» Развитие творческих активности младших школьников. Особенности проектной деятельности по изобразительному искусству.»

ФГОС направлен на обучение и воспитание младшего школьника и развитие его творческих способностей. Этот факт позволяет решить проблему развития творческих способностей младшего школьника по средствам проектной деятельности и создания необходимых условий. Для того чтобы повысить интерес к обучению у младших школьников, а также воспитать творческий подход к обучению, важно применять различные методы, формы обучения. Важную роль занимает в системе обучения метод проектов, позволяющий ученикам овладеть технологией практической деятельности от замысла до реализации готового изделия, продукта.

При рассмотрении теоретических основ проблемы развития проектной деятельности младших школьников большое значение имели труды по А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и многих др.

Творческим типом проектной деятельности занимались такие исследователи как Н.Б. Крылова, В.А.Маляко, Н.В.Матяш.

В настоящее время начальное школьное образование нацелено, прежде всего на личностно-ориентированный подход, но традиционные методы не позволяют в полной мере раскрыть творческие способности и применить полученные знаний на практике, что противоречит новым требованиям современного образования.

На основе вышеизложенного можно выделить следующие противоречия между:

— необходимостью развития у младших школьников познавательной активности, творческих способностей в учебно- образовательном процессе.

— необходимостью применения эффективных методов для успешной реализации полученных знаний на практике.

Проблема исследования — эффективное применение метода проекта на уроках младшими школьниками.

Исходя из актуальности данного исследования, выделенных противоречий и проблемы была сформулирована тема исследования: «Учебные проекты младших школьников».

Цель исследования – применение метода проекта для младших школьников в учебной деятельности начальной школы.

Объект исследования — учебные проекты.

4 стр., 1816 слов

Роль ИЗО – деятельности в развитии творческих способностей ребенка ...

... формирует свое «Я». Изобразительная деятельность становится формой саморазвития личности, особенно ее творческой сущности [21,с.154]. Совершенствование операционально-технической стороны изобразительной деятельности делает ребенка более свободным и самостоятельным в выражении с помощью художественных ...

Предмет исследования– процесс формирования применения учебных проектов младшими школьниками на уроках.

Гипотеза исследования: формы и методы проектной работы на уроках благоприятно окажут воздействие на процесс формирования творческой, познавательной активности младших школьников, если:

— созданы педагогические условия для приобщения младших школьников к учебным проектам, с учетом возрастных особенностей;

-разработана целостная система по применению учебных проектов для формирования творческой и познавательной активности младших школьников.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

1. Проанализировать научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

2. Рассмотреть теоретическое применение учебных проектов младшими школьниками на уроках.

3. Определить педагогические условия проведения проектной деятельности на уроках в начальной школе.

4. Разработать методические рекомендации по применению и использования метода проектов в процессе практических занятий.

Методы исследования:

Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы по вопросу исследования.

Эмпирические: анкетирование, наблюдение, фронтальная и индивидуальная беседа, анализ детских работ, изучение учебных программ и учебных планов.

База исследования: г. Бавлы, МБОУ «Гимназия № 4» Республики Татарстан.

Экспериментальной базой исследования явилась Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4» г. Бавлы Республики Татарстан. В эксперименте принимало участие 14 учеников. Исследование проходило в два этапа: констатирующий, формирующий.

Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что разработанная методология, инструментарий и ее основные положения могут быть использованы в качестве научной основы дальнейшего изучения применения учебных проектов в начальной школе.

Практическая значимость: разработанные методические рекомендации могут использовать студенты при прохождении педагогической практики.

Апробация исследования осуществлялась в г. Бавлы , МБОУ «Гимназия № 4» РТ. Статья на тему «Развитие творческой активности младших школьников. Особенности проектной деятельности по изобразительному искусству в 1 классе » на сайте «Инфоурок»

16 стр., 7586 слов

Речевая деятельность школьников в процессе изучения литературы

... занятия по развитию речи интенсивно формируют интеллектуально-трудовые умения учеников, имеющие большую практическую значимость для последующего овладения будущей профессией. Вклад уроков литературы заключается в формировании на протяжении всего процесса обучения ...

Структура работы: введение, две главы, заключение общее, список литературы.

Глава 1. МЕСТО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 История понятия « проектная деятельность» и её виды., Цели и задачи проектной деятельности

Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Прое́кт

По К.М. Кантору проект — это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Автор придает огромное значение проекту как специфической форме сознания, конституирующей всякий трудовой процесс.

