Сценарий и презентация русского языка «Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень» (5 класс)

Тема: Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень»., Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

5

Базовый учебник

Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразова­тельных учреждений/С.И.Львова, В.В.Львов.- М: Мнемозина,2012.

Тема урока

Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые результаты, Предметные, Метапредметные, Личностные

Технологии

Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения.

Формы работы, Коллективная, индивидуальная, творческая.

Межпредметные связи, Изобразительное искусство (репродукция картины), музыка (оформление презентации).

Внутрипредметные связи

Лексика (работа с терминами), формулировка вопросов, синтаксис (составление предложений), текстоведение (составление текста сочинения), орфография (словарно-орфографическая работа).

Виды деятельности учителя, Организует, направляет, контролирует.

Виды деятельности учащихся

Извлекают информацию, представленную в разных формах, преобразовывают данную информацию из одной формы в другую, овладевают приёмами отбора и систематизации материала, создают собственный текст, соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, соответствие теме), работают со словом и объясняют правописание орфограмм.

Виды используемых ИКТ, Компьютер, мультимедийная установка, презентация.

Интернет-ресурсы

, www . school 2100. ru , www.ioso.ru, www.edc.samara.ru

Материалы и оборудование, Раздаточный материал, репродукция картины., СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

28 стр., 13581 слов

Диплом ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ КАК ВИДУ ХУДОЖЕСТВЕННО ...

... элементам хохломской росписи Обосновать развитие художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через обучение элементам хохломской росписи. Разработать и частично апробировать программу кружковой работы по обучению хохломской росписи для старших ...

Этап урока

ИКТ

Деятельность учителя, Деятельность ученика, Планируемые результаты (УУД)

1.

Организа-ционный момент

Слайд 1

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих, Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2.

Актуализа-ция знаний

Слайд 2

На экране учащиеся видят разные виды живописи (пейзаж, портрет, натюрморт)., Беседует с учащимися.

Что вы сейчас увидели? (Репродукции картин)

-В чем особенность каждой из них? (Характеристика каждого вида живописи)

Как называется изображение природы на картине? (Пейзаж.)

Когда вы бываете в музее, вам предлагают не только посмотреть картины, но и рассказывают о них. Что вы можете услышать (узнать) в музее о картине? (Какой художник написал картину, название картины, что на ней изображено.)

Рассматривают репродукции картин разных художников, выявляют особенности каждой из них, выясняют, в чем особенность пейзажа, совершают экскурсию в виртуальный музей.

Личностные:

Осознание роли языка в овладении культурными ценностями.

Познавательные, Коммуникативные

3.

Целеполага-ние

Слайд 3

Задает вопросы:

Сегодня мы попробуем себя в роли таких экскурсоводов.

-Как вы думаете, сложно будет вам овладеть этим мастерством? Для чего?

Да, это сделать достаточно сложно, но мы должны справиться и подготовиться к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

Запишите тему урока. (Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень».), Формулируют тему урока., Личностные: интерес к созданию собственных текстов., Регулятивные, Коммуникативные

4.

Мотивация к учебной деятель-ности, Мотивирует учащихся к учебной деятельности:

  • Сегодня я вас приглашаю в удивительный мир искусства.

Надеюсь, вам это путешествие запомнится., Узнают о содержании урока., Коммуникативные

5.

Целеполага-ние.

Слайд 4,5

Подводит учащихся к формулировке предметных целей урока.

Вспомните, что такое описание как тип речи.

Какие ещё типы речи знаете?

Как строится описание?

Предположите, что может быть в описании пейзажа, Под руководством учителя формулируют цели урока., Регулятивные, Коммуникативные

6.

Создание проблемной ситуации.

Слайд 6

проблемную ситуацию

— Ребята, вы видите портрет художника, написавшего картину «Золотая осень». Картина была написана, когда ему было всего 19 лет. В 1880 году в Москве на выставке эту картину увидел и приобрёл Павел Михайлович Третьяков, создатель знаменитой картинной галереи.

3 стр., 1130 слов

Конспект по русскому языку : -отзыв по репродукции картины художника ...

... На валике закрепляли лист бумаги с рисунком кружева. ( ( 4. Беседа по картине (продолжение) — Что в картине подтверждает, что В.А. Тропинин создал новый жанр — портрет? (Художник ... картину мы будем сегодня описывать. Какие знания и умения нам понадобятся? V . Работа по теме урока ... вам картина? Какое настроение она создаёт? 5. Составление плана сочинения (О красках, которые использовал художник.) (Саму ...

  • Как вы думаете, что привлекло знаменитого коллекционера в этой картине?

Вступают в диалог с учителем, решая обозначенную проблему., Познавательные, Коммуникативные, Регулятивные

7.

