Народная роспись как средство формирования способов художественной деятельности у старших дошкольников Выпускная работа

Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов. Принятый и вступивший в силу 1 января 2014 г., Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка предполагает развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Стандарт направлен на решение многих задач, одна из которых, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Программа, предусмотренная Стандартом, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие; речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [ 25].

Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей. Занимаясь художественной обработкой материалов, дошкольники осваивают навыки этих конкретных профессий, приобретая умения творческого подхода к выполнению трудовых операций. Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям. Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.

6 стр., 2998 слов

Народное декоративно-прикладное искусство как выдающееся явление ...

... Н. Курносенко и других. 1. Условия формирования самобытного прикладного искусства на территории Белгородской области Народное и декоративно-прикладное искусство Белгородчины является важной составной частью художественной культуры края. Оно глубоко традиционно, т.к. ...

Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками [8].

Задача воспитателя — направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства. Видный исследователь детского творчества Н. П. Сакулина убедительно доказывает преимущества развития детского творчества средствами народного искусства: «Знакомство детей с народными орнаментами, формирование у них некоторых приемов народной росписи вызвали бурное развитие декоративного творчества детей. Относительно простая изобразительная основа орнамента многократно повторяющиеся растительные мотивы позволяет детям сосредоточить внимание на построении пространственно-цветовой композиции рисунка»[29].

Художественные расписные изделия близки и понятны ребенку, они правдиво и просто передают красоту окружающей жизни. В узорах, выполненных народными умельцами, ребенок с радостью узнает знакомые силуэты ягод, листьев, птиц и зверей. Декоративная трактовка (плоскостное изображение, локальность цвета, контурность рисунка, ритмичность нанесения пятен и мазков) соответствует возрастным особенностям изобразительной деятельности ребенка.

5 стр., 2442 слов

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности в художественном ...

... лепке и аппликации — по 14 человек (87,5%). Отобразим уровни владения различными видами изобразительной деятельности в виде таблицы и диаграммы. ... Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и основное средство художественного развития детей дошкольного возраста. Детское творчество учит ребёнка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их. ...

Тема выпускной работы «Народная роспись как средство формирования способов художественной деятельности у старших дошкольников».

Цель выпускной работы : разработка и проведение занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста рисованию по мотивам городецкой росписи

Объект исследования : художественно-творческая деятельности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: способы художественной деятельности старших дошкольников рисовании городецкой росписи.

Гипотеза исследования : предположение о том, что для успешного развития детского художественно творчества по рисовании городецкой росписи необходимо создать следующие условия:

сочетать знакомство с традиционными народными росписями с выполнением композиций городецкой росписи на разных формах;

формировать различные способы художественной деятельности на примере приемов свободной кистевой росписи;

спланировать серию творческих заданий, направленных на создание декоративных композиций, свободно располагающихся на плоскости листа;

придать творческим заданиям игровой характер.

Задачи :

— проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме исследования;

— разработать систему занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию городецкой росписи с использованием растительного орнамента;

— рассмотреть историю развития и художественные особенности создания городецкой росписи для успешного использования на занятиях в ДОО.

Методы исследования: теоретический анализ литературы; наблюдение; педагогический эксперимент.

Глава I. Формирование у старших дошкольников способов художественной деятельности на занятиях декоративного рисования

    1. Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в художественной деятельности

Формирование знаний, умений и навыков декоративного рисования строилось на принципе постепенного усложнения заданий: от развития у детей понимания художественной выразительности произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства мы переходили к развитию у них навыков художественного мышления, необходимых для самостоятельной творческой деятельности. При восприятии объектов действительности ориентировали детей на цветовую характеристику городецких узоров, взаимосвязь их элементов, величину, форму, пространственное расположение. Чтение стихотворений и отрывков из литературных произведений, использовавшееся для усиления эмоционально-образного восприятия предметов декоративно-прикладного искусства проводилось не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и при непосредственном восприятии во время прогулок. На этапе формирования способов художественной деятельности мы подготовили и провели несколько занятий по декоративному рисованию с целью развития навыков создания растительных композиций в городецком узоре. Перед каждым занятием проводилась предварительная работа: рассматривание городецких изделий декоративно-прикладного искусства, чтение художественной литературы, рассматривание альбома «Городецкие узоры”.

28 стр., 13581 слов

Диплом ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ КАК ВИДУ ХУДОЖЕСТВЕННО ...

... возраста элементам хохломской росписи Обосновать развитие художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через обучение элементам хохломской росписи. Разработать и частично апробировать программу кружковой работы по обучению хохломской росписи для старших дошкольников. ...

Примерные виды декоративной работы:

1. Ознакомление с городецким декоративно-прикладным искусством, городецким узором;

2. Понятия узор, ритм;

3. Простейшие приемы народной росписи растительным орнаментом (ягодка приемом тычка; листок приемом прикладывания кисти; декоративный цветок «розан»);

4. Самостоятельное исполнение оформления эскизов предметов, в украшении которых возможны простейшие орнаментальные композиции: чередование элементов в полосе, ознакомление с городецкими деревянными изделиями, элементарные понятия о единстве практического назначения, конструкции и узора (орнаментальной композиции), простейшие приемы создания декоративной композиции на круглой, квадратной и прямоугольной формах, самостоятельное украшение эскизов предметов, развитие умения рисовать стилизованные цветы, листочки, бутоны разными приемами. Создание цветочной композиции с помощью различных приемов: букета, гирлянды, веночка.

5. Самостоятельное исполнение эскизов художественных вещей, в украшении которых возможны простейшие сюжетно-декоративные композиции: роспись кухонной разделочной доски.

Основным началом украшения предметов служит орнамент. В основе орнамента лежат два композиционных начала — ритм и симметрия. В ДПИ узора не существует вне конкретного предмета, имеющего определенные назначение и форму, поэтому декоративная роспись связана с определенным предметом (узор на полосе, на квадрате, на круге, на прямоугольнике, ромбе, овале, в треугольнике, на плоских предметах сложной формы, на объемных формах).

Исследователи детского изобразительного творчества — Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Н. Б. Халезова и другие отмечают, что при составлении орнамента следует большое внимание обращать на соподчиненность декоративных элементов. В орнаментальной композиции главные элементы выделяют размером, ярким цветом и центральным расположением. Второстепенные элементы, дополняя главные и оттеняя их ведущую роль и значение, должны пластично соединиться с ними в целостный организм [Цит. по 13, 16,29, 33].

10 стр., 4727 слов

Петр I: освещение его деятельности в работах В. Ключевского, ...