Проектность — определяющая черта современного мышления. Проектное мышление, проектная деятельность — процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.

Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.

Образовательный проект имеет структурную основу, которая отражается в его положении или программе:

— название проекта;

— цитата, лозунг или иная форма представления проекта;

— общая характеристика проекта;

— идея проекта;

— цели и задачи проекта;

— участники проекта;

— условия регистрации в проекте;

— сроки реализации проекта;

— этапы проведения проекта;

— условия участия в проекте (организационные, технические, другие);

— особенности проведения проекта, виды деятельности участников;

— формы взаимодействия организаторов проекта с его участниками и другими субъектами;

— критерии оценки работ отдельных участников всего проекта;

— диагностическая и оценочная группа;

— результаты проекта, их оценка. Призы и награды;

— возможное продолжение и развитие проекта;

20 стр., 9934 слов

Проектирование зданий и сооружений» «Проектирование жилого дома

... выполняющие комплекс работ по возведению зданий и сооружений. Это наиболее многочисленная группа строительных организаций. Непосредственно с заказчиком договор заключает организация - генеральный подрядчик, которая и отвечает за своевременное и качественное осуществление проекта и сдачу ...

— авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.

Н.В. Матяш, пишет в своей книге «Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования» термин «проект» пришел в гуманитарное знание из технических наук. Как полагает Н. В. Матяш, методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умение решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена:

1) тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования.

2) владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции.

3) проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Цели проектной деятельности

Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий — от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

Школьники всех возрастных групп должны на уровне своего понимания постигать тактику действия при решении не детерминированных (часто репродуктивных), а вероятностно-статистических (нередко лишь с угадываемыми результатами и гибкими их достижения) задач, формировать расширяющиеся представления о содержании проектов различной сложности.

При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации извес тных решений дл я достижения нов ого результата, дикту емого изменяющимися внеш ними условиями.

21 стр., 10435 слов

«Использование игровых приёмов как средства развития творческой ...

... средством будет использование игровых приемов, это и обусловило тему нашего исследования: «Игровые приёмы как средство творческой активности детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности». Цель исследования : изучение ...

Проекти

Важной цел

— информационной обеспеч

— функциональной грамот

— технолог

— интеллектуальной подготов

— воле

Приме

Выполнение творче

Н

Задачи проек

— Обуч

— Формирование навы

— Уме

— Уме

— Формир

Принципы органи

— Проект дол

— Создавать необхо

— Вести подго

— Обеспечить руково

— В то

— Обязательная презен

К

— повыш

— разв

— смещение акце

— формирование чувс

— созд

Повышение мотив

О

1.2 Типол огия проектов и их содер жание

Типология прое

1.Исследовательские.

Так

2. Информа

Этот ти

3. Творч

Такие прое

— Договар ивается с груп пой или учит елем о жан ре,

19 стр., 9202 слов

Информационная культура младших школьников

... форме. Объектом исследования является информационная культура младших школьников. Предмет: Особенности информационной культуры в период младшего школьного детства. Проблема: Выбор ... информационная культура учителя характеризует его информационное мировоззрение, систему знаний и умений, которые обеспечивают самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению профессиональных информационных ...

— Развивает про ект в подчи нение жанра конеч ного результата,

— Стрем ится получить творч еский продукт,

— Зад

Рассматриваемая проек

4.Игровые.

В

5. Практические.

Эт

Такой про

1.3 Этапы раб

Раб

— планир

— аналитический эт

— этап обобщ

— эт

I. Планир

Планирование раб

Цели перви

1. Стимулирование пот

Дл

2. Опреде

Когда опред

— Выде

— Определяет сро

— Помо

— Продум

Каж

Далее учащ

II. Аналити

Эт

— Уточ

— Ищет и

— Собств

— Резул

— Свед

— Анализирует и

Н

Последовательность раб

124 стр., 61907 слов

Особенности организации творческой деятельности младших школьников ...

... «творческая деятельность младших школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся в начальной школе, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве ...

