Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Мир детства становится предметом пристального внимания и изучения

учёных и практиков. Детство выступает особой субкультурой жизни человека. Оно концентрирует в себе и человеческую мудрость, и детскую непосредственность. Детство выступает трудно постижимым самобытным пространством огромной части человечества, которое тесно сплетено с пространством взрослого мира, пространством маленького человека , которое специфичными для его возраста способами познает мир, начинает моделировать образцы собственного поведения по эталонам взрослого, мир, где возникают собственные тайны, смыслы и интерпретации, обнаруженные им в процессе взаимодействия с другими людьми.

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребёнок формирует свой образ, свой стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого. На любой возрастной ступени ребёнок приобретает не только общие для всех черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения (С.П. Козырева, Р.М.Чумичева )

Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребёнка. Она способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, деже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Составляющей этого процесса является художественное образование-процесс усвоений искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способностей к художественному творчеству.

Художественно-творческие способности, развивающиеся в детских видах деятельности, в дальнейшем лягут в основу творческого отношения к труду, и вместе с тем будут содействовать воспитанию людей с культурными художественными вкусами, ценителей искусства. Поэтому одно из главных основ развития детей — всестороннее воспитание. И в этом отношении изобразительная деятельность обладает большими возможностями. Являясь одной из самых интересных, она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей их жизни, то что их взволновало, вызвало положительное отношение, а иногда и отрицательное ( А.В. Бакушинский, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Т. Кудрявцев, Е.А. Флёрина ).

Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие с одной стороны, отчётливых представлений о тех предметах, которые должны быть нарисованы, умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа, бумаги, подчинить движения руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирования графических

1 стр., 414 слов

Старшеклассник на пороге взрослой жизни

... на ту работу, которую он терпеть не может! Да и, заниматься не любимым делом тоже, занятие не из приятных. Подытожив, можно легко сделать вывод, что взрослая жизнь ... как говорят, «не мое». Подобная ошибка в выборе места учебы, имеет свои корни еще с детства. Выпускник школы, будучи ... Оно и не каждому взрослому под силу. Чтобы принять грамотное и правильное решение, тем более, быстро, нужно научиться ...

навыков и умений.

Изучение детских рисунков свидетельствует о том, что обучению технике рисования в дошкольных учреждених уделяется ещё мало внимания. Дети не умеют держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть ), не овладевают рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому её утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребёнку передать в рисунке задуманное. Поэтому овладение графической стороной рисования является наиболее важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развитие способности к рисованию (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина ).

В настоящее время, когда теоретические и некоторые практические вопросы формирования графических навыков решены, особое значение приобретает дальнейшее совершенствование методов обучения. Исследования психологов и педагогов о формировании двигательных навыков при различных способах обучения позволили определить и проверить наиболее эффективные способы обучения графическим навыкам и умениям (Б.Г. Ананьев, Л.М. Веккер, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.).

Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достигнуть разнообразя способы работы уже известными в широкой практике цветными карандашами и красками и используя новые материалы, а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику.

Усвоение всеми детьми одних и тех же навыков и умений не препятствует индивидуальным проявлениям в творческом решении изобразительной задачи. Более того, овладение графическими навыками позволяет детям свободно применять их при создании изображения. Рисование как изобразительная деятельность развивается постепенно, проходя этапы, связанные с развитием различных психических процессов и сторон личности. Управлять изобразительной деятельностью ребёнка мы можем, лишь изучив законы его общего развития. При правильном воспитании и обучении ребёнок не задерживается долго на старом и переходит к новому. Вместе с тем важно предоставить ему полноту развития на каждом этапе. Таким образом, сохраняется детское творчество во всей его неповторимости, а вместе с тем обеспечивается динамика усвоения нового. Необходимо знать пути, которыми следует вести ребёнка к намеченной цели без лишнего напряжения его умственных и физических сил (Т.С. Комарова).

22 стр., 10790 слов

Методы и приёмы работы на х, способствующие развитию навыка выразительного ...

... встречаются разнообразные методики работы над выразительным чтением Проблемы исследования определили тему исследования «Методика работы над выразительным чтением». Исходя из вышесказанного, цель курсовой работы - определить наиболее эффективные методы работы, способствующие развитию навыков выразительного чтения. Объект исследования - процесс овладения выразительной стороной чтения учащимися. В ...

Изложенные выше факты определили тему нашего исследования: развитие графических навыков у детей среднего дошкольного возраста в рисовании.

ЦЕЛЬ исследования состоит в изучении особенностей развития технической стороны детского рисования с помощью методик и упражнений у детей среднего дошкольного возраста.

Изложенные выше факты определили тему нашего исследования: развитие графических навыков у детей среднего дошкольного возраста в рисовании.

ЦЕЛЬ исследования состоит в изучении особенностей развития технической стороны детского рисования с помощью методик и упражнений у детей среднего дошкольного возраста.

ОБЪЕКТОМ исследовательской работы является процесс развития и проявления графических навыков и умений у детей среднего дошкольного возраста.

ПРЕДМЕТОМ исследовательской деятельности является разработка системы методов, заданий и упражнений, направленных на овладение графическими навыками и умениями в изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста.

ГИПОТЕЗА исследования: овладение графическими навыками и умениями детьми среднего дошкольного возраста будут успешными и окажут влияние на развитие изобразительной деятельности если:

  • а) будет внедрена целенаправленная система развития детского восприятия с целью формирования графических навыков;
  • б) будет использована система упражнений;
  • в) будет обогащена техника рисования.

ЗАДАЧИ исследования:

1. Обосновать содержание понятия техника рисования как средства развития графических навыков и умений;

2. Изучить особенности развития графических навыков у детей 4-5 лет;

3. Разработать и экспериментально проверить методику развития графической стороны рисования как средства формирования регуляции рисовальных движений.

МЕТОДЫ исследования:

  • теоретический анализ научных источников;
  • диагностические методики по выявлению особенностей развития графических навыков и умений;
  • наблюдение;
  • изучение опыта работы;
  • анкетирование;
  • педагогический эксперимент;
  • математические методы обработки результатов.

Глава 1.

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития

графических навыков у детей дошкольного возраста

1.1 Специфика изобразительной деятельности детей среднего

дошкольного возраста.

Рисование, так же как игра, возникают в предметной деятельности ребёнка. Как и детская игра, рисование направлено на изображение окружающего. Но разница состоит в том, что в игре изобразительное значение имеет сам её процесс-действие и слова ребёнка, а в рисовании-её продукт, результат-созданный ребёнком рисунок. В изобразительной деятельности выделяют уровни развития и этапы для каждого возраста: 1-й этап – сенсорной и моторной стимуляции, 2-й этап – сенсомоторной координации, 3-й этап – психосенсомоторной координации.

