«Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на х технологии при работе с тканью»

В настоящее время значительное влияние уделяется вопросам совершенствования организационных, психолого-педагогических и методических подходов к повышению качества обучения подрастающего поколения.

Система обучения и воспитания детей младших классов является неотъемлемой частью единой системы образования.

Современная система образования ориентируется на всестороннее развитие личности школьников в процессе обучения и воспитания. Реализация такого подхода требует развитие у учеников различных жизненно важных навыков. Так как основным видом деятельности в младшем школьном возрасте является обучение, то рассмотрим развитие таких навыков в процессе обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.

Трудовое обучение в начальных классах — органическая составная часть единой системы обучения, воспитания и общего развития школьников.

Один из разделов программы трудового обучения в начальных классах отведён практической и политехнической подготовке учащихся по шитью, вышиванию, работе с тканью и плетению.

Актуальность

На уроках труда школьники получают первоначальные знания по материаловедению, знакомятся с инструментами и способами обработки текстильных материалов, узнают о предприятиях, выпускающих ткани, одежду, трикотажные изделия, приобретают простейшие навыки и умения по разметке, раскрою ткани, шитью, вышиванию.

Отечественная промышленность выпускает различные виды текстиля. Это нитки, пряжа, тесьма, ленты, ткани. Большинство из них можно использовать для работы в начальных классах.

Поэтому работу с текстильными материалами я считаю неотъемлемой частью уроков изобразительного искусства и художественного труда.

Обработке текстильных материалов в начальных классах посвящены работы А.В. Ефимовой, А.М. Гукасовой, Г.И. Перевертень, И.Б. Силецкой и др.

Из работ этих авторов следует, что для развития навыков обработки текстильных материалов в младшем школьном возрасте имеются весьма благоприятные предпосылки.

7 стр., 3197 слов

Обобщение опыта работы учителя начальных классов » как средство ...

... Как видим, такой вид работы над развитием речи младших школьников, как сочинение используют все перечисленные методы. Виды сочинений. По жанрам сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения. Сочинения в начальных классах ... обучения будет максимальным. Как составить текст – повествование. Определи, о чем будешь рассказывать (какова тема ... разнообразных жанров - докладов, выступлений. Метод ...

проблемой исследования

Объект исследования:, Предмет исследования:, Задачи исследования:

-изучить технику работы с тканью на уроках технологии

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПРИ РАБОТЕ С ТКАНЬЮ

1.1 Психолого- педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии при работе с тканью

Осуществление психолого-педагогических основ развития творческих возможностей младшего школьника требуют разработки педагогических технологий, целью которых является не скопление познаний и умений, а неизменное обогащение творческим экспериментом и создание механизма самоорганизации всякого учащегося.

В психолого-педагогической и методической литературе широко представлены задания, направленные на творческое развитие ребенка, однако они не приведены в систему, не разработаны показатели, с помощью которых можно определить к какому виду творческой деятельности относятся то или иное задание, на какой уровень творческой деятельности оно ориентируется. Не выявлены педагогические условия, необходимые для развития творческой деятельности младших школьников на уроке [4].

Трудовое обучение — обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребенка на начальной ступени общеобразовательной школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, С.Л. Рубинштейн.

Цель трудового обучения — воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности.

М. Левина указывает, на то, что на уроках труда в школе или дома с родителями, а позднее самостоятельно дети могут научиться множеству увлекательных и полезных вещей: работе с бумагой и вышивке, шитью и изготовлению поделок из природного материала, работе по дереву и лепке из пластилина, могут научиться выжигать и шить мягкие игрушки, попробовать себя в роли повара или кулинара, а может быть, ребенку больше понравится быть актером кукольного театра и одновременно — хозяином этого театра [5].

Делая что-либо своими руками, дети развивают внимательность и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников

4 стр., 1816 слов

Роль ИЗО – деятельности в развитии творческих способностей ребенка ...

... формирует свое «Я». Изобразительная деятельность становится формой саморазвития личности, особенно ее творческой сущности [21,с.154]. Совершенствование операционально-технической стороны изобразительной деятельности делает ребенка более свободным и самостоятельным в выражении с помощью художественных ...

Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, сделать своими руками подарки родным и друзьям — все это пригодится ребенку [6].

И ещё одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах — необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

Т.А. Гомырина показала в своей работе эффективность развития творческих способностей на уроках труда [6].

Труд — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях.

Содержание художественного труда школьников при работе с тканью составляет :работа с нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение из синтетической пряжи, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из синтетических тканей) [6].

