительности. Центр создает, поддерживает, обеспечивает и развивает образовательную среду социокультурного и профессионального самоопределения, самореализации личности.

Центр – это учреждение, в структуре которого заложен механизм, обеспечивающий работу филиалов и координирующий реализацию их программ, продолжающих или углубляющих единое образовательное пространство. Такими филиалами могут быть театр, студия, мастерская, станция, клуб, школа, музей.

Школа в системе дополнительного образования детей – это система взаимосвязанных, преемственных программ одного профиля, позволяющих обучающимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования. Как правило, такие школы решают комплексные и разноуровневые задачи поэтапной допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки. Школы отличает наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, навыки, умения, учебный план, учитывающий пожелания детей и родителей по созданию факультативов, организации индивидуальной работы и консультаций; обязательной системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с выдачей соответствующего итогового документа, подтверждающего полученный уровень образования.

10 стр., 4900 слов

Воспитание детей искусством хореографии

... курсовой работы. 1. Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей 1.1 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир ...

Дворец (Дом) – самодостаточное учреждение дополнительного образования детей с гибкой организационной структурой, работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса (городское, областное и пр.).

Видами Домов могут быть:

  • Дом детского творчества.

  • Дом детского и юношеского туризма и экскурсий.

  • Дом художественного творчества (воспитания) детей.

Клуб – объединение детей и педагогов, созданное в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными или другими интересами, а также для отдыха и развлечения.

Типология клубов еще полностью не разработана, но различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие и др.); по степени организованности (официальные и неформальные).

В дополнительном образовании детей клуб может стать видом образовательного учреждения при условии наличия в нем длительных, многоуровневых программ профессионального самоопределения с адекватным методическим обеспечением, своеобразной социокультурной технологией воспитания и социализации.

Станция – профильное учреждение дополнительного образования, специально оборудованное для обучения по профильным программам и ведения наблюдения, исследования по определенному направлению, а также организующее временные профильные учреждения дополнительного образования (лагеря).

Детский парк – тип учреждения, основное предназначение которого – реализация дополнительных образовательных программ и услуг в природной среде, на территории парковой зоны.

Программы дополнительного образования реализуются как в специализированных центрах, так и в общеобразовательных учреждениях. Для школьников и учащихся организованы занятия в кружках, секциях, студиях, клубах.

Задачи в системе дополнительного образования детей, решение которых требует особого внимания:

  • обеспечение гарантий доступности дополнительного образования для всех групп детского населения и учащейся молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска» и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

  • обеспечение качества, эффективности дополнительного образования детей за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей, разработки инновационных образовательных программ, в том числе технического профиля, адаптивного спорта, обеспечивающих гибкость, вариативность, внутреннее развитие дополнительного образования;

  • развитие системы поддержки одаренных детей;

    1 стр., 428 слов

    Объявлены направления тем итогового сочинения в 2016-2017 учебном ...

    ... приема, которые будут опубликованы до 1 октября 2016 г. Особенности формулировок тем итогового сочинения Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, ... выпускников написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения или изложения ...

  • повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей;

  • повышение эффективности управления системой дополнительного образования региона;

  • создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений.

В настоящее время наблюдается тенденция к дальнейшему развитию системы дополнительного образования. Дополнительное образование отличает от основного образования по ряду признакам:

  • профильность;

  • личностная ориентация;

  • строгая практическая направленность;

  • многоуровневость.

По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы окружающего нас мира. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений.

Основными среди них являются:

  • художественно-эстетическое;

  • научно-техническое;

  • спортивно-техническое;

  • эколого-биологическое;

  • физкультурно-оздоровительное;

  • туристско-краеведческое;

  • военно-патриотическое;

  • социально-педагогическое;

  • культурологическое;

  • экономико-правовое.

Дополнительное образование, ориентированное на практическое освоение разных образовательных областей, способно компенсировать приведенный выше недостаток основного образования. Кроме того, практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается и в том, что ребенок пытается самостоятельно решать жизненно важные для себя проблемы, что, безусловно, оказывает влияние на его развитие [3].

Министерство образования и науки начинает реформу дополнительного образования. Преподавателями в кружках станут профессионалы в различных отраслях знаний, а к созданию образовательных проектов планируется привлекать крупные компании. На данный момент считается невозможным создавать стандарты для дополнительного образования из-за быстро меняющихся технологий. Поэтому систему дополнительного образования обещают сделать гибкой, чтобы она реагировала на эти изменения.

Таким образом, можно говорить о том, что дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования. А полнота образования может быть обеспечена только интеграцией основного и дополнительного образования.

23 стр., 11117 слов

Формирование и предоставление государственных услуг в сфере культуры ...

... федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной ... и библиографического списка. Глава 1. Теоретические основы государственных услуг в сфере культуры .1 Государственные услуги: понятие, содержание и классификация Для настоящей работы ...

Танец всегда играл особую роль в культуре каждого народа. Танец сопровождал человека всегда. В разные эпохи он являлся частью культуры, религии, воспитания, становился профессией, терапией, развлечением, спортом, искусством. Танцевали короли и простолюдины, аристократы и обитатели рабочих районов. На данный момент хореографическое искусство – массовое искусство доступное всем.

Хореография входит в программы дополнительного образования детей и подростков. Благодаря систематическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Занятия хореографией способствуют развитию общекультурного кругозора, формируют определенные эстетические принципы и ценности, а также позитивные физиологические показатели человека: физическое здоровье и выносливость, гармоничное телосложение. Занятие ребёнка танцем – это не просто знакомство и освоение азов хореографии, это приобщение к мировому культурному наследию, привитие любви к хореографическому искусству.

На данный момент особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития. У детей при занятии хореографией формируется определенная нравственная культура; вырабатывается социальная адаптация, помогающая им преодолевать сложные жизненные ситуации; формируется выраженное желание и умение самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития; формируется готовность к обучению в вузах и техникумах (не только творческой направленности) за счёт повышенной работоспособности, конкурентоспособности; формируется умение терпимо относится к любым видам искусства, в том числе и к национальному.

Хореографическое искусство в России регулируется основным нормативно-правовым актом – Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства. Данные требования разработаны с учетом обеспечения преемственности программы «Хореографическое творчество» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области хореографического искусства и сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

На данный момент хореография является достаточно перспективным направлением в искусстве. Хореографическое образование можно получить в учреждениях высшего и среднего специального образования, а также в системе дополнительного образования. К формированиям в системе дополнительного образования в области хореографии относятся студии и кружки при школах искусств.