В ходе экспериментального исследования, проведённого сотрудниками лаборатории эстетического развития дошкольников Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца под руководством Тарасовой К. В., получило подтверждение положение научной гипотезы, согласно которому на каждой возрастной ступени дошкольного детства интегрирующей основой детской изобразительной деятельности выступает ведущая художественная способность: в 3-4 года – способность к цветовому восприятию и активное освоение цвета как основного средства художественной выразительности; в 4-5 лет – способность к восприятию формы как основному художественно- выразительному средству и к самостоятельному формообразованию; в 5-6 лет- способность к восприятию композиции как средства художественной выразительности.

26 стр., 12567 слов

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста ...

... литературу по данной теме. 2.Изучить процесс развития творческих способностей 3.Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и условия е возникновения и организации 4.Провести опытно-экспериментальную работу подтвержающие театрализованной деятельности на развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: анализ психолого ...

Как показывают исследования Запорожца А. В., к концу первого года жизни произвольные движения, связанные с ручными операциями, достигают у ребёнка относительно высокой степени развития и дифференциации и благодаря упрочнению образовавшихся в раннем онтогенезе связей приобретают такую правильность и автоматичность функционирования, что напоминают в этом отношении врождённые, безусловно-рефлекторные акты.

Как отмечает Шемякин Ф. Н., уже на начальном этапе двигательные функции руки развиваются в единстве с её сенсорными функциями. По данным Кекчеева К. Х., на протяжении детства интенсивно развивается проприоцеп-тивная чувствительность, играющая столь важную роль в регуляции движения. Вместе с тем развивается и тактильная чувствительность, позволяющая ребёнку всё более точно приурочивать моторные функции к предметным условиям действия. Наконец, и глаз выступающий вначале в роли лишь инициатора движений, начинает затем принимать всё более деятельное участие в управлении ими по ходу действия. В результате работы всех афферентных систем, обслуживающих практическую деятельность, у ребёнка складываются образы осуществляемых движений, а также условий, в которых они должны быть выполнены.

Развитие познавательных процессов – необходимое условие овладения ребёнком своими движениями. Овладение рукой как естественным орудием создаёт предпосылки для превращения её в орудие орудий, что даёт толчок к дальнейшему развитию мануальных движений. Исследования Бернштейна Н. А. показали, что орудийные операции – это сложные динамические системы , в которых движение орудия в отношении обрабатываемого материала составляет звено, подчиняющее себе обслуживающие его движения руки. Как показывает работа Туровской А. Е., овладение предметными манипуляциями создаёт у ребёнка необходимую основу для усвоения их словесных заменителей и придаёт более точное и определённое значение. В то же время вербализация, озвучивание манипуляций, способствует их дальнейшей дифференциации и позволяет впоследствии вызывать их второсигнально, что является признаком относительно высокого уровня произвольности.

Формы манипулирования предметами ( выявленные Запорожцем А. В и его учениками ) ребёнок усваивает как путём подражания, так и в результате собственной практики. Эти формы представляют собой дальнейшее развитие и дифференциацию ручных операций, что и подготовляет возможность

овладения операциями орудийными. Формирование последних начинается тогда, когда ребёнок сталкивается в своей жизненной практике с настоящими орудиями, имеющими определённое общественно фиксированное значение.

Исследование Гиневской Т. О. показало, что уровень овладения орудийными операциями зависит не только от возраста ребёнка, но и в первую очередь от накопленного им практического опыта. Гиневская выделила стадии

5 стр., 2003 слов

Возрастные особенности музыкальной деятельности ребёнка

... на публику. По виду музыкальной деятельности это интерпретация солиста-ученика. Значительно ближе ребенку ... понятии музыки, а также инструментального действия - состоят из однородных элементов. ... может предложить свой вариант темы - штриховой, регистровый, ладовый ... ребенок за прозвучавшим текстом услышит, отметит для себя подтекст. Тогда на вопросы типа "О чем эти звуки?" - он словесно опишет образ ...

( этапы) овладения орудийными операциями:

Этап предварительного овладения операцией. В результате показа и словесного объяснения у ребёнка создаётся представление о характере усваиваемой операции, его внимание привлекается к существенным условиям действия.

Этап практического овладения операцией. В процессе многократных упражнений ребёнок практически осваивает операцию ( овладевает навыком ).

Происходит постепенная отработка моторной системы путём оттормаживания лишних движений и фиксации правильных, адекватных. На первый взгляд, возможно парадоксальное увеличение количества проб и временных затрат, что объясняется тем, что несовершенные ( хорошо знакомые приёмы работы ) заменяются новыми, более совершенными, но менее освоенными, использование которых на первых порах снижает эффективность операции. К концу этапа ребёнок после ряда упражнений при первом приближении усваивает правильные приёмы работы.

Этап совершенствования усвоенной операции. Процесс

усовершенствования усвоенной операции заключается, по-видимому, прежде всего в дальнейшем уточнении выработанных дифференцировок – как проприоцептивных, так и экстероцептивных. Вместе с количественными изменениями идёт и качественная перестройка процесса, которая называется автоматизацией действия. Здесь совершается переход от зрительной, а также второсигнальной регуляции движения, играющих ведущую роль на этапе первоначального овладения навыком, к регуляции кинестетической.

Исследования Гиневской Т. О. свидетельствуют о том,что в зависи-мости от характера задачи не только повышается общий уровень активности ребёнка, но и перестраиваются его движения, что в совокупности и вызывает увеличение их эффективности. Задача с наглядно заданными условиями побуждает детей дошкольного возраста к действию и к его активной подготовке в большей степени, чем задача с условиями, представленными в обобщённой словесной форме.

Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления

любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией ).

Какие же особенности развития изобразительных действий можно выделить в пределах среднего дошкольного возраста?

Изобразительные действия становятся более точными, уверенными, и смелыми. Достигается это не только упражнением, но и повышающейся осознанностью, целенаправленностью этих действий, растущей произвольностью всех психических процессов, совершенствованием их регулирующей функции. Вследствие этого у ребёнка изобразительные действия всё более подчиняются замыслу.

Изобразительные действия становятся всё более разнообразными, что позволяет выполнить любое изображение (разных форм, строения, разнообразного сочетания предметов).

Изобразительные действия становятся более самостоятельными и обобщёнными, т.е. ребёнок постепенно научается на основе сравнения особенностей изображаемых предметов с сенсорными эталонами, а затем и между собой находить общее между ними и переносить известные ему и подходящие для этого способа изображения в новые условия, на изображение относительно новых предметов из ряда подобных (сходных по форме и строению).

9 стр., 4493 слов

ТЕХНИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

... в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Факторы, позволяющие мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия: разнообразие и вариативность работы с детьми; ...

