Использование тестопластики в процессе развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП

Пластика соленого теста – отличный помощник в развитии мелкой моторики в любом возрасте. Соленое тесто обладает массажными свойствами за счет своей упругости и маленьких частиц соли, которые замешиваются с мукой. Как уже было сказано, это совершенно безопасный и экологически чистый продукт. Если маленький ребенок проглотит кусочек, ничего страшного не произойдет.

Поставив задачу слепить какой-либо орнамент, можно усложнить его, добавив мелких деталей, которые будут скатываться кончиками пальчиков, или крупные детали, при создании которых задействована вся ладонь. Помимо развития мелкой моторики, пластика развивает воображение, творческое начало у ребенка, даже просто катание колбаски по столу вызывает букет эмоций, причем всегда положительных!

Можно заниматься группой и с каждым ребенком по отдельности, можно создать картину, театр игрушек из теста, целое представление. Лепка из соленого теста подготовит ребенка к школе, научит усидчивости, целеустремленности. Но к такому результату приведут только регулярные занятия и, конечно же, заинтересованность ребенка.

Важными условиями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста при детском церебральном параличе, являются:

  • Регулярность. Разбросанные и непостоянные занятия не приведут ни к какому результату. Занятия по пластике теста необходимо чередовать с занятиями по изобразительному искусству, выработать систему и определить точные дни занятий. Это поможет всегда быть готовыми к занятию и запасти необходимое количество материала;
  • Сюжетная направленность.

Уроки не должны быть бессмысленными. Потеряется сюжет – пропадет интерес. А это повлияет на продуктивность процесса развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП. Необходимо задать сюжет, рассказать сказку с действующим лицом, которое позже можно воссоздать из теста, уделить внимание мелким деталям и подробностям строения героя. Если ребенок правильно представит предмет у себя в голове, то он без труда справится с заданием;

— Количество занимающихся ограничено. Занятия по лепке лучше проводить небольшими группами до 10 человек или подгруппами по 5-6 детей. Так будет проще проследить за процессом и правильностью выполнения. Индивидуальные занятия проводятся только на первых парах ознакомления ребенка с тестом, тогда показывается личный пример и дошкольник строит фигуру по вашему примеру.

35 стр., 17001 слов

Дипломная работа лепка как средство развития мелкой моторики

... Цель выпускной работы – выявить и реализовать педагогические условия, обеспечивающие развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Объект – развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Предмет – педагогические условия развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Гипотеза: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста ...

— Работа с пластическими материалами для ребенка с нарушенной манипулятивной деятельностью предъявляет свои сложности. Для создания мотивации к занятиям этому виду деятельности можно изготовить несложные приспособления, позволяющие детям изготовлять оригинальные изделия, например, различные штампы, позволяющие делать оригинальные оттиски.

Особенности развития детей с двигательными нарушениями требуют тщательного и продуманного подхода к выбору методов, приемов и форм работы на занятиях лепкой. Обычно занятие занимает 30 минут и строится таким образом:

1. Организационный момент;

2. Нормализация тонуса кистей рук, массаж пальцев, пальчиковая гимнастика;

3. Сообщение темы, вступительная беседа, рассказ, объяснение;

4.Демонстрация объекта, объяснение последовательности работы;

5. Самостоятельная практическая деятельность;

6. Подведение итогов занятия.

Каждое занятие должно начинаться с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж, термальное воздействие, гимнастика. Дети с достаточно развитыми движениями и саморегуляцией могут проводить упражнения на расслабление самостоятельно, по инструкции воспитателя.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: в результате занятий тестопластикой происходит постепенное совершенствование мелкой моторики рук. Процесс вылепливания требует от ребенка определенного уровня сформированности таких компонентов ручной умелости, как технические навыки, освоение формообразующих движений. Раннее развитие этих способностей обеспечивает успешное освоение ручной деятельности, способствует повышению интереса к этой деятельности и создает благоприятные условия для всестороннего развития личности ребенка. Строя занятия так, чтобы заинтересовать и привлечь ребенка к тестопластике, мы зарождаем в нем желание само развиваться. Структура занятия отличается от занятий со здоровыми детьми тем, что включает в себя большее количество разминок и пальчиковых гимнастик и гимнастики для глаз. На основе всего вышеперечисленного, была разработана система занятий, направленная на развитие мелкой моторики рук у детей с ДЦП.

Выводы по первой главе

Изучение и анализ справочной, психолого-педагогической и логопедической литературы позволили прийти к следующим выводам:

— Выявлена сущность понятий «мелкая моторика» и «развитие мелкой моторики». Под мелкой моторикой подразумевается работа пальцев рук, направленная на хватание, удерживание и манипулирование различными предметами. Развитие двигательной сферы ребенка заключается в формировании сложнейшей организации действий, обеспечивающих быстрое, верное и точное выполнение разнообразных движений за счет их исправления, уточнения, изменения по ходу выполнения.

— Установлено, что у детей с ДЦП процесс развития мелкой моторики очень отличается от здоровых детей. Если у здоровых детей реакции между кистями рук и корой головного мозга нужно активизировать, то у детей с ЦП их нужно реанимировать, давать больше повторений и внимательнее следить за правильным выполнением. Физические особенности детей с ДЦП проявляются в ограничении предметно-практической деятельности, недостаточном развитии предметного восприятия, затруднении манипуляции предметами и их восприятии на ощупь. Нарушения моторики рук проявляются в виде повышенного тонуса мышц, наличия насильственных движений – гиперкинезов, а также неправильной установкой конечностей и контрактурами суставов. Нарушения ряда корковых функций обуславливают неточность в движении рук, их координации. Особенно отчетливо они проявляются при выполнении произвольных движений, что препятствует правильному формированию и фиксированию в памяти схемы этих движений.

