Изучение тестопластики для развития художественного творчества детей в детском саду

1. Дать характеристику художественного творчества детей в детском саду;

2. Изучить тестопластику как один из способов лепки;

3. Раскрыть методику обучения лепке способом тестопластики.

Для достижения положительных результатов в работе с детьми необходимо использовать игровые технологии, так как игра — это основной вид деятельности дошкольника. Для того чтобы учить играя, надо использовать замечательный метод — тестопластику. Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:

1. Повышает сенсорную чувствительность;

2. Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;

3. Синхронизирует работу обеих рук;

4. Формирует умение планировать работу, вносить изменения;

5. Развивает творчество ребенка.

Обычные материалы для лепки — это глина и пластилин, но интереснее детям лепить из соленого теста. Соленое тесто — удивительно пластичный материал, использовавшийся для лепки еще в Древнем Египте, где считалось, что фигурки из соленого теста приносят удачу. Оно имеет ряд преимуществ:

1. Тесто легко замешивать в любое время.

2. Материал экологически безвредный, не аллергенный.

3. Легко отмывается и не пачкает одежду.

4. Не липнет к рукам и не тает как пластилин.

5. Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.

6. Поделки можно раскрашивать в разные цвета.

1. Художественное творчество детей в детском саду

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Говоря о формировании детского творчества, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творчество детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творчество необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

4 стр., 1678 слов

Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности

... себя, постигает собственные возможности. На занятиях лепкой из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фантазию, задача педагога, в данном ... лепке детей в начальной школе. Предмет: методические приемы обучения лепке младших школьников. Цель: раскрыть возможности использования лепки из соленого теста на уроках технологии в начальной школе. Задачи работы: ...

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.

Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко — с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой способствуем развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Еще одна специфическая черта лепки — ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из соленого теста. Задача взрослых — педагогов, воспитателей, родителей -облегчить этот путь изучения нового материала, освоить основные приемы работы с ним, вызывать у детей желание работать с соленым тестом, пытаться передать свои впечатления в работе по лепке из соленого теста, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру. творчество лепка тестопластика воспитание

На наш взгляд актуальность проблемы очевидна. Развитый ребенок в целом — залог дальнейшего успешного обучения в школе. Но не следует забывать о том, что детский сад как основной «институт» на пороге школы может дать толчок к развитию творчества будущего поколения.

2. Лепка из пластилина как вид продуктивной деятельности

В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эмпатия, эстетический вкус.

8 стр., 3702 слов

Творчества дошкольников «Развитие в изобразительной деятельности». ...

... В своих работах они указывали на необходимость развития творчества детей, в том числе и изобразительного. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности, оно характеризуется ... Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками дифференцирую: 1) По содержанию занятия различаются: a) предметное, b) сюжетное, c) декоративное (рисование, лепка, аппликация). 2) ...

Но не каждую детскую продукцию можно называть творчеством. В методической литературе определены критерии, которые показывают наличие творческого начала в художественной деятельности детей:

  • а) отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве — увлечённость, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний;
  • б) способы творческих действий — быстрота реакций, находчивость при решении новых задач, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий, дополнения, изменения, вариации;
  • в) качество детской продукции — отбор детьми характерных черт изображаемых предметов и персонажей, поиск художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.

Основой детского творчества является наблюдение за окружающей жизнью, нахождение того, что можно отразить в своей деятельности. Развитие способов «вслушивания», «всматривания» в звуки и краски природного и предметного мира, овладение выразительными средствами помогают дошкольникам проявлять себя в творчестве, на основе этого интенсивно развиваются художественные способности детей.

В качестве эффективного средства, стимулирующего детей к проявлению фантазии и творчества, я использую лепку из солёного теста. В процессе работы с солёным тестом развиваются сенсорные представления, воображение, пространственное мышление, ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. При создании продуктов творчества у детей формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел. Лепка из солёного теста является «одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором ребёнок видит не только продукт своего труда, но может его обследовать и видоизменить по мере необходимости. Тестопластика даёт ребёнку возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве пластических образов». При этом у детей улучшается координация и точность движений, разрабатываются кисти рук, кончики пальцев становятся более чувствительными. А при изготовлении мелких деталей дети приучаются к аккуратности и тщательности.

3. Методика обучения лепки как средство развития художественного творчества

Осуществляя комплексный подход к проблеме развития творческих способностей посредством тестопластики, мною разработана система мероприятий, которая охватывает учебную, самостоятельную и совместную с воспитателем деятельность дошкольников.