Это даёт ребёнку свободу и самостоятельность в изображении любого предмета, явления, а следовательно, даёт относительную свободу для развития замысла и его реализации. Дети проявляют активность, инициативность и самостоятельность в обогащении способов изображения, дополняя известные образы деталями на основе свежих впечатлений, свободного комбинирования способов изображения, смелого и свободного применения техники.

Однако процесс «присвоения» изобразительной деятельности идёт с помощью взрослого, под его руководством, через обучение. От того как будет организован этот процесс, чему и как будут учить, зависит, будут ли реализованы возможности личностного развития, предоставленные деятельностью.

1.2 Анализ процесса создания художественно – выразительного образа.

Современная эстетико – педагогическая литература раскрывает точку зрения, согласно которой сущность художественного воспитания состоит в

формировании у детей эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Взаимодействие ребёнка с искусством рассматривается как смысловое общение с опорой на «язык» искусства. При этом художественный образ понимается как «знак» для передачи эстетической информации, специфический способ и форма отображения действительности в её конкретных проявлениях, форма оценочного выражения мыслей, чувств и отношений, а выразительность – как способность художественно реализовать свои отношения, мысли и чувства.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительности явлений. В отечественной дошкольной педагогике разработаны вопросы формирования выразительного образа в детском художественном творчестве. Исследования показали, что дети дошкольного возраста способны воспринимать художественный «язык» разных видов искусства и при соответствующих условиях самостоятельно создавать выразительные образы.

Образы детского творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение жизненные обобщения при соответствующем эстетическом отношении. Овладение техникой понимается не только как основа возникновения образа, но и как средство достижения его выразительности. Определены способности, необходимые для создания художественного образа: умение передавать обобщённую образность предметов, эмоционально и эстетически осмысливать, сочетая форму и содержание.

Выделены условия развития данных способностей: самостоятельный выбор детьми художественно – выразительных средств; гармоничность цветового решения в соответствии с темой и эмоциональным отношением к изображаемому; зависимость изобразительных материалов и техники исполнения от характера передаваемого образа.

Выделены стадии освоения художественного образа: подготовительная, заключающаяся в активном «экспериментировании» и приобретении посредством его знаний о материалах, величинах, формах, пространственных расположениях и «возникновения образа», на которой ребёнок воспринимает и самостоятельно создаёт выразительные образы в разных видах художественной деятельности.

15 стр., 7366 слов

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ...

... района 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ Изобразительная деятельность - это ... дети создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения ...

Раскрыты средства и носители выразительности, освоив которые, дети могут воспринимать и создавать выразительные образы, а именно: цвет, форма, композиция, ритм, симметрия, асимметрия, динамика, пропорции.

Установлены показатели качества выразительного (художественного) образа:

  • нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств,
  • индивидуальный почерк,
  • соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

А также сформулированы критерии выразительности образов:

  • эмоционально-личностное отношение к изображаемому,
  • техническая грамотность,
  • изобразительная самостоятельность,
  • оригинальность решения обобщённой трактовки образа.

Как же ребёнок создаёт художественно-выразительный образ?

Как правило, изобразительную деятельность направляет комплекс мотивов: интерес к материалу, особенно если он обновляется, подражание сверстникам и взрослым. Однако ведущим, главным мотивом постепенно становится интерес к предметам, явлениям, событиям, которые ребёнок и пытается изображать. Дошкольник, побуждаемый к изобразительной деятельности увлечённостью тем или иным содержанием, долгое время может рисовать не для других, а для себя. Когда ребёнок рисует для себя, его не беспокоит, похоже или не похоже он изобразил что-либо, понятно или нет для окружающих.

В основе действенных мотивов ребёнок учится ставить соответствующую цель деятельности – изображение конкретного предмета, явления. Постановка цели конкретизируется в определении темы изображения. Постепенно ребёнок научается удерживать поставленную цель и получает соответствующий результат (рисунок).

Развитие целеполагания в изобразительной деятельности обусловлено совершенствованием мотивов и действий, её составляющих.

Развитие основных действий изобразительной деятельности происходит по следующим линиям. Действие восприятия — одно из основных, реализующих изобразительную деятельность. Для создания наглядного образа важно уметь выделять в предметах и явлениях внешние изобразительные признаки: форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве. В изобразительной деятельности и формируется действие восприятия. Восприятие в художественной деятельности – это сенсорно-эстетическая реакция ( удивление, восторг, сопереживание, восхищение ).

Только такая сенсорно- эстетическая реакция, способность увидеть за внешней формой внутреннее содержание, эмоционально откликнуться на него может быть первоначальным толчком, основой создания выразительного образа.

Другое ориентировочное действие, специфичное для изобразительной деятельности, — замысливание образа. Процесс замысливания состоит в придумывании ребёнком содержания рисунка, определении материала, приёмов, последовательности изображения. Чем младше дети, тем чаще под влиянием случайного штриха, рисунка, даже мнения соседа по столу замысел может меняться. К старшему дошкольному возрасту ребёнок не только способен целенаправленно реализовать замысел, исполнить его, но и неоднократно возвращается к одной и той же теме. Если говорить о богатстве замысла, то, безусловно, чем младше дети, тем беднее их замыслы.

Следующий этап творческой деятельности — «исполнение, реализация замысла». Суть его – в переводе представления в конкретный образ. В это время продолжается активная работа воображения, представление уточняется,

4 стр., 1711 слов

Игра в системе обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

... В игре ребенок творит. Возможность развить у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности. Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, ... процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в ...

дополняется, обогащается, детализируется.

Последний этап – окончательная оценка полученного результата и его доработка. Действия контроля и оценки формируются у детей при условии осознания ими, что работа предназначена других. В основе действий контроля

важно умение ребёнка оценивать создаваемый образ в процессе исполнения и при окончании в соответствии с замыслом.

Развитие мотивов изодеятельности, целеобразования, становление всех действий находятся в дидактическом единстве, взаимосвязи. Совершенствование мотивов стимулирует операционально-техническую сторону деятельности, а развитие последней создаёт основу, обеспечивает ребёнку свободу в постановке всё более разнообразных тем. Совершенствование операционально-технической стороны изобразительной деятельности делает ребёнка более свободным и самостоятельным в выражении с помощью художественных образов своей позиции по отношению к миру вещей, людей. Поэтому ребёнок более свободен и инициативен в воздействии на детей и взрослых через продукт своей деятельности – художественный образ (рисунок).

Оформляется отношение «ребёнок – рисунок – взрослые и дети». Это отношение присуще и зрелому творчеству — «художник – художественный образ – зритель». То есть детская изобразительная деятельность приобретает смысл и значение, близкие к смыслу и значению этой деятельности в обществе.

Таким образом, в деятельности дошкольника представлены все этапы, но они сокращены по времени, а замысливание и реализация замысла совмещены.