... Петра и его реформы по-разному и со своей точки зрения. 1. Петр I: освещение его деятельности в работах В. Ключевского Оценка ... границы благоразумия". Вообще, текст "Записки" Карамзина более эмоционален. Более эмоциональный, по сравнению с Ключевским, подход к проблеме виден ... что Карамзин писал о царях до Петра, а Ключевский - о России, в каком состоянии она досталась Петру. Такое различие вполне ...

Детское творчество — сознательное отражение ребенком окружающей действительности в предмете, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ветлугина высказывалась о том, что предпосылками к продуктивному творчеству является формирование художественно-образного начала. Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности нельзя отождествлять с художественным образом взрослого, то есть образ ребенка обладает большей или меньшей выразительностью, зависит от степени общего развития способностей и приобретенных навыков. Н. Н. Поддъяков под творчеством ребенка подразумевал результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности. У ребенка постепенно формируется его сложнейший противоречивый внутренний мир, который придает всей деятельности ребенка творческий характер или наоборот, определяет его развитие по готовым изученным схемам. Творческий процесс — это особая форма качественного перехода от известного к новому, неизвестному. Творчество ребенка — это важнейшее качество его личности, это универсальная способность, лежащая в основе формирования всех других способностей. Это особое мировоззрение ребенка, особое отношение его к окружающему миру, как в плане его восприятия, так и в плане его преобразования [26].

Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности дошкольника в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества.

В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.

Ребенок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке. К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и па его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.

37 стр., 18368 слов

Дипломная работа хохломская роспись

... существующие методики работы с детьми дошкольного возраста (хохломская роспись). 4. Спроектировать и реализовать план работы по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством (хохломская роспись) и апробировать ... искусством можно практически через все виды деятельности детей. При знакомстве с декоративно-прикладной росписью развиваются у детей эстетическое восприятие, чувства и представления. ...

Вначале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок: карандаши и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить.

Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах. Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка есть замысел, цель которые он стремится осуществить.

Таким образом, первый этап творческого процесса — возникновение замысла — имеется и в деятельности ребенка. Но если у художника после появления замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей.

Старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет. В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.

Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т.е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала. Исследования последних лет направлены на выявление конкретных показателей образного начала в деятельности дошкольника [29].

Исследователи детского изобразительного творчества — Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Н. Б. Халезова и другие отмечают, что многие выразительные средства, используемые художником в живописи и скульптуре, доступны в определенной степени ребенку дошкольного возраста.

Ребенку, особенно в младшем возрасте, в изображении деталей присущ элемент случайности. Не всякая изображенная им деталь усиливает выразительность. А иногда и выразительные детали также появляются случайно, без сознательного замысла. В старшем дошкольном возрасте, когда воспитывается способность планировать работу, ребенок начинает отбирать детали, характерные для данного образа. Причем показателем важности их является то, что отделываются они гораздо тщательнее всего остального

11 стр., 5012 слов

Система занимательных дел по ознакомлению с росписью детей дошкольного возраста

... творчества, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях росписи. Работу по обучению детей рисованию ... этот живой родник современной художественной культуры. Роспись по дереву. Хохлома. Хохломскую посуду сравнивают с золотой, ... тем неуловимым признакам или незначительным дополнениям (черточкам, штрихам), которые для ребенка оказываются важными, наталкивают на ...

Наиболее доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета. Познакомившись со многими цветами, дети 4-5 лет часто используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее, наряднее, т.е. используют его в декоративном плане. Здесь также наблюдается нарушение реальной окраски, так как вначале ребенка привлекают яркие контрастные сочетания цветов. Эта декоративность может иногда противоречить характеристике образа. Постепенно дети старшего дошкольного возраста отходят от декоративной раскраски, овладевая разными оттенками. С развитием восприятий и эстетических чувств они начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Хотя все же используют цвет и в эмоциональном плане: то, что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы — в темные. Это положение об использовании цвета как выразителя эмоционального отношения ребенка к изображаемому, выдвинутое еще Е. А. Флериной, подтверждается исследованиями последнего времени Л. В. Кампанцевой, В. А. Езикеевой, В. С. Мухиной и другими.

Передача динамического состояния изображаемого объекта также является одним из выразительных средств, используемых ребенком.

Если в младшем возрасте движение не изображается, то детям старшего возраста доступно изображение предметов в движении, что может сделать образ выразительным. Детское творчество характеризуется также использованием композиционных средств, в первую очередь ритма и симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками [20].

Таким образом, средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей.

Дети почти всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать рисунок ребенка своеобразным, выразительным.

В некоторых случаях детский рисунок может носить характер знака. Это происходит тогда, когда ребенок использует упрощенное изображение, большей частью заимствованное где-либо. В целом, творческий процесс взрослого и ребенка имеют одинаковые этапы, различающиеся только длительностью протекания. Разница временных промежутков заключается главным образом в отсутствии у ребенка жизненного опыта, а также рядом психологических свойств малыша — неумением обдумывать идею, осознанно использовать композиционные средства, критически относиться к своему творчеству, неумение правильно использовать художественные материалы. Несмотря на это, детские работы очень эмоциональны и динамичны.

43 стр., 21256 слов

Художественная роспись на ткани

... декоративно-прикладном творчестве. Актуальность Тема моей дипломной работы - "Художественная роспись ткани". Она содержит две части: теоретическую, ... называли бы эту технику свободной росписью. Обязательно асимметричная композиция, полная символических значений и противопоставлений, создает ... сферу общества. В условиях обновления общества по пути демократизации к социального прогресса развивающаяся ...

До сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно предоставлена в практике воспитания детей.

1.2. Декоративное рисование, как вид изобразительной деятельности в детском саду

Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно села и деревни Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и другие, расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской. Точнее, еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать — для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью.

Почему же роспись назвали городецкой? Название «городецкая» зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ однго из самых известных исследователей народной культуры В. М. Василенко. В более ранних изданиях речь идет о «нижегородской росписи» или о «курцевских красильщиках». Новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта узольской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но самое главное: именно с ним, его бытом, нравами, образами начиная с середины XIX века связано само содержание росписи. Знаменитая узольская роспись выросла на основе всей художественной культуры Городца и его окрестностей, история которой насчитывает более восьми столетий. Городец с давних пор славится «глухой» резьбой по дереву, так как больше всего было умельцев, работавших с деревом. Лес предоставлял дешевый материал, который всегда был под рукой. Создается эта резьба топором и долотом [23, 27, 31].