1. Уточнение и

Правильная формул

В

2. Пои

Пре

— Лич

— Обще

— Работы с

Учитель игр

3. Обработка получ

Необхо

III. Этап обобщ

Н

Учащиеся:

— Системат

— Объединяют в

— Выстра

Учит

IV. Представление получ

Н

Трудн

— постановка веду

— пои

— осуществление и

— самостоятельные дейс

— сравнение получе

— корректировка деятел

— объективная оце

Выводы по 1 главе

Метод проектов – это совокупность приёмов, действий учеников по алгоритму для достижения поставленной цели — решения задачи, проблемы .Проект – замысел, идея, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. Проект — это самостоятельная творческая работа, направленные на создание уникального продукта, выполненная под руководством учителя. Главная цель метода проекта: развитие познавательных интересов младшего школьника, умений самостоятельно планировать свою деятельность и полноценно использовать свои ресурсы, развивать критическое мышление.

В основе учебных проектов младших школьников лежат исследовательские методы обучения. Всю деятельность учеников можно разбить на следующие этапы:

Определение проблемы, откуда вытекают цель, задачи исследования, гипотезы их решения, поиск методов исследования, сбор информации, данных, анализ, формулировка итоговых результатов, коррекция, выводы.

Метод проектов помогает учителю решать разные образовательные задачи. Вся учебная деятельность направлена на положительные изменения личности школьника.

Проект направлен на реальный продукт, а вот получение готового изделия- это уже реализация проекта, выполняемая учащимися. Целью данного метода является формирование проектного подхода к любой деятельности как в учебе, так и в жизни в целом, т.е. сама деятельность ребенка, в процессе которой и формируются соответствующие качества личности. Любая проектная деятельность имеет творческий компонент, она направлена на достижение чего-то нового. В основе проектной деятельности лежит исследование, а это всегда творчество. Метод проектов нацелен на развитие творческой, познавательной сферы, самостоятельности.

9 стр., 4084 слов

Проектная работа Бизнес-план цветочного магазина «Flower Dynasty»

... выполняющий роль виртуальной витрины. Цветочный магазин. Описание товаров и услуг Основной вид деятельности цветочного магазина – розничная торговля цветочными срезами. Для цветочного бизнеса важен набор дополнительных ... доходы и расходы организации бизнеса по продаже цветов. Цветочный магазин. Резюме проекта Цель проекта – открытие цветочного магазина в городе с населением более 1 миллиона ...

Творческий проект предполагает объективное творчество, изготовление учениками реального продукта (изделие, стенгазета, макет, спектакль и т.д.) – т. е. результат проектной деятельности, по которому удобно оценивать. Но продукт еще не дает полной и объективной картины процесса проектирования и исполнения. Для нас важен сам процесс, от начало до завершения, важна сама деятельность ученика, которую он совершает — интеллектуальная, коммуникативная, практическая.

Проектная деятельность младших школьников — самостоятельная поисковая и познавательно-трудовая деятельность учащихся, направленная на создание учебного проекта, выполняемого под руководством учителя. В процессе у детей формируются основные свойства и качества личности, которые позволяют осуществлять проектный подход к любой деятельности.

В итоге младший школьник, приобретая опыт проектной деятельности, приобретает и самостоятельный опыт поисковой творческой деятельности, что составляет важный элемент в структуре содержания образования. Следует отметить, что роль учителя на каждом этапе разная, и соответствует поставленным задачам. Метод проектов рассматривается как способ, позволяющий приобрести новые знания, умения, навыки, компетенции удовлетворяющие индивидуальные потребности младшего школьника. Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности, добиваются положительных учебных результатов.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

2.1. Целью дальнейшей работы является возможность провести исследование для выявления уровня сформированности применения метода проектов младшими школьниками на уроках. Работа состояла из 2 этапов: констатирующего и формирующего.

Цель констатирующего этапа — выявить уровень сформированности и практических умений проектного обучения.

Цель формирующего -разработать и реализовать процесс применения учебных проектов в образовательном процессе.

Опытно-педагогическая работа проводилась на базе 4 класса МОБУ НОШ д.Соколовка Давлекановский район РБ. В исследовании принимали участие 14 учащихся.

С целью определения уровня сформированности учащихся 4 класса на уроках нами применялись следующие методики.

В целях получения объективных данных о реальном уровне развития творческой активности младших школьников в процессе обучения использовались следующие методы: анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

4 стр., 1726 слов

Проектная работа : «Мой любимый предмет»

... «Мой любимый предмет», Русский язык Литература Математика Английский язык Французский язык География Всеобщая история Обществознание Биология ... проектной работы подтвердилась выдвинутая гипотеза: английский язык в классе у большинства учеников самый любимый. В процессе выполнения проекта ... результаты и выводы. Заключительный этап – написание мини-сочинения на тему «My favourite school subject ». ...