Известный учёный Н. А. Ветлугина рекомендует использовать для определения продукта детской деятельности термин «художественный образ». Исследователь детской изобразительной деятельности Н. П. Сакулина ввела другой термин: «художественно-выразительный образ».

Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что при всём сходстве продукты и процессы деятельности взрослых и детей отличаются существенно. Развивая детскую изобразительную деятельность, необходимо учитывать её объективные особенности, в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса.

1.3. Техника рисования и её роль в создании изображения.

Изобразительная деятельность ребёнка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Основная цель обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средством образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчётливые представления, а также умение выразить их в графической форме.

Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от рисования вообще.

Представители реалистического направления в изобразительном искусстве всегда придавали большое значение, технике рисунка, уделяя её выработке особое внимание. Техника, по образному выражению П. П. Чистякова, — это язык художника. Не владея этим языком, художник не может донести до зрителя замысел своего произведения.

3 стр., 1491 слов

«Развитие творческих способностей детей средствами фольклора ...

... ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗВИТИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ. Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности: ... деятельности. Таким образом я развиваю творческие способности младших дошкольников средствами фольклора через театрализованную деятельность. ...

Художник Эжен Делакруа, считал, что художник должен постоянно совершенствовать своё мастерство, в области контура добиваясь, чтобы уже первые штрихи содержали то, чем будет выделяться готовое произведение, а для этого нужно постоянно работать над техникой линии и штриха.

Техника рисования понимается художниками широко: сюда включается техника линии, тушевки, определённая манера рисунка и письма и способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева карандаша, угля, пастели, темперы, акварели, гуаши и пр.) в соответствии с их свойствами их изобразительными возможностями.

В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike-искусная и techne-искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приёмов посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментами, умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов. Таким образом, под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придаётся умелому, правильному изображению контура, формы предметов. Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.

То определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребёнка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями. Овладение линией контура, штрихом, пятном как вырази-тельными средствами рисунка составляет для маленького ребёнка специальную задачу, решить которую самостоятельно ребёнок не может.

Первые исследователи детского рисунка (начало ХХ века), как русские, так и зарубежные ( В. М. Бехтерев, Коррадо Риччи, Либерти Тэдд ), отмечая своеобразие развития детского творчества, признают необходимость обучения детей рисованию и, в частности, вооружения детей техническими навыками. Большое значение обучению технике рисования придавал Коррадо Риччи, который подчёркивал, что без обучения технике рисования даже взрослые остаются почти на том же уровне исполнения рисунка, что и дети.

Русский учёный В. М. Бехтерев большую роль отводил обучению маленького ребёнка умениям правильно держать карандаш и пользоваться им . В. М. Бехтерев подчёркивал, что усвоение ребёнком неправильных приёмов с трудом преодолевается впоследствии и вредным образом отражается на рисовании и письме. Он предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до двух лет, иначе закрепляется неправильный навык.

Таким образом, мы видим, что уже в то время многие исследователи большое значение придавали овладению технике рисунка, подчёркивая важность этого для создания изображения.

Видным исследователем рисунка детей дошкольного возраста является Е. А. Флёрина. В своих работах Е. А. Флёрина говорила о необходимости руководства изобразительной деятельностью детей со стороны взрослых. Она признаёт желательным оснастить детей навыками в области техники рисования, убедившись в процессе опытной работы, что самостоятельно овладеть ими ребёнок не может.

Е. А. Флёрина выдвигает уже в ранних работах задачу развития движений руки ребёнка. Она отмечает, что форма изображений на ранних ступенях детского рисования (дети 3-4 лет) обусловлена движением руки и усилением зрительного внимания к полученным результатам. Е. А. Флёрина указывает два пути развития руки:

  • включение нужных движений в игры;
  • использование перед рисованием системы игровых упражнений типа: «намотаем клубок ниток», «ровненькие дорожки», » дождь как-как».

Разработанные ею игровые упражнения прочно вошли в практику обучения рисованию детей. В интересной форме воспитатель даёт им возможность упражняться в повторении однородных движений, осваивать технику рисования округлых и прямолинейных предметов. Таким образом, мы видим, что Е. А. Флёрина высказывалась за обучение детей технике рисования и не выделяла сколько-нибудь эффективного метода выработки технических навыков рисования и считала необходимым научить ребёнка осмысленно пользоваться техническими приёмами.

Необходимость руководства рисованием детей как единственно правильного пути их художественно-творческого развития подчёркивает

Н. П. Сакулина, говорила о необходимости обучения детей техническим навыкам и умениям. В понятие техники рисования Н. П. Сакулина включает умение правильно держать карандаш и кисть и владеть ими, навыки закрашивания рисунка, не заходя за контур, которые не могут быть приобретены без умения регулировать правильность размаха, нажима и темпа. Определяется круг технических навыков, которыми должны овладеть дети за время пребывания в каждой возрастной группе. Изучая развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях рисованием, Н. П. Сакулина отмечает большое значение в формировании способности к изображению овладением графическими навыками, состоящая из трёх компонентов:

  • Восприятие и связанное с ним представление.
  • Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).

  • Овладение техникой рисунка.

Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако Н.П. Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчинённости главным – графическим.

Из трёх компонентов способности к изображению центральным является второй- овладение графическими умениями.

Н. П. Сакулина отмечает, что способность к изображению обусловливает создание любого рисунка с различными целевыми установками. В последующих работах Н. П. Сакулиной, а также в работах её учеников проблема способностей к изобразительной деятельности получила дальнейшую разработку.

Т. С. Комарова исследовала такой компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включая и технику рисования. Определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования.

В дальнейших исследованиях Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей. По существу, разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изобразительной деятельности в условиях развивающегося обучения детей:

Способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета.

Способность формирования обобщённого представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении.

Способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности.

Способность совершать комплекс движений под контролем зрения.

Способность восприятия создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющемуся представлению.

Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, и преобразование его при помощи воображения.

Хотя эти способности названы авторами «сенсорными», анализ их содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представления, воображения.

Следовательно, в реальной деятельности все способности находятся в сложном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности.

Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности выделяются три компонента: техника рисования, (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приёмами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна); формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета) и регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темпу, ритму, амплитуде, силе нажима); плавность движения, непрерывность; удержание направления движения по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот, умение подчинять движение соразмерению отрезков по длине, изображений или их частей по величине.

Разработав детальную методику формирования у детей этой сложной способности, Т.С. Комарова рассматривает её как средство, овладев которым ребёнок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел.

Помимо возрастных с большой отчётливостью, как отмечает Н. П. Сакулина, выступают индивидуальные различия в развитии способностей ( у одних детей отстаёт развитие моторной сферы, у других- восприятие, у третьих- воображение, но хорошо развивается память ).

