Деятельность центра детского творчества

Муниципальные учреждения дополнительного образования детей и подростков уже в своем названии содержит смысл. Его суть в содержании возможностей для творческой реализации ребят, как здоровых физически, так и ребят с ограниченными возможностями. Согласно концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, сознательно, профессионально, личностно. Для удовлетворения данной потребности необходимы особые условия, позволяющие реализовать интересы каждого ребенка. И такие условия созданы и постоянно совершенствуются в Центре детского творчества Промышленного района, города Оренбурга.

Характеристика учреждения

1.1 Аналитическая справка

Полное название учреждения — Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Промышленного района г. Оренбурга.

Учредитель Центра — Управление образования администрации города Оренбурга. Отношения между учредителем и Центром определяются учредительным договором от 17.01.2003г., зарегистрированным под №1-17\065УО. Адрес учредителя: 460000 г. Оренбург, ул. Советская 60. В соответствии с Уставом учреждения (разработанным и принятым на общем собрании трудового коллектива 11.10.2005г. и утвержденным приказом начальника Управления образования администрации г. Оренбурга № 47 от 20.02.2006г.).

Центр является многопрофильным учреждением дополнительного образования детей, который осуществляет образовательный процесс и обеспечивает воспитание учащихся.

В соответствии с установленным государственным статусом ЦДТ реализует программы дополнительного образования детей по следующим направлениям:

  • туристско-краеведческие;
  • эколого-биологическое;
  • физкультурно-спортивное;
  • художественно-эстетическое;
  • культурологическое;
  • социальное — педагогическое.

Юридический адрес учреждения: г. Оренбург, ул. Магнитогорская, д.80 Директор — Трунилова Наталья Владимировна (руководитель высшей категории)

Количество воспитанников — 6147 (мальчиков 35%,девочек 65%).

Возраст воспитанников от 5 до 16 лет (средний возраст- 12-14 лет)

Количество творческих объединений по интересам- 132.

19 стр., 9129 слов

Проблемы и перспективы развития специального образования

... «Проблемы и перспективы развития специального образования». Объект исследования - развитие специального образования Предмет исследования - проблемы и перспективы развития специального образования. Цель работы - выявить проблемы и перспективы развития специального образования Задачи исследования: 1. Выявить актуальность и изучить состояние проблемы развития специального образования. 2.Дать ...

Кадровый состав ЦДТ- 258 сотрудников (19% мужчин, 81% женщин)

Средний возраст 36-38 лет.

Уровень квалификации сотрудников:

высшая категория — 9%

первая категория — 28%

  • вторая категория- 33%.

Образование сотрудников:

высшее 58%

среднее специальное 39%

кандидаты наук 1%.

обучаются в ВУЗах — 2 %

Перечень отделов ЦДТ:

Декоративно-прикладное творчество

Детские общественные организации

  • Музыкальная студия «Элегия».

Методический

Новые технологии

Социально-педагогические формы работы по месту жительства.

«Орден Милосердия».

  • Спортивный

Театр моды

Туристско-краеведческий

Художественно-музыкальный

Эколого-натуралистический

Хобби-центр.

Здания ЦДТ, в которых осуществляется образовательный процесс:

основной корпус (ул. Магнитогорская, д.80)

филиал ЦДТ (ул. Григорьевская, д.4.

детский оздоровительный лагерь «Заря» (з/о «Дубки»).

детские клубы, включенные в состав ЦДТ:

«Росинка» — пр. Бр. Коростылевых, д.44

«Юниор»- ул. Бр. Башиловых, д. 15/3

«Юность»- ул. Народная, д. 14

«Икар» — ул. Терешковой, д.263

«Надежда»- ул. Ноябрьская, д.58а

детский клуб им. Котова — ул. Котова, д.97.

Основной корпус Центра детского творчества включает в себе:

  • большой и малый зрительные залы;
  • библиотеку с книгохранилищем;
  • два танцевальных зала;
  • два спортивных зала;
  • студию звукозаписи;
  • учебные кабинеты и административные помещения;
  • парк.