— Определены возможности тестопластики в развитии мелкой моторики у дошкольников с ДЦП. Тестопластика формирует личностные качества – усидчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие, а самое главное – совершенствует движение кисти и пальцев.

Глава 2. Использование тестопластики в процессе развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП

2.1. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста при ДЦП

В данном параграфе осуществляется описание хода и результата констатирующего эксперимента, целью которого является выявление уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста при ДЦП. Для ее реализации мы использовали диагностические задания.

Изучение практического состояния проблемы проходило на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №182» компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата г.Новокузнецка. Всего в исследовании участвовало 10 детей с различными формами детского церебрального паралича 6-7 лет.

Исследование осуществлялась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Целью констатирующего этапа эксперимента стало выявление уровня развития мелкой моторики.

Была применена методика обследования мелкой моторики по Г.А. Волковой (Приложение 2), которая позволила выявить ряд проблем. Критериями были приняты:

1. Четкость, точность выполнения задания, полнота объема движений, правильная координация движений, своевременное переключение движений, отсутствие помощи со стороны взрослых – 3 балла.

2. Задание выполняется не совсем точно, неправильная координация движений, переключение замедленное, нуждается в небольшой помощи взрослого – 0 баллов.

3. С заданием не справился, координация движений отсутствует, задание может выполнить только с помощью взрослого – (-3) балла.

Для успешного выполнения заданий необходимо, чтобы ребенок сидел максимально правильно: высота стула и стола должна быть такой, чтобы локти ребенка все время спокойно лежали на поверхности стола, спина должна быть прямой, а ноги стоять на твердой опоре. Учитывая особенности детей с ДЦП, условия посадки и положения во время занятий подбираются индивидуально, чтобы не перенапрягать ребенка.

На основе полученных данных были определены три уровня развития мелкой моторики:

  • Высокий уровень: от 9 до 21 балла;
  • Средний уровень: от -8 до 8 баллов;
  • Низкий уровень: от -21 до -9 баллов.

Высокий уровень означает, что мелкая моторика в целом сформирована ; средний – навыки сформированы частично; низкий – практически не сформированы.

Это позволило сделать заключение об уровне развития мелкой моторики рук у детей, участвующих в эксперименте, результаты отражены на рисунке 1 и в таблице 1

Таблица 1. Начальный уровень развития мелкой моторики

1

2

3

4

5

6

7

Итоговый бал

Настя С.

-3

-3

-3

-3

-3

0

-3

-18

Арина М.

0

-3

-3

0

-3

-3

-3

-15

Богдан Ш.

-3

0

-3

0

-3

0

-3

-12

Кирилл П.

-3

-3

0

-3

0

0

-3

-12

Ксения Н.

-3

0

0

0

-3

-3

-3

-12

Матвей Т.

0

3

3

0

0

3

-3

6

Лера П

-3

0

0

-3

0

0

-3

-9

Таня Л.

0

-3

-3

-3

0

0

-3

-12

Влад Р.

3

3

3

3

3

0

-3

12

Ульяна М.

3

0

-3

3

0

3

0

6

Рисунок 1. Уровни развития мелкой моторики

Результаты были таковы: только 10% детей (1ребенок) соответствует высокому уровню, у 20% (2 ребенок) мелкая моторика на среднем уровне и 70% (7 детей) имеют низкий уровень развития мелкой моторики.

На основании проведенной диагностики, с учетом индивидуальных особенностей детей, стало возможным приступить к разработке системы занятий для развития мелкой моторики посредством тестопластики.

2.2 Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ДЦП посредством тестопластики

Исходя из констатирующего эксперимента, мы поставили задачу провести формирующий эксперимент, который включает в себя разработку и апробацию комплекса занятий по лепке, но не из традиционного материала, а из соленого теста, предусматривающий развитие мелкой моторики у детей с ДЦП. Эксперимент проводился в 2012г с февраля по март на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №182» компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата г.Новокузнецка. Всего в исследовании участвовало 10 детей с различными формами детского церебрального паралича 6-7 лет. Вся группа страдает от нарушения зрения в разной степени, все пользуются только левой рукой, самообслуживание на очень низком уровне.

Нами был создан комплекс, который состоял из 8 занятий, они проводились один раз в неделю по 30 минут. В ходе занятий решались такие задачи как развитие образного и пространственного мышления, зрительно — двигательной координации движений, развитие творческих способностей и развитие мелкой моторики в целом.

Занятия проходили в два этапа: подготовительный и основной.

Цель подготовительного этапа – познакомить детей с тестопластикой, позволить детям привыкнуть к этому непривычному для них материалу, познать эластичные свойства, воспитать интерес к экспериментам и созданию объемных фигур. Подготовительный этап включает в себя одно занятие, на котором мы рассказывали историю этого материала и демонстрировали готовые изделия, предлагая детям овладеть этой техникой.

Цель основного этапа – апробировать составленную систему занятий по развитию мелкой моторики посредством тестопластики на детях с ДЦП.

Основной этап включил в себя 7 занятий по тестопластике с последующим усложнением. С каждым новым занятием увеличивалось количество мелких деталей, замысел становился сложнее, применялись новые техники вылепливания, постоянно добавлялись новые условия к оформлению работы – раскраска отдельных деталей или всей поделки, декорирование бисером, лентами.