Яркие страницы истории возникшего здесь народного промысла связаны с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота. Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военную мощь России, так и художественный талант населявших ее народов. В течение XVIII века строительство кораблей переместилось ближе к завоеванным берегам морей. Талантливым мастерам пришлось искать новое применение накопленному опыту. Одни стали вырезать ложки, другие точили миски и чашки, а третьи — изготавливали орудия труда для прядения и ткачества. Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались. Донце прялки — это сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта. Где сейчас увидишь прялку? Только в музее. Прялка состоит из гребня, донца и веретена. Донце — это широкая доска, на которой сидела пряха. Донца прялок расписывали. После работы, веретёна складывали в короб, а донца вешали на стену, как картину.

Собранные в музеях образцы прялок показывают как менялась техника украшения донца с конца XVIII до начала XX века. На смену резьбе пришла инкрустация из кусочков мореного дуба, а за ней — роспись, которую можно выполнить легче и быстрее. Расцвет городецкой росписи связывают с приездом в 1870 г. из Городца в деревню Курцево иконописца Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить живописные приемы издавна применявшиеся в написании икон: способы наложения слоев красок, «оживки» белилами — все то, что придает живописи законченность и выразительность. Мастера давно уже применяли подкраску инкрустированных предметов, поэтому были готы воспринять живописную технику. В конце XIX века появился дешевый ситец фабричного производства, который заменил ткани ручного изготовления. Так необходимые для ручного производства тканей донца, гребни, веретенца стали ненужными на фабриках. Выполненные с любовью и талантом лучшие образцы прялок заняли достойное место в музеях и стали примером для следующих поколений.

17 стр., 8412 слов

Курсовая №3960 Городецкая роспись в эстетическом воспитании дошкольников

... с образцами изделий 1. Исторический аспект возникновения Городецкой росписи 1.1. Значение ДПИ в эстетическом воспитании детей Тема художественно-эстетического воспитания человека развития в ... значение приобретал вопрос о средствах реализации поставленных задач о методах работы. Разрабатывались педагогические системы определялись условия эффективности педагогического процесса. Воспитанию зрелых ...

Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта — лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. В процессе развития промысла (к концу девятнадцатого века в нем были задействованы жители десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами. Появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные «чаепития» и гуляния».

К началу XX века промысел потихоньку пришел в упадок, а вскоре и вовсе прекратил свое существование. Восстанавливаться Городецкая роспись начала только в 30-х годах, когда открылась мастерская живописцев. Позже, уже в 50-е годы, образовалась артель. В наши дни наследие старых мастеров и их лучшие традиции стремятся возродить художники, работающие на фабрике «Городецкая роспись» в г. Городце, которая была создана в 1960 году. К счастью, старинная поволжская роспись сейчас находится в надежных руках талантливых современных художниц. Пятеро из них — Лауреаты премии имени Репина. Это — высшая награда для художников нашей страны. Имена этих художников: Беспалова Л. Ф., Кубаткина Л. А., Касатова Ф. Н., Рукина Т. М., Соколова А. В. Было время, городецкая роспись едва не погибла, но нашлись добрые и талантливые люди, возродившие ее. Они — наша национальная гордость. В наше время в Городце в художественной мастерской работают мастера и обучают своих учеников.

Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки. Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками, настенными часами. Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома.

Технология городецкой росписи во многом проще создания хохломской, особенно в плане подготовки основы. Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета. Все основные используемые в росписи цвета должны иметь насыщенный и разбавленный оттенки. На рабочей поверхности тонкими линиями карандашом намечают композицию будущего узора. Главная задача – наметить размеры и положение основных элементов, или узлов, например, животных и цветов. Опытные мастера пропускают этот этап, рисуя сразу красками. Узлы, как правило, прорисовывают более светлым тоном краски (промалевка).

На светлые пятна наносятся тонкие мазки темного оттенка (теневка), изображая детали: лепестки цветов, складки одежды, детали интерьера и др. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки и бутоны. Заключительный этап росписи — нанесение черной (разживка) и белой (оживка) краской штрихов и точек. Эти действия выполняется самой тонкой кистью и придает работе законченный вид. После высыхания краски изделие покрывают бесцветным лаком.

Существует три вида композиции в Городецкой росписи: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица» и сюжетная роспись. Цветочная роспись чаще всего используется, так как она наиболее проста в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом. В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

«Букет» — изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного — трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки (Приложение 1. Рис.1).

«Гирлянда» — это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках).

Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели (Приложение 1. Рис.2).

«Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах (Приложение 1. Рис.3).

«Цветочная полоса» — сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции (Приложение 1. Рис.4).

«Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки (Приложение 1. Рис.5).

Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Несмотря на существование жестких схем построения цветочных узоров, художники придумывают бесчисленное количество вариантов этой росписи. Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица» также очень распространена в городецкой росписи. Ее можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках. Включением новых мотивов увеличивается и число вариантов различных композиций. Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. В том случае, когда в композиции мотивы «конь» или «птица» изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нарушена (Приложение 1. Рис.6).

Выполняя этот вид на комплекте разделочных досок, городецкие художники создают симметрию внутри самого комплекта. Так, если он состоит из трех досок, то две крайние будут симметричны, хотя эта симметрия достаточно условна. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка». Удивительно красиво и цельно выглядит такой орнамент на декоративных блюдах, где четко определяется центр. К тому же городецкие мастера пишут такие узоры не только на фоне дерева, но и на цветных фонах. Особенно эффектно они смотрятся на черных и красных «подкладках», хотя наряду с ними художники используют и другие цвета, например желтый, охристый, золотистый, оранжевый и др. Необходимо учитывать, что вводимый в данный вид орнамента зооморфный мотив привносит определенную семантическую окраску. Так, изображение мотива «петух» или «конь» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей (Приложение 1. Рис.7).

Сюжетная роспись одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое (Приложение 1. Рис.8).

Декоративные панно имеют, как правило, вытянутую по горизонтали прямоугольную форму. Оно может состоять из трех отдельных досок. В них сохраняются те традиционные приемы организации пространства, которые были выработаны художниками Городца еще в конце XIX в. Это и колонны, стоящие по сторонам, и богатые, красиво драпирующиеся, шторы по бокам и настенные часы, висящие в центре изображаемого интерьера, огромные окна и круглые столы. Да и одежда главных героев — барышень и кавалеров — совсем не изменилась. Только краски теперь используются более яркие. Горизонтальные панно, как и вертикальные, художники нередко делят на части. Герой или группа главных героев сюжетной композиции, как правило, располагается в центре горизонтальной росписи или в верхней части вертикальной. Они выделяются цветом, размером, тоном, ритмом.