По сравнению с обработкой других материалов работа с текстильными изделиями имеет свои особенности. Работа с тканью позволяет осуществлять на практике межпредметные связи. Так, учащиеся существенно расширяют свой кругозор, словарный припас, знакомясь с названиями инструментов, материалов, трудовых процессов. Обработка текстильных материалов по сравнению с другими требует более кропотливого и упорного труда.

Работа по шитью и вышиванию, плетению привлекает детей своими результатами. Сколько радости получают младшие школьники от сделанной своими руками закладки, салфетки! Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей, друзей, малышей. Перечень практических работ включает изделия, которые по из назначению можно сгруппировать следующим образом: хозяйственно-бытовые, учебные, игровые сувениры и подарки.

До сих времен в науке ставится вопрос, разрешено ли выучиться творчеству, творческому мышлению? Эксперимент работы опытных школ, лицеев указывает позитивный протест на установленный вопрос. Основная мишень данных учебных заведений — преодоление отчуждения учащегося от находящегося вокруг и отдать вероятность ему самому деятельно осваивать его. Лишь в процессе самостоятельной деловитости у малыша имеют все шансы существовать сформированые навыки постоянного интеллектуального саморазвития.

Таким образом, правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует стремление трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Благодаря сбалансированности функций, кто обучает и кто обучается, формируются удобные условия для психолого-педагогических основ развития творческих возможностей младшего школьника. Следовательно, есть все основания рассматривать трудовое обучение как важный ингредиент гармоничного развития творческих способностей детей

43 стр., 21256 слов

Художественная роспись на ткани

... Актуальность Тема моей дипломной работы - "Художественная роспись ткани". Она содержит две ... обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль, ткани и ... роспись на ткани Задачи исследования: Выявить и изучить литературу по данной проблеме; Раскрыть историю становления и виды художественной росписи на ткани. - Организовать эксперимент по изучению эффективности обучения росписи на ткани ...

1.2 История возникновения тканей

История возникновения тканей

Первым освоенным и окультуренным человеком волокном был лен. Еще пять тысяч лет до рождества Xристова, в долине реки Нил на территории современного Египта, из льна изготавливали ткани. Еще раньше наши предки умели извлекать волокна из стеблей лубяных растений, плести из них подобие тканей и использовать их для прикрытия своего тела.

Вторым важнейшим волокном, которое освоил человек была шерсть. В период неолита (конец каменного века) человек использовал шерсть наряду со льном. Жители древних поселений на территории современной Швейцарии разводили овец, пряли шерсть и ткали примитивные ткани

Третье важнейшее волокно в истории текстиля — хлопок. Первое материальное подтверждение его производства относится к 1000 лет до н.э., о чем говорят археологические раскопки поселения в Индии. Исследования показывают, что хлопок начали использовать в Египте за несколько тысяч лет до н.э. Одной из загадок развития человеческой цивилизации остается вопрос: каким образом человек научился выращивать хлопок, прясть его и ткать из него ткани в одно и тоже время на разных континентах (в Азии и в Южной Америке, в стране древних Инков — Перу)?

Четвертое важнейшее природное волокно — шелк. Вероятно, родиной его производства был Китай. Легенда гласит, что китайская императрица Xен-Линг-Чи (примерно 2600 лет до н.э.) первая открыла это замечательное волокно. Она случайно уронила кокон в горячую воду и увидела, что из размягченного кокона отделились шелковые нити. Императрица поняла возможность использования этих нитей. Так родилась древнейшая культура шелководства, основанная на жизнедеятельности тутового шелкопряда, питающегося листьями белой шелковицы (тутовник).

Китайцы довели культуру и производство шелка и шелковых тканей до совершенства и примерно 1400 лет до н.э. ткани из шелка различного вида и одежда из них стали предметом обычного потребления в этой стране. В Китае тоговремени даже существовал налог на использование изделий из шелка [13].

Таким образом, ранняя история текстиля подарила нам четыре природныx волокна, которые были освоены и использовались для производства тканей доисторическим человеком по технологической схеме: выращивание — прядение — ткачество. Эта простейшая схема, изобретенная более чем 6 тысяч лет тому назад, не претерпела принципиальных изменений до сих пор, пройдя путь от ручной до высокоавтоматизированной скоростной технологии с применением робототехники. Простейшие прялки и ткацкие станки, которые находят при раскопках древних поселений, основаны на тех же принципах, что и современное автоматизированное текстильное, прядильное и ткацкое оборудование [14].

31 стр., 15004 слов

«Художественная роспись ткани в рамках внеурочной деятельности ...

