Психология детского творчества

Курсовая работа

Психология детского творчества — Курсовая Работа, раздел Педагогика, — 2004 год — Методика преподавания декоративно-прикладного искусства Психология Детского Творчества. Несмотря На Огромное Значение Дошкольн…

Психология детского творчества.

Несмотря на огромное значение дошкольного детства для всего последующего развития художественных способностей, психологические закономерности детского творчества исследованы пока еще недостаточно. Последнее время во всем мире наиболее популярны международные выставки детского изобразительного творчества, общество проявляет особый интерес и заботу о развитии изобразительных способностей детей. Однако, если в дошкольном возрасте очень много детей рисует, то очень мало тех, кто продолжает рисовать, повзрослев.

По сравнению с дошкольным детством, к 15-летнему возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза меньше. С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности. С литературным творчеством происходит обратное каждый третий подросток пишет стихи, ведет дневник. Однако у большинства взрослых людей потребность в литературном творчестве, так же как и в музыкальном, изобразительном, утрачивается.

Для того, чтобы понять причины затухания творческих способностей к моменту окончания ребенком школы, необходимо проанализировать основные закономерности развития художественных способностей. К детскому творчеству психологи относят хореография, изобразительное, музыкальное творчество, игра, сочинение сказок и стихов, фантазия. Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку.

В первые два года жизни основное, на что необходимо обращать внимание педагогам и родителям — это развитие психомоторики. Однако в последние годы наблюдается слишком сильный крен в сторону развития мышления раньше, чем движения. Дети очень мало двигаются, тем более под музыку. А ведь это основа для развития всех видов детского творчества. Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухо-моторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом.

А значит активизируется работа моторной зоны мозга — основы для нормального развития речи. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, на эмоции танцующего малыша способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости, переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С самого раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества, а не контролирующей функции сознания, которая развивается в достаточной степени только к 8-10 годам, а окончательно — к 18-20 годам. Однако занятия хореографией дети часто начинают только в 4-5 лет, когда сензитивный период упущен.

Занятия превращаются в формальное выполнение достаточно сложных движений, редко отличающихся той гибкостью и пластичностью, которая доступна младенцу. Следующим видом детского творчества, имеющим огромное значение для развития художественных способностей в онтогенезе, является изобразительное творчество рисование, лепка, аппликация.

К сожалению, практика детских садов показывает, что наибольшее место в изобразительной деятельности детей отдано лепке и аппликации. Тогда как основой для этих более сложных видов детского творчества являются движения под музыку и рисование. Благодаря первым развиваются общие движения малыша, благодаря второму начинается перенос этих, пока еще не совсем координированных движений на лист бумаги, стену, на пол, в зависимости от того, что является для ребенка более удобным для самовыражения. Многим родителям непонятно, почему ребенок не хочет рисовать на листе бумаги, не пачкая стены, пол, стол. Начинается битва с развивающимися художественными способностями за аккуратность. Или ребенок усаживается за парту и занимается менее опасными занятиями лепкой и аппликацией, тогда как рисовать для ребенка важно так же, как и говорить.

На самом деле лепку и аппликацию необходимо вводить не как отдельные виды занятий, а как дополнение к рисованию.

На одном и том же листе бумаги можно расположить изображения, выполненные с помощью кистей и красок, пластилина, кусочков материи, картона, природных материалов. Тогда ребенку будет понятен смысл лепки и аппликации как дополнительных изобразительных средств для создания той единой картины, которую он творит в сотрудничестве с взрослым. Но приступать к этому надо постепенно, осторожно, когда ребенок сам захочет использовать эти дополнительные изобразительные средства.

Особое место в развитии творческих способностей детей занимает музыкальное искусство. Однако многие родители и воспитатели игнорируют использование классической музыки хотя в последнее время продается множество прекрасных записей классической музыки, аранжированной специально для малышей во время занятий. Рисование под музыку по степени положительного воздействия на эмоции малыша превышает все остальные виды детской деятельности. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций.

Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными. Ребенок не боится сделать неправильно, так как его сознание подчинено более высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе очарованного музыкой мозга.

Задамся вопросом, каким же образом организовать должное обучение, чтобы ребенок обладал необходимой суммой знаний и в то же время не утратил творческих способностей. Прежде всего необходимо отказаться от стереотипного мнения, что детство — это только подготовка к будущей взрослой жизни. Термин дошкольное детство создает в сознании взрослых образ будущего школьника, а не сегодняшнего малыша. Важно снять этот психологический барьер на пути к пониманию взрослыми сегодняшнего, реального ребенка. Большинство детей каждый день живет с ощущением, что такими, какими они являются сегодня, они быть не должны.