В качестве разделяющего мотива могут использоваться изображения колонн и штор. Таким образом, художники изображают на декоративных панно несколько комнат, а центральная тема связана по смыслу с сюжетами, показанными на боковинах. Встречаются росписи, где панно разделено на две части. Тогда появляются два смысловых центра, неразрывно связанных друг с другом, свой центр имеется в каждой части, и он строится по общим законам.

Своеобразно прочтение героев сюжетной композиции. Мужская фигура на коне трактуется как жених, одинокая девушка, стоящая около березки-подружки, прочитывается как невеста. Сцены застолья, чаепития, свадьбы, вечерки выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол никогда не пустует, он заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами — это символ богатства и достатка. Такое же семантическое прочтение несут богато драпированные шторы и настенные часы. Лица людей в городецкой росписи всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти (Приложение 1. Рис.9).

Художники не ограничиваются изображением внутренних интерьеров. На декоративных полотнах появляются деревенские дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, здесь же колодцы с крышами, украшенными головами коней. Панно, изображающие уличные сцены, иногда делятся на части. В центре при этом будет дан главный сюжет, иногда он может показывать внутреннее убранство богатого дома. Но чаще сцены гуляния, выездов и свиданий современные городецкие мастера не делят на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев. Под ногами у главных героев нередко пишутся животные — собаки, кошки, петушки, цыплята. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, нередко их выделяют цветом. Несмотря на сложность сюжетов, художники обязательно включают в роспись цветы, даже если показан зимний пейзаж (Приложение 1. Рис.10).

Традиции подписывать работы или сопровождать их народными пословицами и поговорками восходят к первым расписным городецким изделиям последней четверти XIX в. Народная мудрость, выраженная в словах, помогает раскрытию сюжета изображения, оживляет рисованную картинку и подчеркивает то огромное смысловое значение, которое вкладывал автор в свое изделие. Народное декоративно-прикладное искусство должно войти в быт детского сада, радуя детей, расширяя их понятия, воспитывая художественный вкус.

Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки и рисования обогащают представление об окружающем мире. Под влиянием предметов народного творчества ребята глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам таких художников, как И. Билибин и Ю. Васнецов, творчество которых основано на национальных традициях.

Занимаясь декоративной росписью, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов. Желания детей создать красивый узор во многом зависят от интереса воспитателя к работе детей. Педагог должен внимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, а затем предложить ребенку рассказать, как ему удалось так красиво расположить элементы орнамента. Следовательно, все действия воспитателя должны быть направлены на то, чтобы научить малыша способам изображения предметов и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждут именно такой работы.

У ребенка возникает творческое настроение, под влиянием которого он может осуществить свои замыслы. Дети 5-6 лет рисуют по мотивам народных изделий, причем им необходимо иметь возможность рассмотреть образец, с которого они рисуют. Поэтому в процессе самостоятельной деятельности детей необходимо наличие соответствующих изделий. Советами, вопросами воспитатель направляет работу ребёнка. Таким образом воспитатель создает обстановку, в которой тот или иной ребенок может проявить себя: придумать орнамент, ввести в изображение дополнительные предметы . При умелом руководстве педагога дети обязательно справятся с такой работой. Ребенка нужно научить понимать связь между предметами и располагать их в узоре. Создавая композицию из нескольких элементов, он мысленно рассуждает о ее содержании, о тех средствах, которые должны помочь выразительно расположить предметы по отношению друг к другу. Т. Г. Казакова считает, что воспитатель должен учить рассматривать и обследовать предметы декоративно-прикладного искусства. Для этого подбираются вещи, при ознакомлении с которыми дети видят узор в объеме и на плоскости. При обучении детей отдельным приемам изображения воспитатель обращает внимание на передачу характерных черт образа. В творческих заданиях дети ставятся в необычные условия, им предлагается найти различные варианты цветового решения, композиционного построения. Воспитатель учит детей композиционно располагать предметы, фигуры в соответствии с замыслом, выделяя главное. Дети усваивают колорит, композицию, орнаментальные элементы, характерные для того или иного предмета при рассматривании.

Интересная работа может развернуться летом, когда дошкольники основное время проводят на воздухе. В игровой обстановке они могут создавать предметы под впечатлением увиденных растений и насекомых.

Детское творчество интенсивно обогащается, если воспитатель использует на занятии поэзию, музыку, эмоциональный рассказ. Это помогает развитию воображения. Функция слова очень велика, она способствует образному восприятию увиденного чужими глазами. Когда дети рисуют на темы литературных произведений, воображение играет ведущую роль.

Знакомство детей с народными орнаментами, формирование у них некоторых приемов народной росписи вызвали бурное развитие декоративного творчества детей. Относительно простая изобразительная основа орнамента позволяет детям сосредоточить внимание на построении пространственно-световой композиции рисунка. Усвоенные композиционные формы многократно повторяются с вариантами в области света или расположения деталей, устанавливается четкая последовательность нанесения одного элемента за другим, в результате чего закономерно вырастает целое. Современный способ украшения вещи отводит нас от орнамента и приближает к выделению конструкции вещи, либо к ритмичному расположению рисунка. Можно полагать, что соединение декоративного ритма с изобразительной деятельностью или с конструктивным выделением частей может быть близко детям. Музыка, так же как и слово, помогает уточнению и рождению образа. Лучше давать контрастные темы. Если у ребенка при слушании музыки зародился в голове образ и ему захотелось его воплотить, то это будет проявлением творчества.

Е. А. Флерина начала учить детей технике рисунка, композиции узора, способам изображения, развивать их наблюдательность. После этого появились заметные сдвиги в развитии художественных способностей. Стало ясно, что детей надо учить.

В работах Т. С. Комаровой звучит тема игры как метода. Игровая форма захватывает детей, повышает эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию. Важное место занимает сюжетно-ролевая игра. Связь ее с изобразительной деятельностью выражается в создании предметов для игры, отражении игровых сюжетов в аппликациях, рисунках, лепке. Нельзя не сказать и об игре драматизации, так как они строятся по мотивам литературных произведений. Чтобы игра прошла успешнее, дети могут подготовить самостоятельно декорации, детали костюмов, маски. Важную роль играют подвижные игры. Их содержание легко передать не только в рисунке, но и в аппликациях. Сам характер игры стимулирует к передаче героев в движении. Фактически в каждой возрастной группе можно отбирать сюжеты игр, доступные для изображения. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребенка. Мы можем назвать значительное число различных дидактических игр, способствующих художественному развитию дошкольников. Однако рассмотрим лишь те, которые обеспечивают развитие ребенка в ходе знакомства с декоративно-прикладным искусством.

Условно разделим игры на несколько групп — на те, которые:

— помогают различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам («Найди лишнее», «Художественный салон»);

— сосредоточивают внимание на стилевых особенностях элементов узора («Домино», «Узнай элемент узора»);

— знакомят с композиционным построением узоров, использованием ритма, симметрии («Составь узор», «Разрезные картинки»).

