Система занимательных дел по ознакомлению с росписью детей дошкольного возраста

КУРСОВАЯ РАБОТА, Тема: «Система занимательных дел по ознакомлению с росписью детей дошкольного возраста»

Автор работы: Новикова Юлия Леонидовна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №8»

Пермский край, г.Верещагино.

Верещагино,2016г

Актуальность

Изучая народное творчество своих земляков дети получают первоначальное эстетическое воспитание.

Работу необходимо начать с создания условий для приобщения детей к народной культуре. Начинать нужно постепенно. Подобрать познавательную литературу о том или ином народном промысле, об особенностях узоров, об истории промысла, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с тем или иным промыслом и обучение их росписи.

Обучение детей необходимо начать с рассматривания изделия декоративно-прикладного творчества, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях росписи.

Работу по обучению детей рисованию того или иного узора необходимо проводить в следующей последовательности:

Познакомить детей с изделием декоративно-прикладного творчества.

Сформировать навыки рисования узора данного прикладного творчества.

Цель работы, Основные задачи:

Расширять представление детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. Формировать эстетический вкус.

Развивать и закреплять умения рисовать декоративные элементы. Учить самостоятельно изготавливать из бумаги тычок-печатку для рисования кругов разного диаметра.

Знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов.

Ожидаемый результат, Целевая группа:, Формы работы:, ГЛАВА 1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНОЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ РОСПИСЬЮ

В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, Дымковской, Каргопольской, Филимоновской игрушками. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства. К знакомству с русской культурой относится и заучивание потешек с объяснением старославянских слов, которые сейчас не употребляются в разговорной речи.

15 стр., 7152 слов

Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми начальных классов

... программ. Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности обучения декоративно-прикладного искусства батика и его воспитательное значение. Глава 1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человека культуры 1.1 Истоки и виды декоративно - прикладного искусства Декоративное искусство зародилось ...

Но особенно большое значение придается продуктивной деятельности. Известно, что интерес к рисованию проявляется у детей рано. Уже с полутора лет дети, наблюдая, как родители, старшие братья и сестры действуют с ручкой, карандашом, и сами тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В детском саду происходит приобщение ребенка к изобразительной деятельности. У детей вызывается интерес к действиям с бумагой, краской. Овладение карандашом и кистью удается не сразу. Вначале движения руки с кистью неумелы, но постепенно они становятся увереннее. Вот тут-то и важен выбор темы для рисования. В этом может помочь народная игрушка. Рассматривая, например, дымковские игрушки можно увидеть, что рисунок прост, состоит из коротких линий, точек, кругов. К 4-м годам дети уже умеют рисовать замкнутую линию, пусть неровную, угловатую, но при этом ребенок создает уже свое изображение. Каждая такая форма может обозначать то одно, то другое, благодаря тем неуловимым признакам или незначительным дополнениям (черточкам, штрихам), которые

для ребенка оказываются важными, наталкивают на мысль о сходстве.

Обогащает детское творчество лепка народных игрушек. Образцами могут служить дымковские, Филимоновские, Каргопольские игрушки. Народная игрушка имеет все качества, необходимые для эстетического воздействия на ребенка: она проста, выразительна, радует своей раскраской. Перед раскрашиванием мы предлагаем ребенку еще раз рассмотреть узор дымковской игрушки. Обращаем внимание на обилие ярких цветов. Особенно часто повторяется сочетание оранжевого, красного, зеленого, синего и кое-где, для контрастности, черного цвета. Вот здесь-то и важна самостоятельность детей. Ребенок должен сам придумать узор, подобрать цвета красок, во всем этом ему помогут народные игрушки, ранее рассмотренные им.

Знакомство детей с народно — прикладным искусством начинаем с дымковской игрушки.

На первом этапе знакомства сообщаем краткие сведения об истории народного промысла. Дети обычно с большим интересом рассматривают репродукции, открытки, иллюстрации, готовые изделия народных умельцев. На следующем этапе дети под руководством воспитателей зарисовывают контур народной игрушки, используя орнаменты из кругов, точек.