И вместо того, чтобы раскрывать и развивать, с помощью родителей, учителей, свои природные задатки, дети превращаются в пассивных накопителей отфильтрованной и переработанной взрослыми информации об окружающем мире и оценочных суждений о самих себе и результатах своей деятельности. Нейропсихологами установлено, что фактор произвольной регуляции психической деятельности связан с работой лобных отделов головного мозга, морфогенез и функциогенез которых продолжается до двадцатилетнего возраста. Взрослый человек способен ставить цели действий, планировать последовательность оптимальных путей и способов их достижения и осуществлять контроль за выполнением выбранной программы действий, который требует постоянного сличения цели и промежуточных результатов.

Именно эта особенность взрослого подхода к осуществлению поставленной задачи очень часто мешает развитию детской креативности.

По-видимому, существует некий природный замысел развития способностей человека в онтогенезе, согласно которому в последнюю очередь развиваются именно те зоны мозга, которые учителя и родители искусственно пытаются развить в первую очередь. Причем, в том, что касается развития произвольного внимания, взрослые иногда предъявляют к ребенку даже более жесткие требования, чем к самим себе. Малыш испытывает невероятное напряжение и огромные трудности, пытаясь сконцентрировать свое внимание на том, что в данный момент интересно не ему, а важно для обучающего и воспитывающего взрослого.

Свободное, непроизвольное, нерегулируемое и непосредственно-эмоциональное взаимодействие малыша с миром собственных ощущений и представлений, возникающих как бессознательные импульсы на окружающий ребенка мир звуков, цветов, запахов, прикосновений, отражение этих импульсов в рисунке, танце, речи, фантазиях — это фундамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой. Только дав ребенку возможность при непосредственно-эмоциональном взаимодействии с миром вещей и людей непроизвольно извлечь заложенный природой перспективный потенциал, отразить этот опыт в различных видах индивидуального или совместного со взрослым творчества, можно перебрасывать мостик к более произвольным и регулируемым со стороны и самим ребенком способам воспитания самовоспитания и обучения самообучения.

В противном случае, весь этот невостребованный природный арсенал, с которым ребенок появляется на свет, вытесняется глубоко в бессознательное, отгораживается массой барьеров и появляется на свет в сновидениях, фантазиях, неосознаваемых и неконтролируемых вспышках и затуханиях творческих способностей.

Каким же образом ребенок может учиться, то есть, стать учеником, оставаясь художником, танцором, актером, музыкантом, поэтом? Как снять это противоречие или ученик, или творец? На этапе дошкольного детства основной деятельностью, обеспечивающей наиболее адекватные условия для развития контролирующей функции интеллекта ребенка, является игра, в том числе применительно к данной работе.

Двигаясь, рисуя, танцуя, сочиняя и играя, а также постоянно ощущая уважение и интерес взрослых к результатам своей деятельности, малыш не автоматически пересядет с детсадовской парты за школьную, а войдет в новую социальную ситуацию, имея сформированную базу психического развития и доверие к учителю.

Он станет слушать учителя и высказывать свое мнение, так как будет психологически готов к сотрудничеству. И если в школе в перерывах между занятиями у ребенка будет возможность подвигаться и порисовать под музыку, то к следующему занятию его рука и мозг будут действительно отдохнувшими. 2. Анализ искусствоведческой литературы по изучению особенностей художественной обработки бересты, как вида декоративно-прикладного искусства. 2.1 Предыистория.

Предыистория берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. Первобытный человек жил в полном единении с природой. Вся его жизнь зависела от нее природа давала пищу, строительные материалы и орудия труда. Деревья были объектом поклонения, связанным с добрыми силами — берегинями 1 . С деревом, которое его укрывало, обогревало, охраняло и кормило, у человека были особенные отношения. Он верил, что его судьба таинственным образом, связана с деревом, которое он выбрал в качестве своего тотема 1 , причем тотем — это не божество, а родственник, друг, брат, с которым можно посоветоваться, который оказывает услуги, на которого можно магически воздействовать.