Большое значение имеет просмотр и анализ детских работ. Следует помнить, что для просмотра нужно выставлять на стенде, доске, столе, все детские работы. Рассматривать и анализировать созданные детьми рисунки, лепку, аппликацию следует на каждом занятии. Анализ должен проходить при самом активном участии детей; педагог вопросами, вступительными и заключительными словами направляет детскую деятельность. Обсуждение работ надо проводить живо, эмоционально. Важно найти образные, яркие слова для характеристики изображенных детьми предметов и явлений, подчеркнуть их выразительность.

Программа «Радуга» выдвигает идею о том, что при восприятии произведений искусства не нужно стремиться к массовому охвату детей. Кратковременный, но доверительный разговор с двумя-тремя детьми может оказаться гораздо эффективнее, чем беседа со всей группой. Речь идет о том, что произведения искусства можно размещать на полочке. Полочку нужно расположить на уровне глаз детей, сказать детям, что эта полочка не простая, а волшебная. На ней будут появляться очень красивые предметы и вновь исчезать. Поэтому надо успеть их рассмотреть.

На занятии, по мнению составителей программы «Радуга», рабочих мест должно быть столько, сколько детей в группе. После полдника или ужина столы покрываются клеенкой и на них располагаются все изобразительные материалы, имеющиеся в группе, а также коробки с природным материалом, клей, ножницы и т.д. Каждый ребенок изображает то, что для него интересно и эмоционально значимо, поэтому для работы надо отбирать достаточно широкое содержание, в рамках которого каждый ребенок найдет для себя что-то интересное, близкое и понятное ему одному.

В младшем возрасте основным выразительным средством детских рисунков является ритм. Этому способствуют задания, которые включают знакомые детям игровые действия, то есть предусматривающие дополнение рисунка, созданного воспитателем. Во второй младшей группе детям целесообразно предлагать задания, в которых та или иная форма многократно повторяется, а сама тема рисунка обусловливает использование выразительного средства композиции. В среднем дошкольном возрасте задания предусматривают выделение главного смыслового центра сюжетного рисунка второстепенными объектами, связанными по смыслу. В старшем возрасте детям желательно предлагать рисунок, в котором они должны будут создать ассиметричную композицию, смещая движущийся объект вправо или влево, чтобы воссоздать пространство для его движения. При этом детей необходимо ознакомить с элементарными приемами воздушной и цветовой перспективы.

В трудах Н. П. Сакулиной присутствует мысль о том, что размер изображения должен соответствовать величине листа: на больших листах бумаги изображения следует давать крупные, чтобы не оставалось ничем не оправданных пустых мест. Полезно давать для рисования бумагу разного размера, в зависимости от того, какая задача ставится перед детьми. Для работы с детьми можно выделить следующие методы:

1. Педагог должен выбрать программу, направления, а также свою позицию в процессе развития творческих способностей.

2. Подобрать соответствующее оборудование.

3. Развивать творчество на занятиях по рисованию, используя цвет, форму и движение.

4. Использовать наблюдения, организуя работу детей под влиянием впечатлений.

5. Использовать чтение художественной литературы, особенно сказок, поскольку этот жанр наиболее близок детям дошкольного возраста.

6. Знакомить с изделиями народных мастеров.

7. Развивать творчество дошкольников в процессе различных игр.

8. Систематизировать материал к занятиям.

9. Использовать анализ детских работ.

Глава II. Методические приёмы работы с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОО

2.1. Организация работы со старшими дошкольниками по освоению приемов городецкой росписи

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту. Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи: развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; развивать чувство цвета; развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве; совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом. Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания. Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать. В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга. Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте. Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях. Детей необходимо научить: симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета; использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы; находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).

Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров. Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге — заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розетка и шестиугольник — формы, более сложные для построения узора. В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету. В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы — растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов. В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева. В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть тарелки, шкатулки. Задачи обучения детей седьмого года жизни декоративному рисованию следующие: развивать чувство композиции; учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета; развивать чувство цвета; учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях; учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи; использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов; совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.

Методические приемы обучения декоративному рисованию узоров. В качестве наглядных примеров могут служить рисунки, предметы быта, игрушки с городецкой росписью. Очень важно объяснить детям, как создаются подобные изделия, рассказать, что, прежде чем эти изделия были выполнены в натуральном виде, рисунки для них придумали художники в красках на бумаге. «Сегодня на занятиях вы как настоящие художники должны будете придумать узор и выполнить его красками на бумаге»,— обращается воспитатель к детям. Затем раздаются листы цветной бумаги, палитра красок, коробки с акварелью или баночки 6—8 тонов гуаши. Анализ работ по декоративному рисованию показывает, что старшие дошкольники умеют составлять узоры с простым чередованием ритмов в квадрате, круге, умеют заполнять ритмичным узором вытянутые полосы из бумаги. В заданиях по декоративному рисованию городецких узоров дети расписывают также акварельными и гуашевыми красками заготовленные заранее деревянные доски. Владеют они и некоторыми приемами рисования кистью при выполнении узоров, умеют, например, проводить кистью извилистые линии, наносить точки, кружки, полоски и т. д. После беседы с детьми о задании им раздается заготовленный заранее несложный трафарет доски и предлагается украсить его орнаментом. Выразительность рисунков улучшается. В конце занятия воспитатель проводит разбор работ, дети должны активно включаться в беседу о качестве выполненных рисунков. Вот примерные высказывания детей после выполнения творческого задания, темой которого были рисунки досок: «Мне нравится рисунок Тани, потому что узоры очень тоненько и красиво нарисованы», «Красивая у Егора доска пoлyчилась. Цветы, как настоящие», «У Вики цветы очень хорошо нарисованы, и все неодинаковые, все разные», «Мне бы самой очень хотелось так красиво украсить доски узорами, так красиво, как будто это рисунок для украшения досок для нашей кухни». Для создания узора можно учить использовать элементы природных форм (растений, животных).

Дети могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, использовать оживку, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном городецким узорам.

Примерные занятия для старшего дошкольного возраста., Ознакомительное занятие. Знакомство с городецкой росписью.

Цель: закреплять умения работать с кистью; учить рисовать элементы городецкой росписи.

Материал: иллюстрации городецкой росписи.

Демонстрационный материал: альбомный лист или магнитная доска; краски или маркеры.

Раздаточный материал: кисточки; краски; листы для рисования.

Ход занятия.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Городецкие узоры

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с Городецкой росписью. Еще с древних времен люди расписывали свою посуду, вазы для цветов и многое другое городецкими узорами. Основные цвета в городецкой росписи это ярко-желтый или золотой, красный, зеленый, синий, белый и черный. Мастера в основном изображают разнообразные цветы (розы, купавки, ромашки), животных (петухи, лошади, павлины, фазаны и фрукты круглой формы).

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой росписью — так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки и ромашки. Другой важной особенностью городецкой росписи можно считать ее сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами, а также множество сцен из народного быта. Мастера раньше краски для городецкой росписи делали из яичной массы и в основном были только красные, синие, белые и черные цвета в их работах. Сейчас же мастера уже не используют яичную краску, а используют масляную. Они, как и прежде расписывают всевозможные деревянные изделия. Это – ларцы, шкатулки, декоративное панно, детские игрушки и мебель, а также кухонные шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы. Люди, как и прежде покупают изделия городецких мастеров и с удовольствием украшают свой дом.

Ребята, так как мы с вами сегодня только начинаем изучать городецкую роспись, я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи. Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. Сейчас я вам покажу как правильно делать узор (показ воспитателем на доске узора).

После показа, детей просят повторить узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает. Пока дети рисуют, педагог читает стихотворения:

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан,

До чего ж красивый он.

После завершения работы, дети аккуратно моют кисточки в стаканчиках. Предлагается физкультминутка:

По коленочкам ударим –

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем –

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Занятие 1. «Основные элементы росписи»

Цель. Освоение простейших элементов городецкой росписи дуг, капелек, спиралек, штрихов, точек и скобочек.

Материал: иллюстрации городецкой росписи.

Демонстрационный материал: альбомный лист или магнитная доска; краски или маркеры.

Раздаточный материал: кисточки; краски; листы для рисования.

Ход занятия.

Перед тем, как дети приступят к рисованию, необходимо рассказать им о промысле и дать рассмотреть городецкие изделия. По возможности показать иллюстрации, открытки, слайды и фильмы.

Выполнение задания.

Все элементы городецкой росписи дети рисуют сразу кистью (кисть № 1), без предварительной прорисовки карандашом. Чтобы получить дугу красивой формы, ее начинают аккуратно прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем к середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности.

(Приложение 2. Рис 1)

Занятие 2. «Украешки и рамки»

Цель. Освоение традиционных городецких орнаментов.

Материал: иллюстрации городецкой росписи.

Демонстрационный материал: альбомный лист или магнитная доска; краски или маркеры.

Раздаточный материал: кисточки; краски; листы для рисования.

Ход занятия.

Дети внимательно рассматривают представленные образцы орнаментов и слушают рассказ воспитателя об особенностях их построения на полосе. Необходимо объяснить, что слова орнамент, декор и украшение —синонимы и что орнамента без предмета, который он украшает, не существует. Детям предлагается отыскать орнаменты на различных предметах. Следует рассказать особенности построения орнамента в городецкой росписи, напомнить законы симметрии.

Выполнение задания.

Упражнение на воспроизведение образца. Дети продолжают начатый орнамент на полосе, максимально точно копируя предложенный вариант.

(Приложение 2. Рис.2)

Занятие 3. «Розан и ромашка»

Цель: Знакомство с традиционным элементом городецкой росписи — «розаном».

Материал: иллюстрации городецкой росписи.

Демонстрационный материал: альбомный лист или магнитная доска; краски или маркеры.

Раздаточный материал: кисточки; краски; листы для рисования.

Ход занятия.

С детьми следует рассмотреть городецкие изделия, в росписи которых встречается элемент «розан». Пояснить, что так называется цветок, имеющий круглую середину в центре и лепестки в виде дужек по краю цветка. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.

Необходимо внимательно рассмотреть последовательность выполнения каждого этапа росписи и запомнить название этих этапов.

Выполнение задания.

Обратите внимание на последовательность выполнения работы. Сначала крупной кистью (кисть № 4) делается «подмалевка» — цветное пятно круглой формы. Затем мелкой кистью (кисть № 2) выполняется «теневка» — обозначается середина цветка и лепестки. На заключительном этапе осуществляется «оживка» — у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек (кисть № I).

Последовательность выполнения узора «ромашка» та же, что и при рисовании «розана».

(Приложение 2. Рис. 3)

Занятие 7. «Купавка и бутон»

Цель. Знакомство с традиционным элементом Городецкой росписи —«купавкой».

Материал: иллюстрации городецкой росписи.

Демонстрационный материал: альбомный лист или магнитная доска; краски или маркеры.

Раздаточный материал: кисточки; краски; листы для рисования.

Ход занятия.

Следует рассмотреть с детьми городецкие изделия, в росписи которых встречается элемент «купавка». Пояснить, что так называется цветок со смещенным центром. Пусть дети самостоятельно сформулируют разницу между «купавкой» и «розаном».

Выполнение задания. Проследить и запомнить последовательность изображения элементов «купавка и бутон».

(Приложение 2. Рис. 4)

Занятие 11. «Городецкая роза»

Цель. Знакомство с декоративным изображением розы в городецкой росписи.

Материал: иллюстрации городецкой росписи.

Демонстрационный материал: альбомный лист или магнитная доска; краски или маркеры.

Раздаточный материал: кисточки; краски; листы для рисования.

Организация занятия и выполнение задания.

Проводится аналогично занятию № 3. (Приложение 2. Рис 5)

Занятие 12. « Ваза с цветами»

Цель.Освоение основных элементов городецкой росписи — «розана» и «ромашки».

Материал: иллюстрации городецкой росписи.

Демонстрационный материал: альбомный лист или магнитная доска; краски или маркеры.

Раздаточный материал: кисточки; краски; листы с панно «Ваза с цветами».

Ход занятия.

Дети завершают работу над панно «Ваза с цветами» дорисовывая «розана» и «ромашки» в букет таким образом, чтобы получилась симметричная композиция. (Приложение 2. Рис. 6)

Занятие 15. «Гроздь винограда»

Цель: Знакомство с традиционным городецким мотивом — «гроздь винограда».

Материал: иллюстрации городецкой росписи.

Демонстрационный материал: альбомный лист или магнитная доска; краски или маркеры.

Раздаточный материал: кисточки; краски; листы для рисования.

Ход занятия.

Задание 1. С детьми следует рассмотреть городецкие изделия, в росписи которых встречается элемент «гроздь винограда». Внимательно рассмотреть и запомнить каждый этап изображения данного элемента.

Выполнение задания. На схеме показана последовательность рисования «грозди винограда». Предложить детям бланк для самостоятельной работы. Обратить внимание детей на то, что каждая гроздь имеет свою оживку.