Критерии диагностики

Входная диагностика проводилась индивидуально.

Цель: выявить уровень младших школьников в начале опытно – экспериментальной работы.

Для измерения уровня знания была использована анкета «Проектная деятельность».

Анкета.

1. Знаешь ли что такое проект?

Да

Нет

  1. Можешь ли ты назвать из каких этапов состоит «проект»?

______________________________________________________

3. На уроках ты сам делал проекты?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

4. Разрабатывал ли ты с родителями проекты?

Да

Нет

5.Как часто ты бы хотел делать поекты?

___________________________________________________

6.Какие знание тебе пригодились при работе над проектом?

__________________________________________________________________

На основе анализа заполненных анкет и анализ выполненных творческих работ был сделан вывод.

В результате проведенного констатирующего эксперимента мы дифференцировали всех учащихся по трем уровням. Убрать Фамилии детей

Уровни знания по проектной деятельности младших школьников., Сводная таблица «

Уровни сформированности творческой активностиучащихся 4 класса

Количество детей в %

Высокий (В)

0 (0%)

Средний (С)

2(14%)

Низкий (Н)

12 (86%)

Итак, были выявлены уровни знаний в области проектной деятельности детей в ходе констатирующего эксперимента. Проведенный констатирующий эксперимент показал преобладание в классе детей с низким и средним уровнем детей.

Анализ психолого-педагогических исследований по изучению учебных проектов младших школьников дает возможность полагать, что для ее развития могут быть использованы различные средства проектной деятельности.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение.

Циклограмма построения работы над проектом выглядит следующим образом:

Проблема проекта

«Почему?»(это важно для меня лично)

Актуальность проблемы – мотивация

Цель проекта

«Зачем?» (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

«Что?»

(для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

«Как?» (мы это можем делать)

Выбор способов и методов, планирование

Результат

«Что получится?» (как решение проблемы)

Ожидаемый результат

Большое значение в организации проектной деятельности занимает структурирование, которое включает такие этапы, как подготовительный, планирование, анализ, обобщение информации и презентация.

Этапы проектной деятельности:

  • Мотивационный (погружение в проект, проблематизация, разработка проектного задания).

  • Планирующее-подготовительный (разработка проекта, планирование и организация деятельности).

  • Информационно-операционный (технологическая стадия, осуществление деятельности).

  • Рефлексивно-оценочный (презентация и оценка результатов)

1.Информационный этап.

Проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы.

2. Плановый этап.

Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.).

Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы. На этом этапе учителю необходимо:

3. Поисковый этап.

Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации.

На этом этапе учителю необходимо:

-составить список возможных источников информации;

4. Обобщающий этап.

Производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования.

На этом этапе учителю необходимо:

-организовать консультирование по обобщению материалов;

5. Этап представления и защиты проекта.

Учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы.

На этом этапе учителю необходимо:

-определить время и форму защиты проектов;

-подготовить сценарий защиты проектов;

-оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов.

6.Аналитический этап.

Анализируются результаты работы над проектами.

Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Виды презентационных проектов могут быть различными, например: демонстрация видеофильма; путешествие; реклама; спектакль; телепередача.

Метод проектов ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, на изменение роли учителя от функции инструмента передачи знаний к позиции консультанта и наставника. В основе любого проекта лежит идея обеспечения максимальной самостоятельности ребёнка в его продуктивной деятельности. Следовательно, свою задачу я вижу в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, то есть, научить учиться.

Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое здание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Ученики открывают или создают по мере разработки своих проектов, есть всего лишь упрощённое повторение уже созданного наукой, суть в том, что они открывают субъективно новые для них факты и строят новые для себя понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников.

Исходя из вышеизложенного, можно обозначить ролевые обязанности педагога и школьников в процессе использования методов проекта (табл.1)

Таблица 1

Структура работы педагога и школьника при использовании

метода проектов

Школьник

Педагог

Ставит перед собой цель деятельности

Оказывает помощь в определении цели

получает новые знания

Направляет к источникам получения информации

Проводит эксперимент

Помогает в выборе форм работы

Ищет пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Проявляет активность

Способствует развитию активности школьника

Школьник, как субъект обучения

Педагог как партнёр школьника

проявляет ответственность за свою работу

Оказывает помощь в оценке результатов деятельности

2.2. Учебные проекты младших школьников

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других — тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочных деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Проекты, выполняемые учащимися, могут быть многопредметными, межпредметными или подпредметными. Проектное обучение усиливает интерес к учебе со стороны учеников, потому что оно: личностно-ориентированное; использует множество дидактических подходов (обучение в деле, независимые знания, совместное учение, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение и т. д.); самомотивируемое, что означает возрастание интереса к работе по мере ее выполнения; позволяет учиться на собственном опыте и опыте других; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

Виды проектов.