Таким образом, в данных исследованиях раскрыто содержание сенсорных, сенсомоторных способностей, обеспечивающих успешное освоение деятельности. Если исходить из предложенной Н.П. Сакулиной классификации способностей, их можно рассматривать как компоненты способности к изображению. При создании художественно-выразительного образа эти способности, несомненно, проявляются, входят в структуру художественно- творческих способностей, занимая подчинённое положение.

В других исследованиях, проводимых под руководством А. В. Запорожца, Л. А. Венгера (по проблеме сенсорного воспитания детей), а затем под руководством Н. Н. Поддъякова (по проблеме умственного воспитания ), а также в исследованиях Н. П. Сакулиной разработаны обобщённые способы восприятия ( обследования ), изображаемых предметов; определено содержание изобразительной деятельности, позволяющее сформировать представления о группе подобных предметов; а на этой основе — и обобщённые способы изображения. В результате такого обучения удаётся научить детей относительно самостоятельно обследовать изображаемые предметы, находить сходство с подобными предметами, уже известными ему, применять на этой основе знакомый способ изображения; устанавливать отличие этого предмета от подобных и варьировать известный способ изображения для того, чтобы передать это отличие.

Таким образом, Н.П. Сакулиной удалось сформировать и систему ориентировочных действий, направленных на анализ новой изобразительной задачи, соотнесение её с имеющимися способами изображения и на этой основе выбор или поиск подходящего способа её решения. Иными словами, удалось сформировать ориентировочные действия, названные Л.А. Венгером способностями.

Таким образом, дошкольная педагогика и психология положительно решают вопрос о необходимости обучения детей технике рисования.

В педагогике ряда зарубежных стран и поныне преобладает мнение, что детское изобразительное творчество может плодотворно развиваться без направляющего руководства взрослого, всё ещё превалирует положение о необходимости предоставления детям свободы самовыражения.

Однако требование предоставить детям широкие возможности самовыявления в процессе рисования соединяется в зарубежной педагогике с разработкой жёстких условий развития детского творчества. Вся система руководства направлена на отвлечение детей от содержательной стороны рисования, от изображения окружающего их мира вещей и явлений. Интересы детей удерживаются в пределах манипулирования с разнообразными материалами.

Наряду с рисованием карандашами, мелками и красками предлагается рисование краской без кисти — размывание её пальцами, рисование воском, капающим с зажжённой свечи, столярным клеем, краской с вазелином. Все эти способы создания изображения являются значительно более трудными, чем рисование карандашом и кистью. Но в большинстве случаев задача создания образа и не ставится. Если же дети стремятся перейти к изображению, их снова возвращают к манипулированию материалами, подсказывая новые возможности.

Конечно, в манипулировании с материалами имеются и положительные черты: богатство технических приёмов, материалов, использование разных красок, мягких цветных мелков, туши, карандаша, разнообразие сочетания этих материалов в одном рисунке, однако оно отвлекает от передачи от объективного содержания. Наблюдается по существу не свобода самовыражения, а твёрдо направленное формирование у детей отношения к рисованию как деятельности по преимуществу не изобразительной.

Педагогикой и психологией доказано, что полноценное развитие ребёнка возможно только в условиях его планомерного воспитания и развития. Определена его роль образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В области рисования обучением охватывается и та группа умений и навыков, которая может быть определена как техника рисования. Поэтому выступает необходимость активного руководства детской изобразительной деятельностью вообще и процессом формирования техники рисования в частности.

1.4 Пути, средства и методы формирования графических навыков у

детей.

Изобразительная деятельность ребёнка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления и уточнения образов представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, ребёнок применяет действия, контролируя их представлением изображаемого предмета, и оценивает их как правильные или неправильные. Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения. Способам рисования детей следует учить. С самого начала приобщения ребёнка к рисованию надо учить его правильно держать карандаш, кисть, мелок, правильно пользоваться разными изобразительными материалами, т.е научить детей технике рисования.

Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Закономерности их формирования и развития и развития те же, что и любых других двигательных навыков. Поэтому обучение техническим навыкам и умениям рисования будет успешным лишь в том случае, если будут учитываться физиологические и психологические особенности, условия и пути их образования.

Проблемы развития моторики (движений) ребёнка издавна привлекали исследователей, так как это необходимо для осуществления любой деятельности. Как показывают исследования, движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве.

А. В. Запорожец подчёркивает, что ознакомление с формой, величиной и другими пространственными свойствами оказывается невозможным без движения руки или глаза, в известной последовательности обследующих различные участки предмета.

В исследованиях В. П. Зинченко и А. Г. Рузской обнаружилось, что правильность узнавания фигуры находится в тесной взаимосвязи от соответствия особенностям фигуры движений, которые проводит рука или глаз ребёнка в процессе предшествующего ознакомления с ней.

Сталкиваясь с предметами, инструментами, орудиями, ребёнок самостоятельно без обучающего воздействия взрослого, не может раскрыть специфику их употребления и часто, не зная способов действия с ними, использует предметы неадекватно. Особенно важным для развития психики ребёнка является овладение движениями рук. Развитие движений руки во многом зависит от овладения орудиями и инструментами.

В изобразительной деятельной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Рука ребёнка должна действовать в зависимости особенностей карандаша, кисти, которыми он овладевает на основе познания их специфики. Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для её осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движениями руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающеесяизображение и направляет его.

Что же такое двигательные навыки, и каковы особенности их формирования?

Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие, а затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действий. Автоматизированное выполнение действия не есть бессознательное. Сознательный контроль остаётся в любой степени автоматизации. На эту особенность автоматизированного действия указывал ещё И. М. Сеченов: «Чем заученнее движение, тем легче оно подчиняется воле ».

С.Л. Рубинштейн выделяет два рода автоматизмов — первичные и вторичные.

Первично автоматические действия — это действия, возникающие независимо от сознательного намерения и протекающие вне сознательного контроля; к такого рода автоматическим действиям он относит рефлекторные реакции и привычки. От них следует отличать навыки — вторичные автоматизмы, т.е действия, выработанные сознательно, а затем применяемые автоматически.

Технические навыки рисования носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть — выполнение рукой рисовального движения и сенсорная- восприятие движения и осуществление контроля за ним.

В ряде психологических работ (Е.И. Бойко, Д.Ф. Николаенко, К.К. Платонов) мы находим на необходимость чёткого различения понятий навыка и умения. Навык определяется как часть более общего понятия. Умение характеризуется как способность использовать знания и навыки для решения разнообразных практических задач.

Механизмы отработки различных компонентов техники рисования будут разными. Навыки вырабатываются в результате многократного повторения действия, так как требуют доведения его до автоматизма (как держать карандаш и кисть, положение руки при рисовании прямых, вертикальных и горизонтальных линий).

