Техника упражнений с лентой в художественной гимнастике

Художественная гимнастика — ациклический, сложнокоординированный вид спорта. В целом упражнения классификационной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований. Таким образом, целью работы над техникой в художественной гимнастике является искусство выразительного движения. Одна из основных задач технической подготовки тела связана с искусством владения своим телом в естественных условиях. Специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования, прежде всего, координации движений.

Упражнения с предметами являются основой классификационной программы по художественной гимнастике. В настоящее время используются следующие предметы: обруч, булавы, скакалка, мяч, лента. В связи с различной формой и фактурой предметов различается и техника владения ими.

Существование конкретных разновидностей в упражнениях с предметами и их специфика определяются двумя факторами. Первый из них — принципиально возможные кинематические формы движений самого предмета как независимого снаряда. Второй — это произвольные движения гимнастки (типа движений без предмета).

Сочетание этих двух факторов приводит к применяемым в художественной гимнастике разновидностям упражнений с предметами.

Рассмотрим более подробно особенности техники упражнений с лентой в художественной гимнастике.

Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей организма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Разнообразие, широкий диапазон трудности упражнений позволяет применять их в занятиях с группами различного возраста и подготовленности. От других видов упражнений они отличаются целостностью, динамичностью и танцевальным характером исполнения.

Целостность упражнений характеризуется одновременностью выполнения основного и дополнительных движений, отсутствием остановок и фиксаций промежуточных положений в упражнениях и соединениях и предполагает участие всех звеньев тела в любом выполняемом движении. Примером целостных упражнений служат «волна» и волнообразные движения, взмахи.

Динамичность обусловлена интенсивным передвижением по площадке, а также разнообразными изменениями скорости, темпа, ритма, амплитуды, направления и силы движений.

8 стр., 3842 слов

Лекция История развития художественной гимнастики

... упражнении. Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность. Важное место в художественной гимнастике ... упражнения без предмета, с предметом (по жребию), упражнения с ... движениях свободной пластики, во многом напоминают современную художественную гимнастику. Наряду с гимнастикой выразительных движений ...

Танцевальный характер упражнения приобретают благодаря тесной связи с музыкой и элементами народных танцев, умению придать движениям различный характер и разную эмоциональную окраску. При этом движения выполняются в определенном ритмическом рисунке и повторяются в необходимой последовательности (циклично).

Целостность, динамичность, танцевальный характер выполнения упражнений тесно взаимосвязаны.

К средствам художественной гимнастики относятся: строевые, общеразвивающие, акробатические и прикладные упражнения, а также элементы танца, специальные упражнения без предмета и с предметами (мячом, скакалкой, лентой, обручем, булавами), специальные упражнения на согласование движений с музыкальным сопровождением.

Эти средства предоставляют большие возможности для разностороннего воздействия на занимающихся: повышение у них функциональных возможностей организма, обогащение знаниями в области художественной гимнастики и смежных с ней практических и теоретических дисциплин, двигательным опытом, развитие координации движений, быстроты и точности двигательных реакций, гибкости, прыгучести, выносливости к мышечной работе, видов и свойств внимания, памяти на движения, чувства ритма, музыкального слуха, воспитание эстетических, нравственных и других личностных свойств, формирование правильной, красивой осанки, легкой походки, грациозности, изящества движений.

К элементам художественной гимнастики относятся разновидности шагов и бега, пружинные движения, «волны» и волнообразные движения, махи и взмахи, равновесия, повороты, прыжки, элементы народных и бальных танцев, упражнения с предметами.

Разновидностями шагов и бега являются следующие движения.

Мягкий шаг. Он выполняется перекатом с носка на всю стопу с незначительным сгибанием ноги в коленном суставе.

Высокий шаг выполняется с подниманием согнутой ноги (бедро и голень образуют прямой угол).

Острый шаг выполняется резко, отрывисто, из стойки на всей стопе небольшим шагом вперед, стопа другой ноги — на носок.

Широкий шаг выполняется выпадом вперед с разноименным движением рук.

Перекатный шаг выполняется из стойки на носках небольшим перекатом с носка на всю стопу, одновременно с этим сгибая и затем разгибая ногу в коленном суставе, встать на носок, другую вперед-книзу. Движение повторяется с другой ноги.

Пружинный шаг выполняется аналогично перекатному шагу, но в быстром темпе, резко и энергично.

Бег. Многие разновидности бега являются аналогами ходьбы и сохраняют соответствующие названия (высокий бег, острый бег, широкий бег и т.д.).