... становятся доступными простому народу. Открываются специализированные курсы, издаются пособия по росписи тканей. Художественная роспись тканей, как жанр декоративно-прикладного искусства становится популярным видом ... Сергей Давыдов – философский батик, создатель техники «Техника Давыдова», уникальных инструментов и технологий; Татьяна Шихирева – «повествовательный» батик; Виктория Кравченко – ...

1.3 Материалы, инструменты и приспособления для работы с тканью

Первоначальное ознакомление школьников с инструментами и приспособлениями происходит на уроках труда в основном на первом году обучения. Целесообразно не только познакомить детей с различными инструментами и приспособлениями, но и сравнить между собой: ножницы с ножом, сантиметровую ленту с линейкой, рулеткой, ручные иглы с машинными. Углубляя эту работу, хорошо рассказать детям историю возникновения и применения человеком ножниц, иглы и пр. Завершающим этапом может быть сравнение инструментов и приспособлений для работы вручную с теми, которые переоборудованы на производстве в механические. Это очень важно для расширения политехнического кругозора учащихся.

Например, детям можно рассказать, что на швейных фабриках, в полиграфической промышленности существуют специальные машинные ножницы, которые отличаются размерами, мощностью, но принцип действия у них такой же, как у обычных ножниц [1,8]. Инструменты. Ножницы— основной и незаменимый инструмент для многих работ при шитье, вышивании и плетении. В соответствии с рисунком 1.1 (Приложение 1) ножницы бывают канцелярские — для резания бумаги; с рисунком 1.2 (Приложение 1) портновские — для раскроя различных тканей; маникюрные — для обработки ногтей рисунок 1.3 (Приложение 1); парикмахерские — для стрижки волос рисунок 1.4 (Приложение 2); медицинские — для специальных работ рисунок 1.5 (Приложение 2).

Для шитья и других рукодельных работ в начальных классах наиболее подходят хозяйственные ножницы (длиной от 110 до 170 мм).

Лезвия ножниц должны быть хорошо отточены. Ими не рекомендуется работать с бумагой картоном, так как от этого они быстро затупятся. Для учащихся начальных классов, у которых мускулатура рук еще недостаточно развита, надо подбирать ножницы с плавным, разработанным ходом и прочным соединением половинок.

Швейные ручные иглы выпускают от № 1 до № 12. В зависимости от номера изменяются длина и диаметр игл. Игла № 1 имеет длину 35 мм, диаметр 0,6 мм; игла № 12 имеет длину 70 мм, диаметр 1,8 мм. Иглы, имеющие четные номера, — короткие и толстые, иглы с нечетными номерами — тонкие и длинные рисунок 1.6 (Приложение 2).

В соответствии с рисунком 1.7 (Приложение 3) выпускают специальные иглы, для вышивки и штопки, у которых отверстие в ушке значительно больше. Крупное отверстие в ушке позволяет вдевать нитки нужной толщины, что крайне необходимо при штопке и вышивании [18].

При шитье, штопке, вышивании иглу подбирают в зависимости от ткани и толщины ниток. Бывают иглы канцелярские, мешочные.

Для первых работ дети используют иглы больших размеров. Их удобнее держать в руках, в них легче научиться вдевать нитки. В дальнейшем иглы подбирают в соответствии с обрабатываемыми тканями и нитками (тонкие ткани шьют тонкими иглами и нитками), от чего зависит качество работы и ее внешний вид .

16 стр., 7740 слов

Роспись по ткани батик

... Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с ...

Наперсток необходим при прокалывании ткани иглой и проталкивании последней через материал. Он предохраняет пальцы от уколов ушком иглы. Надевают его обычно на средний палец правой руки. Наперстки бывают металлические и пластмассовые. Подбирают наперсток в зависимости от толщины пальца, чтобы он не был просторным и не давил на палец.

Сантиметровая лента может быть использована для снятия мерок при шитье фартучков, головных уборов, отмеривания тесьмы, ленты и др., измерения скроенных деталей, выкроек. (Для составления простейших выкроек небольших размеров прямоугольной формы используют линейки и угольники, для разметки материала криволинейных форм при изготовлении мягкой игрушки и других изделий применяют шаблоны и изготовленные руководителем кружка выкройки.)

Портновские булавки используют при разметке ткани (прикалывают выкройку к ткани), для скалывания деталей перед сметыванием. Надо следить, чтобы дети обращались с булавками осторожно, хранили их в игольниках и пользовались ими только под наблюдением старших. Применяя игольники, дети приучаются к аккуратности, а в работе достигают лучших результатов.

