Урок русского языка «Как я помог другу не остаться с носом»

сочинение с использованием фразеологизмов «Как я помог другу не остаться с носом».

Цель : обучать правильному толкованию фразеологизмов.

Задачи: учить объяснять значение фразеологизмов, подбирать фразеологизмы к данному значению;

Оборудование: словарь фразеологизмов.

I Актуализация знаний.

  • Узнать тему нашего урока вы сможете, выполнив следующие задания.

1) Расположите фигуры в порядке увеличения углов в них. (эмоции).

2) Проследите за направлением полета стрелы. (мимика).

3)Расположите столбики в порядке возрастания. (жесты).

  • Какие слова вы прочитали? (Эмоции, мимика, жесты).

Сегодня на уроке мы поговорим о чувствах, эмоциях, жестах. Иногда нам бываем весело, иногда – грустно. У человека меняется настроение. Мы узнаем настроение друзей и подруг по жестам, мимике.

Тема урока – «Эмоции. Мимика. Жесты».

  • Что такое эмоции, мимика, жесты?

(Ответы детей с использованием «Словаря иностранных слов»)

II Лингвистический этап.

  1. Речевая разминка.

  • Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

  • Для того, чтобы вы хорошо и четко произносили слова на уроке, мы разомнем язычки и губки, произнесем скороговорки.
  • Прочитайте с удивлением, с вопросительной интонацией, сердито, весело.
  • Прочитайте скороговорку.

Рассердился дед Филипп –, Липкий клей к нему прилип

  • Расскажите скороговорку «по секрету» соседу.
  • Почему дед рассердился?
  • Произнесем скороговорку и с помощью мимики покажем, как рассердился дед Филипп.

Работа над загадками.

3 стр., 1291 слов

Реферат слово и жест в публичных выступлениях

... играют интонация, а также мимика и жесты. Наиболее часто и широко употребляемыми являются нейтральные слова: зеленый, улица, трава, не используются книжные слова, например: альтруизм, эгоизм, тиран. ... раздражает, умеренная и правильно используемая – помогает точно и ясно воспринять смысл сказанного, понять чувства и эмоции оратора. Практическое задание №5, Исправьте ошибки в предложениях, определите ...

  • Отгадайте загадки, и вы узнаете, какие части тела помогут нам понять нашу тему.

Есть у каждого лица, Два красивых озерца.

Между ними есть гора.

Назови их, детвора. (глаза, нос), Если ты удивишься,, Они поднимутся., Если ты рассердишься,, Они сдвинутся. (брови), Красные двери в пещере моей,, Белые звери сидят у дверей., И мясо, и хлеб – всю добычу мою –, Я с радостью белым зверям отдаю. (рот, зубы)

  • Итак, сегодня на уроке нам очень нужны наши глаза, нос, брови, губы, руки для того, чтобы показать свое настроение.

Игра «Прятки»

  • Найдите спрятавшиеся части лица в словах: УТКОНОС, ГЛАЗОМЕР, НОСОК, ВОРОТ, КРОТ, НОСОРОГ.

Составление словарика на тему «Устаревшие названия частей тела».

(у детей лежат листочки с рисунком лица)

  • Догадайтесь и подпишите части лица, используя устаревшие названия.
  • Чело – лоб, вежды – веки, уста – губы, око – глаз, выя – шея, ланиты – щеки, перст – палец)
  • И только нос всегда оставался носом.

Чтение стихотворения детьми.

Осень на носу.

Сказала мама Славке:

  • Холодно в лесу!

Надень на куртку шарфик,

Ведь осень на носу!

И Славка-дошколенок

Задумался всерьез:

«Оранжевая осень

На чей же села нос?»

  • Как вы поняли слово «дошколенок»?
  • Что имела в виду мама, давая совет сыну?
  • Как понял выражение «осень на носу» Славка?
  • Нашел ли Славка правильный ответ?
  • Как передал наш актер чувство удивления?

Словарная работа.

— О носе часто любят вспоминать в разговоре. В словарях можно найти много выражений со словом «нос»: повесить нос, водить за нос, клевать носом, задирать нос, крутить носом, утереть нос, остаться с носом. Все эти выражения имеют переносное значение.

  • Составьте свой фразеологический словарик. Соедините эти выражения с их значением.