Цель этих занятий – подарить детям радость творчества, познакомить их с историей дымковского народного, художественного промысла, с дымковской росписью, ее характерными особенностями (цветом, фоном, материалом).

Дать представление об основных элементах, используемых художниками. Развивать технику рисования концом кисти. Воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать детские работы. Показать приемы работы кистью, тычком, пальцами.

Знакомство детей дошкольного возраста с дымковскими промыслами способствует эстетическому воспитанию, что включает:

  • формирование и развитие восприятия, эмоций и чувств, памяти, воображения, мышления, воли и других познавательных процессов и эмоционально-волевых характеристик личности;

воспитание культуры зрительного восприятия прекрасного в искусстве,

2 стр., 736 слов

Игра игрушка в жизни ребёнка

... самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни ; в игре же дитя - уже зреющий человек». играми сына и дочери Наша вина, что порой дети, не научившись играть , не могут ... и выбор взрослыми друзей и любимых. ребёнка должна быть такая игрушка Игра и игрушка В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению ...

окружающей жизни, природе; понимание правильной его оценки и выражение своего отношения к нему;

  • понимание специфики народного и декоративно-прикладного искусства;
  • воспитание уважения к русскому национальному искусству и искусству других народов; зарождение и развитие эстетических вкусов, взглядов, формирование эстетического идеала; повышение эмоционально-эстетической и общей культуры личности.

    1.1.

Истоки и понятие народно – декоративного прикладного искусства., Истоки декоративно – прикладного искусства

Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»).

Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка древесины у многих народов — самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Исследования археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX — XV вв., украшенную резьбой и росписью. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки.

Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII — XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли — галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств.

Несмотря на идеологическое угасание язычества, крестьяне продолжали отмечать обрядовые весенние праздники. Над изготовлением магических фигурок народ трудился всю зиму, причем традиционно занимались этим женщины. Являясь символом плодородия, женщины могли на «тонком уровне» поспособствовать урожайности злаков и увеличению поголовья скота. Изготавливая глиняных свиней, коней, индюшек, коз, женщины как бы синхронизировались с процессами, происходящими в окружающем мире, подталкивая природу в нужную сторону, то есть в сторону увеличения плодородия. Расписная игрушка одновременно и продолжала древнюю традицию, и знаменовала своим появлением отход от мировоззрения предков. Магические фигурки приобрели функцию декоративных игрушек-свистулек; их лепили к обрядовому весеннему празднику, превратившемуся в 19-м веке в оживленную ярмарку «свистунью» (в литературе впервые упомянута в 1811) с ее яркими красками и пронзительными звуками свистков.

17 стр., 8412 слов

Курсовая №3960 Городецкая роспись в эстетическом воспитании дошкольников

... искусства воспитатель должен иметь представления об истории возникновения особенностях росписи иметь подборку практического материала – стихи игры альбомы с образцами изделий 1. Исторический аспект возникновения Городецкой росписи ... поставленных задач о методах работы. Разрабатывались педагогические системы определялись ... прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета ...

1.2 Виды декоративно – прикладного искусства

Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. Роспись по дереву.

Хохлома.

Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говорят «золотая хохлома». Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Труд и талант народных мастеров превращают обычные чаши, бочонки, солонки и многое другое в «золото».

В росписях хохломы преобладают растительные мотивы, однако встречаются и изображения птиц. Злотые травы, листочки, ягоды малины и земляники, преображенные фантазией художника, сплетаются в хохломские узоры. Цвета хохломы в основном составляют черно – красную гамму с золотом, что придает изделиям праздничный и торжественный колорит. Зеленый, желтый и коричневый цвета используют иногда для придания росписи еще большей яркости и нарядности.

Образная выразительность хохломы достигается за счет композиционного единства травных узоров с формой и размерами деревянной посуды.

Хохломой расписывают еще и целые наборы посуды, а также украшают детские стульчики, столы, кресла и другую мебель. Для формирования хохломского орнамента большое значение имеет смелый кистевой мазок, широта письма.