1.2 Законодательная основа деятельности учреждения

Так как Центр детского творчества Промышленного района г. Оренбурга является не частным учреждением, а муниципальным. Он действует в соответствии с Гражданским кодексом, законодательными нормативными актами Российской Федерации, законодательством Оренбургской области, Уставом, определяющим его статус как государственного учреждения и правоспособность юридического лица (дата регистрации 20.02.2006г.) и Договором с учредителем (Рег.№ 1-17/065 ОУ от 17.01.2003г.).

А так же в соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности №2801 от 01.07.2005г.(Приказ Департамента образования от 01.07.2005г. №01/05-386) и свидетельством об аккредитации №2071 от 14.11.2006г.

Нормативно — правовой базой деятельности ЦДТ Промышленного района г. Оренбурга является:

1. Закон РФ «Об образовании» (1993,1996гг.)

2. Российской Федерации (1998г.)

3. Примерная номенклатура дел в образовательном учреждении дополнительного образования (2000г.)

4. Типовое положение об образовательном Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.)

5. Конституция РФ (1993г.)

6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г. и Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009-2012 годы и на плановый период до 2020 года.

7. Методические рекомендации Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования проведенного августовских педагогических совещаний работников образования от 8.05.2008г. №03-946 «Актуальные задачи современной модели образования».

22 стр., 10954 слов

Разработка «Хореография в дополнительном образование»

... в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (В.Г. Бочарова, М.А. Валеева, И.В. Калиш). Основополагающими положениями для полного рассмотрения данной проблемы явились работы, ... хореографии в системе дополнительного образования. Проблема исследования заключается в том, что в ... данной курсовой работы явились работы по самореализации личности в ...

8. О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования (2000 г.)

9. Об аттестации образовательных учреждений дополнительного образование детей (1999 г.)

10. Об основных гарантиях прав ребенка в учреждении дополнительного образования (1997г.)

Региональная нормативно-правовая документация:

Закон Оренбургской области « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений Оренбургской области

Межведомственная программа развития систем дополнительного образований детей в Оренбургской области

3. Областная программа «Дети Оренбуржья» (и подпрограммы «Дети сироты», «Дети инвалиды», «Одаренные дети», «Летний отдых детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.»

4. Программа патриотического воспитания граждан Оренбургской области на 2006-201 годы.

5. Программа стабилизации и развития системы дополнительного образования детей в Оренбургской области на 2005-20Югоды.

6. Указы, постановления, распоряжения администрации Оренбургской области.

Локальные акты ЦДТ

Основной нормативный документ, созданный самим учреждением — Устав. Он был разработан и принят на общем собрании трудового коллектива 11.10.2005 г. Утвержден приказом начальника Управления образования администрации г. Оренбурга № 47 от 20.02. 2006г. Согласно п.7.1. Устава для обеспечения Уставной деятельности Центр издает локальные правовые акты:

  • правило поведения учащихся;
  • правило поощрения и взысканиях учащихся и педагогов;
  • правило внутреннего трудового распорядка для работников;
  • положение о структурных подразделениях Центра;
  • должностные инструкции;
  • правило охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
  • приказы и распоряжения.

1.3 История развития учреждения

управление кадры финансовый хозяйственный

Центр Детского творчества Промышленного района имеет свою сорокалетнюю историю.

В 1969 году, решением администрации г. Оренбурга был учрежден Дом Пионеров Промышленного района по адресу: пр. Парковый д. 24 (ныне Художественная школа).

На момент открытия Дома Пионеров в нем функционировало — 12 кружков, которые посещало 287 ребят, в возрасте от 9 до 12 лет. Педагогический коллектив Дома пионеров состоял из директора (Казакова Т. Ф.), завуча и 12 руководителей кружков (кукольного, драматического, танцевального, кройки и шитья, мягкой игрушки, футбола, КИДа).

В последующие годы Дом Пионеров возглавляли — Феопемптова И.Ф. и Логинова А. П.

В 1985 году Дом пионеров был переименован в Центр Детского и Юношеского творчества Промышленного района и сменил свой адрес. Теперь он стал располагаться по адресу ул. Курочкина 2(ныне городской центр «Подросток»).