Однако важно не только научить детей правильно держать карандаш, но и отрабатывать более сложное и пластичное умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приёмах рисования. Для этого нужен не только навык, но и знание о том, каким должно быть положение руки при выполнении той или иной изобразительной задачи.

Поэтому в первую группу умений входит ряд навыков: правильно держать инструмент (исходное положение), положение руки при рисовании вертикальных и горизонтальных линий, положение руки с кистью при рисовании широких полос и тонких линий. Овладев этими навыками и зная какой способ действия должен применяться в том или ином случае, дети приобретают умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приёмах рисования.

Вторая группа классификации включает навыки, отработка которых приведёт к образованию умения регулировать рисовальные движения в отношении силы нажима, скорости, размаха, равномерности, слитности, плавности в соответствии с задачами изображения.

Навыки, выделенные в третью группу, перерастают в сенсомоторные умения, обусловливающие создание изображения: умения подчинять движение передаче любой формы, её конфигурации, положения в пространстве, относительной величины, пропорций, что требует умения соразмерять, подчинять движения контролю взора. Эти относительно сложные умения требуют усвоения определённых знаний и овладения входящими в них навыками: произвольное прекращение движения в нужной точке, лёгкое, без излишнего напряжения движение, удержание направленности движения (по прямой, по дуге, по окружности), изменение направления движения. Эти навыки обеспечивают передачу относительной величины и пропорции форм предметов.

Таким образом, умение нарисовать предмет требует отработки не одного ,а нескольких навыков и может быть окончательно сформировано тогда, когда

навыки, входящие в его состав, отработаны. Кроме того, это умение применяется сознательно: оно требует такого умственного действия, как представление формы, величины, пропорций изображаемого предмета и соотнесение с ним рисовального движения. Овладение умениями, входящими в третью группу классификации, даст возможность свободно, легко, уверенно изображать предметы любой формы, сложной конфигурации. Однако приобретение этих умений невозможно без овладения навыками и умениями, входящими в 1 и 2 группы классификации. Навыки будут отрабатываться путём правильной постановки действия и доведения его до автоматизма в результате повторения, упражнения. Умения же будут приобретаться детьми по мере отработки входящих в них навыков, осознания задачи изображения, а также усвоения знаний о том, как, к каких условиях эти навыки можно применять.(Т. С. Комарова).

Последовательность формирования графических навыков и умений, должна определяться изобразительными задачами. Каковы же наиболее эффективные способы обучения детей этим навыкам?

Понятное окружающим изображение может быть создано на основе отчётливых представлений о предметах и явлений. В работах психологов указывается, что представления образуются в процессе восприятия, что изображение может получиться лишь на основе чувственного знакомства с предметом.

Отсутствие у детей отчётливых представлений о предмете сделало бы невозможным его изображение, а следовательно, и формирование графических навыков и умений в процессе создания изображения. Регулировать линии в рисунке может только полное, отчётливое представление о предмете, которое образуется при внимательном рассматривании, а не при простом взглядывании. Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен педагогом, с тем чтобы дети прежде всего восприняли те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения, а именно: форму, строение, величину, цвет. Такое организованное и направляемое воспитателем восприятие детьми предмета называется обследованием. Нужно позаботиться о том, чтобы у детей были ясные представления о тех предметах, которые они будут изображать.

При обследовании предмета важно подчеркнуть те стороны его, которые определят характер изображения, провести связь с требуемой техникой рисунка. Сложившееся в процессе обследования представление потом воплощается в рисунке с помощью изобразительных средств.

Как показали исследования А.В. Запорожца и группы психологов, работавших под его руководством (Т.В. Ендовицкая, Я.З. Неверович, О.В. Овчинникова, Л.С. Цветкова), большое значение в выработке двигательных навыков (каковыми являются и графические навыки) имеет ориентировочно- исследовательская деятельность.

Организация обследования предмета перед его изображением есть организация ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на ознакомление с теми свойствами предмета, которые необходимо знать для последующего изображения.

Она складывается в процессе знакомства с предметом или движением, продуктом её является образ предмета или движения; на основе его формируется практическое действие. Без ориентировочной деятельности нельзя приступить к выполнению действия.

Формирование навыка происходит быстрее у того ребёнка, который предварительно активно знакомится с заданием и со способами его выполнения и лишь затем переходит к выполнению системы исполнительных, рабочих движений, чем у того, который сразу приступает к осуществлению последних без предварительной ориентировки в ситуации.

В связи с этим большое значение имеет первое ознакомление детей со способами действия с карандашом или кистью при изображении, на основе чего складывается представление о нужном способе.

Ориентировка в движении руки, связанном с изображением, начинается уже в процессе обследования предмета. То или иное рисовальное движение будет обусловлено своеобразием формы предмета, поэтому необходимо включать в обследование такие рисовальные движения руки, которые подготовили бы переход к освоению их в процессе изображения. Это прежде всего движения руки, выделяющие контур предмета.

Движение руки по контуру предмета, включённое в обследование, способствует образованию двигательного представления необходимого для формирования исполнительного движения.

Поэтому, организуя обследование предмета, необходимо не только движением руки по контуру выделить форму предмета, подчёркивая характер движения, но и предлагает отдельным детям сделать то же самое. Перед тем как дети начнут рисовать, важно жестом в воздухе показать, какое же движение нужно сделать, чтобы изобразить предмет.

Итак, в процессе обследования ребёнок сначала видит движение по контуру предмета в воспроизведении педагога, а затем повторяет его сам. Образуется связь действий руки и глаза. Зрительный образ движения связывается с двигательным. Это способствует обеспечению двойного контроля (двигательного и зрительного) за последующими исполнительными движениями.

Большое значение в обучении технике рисования имеет овладение определёнными движениями, позволяющими передать различные формы (округлые, прямоугольные).

Обучая детей рисованию предметов этих форм, важно подчеркивать различия в движении руки, фиксируя внимание на положении руки и на двигательных ощущениях; вместе с тем подчёркивается сходство движений руки при обследовании и рисовании предметов одинаковой формы.

Однако и внутри одной и той же группы форм есть отличия. Эти отличия вызывают различное движение руки при обследовании предметов и затем при их изображении.

Обучая детей изображению округлых форм, следует подчёркивать различный способ движения руки при рисовании форм, разных по пропорциям. Круг рисуется плавным, неотрывным, постепенно закругляющимся движением, а при рисовании предметов овальной формы нужно изменять направление движения – переходить от движения по одной дуге к движению по другой (вначале идёт равномерное закругление, затем закругление приостанавливается, дуга несколько выпрямляется, затем снова следует равномерное закругление и снова выпрямление).

Такое расчленение движения и объяснение помогает детям в его освоении.Изменение направления движения в связи с характером формы усваивается детьми не просто. Так, при переходе от рисования предметов круглой формы к прямоугольной дети (четвёртый год жизни) не могут сразу изменить характер движения и продолжают скруглять углы. По мере овладения навыком своевременной остановки движения и изменением его направления под углом эти ошибки исчезают.