Сегодня хохлому называют золотой не только за красоту, но еще и за цену. Она дорого стоит, так как ее производство требует значительного ручного труда, а в прошлом веке такая посуда была дешевой и доступной для всех.

Городец.

Расписные панно, ларцы, тарелки с всадниками, барышнями, воинами, птицами и цветами городецких художников излучают добро и радость. Традиционны для этой росписи сцены чаепития, катания на тройках, праздничных гуляний.

Композиции с чаепитиями похожи на большой торт, украшенный пышными цветами. Какая прелесть таится в чашках и вазочках, чуть намеченных «оживками», на фоне нарядной скатерти!

На прялочных донцах всегда размещают праздничные сюжеты городецкой росписи – катание на тройках, свадьбу и другие, в которых переданы торжественность, красочность, декоративность. Пышный орнамент из купавок, роз, листьев обрамляет сюжетные картинки, расположенные ярусами.

Цветы старые мастера писали фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд. Присмотревшись, можно узнать купавки, ромашки, ягоды, а в середине сказочного букета – пышную розу. Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо.

Красивый городецкий тонконогий конь с сильной шеей – поэтический образ-загадка. Гордых коней рисуют на дверцах шкафчиков, спинках детских стульчиков, столах, тарелках на стену. Окружают коней сказочные цветы, иногда здесь же изображают диковинных птиц и зверей. Кажется, что скачут кони по волшебным садам.

7 стр., 3160 слов

«Виды декоративно-прикладного искусства»

... искусства Гжели в ее ярко выраженном сочетании синих узоров и белого фона, оригинальных приемах росписи и органичных формах ... понравившиеся им цвета для росписи игрушки: красный, оранжевый, ... особый стиль росписи. Их цветы, птиц, ... творчества, впитавшего ценнейшие традиции искусства резьбы и росписи по дереву. Это и забава, и одновременно бытовая скульптура, создаваемая по законам пластического искусства. ...

Сказочные, летящие, как птицы, кони, волшебные цветы и сцены из обычной жизни – все у городецких художников выглядит радостно и празднично!

Важные изменения произошли в Городецкой росписи в наши дни: вместо темперных и клеевых красок мастера стали писать масляными. Это отразилось на характере декора. Ведущим в росписи становится растительный орнамент. Масляные краски позволяют добиться разнообразных сложных цветовых оттенков. Например, даже в симметричных росписях можно один цветок сделать сиреневым, а другой – малиновым.

Особую выразительность Городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, точки, дуги украшают цветы и фигуры. Черным цветом тоже можно подчеркнуть форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых половина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись.

В творчестве Городецких мастеров появилось удивительное чувство декоративности, передающее праздничность традиционной росписи.

Росписи Северной Двины и Мезени

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, — яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в XIX веке. Выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Роспись архангельского края – мезенская.

Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Ведущая тема северодвинской росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы. В основе растительного узора пермогорской росписи – гибкий побег, на котором нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы. В центре часто изображали птицу Сирин или большую рыбу. Наиболее популярные сюжеты: катание на тройках, свадьба, посиделки. Цветовая гамма в основном состоит из узоров красного цвета на белом фоне. Желтый и зеленый цвета как дополнительные, сопутствующие. Большое значение имеет тонкий черный контур, мастеровито наносимый гусиным пером.

Борецкая роспись очень нарядная, помимо основных цветов к ней добавляют золото. Фон обычно белый. Ее элементы – веточка с ягодами, трилистник, древо, тюльпаны, розетки, птицы, кони, геометрические орнаменты.

Орнамент ракульской росписи очень крупный, представлен в основном декоративными листьями, кустиками и птицами. В большинстве произведений главную роль играют золотисто – охристый и красный цвета, а сопутствуют им глубокий зеленый, белый и коричнево-красный. Черным цветом рисуют не только контур, но и многие детали – усики, завитки, прожилки. Фон может быть золотисто желтый. Краски создают узоры, напоминающие эмалевые вставки.