Задание 2. «Декоративное блюдо». Освоение росписи городецкого мотива — «гроздь винограда».

Выполнение задания. Необходимо закончить панно. Нижняя часть рисунка должна быть симметрична верхней.

(Приложение 2. Рис.7, 8)

Занятие 16. Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи — «конем».

Цель: Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи — «конем».

Ход занятия.

Следует рассмотреть с детьми сюжеты, в которых присутствует изображение коня. Величавость и грациозность коня выражаются в плавности и ритмичности формы, в которой органично уравновешены красота и сила. Дети рассматривают и запоминают последовательность выполнения росписи. Существует несколько способов рисования. Городецкого коня обычно рисуют черной краской. Вначале наносится изображение, похожее на большую каплю — это грудь и шея, затем наводят изображение перевернутой капли размером поменьше — это круп и задняя нога городецкого коня. После этого дописывают ноги, голову и, на заключительном этапе работы над контуром, прорисовывают гриву и хвост. После этого приступают к оживке, которая заключается в прорисовке сбруи и седла. Если конь без всадника, то уздечку изображают привязанной к передней поднятой ноге, а сбрую на груди выполняют в форме цветка.

Выполнение задания. Дети самостоятельно завершают симметричную композицию, вписывая городецкого коня в правую часть панно. (Приложение 2. Рис. 9)

2.2. Диагностика уровня сформированности способов выполнения городецкой росписи у детей старшего дошкольного возраста

Наше исследование проходило в 3 этапа: констатирующий эксперимент, формирующий и контрольный. В исследовании участвовали 5 детей в возрасте 5-6 лет. На этапе констатирующего эксперимента мы провели диагностику уровня сформированности умений и навыков старших дошкольников в декоративном рисовании, а конкретно, по городецкой росписи. В таблице 1 представлены критерии и показатели художественных способностей детей, усвоение ими приемов росписи. Чтобы определить знания детей в данной области, мы провели беседу. Беседовали с детьми индивидуально, по следующей схеме: Что такое городецкий узор? Где можно увидеть городецкие узоры? Чем городецкие узоры отличаются от других узоров? Для определения графических навыков создания городецкого узора мы предложили детям оформить полосу с городецким узором. По результатам диагностики мы определили уровень сформированности способов деятельности по выполнению городецкой роспии.

Таблица 1

Критерии и показатели художественных способностей детей

Удачно передает композицию и характерные особенности росписи

Испытывает затруднения в композиционном решении рисунка

Рисунок мелкий, смещен относительно центра, отсутствуют

Мы выделили следующие уровни сформированности: высокий, средний и низкий. Провели диагностику, результаты представлены в таблице 2 и сделали следующие выводы. Дети, входящие в группу с высоким уровнем сформированности характеризуются активностью, заинтересованностью процессом создания узора. Они способны отражать характерные признаки городецкого узора. Созданные узоры в их рисунках отличаются индивидуальностью, неповторимостью. Изображениям присущи соблюдение ритма и композиции. Дети владеют изобразительно-выразительными средствами создания узора. Знают отличительные особенности городецких узоров. Средний уровень отличается менее активным процессом создания городецкого узора. Дети не всегда умеют передать ритм и композицию узора. В рисунках наблюдается подражательность способов передачи узора, недостаточное владение изобразительно-выразительными средствами. Городецкие узоры выделяют среди других, но не могут назвать их отличительные черты. При низком уровне отмечена неподготовленность ребенка к созданию узоров. Изображения схематичны и стереотипны, воображение неразвито. Городецкий узор не отличают от других. Результаты выполнения заданий показали, что дети создают узоры, однако цвет они не всегда используют правильно, в соответствии со спецификой городецких узоров; нередко в рисунках смешивают разные цвета. Большая часть детей не справилась с передачей именно городецкий узор, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. Итог констатирующему эксперименту подведен в виде таблицы. Вывод констатирующего эксперимента: из проведенного эксперимента видно, что увлеченность темой и техникой у детей развита на высоком уровне, способность создавать городецкий узор почти у всех отсутствует, так же как и знание отличительных характеристик городецких узоров; умение соблюдать ритм и симметрию рисунка развита на среднем уровне.

В процессе проведения формирующего эксперимента мы выявили педагогические условия развития детского декоративного творчества.

Первое условие — учёт опыта детей, который они приобрели.

Вторым условием выступило создание блока творческих заданий. Блок включает в себя 9 занятия:

1. «

2.

3

4. «Розан и ромашка»

5.

6.

7.

8.

9.Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи — «конем».

В процессе составления блока заданий использовали задания обучающего и творческого характера с учётом разных этапов усложнения творческих заданий. Но обучающие задания тоже несли в себе творческий характер, следовательно, не было заданий, направленных только на обучение. В любом из предложенных заданий упор делался на создание оригинального образа. Занятия образовательного уровня мы использовали с целью ознакомления с орнаментом, обучения способам построения декоративной композиции, потому что в творческих заданиях требовались знания основных понятий и определённых способов построения композиции, свободно располагающейся на плоскости. Обучающий уровень тоже носил творческий характер, поскольку во время обучения дети выполняли различные творческие задания, направленные на развитие композиционных навыков: они составляли узор из предложенных форм, распределяли симметричную и асимметричную композицию, соблюдая определённый вид ритма.

Третье условие заключается в игровом характере выполняемых творческих заданий. Составляя задания, мы старались придать им игровой характер разными средствами — чтение сказок, рассматривание изделий, прослушивание музыки.

На основании всех вышеперечисленных условий мы делаем вывод: условия для развития творчества детей создавались нами при выполнении каждого задания и обеспечивались за счёт предоставления детям права выбора цвета, расположения, размера элементов, осуществляя данную деятельность в игровой форме, что обеспечивало устойчивый интерес и стремление к деятельности. Определение итогового уровня развития детского декоративного творчества. В эксперименте принимали участие те же дети экспериментальной группы. На этапе контрольного эксперимента мы провели повторную диагностику художественных способностей детей в декоративном рисовании по мотивам городецкого узора. Детям были предложены те же вопросы в беседе, и то же задание оформить полосу с городецким узором.