У каждого народа были свои почитаемые деревья. У живших в так называемом таёжном поясе Земли, чаще всего среди священных и любимых деревьев встречается, береза. В русском ритуале с березой во время Троицы сохранилось много тотемических элементов. Исключительность, которая принадлежит березке, объясняется, по-видимому, тем, что это первое, наиболее раннее дерево, одевающееся в яркую, нарядную зелень, тогда как другие едва начинают распускать почки.

Отсюда возникает представление, будто именно березка обладает особенной силой роста. Средоточием этой силы считаются верхушки и ветки — от них идет рост и, следовательно, здесь находится их сила. Эту силу надо использовать. Такова простейшая мыслительная основа, приводящая к различным обрядам, связанным с березкой. 1. Берегини в восточнославянской мифологии женские персонажи.

Этимологически название Б сближается с именем Перуна и со старославянским прыгиня холм, поросший лесом, но, вероятно, смешение со словом берег с чем связано и употребление названия Б по отношению и изображению русалок в русской домовой резьбе. Культ берегинь объединяется с культом Макоши и упырей в христианских поучениях против язычества. 2. Тотем на языке североамериканских индейцев оджибве ототем, буквально — его род, в первобытных верованиях -природный объект животное, растение, неодушевленный предмет, находящийся в родстве с определенной группой людей.

Но не только ассоциация с сильным деревом, а и другие свойства березы ставят ее в ряд исключительных. В первую очередь красивый внешний вид. Береза привлекала своей ослепительно белой корой — берестой и зеленью. Лекарственные свойства березового сока, листвы, бересты тоже были известны человеку с древности. Ну а практическое применение березы настолько широко, что стоит остановиться только на бересте, которую относят к области древнейшего способа первобытного использования дерева для домашних надобностей.

Береста легко снимается со ствола, обрабатывается с помощью простейшего инструмента. Она легкая, прочная, водонепроницаемая. Прекрасный подсобный строительный материал, подобного которому трудно найти в тайге. Археологические раскопки принесли немало находок, которые проливают свет на то, как использовали бересту. Эпоха мезолита в далеком прошлом 6-8 тыс. лет до н. э. явилась временем повсеместного освоения человеком северных территорий.

К памятникам этого времени относится поселение Веретье, которое находится в нынешнем Каргопольском районе Архангельской области на берегу р. Кинемы. Торф хорошо сохранил остатки жилища, мастерской, ямы-хранилища. Внутри строений обнаружены очаги, устроенные из камней или на песчаной подсыпке. Прослежены остатки полов, выстеленных берестой или сосновой щепой. Сверху конструкцию могли покрывать корой, берестой, плетеными из трап или камыша матами На поселение Веретье обнаружены ямы-хранилища, вырытые в песчаной почве около холодных ключей у леса. Они были выложены деревянными плашками и берестой, в них находились остатки рыбы. У берега на специальных площадках обрабатывали древесину, а мастерская по обработке камней обнаружена около одного из жилищ, у выхода к лесу. Здесь у стены дома стояла наковальня из зеленого валуна, на которой делали каменные орудия, и рядом берестяная емкость или туес, внутри которого было 23 кремневых предмета.

Туес состоял из полого листа бересты, концы сворачивались вверху, как крышка Интересны грузила для сетей или ловушек, сделанные из камней или нуклеусов и обернутые берестой Резцы бобра вместе с челюстной частью использовались в качестве резака, при этом удаляли острые отростки кости и сохранившуюся часть обертывали полосой бересты, превращая в рукоять.

Как видим, с далекого прошлого человек использовал бересту для покрытия крыш, полов, стен, изготовления простой утвари и как подсобный материал для связывания, обертывания.

На поселении Берендеево, что находится недалеко от Переславля, археологи нашли интересное погребение, относящееся к 3 тыс. до н. э. Древний человек был захоронен, завернутым в бересту, точнее в широком берестяном цилиндре из 3-х слоев. Береста очень хорошо сохранилась во влажной почве. Благодаря этому качеству мы можем заглянуть в жизнь наших далеких предков. Порой непонятно, как использовался тот или иной предмет из бересты, но ясно, что пользу она им приносила. Раскопки в древнем Новгороде принесли тысячи деревянных предметов, в том числе свыше 4000 фрагментов берестяных изделий, многие из которых были декорированы тиснением, резьбой, росписью.

Берестой покрывали крыши, стены. Из нее делали утварь, обувь. Берестой обшивали лубяные короба. На бересте писали и рисовали. Доктор исторических наук Б. Колчин опубликовал изображения этих изделий. Академик Б. А. Рыбаков описал орнаменты, которыми покрывались берестяные изделия.