(дети выполняют задание на листочках)

ПОВЕСИТЬ НОС – приходить в уныние

ВОДИТЬ ЗА НОС – обманывать

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ – запомнить

КЛЕВАТЬ НОСОМ – дремать сидя

ЗАДИРАТЬ НОС – зазнаваться

КРУТИТЬ НОСОМ – выражать неудовольствие

НОС К НОСУ – очень близко

УТЕРЕТЬ НОС – превзойти кого-либо в чем-либо

ОСТАВИТЬ С НОСОМ – оставить ни с чем

СУНУТЬ СВОЙ НОС – вмешаться не в свое дело

III Литературоведческий этап.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/s-frazeologizmom-vodit-za-nos/

  1. Работа с фразеологизмами.

  • Угадайте, какие фразеологизмы вам показывают ребята.

(Клевать носом. Крутить носом. Нос к носу. Повесить нос.)

6 стр., 2880 слов

Контрольные работы по русскому языку 3 класс материал по русскому языку

... по теме «правописание слов с двойными согласными» Дрозд - рябинник Дрозд-рябинник – большой любитель рябины. Осенней порой, когда тяжелые гроздья покрывают деревья и гнут их ветки, дрозды большими стаями налетают на рябину. ... часто прилетает к воробьиному гнезду. № 5. Сочинение «Осень в парке» № 6. Контрольная работа за 1 четверть. Осенний лес. Я люблю бродить осенью по лесу. В лесу тихо. Идёт ...

  1. Игра «Угадай фразеологизм»

  • Я показываю рисунок, а вы называете фразеологизм.

(Нос к носу, крутить носом, нос не дорос, утереть нос)

  1. Чтение предложения.

  • Прочитайте предложение. Как вы его поняли?

«Если вы повесили нос, то зарубите на носу: следует выше держать нос, чтобы не остаться с носом».

(Если вам грустно, то запомните, что следует не огорчаться, а забыть о грустном.)

  1. Составление рассказа с фразеологизмами.

  • Были у вас в жизни такие ситуации, когда вам или вашему другу мог пригодиться такой совет?
  • Напишите об этом свой рассказ.

IY Работа в четверках.

  • Выберите лучшее сочинение от четверки для нашей КНИГИ РЕКОРДОВ.

Y Рефлексия.

  • Понравился вам урок? Что новое вы узнали? Нужны ли эти знания в жизни?
  • Оцените свою работу.
  • Солнышко смеется – я работал на уроке хорошо, собой доволен.
  • Солнышко грустит – я могу работать лучше.
  • Солнышко плачет – я собой сегодня недоволен.

УРОК РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА.

Тема: Сочинение с использованием фразеологизмов «Как я помог другу не остаться с носом».

Цель: обучать правильному толкованию фразеологизмов.

Задачи: учить объяснять значение фразеологизмов, подбирать фразеологизмы к данному значению;

  • учить правильно употреблять фразеологизмы в речи;
  • развивать устную и письменную речь;
  • расширять кругозор;
  • пополнить словарный запас.

Оборудование:

I Лингвистический этап.

  1. Речевая разминка.

  • Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать, Все правильно и внятно,, Чтоб было всем понятно., Мы будем разговаривать, И будем выговаривать, Так правильно и внятно,, Чтоб было всем понятно.

  • Для того, чтобы вы хорошо и четко произносили слова на уроке, мы разомнем язычки и губки, произнесем скороговорки.
  • Прочитайте с удивлением, с вопросительной интонацией, сердито, весело.
  • Прочитайте скороговорку.

Огорчился дед Филипп –, Липкий клей к нему прилип.

  • Расскажите скороговорку «по секрету» соседу.
  • Почему дед огорчился?
  • Произнесем скороговорку и с помощью мимики покажем, как огорчился дед Филипп.

Работа над загадками.

  • Отгадайте загадки,

Есть у каждого лица, Два красивых озерца.

Между ними есть гора.

Назови их, детвора. (глаза, нос), Если ты удивишься,, Они поднимутся., Если ты рассердишься,, Они сдвинутся. (брови), Красные двери в пещере моей,, Белые звери сидят у дверей., И мясо, и хлеб – всю добычу мою –, Я с радостью белым зверям отдаю. (рот, зубы)

  • Итак, нам очень нужны наши глаза, нос, брови, губы для того, чтобы показать свое настроение.