Физминутка

Слайд 7,8

Предлагает выполнить упражнения на снятие напряжения для глаз., Выполняют упражнения на снятие статического напряжения., Настраиваются на позитивную работу.

8.

Планирование.

Слайд 9

Беседует по содержанию картины.

  • Какой день изобразил художник? (Ясный, солнечный, спокойный.)
  • Что можно сказать о цвете неба? (Голубое, с белыми облаками, чистое.)

-Как цвет помогает художнику показать приближение поздней осени? (Золото деревьев; сухая, жёлтая, бурая трава.)

  • Что вы можете сказать об отблесках света в реке? (Вода в реке тёмно-синяя, а вдали – голубая.)
  • Какими художник изобразил деревья? (Жёлтые, золотые, разноцветные, нарядные, пёстрые.)

-Какие краски использует художник, чтобы показать своё отношение к осени? (Хотя на картине присутствуют и холодные цвета, вся она пронизана тёплыми тонами: жёлтым, золотистым, зелёным, багряным, голубым.)

Обобщают результаты наблюдения, воспитывают способность высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи, воспитывают культуру общения.

Познавательные, Коммуникативные, Личностные, Регулятивные

9.

Контроль усвоения материала

Слайд 10

Коллективное составление плана сочинения.

-Как художник показал приближение осени? (Художнику удалось передать прохладный чистый осенний воздух; багряные и жёлтые берёзы, бронзовые дубы; бурая осенняя трава.)

-Какую роль играет цвет в картине? (Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет мрачных цветов. Преобладают яркие краски.)

-Какие мысли и чувства выразил художник в этой картине? (Художник заставляет нас всмотреться в красоту нашей природы и передаёт нам свою любовь к ней.)

-Какое впечатление производит картина? (Смотришь на картину и ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти, художник рисует «пышное природы увяданье».)

Выполняют задания на новый материал, предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

Личностные:, Познавательные:, Коммуникативные

10.

Контроль усвоения материала

Слайд 11

Помогает составить план сочинения.

I . Вступление.

2 стр., 545 слов

Тупейный художник сочинение отзыв

... свой рассказ Тупейный художник начинает тем, что автор знакомит всех читателей с понятием художник, и это не обязательно человек искусства, который пишет картины. Художниками называли даже ... своей фляги. Лесков Тупейный художник главные герои В произведении Лескова Тупейный художник главными героями являются Аркадий и Любовь Онисимовна. Николай Лесков в работе Тупейный художник создал таких героев, ...

Левитан – певец красоты русской природы.

II. Основная часть.

1) Картина Левитана «Золотая осень».

2) Общий план картины.

3) Деревья на картине Левитана.

4) Осенняя река.

5) Лазурь небес.

6) Задний план картины.

III. Заключение.

IV . Мое впечатление о картине.

Составляют план сочинения., Регулятивные, Коммуникативные

11.

Учебные действия по реализации плана.

Слайд

12 -17

Предлагает выполнить словарно-орфографическую работу.

1.Вставь пропущенные буквы в корне слова

2.Вставь пропущенные буквы в приставке слова

3.Объясни лексическое значение слов:, Пейзаж – … ., Багряный – … ., Озимые – …

Представьте себе, что вы присутствуете в тех местах, которые изображены на картине И.И.Левитана «Золотая осень». Ответьте на вопросы.

  • Что вас окружает?
  • Чем вы любуетесь?
  • Чем вам особенно нравится картина?
  • Что вас заставляет грустить?

Вставляют пропущенные буквы в словах, объясняют лексическое значение слов., Виртуально путешествуют., Описывают картину., Познавательные:

находят достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач

Коммуникативные:, Слушают и слышат других., Личностные:

воспитание чувства прекрасного (получение эстетического удовольствия от созерцания картины).

Учебные действия по реализации плана.

Слайд18

Помогает выстроить структуры сочинения.

  • С чего следует начать
  • Что нужно написать в основной части текста?

(В основной части надо описать увиденное на картине).

  • Какой будет концовка?

Выстраивают структуру сочинения., Регулятивные:, Коммуникативные:

излагать свое мнение, аргументировать его.

12.

Домашнее задание, Объясняет выполнения домашнего задания: написание сочинения., Получают раздаточный материал (Приложение) для выполнения домашнего задания., Записывают домашнее задание в дневники., Познавательные, Личностные

Рефлексия

Слайд 19

Предлагает закончить любое из понравившихся предложений:

  • На этом уроке я узнал, что…
  • Мне было сложно, когда…
  • Я удивился, когда…

    Всем спасибо за урок!, Рефлексируют.

Выражают личное отношение к процессу и результатам урока., Приложение.

Пейзаж

Живопись

Колорит

Композиция картины

Палитра

План

Пленэр