Директором Центра стала Трунилова Наталья Владимировна, которая руководит ЦДТ и по настоящее время. Заметно увеличилось количество кружков и секций; их стало более 50, контингент воспитанников увеличился до 2000, педагогический коллектив состоял из 46 педагогов. Именно в это время Центр Детского и Юношеского Творчества стал очагом культуры, как для ребят п. Маяк, так и для их родителей.

района вновь переезжает. На сей раз в здание бывшего дома культуры ТРЗ, по адресу Магнитогорская 80. Теперь в Центре работают уже не разрозненные кружки, а целые отделы. Первоначально было открыто 5 отделов:

  • спортивный;
  • декоративно-прикладной;
  • художественно-музыкальной;
  • театральный;
  • туристический.

На данный момент в Центре функционирует 14 отделов, 6 детских домовых клубов, телестудия «Окно», детский оздоровительный лагерь «Заря». Изменились и формы работы. На смену кружкам, пришли секции, студии, школы, научные общества учащихся.

Увеличился спектр, предлагаемых Центром, образовательных услуг; расширен диапазон обучающихся; обновлен сам образовательный процесс на основе введения долгосрочных образовательных программ и соответствующих им инновационных педагогических технологий. Сегодня концепция деятельности Центра детского творчества выстроена в соответствии с социальным заказом общества.

Основной концептуальной идей в деятельности учреждения, на современном этапе, является интеграция общего и дополнительного образования.

Главный концептуальный приоритет — гуманистическая, личностная центрированность, единство процессов социализации и воспитания личности.

Основной образовательной технологией стало формирование базовых компетентностей современного человека:

  • информационной;
  • коммуникативной;
  • организационной;
  • образовательной.

Итак, к 2009 году Центр занял ведущее место в процессе формирования единого информационного, культурного и научно- методического пространства по дополнительному образованию учащихся района

2. Организационная структура и управление кадрами Центра Детского Творчества

2.1 Организационная структура

2.2 Управление кадрами Центра

Во главе Центра стоит директор, который управляет работой учреждения и координирует ее. Ему подчиняются заместители:

  • по учебно-воспитательной работе;
  • по научно-методической работе;
  • по организации массовых мероприятий;
  • по работе с кадрами;
  • по административно-хозяйственной части.

Сферы деятельности каждого из зам. директоров четко разделены и обозначены в должностных инструкциях.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе управляет процессом обучения и воспитания, а так же контролирует его, совместно с заведующими отделов и клубов по месту жительства. Организует мероприятия по повышению профессионального уровня педагогов, проводит контрольные срезы, контролирует личностные достижения педагогов и воспитанников. Осуществляет непосредственное руководство заведующими отделов и клубов.

Заместитель директора по научно-методической работе управляет методической и диагностической службами, контролирует методическую активность педагогов, на основе диагностических срезов выстраивает стратегию развития, как отдельных творческих объединений, так и отделов Центра в целом. Непосредственно руководит психологами и методистами. Так же управляет процессом создания образовательных программ, по которым работают п.д.о.

Заместитель директора по организационно-массовой работе управляет процессом подготовки и проведения досуговых мероприятий различных уровней и для разных возрастных аудиторий. Руководит непосредственно педагогами-организаторами центра.

Заместитель директора по административно-хозяйственной части создаёт условия для стабильною функционирования центра. Контролирует световой, тепловой, питьевой, санитарно-гигиенический режимы; обеспечивает необходимыми материалами все отделы центра. Отвечает за противопожарную и антитеррористическую безопасность. Руководит младшим обслуживающим персоналам.

Непосредственное управление педагогическими кадрами, осуществляется заведующими отделов и заведующими клубов по месту жительства. Именно они планируют деятельность всех творческих объединений, контролируют качество преподавания, нормируют рабочее время п.д.о., составляют и корректируют расписание работы творческих объединений, контролируют сохранность детского континента и личностный рост каждого педагога и воспитанника, принимают управленческие решения по всем вопросам стабильного функционирования отдела.

О результатах деятельности отчитываются еженедельно на совещаниях при заместителях директора и директоре, а также на педагогических советах и общих собраниях коллектива.

Руководство педагогическими кадрами осуществляется в соответствии с принципами:

  • открытости;
  • гласности;
  • коллегиальности принятия решений.