«Части лица и употребление связанных с ними фразеологизмов в нашей речи».

16 стр., 7720 слов

Национально-культурные особенности фразеологизмов

... народа о мифах, морали, поведении и т.д. Цель данной работы заключается, прежде всего, в выявлении национально - культурных особенностей фразеологизмов ... образному характеру семантики единицы и отражает идиоматическое, обобщенно - целостное ... признаками ФЕ являются: 1) косвенно - номинативное значение, 2) социально ... определённого контекста. Фразеологизм воспроизводится всегда в готовом виде. ...

— На уроке мы поиграем в прятки, угадаем фразеологизм, прочитаем зашифрованное предложение, составим свой словарь фразеологизмов.

  1. Игра «Прятки»

УТКОНОС, ГЛАЗОМЕР, НОСОК, ВОРОТ, КРОТ, НОСОРОГ.

  1. Составление словарика на тему «Устаревшие названия частей тела». (Работа в паре.)

(у детей лежат желтые листочки с рисунком лица)

  • Догадайтесь и подпишите части лица, используя устаревшие названия.
  • Чело – лоб, вежды – веки, уста – губы, око – глаз, ланиты – щеки)
  • И только нос всегда оставался носом.

Проверка.

  1. Чтение стихотворения детьми.

Осень на носу.

Сказала мама Славке:

  • Холодно в лесу!

Надень на куртку шарфик,

Ведь осень на носу!

И Славка-дошколенок

Задумался всерьез:

«Оранжевая осень

На чей же села нос?»

  • Как вы поняли слово «дошколенок»?
  • Что имела в виду мама, давая совет сыну?
  • Как понял выражение «осень на носу» Славка?
  • Нашел ли Славка правильный ответ?
  • Как передал наш актер чувство удивления?

Словарная работа.

повесить нос, водить за нос, клевать носом, задирать нос, крутить носом, утереть нос, остаться

  • Составьте свой фразеологический словарик. Возьмите «зелёные» карточки. Соедините эти выражения с их значением.

(дети выполняют задание на листочках)

ПОВЕСИТЬ НОС – приходить в уныние

ВОДИТЬ ЗА НОС – обманывать

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ – запомнить

КЛЕВАТЬ НОСОМ – дремать сидя

ЗАДИРАТЬ НОС – зазнаваться

КРУТИТЬ НОСОМ – выражать неудовольствие

НОС К НОСУ – очень близко

УТЕРЕТЬ НОС – превзойти кого-либо в чем-либо

ОСТАВИТЬ С НОСОМ – оставить ни с чем

СУНУТЬ СВОЙ НОС – вмешаться не в свое дело

Проверка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

II Литературоведческий этап.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/s-frazeologizmom-vodit-za-nos/

  1. Игра «Угадай фразеологизм»

— Я показываю рисунок, а вы называете фразеологизм.

(Нос к носу, крутить носом, нос не дорос, утереть нос)

  1. Чтение предложения.

— Прочитайте предложение. Как вы его поняли?

«Если вы повесили нос, то зарубите на носу: следует выше держать нос, чтобы не остаться с носом».

(Если вам грустно, то запомните, что следует не огорчаться, а забыть о грустном.)

  1. Составление рассказа с фразеологизмами.

— Были у вас в жизни такие ситуации, когда вам или вашему другу мог пригодиться такой совет?

20 стр., 9524 слов

«Теоретические основы развития творческих способностей младших ...

... технику работы с тканью на уроках технологии ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПРИ РАБОТЕ С ТКАНЬЮ 1.1 Психолого- педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии при работе с тканью Осуществление психолого-педагогических основ развития творческих возможностей младшего школьника требуют ...

— Напишите об этом свой рассказ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

III Работа в четверках.

— Выберите лучшее сочинение от четверки для нашей КНИГИ РЕКОРДОВ.

IY Рефлексия.

— Понравился вам урок? Что новое вы узнали? Нужны ли эти знания в жизни?

— Оцените свою работу.

Солнышко смеется, Солнышко грустит

— Солнышко плачет

  1. Работа с фразеологизмами.

— Угадайте, какие фразеологизмы вам показывают ребята.

(Клевать носом. Крутить носом. Нос к носу. Повесить нос.)

Солнышко смеется 1

Солнышко смеется 2