Бег, в отличие от ходьбы, имеет безопорную фазу и выполняется интенсивнее шага. Движения рук при выполнении ходьбы и бега могут быть различными.

Пружинные движения характеризуются одновременным сгибанием во всех суставах и последующим их разгибанием. Они выполняются равномерно, непрерывно, упруго, с большим мышечным напряжением и различной скоростью. Пружинные движения могут быть одновременные, поочередные и попеременные. Разновидностями пружинных движений могут быть: пружинные движения руками — сгибание и разгибание рук из различных исходных положений в различные конечные положения; пружинные движения ногами — из стойки на носках одновременно или попеременно; туловищем из круглого приседа на всей стопе или на носках; целостно — выполняется с равномерным напряжением сгибанием туловища, рук и ног.

4 стр., 1567 слов

Музыкально — ритмические движения как средство развития ...

... детей старшего дошкольного возраста. В данной работе раскрываются понятия «творчество», «творческая деятельность», «музыкально-ритмические движения». Рассматривается проблема творческих способностей дошкольников и ... ритм в движение человеческого тела. Он предложил своим ученикам выполнять несложные движения (использовать дирижерский жест, отбить рукой или прохлопать ритмический рисунок, пройти ...

«Волны» и волнообразные движения характеризуются последовательным сгибанием и разгибанием суставов. «Волны» выполняются руками, туловищем, целостно, равномерно без излишнего мышечного напряжения. «Волна» руками выполняется из исходного положения руки в стороны, соединяя лопатки, последовательно согнуть руки во всех суставах, разводя лопатки, последовательно разогнуть руки во всех суставах. «Волна» туловищем характеризуется последовательным протеканием гребня «волны» в поясничном, грудном и шейном отделах позвоночника. Она может выполняться в упоре стоя на коленях, в седе на пятках, в стойке на носках и т.д. Исходным положением для целостной «волны» является круглый полуприсед. При этом последовательно выводятся вперед коленный, тазобедренный суставы, поясничный и грудной отделы позвоночника, круг руками вперед-книзу выполняется равномерно.

Махи выполняются руками, ногами и туловищем. Маховые движения туловищем связаны с наклонами вперед, в сторону, назад и с поворотами. Махи руками и ногами выполняются в основных и промежуточных плоскостях, в различных направлениях, по дуге и кругу, одноименно, разноименно, поочередно и последовательно.

Взмахи выполняются руками, туловищем (вперед и в сторону) и всем телом (вперед, в сторону и с поворотом).

Для взмахов характерен начальный толчок и продолжение движения по инерции в других звеньях тела. При взмахе последовательность движений такая же, как и при «волне», но скорость неравномерная -максимальная в начале и затухающая к концу.

Равновесия подразделяются на статические и динамические. Статические равновесия делятся на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные равновесия выполняются с вертикальным положением туловища, с различными положениями свободной ноги и рук. Горизонтальные равновесия выполняются с горизонтальным положением туловища и разделяются на переднее (туловище наклонено вперед), заднее (туловище наклонено назад), боковое (туловище — в сторону).

Сложность равновесия зависит от величины опоры, положения туловища и свободной ноги.

Динамические равновесия — это равновесия с изменением положения туловища и свободной ноги.

Повороты делятся на повороты на двух ногах и одной. Повороты на двух ногах — переступанием, скрестно на 180°, 360° и т.д.; на одной — одноименные и разноименные.

Одноименные повороты выполняются на правой ноге в правую сторону, на левой ноге — в левую. Разноименные повороты выполняются на правой ноге в левую сторону, на левой — в правую, с различными положениями свободной ноги, туловища, рук. Сложность поворотов зависит от количества градусов, на которое выполняется поворот, от положения свободной ноги и туловища в момент поворота.

31 стр., 15086 слов

Сценическое движение

... необходимы актеру, как вокализы певцу. Движенческое воспитание и образование в предмете «Основы сценического движения» начинается с выполнения своеобразных гамм и технических этюдов, а ... ставит задачей на основании педагогического и творческого опыта раскрыть возможности предмета «Основы сценического движения» как средства совершенствования двигательной культуры актера. Автор ставит своей целью: ...

Прыжки в художественной гимнастике делятся на прыжки толчком двух ног и одной.

Прыжки толчком двух ног: выпрямившись, согнув ноги назад, касаясь, «разножка» продольно и поперек и т.д.

К прыжкам толчком одной относятся: скачок, открытый, закрытый-открытый, шагом, перекидной и т.д.

К элементам бальных танцев относятся галоп, полька, вальс и др. К элементам народных танцев относятся русский попеременный, припадание, веревочка, па-де-баск, ковырялочка, шаг с притопом и т.д.