Права и интересы работников представляет профсоюзный комитет Центра Детского творчества.

3. Финансово-хозяйственная деятельность

3.1 Материально-техническое обеспечение ЦДТ

Центр распоряжается объектами собственности, переданными ему в оперативное управление, в пределах, определенных действующим законодательством. Материально- техническое оснащение процесса осуществляется согласно нормативным требованиям, предъявляемым к учреждениям дополнительного образования.

Во всех зданиях, в которых осуществляется образовательный процесс созданы комфортные, безопасные и соответствующие современным требованиям условия пребывания воспитанников. Сегодня все кабинеты и залы Центра по мере возможности, оснащены полностью инвентарем и мебелью. Освещение и оборудование кабинетов и залов соответствует нормам. С целью создания оптимальных и безопасных условий для осуществления образовательной деятельности на базах Центра Детского Творчества было выделено из бюджета города (за последние три года) 7,2 млн. рублей, (см. таблицу № 1).

Особо следует отметить, что 2005-2007гг. был проведен капитальный

ремонт Центра, на общую сумму 3 мл.850тыс. рублей, в результате которого:

  • произведена полная замена электропроводки;
  • осуществлен ремонт фойе;
  • осуществлен ремонт зрительного зала;
  • оборудована сцена;
  • осуществлен ремонт столовой ДОЛ «Заря».
  • произведена частичная замена кровли;
  • произведена замена отопительной системы;
  • осуществлен ремонт клубов.

Таблица 1.

2006\2007

2007/2008

2008/2009

уч. год

уч. год

уч. год

Капитальный

2 млн.

1,5млн. руб.

350тыс. руб.

ремонт

руб.

Текущий ремонт

55тыс. руб.

100 тыс. руб.

650тыс. руб.

Закупка

500 тыс. руб.

400тыс. руб.

1,4млн. руб.

оборудования и мебели

Таблица 2. Приобретение технического оборудования.

2006/2007 уч. год

2007/2008 уч. год

2008/2009 уч.г.

5 компьютеров

2 компьютера

2 компьютера

1 ксерокс

3 принтера

1 ксерокс 2 принтера

1принтер

2 телевизора

2 сканера

Музыкальная аппаратура

2 цифровых фотоаппаратов

1 видеопроектор

Технические средства обучения

Комплект оборудования для столовой

7 комплектов звуковой аппаратуры

6 музыкальных центров

2 холодильные камеры

7 цифровых фотоаппаратов

Кроме этого, техническое оснащение Центра на сегодня представлено:

  • комплектом профессиональной телевизионной аппаратуры для создания и редактирования видеофильмов;
  • спортивными и тренажерными комплексами;
  • цветомузыкальными и световыми установками;
  • профессиональной концертной аппаратурой;
  • специальным оборудованием для организации питания и отдыха детей в условиях работы детского оздоровительного лагеря «Заря».
  • Бюджетные средства;
  • Внебюджетные средства (спонсорская помощь, добровольные взносы родителей)
  • Средства грантовой поддержки;
  • Средства от реализации путевок в загородный оздоровительный лагерь «Заря».

Все услуги оказываемые Центром бесплатны.

4. Анализ профессионально-педагогического обеспечения

В ЦДТ сложился мобильный педагогический коллектив, готовый к работе в режиме поиска.

На сегодняшний день кадровый состав (включая администрацию)-258 сотрудников, из них 19% мужчины и 81% женщины. В возрасте от 21 года до 60 лет. Средний возраст 36-38 лет.

Нельзя не отметить, что общее количество сотрудников за три года сократилось с 311 до 258 человек. В основном сократилось доля сотрудников, возраст которых до 30 лет. (причина-недовольство небольшой заработанный платой)

Данное сокращение не сказалось на деятельности. Центра в целом, т.к. остались, в основном, сотрудники уже имеющие достаточный опыт. Уровень образования педагогических работников достаточно высок: 58% имеют высшее образование 39% среднее специальное 1% кандидаты наук 2% обучаются в ВУЗах.

62% в 2009 году прошли курсы повышения квалификации, 27 из них, совместно с аттестационными.