Движение при рисовании предметов округлой формы различного характера должно быть плавным. От этого зависит качество изображения. При отсутствии плавности или недостаточной её отработанности линия контура получается угловатой. Плавность движения отрабатывается в процессе рисования предметов округлой формы, и далеко не сразу.

Для образования навыка правильного владения очень важно, когда дети впервые получают тот или иной инструмент, проследить, как держит карандаш или кисть каждый ребёнок, и в случае надобности исправить. При этом важны не только словесные указания, но и исправление действенным путём: показать, как надо держать, а иногда подойти к ребёнку и правильно вложить карандаш в его руку. Постепенно у него образуется зрительное и кинестетическое представление о том, как надо держать карандаш и кисть при рисовании, тогда он и сам поправит его в руке.

С целью выработки перцептивного контроля за рисовальными движениями, их мышечной регуляции необходимо направлять ориентировочную деятельность ребёнка на анализ характера движения и способы его выполнения. Поэтому при показе движения нужно обращать внимание детей как на характер движения, так и на состояние движущейся руки, на сравнение и различение мышечно-суставных ощущений (способы рисования прямых линий, способы закрашивания рисунков, рисование изображений разных величин).

В работах А. В. Запорожца подражание рассматривается как особый психический процесс, заключающийся в усвоении новых форм поведения или выполнения старых форм в новых, необычных условиях путём приведения в соответствие собственных движений с движениями имитируемого лица. Подражание связанно с ориентировочной деятельностью и включает две фазы: а) предварительная ориентировка; б) фаза отработки исполнительных реакций, усовершенствования воспринятых движений.

Используя подражание как способ обучения техническим навыкам и умениям, нужно как можно больше активизировать детей, развивая их самостоятельность в усвоении двигательного опыта. В связи с этим необходимо показать тот или иной приём выполнения движения только в том случае, если этот приём даётся детям впервые. Если же он знаком и его следует только напомнить, то нужно предложить вспомнить движение необходимое для изображения, всем детям, а уж потом вызвать кого-то к доске. Сложные двигательные навыки усваиваются путём целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений. В результате многократных повторений способ выполнения действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные способы, поэтому упражнение является основным условием, обеспечивающим образование навыка.

В специальных упражнениях могут отрабатываться навыки рисования прямых линий — вертикальных и горизонтальных, различные способы действия с кистью (примакиванием, всем ворсом), способы создания различных форм. Процесс упражнений тесно связан с подражанием, которое играет существенную роль в упражнении. Постепенно подражание становится осознанным: ребёнок начинает сознательно усваивать заданный образец движения, всё более и более осознанно подравнивать способ выполнения действия воспринятому. Психологические исследования, проведённые под руководством А. В.Запорожца показали важное значение слова, словесной инструкции в формировании двигательных навыков.

Словесное значение повышает не только скорость усвоения навыков, но и их качество. Навыки приобретают осознанный, обобщённый характер, облегчается их перенос в другие условия, перестройка при изменении обстоятельств деятельности.

Только благодаря слову движения могут приобрести преднамеренный характер, что качественно отличает произвольные движения от непроизвольных. Учитывая это нужно сопровождать показ способа действия объяснением. Ребёнок, понимая, что означает то или иное слово, какое движение с ним связано, в дальнейшем по одному словесному указанию сможет правильно выполнить нужное движение.

Отмечая регулирующую роль речи в процессе формирования двигательных навыков и в применении их в деятельности, А.В. Запорожец подчёркивает, что словесный приказ или инструкция могут вызвать правильную систему ответных движений лишь в том случае, если слова инструкции правильно поняты детьми и вызывают представления о том, что и как должно быть сделано.

Таким образом, при формировании технических навыков рисования используются следующие пути обучения: организация ориентировочно-исследовательской деятельности, обучение навыкам на основе подражания

( организация показа двигательного образца), проведение упражнений с целью отработки движений руки, их качеств, слово педагога, повторение детьми словесной инструкции, запоминание правил и регуляция с их помощью движений руки. Все эти способы должны использоваться в единстве.

Применение психологически обоснованных способов обучения позволяет эффективно формировать двигательную основу изображения — технические навыки и умения у детей дошкольного возраста.

Выводы по 1-й главе.

В результате анализа литературных источников мы выявили, что овладение рисованием требует развития восприятия, формирования образных представлений, воображения, развития специальных движений руки, усвоения графических навыков и умений, позволяющих воплотить в рисунке образы представлений и воображения.

Двигательная основа рисования имеет особое значение для дошкольников, так как в этом возрасте дети только начинают овладевают движениями рук и орудийными действиями, способами создания изображения. Овладение ею в связи с этим требует развития целого комплекса свойств человека, разнообразных сенсорных и сенсомоторных качеств, развитие деятельности и формирование способностей к ней.

Исследования, направленные на выяснение содержания ручной умелости применительно к детям дошкольного возраста, возможности и способы её формирования, показали: компоненты этой умелости- технические навыки и умения (техника рисования), формообразующие движения и регуляция движений по силе, размаху и скорости. ( Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Т.С. Комарова, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина).

Первый компонент развивается в соответствии с закономерностями выработки навыков и умений, организацией ориентировочно-исследовательской с целью формирования представления о действиях или движениях. Затем навыки и умения отрабатываются систематическими упражнениями.

Второй компонент — формообразующие движения — формируют установлением связи формы предмета (или его части) с тем изобразительным движением, которое следует произвести, чтобы передать эту форму, предварительно обследовать предмет движением руки по контуру предмета. Обучая детей формообразующим движениям, необходимо развивать обобщённые способы действия на основе установления общности формы предметов и соотнесении с общностью формообразующего движения изображения.

Третий компонент — регуляция рисовальных движений, управляемых зрительными представлениями, скорости, амплитуде и силе.

Таким образом, можно сделать вывод, что в возрасте от 1,5 до2 лет -идёт обучение технике рисования; в 3-5 лет- овладение основными и формообразующими движениями движениями; в 4-6лет- формирование сенсомоторной способности. Основные параметры регуляции рисовальных движений можно сформировать у детей к 5-5,5 годам. Далее идёт закрепление умения регулировать движение по скорости, размаху и силе, обработка более тонких градаций регуляции. Исследования показали: овладевая компонентами ручной умелости дети приобретают свободу действия, усваивают способы рисования разными изобразительными материалами, получают возможность изображать предметы, явления окружающей жизни, которые вызывают интерес. Дети овладевают такими средствами выразительности, как линия (разной направленности, протяжённости, интенсивности), форма разной величины, конфигурации. Они могут регулировать скорость движения и благодаря этому создавать быстрые наброски и тщательно проработанный рисунок. Всё это даёт свободу творческого решения изобразительных задач.