Мезенская роспись отличается особой графичностью и сдержанной цветовой гаммой. Здесь используют только красно-коричневую краску, получаемую из местной глины. Поражает минимальностью изосредств и выразительностью образов. Любимые мотивы: тонконогие кони и олени с необычайно тонкими ногами, гордо поднятой головой и круто выгнутой шеей (у коней могут быть кудрявые хвосты, а у оленей – пышные ветвистые рога), лебеди, сцены охоты, рыбной ловли, катания на санях. Также применяют различные линии, спиральные завитки, овалы, кружочки, крестики, звездочки.

5 стр., 2342 слов

Урок развития речи: «Описание игрушки» «Матрешка»

... (Мы скажем о том, что матрешка – не просто игрушка, а игрушечный символ России, русский сувенир). -Так как у нас 1 урок на подготовку написания сочинения, я вам сегодня ... наша матрешка – не просто игрушка. Но еще и символ такой большой, дружной, крепкой семьи. 3 такие игрушки безвредные, с ними приятно играть 4. (Яркие, теплые цвета. Много разных цветов). Когда ...

Народная роспись северодвинских центров и Мезени показывает большие профессиональные навыки мастеров в композиции, рисунке, живописи. Эти яркие, нарядные росписи были созданы благодаря глубоким традициям школы народного мастерства.

Керамика., Гжельская керамика.

В старину мастера из Гжели хотели сотворить такую посуду, которая могла бы поспорить с дорогим фарфором и была бы неповторимой, запоминающейся. Они создали свой особый стиль росписи. Их цветы, птиц, зверей не спутаешь с другими. Гжельских мастеров вдохновила прохлада синих вечеров, голубизна неба и родные белоснежные просторы.

Родина фарфора с синей росписью – Раменский район Подмосковья. Гжель – название одного из сел, ставшее собирательным для нескольких сел и деревень округи, в которых занимались гончарным промыслом. В предшествующие столетия гжельский фарфор и майолика были многоцветными, но постепенно именно в полуфаянсе синий цвет становится классическим. Создается новый изобразительный язык торжества синего на белом. Секрет искусства Гжели в ее ярко выраженном сочетании синих узоров и белого фона, оригинальных приемах росписи и органичных формах изделий. Образы Гжели вызывают волнующее чувство соприкосновения с природой.

Скопинская керамика.

Город Скопин Рязанской области издавна славился гончарными изделиями. Из светлой глины здесь делали простую посуду без поливы, так называемые «синюшки». Полагают, что название промысла связано с птицей скопой, которая водится в здешних болотах.

Традиции древнего гончарного промысла отразились в произведениях скопинских мастеров. Здесь делали кувшины, кумганы, квасники, жбанчики, украшенные диковинными зверями и птицами, орлов с распростертыми крыльями, коней-свистулек, всадников, медведей-музыкантов. Изделия покрывали зеленой или коричневой глазурью.

Произведения отличает соединение скульптурных образов с формой сосудов. Поражает не только знание традиций древних славян, но и художественная фантазия, помогающая создавать живые образы и пластику.

Народное восприятие мира как единство природы и человека, формы живой и формы предметной получило отражение и в скопинских сосудах. Логика конструкции сочетается с изобразительностью. Разнообразные скульптурные изображения на месте ручек слиты с формой кувшина.

В скопинской керамике в равной мере активны объем и силуэт, поэтому формы монументальны и выразительны независимо от размера сосуда.

Русская глиняная игрушка., Дымковская игрушка.

В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону «разбрасывали» яркие круги, клетки, крупные и мелкие горошины. Цвета: оранжевый, красный, зеленый, голубой, розовый, желтый, сиреневый и др. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшего еще большую нарядность игрушки.

2 стр., 767 слов

Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий

... обращать внимания на форму научных произведений - так же неверно, как игнориро-вать содержание художественных. Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий. Никто не сумеет популяризировать ... Дарвина лучше его самого. Его научный стиль необходи-мо ...

Барыни и кавалеры щеголяют своими нарядами, петухи и индюки своими пышными хвостами напоминают сказочные букеты, кормилицы хвастаются богатым семейством.

Радуют пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

Каргопольская игрушка.