Современная система дополнительного образования отличается постоянной, динамично развивающейся направленностью

37 стр., 18025 слов

Организация работы и творческой деятельности хореографического коллектива

... дипломной работы служила следующая литература: Бакланова Н.А. Профессиональное мастерство работника культуры: учебное пособие; Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельно художественном коллективе; Хореографическое образование ... дополнительным штрихом к образу». (9,71) Должен замечать исполнительскую погрешность в массе танцовщиков. Глаз балетмейстера, ... это искусство, а всякое искусство должно ...

на потребности и интересы общества, инновационные разработки. В современных условиях большое значение приобретает образ всесторонней гармонично развитой личности, возведение человека к нормам духовности и морально-нравственным идеалам, образцам эстетичной направленности, где место культурного воспитания имеет огромное значение, так как всесторонне развитый индивид способен стать хорошим специалистом в любой отрасли.

Раскрыть потенциал ребенка, комплексно организовать процесс обучения, систематизировать полученные знания в конечный продукт умения-навыки – основные задачи педагога. Но в последнее время, недостаточно простого взаимодействия в рамках схемы «педагог-воспитанник». Необходимо полное всестороннее погружение не только в педагогический процесс, но и в полноценное общение, контакт ребенка и взрослого, анализ привычного окружения и естественного поведения воспитанника в нем [5].

Большое значение в воспитательном процессе в системе дополнительного образования в области хореографического искусства имеет мотивация ребенка на хорошую, продуктивную работу, и, как следствие, получение желаемого результата.

Мотивационный фактор для каждого ребенка свой. В то время, как одного заинтересует сам процесс, другой будет ориентирован на конечный результат, третьего же подстегивает «соревновательный» момент внутри группы.

Задача педагога – определить те субъекты, которые влияют на мотивационную активность обучающегося в области хореографического искусства.

Дальнейшая педагогическая деятельность при работе с детьми в системе дополнительного образования в области хореографического искусства должна строиться на основании выводов, полученных вследствие изучения особенностей личности каждого ребенка. Данные результаты позволяют педагогу выбрать и соответствующую структуру занятия для конкретных групп и каждого ребенка в частности:

Огромное значение в работе педагога дополнительного образования в области хореографического искусства играет вовлечение родителей и опекунов в учебный процесс детей. Эмоциональная подготовка взрослых людей к возможным вариантам развития подросткового образования не просто необходима, скорее обязательна, ведь несоответствие ожидания родителей конечным результатам воспитательной деятельности – явление довольно распространенное. Педагог дополнительного образования в области хореографического искусства должен максимально приблизить результат обучения воспитанника к требованиям их родителей, в тоже время если данное уравнение невозможно свести к максимально благоприятному результату, сгладить реакцию взрослого человека на конечный результат образовательной программы.

Вовлечение ребенка в творческую среду способствует укреплению личностной позиции, дает свободу выбора в принятии решений, полностью реализует скрытый потенциал и совокупность возможностей.

В настоящее время необходимо обратить внимание на уровень подготовки педагогов дополнительного образования в области хореографического искусства.

Разработка долгосрочной стратегии связана с определением методологических и теоретических основ педагогической системы данного типа, выработкой достаточно универсальной модели решения этой задачи.

При этом уровень подготовки к профессиональной деятельности может быть существенно повышен, если:

  • созданы, аргументированы и поняты педагогическими кадрами методологические и теоретические основы системы дополнительного образования в области хореографического искусства;

  • готовые методологические и теоретические основы педагогического процесса обеспечивают его индивидуальную ориентацию, учитывают логику системы дополнительного образования в области хореографического искусства, совместно с воспитательными целями;

  • процесс образования в системе дополнительного образования в области хореографического искусства приведен в соответствие с закономерностями и тенденциями современного общества;

  • система обучения предусматривает вектор на решение профессионально-ориентированных задач на основе использования педагогических средств, методов, принципов, приемов и опирается на логику системы дополнительного образования в области хореографического искусства.

Педагог дополнительного образования в области хореографического искусства должен стремиться к активности, к «саморазвертыванию», к саморазвитию, самосовершенствованию, динамичности, умению добиваться успеха, быть широко образованный, профессионально подготовленный, творческий, способный решать сложные профессиональные задачи в быстро изменяющихся условиях, смело принимать новаторские решения и проводить их в жизнь на протяжении всей жизни.

Реализация педагогического процесса поставит педагога дополнительного образования в области хореографического искусства перед необходимостью овладеть инновационными, дополнительными профессиональными качествами: психолого-педагогического профиля, разнопланового хореографа (современному, классическому, народно-сценическому, бальному танцу).

Специфика проявления обусловлена широкой эрудированностью педагога-воспитателя, внутренней собранностью, готовностью к экспромту и импровизации, построению учебно-воспитательного процесса, убедительного, на высоком уровне наглядного показа и способностью творчески развивать познавательные эстетические потребности в обучении искусству танца.

Перспективный, всеохватывающий, многоуровневый образовательный процесс воспитания и обучения предполагает владение педагога навыками комбинирования, составления, разработки многообразия возможностей проведения программы, особенностей хореографической направленности, возможности научить воспитанника. Для этого они должны обладать такими профессиональными качествами личности, как:

  • собственное видение;

  • эстетический вкус;

  • разносторонность, обширный кругозор;

  • фантазия при работе с музыкальным материалом, ритмичность;

  • приятная внешность;

  • большие творческие амбиции;

  • владение актерским мастерством;

  • интуиция;

  • коммуникативные навыки.

Выделенные профессиональные качества личности педагога дополнительного образования в области хореографического искусства выражают идею приоритетности свободной формы сотрудничества педагога и воспитанника, перспективность форм работы, обмен культурными и профессиональными ценностями не только опытного хореографа и подростка, но и самих подростков между собой. Содержание образования в области хореографического искусства должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации.

При формировании содержания и методик воспитания на всех этапах, системы дополнительного образования в области хореографического искусства, с соблюдением преемственности во всех формах, методах и средствах необходимо руководствоваться как традиционными педагогическими методами, так и инновационными.

Как и все сферы культуры и искусства, хореография имеет свои проблемы, требующие рассмотрения и дальнейшего решения. В деятельности педагогов главным отрицательным моментом является увеличение документации. Так же отмечается недостаточность оснащения современными материально-техническими средствами кабинетов хореографии, а также отсутствие свободных кабинетов для внеурочной деятельности.