При организации занятий по тестопластике учитываю уникальную черту детского мировоззрения — необычно, неординарно воспринимать и изображать всё, что не замечают взрослые, представлять несуществующее в действительности. Работу провожу в определённой системе. С этой целью разработала перспективный план, в котором определены время проведения занятий согласно учебному плану, задачи с акцентом на творческое развитие и тематика занятий в соответствие с возрастными особенностями.

16 стр., 7977 слов

Творчество деятельности Шаляпина по материалам его мемуаров

... «серебряный век русской культуры». Целью данной работы является раскрытие темы: «Творчество деятельности Шаляпина по материалам его мемуаров». Для раскрытия данной темы нам потребуется: Рассмотреть ... начала XX века. Проанализировать мемуары Ф. И. Шаляпина как источник изучения эпохи серебряного века. Изучить творчество деятельности Шаляпина по материалам его мемуаров. Данная работа подготовлена ...

Занимаясь с детьми лепкой из соленого теста, я решаю ряд очень важных задач: стимулирую творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность детей; воспитываю интерес к изобразительной деятельности и эмоционально- положительное отношение к ней; развиваю изобразительные навыки и умения; развиваю мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), выделение характерных признаков; развиваю восприятие, воображение, память, внимание, мелкую моторику.

Особое удовлетворение им доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей или небольшой группы. Такая форма работы дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, развивает привычку к взаимопомощи. Темы таких композиций могут быть различны: «На лугу», «Во дворе», «На дне морском» и т.д. Дети с огромным удовольствием лепят различных жучков, букашек, бабочек, пчел и т.д. Они являются прекрасным дополнением различных картин, настенных панно. Обращаю внимание детей на то, что крылья у бабочек, стрекоз, пчел похожи на листики и лепестки цветов. Их туловища — это колбаски, а голова — шарики.

Для поддержания интереса к деятельности использую различные формы проведения занятий: игры-путешествия, занятия-рассказы, занятия-диалоги, занятия-загадки, занятия-сюрпризы и др. Принципиально важным в организации занятий считаю единство познания и сопереживания, активизацию всех мыслительных процессов, мелкой моторики пальцев рук, обеспечивающих получение качественной продукции детской деятельности.

Изготавливая поделки из солёного теста, дошкольники выражают впечатления от увиденного в собственном «творческом продукте», полноценно и содержательно общаются между собой и со взрослыми, постигают собственные возможности. Маленькие творцы способны самостоятельно замыслить сюжет, определить его композиционное решение, выбрать и согласовать наиболее выразительные для данного изображения цвет, форму, движения персонажа.

В качестве фактора, снимающего напряжение, стимулирующего деятельность детей на занятиях широко использую музыкальное сопровождение, это создаёт особый эмоциональный фон, открывает возможности для развития художественной культуры воспитанников.

Для воспитания у дошкольников значимости и полезности их труда использую продукты детского творчества в качестве подарков для родителей и младших воспитанников, сувениров к праздникам, оборудования для театрализованной деятельности, атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Проводимая мною работа раскрывает творческий потенциал, обогащает внутренний мир, развивает интересы и способности каждого ребёнка, учитывая мир чувств, потребностей и эмоций воспитанников.

По циклограмме совместной с педагогом и самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольников, я провожу мероприятия, которые стимулируют к проявлению творчества: игры — драматизации с использование фигурок-персонажей из солёного теста, организация выставок в утренниках, оформление «полочек Красоты» в группах, украшение холла детскими работами.

28 стр., 13581 слов

Диплом ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ КАК ВИДУ ХУДОЖЕСТВЕННО ...

... хохломской росписи, о тематическом планировании кружковых занятий. Разработка плана занятий. Общение и работа с детьми. 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ... деятельность ребенка. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. В.Г. Злотников в своем исследовании указывает, что художественное творчество ...

Такой подход к организации работы является залогом активного и успешного умственного и художественного воспитания детей, развития их одаренности и таланта, перспектива будущего проявления личности как активной, деятельной, творческой.

Заключение

Ребёнок, с детских лет научившийся любить и ценить творчество, гарантировано вырастет человеком созидающим, построить, создать, сотворить, поделиться, будет для него приоритетнее, чем разрушить или сломать. Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.

Таким образом, мы приходим к выводу, что лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок — это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-cherez-testoplastiku/

1. Веракса Н.Е., От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012. — 333 с.

2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. — 200 с.

3. Комарова Т.С., Художественное творчество. Система работы в старшей дошкольной группе детского сада. Методическое пособие. — М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012. — 154 с.

Размещено на Allbest.ru