  • Работа в области искусства (изобразительного, драматического и т.д.);

  • Письменная работа на определенную тему;

  • Творческая письменная работа (сочинения, рассказы и т.д.);

  • Проведение научного эксперимента;

  • Изобретение или создание макета какого-либо объекта или системы;

  • Презентация разработанного бизнес-плана, плана проведения какого-либо проекта, мероприятия.

Тематика школьных проектов:

«Моя семья», «Моя школа», «Наша безопасность», «Национальная кухня», «Наши меньшие друзья», «Календарь».

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В рамках стандарта понятие «результат образования» рассматривается с позиций деятельностного подхода.

Именно в начальной школе формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми. В этом поможет технология проектного метода. Структура занятий с применением технологии проектного метода отражает художественно-творческую направленность деятельности детей. Ребенку предлагается не только воспроизвести необходимое действие, связанное с усвоением той или иной технологичной художественной единицы (освоить приемы рисования, лепки, познакомиться с новыми нетрадиционными способами и т.д.), но и проявить свою индивидуальность в сотворчестве с другими участниками реализации художественного замысла – родителями, педагогом и своими сверстниками. Возникает новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть сформировать у учащихся информационную компетенцию.

Приведем пример урока изобразительного искусства в 1-м классе по теме «Развивающий модуль «Строим дом»». Для реализации учебной проектной задачи по данной теме было запланировано 4 часа урока и самостоятельная подготовка обучающихся с родителями. Чтобы деятельность была удачной, тема проекта должна быть интересна для ребёнка, принята им эмоционально и в её основе должна лежать личностно значимая для ребёнка проблема. Исходя из этого, ребятам предлагается попробовать свои силы в создании макетов развивающих ковриков для уроков изобразительное искусство по тема « Основные части дома ». Во время совместного обсуждения предстоящей работы дети принимают решение разделиться на группы. Каждая группа выбирает тему и вид коврика для изготовления макета на бумаге. В течение такой работы учащимся дается возможность самостоятельно обсуждать между собой вопросы, выполнять задание. В процессе обсуждения находятся возможные варианты решения вопросов, проверяются результаты работы, делаются выводы.

Это творческо-поисковый процесс, где учитель является организатором. Возможно, на следующем уроке будет наблюдателем или руководителем, соучастником или помощником, но в каждой роли будет руководствоваться лозунгом: “Каждое новое открытие делать вместе с детьми, а не за них. Не преподносить знания готовыми, а дать возможность детям узнать самим». Эффективность таких занятий заключается в формировании самооценки, ответственности за порученное дело и качество сделанной работы, уверенность в себе.

В основе нашего проекта лежала главная задача: изготовление развивающих ковриков для уроков ИЗО своими силами. Отсюда ребята выдвигали задачи, которые должны были выполнить на уроках и самостоятельно. Решение проектных задач запланировали в три этапа.

I

II

III

2.3. Методические рекомендации для учащихся и учителей начальной школы при работе над проектами

Для педагогического обеспечения процесса развития творческой и познавательной деятельности путем применения метода проекта должны быть о пределены и обоснованы рекомендации:

  • формирования метапредметной системы образования для развития творческой активности младших школьников мы относим обеспечение междисциплинарной интеграции проектной деятельности в системе образования. Вопросам метапредметных связей в процессе развития творческой активности младших школьников большое внимание уделяют современные педагоги. В школьном образовании междисциплинарная связь может осуществляться в рамках таких дисциплин, как ИЗО, технология, история, литература и внеклассная работа с экскурсиями в музеи, выставки, участии в конкурсах и олимпиадах,др.)

  • профессиональная компетентность учителей начального образования, нацеливает учителей на повышение квалификации по вопросу воспитания творческой активности у младших школьников в процессе проектной деятельности.

Рекомендации для учителя:

Быть генератором развития интересов ребёнка и его творческого потенциала, инициатором интересных начинаний, провоцировать самостоятельную активность учащихся.

«Человек, который задаёт вопросы» — тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей; тот, кто обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь. Учитель помогает ребёнку не только в определении темы, но и на всех дальнейших этапах его реализации:

— Владеть самой технологией проектной деятельности, способность быть консультантом по методологии и технологии проектной деятельности.

— Инициировать рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности и воспитывает «волю» проектировщика (настойчивость при реализации проекта).

— Предъявлять образцы самообучения в освоении нового материала, тьютор вместе с учеником «проживает» его проект.

— Помогать ученику осуществлять самостоятельное исследовательское действие.

Правила для учащихся

Предлагаю памятку, которая поможет в работе над проектом.

Разберёмся в значении некоторых слов:

Проект — это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

Алгоритм разработки проекта

После того как выявлена проблема и намечена цель , необходимо сделать следующее:

  1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы . (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)

  2. Поставить задачи . (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)

  3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)

  4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.

  5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Помни!

1. Будь уверен, что тема проекта такая, которая нравится каждому в группе, потому что вы её выбирали, чтобы сотрудничать, а не ссориться.

2. Будь уверен, что тема многогранная, предполагающая множество мнений, позволит всем ребятам высказаться согласно их умениям и темпераменту.

3. Будь уверен, что проект предлагает широкий спектр видов деятельности – не только «написанная» работа. Постарайтесь включить аудиоэлементы, коллажи, игры, рисунки, музыку, фотографии.

4. Учись пользоваться словарями, справочной литературой, энциклопедиями; искать информацию в сети Интернет.

5. Учись сотрудничать, т.е. выполнять какое-то дело вместе, договариваясь о распределении обязанностей (ролей), идти друг другу на уступки, уважать и учитывать мнения других.

6. Проявляй сочувствие, т.е. оказывай помощь другим.

7. Сдерживай свои желания и капризы.

Вывод по 2 главе

Творческий проект предполагает объективное творчество, изготовление учениками реального продукта (изделие, стенгазета, макет, спектакль и т.д.) – т. е. результат проектной деятельности, по которому удобно оценивать. Но продукт еще не дает полной и объективной картины процесса проектирования и исполнения. Для нас важен сам процесс, от начало до завершения, важна сама деятельность ученика, которую он совершает — интеллектуальная, коммуникативная, практическая.

Проектная деятельность младших школьников — самостоятельная поисковая и познавательно-трудовая деятельность учащихся, направленная на создание учебного проекта, выполняемого под руководством учителя. В процессе у детей формируются основные свойства и качества личности, которые позволяют осуществлять проектный подход к любой деятельности.

В итоге младший школьник, приобретая опыт проектной деятельности, приобретает и самостоятельный опыт поисковой творческой деятельности, что составляет важный элемент в структуре содержания образования. Следует отметить, что роль учителя на каждом этапе разная, и соответствует поставленным задачам. Метод проектов рассматривается как способ, позволяющий приобрести новые знания, умения, навыки, компетенции удовлетворяющие индивидуальные потребности младшего школьника. Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности, добиваются положительных учебных результатов.

Стремительный переход российского общества к новым стандартам, к новым требованиям привел к тому, что возросла потребность в предприимчивых, креативных, компетентных специалистах. Увеличивая потребность в неординарных, творческих личностях. Так важно поэтому уже в начальной школе у младших школьников развивать интерес, мышление, воображение и познавательную деятельность, коммуникативные качества, научить разрабатывать идеи, творческие способности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Судя по тем результатам, которые удалось получить в результате работы над работой, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как проектная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Основная цель проектного обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей младшего школьника и его интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал учителей.

Опыт начальных школ показывают ряд его достоинств: более глубокое усвоение предметного содержания; высокая способность к концентрированию знаний из разных областей; развитие творческого мышления; большое количество идей, их глубина, оригинальность; эмоциональная вовлеченность детей в проекты; интерес и воодушевление учащихся в ходе учебного процесса.

Значимым аспектом данной модели обучения является ее соотнесенность с жизнью современного общества, практикой работы его социальных институтов. Обучение в системе проектной деятельности служит, с одной стороны, сферой, в которой проецируется культура сегодняшнего дня, а с другой стороны — является питательной средой для целенаправленного воспроизводства этой культуры.