Недостаточность информационно-методических ресурсов необходимых для освоения программ в соответствии с планируемыми результатами так же является основной проблемой дополнительного образования в области хореографии, так как хореограф, должен уметь пользоваться не только текстовым редактором, но и создавать презентации, использовать цифровое и мультимедийное оборудование на занятии.

Существующая нормативно правовая база во многом регулирует хореографическое искусство, определяет основные направления и тенденции, но не решает вышеперечисленные проблемы. Для разрешения данных трудностей необходимо создать комплекс мер по увеличению финансирования и, как следствие, решатся проблемы с материально-технической базой. Так же необходимо обратить внимание на переподготовку и переквалификацию кадров дополнительного образования в области хореографии, что поможет лучше освоить программы, улучшить результативность и расширить кругозор педагогов.

Одним из средств эстетической культуры, воздействующих на школьников через творческую деятельность, является искусство хореографии. Но, несмотря на очевидную, разностороннюю пользу танцев, многие считают их несерьёзным занятием. Значение уроков хореографии не представляет для многих учащихся определенной ценности. При большой загруженности детей уже в начальной школе танцы стоят далеко не на первом месте. Очевиден приоритет английского языка и спортивных секций, особенно в условиях богатого разнообразия и доступности. Танцы как развлечение бросают или приостанавливают очень легко. «Двойка? Не успел? Устал? Виноваты танцы. И ни ногой, пока не исправишься!»

Проблема состоит еще в том, что здесь нет единого стиля. Сколько школ и групп, столько и стилей, техник, своих особенностей. Кроме того, есть много детей, искушенных выездами за границу, музыкальными и театральными впечатлениями. Чтобы урок прошел интересно, приходится находиться в вечном поиске новых идей и вдохновения. Но на практике в связи с недостаточным научно-методическим обеспечением в области эстетического воспитания средствами хореографии, недостаточной ориентацией учебных пособий и рекомендаций, слабой мотивацией и большой загруженностью преподавателей наблюдается нехватка интересных образовательных программ и педагогических находок, пассивность педагогов, творческая ограниченность. Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимальном их сочетании. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала, конечно, работает на качество его усвоения, что в дальнейшем будет являться прочным фундаментом знаний. Но чревато механическим повторением и потерей интереса.

Занятия танцами – это не просто досуг, и это прекрасно понимают те, кто идет через этот нелёгкий, но очень интересный путь. Любой опытный танцор и преподаватель понимает, что без многократного повторения и тренировки тела трудно рассчитывать на большой прогресс в танце. Занятия школьников, уставших после уроков, танцами оказываются не только развлечением, но и ещё одним, дополнительным видом деятельности, где необходимо старание, упорство, усилие над собой.

Говоря о факторе частоты занятий, необходимо помнить, что тренировки один раз в неделю даже вредны для организма, т.к. большая и резкая нагрузка ухудшает здоровье. За два раза в неделю прирост в обучении весьма небольшой, скорее это будет поддержание уже имеющегося уровня развития; а занятия три и более раз в неделю дают качественный прирост. Но традиционно в системе образования принято делать два занятия в неделю, да ещё учитывая тот факт, что времени на повторение пройденного материала дома у учащихся, как правило, нет. Поэтому проблема, что дети забывают изученный материал, закономерна и понятна. Если занятия проходят редко, то большая часть информации забывается, если часто, то остаётся и наращивается. Проблема запоминания нового материала – одна из самых актуальных для педагога. А потому учителю-хореографу постоянно приходится искать способы, приёмы и методы, при которых 80-90% новой информации усваивается на самом учебном занятии.

К тому же, в силу психофизических особенностей человека у учащегося интерес падает как от чрезвычайно простых, так и от сложных элементов. Если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то она ведёт за собой развитие способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл «зоной потенциального развития». Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведёт за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей и только; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и также не приводит к формированию новых умений и навыков. Какой же выход? Вот некоторые рекомендации, опираясь на большой практический опыт многих коллег: повышаем и меняем задачи через такие интервалы, чтобы ученикам было легко достигать прогресса, они почувствуют свою успешность и захотят её подкрепить; метод разучивания по частям (движение делится на простые части и каждая часть разучивается отдельно, распределяя внимание между различными движениями, манерой исполнения, музыкальностью) в сочетании с целостным методом разучивания (в замедленном темпе); исполняем элементы, постепенно увеличивая уровень их сложности; учим в обратном порядке, чтобы идти от нового к известному, отлично выученному в начале; метод временного упрощения движения (сложное упражнение сводится к простой структуре и разучивается в таком виде, затем движение усложняется, приближаясь к законченной форме);

  • меняем виды деятельности и задач;
  • даём задание придумать небольшие композиции из пройденных па;
  • применяем игровые и творческие задания, конкурсные уроки;
  • поощряем любые попытки к старанию, удачно исполненное движение, танцевальную одежду, осанку;
  • подчеркиваем любое улучшение во всем, что касается танцевального мастерства, характера, имиджа и т.д.

Ещё один вид затруднений, встречающийся на занятиях танцами. Оказываются «наказанными» не только неуспевающие, но и яркие, самые способные дети, схватывающие на лету, опережающие остальных. У них всё получается легко, быстро, точно, мы хвалим их, ставим в пример и используем их помощь на занятиях. И вдруг замечаем, что, несмотря на свои успехи и активную позицию в группе, ученик теряет стимул и заинтересованность в быстром освоении нового. «Зачем мне стараться? У меня и так всё получается». Психологические эксперименты показали, что полный и легко достижимый успех также плохо сказывается на способностях и как следствие, на обучении, как и поражения. Такие дети сразу понимают и выполняют предложенные движения, и если педагог не найдёт способ их заинтересовать, их ожидает скука и раздражение, пока то же самое не поймут другие ученики группы.

Конечно, не хвалить и по достоинству не оценивать нельзя. Следуя советам специалистов в области образования, предлагаем группе задания разной сложности, на выбор. Например, обязательный минимум, посильный любому ученику, тренировочные задания (для желающих хорошо знать и уметь) и творческие, выполняемые по желанию. При этом самостоятельный выбор уровня и количества заданий даёт учащимся дополнительную возможность самореализации, придаёт дух соревновательности. Реализовывается психологическая потребность в прохождении всевозможных испытаний для подтверждения своей умелости, а предмет изучения становится интереснее. Ведь в изучении танцев (как и в большинстве других областей) нет предела, «потолка», есть лишь определённые степени овладения этим искусством. Каждое танцевальное движение или фрагмент могут отрабатываться и совершенствоваться до бесконечности.