Жители русского Севера круглый жемчуг нарекли каргапольчиком. Так появилось название города Каргополя. Мастера народной глиняной игрушки живут здесь.

Изготавливается она также, как и дымковская. Но образы и роспись другие. Цвета ее не очень яркие, как и природа Севера. Тематика работ разнообразна: барыня, охотник, гармонист, танцующая пара и другие.

Мастера выбирали понравившиеся им цвета для росписи игрушки: красный, оранжевый, золотистый, желтый, коричневый, болотный малиновый и др.

Птицы с девичьими лицами, медведицы, играющие на гармониках, богатырские кони, сказочные Полканы. Веселый Полкан — богатырь со знаками солнца на груди – символ каргопольской игрушки. Это полуконь-получеловек, поэтому он наделен огромной силой. Вероятно, именно таким был в представлении наших предков богатырь, близкий к божеству древних славян Плихану или Полехану.

Каргопольский орнамент – это не просто геометрические узоры, а целый мир образов. Крест в круге – это солнце. Все элементы имеют древнее символическое значение. Подобные орнаменты можно увидеть на старинных вышивках и росписях.

Филимоновская игрушка.

Появилась в деревне Филимоново Тульской области. Местная глина очень пластична, фигурки из нее лепят, вытягивая форму, поэтому они такие стройные.

Самое удивительное происходит, когда темную синеватую глину ставят в печь. После обжига она становится белоснежной. Бери и раскрашивай. Наряд филимоновской игрушки связан со старинными символами-оберегами.

Узоры филимоновской игрушки радуют звонкой пестротой ярких полосок. Красная, зеленая, и наоборот, зеленая, красная. Фон желтый. Полоски повторяются, выстраивая выразительный ритм – «тигровость».

Полоски, крестики, круги, звездочки, солнышки, волнистые линии, точки, елочки сочетаются с гладко окрашенными частями.

Рябит в глазах полосатое трехцветье, привораживает игрушка особым орнаментальным узорочьем. Нарядно расписывают женские фигурки, причем не только полосами, но и розетками, треугольниками, цветами.

«Любота» — это знакомые образы – барыня и солдат, они слеплены парой, на одной «земле». Жених с невестой милуются, друг дружкой любуются и пляшут.

Все филимоновские звери – свистульки. Среди персонажей больше домашних животных, коней, собак, баранов, кур и петухов. Характерные черты этих животных: маленькая голова на длинной шее, гибкое тело, ноги-подставки и хвост-свисток.

Искренность и непосредственность, чувство живого есть в каждой вещи независимо от того, большая она или маленькая. Все пронизано красотой.

Русская деревянная игрушка.

В русской деревянной игрушке сложился сой особый круг традиционных образов, тем и сюжетов. Народная игрушка как сказка – все так, да не так. Это целая область народного творчества, впитавшего ценнейшие традиции искусства резьбы и росписи по дереву. Это и забава, и одновременно бытовая скульптура, создаваемая по законам пластического искусства.

Народный мастер в совершенстве владеет богатым языком декоративного искусства и использует его в русской деревянной игрушке. Ее отличают выразительные формы и силуэты, разнообразные ритмы, яркие контрасты, гармоничные пропорции.

4 стр., 1756 слов

Урало-сибирская роспись на занятиях изобразительного искусства

... приемов преподавания уроков по Урало-Сибирской росписи. И их апробация в МОУ СОШ № 8. При работе над курсовой были использованы разработки программ Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд», ...

Точеные, резные и расписные звери, птицы, люди очень обаятельны. Народный умелец выделяет в игрушке лишь самое главное, характерное и типичное. Чаще всего одной меткой деталью мастеру удается выразить характер персонажа, оживить образ.

Главное в народной игрушке – умение сочетать выразительную форму с цветом или фактурой материала. В игрушке из неокрашенного дерева мастер старается показать его естественную красоту, близость к природе. Мастера-игрушечники тонко чувствовали и разнообразно использовали богатые пластические возможности, благородный цвет, выразительную текстуру дерева. Деревянная игрушка красива и декоративна.