Постепенно растет и количество педагогов награжденных и премированных за плодотворную работу. По сравнению с 2007-2008 уч. годом (28% награжденных) к 2009 году, эта цифра выросла до 43%.

5. Анализ количества воспитанников

Общее количество воспитанников за последние три года снизилось с 9207 в 2005/2006 учебном году до 6147 в 2008/2009 уч.году, что связанно, в основном, с общим демографическим спадом.

Возраст воспитанников разнообразен:

  • самая немногочисленная группа 18 % (дети от 5 до 7 лет)
  • 33% 7-11 лет
  • 49% 11- 16 лет

Хочется отметить, что воспитанникам Центра Детского творчества является учащихся интернатов, общеобразовательных школ, детских домов, не только Промышленного района, но и других районов города.

5.1 Социальная характеристика континента учащихся

Отрицательное значение на социальную структуру континента учащихся оказывает их семейное и социальное положение. По данным социологических опросов в Промышленном районе, где расположен Центр, весьма высок процент детей из неблагополучных семей, неполных и многодетных. Высок процент детей с ограниченными возможностями.

Таблица 3. Сведения о воспитанниках

параметры

2006/2007 учебный год

2007/2008 учебный год

2008/2009 уч. год

Имеющих отклонения в развитии

148

1,6 %

156

1,9 %

206

2,1%

Из многодетных семей

92

1%

102

1,2%

147

1,8%

Из неполных семей

238

3,1%

255

3,3%

279

3,7%

Как видно из таблицы, доля таких воспитанников не так уж велика.

Однако в абсолютных показателях это около 200 человек. На основе приведенных данных, Центром был сделан акцент на работу с детьми, нуждающимися в особом внимании и поддержке.

Таблица 4. Распределение дом воспитанников по социальном статусу

Учебный год

Опекаемые и сироты

Инвалиды

Дети с задержкой умственного развития.

2006\2007

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

90

1%

97

1,1%

107

1,9 %

2007-2008

96

1,1%

97

1,1%

108

1,9 %

2008-2009

98

1,2%

100

1,3%

108

1,9 %

6. Анализ деятельности Центра

Декоративно-

ИЗО, театр моды, тестопластика,

прикладное

бисероплитение, флористика.

творчество

Художественное

Хореография, вокал, гитарная песня,

творчество

организация досуговых программ.

Предметные

Информатика, химия, биология, НТ.

объединения

Программа творческого объединения «Пятый угол» знакомит ребят с телевидением, спецификой телевизионного творчества и осуществляет допрофессиональную подготовку по телевизионным специальностям. Данная программа является самой популярной среди подростков. О её качестве свидетельствует награды воспитанников ТО «Пятый угол».

Международный открытый фестиваль программ и фильмов школьных телестудий стран СНГ и Балтии «Мир глазами детей» (г. Сочи-диплом 1 степени)

Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» (г. Москва-диплом 1 степени)

Международный фестиваль телепрограмм для детей и юношества (ассоциации «До 16 и старше… г. Москва-диплом 2 степени).

Программы научных обществ учащихся (по химии, биологии, географии, математике)

Данные программы формируют из учащихся ощущение значимости и престижности работы в области фундаментальных наук, помогают им выбрать профессию, а также способствуют поддержанию высокого профессионального и социального статуса Российской науки. Деятельность в научных обществах учащихся осуществляется через:

  • включение в научно-исследовательскую деятельность способных воспитанников в соответствии с их научными интересами;
  • обучение воспитанников работе с научной литературой, культурой научного наследования;
  • организацию научных индивидуальных консультаций в ходе самостоятельных исследований воспитанников;
  • подготовку, организацию и проведение научно-практических конференций;
  • рецензирование научных работ воспитанников при подготовке их к участию в конкурсах и конференция.

Практические занятия проводятся в лабораторных ОГПУ, ОГМА, ОГАУ. Исследовательская работа учащихся даёт стабильные положительные результаты :

2006г. воспитанники НОУ «Химия» стали лауреатами во Всероссийской конференции «Первые шаги в науке» г. Геленджик лауреатами Российского заочного конкурсе « Познание и творчество» г. Обнинск; 2008г. воспитанники НОУ «Биология» Всероссийская конференция «Юность. Наука. Культура». Крюков Виталий получил Гранд в размере З0тыс. рублей. 2009 НОУ «Экология» Диплом лауреатов Международного детского форума юных исследователей « Зелёная планета-2009». Лауреаты научно-практической конференции — «Юность. Наука- 3 тысячелетие».

6.2 Научно-методическая деятельность

Одним из приоритетных направлений деятельности Центра является научно-методическое обеспечение образовательного процесса. Научно-методическая деятельность ЦДТ представляет собой систему взаимосвязанных компонентов, направленную на оказание помощи педагогическому коллективу в повышении качества образовательного процесса, на создание условий для профессионального роста, развития и саморазвитие педагогических работников. В структуру методической службы ЦДТ входят:

  • Педсовет
  • Методический совет
  • Административно-методические совещания;
  • МО структурных подразделений;
  • Школа-пед. мастерства;
  • Школа управленческого мастерства;
  • Научно-методическая конференция;
  • Курсы повышения квалификации педагогов;
  • Аттестация;
  • Проблемный семинар

Основными направленными методической службы Центра является:

  • Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
  • Разработка критериев образовательных результатов.
  • Повышение профессионального мастерства педагогов.

Обобщение, систематизация и распространения педагогического опыта.

  • Оказание информационно-методической помощи педагогам в процессе обучения и воспитания учащихся.
  • Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем.

Одним из связывающих звеньев научно-методического обеспечения является работа над единой методической целью «Освоение и внедрение современных педагогических технологии в образованный процесс». Результатом работы по данной теме стала разработка и реализация проектов и программ по следующем направлениям:

  • Интеграция основного и дополнительного образования (7 проектов по сотрудничеству с ОУ);
  • Организация летнего оздоровительного отдыха школьников (14 летних программ);
  • Организация содержательного досуга детей и подростков (более 40 сценариев;

25 образовательных программ;

150 методических разработок и рекомендаций; сборников конкурсных и игровых программ.

За последний учебный год внедрены несколько новых дополнительных образовательных программ:

  • Школа юных организаторов досуга «Парус»;
  • Казачья школа «Атаман»;
  • Фольклорный театр.

6.3 Информационно-методическая деятельность

Информационно-методическая деятельность Центра включает в себя:

  • выпуск методической продукции, по всем направлениям деятельности;
  • выпуск рекламных проектов;
  • создание картотек в помощь руководителям, методистам, педагогам, по различным проблемам дополнительного образования;
  • создание образовательных, досуговых, игровых и других программ;
  • оформление выставок, посвященных календарным и юбилейным датам. За 2007-2009 г. выпущено:
  • дополнительных образовательных программ-38
  • программ развития отделов (клубов)-17
  • программ летнего отдыха — 14
  • методических рекоминдаций — 83
  • методических разработок — 61
  • сценариев — 403
  • дидактических пособий — 18
  • методических пособий — 12
  • описаний педагогического опыта — 8
  • информационных бюллетеней — 14
  • сборников досуговых программ — 16
  • положений — 28
  • календарей — 3
  • разработок тематических дней — 12
  • картотек — 4

Уровень подготовки информационных и методических материалов достаточно высокий. Они актуальны, целесообразны, научны, практиконаправлены, и самое главное, востребованы педагогами округа.

6.4 Психолого-диагностическая деятельность

Данная работа ведется традиционно по четырём направлениям:

  • психолого-педагогическое просвещение;
  • психолого-диагностическая работа;
  • коррекционная деятельность;
  • профилактические мероприятия.

Во всех отделах Центра создана система просветительской работы с педагогами и родителями, которая включает в себя:

  • семинарские занятия для педагогов аттестующихся на категорию;
  • учебу педагогического персонала по направлениям;
  • консультации для родителей (по педагогическим, психологическим, социальным и медицинским вопросам.)

Традиционными стали и тренинги для сплочения коллектива «Стратегия сотрудничества».

Созданы:

  • банк методик и методических материалов по исследованию развития личности детей и педагогов;
  • банк педагогического передового опыта;
  • лаборатория мониторинговых исследований результативности деятельности педагогов и воспитанников;
  • экспериментальная площадка психолого-диагностического сопровождения образовательного процесса.

Результаты исследования данных структур подтвердили положительную динамику в формировании устойчивого интереса воспитанников к различным видам творческой деятельности.

Также прослеживается положительная динамика в формировании высокого уровня знаний, умений и навыков воспитанников Центра. По результатам диагностических срезов, также очевидно, что воспитанники, занимаются в Центре более 2 лет и имеют ярко выраженные способности, что свидетельствует о высоком качестве преподавания и высоком уровне полученных знаний, умений и навыков.

6.5 Культурно — досуговая деятельность

Одним из важнейших направлений деятельности ЦДТ, является организация культурного досуга детей и подростков. Досуг рассматривается как возможность дополнительного образования и развития ребенка. Исследователи проблемы организации свободного времени отмечают, что дети зеркально отражают досуг взрослых, характеристиками которого является, потеря его национальной самобытности, духовная бедность, однообразие, тяготение к массовой культуре. Семья практически уклонилась от участия в досуговых радостях детей и тратит на это не более полутора часов в месяц. Объектной реальность является и тот факт, что семьи, проживающие в Промышленном районе г. Оренбурге, имеют весьма ограниченные возможности в плане организации свободного времени своих детей.

Т.О. Центр: был призван организовать такой досуг, который бы являлся профилактикой правонарушений, бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности. Исследование спроса на организацию культурного досуга выявило, что младшие школьники склонны к игровым и развлекательным видам досуговой деятельности, старшие предпочитают зрелищные мероприятия. Средний школьный возраст тяготеет к поиску своего интереса в тех видах досуговой деятельности, в которых максимально возможно проявление их творческой индивидуальности.

На основе этих данных были разработаны и внедрены программы всех требуемых типов, для различных возрастных категорий. Кроме того, ЦДТ работает сегодня не только как Центр досуга детей, но и взрослого населения. Значительно увеличилась доля семейных праздников вечеров семейного отдыха. Праздников для детей — инвалидов.

Рейтинги досуговых программ довольно высоки. Охват ребят, посетивших досуговые мероприятия Центра в 2009 году составил 8763чел.

6.6 Деятельность отдела «Орден Милосердия»

Одним из важнейших направлений государственной политики в социальной сфере является реабилитация лиц с ограниченными возможностями. Особого внимания требуют дети — инвалиды. Именно их современная ситуация поставила в жёсткие условия.

В связи с этим и был создан отдел «Орден Милосердия», который работает по программе СПО — ФДО — ДОМ (детский орден милосердия)

В отделе 22 педагога, врачи — консультанты, педагоги — организаторы.

Суть деятельности отдела- создание условий и атмосферы, способствующих нормальной адаптации и интеграции тех детей, чьи возможности здоровья ограничены.

Это не только организация досуга и проведение культурно — массовых мероприятий, но и творческая работа, широкий спектр дополнительных образовательных услуг, консультационная работа с родителями.

Работа отдела строится, прежде всего, с учётом специфики заболеваний детей.

Главная цель работы отдела: Коррекция психофизических нарушений, развитие личности ребёнка — инвалида и его интеграция в социокультурной среде.

Работа в отделе ведётся по четырём направлениям:

  • психологический тренинг «Я и мир вокруг меня»;
  • работа кружков и секций по интересам;
  • консультации для родителей;
  • летний лагерь общения.

Широко представлены в отделе кружки и секции по интересам.

Для дошкольников и младших школьников: ИЗО, Оригами, Лепка.

Для ребят из среднего звена: Тестопластика, Вязание, Мягкая игрушка, Вышивание, Бисероплетение.

Для ребят старшего возраста: Домоводство, Компьютерная графика, Ландшафтный дизайн.

Консультации для родителей проводятся педагогами отдела совместно с различными специалистами.

Психологический тренинг состоит из серии массовых досуговых мероприятий.

Многие из них стали традиционными. Как, например, фестиваль творчества детей — инвалидов «Передай добро по кругу».

Подготовка к этому мероприятию и его проведение пришлись как раз на период преддипломной практики.