Из общей механики известно, что всякое физическое тело может совершать две основные формы движения: вращательное и переместительное. Предметы могут совершать указанные движения как самостоятельно, так в руках гимнастки.

Вращение свободного предмета. В рассматриваемых упражнениях часто встречаются свободные движения предмета после бросков, а в случае с жесткими предметами — после катов. Большинство предметов (обруч, скакалка, булава, мяч), находящихся в свободном состоянии (в полете), как правило, совершают составное движение. Это означает, что они вращаются вокруг оси, проходящей через центр тяжести, и одновременно перемещаются по некоторой траектории, зависящей от силы и характера броска. Следует помнить, что во всех случаях ось вращения проходит через центр тяжести или центр масс предмета. Это строгая физическая закономерность, и никаких других вариантов вращения движущегося предмета не существует.

Одной из динамических характеристик вращательного движения предмета является так называемый момент инерции предмета. Момент инерции физического тела — это степень сопротивления данного тела внешним вращающим воздействиям.

Перемещение свободного предмета. Свободный предмет всегда перемещается по параболе. Форма параболической траектории движения предмета зависит от характера и силы броска, которым задается переместительное движение. Высота, форма траектории, характер горизонтального смещения, если оно есть, а также другие кинематические характеристики (например, время, в течение которого предмет находится в полете) зависят от исходных условий вылета снаряда. Эти исходные условия полностью описываются вектором начальной скорости полета предмета. Вектор начальной скорости предмета — это характеристика, которая включает в себя как скалярные величины, то есть численные величины, так и векторную характеристику, то есть направление скорости в момент вылета предмета. Зная эту исходную характеристику, можно узнать характеристики перемещения предмета в полете. Следует помнить, что для каждого определенного значения начальной скорости полета характерна совершенно определенная траектория предмета.

Движение предмета по параболической траектории носит «плоский» характер. Это означает, что параболическая траектория всегда располагается в вертикальной плоскости, что объясняется действием силы тяжести на предмет. При прочих равных условиях бросок под углом дает меньшую высоту вылета. С этой закономерностью движения предмета связано и горизонтальное смещение. Между горизонтальным смещением предмета и вертикальной составляющей существует обратная зависимость: чем больше одна величина, тем меньше другая.

4 стр., 1634 слов

Философия, ее предмет, круг основных проблем и место в культуре

... и суть общественных явлений, человек и его место в мире. В плане конкретизации основной вопрос философии включает в себя два аспекта, две стороны. Первая сторона - это проблема сущности, природы мира и формулируется в ... усилия знание, которое входит в круг его интересов. Что же выступает в качестве предмета философии? Следует иметь в виду, что предмет философии исторически менялся. Гераклит называл ...

Еще одна существенная характеристика кинематики предмета — это время его безопорного движения. В общем случае время (t) определяется следующей формулой:

где g — ускорение свободного падения, h — максимальная высота броска предмета.

Из данной формулы вытекает, что время определяется исключительно высотой. Таким образом, перемещение предмета по горизонтали не влияет на длительность безопорного движения предмета.

Все элементы кинематики имеют большое значение, так как в интервале времени между броском и ловлей предмета гимнастка может произвольно двигаться. Очевидно, что от момента броска до момента ловли гимнастка должна перемещаться вслед за предметом со средней скоростью, равной горизонтальной составляющей перемещения самого предмета. Только тогда возможна точная ловля предмета, так как спортсменка оказывается в зоне его падения.

В процессе овладения упражнениями с предметами гимнастки приобретают разнообразный двигательный опыт, совершенствуют умение управлять движениями рук и особенно кистей.

Упражнения с лентой способствуют развитию подвижности в суставах и силы мышц плечевого пояса и рук, тонкой и сложной мышечной координации, связанной с умением выполнять сильные, широкие движения туловищем и рукой, а также мелкие, быстрые движения только рукой. Упражнения с лентой характеризуются слитностью, динамичностью и пластичностью движений. Основа техники движений с лентой заключается в непрерывном поддержании инерции полета ленты при последовательном выполнении различных рисунков. Движения с лентой, выполняемые в сочетании с разнообразными движениями тела (прыжками, бегом, равновесиями и т.д.), оказывают значительное физиологическое воздействие на организм в целом.

Упражнения с лентой делятся на махи и круги, восьмерки, змейки, спирали, броски.

В начале изучения упражнений с лентой необходимо освоить хват палочки. Ее держат свободно тремя пальцами — большим, указательным и средним. Конец палочки слегка упирается в ладонь у основания большого пальца. Хват должен быть ненапряженным, чтобы можно было легко, без значительных усилий вынуть палочку из руки.

Махи и круги в зависимости от величины радиуса вращения ленты могут быть большими, средними и малыми. При выполнении больших махов и кругов палочка и кисть составляют прямую линию. Махи и круги выполняются в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях по часовой и против часовой стрелки.

Восьмерки, как и махи, делятся на малые, средние и большие, выполняются последовательными поворотами кисти или всей руки внутрь или наружу. Восьмерки подразделяются на вертикальные и горизонтальные и выполняются в трех основных и промежуточных плоскостях, по полу и по воздуху.

Махи, круги и восьмерки лентой при их изучении на месте сопровождаются пружинными движениями ног.

Змейки бывают вертикальные (зубцы ленты вертикально полу) и горизонтальные (зубцы горизонтально полу), выполняются по полу и по воздуху. Змейки выполняются только движением кисти, при слегка согнутом локте: либо ее сгибанием и разгибанием (вертикальная змейка), либо отведением и приведением (горизонтальная змейка).

Змейки выполняются быстро, но с полной амплитудой, хват палочки свободный. Зубцы ленты должны быть частыми, одинаковыми по высоте. Обучение начинается с движений по полу. Рисунок змейки не должен изменяться из-за соприкосновения ее с полом. При движении змейки по воздуху повышается частота движений кистью. Основными ошибками исполнения являются вялый рисунок, змейка с большими и широкими зубцами.

4 стр., 1764 слов

Музыкально-ритмические движения

... и другие. В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На ... лет; в ней музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми. Музыкально-ритмическое воспитание детей и юношества в ...

Спирали выполняются круговыми движениями предплечья и кистью, локоть свободно согнут. Витки спирали должны быть одинаковыми по величине и располагаться близко один к другому. Спирали бывают вертикальными и горизонтальными (соответственно витки вертикально полу или горизонтально), направление движения определяется по часовой стрелке или против нее. При выполнении вертикальной спирали палочку держат параллельно полу, при выполнении горизонтальной — палочка обращена вверх или вниз. Возможные ошибки — нарушение формы витков и их наклонное положение.

Броски лентой относятся к сложным движениям, поэтому в условиях школы они могут применяться только на секционных занятиях. На уроке по физической культуре они не используются из-за сложности движений и методического неудобства.

Согласно правилам лента в руке гимнастки должна непрерывно двигаться. Это требование объясняется не только традициями, но и чисто техническими условиями. Непрерывное, упорядоченное в форме махов, спиралей, змеек и т. д. движение позволяет держать ленту постоянно «расправленной». Скорость движения ленты должна быть оптимальной. Слишком вялое движение при махах и кругах приводит к тому, что конец ленты становится неуправляемым. Наоборот, слишком быстрое и резкое движение является причиной хлеста, завязывания и узла и других ошибок. Лента подчиняется общим закономерностям волнообразных движений с передачей механического импульса, возбуждаемого рукой гимнастки, от одного конца предмета к другому. Начальный импульс возникает при колебательном движении конца палочки и зависит как от частоты колебаний, так и от распределения масс ленты. Для того чтобы колебательное движение сохранялось по всей длине ленты, для достижения устойчивой скорости колебания предмет утяжеляют за счет дополнительного слоя у основания (около 1 м) и подкрахмаливания.

Правильный хват — одно из важных условий правильного выполнения движений с лентой. Палочку свободно держат большим, указательным и средним пальцами, при этом ее конец слегка упирается в ладонь у основания большого пальца. Хват должен быть свободным. Указательный палец является как бы продолжением палочки. При ловле указательный палец не фиксируется.

Махи и круги. Существует ряд разновидностей махов: в горизонтальной, вертикальной, боковой плоскостях. Сгибание руки в локтевом суставе обеспечивает большой радиус движения ленты.

Большие круги выполняются прямой рукой. Важно при этом сохранить круговую форму движения ленты на протяжении всего упражнения. Поэтому круги выполняются сильным, активным движением руки с акцентом вверх, иначе возможно касание тела, которое карается правилами. Наиболее типичны сочетания больших кругов с равновесиями и прыжками. Гимнастка выполняет 2 круга, что позволяет сохранить оптимальную скорость движения предмета. Наибольший наклон туловища совпадает с положением палочки вперед-вверх-назад, что позволяет сохранить напряженной руку и соответственно большую амплитуду движения ленты. Сама по себе техника выполнения кругов не представляет трудности, однако условия сохранения равновесия значительно усложняются.