Раннее развитие всех компонентов ручной умелости обеспечивающие успешное осуществление изобразительной деятельности, способствует повышению интереса к этой деятельности, что создаёт благоприятные условия для всестороннего развития личности ребёнка средствами изобразительной деятельности.

Глава 2.

Организация и методы экспериментального исследования

2.1. Гипотеза, задачи и методы исследования.

Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач с учётом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность включает в себя две стороны: художественно-образную и графическую, которая выступает по отношению к первой в качестве исполнительской, технической. Она осуществляется при помощи действий с соответствующими орудиями (карандашом, кистью) и включает ряд специальных умений и навыков, которые, как и всякие подобные навыки, предполагают осуществление системы движений, обладающих определёнными свойствами. В рисовальных движениях обнаруживаются все перечисленные выше свойства, которые характеризуют движение вообще, а специфика их определяется особенностями технической стороны изобразительной деятельности, её орудий и материалов.

ГИПОТЕЗА исследования: овладение графическими навыками и умениями детьми среднего дошкольного возраста будут успешными и окажут влияние на развитие изобразительной деятельности если :

  • а) будет внедрена целенаправленная система развития детского восприятия с целью формирования графических навыков;
  • б) будет использована система упражнений;
  • в) будет обогащена техника рисования.

ЗАДАЧИ исследования:

1. Обосновать содержание понятия техника рисования как средства развития графических навыков и умений;

2. Изучить особенности развития графических навыков у детей 4-5 лет;

3. Разработать и экспериментально проверить методику развития графической стороны рисования как средства формирования регуляции рисовальных движений.

Для подтверждения гипотезы и реализации поставленных задач в работе были использованы разнообразные методы научно-педагогических исследований:

1. наблюдение;

2. изучение опыта работы;

3. анкетирование;

4. педагогический эксперимент;

5. беседы;

6. математические методы обработки результатов.

2.2. Задачи и методика проведения констатирующего эксперимента.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №96». В эксперименте принимало участие 24 детей с различными навыками и умениями.

Цель констатирующего эксперимента: — изучить и выявить показатели овладения графическими навыками и умениями у детей среднего дошкольного возраста.

Констатирующий эксперимент включал два этапа работы. Задачи первого этапа: определить систематичность работы по формированию графических навыков и умений на основании изучения педагогической документации.

Для реализации этих задач были изучены планы и конспекты занятий, предпринято анкетирование воспитателей, были просмотрены занятия и изучены результаты детской деятельности.

В процессе изучения документации мы выявили, что педагогические условия, существующие в практике группы не способствуют формированию графических навыков и умений в полной мере. Обучение строится по принципу: взрослый задаёт содержание изображения, способы его реализации, проверяет результат (формально привлекая детей).

На занятиях с детьми используются преимущественно приёмы прямого воздействия-показ, образец, подробные объяснения. Наблюдается незначительное количество случаев, когда детям предлагают выполнить задание самостоятельно. В результате продукты детской деятельности (рисунки) бедны по содержанию, по технике, навыки и умения слабые. Дети чаще всего теряют интерес к своим работам сразу по окончании занятия.

В документации практически отсутствуют задачи формирования графических навыков и умений: нет системы упражнений, техника рисования однообразна. Педагогические условия их формирования рассматриваются только в связи с наличием материальных условий для занятий и прямыми воздействиями взрослого. Это даёт основание сделать вывод об ограниченности представлений о технике рисования, путях её развития.

Анализ планов, конспектов занятий, анкетирование воспитателей показал, что обучению детей техники рисования уделяется мало внимания. Тема занятия интересна, но в процессе рисования дети затрудняются передавать изображение, так как не знают способы рисования. Воспитатели используют традиционные способы рисования, не достаточно грамотно владеют методами, техникой рисования, отчего рисунки детей бедны как по содержанию, так и по навыкам и умениям.

На втором этапе констатирующего эксперимента стояла задача: провести диагностику уровня изобразительной деятельности детей по следующим параметрам: (методика диагностики по Г.Г. Григорьевой).

1. Характер тематики детских рисунков.

2. Уровень развития некоторых действий:

  • восприятия;
  • изобразительных;
  • техники рисования.

3. Качество результата деятельности детей (качество рисунков).

АНАЛИЗ ТЕМАТИКИ РИСУНКОВ.

Первоначально были проанализированы рисунки детей, выполненные в свободное время, в самостоятельной художественной деятельности. Детям предлагалось задание с игровой мотивацией (подари мне, пожалуйста, рисунок).

Работы детей сравнивали с содержанием общевоспитательной работы, находят ли отражение впечатления детей в самостоятельной изобразительной деятельности, то есть, отражает ли ребёнок впечатления, полученные под влиянием педагога в системе общей работы; и встречаются ли рисунки на темы, источником которых является индивидуальный опыт, полученный вне стен детского сада, или вне деятельности ,организованной педагогом.

Рисунки детей оценивались по следующим критериям:

— 4 балла. Тематика занятий в основном соответствует содержанию работы по другим разделам программы. В свободное от занятий время дети рисуют на разнообразные темы (т.е дети используют опыт, полученный не только в детском саду, но и вне организованной педагогом деятельности или вне д/с)- 4 уровень.

  • 3 балла. Тематика занятий в основном соответствует содержанию работы по другим разделам программы. Тематика рисунков, выполненных в свободное время, повторяет темы занятий, но встречаются и другие темы- 3 уровень.
  • 2 балла.

Тематика занятий в основном соответствует содержанию общевоспитательной работы. Рисунки, выполненные в свободное время, повторяют только темы занятий по изодеятельности — 2 уровень.

  • 1 балл. Тематика занятий не соответствует содержанию впечатлений, полученных детьми в процессе общевоспитательной работы (по другим разделам программы)- 1(самый низкий) уровень.

Проанализировав рисунки детей, мы получили следующие результаты:

на 4 уровне находятся- 2 детей,

на 3 уровне находятся- 4 детей,

на 2 уровне находятся- 9 детей,

на 1 уровне находятся- 9 детей.

Далее проводилась диагностика уровня развития некоторых действий (восприятия, изобразительных, техники рисования).

АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ.

Детям предлагалось задание: заранее подбирались предметы овальной формы или состоящие из знакомых форм, в том числе овальной, простейшего строения (2-3-4 части).

Используя игровую ситуацию (нарисуй для меня такую же игрушку), нарисовать рисунок.

Обращалось внимание, умеет ли ребёнок видеть, определять форму этого предмета (элементарное строение) и находит ли подходящий способ изображения. Насколько самостоятельно и уверенно выполняет эти действия. В том случае, если ребёнок затрудняется определить форму, мы использовали следующие методы: