Реферат развитие личностных качеств ребенка на занятиях лепкой

Курсовая работа

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл… Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного — тела от приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».[9; с.35]

Актуальность моей темы в том, что обучение лепке детей младшего возраста неотъемлемая часть в развитии ребенка. Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Доказано, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

И.М. Сеченов делал акцент на то, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.».

В настоящее время внимание многих педагогов и психологов привлекает проблема сенсомоторного развития на занятиях лепкой, так как от него зависит речь ребенка, мелкая моторика, воображение, память, творческие способности, движения ребенка.

При лепке у детей развивается владение пальчиками и различное по силе нажатие – мелкая моторика пальчиков, которая тесно связана с речью

На занятиях лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. [16;3]

Изображать предметы, явления в лепке задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее овладение правильной техникой необходимо.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ...

Поэтому перед нами стоит проблема: какие формы и методы ознакомления детей младшего возраста на занятиях лепкой будут способствовать формированию технических умений и навыков.

В этом и заключается актуальность исследования.

Цель исследования: изучить особенности формирования технических умений и навыков в лепке у детей младшего возраста.

Объект исследования: процесс формирования технических умений и навыков в лепке у детей младшего возраста.

Предмет исследования: занимательные занятия по лепке с детьми младшего возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующая задача исследования:

Изучить и проанализировать теоретические и методические аспекты изучаемой проблемы в психолого-педагогической литературе и других средств информации:

  • а) Рассмотреть понятие « лепки» в психолого-педагогической литературе;
  • б) Изучить особенности технических умений и навыков лепке детей младшего возраста;
  • в) Охарактеризовать условия развития технических умений и навыков в предметной лепке у детей младшего возраста;
  • г) Определить понятийный аппарат.

Методы исследования:

Теоретические:

Изучение и анализ литературы, интернет – ресурсов.

Теоретические основы формирования технических умений и навыков в предметной лепки у детей младшего возраста.

1.1 Понятия предметной лепке в психолого-педагогической литературе.

Развитие восприятия, познавательных процессов в изобразительной деятельности рассматривается с позиций реалистического искусства, которое является особой формой общественного сознания; в нем закрепляется, формируется и развивается эстетическое отношение человека к действительности. Рисование, лепка, аппликация детей также являются специфическим средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге, в плане, образы складываются в сознании ребенка в процессе непосредственного чувственного познания-восприятия. В педагогике руководства художественным творчеством дошкольников разработаны такие приемы, которые позволяют живо, эмоционально, часто в игровой форме проводить знакомство детей с лепкой. Занятия изобразительной деятельностью — один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке. В процессе изобразительной деятельности в детском саду при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, и основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.

Лепка – вид изобразительной деятельности. В словаре Ожегова С.И. лепить значит делать изображение, сооружать из пластического, мягкого материала.

В работе с детьми используются три вида лепки:

1) лепка предметная,

2) лепка сюжетная,

3) лепка декоративная.

Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и может проводиться как по заданию воспитателя, так и по замыслу детей.

10 стр., 4987 слов

Развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в лепке посуды

... для изучения темы: «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения декоративной лепке». Объект исследования: процесс развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: декоративная лепка как средство развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: выявление, научное ...

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем, например, в рисовании, так как в лепке ребенок имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. В данном виде лепки внимание детей обращают на индивидуальные характерные признаки изображаемого предмета. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. Однако они быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом.

Сюжетная лепка по сравнению с рисунком имеет свою специфику. Если в рисовании сюжетная композиция часто бывает связана с использованием условных приемов изображения. Например, изображение человека сбоку передается в рисовании с одной видимой стороны; предметы первого плана изображаются крупно по сравнению с фигурами второго плана и т.д. В лепке же реально вылепленные фигуры не требуют условного изменения формы и сокращения пропорций для создания представления о пространстве.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов. Свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.

Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют представления и фантазию. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются орнаментом, включающим различные декоративные элементы: геометрические формы (круги, квадраты, треугольники, ромбы), растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы).При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует этому воспитанию [7, с. 32].

Предметная лепка — это вылепливание отдельных предметов (фигурок).

Все дети больше любят лепить, чем рисовать. И этому есть логичное объяснение: на бумаге не получается сделать трёхмерный предмет, это сложно. А вот из пластилина ребенок лепит сразу то, что хочет (или может).

Предметная лепка самая простая и она используется уже в ясельной и младшей группах. При помощи воспитателя дети осваивают навыки лепки шаров, кубиков, пирамид и более сложных предметов — фигурки людей и животных. Только полностью освоив этот этап дети переходят к следующему

26 стр., 12567 слов

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста ...

... литературу по данной теме. 2.Изучить процесс развития творческих способностей 3.Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и условия е возникновения и организации 4.Провести опытно-экспериментальную работу подтвержающие театрализованной деятельности на развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. ...

На занятиях лепкой развивается творческое воображение. Это объясняется тем, что лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ. В процессе лепки дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами (глина, пластилин, пластик, тесто, снег, воск, влажный песок, бумажная масса для папье-маше и др.).

Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Для того чтобы вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Дети воспроизводят в лепке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).

Занимаясь лепкой дети узнают разные материалы (пластилин, глина, тесто.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. А как известно, овладение этими действиями способствует умственному развитию детей.

У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют и на формирование нравственных чувств.

Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.

Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В младшей и средней — это в основном предметы декоративно-прикладного, искусства и скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить и с монументальной скульптурой.

2 стр., 925 слов

Анализ романа Рыбакова «Дети Арбата» ( в форме рецензии)

... уговоры, запугивания, пытки, угрозу расправы над близкими. В романе «Дети Арбата» показаны только истоки тех катаклизмов, которые вскорости потрясли Россию ... в романе лишь намёк: «наступают чёрные времена»). Но книга Рыбакова наставляет задуматься о многом. Источник: Школьные сочинения на ... врагами рабочего класса»? Остаётся только разыграть этот план по всем правилам, а на роль видного члена партии ...

В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой развитие вышеперечисленных качеств имеет свои особенности. Так, любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. На основе восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании или аппликации. Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению, что необходимо в других видах изобразительной деятельности. Кроме того, лепка в большей мере, чем рисование или аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества.

Все виды деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов или удаления лишней глины. Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Малыши начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Эта возрастная особенность позволяет многие темы связать с игрой, например изготовление посуды и угощений для кукол, лепка фигурок для игры в космодром, зоопарк, хоккей и т. д. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

В процессе лепки у ребят развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке, уметь пользоваться станком с поворотным кругом и понимать необходимость его использования при обработке предмета со всех сторон.

Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

16 стр., 7655 слов

Канонизация танцевальных форм в процессе становления и развития ...

... упущении в культурной работе на селе в целом ... на недопустимость их проникновения в профессиональный балет. Объектом исследования является становление русского народного танца от зарождения до наших времен. Предметом исследования является формирование форм русского национального танца. ... танце, превращая его в цепь изощренных телодвижений, либо обращается к эротическим или мистическим темам. ...

Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

Лепка способствуют концентрации внимания, заставляют сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Такие занятия развивают у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Занятия по рисованию, лепке и оригами имеют огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса, стимулируют развитие памяти, знакомят детей с основными геометрическими понятиями.

Для более систематичного и планомерного руководства детской изобразительной деятельностью в программах ( «Детство»,Радуга, От рождения до школы ) по ФГОС разработаны занятия на год для всех групп детского сада. В представленных занятиях раскрываются программное содержание, методика проведения, связь с другими сторонами воспитательной работы. При обозначении темы занятия в ряде случаев в скобках указывается ее вариант. Он не единственно возможный, педагог может продумать и другие. Одни и те же задачи решаются на разных занятиях. Это обеспечивает повторность, формирует у детей прочные навыки и умения. Кроме требований, относящихся непосредственно к изобразительной деятельности, в раздел «Программное содержание» включаются воспитательные задачи: воспитание самостоятельности, активности, уважения к труду взрослых, любви к животным и др.

Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось» [10 c].

Материалы и оборудование для лепки

Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность, и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.

Обычно в детском саду используют глину и пластилин. Глина — наиболее ценный материал, имеющий нейтральные и удобные для работы цвета. Она может быть грунтовой коричневого, белого, серого цвета с зеленым и голубым оттенками. Глина приятна в работе. Большой кусок ее создает хорошую основу для интересной лепки. Хранить глину лучше в пластмассовом сосуде, так как в металлическом она покрывается ржавчиной. Чтобы глина всегда была пригодна для работы, ее необходимо держать в прохладном, сыром помещении под влажной тряпкой.

Халезова Н.Б. писала: «Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей»[17 с.25].

2 стр., 793 слов

Чему я хочу научить детей через свой предмет?

... ребенке, которые надо лишь вовремя выявить и правильно развить. Также открываю дорогу к другим наукам и искусствам, чему способствую не только конкретным школьным предметом ... распределения объектов в плоском пространстве, – то есть изображения на обычном холсте. Также я помогаю школьникам ... зарождения цивилизации, помогая сначала понять форму, а затем – саму суть предметов. Это и рабочие инструменты, и ...

Пластилин — упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Первый дает возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности.

К вспомогательным материалам лепки относят каркасы.

В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Они могут быть деревянными, которые легко сделать самим, и металлическими. Самая простая форма стеки — палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, но может быть она и в виде петли, палочки с петлей из проволоки.

Используется стека для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, с ее помощью снимается лишняя глина с формы, делаются надрезы.

Для успешного обучения детей лепке хорошо иметь небольшие по размеру доски, которые размещаются на столе. Наиболее удобная форма доски — круг, но она может быть и квадратной.

1.2. Технические умения и навыки в лепки у детей младшего возраста.

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине).

Учить аккуратно пользоваться материалами. Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце).

Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п. Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями — изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.

Исследования и опыт работы с детьми показывают, что дошкольников можно научить относительно правильному изображению человека и животного.

При лепке живых существ дети передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной.

Поэтому важно, чтобы воспитатель учил детей изображению основных форм предметов с их яркими, характерными признаками. На занятиях дошкольники должны научиться передавать пропорции предметов, овладевать определенными техническими умениями. Постепенно дети учатся создавать выразительные образы. Как подсказывает опыт, занятия лепкой можно начинать с двухлетними детьми. В этом возрасте у малышей появляется желание вылепить из пластилина предметы, которые их окружают. Но изображение получается неотчетливым. Во время лепки для ребенка 2-3 лет наиболее значительными являются свойства материала (вязкость, пластичность, величина, вес), но не форма и строение предметов. Этот период, как и в рисовании, называется доизобразительным, но в лепке он проходит быстрее.

21 стр., 10435 слов

«Использование игровых приёмов как средства развития творческой ...

... что таким средством будет использование игровых приемов, это и обусловило тему нашего исследования: «Игровые приёмы как средство творческой активности детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности». Цель исследования : изучение и ...

Это объясняется тем, что знакомство с объемным, осязаемым материалом, его пластичностью быстрее вызывает у ребенка осмысленный интерес и его действия становятся более логичными. В этот период, как уже указывалось, детей увлекают свойства материала, они отрывают от общего кома пластилина отдельные кусочки, нагромождают один на другой, раскатывают на дощечке, расплющивают рукой о доску. Если дети осваивают материал под руководством взрослого, то они быстрее переходят к изобразительному периоду. Продольными и вращательными движениями ладоней сначала просто о стол или доску, а затем между ладонями они видоизменяют бесформенный ком глины. 2-3-летние дети, как правило, лепят всей кистью руки, так как движения пальцев у них еще нескоординированы. Слабый зрительный контроль у детей этого возраста влияет на изображение формы предмета.

В результате ребенок может передать лишь общую форму предмета, без его характерных свойств и деталей.

Сам процесс предметной лепки вызывает у детей радость от ощущения собственной силы, под воздействием которой комочек пластилина расплющивается, скатывается в шарик, столбик и т. д. Они с большим интересом занимаются лепкой. Малышей увлекает возможность отрывать от пластилина куски, соединять их. Интерес детей к действию с пластилином и его свойствам нужно использовать и направлять на формирование желания изображать предметы. Иначе, если ребенку дать увлечься лишь его свойствами, то он будет размазывать его, разбрасывать по полу .Обычно дети двух лет своей работе не дают никакого названия, но у некоторых из них на основе ассоциации по форме или признаку движения появляется стремление дать название изделию, которое они вылепили. Воспитатель в таких случаях должен выразить свое одобрение.

Программа данной группы включает и воспроизведение предметов, состоящих из форм, изготовлению которых уже обучились дети (самолеты — из нескольких столбиков, баранка — из согнутого столбика, пирамидка — из нескольких колец или дисков, гриб — из цилиндра и диска, погремушка — из столбика и шарика).

Таким образом, дети первой младшей группы под руководством воспитателя в какой-то степени овладевают умением изображать основные формы, а с их помощью и создавать некоторые предметы.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Дети 3-4 лет уже знают, что из пластилина можно лепить, однако еще не умеют обращаться с ним. Они пока плохо представляют себе, как от движения рук зависит получаемая форма предмета. Программа для детей 3-4 лет повторяет программу первой младшей группы, но расположена четко по кварталам и предусматривает более самостоятельную работу детей, чем в предшествующей группе. Ребята должны ориентироваться в понятиях «величина», «форма», «количество». Задача воспитателя этой группы — пробудить у дошкольников инициативу в работе, воспитывать эстетические чувства.

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, со- единять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, со- стоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу. Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку. Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.).

14 стр., 6857 слов

Деятельность центра детского творчества

... и соответствующих им инновационных педагогических технологий. Сегодня концепция деятельности Центра детского творчества выстроена в соответствии с социальным заказом общества. Основной концептуальной ... учреждения - Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Промышленного района г. Оренбурга. Учредитель Центра - Управление образования администрации города Оренбурга. ...

Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.).

Вызывать радость от восприятия результата общей работы.

Программой предусматривается закрепление полученных умений на темах, которые могут быть связаны с летними впечатлениями: лепка ягод, грибов, некоторых овощей, фруктов, насекомых. К переходу в среднюю группу дети должны вполне свободно владеть необходимой техникой лепки и изобразительными умениями для создания несложных предметов.

Комарова Т.С., Савенков А.И. (8,12) подчеркивают, что в процессе изобразительной деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы; стремление помочь друг другу. Значение изобразительной деятельности в эстетическом воспитании.

Знания, навыки и умения, указанные в программе, должны усвоить все дети группы. Одни воспитанники усваивают материал легче и скорее, другие — медленнее и с большим трудом. Индивидуальные различия сказываются не только в темпе, но и в том, что некоторые лучше осваивают одни умения, а некоторые—другие; одни отчетливее передают форму предмета, другие — более чутки к цвету и создают более богатые и красивые цветосочетания; одним лучше удается лепка, другим — рисунки; третьи довольно ловко вырезывают фигурки ножницами. Чтобы ребенок овладел всеми разделами программы, получил разносторонние знания и умения, педагог отмечает сильные стороны каждого ребенка.

Приемы лепки:

комбинированный — сочетание в одном изделии разных способов лепки.

скатывание круговыми движениями рук (мячики, шарики);

  • раскатывание прямыми движениями рук (столбики, колбаски);
  • надавливание шариков пальцем сверху (горошины, точки на шляпе мухомора);
  • растягивание надавленных шариков на картоне (осьминоги, звезды);
  • прищипывание краев формы кончиками пальцев (клюв птички, края миски);
  • сплющивание между пальцами или ладонями (пироги, блины);
  • сглаживание поверхности вылепленной фигуры или места соединения частей (голова и туловище снеговика);
  • нанесение пластилина внутри контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне (гриб, котенок);
  • вытягивание отдельных частей от целого куска (голова матрешки вытягивается из туловища);
  • вдавливание пальцем углубления на поверхности формы (тарелка, чашка).

Для занятий лепка можно заранее приготовить природный материал.

1.3. Охарактеризовать методические приемы обучения технических умений и навыков в лепке детей младшего возраста.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (лепка), то основными методами и приемами обучения дошкольников являются:

  • практические методы (упражнения и экспериментирование);
  • наглядные методы и приемы (использование натуры, образа, рассматривание, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки);
  • словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т.

д.);

— игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры), игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.).

Все эти методы в процессе работы с детьми используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Практические методы.

В процессе обучения лепке дети овладевают навыками пользования материалом. Лепка требует применения разнообразных методов и приёмов обучения, в том числе и практических, которые необходимы для выработки умений и навыков.

Одним из основных практических методов являются упражнения в усвоении технических умений. Так, осваивая изображения круглой формы (приём скатывания) дети лепят мячи, апельсины и другие предметы такой же формы.

При изготовлении посуды (тарелка, пиала) требуются такие технические приёмы, как скатывание, сплющивание, внимание, доработка пальцами для получения более точной формы.

Для изготовления баранки или бублика используются следующие приёмы:

раскатывание, сгибание с соединением концов, сгибание со сплетением.

Наглядные методы и приёмы обучения.

К наглядным методам и приёмам относятся: использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий, рассматривание отдельных предметов, показ педагогом приёмов лепки, показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

В начале занятия проводят показ отдельных предметов. Например, перед лепкой «Зайчик в гости к нам пришел» предлагают рассмотреть игрушечного зайца , выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их в зависимости от поворота предмета.

Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Жестом поясняется расположение предмета на листе. Движения руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети даже 3—4 лет поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма предмета, если она несложна, или его отдельных частей. Эффективно повторение того движения, которым воспитатель сопровождал при восприятии свое объяснение. Такое повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознании связей. Например, при наблюдении детей за постройкой дома педагог жестом показывает контуры строящихся корпусов, подчеркивая их устремленность вверх. Это же движение он повторяет в начале занятия, на котором дети рисуют высотный дом.

Жест, воспроизводящий форму предмета, помогает памяти и позволяет показать движение руки рисующего при изображении. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его обучении имеет показ движения руки. Дошкольник еще не полностью владеет своими движениями и поэтому не знает, какое движение потребуется для изображения той или иной формы. Известен и такой прием, когда воспитатель в младшей группе делает изображение вместе с ребенком, ведя его руку. Жестом можно обрисовать весь предмет, если его форма несложна (мяч, книга, яблоко), или детали формы (расположение ветвей у ели, изгиб шеи у птиц).

Более мелкие детали воспитатель демонстрирует в рисунке или лепке.

Картины применяются, главным образом, для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина, как художественное произведение, ярко, эмоционально передаёт образ.

Наблюдения окружающей действительности часто бывают кратковременными (например, наблюдение за животными в условиях города).

Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторное восприятие, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.

Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство – средство познания и отражения окружающей действительности. От того, насколько будет развито у детей умение наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. Большой вклад в его развитие внесли Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Л.А. Раева. (13,14)

Словесные методы и приёмы обучения.

К словесным методам и приёмам обучения относятся: беседа, указания педагога в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Занятия по лепке начинаются, как правило, с беседы. Её цель – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

Рассказ должен быть очень красочный, эмоциональный и содержательный. Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3—5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло.

Для уточнения представлений детей по теме можно использовать и наглядность, то есть воспитатель в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы. В младших группах беседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать, или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения.

Художественный образ, воплощённый в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.

В начале занятия лепкой на темы литературных произведений нецелесообразно применять другие приёмы обучения, так как они могут помешать работе воображения.

Игровой метод

Игра особенно близка изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности — проявление детского творчества. Т. С. Комарова пишет: «Благодаря связи с игрой изодеятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает мягко значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ей более высокую эффективность» [3,с.61]. Г. Г. Григорьева отмечает, что игровые приемы вводят детей в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображения, помогают поддерживать интерес к деятельности [1,с.33].

В руководстве лепкой в младшей группе используются следующие игровые методы и приемы: внезапное появление объектов и игрушек( сюрпризный момент), создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др. — обыгрывание предметов, игрушек.

Приём внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира. Воспитатели часто прибегают к такому игровому приему, как приход в гости того или иного игрового персонажа. Педагог изображает стук в дверь, открыв ее, объявляет детям, что к ним кто-то пришел (приход или встреча сказочного героя Незнайка, Карлсон, лесной житель, герой мультфильма);

  • Приёма создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем).

    Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». В этом случае игра носит озорной, увлекательный характер;

  • Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание детей к изображаемому;
  • мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой;
  • объяснить приемы изображения;
  • рассмотреть, обследовать изображаемый предмет;
  • Обыгрывание изображения это: обыгрывание готового (уже выполненного) изображения. С объемной фигурой можно играть, тем самым, соединяя творчество и игру. Значит, ребёнок может почувствовать себя творцом, волшебником, который из ничего может создать образ и оживить его. Прием обыгрывания готового (завершенного) изображения, как правило, применяется по окончанию лепки. Полученное изображение используется при этом как своеобразная игрушка. Содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни. Например, если была вылеплена машина, то она может «ездить», птица — «летать», «клевать», рыбка — «плавать» и т. д. Особое место на всех занятиях лепкой принадлежит игровой мотивации. Она не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме («Дети, сегодня будем лепить…»), но и вызывает желание прийти на помощь к сказочному герою, дает возможность находиться в действительности, заполненной игрой. Особый интерес вызывают у детей следующие упражнения: «Слепи что-нибудь необычное». Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну;
  • необычное дерево, на котором растут необычные фрукты. И только в тех случаях, когда взрослые поддерживают в ребенке искру творчества и фантазии, его воображение может дать чудесные результаты в старшем возрасте. Поэтому, руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала дошкольника.

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их.

В детском саду организуются зоны и специальные помещения для самостоятельной художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, художественно-игровой и т. д. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование. Уголок ИЗО – оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (пластилин , подставки для работы с пластилином ,листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, доски для рисования мелками, баночки для воды и пр.).

Уголок гармонично дополняют картины, которые меняются в зависимости от времени года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе был рассмотрен вопрос формирования технических навыков и умений в предметной лепки детей младшего дошкольного возраста. Была изучена история возникновения лепки, как вида изобразительного искусства.

Мы рассмотрели разнообразные виды лепки, и методику обучения лепки в младших группах детского сада.

Занятия в детском саду в младшем возрасте нельзя назвать полноценной лепкой, но они преследуют свои цели. В три года ребенок уже вполне сознателен для того, чтобы не брать материал для лепки в рот. Дети развивают тактильные ощущения, работая с пластилином.

Так как все действия осуществляются руками, то развивается мелкая моторика и координация, в совокупности благотворно влияющие на речь. Первые занятия лепкой в детском саду только знакомят с материалами и их свойствами, это попытки скрутить шар, расплющить его, преобразовав в тарелку, и иные простейшие действия. В процессе лепки детям наиболее интересна сама трансформация, происходящая с пластилином на глазах, это возможность создать игрушку самостоятельно, поэтому обычно подобные уроки, как и музыкальные занятия в детском саду, проходят легко и весело.

Таким образом, изучив все теоретические аспекты, мы пришли к выводу о том, что в дошкольном учреждении воспитатели должны организовывать работу по всестороннему развитию детей, поэтому занятия лепкой в детском саду нужно практиковать с самого раннего возраста, с младшей группы.

Итак, цель работы достигнута, задачи по формированию технических навыков и умений в предметной лепки выполнены. Это позволило нам понять сущность и особенности использования этого вида изобразительной деятельности в работе с детьми.

Теоретические исследования в данной работе можно применить в работе с детьми в условиях детского сада.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/razvitie-lichnostnyih-kachestv-rebenka-na-zanyatiyah-lepkoy/

1.Васильева М., Юнг Т. О развитии творческого потенциала дошкольников //Дошкольное воспитание. — 2006. — №2. — с. 9

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991

3. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. — М., 1995

4. Иванова Т.Е. Занятие по лепке в детском саду. — М.: ТИ Сфера, 2010. — 96с

5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985-193с

6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. — М., 2007

7. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — М., 1991

8. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. — М., 2005

9. Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду.- М.: Учпедгиз, 1961-145с.

10. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании.- М.,1973

11.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.-М.: Карапуз, 2007-140с

12. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие силами искусства. — М., 1999

13. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М., 1982

14. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — М., 1956

15. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. — М., 1961

16.Федосова Е.С., Федосов Г.С. В Стране гномов: Книга для развития способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.- СПб:Союз, 2002-63с.

17. Халезова Н.Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском саду – Изд.Сфера, 2005-112с.