Моделирование как метод обучения детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию

Актуальность представленной темы обусловлена рядом причин социального, научно-теоретического и практического характера. На современном этапе заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства. Это и керамика, и резьба, и аппликация из меха, и чеканка, и расписывание деревянных изделий в стиле хохломской, городецкой и других росписей. Изучая близкое и родное творчество своего народа, дети легче понимают и творчество других народов, получая первоначальное эстетическое воспитание.

В практике работы ДОУ недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей с использованием моделирования в декоративном рисовании. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования в декоративном рисовании. Истоки творческих сил человека восходят к детству – той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Первостепенное значение имеет сама потребность в художественном творчестве. Она возникает при особом, эмоциональном отношении к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутреннее содержание. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становятся возможной и желанной потребность выразить свое личное переживание в создаваемых им самих образах.

Декоративное рисование дает необходимый эмоциональный настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры хохломских трав, цветов, ягод, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необходима детям; поэтому актуальным является поиск путей, оптимизирующих процесс формирования творческой активности у старших дошкольников при использовании моделирования в декоративном рисовании.

Декоративное рисование — это создание узоров и других украшений для книг, предметов быта, одежды и т. д. Основой декоративного рисования, как и других видов, являются изучение натуры, использование её форм, цвета в процессе творчества [29].

Однако реальные формы для узоров не берут в готовом виде, а творчески перерабатывают — стилизуют. Стилизация — это намеренно обобщённое изображение того или иного предмета, придание ему какого-либо стиля [29].

9 стр., 4108 слов

Творческий проект по технологии «Выжигание по дереву: Панно «Нежность»»

... выжигания по дереву Усовершенствовать – Изготовить 1.3. Историческая справка Выжигание, или правильнее сказать пирография- это рисование огнём, в переводе с древнегреческого. Очень красивый и занимательный вид творческого рукоделия. Выжиганием по дереву ... Обработка поверхности Выжигатель Нанесение рисунка с использованием тепловой энергии Выбор материала для выжигания - один из самых важных вопросов. ...

Сочетание стилизованных изображений (элементов) в определённой ритмической последовательности и создаёт узор [29].

Важную роль декоративно-прикладного творчества в воспитании отмечали многие исскуствоведы, исследователи детского изобразительного творчества например В. Я. Езикеева, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. С. Карпинская, Е. Г. Ковальская, В. М. Федяевская, Н. Б. Халезова, В. Н. Чуракова, З. А. Богатеева, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие. Они убедительно показали, что ознакомление с произведениями декоративно-прикладного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. Т. Я. Шпикалова, В. М. Василенко, В. С. Воронов, М. А. Некрасова, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, и другие исследователи отмечают, что декоративно-прикладное творчество имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью. Эти особенности процесса обучения детей дошкольного возраста рисованию определил выбор темы исследования.

Тема исследования:, Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза исследования:, Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
  2. Теоретически обосновать использование моделирования, как метода в обучении детей дошкольного возраста декоративному рисованию.
  3. Выявить исходный уровень обученности детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию.
  4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использование моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию.

Методологическая основа исследования включает:, Методы исследования:, Практическая значимость, База практики:, Структура исследования, Глава 1. Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста декоративному рисованию

1.1. Проблемы обучения детей дошкольного возраста декоративному рисованию в психолого-педагогической литературе

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Развитие творчества — одна из главных задач дошкольного возраста. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание ее как развития творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей в отношении к себе [10].

17 стр., 8185 слов

Выпускная аттестационная :: «Формирование изобразительных умений ...

... дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам Дымковской игрушки. Цель исследования : изучить формы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию по мотивам дымковской игрушки. В соответствии с целью были определены задачи исследования : Изучить декоративно-прикладное искусство как часть изобразительного искусства. Проанализировать декоративное рисование ...

Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Одним из действенных средств развития творчества признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры.

Народное искусство — это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса [1].

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, А.П.Усова, Р.Н.Смирнов и др. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.

Известный ученый, педагог А.П.Усова, высоко оценивая воспитательное значение народного искусства, писала, что маленьким детям еще не доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его

Рисование популярно среди детей дошкольников 5 — 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки [37].