С прохладным отношением к танцам общества в целом, о котором говорилось вначале, связана ещё одна проблема педагога-хореографа – наказание ребёнка родителями путём лишения удовольствия, т.е. временный запрет на посещение ваших занятий. Отнимая у ребёнка его небольшие радости, родители огорчают его. Кстати, если ребёнок расстроен тем, что не может пойти на ваше занятие – празднуйте победу. Очевидно, что ему у вас нравится.

Запрещая ребенку посещать занятия, родитель меньше всего думает о процессе обучения, работе коллектива и о том, что это будет неудобно педагогу. (Но наша цель – не осуждать и оценивать, а разобраться, что делать нам, коллегам, любящим свою работу).

То же самое происходит, когда ребёнка забирают с репетиции или концерта без предупреждения. Т.е., решая сегодня одну проблему, родители создают другую, ведь «завтра» прощёное родителями дитя отстанет от группы и получит новую долю негативных эмоций. Чтобы свести такой риск к минимуму, необходимо больше общаться с родителями, устанавливать доверительные отношения с ними, хвалить их детей. И те, и другие должны знать о важной роли юного артиста в вашем коллективе. Как правило, никто не хочет специально подводить педагога и коллектив, особенно если родители видят, что вы действуете в интересах ребёнка. Один из способов преодоления ситуации – корректировка проведения занятия педагогом, что есть по сути прекрасная возможность самосовершенствования. Такие занятия развивают у педагога мобильность мышления и творческий подход, ведь ему приходится действовать в нестандартной ситуации. Повторим с другими то, что у них хуже получается, не «зацикливаясь» на отсутствующем ученике.

К тому же, наказывая ребёнка непосещением занятий, родитель, не только лишает его радости в обучении, снижая мотивацию к образованию, но и создает ситуацию, когда учащийся находит себе другие виды досуга, которые далеко не всегда обладают высоким духовно-нравственным потенциалом.

Говоря о теме пропусков занятий, сделаем акцент на важности взаимопомощи, выручки и поддержки среди детей. Многие ученики группы между собой дружат, а многие ли показывают друг, другу движения, помогая тому, кто пропустил? Чаще всего никто не догадывается ни спросить, ни предложить. А ведь детские души отнюдь не лишены чувства доброты и поддержки. Кстати, показать и объяснить новый материал другим – это прекрасный способ выучить его самому, который ещё и даёт возможность обнаружить свои пробелы.

В отечественной системе дополнительного образования существует множество детских коллективов, кружков и студий, руководители которых направляют усилия на изучение основ танцевальной грамоты. Взаимодействие педагога с детьми часто сводится к преподаванию практических умений и минимума теоретических знаний. Возможное разнообразие форм учебной работы сводится к однотипным занятиям – изучению последовательности движений в разных танцах (на профессиональном языке «связкам»), влекущим за собой переутомление, эмоциональное напряжение, мышечную усталость. Как сделать обучение хореографии менее жёстким, пробудить и поддерживать у него интерес к занятиям, найти сферу приложения способностей каждого и развить то, что заложено от природы? Каждый ребёнок стремится быть не только наблюдателем, но и активным участником процесса обучения. Если деятельность ребёнка – творческая, она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. В этой связи важной является музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность детей. Такая деятельность связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в себе новых возможностей, к приложению необходимых усилий для преодоления трудностей. Особенно важно, чтобы участие в сочинении танца, его исполнении и восприятии было ребенку по силам

Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приёмов, методов и форм могут обеспечить эффективность обучения. Уроки не должны быть одинаковыми, тем более в дополнительном образовании! Однообразие всегда утомляет. Один из способов развития познавательной активности учащихся – это применение современных мультимедиа технологий. С их помощью учебный материал можно представить как систему ярких опорных образов, позволяющих облегчить запоминание и усвоение материала. Более того, сегодня изменение технологии обучения и формы представления образовательной информации являются требованием времени. Компьютер с проектором пригодится на теоретических частях занятия для изучения стилей танцев, для уроков с видео-тренером, камера – для съемок и работы над ошибками. Активным, творческим, пробуждающим в детях художественное и творческое начало должен быть весь процесс обучения танцу. Через танцы проходят почти все люди, все дети. Это один из наиболее стабильных видов досуга молодежи. Сегодня в школе если и присутствуют элементы хореографии, то как некое исключение из правил: обычно это выступления учащихся, которые занимаются различными направлениями танцевального искусства «профессионально». Для большинства же детей красивые и слаженные движения под музыку на публике кажутся чем-то недостижимым. Но ведь все хорошее хочется попробовать самому, а где это сделать, если не в школе? Искусство танца в той или иной степени доступно для изучения любому ребенку независимо от его природных дарований и возраста. Осваивая танцевальную лексику, ребенок не просто воспринимает красивое, но и преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна [16, с.34].

Так важно найти подход к каждому ребенку, завоевать симпатии детей, разглядеть в каждом только ему присущие качества. Главная наша задача – не только дать детям знания, умения, навыки, но создать условия для свободного владения ими, их творческого использования.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ В «МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «ПИРАМИДА» ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН»

2.1 Условия и характеристика дополнительного образования в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр творчество «Пирамида» Тимашевский район.

Муниципальное автономное учреждении дополнительного образования «Центр творчество «Пирамида» наряду с основными образовательными программами реализует программы дополнительного образования детей и взрослых и программы дополнительного профессионального образования.

Дополнительные образовательные программы для детей и взрослых и дополнительные профессиональные программы осуществляет сектор дополнительного образования для детей и взрослых, который является структурным подразделением Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Центр творчества «Пирамида», имеет самостоятельную структуру и находится в подчинении директора.

Общими задачами Центра творчества детей и взрослых являются:

  • удовлетворение потребностей специалистов в получении новых знаний о достижениях в отраслях культуры и искусства, передовом отечественном и зарубежном опыте; проведение повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки специалистов, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных граждан, подготовка их к выполнению новых трудовых функций;

  • помощь в профессиональной ориентации учащихся с учетом их индивидуально-личностных особенностей;

  • консультационная деятельность;

  • реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей;

  • предоставление дополнительных образовательных услуг для взрослых.