Учебная программа, если последовательно применять метод проектов, должна строиться как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Особенно важно, чтобы основные виды школьных работ концентрировались на живом и жизненном материале, обращалось много внимания на общение детей в ходе проекта, на доступность материалов для реализации проекта. В данной работе мы рассмотрели различные взгляды на проблему организации проектной деятельности в современной литературе, сумели прийти к выводу, что проектная деятельность в младшем школьном возрасте не только возможна, но и может успешно практиковаться с условием четко организованной структуры учебного процесса.

Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. В результате чего мы делаем очень важный шаг в понимании своей педагогической направленности.

Проектная деятельность может осуществляться только в согласии с теми требованиями, которые диктует организация проектного обучения (тщательное теоретическое изучение особенностей проектного обучения, переход школы в режим экспериментального функционирования и включение детей в такие виды деятельности, которые требует школа) была успешно подтверждена.

Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как проектное обучение достаточно мощно направляет свою деятельность в сторону усвоения детьми необходимых для школьной (и повседневной) жизни таких навыков, как умения проектирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]/ В.И. Андреев. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. – 568 с.

2. Артюхова, И. С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников: учебное пособие [Текст]/ И. С. Артюхова. — М., Чистые пруды, 2008. — 130 с.

3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1998.- 187 с.

4. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж. Гилфорд// Психология мышления. Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1965. – С.433-456.

5. Гладилина, И. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности [Текст] / И. Гладилина // Воспитание школьников.- 2008.- №9. — С.14-17.

6. Гликман, И.З. Подготовка к творчеству [Текст] / И.З. Гликман // Научно-практ. журнал «Одаренный ребенок».- 2007.- № 3. — С.34-41.

7. Данилюк, А. Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Серия «Стандарты второго поколения» [Текст]. – М.: «Просвещение». – 2009. – 322 с.

8. Лук, А.Н. Очерки эвристической психологии / А.Н. Лук [Текст]. – Издание: Лаборатория знаний, М., 2015. – 316 с.

9. Львов, М.Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] / М.Р. Львов // Начальная школа. — 1993.- № 1.- С. 21-26.

10. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет [Текст] /М.В. Межиева. Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 128 с.

11. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы [Текст] / Б.М. Неменский. Издательство «Просвещение», 2005. – 190 с.

12. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] / А.В. Никитина // Начальная школа. — 2001. — № 10. — С. 34-37.

13. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]/ И.П.Подласый. — М.: Владос, 2000. — 176 с.

14. Пономарев, Я.Е. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.Е. Пономарев.– Издание: Лаборатория знаний, М., 2010. – 328 с.

15. Русакова, Т. Г. Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом [Текст] /Учебно-методический комплекс. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. – 149 с.

16. Савельева, О.П. Насонова Е.С. Методические рекомендации в помощь педагогу ИЗО и ДПИ [Текст]. — Магнитогорск: МаГУ, 2013. — 64 с.

17. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства [Текст]/ А.И.Савенков. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 220 с.

18. Савенков, А.И. Психология творчества и современное образование [Текст] / А.И.Савенков // Научно — практ. журнал «Одаренный ребенок».- 2007.- № 3. — С.6-33.

19. Сборник нормативных документов. Искусство[Текст] /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. — 2-е изд., — М.: Дрофа, 2008. – 242 с.

20. Сокольникова, Л.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст] / Л.М. Сокольникова. – М., 2002. — 203 с.

21. Спиркин, А.Г. Философия [Текст] / А.Г. Спиркин. – М: Гардарики, 2009. – 355 с.

22. Степановская, В.М. Воспитание творчеством [Текст] / В.М. Степановская // Начальная школа. — 2007.- №6. — С. 60-62.

23. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания).

Педагогическое наследие [Текст] / Сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика 1990. – 433 с.

24. Туник, Е.Е. Диагностика креативности ТестТорренса [Текст] / Е.Е.Туник. – СПб.: ИМАТОН,1998.

25. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э. Унт. — М.: Просвещение, 1990. — 260 с.

26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г. М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 – 33 с.

27. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения[Текст] / А.В. Хуторской. — М., 2007. – 210 с.

28. Чадина, Т.А. Изобразительные технологии в детском саду и начальной школе: методическое пособие [Текст] / Т.А. Чадина. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. – 119 с.

29. Эстетическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий[Текст] / авт. сост. Ю.А.Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 222 с.

30. Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии — 1999.- № 3.- С. 28-34.