Емкости для пищевых продуктов туеса, коробьи в древнем Новгороде орнаментировались архаичными символами плодородия в виде ромбов и квадратов засеянного поля, зачастую в сложной переработке. Другим элементом была плетенка. На крышках коробов иногда давалась космогоническая картина центральная часть изображала землю, представленную усложненными знаками плодородия, земля вокруг омывалась водой, а все это вместе, земля и вода, было окружено солнечными знаками в виде косого креста без кругов. Орнамент покрывал весь короб сверху донизу, что, очевидно, было связано с идеей полноты. Интересные археологические находки, связанные с берестой, были обнаружены во многих регионах земного шара. Упомяну только две берестяные изделия из гробницы Тутанхамона 14 в. до н. э. и прорезная береста на колчанах скифских воинов в виде накладок сложный растительный орнамент — 2-е тысячел. до н. э.1 1. Накладки из бересты хранятся в Волгоградском областном краеведческом музее.

Но самое удивительное — это берестяные грамоты, на которых писали наши предки в Новгороде, Смоленске, Рязани в XI-XIV веках.

На мягкой податливой поверхности буквы легко процарапывались острой костяной палочкой. Другой конец палочки часто украшался головками коней, львов и имел отверстие, через которое ее подвешивали на поясе. Писали на бересте не только взрослые, но и дети. Несколько грамот было написано маленьким мальчиком Онфимом, который не только писал, но и рисовал.

В Новгороде была найдена даже настоящая берестяная книжка, очень маленькая, из двенадцати страниц, написанная во второй половине двенадцатого века, содержащая текст вечерней молитвы. Древние новгородцы, конечно, не подозревали еще об одном необыкновенном свойстве бересты — ее способности сохраняться долгие годы. Новгородские письма на бересте, пролежав в земле больше восьми столетий, дошли до нас. 2.2

Все темы данного раздела:

Воображение и его развитие в детском возрасте. Представление того, что в прошлом человек не воспринимал, создание образов предметов и явлений, с которым раньше не встречался, возникновение н

Творческие возможности. Творчество — это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение открытие новых закономерностей в науке, изобрете

Творческий процесс. По иронии — и в укор современной когнитивной науке — за последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории как это было с памятью или восприятием, которая смогла бы объ

Движущие силы творческого процесса. Можно прекрасно знать технологию эффективного мышления и уметь на практике устранять любые преграды на пути свободного течения фантазии. Однако что-то же

Береста и быт. В прошлом береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири иДальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт кре

Холмогорский промысел. На холмогорский берестяной промысел большое влияние оказало искусство косторезов. Ажурные узоры, сказочные птицы и неведомые звери легко перенеслись на берестяные шкат

Олонецкий промысел. Один из интересных берестяных промыслов Олонец находился в западном районе русского Севера. В 17 веке на реках Выг и Лекса поселились старообрядцы, скрывающиеся от царско

Рязанский промысел. Рязань расположена на правом живописном берегу Оки. Это красивый старинный русский город. Он упоминается еще в летописи 1095 года под именем Переславля Рязанского. В ряза

Берестяной промысел Нижнего Тагила. На Урале сложилась особая художественная культура, в которой сочетались разные потоки. Она впитала в себя искусство и быт русского Севера и Поволжья, которые при

Якутский берестяной промысел. Береста широко использовалась в хозяйстве якутов. Из нее делали посуду и утварь ведра для воды и молока, плоские чашки для еды, туеса для жира, ведра для сбора

Заготовка бересты. Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая — июне, когда береза полна соков, и береста легко отстает от остальной коры. Если ее снимать умело, не повреждая следующий слой к

Хранение бересты. Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях чердак, подвал, сарай, кладовка. Берестяное после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента прол

Виды обработки бересты. Тиснение, гравировка и выскабливание бересты. Первые сведения о технике обработки бересты, известные нам, относятся к 18 столетию. Их сообщает Андрей Болотов Незауряд

Методика разработки блока урока на занятиях по художественной обработке бересты. Методические основы работы кружка по художественной обработке бересты. Основным принципом педагогики является

Пояснения. За основу методической программы по художественной обработке бересты, взята программа студии Матрица город Санк-Петербург. Затем данная программа проработана, дополнена и частично