В своей деятельности Центр творчества детей и взрослых руководствуется Федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа управления образованием, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Уставом, приказами директора колледжа, а также Положением.

Центр творчества детей и взрослых реализует следующие виды дополнительного образования и дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку, подготовку к поступлению в образовательные организации среднего профессионального образования, оказание дополнительных образовательных услуг для детей и взрослых.

Целью реализации программы повышения квалификации должно быть совершенствование и получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, или повышение профессионального уровня. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года.

Целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Целью реализации программы профессиональной переподготовки должно быть формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации. Форма и сроки обучения устанавливаются в соответствии с целями обучения. Уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности.

Цель дополнительных образовательных услуг для детей и взрослых удовлетворение образовательных и личных потребностей граждан.

Общее руководство деятельностью дополнительного образования для детей и взрослых осуществляет директор колледжа.

Директор центра:

Работу дополнительного образования детей и взрослых возглавляет заведующий по воспитательной работе дополнительного образования детей и взрослых, назначаемый из числа лиц преподавательского состава, имеющих стаж практической работы на преподавательских должностях не менее 5 лет и опыт организаторской работы. Сектором дополнительного образования на данный момент заведует Плохая В.С.

Назначение на должность и освобождение от должности заведующего дополнительного образования детей и взрослых осуществляется приказом директора центра. В пределах своих полномочий он подготавливает приказы и распоряжения, обязательные для всех категорий работников и слушателей.

Слушателями дополнительного образования являются лица, зачисленные на обучение приказом директора центра на соответствующие программы дополнительного профессионального образования и дополнительного образования детей и взрослых.

Права и обязанности слушателей определяются законодательством Российской Федерации, Уставом и правилами внутреннего распорядка центра творчества.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией.

Условия дополнительного образования:

  • сотрудники дополнительного образования для детей и взрослых имеют право участвовать в обсуждении вопросов, связанных совершенствованием учебного процесса и повышения качества подготовки слушателей;

  • сотрудники центра творчества детей и взрослых имеют право запрашивать у руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для осуществления своих функций;

  • дополнительного образования детей и взрослых может издавать распоряжения, касающиеся учебной и учебно-методической деятельности сектора дополнительного образования детей взрослых.

К реализации программ дополнительного профессионального образования и дополнительного образования детей и взрослых могут привлекаться высококвалифицированные преподаватели из преподавательского состава центра творчества, а также преподавателей из других образовательных организаций, руководителей художественных коллективов, солисты.

Педагоги центра творчества имеют право:

  • пользоваться в установленном порядке информационными и методическими фондами, а также услугами учебных, научных, социально-бытовых, других подразделений колледжа;

  • обжаловать приказы и распоряжения администрации колледжа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

  • участвовать в формировании содержания образовательных программ, выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного и научного процессов.

Дополнительного образования детей и взрослых осуществляет сотрудничество в области повышения квалификации или профессиональной переподготовки специалистов, педагогической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе соответствующих соглашений и договоров.

Центр творчества осуществляет свою деятельность во взаимодействии со всеми структурными подразделениями центра.

Дополнительное образования детей и взрослых несет ответственность:

  • за ненадлежащее исполнение или неисполнение должностных обязанностей своими преподавателями, предусмотренных настоящим Положением в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;

  • за качество предоставляемых образовательных услуг дополнительного образования.

На данный момент Центр творчества «Пирамида» имеет ряд проблем, требующих дальнейшего решения. Среди них – нехватка финансирования, и, как следствие, слабая материально-техническая база. Проблемы данного вида могут отрицательно сказываться на качестве предоставляемых услуг, а при отсутствии их решения, учреждение может лишиться целевой аудитории, и вследствие, понести нежелательные убытки.

2.2 Социологическое исследование удовлетворенности услугами дополнительного образования в области хореографии, предоставляемыми в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр творчества «Пирамида»

I. Методологический раздел программы

Актуальность исследования. Особое место в реализации творческих возможностей детей принадлежит многочисленным социально-культурным институтам, а также системе дополнительного образования. Именно в рамках внешкольной работы разнообразных досуговых центров, комплексов и образовательных учреждениях в последнее время создаются инновационно-экспериментальные площадки, на которых дети имеют возможность само реализоваться, выбрать занятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами. Свобода и возможность выбора любимых занятий во внешкольных учреждениях особым образом влияют на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, на базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессиональной деятельности, «примерить» ее к своим возможностям и творческого потенциала детей. С приходом во внешкольное учреждение в свободное от уроков время ребёнок попадает в совершенно другую среду, в которой он может выразить свой творческий интерес, раскрыть в себе новые возможности. Ход развития личности, начатый школой, здесь зачастую не получает продолжения, ибо начинается совершенно новый его ход, скорее спонтанный, нежели организованный с учетом уже достигнутого школой.

Несомненен тот факт, что эстетическое воспитание средствами искусства современная педагогическая наука рассматривает как одно из ведущих образовательных воздействий, способствующих развитию духовного потенциала, формированию оптимистического мировоззрения, и, наконец, влияющих на формирование личности ребенка. Духовное богатство человека, его интеллектуальная и физическая красота основываются на здоровом и гармонично развитом организме человека. Для многогранного художественно-эстетического развития личности необходимо использовать все средства эстетического воспитания и, прежде всего искусство и художественно творческую деятельность. Для этого важно создание и реализация комплексной программы эстетического воспитания детей, основанной на изучении хореографии в системе дополнительного образования.

Проблема исследования заключается в том, что в сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющими постоянное место в сетке школьного расписания, танец, так и не занял подобающего ему места в числе обязательных предметов образования школьников. Также нужно отметить, что уделяется недостаточное внимание со стороны ученых по отношению к занятиям хореографией как к средству эстетического воспитания детей, а также недостаточное количество кружков и студий, где руководство осуществляют квалифицированные хореографы, имеющие не только специальное (хореографическое), но и педагогическое образование.

Цель исследования, Задачи исследования:

  • выявить осведомленность опрашиваемых о понятии системы дополнительного образования;
  • проанализировать заинтересованность учащихся в программах дополнительного образования в области хореографии «Центр творчества «Пирамида»;
  • определить основные проблемы, связанные с развитием системы дополнительного образования в области хореографии «Центр творчества «Пирамида»;
  • выявить уровень удовлетворенности услугами дополнительного образования в области хореографии, предоставляемыми в «Центр творчества «Пирамида»;
  • определить вектор развития и возможности развития системы дополнительного образования в области хореографии «Центр творчества «Пирамида».