Хочется отметить, что данное мероприятие было очень серьёзно подготовлено и проведено на самом высоком уровне. В его подготовке приняли участие все отделы ЦДТ, различные общественные организации и предприятия района. Получился очень яркий, тёплый и добрый праздник, где ребята с ограниченными возможностями смогли обменяться своим творческим опытом, пообщаться за чашкой чая, получить приятные сувениры.

На данном этапе отдел «Орден Милосердия» разрабатывает ещё одно направление деятельности — профилактическая работа по предупреждению распространённых детских заболеваний. В следующем учебном году будет открыт профилактический клуб «Преодоление». Сейчас программа его деятельности находится в стадии разработки.

Заключение

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей « Центр детского творчества» Промышленного района г. Оренбурга является многопрофильным. Учредитель — Управление образования администрации города. ЦДТ действует в соответствии с Федеральными нормативно-правовыми документами, внутренними локальными актами. За последние три года наблюдается значительное укрепление материально-технической и учебной базы ЦДТ, за счет бюджетного финансирования, спонсорских средств и грантов

Общий сравнительный анализ данных о кадрах учреждения показал, что уровень образования и квалификация педагогических кадров соответствует современным требованиям, предъявляемым к учреждениям дополнительного образования детей. Количественные и качественные показатели имеют тенденцию к росту.

Контингент воспитанников, имеющих отклонения в психофизическом развитии, в районе не высок. Однако большая его часть находится под патронажем отдела «Орден Милосердия». Наибольший процент воспитанников — девочки среднего и старшего возраста, которые посещают творческие объединения художественного творчества и декоративно — прикладного направления. В связи с этим одной из главных задач педагогов отдела является привлечение мальчиков и юношей с ограниченными возможностями в различные творческие объединения.

Приоритетными направлениями деятельности Центра выступают:

  • научно- исследовательская деятельность;
  • художественно — эстетическое творчество;
  • физкультура и спорт;

туризм и краеведение

работа с детьми с ограниченными возможностями.

К числу достижений в образовательной деятельности Центра относятся:

  • увеличение спектра образовательных услуг;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования;
  • обновление образовательного процесса на основе введения долгосрочных образовательных программ соответствующих им инновационных педагогических технологий;
  • повышение интереса обучающихся и увеличение на этой основе стабильных детских коллективов.

Однако существует и ряд проблем в организации учебно- воспитательного процесса

недостаточное обеспечение образовательных и досуговых программ методическими и дидактическими материалами;

  • преобладание в процессе обучения традиционных форм, методов и методик;
  • превалирование процесса обучения над воспитательной функцией образования;
  • недостаточное количество комплексных детских объединений, направленных на предпрофильную подготовку и профессиональную ориентацию детей — инвалидов.

Научно- методическая деятельность Центра ведется на достаточно высоком, профессиональном уровне, что способствует созданию оптимальных условий для развития творческого потенциала педагогов и воспитанников.

Но также необходимо:

  • усилить работу по обобщению, систематизации и распространению перспективного педагогического опыта;
  • продолжить работу по разработке системы мониторинга образовательной деятельности;
  • создать условия для непрерывного совершенствования профессиональной компетентности п.д.о.

Социальный заказ позволил выявить следующие задачи дальнейшего развития деятельности Центра:

повышение и обеспечение качества и доступности образовательных услуг для всех детей и для детей — инвалидов, в частности.

интеграция общего и дополнительного образования;

  • формирование системы предпрофильной подготовки детей-инвалидов;
  • развитие и внедрение информационных технологий.

Т.О. для решения данных задач необходима разработка концепции дальнейшей деятельности учреждения, которая бы обозначила основную миссию Центра и стратегию его развития.

Данный документ находится в стадии разработки и увидит свет в сентябре 2009 года.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/otchet/tsentryi-detskogo-tvorchestva/

1. Анализ деятельности Центра Детского Творчества Промышленного района города Оренбурга за период с 2006 по 2009 год, стр. 4 -32.

2. Бюллетень «Центр Детского Творчества Промышленного района города Оренбурга — 2009». стр. 4-8.

3. Закон Российской Федерации « Об образовании» (1993, 1996).

стр. 5 -9.

4. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года. стр. 6 -12.

5. Устав Центра Детского Творчества Промышленного района города Оренбурга. стр. 2 — 15.