Таблица 2

Результаты

Констатирующий эксперимент

(% детей)

Контрольный эксперимент (%детей)

Умение использовать технику рисования городецкой росписи

Высокий

Владеет рациональными приемами

40 %

80 %

Средний

Частично использует приемы росписи. И

40

20 %

Низкий

Испытывает затруднения в технике росписи, нуждается в помощи взрослого

20

Умение использовать характерные формы, линии и цвета

Высокий

Удачно передает композицию и характерные особенности росписи

30 %

80 %

Средний

Испытывает затруднения в композиционном решении рисунка

50 %

20 %

Низкий

Рисунок мелкий, смещен относительно центра, отсутствуют

20 %

Из таблицы видно, что после проведения цикла занятий у детей преобладает высокий и средний уровни в развитии способностей к декоративному рисованию. Высокий уровень подтвердило 80 % детей, на среднем 20%. После поведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе 80 % детей стали умело располагать изображение на листе , стремились передать стилевое единство, старались передавать цветовую гармонию, строго повторять и чередовать элементы, экспериментировать с цветами и элементами. Развивалось творческое мышление детей, потому что на занятиях по рисованию дети стремились использовать полученные знания и умения.

Проведенные занятия показали, что у детей разный уровень владения техникой, способность создавать художественный образ, умения использовать цвет в индивидуальной работе. Благодаря проведенной работе и использованию разнообразных художественных материалов и нетрадиционных техник появилась положительная динамика в уровне знаний и навыков декоративного рисования у старших дошкольников. В первую очередь беседа с детьми показала хорошие знания детей особенностей городецкого узора. Дети правильно называли цветовую гамму, форму изображения, рассказывали, где можно встретить городецкий орнамент. В контрольном задании оформить полосу с городецким узором мы специально не ограничивали творчество детей и не предлагали им образцов рисования. Это позволило оценить разнообразие, оригинальность каждого оформления. В ходе формирующего эксперимента дети научились передавать ритм узора, создавать композицию. Хочется отметить активный интерес детей к выполнению заданий, их желание создать красивую, оригинальную работу.

Заключение

Привлечение народного декоративного искусства как активного средства эстетического воспитания в системе обучения декоративному рисованию в детском саду имеет свои преимущества. Главные из них — широкие горизонты эстетического познания и многообразные аспекты воспитательного воздействия народного искусства в процессе гармонического воспитания личности дошкольника. Декоративное рисование по мотивам городецкого узора один из видов изобразительной деятельности дошкольников. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками. Городецкий узор имеет свои специфические особенности художественного воплощения. В нашем исследовании мы использовали систему занятий по обучению старших дошкольников декоративному рисованию по мотивам городецкого узора. Формирование знаний, умений и навыков декоративного рисования строилось на принципе постепенного усложнения заданий: от развития у детей понимания художественной выразительности произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства мы переходили к развитию у них навыков художественного мышления, необходимых для самостоятельной творческой деятельности. Проведенная работа позволила повысить уровень знаний и навыков старших дошкольников в создании различных предметов декоративно-прикладного искусства с использование растительных композиций в городецких узорах. На примере городецкой росписи у детей формируются способы художественной деятельности. После проведенных занятий с детьми можно сделать вывод, что дети самостоятельно способны организовать рабочее место, использовать приемы работы кистью (круглой, плоской) другими вспомогательными инструментами, заменяющими кисть, применять художественные материалы. Обрели умение использовать характерные формы, линии и цвета в композиции городецкой росписи. Научились правильно располагать элементы узора, смешивать и компоновать цветовые оттенки, характерные для городецкой росписи.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/dekorativnaya-rospis-v-dou/

1. Беляева, С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования

2. Большая Российская энциклопедия [Текст] / Ю.С. Осипов; под ред. Ю.С. Осипова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. – 561с., ил.

3. Вохринцева, С. Окружающий мир. Народное творчество.

4. Гербова, В. В. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст] : метод.пособие / В. В. Гербова, Р. Иванкова, Р. Г. Казакова. – М.: Просвещение, 2002. – 257 с.

5. Городецкая роспись по дереву

6. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет [Текст] : рекомендации, планирование, конспекты занятий. — Волгоград: Учитель, 2011. — 143 с. — (Образовательное пространство ДОУ).

7. Грибовская, А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации

8. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников

9. Доронова, Т.Н. На пороге школы [Текст] : книга для воспитателей и родителей / Т.Н. Доронова ,Т.И.Гризик , Л.Ф.Климанова. – М. : Просвещение, 2002. – 178 с.

10. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей

11. Ильченко, М., Мишин,С. Методическое пособие по городецкой росписи./М.Ильченко, С.Мишин. — М.: ИД «Грааль», 2002 г., 44 стр.

12. Казакова, Т. Г.

13. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества

14. Колдина, Д. Н.

15.Колдина, Д.Н.

16.

17.Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада [Электронный ресурс] : конспекты занятий / Т. С. Комарова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 120 с. — 978-5-86775-840-0.- Режим доступа:

18.Комарова,Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада [Электронный ресурс]: конспекты занятий / Т. С. Комарова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. — 136 с. — 978-5-86775-550-8. — Режим доступа:

19.

20. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Электронный ресурс]:/В.Б.Косминская и др. — М., «Просвещение», 1977 г. – Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/izo/teoria03.html

21. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду Подготовительная к школе группа [Текст]: учебно-методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений/ И. А. Лыкова.-М.:ИД «Цветной мир», 2012. — 208 с.

22. Максимова З. По мотивам росписей Городца и Русского Севера [Текст] / З. Максимова // Народное творчество. – 2000. — №3. – С. 44–45.

23. Народные художественные промыслы [Текст] / О.С. Попова [и др.]; под ред. О.С. Поповой. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. – 192с., ил.

24. Новосёлова, В. П. Учим видеть и рисовать на уроках изобразительного искусства [Текст]: методические рекомендации / В. П. Новосёлова, Г. Н. Писаревская. — Кемерово :КРИПКиПРО, 2009. — 45с.

25. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва — Режим доступа:

26. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. №1. с.6.

27. Пряник, прялка и птица Сирин [Текст]: книга для учащихся старших классов / С.К. Жегалова [и др.]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983. – 192с., ил.

28.» Раннее развитие детей — www.razumniki.ru «

29. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду

30. Современный словарь-справочник по искусству

31. Супрун, Л.Я. ,Городецкая роспись

32. Супрун, Л.Я.,Резьба и роспись по дереву [Текст] / Л.Я. Супрун. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. – 120с., ил. (Серия «Кем быть!?»)

33. Халезова, Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду

34. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду

35. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 176 с.: ил.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение  1

Рис.1

Приложение  2

Рис. 2

Приложение  3

Рис. 3

Приложение  4

Рис. 4

Приложение  5

Рис. 5

Панно «Ваза с цветами»

Приложение  6

Рис.6

Последовательность изображения грозди винограда

Приложение  7

Приложение  8

Рис. 7

«Декоративное блюдо».

Приложение  9

Рис. 8

Последовательность росписи Городецкого вороного коня

Приложение  10

Рис. 9