Объект исследования, Предмет исследования, Логический анализ основных понятий.

Центр – это учреждение, в структуре которого заложен механизм, обеспечивающий работу филиалов и координирующий реализацию их программ, продолжающих или углубляющих единое образовательное пространство. Такими филиалами могут быть театр, студия, мастерская, станция, клуб, школа, музей.

Клуб – объединение детей и педагогов, созданное в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными или другими интересами, а также для отдыха и развлечения.

Хореография — (от др.-греч. χορεία — хороводная пляска, хоровод + γράφω — записывать, писать) — искусство сочинения и сценической постановки танца, первоначальное значение — искусство записи танца балетмейстером.

Дополнительное образование — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании. Сущностно-мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

Специфика – особенная черта.

II. Методико – процедурный раздел программы.

План исследования

III. Аналитический раздел.

По результатам социологического исследования изучения «Проблемы специфики организации дополнительного образования в области хореографии в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования Центр творчества «Пирамида».

Дата проведения анкетирования: в рамках реализации социологического исследования «Специфики организации дополнительного образования в области хореографии в Центре творчества » с 20 января по 10 февраля 2020 года было проведено социологическое исследование по выявлению удовлетворенности родителей услугами дополнительного образования в области хореографии в Центре творчества «Пирамида».

Цель исследования заключалось в анализе деятельности образовательного учреждения Центр творчества «Пирамида» Тимашевского района, для выявления и устранения недочетов в работе дополнительного образования в области хореографии. В исследовании были использованы следующие методы сбора информации: опрос.

Условия анкетирования: В анкетах респондентам было предложено 15 вопросов (10 открытых вопросов и 5 полузакрытых).

Вопросы были сформированы в основные блоки, которые позволили собрать информацию по заявленной проблеме исследования в следующих направлениях: 1 блок – специфика дополнительного образования, 2 блок – проблема развития хореографического объединения в учреждении дополнительного образования в Центре творчества «Пирамида», 3 блок – социально-демографические особенности респондента. Всего было опрошено 15 респондентов, возрастом от 25 до 65 лет. Выборка была основана на привлечение к опросу родителей детей, которые посещают данное учреждение дополнительного образования.

В результате проведенного исследования были и получены следующие социальные данные:

Объект исследования 1

Большинство опрошенных считают, что смысл дополнительного образования заключается в развитии интересов, способностей ребенка (50%), однако 35% респондентов не отрицают того, что дополнительное образование — это самопознание и самосовершенствование ребенка. А также среди опрошенных есть процент, который считает, что смысл дополнительного образования в познании, понимании окружающей жизни (10%) и возможности стать успешным человеком (5%).

Объект исследования 2

Меньше половины опрашиваемых считают, что во время занятий по программам дополнительного образования преимущественно у ребенка развиваются физические качества (сила, ловкость, координация (25%) и личностные качества (дисциплина, внимательность, аккуратность и т.п )(20 %).

Остальной процент респондентов не отрицают того, что также у ребенка развиваются навыки общения и навыки само презентации (15%), навыки и умения (10%), интеллектуальные способности (10%).

Также существует мнение, что во время занятий по программам дополнительного образования ребенок расширяет кругозор, повышает эрудированность (5%), повышает общий культурный уровень (5%) и интерес к учебной деятельности (10%).

Объект исследования 3

Подавляющее количество ответивших указывают главной причиной выбор детского объединения дополнительного образования в нашем учреждении – удобства расположение, близость к месту проживания (35%) и хороший педагогический состав (30%).

Также 20% респондентов отмечают высокий уровень преподавания (20%).

Небольшой процент выбрали детское объединение дополнительного образования в нашем учреждении в силу хорошей репутации (10%) и так как данные детские объединения посещают знакомые ребенка (5%).

Объект исследования 4

Большинство респондентов указали, что их ребенок кроме объединений нашего учреждения не посещает больше никакие кружки дополнительного образования (40%).

Большой процент опрашиваемых помимо нашего учреждения отдали предпочтения другим детским объединениям в учреждении дополнительного образования (25%) и секциям спортивных школах (20%).

Небольшой процент опрошенных ответили, что их ребенок посещает детские объединения в другой общеобразовательной школе (10%) Остальные 5% оставили свой ответ на данный вопрос (5%).

Объект исследования 5

Большинство опрошенных указали, что полностью удовлетворены успехами своего ребенка в результате занятий в системе дополнительного образования в области хореографии(90%), Остальные 10% на данный момент времени удовлетворены, но не в полной степени 10%.

Объект исследования 6

По результатам вопроса анкеты большая часть респондентов утверждает, что ребенок всегда с удовольствием посещает занятие (75%), но и также 20% опрошенных утверждают, что временами интерес ребенка к занятиям снижается (20%).

Остальные 5% опрошенных не смогли дать ответ по данному вопросу.

Объект исследования 7

По результатам данного вопроса все респонденты полностью удовлетворены профессионализмом педагога дополнительного образования в области хореографии (100%)

Объект исследования 8

По результатам данного вопроса все респонденты полностью удовлетворены взаимоотношениями педагога дополнительного образования с обучающимися (100%).

Объект исследования 9

Больше половины опрошенных полностью удовлетворены качеством дополнительного образования, предоставляемого учреждением (85%).

Несмотря на это имеется процент респондентов, которые остаются не удовлетворены (5%) или, но не в полной мере (10%).

Объект исследования 10

Все опрошенные систематически получают информацию о режиме работы коллектива. (100%)

Объект исследования 11

100% респондентов утверждают, что в любой момент могут получит информацию о мероприятиях, конкурсах и изменениях, происходящих в учреждение.

Объект исследования 12

Большую часть опрашиваемых составляют женщины (75%), а остальную часть мужчины (25%)

Объект исследования 13

Большинство опрошенных на данный момент пребывают в возрасте от 36 до 45 (50%) и от 26 до 35 (35%).Небольшой процент респондентов составляют люди, находящиеся в возрасте от 46 до 55(10%) и до 25(5%).

Объект исследования 14

По результатам данного вопроса выяснилось, что 90% опрошенных состоят в браке, а 10% в разводе.

Объект исследования 15

15. Сколько у Вас детей?

Объект исследования 16

Больше половины опрошенных имеют двоих детей (65%), а остальные 35 % одного ребенка.