Игрушка русского Севера

В Поморье любили делать куклу «панка» — обрубок дерева, округлый или ограненный, в котором топором обобщенно намечены голова с плоской лицевой частью, торс и широкая юбка. Руки или плотно прижаты к телу, или их нет. Черты лица предельно схематичны. Иногда резчик обозначает еще округлость груди или косу. Он заботится о пропорциональности частей и выразительности целого, поэтому даже небольшие фигурки выглядят основательно, монументально и торжественно.

Кукла может быть украшена рядами выжженных кружков, вырезанных косых крестов, квадратами и ромбами.

Композиция столпообразных северных панок очень проста – фронтальное положение в пространстве, статичность и замкнутость формы, выразительность силуэта. Стилистически эти игрушки близки северным деревянным идолам и новгородской средневековой скульптуре.

Среди северных плотницких игрушек выделяются разнообразные коники. Обобщенная монументальная форма, круто изогнутая шея, соединенные попарно ноги – их отличительные черты. Кроме этого, делали еще и всадников, различные упряжки и тройки, коней-каталок. Главный принцип пластического решения этих игрушек – угловатая манера обрубовки объема.

Из славянской мифологии с ее земледельческим культом коня и солнца эти образы перешли в народное искусство, поэтому мотивы коня и розетки (солярного знака), иногда выделенные красным цветом встречаются часто.

Нижегородская «топорщина»

Она очень разнообразна по форме и содержанию. Среди них встречаются коники, каталки, меленки. Праздничный выезд отражает существенную черту быта нижегородского купечества, его ухарский дух, конечно, в рамках скульптурного лубка, каким является городецкая игрушка.

Нижегородский конь и сегодня сохранил некоторые сказочно-мифологические элементы, например, на его шее изображают лучистую звезду, символизирующую языческое солнечное божество. Цвет в нижегородской игрушке слит с формой.

Знакомые персонажи – птицу, конька, женские фигуры – можно встретить в поволжской и подмосковной игрушке, но они сильно отличаются от образов северных игрушек. В них больше красочности, праздничности, игрушечности и декоративности. Совсем иное восприятие жизни, новые художественные задачи определили облик и содержание деревянной игрушки центральной и южной областей России.

Полхов-Майданские тарарушки.

Тарарушки – это пестрые деревянные игрушки: погремушки, копилки, грибочки, птички-свистульки, каталки на палочке и др. Само название напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю на базаре.

Для этих игрушек характерны строгие, простые, округлые формы предметов и яркие, звучные краски, которые эффектно сочетаются со светлым фоном дерева. Роспись располагают так, чтобы подчеркнуть криволинейную поверхность предмета. В основе росписи рисунок пером и тушью. Черная линия контура сочетается с цветовым пятном, положенным то плотным мазком, то полупрозрачным расплывом.

28 стр., 13581 слов

Диплом ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ КАК ВИДУ ХУДОЖЕСТВЕННО ...

... старшего дошкольного возраста через обучение элементам хохломской росписи. Разработать и частично апробировать программу кружковой работы по обучению хохломской росписи для старших дошкольников. Гипотеза: ... остается весьма актуальным. Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Сочетание двух функций в художественном ...

Разнообразные изделия отличают простота рисунка и яркость красок. Художники любят рисовать растительные мотивы орнамента и пейзажи. В росписи букета, как в сказке, на одной ветке могут расти и золотые яблочки, и ягодки, и цветочки. Стиль росписи, контрастной по цвету, пышной и яркой, хорошо выражает идею изобилия цветов, плодов и красочности мира.

Искусство тарарушечников отличается сказочно-реалистическим строем образов, особой декоративностью.

Сергиевопосадская игрушка.

Самая веселая на Руси ярмарка в прошлом веке проходила в Сергиевом Посаде. На видном месте в торговых рядах были разложены игрушки: погремушки, свистульки, богородские медведи, кони, различные матрешки, и др.

Музейные собрания народных игрушек хранят «стада» и «зверинцы», сделанные в Посаде и в Богородском. Все игрушки отличаются определенной мерой условности и реализмом.

В сочетании красного, синего, желтого и зеленого мастер добивался красочности, нарядности, декоративности. Наиболее традиционными были образы барынь, гусаров, солдат, нянек с младенцами, пастушков и мужичков. Мастера часто вырезали монахов и монахинь, так как жили по соседству с Сергиево-Посадским монастырем. Неповторимые, индивидуальные черты переданы в выражении лица, в позах.

Народные мастера, импровизируя в процессе работы, никогда точно не повторяли образы, варьировали детали.

Богородская игрушка.

В селе Богородское Московской области издавна все, даже женщины и дети, вырезали из дерева игрушки. Режут они игрушки-медведей и мужиков, оленей и орлов, коней и козлов, петушков и курочек. Дерево послушно каждому прикосновению ножа и резца, которые оставляют ритмичные следы, подчеркивая форму. Красота неокрашенной игрушки во многом зависит от выразительности силуэта.

Делают фигурки реалистические. Знаменитые «Кузнецы» стали символом русской народной деревянной игрушки. По сторонам наковальни укреплены на планочках резные фигуры кузнеца и медведя. Привлекают не только занимательный сюжет, но и теплый юмор, типичность персонажей и движение игрушки – весело стучат молоточки по наковальне, когда двигаешь планочки.

Подвижность вносит в деревянную игрушку момент неожиданности, делает ее еще более занимательной. Есть игрушки с потайными кнопками. Части или детали некоторых игрушек для большей подвижности прикрепляют на пружинках, например, листочки на дереве. Они начинают трепетать, если дотронешься до игрушки.

В облике богородского коня привлекают гордо поднятая голова, крутой выгиб шеи, динамичная линия силуэта, так создается прекрасный и могучий образ.

Медведь в богородской игрушке – большой и добродушный зверь. Вместе с тем мастер подчеркивает в его характере черты, присущие человеку.

Самое притягательное в народной деревянной игрушке — яркая образность, сочетающая реальность с поэтическим преувеличением и сказочным вымыслом.

Матрешки (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан)

Первым расписал русскую матрешку С.А.Малютин. От русского имени Матрена и возникло ласковое название «матрешка».

Художественный образ матрешки весьма условен. Образ женщины-матери большого семейства близок и понятен. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, в этом глубокий смысл игрушки. Условны форма, изображение лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот.

В Сергиевом Посаде и в Семенове делали матрешек-мальчиков и отцов семейства.

Кроме летнего наряда матрешек одевали и в зимнюю одежду. Были матрешки, изображающие жениха и невесту, героев сказок, литературных героев.

Процесс изготовления всех матрешек одинаков. Сначала вытачивают форму на токарном станке. Затем подготавливают ее под роспись. Мастерицы расписывают матрешек без предварительного рисунка с образца. Цвета у всех одинаковые, а матрешки получаются разные, чуть непохожие, и в этом их художественная ценность.

У Сергиевской матрешки скромный наряд, расписана она чистыми яркими цветами. Черная графическая наводка подчеркивает детали одежды и черты лица милой, добродушной матрешки.

У матрешек из Семенова на фартуках яркие букеты. Их изображение сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи-красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пестушка», который делается «тычком».

Полхов-Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Все объединяет черный контур. Украшают матрешку так, что цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку спереди. Лицо порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.

1.3 Основные направления работы с детьми

Первое направление:

Задачи обучения.

Дать детям некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, характерных признаках.

Учить детей выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композицию, расположение узора на предмете, связь формы предмета и его назначения.

Младший дошкольный возраст.

Развивать у детей интерес к народной игрушке, умение узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрешка и др.), видеть их красоту, наряд­ность, любоваться ими, выделять некоторые средства выразительности (элементы, их цвет).

Средний дошкольный возраст.

Узнавать знакомые народные игрушки, их название, характерные при­знаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме).

Различать 2-3 вида народных игрушек по некоторым признакам (дымков­ские, филимоновские, тверские глиняные игрушки, матрешки, богородские игрушки).

Старший дошкольный возраст

Различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях. Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для офор­мления детского сада, дома.

Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные осо­бенности.

Знакомить с новыми видами (каргопольская, абашевская игрушки и др.), а также с предметами разных промыслов с растительным узором (городец, хохлома, жостово, гжель и др.).

Учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, осо­бенности их изображения в разных видах; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.).

Учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и асимметричные композиции. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.

Знакомить с русским народным костюмом, значением узора в его укра­шении, его особенностями, принципами оформления женского, мужского костюма, головных уборов, тканей, типичными сочетаниями элементов и их цвета.

Второе направление:

Задачи обучения:

Младший дошкольный возраст

Составлять узоры в рисовании, лепке, аппликации, используя геомет­рические элементы узора: широкие прямые линии, мазки, кольца, круги, точки, выбирая цвет бумаги (фон) и элементы узора, располагать их на всем листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, вели­чине, цвету) или чередуя два элемента (по форме или цвету).

В аппликации составлять узоры на бумаге в форме полосы, квадрата, круга, выделяя кайму, середину, углы одинаковыми элементами из гото­вых форм (на круге, квадрате) или чередуя их по форме, цвету, величине. Развивать чувство ритма, симметрии.

Средний дошкольный возраст

Составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (тверской, филимоновской, дымковской и др.), выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок), кольцо, круг, точки, линии прямые широ­кие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного вида, их сочетания (цвет фона и элементов).

Составлять узоры на полосе, прямоугольнике типа «ткани», чередовать один-два элемента по форме, величине, цвету. Составлять симметричный узор на квадрате, розете, круге, выделяя кайму, углы, середину.

Старший дошкольный возраст.

Составлять узоры на основе некоторых видов декоративно-прикладно­го искусства (народных игрушек, росписей Городца, Хохломы, Жостова, Гжели, кружев, декоративных тканей, платков, полотенец, ковров и др.).

Выделять геометрические и растительные элементы узора, образы птиц, коней.

Передавать колорит определенной росписи, ее характерную композицию: симметричную, асимметричную, украшение объемных изделий (лепка, работы из папье-маше, готовые бумажные одноразовые стаканы, тарелки, деревянные заготовки («белье») посуды, досок, матрешек и др.).

Создавать узоры для русского костюма: тесьма, украшающая одежду, пояс, кокошники разной формы, ткань на сарафан, платье, кружево и пр.

Третье направление:

Учить видеть на предметах каждого вида народного искусства вариатив­ность элементов, сочетаний цветов, разнообразие композиций.

Учить видеть, как мастер, не выходя за пределы определенного вида искусства, традиций росписи, создает новый неповторимый узор, и на основе этого формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, свободно выбирая сочетания элементов узора, цветов, композицию в зависимости от формы предмета, его назначения, материала.

Задачи обучения:

Младший дошкольный возраст.

Выбор цвета, затем элементов.

Средний дошкольный возраст.

Выбор вида искусства, его элементов, сочетания цветов, композиции. Создание творческих композиций, определив только название предмета, изделия, а все задачи дети решают по-своему.

Одной из форм обучения является рассматривание предметов нового вида только на одном занятии, и затем детям предлагается самостоятельно выделить элементы узора, колорит, композицию — расположение элементов. Потом они составляют узор в стиле данной росписи. Такие занятия можно проводить только с детьми 6-7 лет, когда они научатся понимать закономер­ности росписи.

Такое творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию, лепке, аппликации при создании предметных, сюжетных композиций покажет, насколько осознанно дети понимают прин­ципы, закономерности в декоративном искусстве.

Народное декоративно-прикладное искусство является одним из средств эстетического воспитания. Оно учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, формирует художественный вкус.

В нашем учреждении накопился большой опыт работы с народным искусством. По каждому виду подобраны предметы, пособия, составлены перспективные планы, конспекты занятий.

Занятия проводятся в изостудии, в которой апробируются рисования новых видов народного искусства, а затем, воспитатели в группах внедряют полученный опыт в практическую деятельность.

Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества в нашем учреждении является взаимосвязь народной музыки, декоративно-прикладного искусства и театральной деятельности.