4 стр., 1845 слов

Музыкально- ритмические движения

... движения. Задачи ритмики: учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, ... движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения. Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), обще-развивающие (без предметов и с предметами) ...

Большие круги в лицевой плоскости связаны с выполнением прыжков. Например, прыжок касаясь кольцом через ленту. Элемент выполняется с интенсивного разбега с горизонтальной спиралью. Последний шаг разбега совпадает с замахом ленты влево, что позволяет поменять плоскость движения ленты (перевести в лицевую).

В фазе толчка палочка опускается вниз и проходит около толчковой ноги. Сразу же после выполнения прыжка гимнастка, сохраняя инерционный полет ленты, делает энергичный отмах в горизонтальной плоскости.

Средние махи и круги чаще всего сочетаются с простейшими движениями, например бегом через ленту, элементами полуакробатики и т.п.

Наиболее типичной разновидностью кругов являются восьмерки, которые подразделяются на вертикальные и горизонтальные и могут быть большими, средними и малыми в зависимости от работы всей рукой, предплечьем или кистью.

Змейки и спирали. При выполнении змеек и спиралей локоть слегка согнут, рука расслаблена, кисть работает активно, выполняя соответственно сгибание-разгибание или круговое движение. Техника их выполнения зависит от правильного хвата. Существуют вертикальные и горизонтальные разновидности змеек и спиралей. Выполнение змеек и спиралей усложняется за счет сочетания с различными движениями без предмета. Например, при повороте на 720° для выполнения мелкого рисунка необходима активная работа кистью, что, в свою очередь, является сбивающим фактором при выполнении собственно поворота, скорость же вращения «растягивает» рисунок ленты, увеличивая высоту витков, конец ленты становится неуправляемым.

Бросок ленты. В движениях такого рода можно выделить несколько характерных фаз. 1-я фаза — захват ленты у основания палочки. 2-я фаза — замах, который характерен для всех бросковых движений с предметами. Выпуск предмета —3-я фаза, которая совпадает с прыжком, что увеличивает высоту вылета предмета. Все три указанных технических действия проделываются в короткий промежуток времени — это позволяет сохранить предварительный рисунок ленты. 4-я фаза — свободный полет ленты. 5-я — изготовка к ловле. 6-я фаза —ловля за палочку. 7-я — перевод ленты в мах.

Лента отличается относительно малой автономностью движений. В этом отношении упражнения с лентой весьма близки к упражнениям без предмета. Когда в 70-е годы упражнения с лентой обогатились бросками, это повысило ее роль как автономно движущегося предмета. Это подняло техническую сложность упражнений, их зрелищность.

Выделяются две основные группы упражнений с лентой. Первая группа — махи и круги, вторая — броски. Эти движения могут выполняться в лицевой и горизонтальной плоскостях, а также в переднезадней, в частности, в боковой. Амплитуда махов и кругов может быть различна, и в этой связи выделяются большие, средние и малые круги. Для современных упражнений с лентой наиболее специфичны последние из них. Малые круги могут быть единичными, что нетипично, и многократными в форме змеек и спиралей, характеризующихся сочетанием произвольных движений рукой и кистью. Например, возможны движения рукой в горизонтальной плоскости с одновременным колебанием ленты по вертикали.

Бросковые движения различаются рядом относительно самостоятельных признаков, такими, как форма ленты (развернутая, сложенная, скрученная), хват (за конец палочки, за основание), направление (вверх, вперед-вверх, в сторону-вверх, назад-вверх), высота (высокие, средние, малые), способы ловли (за конец палочки, за основание, за ленту).

6 стр., 2862 слов

Техника вышивки лентами

... "летящие платья" с незастроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами. Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои ... листьев позволяет достичь просто феерического эффекта. Объемная, блестящая, разноцветная, эта вышивка выглядит воистину по-королевски. Тем не менее, особенной эту технику назвать трудно, так как ...

Рассматривая действия с лентой, следует говорить о взаимодействии гимнастки с лентой, то есть о системе «гимнастка — лента». Согласно правилам лента в руке гимнастки должна непрерывно двигаться. Это требование объясняется не только традициями, но и чисто техническими условиями. Непрерывное, упорядоченное в форме махов, спиралей, змеек и т.д. движение позволяет держать ленту постоянно «расправленной».

1. Гимнастика: Уч. пособие / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшиковой. — М.: Академия, 2005. — 448 с.

2. Художественная гимнастика: учебник / Под ред. Т.С. Лисициной. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 232 с.