Результаты проведенного исследования показали, что родители обучающихся рассматривают дополнительное образование, сугубо как саморазвитие и самосовершенствование, но не один из респондентов не рассматривает хореографию как будущую профессию своего ребенка. В целом родители удовлетворены педагогами, но присутствует мнение, что иногда у детей снижается интерес к занятиям, это говорит о том, что педагогам нужно развивать свои профессиональные знания и навыки в области хореографии. Обобщая полученную информацию, следует отметить, что результаты исследования основаны на показателях, полученных из заполненных анкет. Анализируя заполненные анкеты, видно, что имеются проблемы в специфики организации дополнительного образования в области хореографии в «Центре творчества «Пирамида».

Проведенный опрос позволил сделать выводы о том, что роль дополнительного образования в современном мире несомненна. Благодаря, правильной специфики организации дополнительного образования в области хореографии, можно достигнуть наилучших результатов в педагогической и творческой деятельности. Для устранения выявленных проблем в специфике организации дополнительного образования в области хореографии в «Центре творчества «Пирамида» выдвинуты некоторые рекомендации:

1. укрепление материально-технического ресурса учреждений дополнительного образования;

2. разработка образовательных разнообразных и индивидуальных программ в сфере дополнительного образования в области хореографии;

3. обеспечение взаимодействия с учреждениями социально-культурной сферы и образовательными организациями города с целью популяризации данного учреждения и привлечения детей в группы;

4.обеспечение квалифицированных специалистов в учреждении дополнительного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из наиболее важных задач современного общества является решение проблемы способа организации детьми своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Процесс социализации личности активизируется как на уровне сознания, так и поведения, поэтому правильная организация свободного времени в детский период является важным фактором как интеллектуального, так и физического развития.

Особое место в реализации творческих возможностей детей принадлежит многочисленным социально-культурным институтам, а также системе дополнительного образования. Для многогранного художественно-эстетического развития личности необходимо использовать все средства эстетического воспитания и, прежде всего искусство и художественно творческую деятельность. Для этого важно создание и реализация комплексной программы эстетического воспитания детей, основанной на изучении хореографии в системе дополнительного образования.

На данный момент считается невозможным создавать стандарты для дополнительного образования из-за быстро меняющихся технологий. Поэтому систему дополнительного образования обещают сделать гибкой, чтобы она реагировала на эти изменения. Таким образом, можно говорить о том, что дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования. А полнота образования может быть обеспечена только интеграцией основного и дополнительного образования.

Как и все сферы культуры и искусства, хореография имеет свои проблемы, требующие рассмотрения и дальнейшего решения. В деятельности педагогов главным отрицательным моментом является увеличение документации. Так же отмечается недостаточность оснащения современными материально-техническими средствами кабинетов хореографии, а также отсутствие свободных кабинетов для внеурочной деятельности.

Существующая нормативно правовая база во многом регулирует хореографическое искусство, определяет основные направления и тенденции, но не решает вышеперечисленные проблемы. Для разрешения данных трудностей необходимо создать комплекс мер по увеличению финансирования и, как следствие, решатся проблемы с материально-технической базой. Так же необходимо обратить внимание на переподготовку и переквалификацию кадров дополнительного образования в области хореографии, что поможет лучше освоить программы, улучшить результативность и расширить кругозор педагогов.

На данный момент сектор дополнительного образования Центр творчества «Пирамида» имеет ряд проблем, требующих дальнейшего решения. Среди них – нехватка финансирования, и, как следствие, слабая материально-техническая база. Проблемы данного вида могут отрицательно сказываться на качестве предоставляемых услуг, а при отсутствии их решения, учреждение может лишиться целевой аудитории, и в следствие, понести нежелательные убытки.

Для выявления уровня удовлетворенности услугами дополнительного образования в области хореографии, предоставляемыми в Центре творчества «Пирамида», нами было проведено социологическое исследование. Результаты проведенного исследования показали, что родители обучающихся рассматривают дополнительное образование, сугубо как саморазвитие и самосовершенствование, но не один из респондентов не рассматривает хореографию как будущую профессию своего ребенка. В целом родители удовлетворены педагогами, но присутствует мнение, что иногда у детей снижается интерес к занятиям, это говорит о том, что педагогам нужно развивать свои профессиональные знания и навыки в области хореографии.

Обобщая полученную информацию, следует отметить, что результаты исследования основаны на показателях, полученных из заполненных анкет.

Проведенный опрос позволил сделать выводы о том, что роль дополнительного образования в современном мире несомненна. Благодаря, правильной специфики организации дополнительного образования в области хореографии, можно достигнуть наилучших результатов в педагогической и творческой деятельности.

В связи с этим, считаем целесообразным предложить следующие рекомендации:

1. укрепление материально-технического ресурса учреждений дополнительного образования;

2. разработка образовательных программ в сфере дополнительного образования в области хореографии;

3. обеспечение взаимодействия с учреждениями социально-культурной сферы и образовательными организациями города с целью популяризации данного учреждения и привлечения детей в группы;

4. разработка стратегических программ по участию дополнительного образования в межрегиональных и городских конкурсах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/po-horeografii-v-dopolnitelnom-obrazovanii/

Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации: [Электронный ресурс] / Г.А. Аванесова. – Режим доступа: www.studmed.ru:http://www.studmed.ru/avanesova-ga-kulturno-dosugovaya-deyatelnost_749794ecda5.html – дата обращения: 23.04.2019.

Акимова, Л. А. Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и дополнительном образовании [Текст] / Л. А. Акимова. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 192 c.

Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] : учеб.пособ. / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 2012. – 510 с.

Байкова, В.Г., Дучал, А.С., Земцов А.А. Свободное время и всестороннее развитие личности [Текст] / В.Г. Байбакова, А.С. Дучал, А.А. Земцов. – М.: Мысль, 2015. – 93 с.

Белова, В. А. Должностные обязанности педагогических работников и учебно-воспитательного персонала образовательных учреждений и средних учреждений дополнительного образования. Выпуск 2 [Текст] / В.А. Белова, И.Г. Корнеева. – М.: Перспектива, 2014. – 128 c.

Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства [Текст] / Н.А. Бердяев. – М.: Искусство. – 2001. – 356 с.

Березина, В. А. Дополнительное образование детей в России / В.А. Березина. — М.: Диалог культур, 2013. — 512 c.

Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https :// bigenc . ru / fine _ art / text /4734545 – дата обращения: 05.05.2019.

Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы [Текст] / В.Г. Бочарова. – М.: Просвещение. – 2007. – 86 с.

Буйлова, Л. Н. Дополнительное образование. Нормативные документы и материалы [Текст] / Л.Н. Буйлова. — М.: Просвещение, 2015. – 320 c.

Вергун, Т.В. Индустрия досуга и отдыха: современное состояние и перспективы развития [Текст] : Монография / Т.В. Вергун, Д.В. Гришин, И.М. Холковская. – Ставрополь: Каро, 2017. – 147 с.

Воловик, А. Ф. Педагогика досуга [Текст]: учебное пособие / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. – М.: МПСИ Флинта, 2008. – 232 с.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2008. – 342 с.

Горбатова, И.И., Каменец, А.В. Деятельность клубов [Текст] : Аналитический обзор / И.И. Горбатова. – М.: ГИВЦ МК Р.Ф. – 2010. – 137 с.

Горушкина, С.Н. Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства. Сборник нормативных документов [Текст] / С.Н. Горушкина, И.А. Тозыякова, Ю.А. Шубин. – М.: Феникс, 2014. – 304 c.

Гребенюк, О.С Педагогика индивидуальности [Текст] : учебно-метод. пособие / О.С. Гребенюк. – Калининград: Просвещение, 2014. – 126 с.

Грушин, Б.К. Творческий потенциал свободного времени [Текст] / Б.К. Грушин. – М.: Профиздат. – 2016. – 234 с.

Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей [Текст] / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. – М.: Владос, 2015. – 352 c.

Ерошенко, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях [Текст] / И.Н. Ерошенко. – М.: НГИК, 2012. – 567 с.

Жарков, А.Д. Организация культпросвет работы [Текст] : учеб.пособ. / А.Д. Жарков. – М.: Просвещение, 2016. – 256 с.

Золотарева, А. В. Дополнительное образование детей [Текст] / А.В. Золотарева. – М.: Академия развития, 2016. – 304 c.

Иванченко, В. Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей [Текст] / В.Н. Иванченко. – М.: Феникс, 2016. – 352 c.

Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика [Электронный ресурс] / И.Ю. Исаева: – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6187576/ – дата обращения: 19.04.2019.

Каргин, А.С. Самодеятельное художественное творчество / А.С. Каргин. – М.: Высшая школа, 2017. – 272 с.

Киселева, Т.Г., Красильникова, Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности [Текст] : учебное пособие / Т.Г. Киселева. — М. – 2010. – 348 с.

Клюско, Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности [Текст] / Е.М. Клюско. — М.: НИИ культуры, 2016. – 319 с.

Ковшаров, В.А. Клубоведение [Текст]: учеб.пособ. / В.А. Ковшаров. – М.: Просвещение, 2012. – 567 с.

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: – дата обращения: 22. 03. 2019

Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Центр творчества «Пирамида», с.1-49, 2013 г.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2f0cff66d896f7b9817e26dba7e5f3207df5c43e/ — дата обращения: 22. 03. 2019

ПРИЛОЖЕНИЯ, Приложение 1

Анкета «Специфика и проблема организации дополнительного образования в области хореографии в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования « Центр творчества «Пирамида»

Здравствуйте!

Здравствуйте! Я студентка 2 курса Краснодарского государственного института культуры, изучаю специфику и проблему организации дополнительного образования в области хореографии в «Центре творчества Пирамида» Тимашевского района. Просим Вас заполнить анкету, чтобы помочь выявить проблемы и устранения недочетов в работе дополнительного образования в области хореографии. Пожалуйста, внимательно заполняйте анкету, не пропуская, по возможности, ни одного пункта. Пометьте каким-либо значком выбранные Вами варианты ответов на все вопросы. Если таких вариантов нет, напишите свой собственный ответ в соответствующей графе. Анкеты заполняются анонимно. Все ответы будут использоваться в обобщённом виде. Если в ходе заполнения анкеты у Вас возникнут затруднения, вы можете обратиться к координатору опроса.

  • Развитие интересов, способностей ребенка.

  • Подготовка к получению профессии.

  • Самопознание и самосовершенствование ребенка.

  • Возможность стать успешным человеком.

  • Познание, понимание окружающей жизни.

  • Свой ответ

___________________________________________________________

  • Хорошие педагоги.

  • Удобство расположения, близость к месту проживания.

  • Высокий уровень преподавания.

  • Хорошая репутация.

  • Детские объединения посещают знакомые ребенка.

  • Только в этом учреждении есть это детское объединение.

  • Не смогли попасть в другое детское объединение учреждения дополнительного образования.

  • Затрудняюсь ответить.

  • Другое:

___________________________________________________________

___________________________________________________________

  • Ребенок всегда с удовольствием посещает занятия.

  • Временами интерес ребенка к занятиям снижается.

  • Часто приходится уговаривать ребенка посещать занятия.

  • Затрудняюсь ответить.

  • Другое:

___________________________________________________________

  • Развитие личностных качеств (дисциплина, внимательность, аккуратность и т.п.).

  • Приобретение полезных навыков и умений.

  • Расширение кругозора, повышение эрудированности.

  • Развитие физических качеств (сила, ловкость, координация и т.п.).

  • Развитие интеллектуальных способностей (четкость мышления, способность делать выводы и т.п.).

  • Развитие навыков общения и самопрезентации.

  • Повышение общего культурного уровня (развитие речи, вежливость).

  • Повышение интереса к учебной деятельности.

  • Ничего из перечисленного.

  • Затрудняюсь ответить.

  • Другое:

___________________________________________________________

  • Да, систематически.

  • Иногда, по своей инициативе.

  • Нет.

  • Удовлетворены полностью (недостатков нет);

  • Удовлетворены в определенной

  • Степени (имеются определенные, но не очень существенные недостатки);

  • Не удовлетворены (имеются очень существенные недостатки);

  • Опишите эти недостатки ниже:

___________________________________________________________

Обоснуйте свой ответ ниже:

  • Да.

  • Не всегда.

  • Нет.

  • Мужской

  • Женский

  • до 25;

  • от 26 до 35;

  • от 36 до 45;

  • от 46 до 55;

  • от 56 до 65;

  • от 65 и выше;

  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

Спасибо за участие в опросе!

Приложение 2

Приложение  1

Приложение 3

«Устав учреждения»

Приложение  2

1