Швейный мел служит для нанесения линий на ткань по выкройкам и шаблонам. Используют также небольшие заострённые кусочки высушенного мыла и карандаша [1].

Приспособления. В работах по шитью, вышиванию и плетению применяют отдельные приспособления, которые чаще всего бывают самодельными, а поэтому имеют много разновидностей.

Моталки. На занятия нет необходимости приносить катушки, мотки и клубки со швейными и другими нитками. Лучше наматывать нитки на самодельные картонные плоские моталки. Они удобны и не занимают много места в коробках для шитья и рукоделия, в папке-готовальне.. Для шитья и плетения используют приспособление, называемое «станочком». Это мешочек из плотной ткани, наполненный песком, опилками, ватой. Для удобства в работе при вязании, плетении, шитье к ней булавкой прикрепляют изделие[1,10].

Хранение инструментов. Детей необходимо приучать к бережному обращению с материалами, инструментами и приспособлениями, соблюдению правил техники безопасности. Это воспитывает аккуратность, способствует формированию навыков культуры труда. Надо следить, чтобы дети не брали в рот нитки и ткань, а особенно колющие инструменты. Бережливость дает возможность дольше пользоваться инструментами: многие инструменты (ножницы, иголки, булавки) ржавеют и становятся тупыми, если с ними небрежно обращаться. Ножницы лучше всего хранить в специальных футлярах из клеенки, плотной ткани или бумаги (изготовление футляров для ножниц предусмотрено программой в примерном перечне работ для I класса).

Иголки и булавки следует держать в игольницах-книжечках или подушечках.

Для хранения материалов, инструментов и приспособлений можно сделать специальную папку готовальню. Для этого берут обыкновенную канцелярскую папку с клапанами.

3 стр., 1083 слов

Художественная роспись тканей

... росписи ткани Искусство украшать ткани известно с древних времен. Сначала появился ткацкий рисунок, который создавали особым переплетением нитей в процессе изготовления тканей. ... уникальный по специфике материалов, технологическим процессом ... художественное стекло, художественное плетение, вязание, художественное ... ткань снова высушивали. Последняя операция - снятие воска. Со временем техника ручного ...

На рисунке 1.8 (Приложение 3) представлена папка-готовальня для инструментов и материалов.

Сначала на внутренней стороне задней крышки раскладывают все необходимые инструменты и приспособления и находят наиболее удобное место для каждого предмета. Затем около каждого предмета делают прорези, продевают через них резинку, немного натягивают, чтобы она плотно прилегала к папке, и сшивают ее концы с обратной стороны папки. Резинка хорошо удерживает инструменты и приспособления (ножницы, линейку, игольник, картонные моталки для ниток, карандаш и др.) На внутренней стороне передней крышки папки наклеивают два бумажных конверта для хранения ткани, бумаги для выкроек, готовых выкроек и изделий. Можно сделать и другие варианты папки-готовальни.

Для хранения материалов и инструментов пользуются Специально сшитыми мешочками. Однако они неудобны тем, что в них мнется ткань, предназначенная для шитья, бумага для выкройки, готовые выкройки. Ткань или незаконченное изделие сохраняют хороший вид только в том случае, если их предварительно вкладывать в небольшую картонную обложку, а потом уже помещать в мешочек.

При изготовлении мешочка для рукоделия и шитья надо тщательно обдумать, какую он будет иметь конструкцию. С наружной или внутренней стороны нужно пришить дополнительные кармашки или мешочки для хранения и содержания в порядке инструментов, приспособлений и материалов.

Необходимо с первых занятий кружка приучать детей к соблюдению правил техники безопасности во время работы. Дети должны всегда помнить, что инструментами надо пользоваться осторожно и аккуратно. Опасно в процессе работы вкалывать иглу и булавки в одежду или оставлять их на рабочем месте. Необходимо, чтобы игла всегда была с ниткой: в случае потери ее легче найти.

Никогда не следует откусывать нитку: это портит зубы. Для отделения нитки нужной длины надо использовать только ножницы.

Нужно соблюдать осторожность при передаче ножниц, игл и булавок другому лицу. Следует всегда помнить, что ножницы передают той стороной, где находятся кольца, иглу и булавки — тупым концом (ушком или головкой).

Таким образом, при обучении детей работе со швейными инструментами и приспособлениями важно учитывать не только практическую, но и воспитательную сторону этого вопроса. Правильное использование инструментов и приспособлений формирует у учащихся бережливость, аккуратность, приучает их соблюдать порядок на рабочем месте. Эти качества нужны не только для уроков труда. Они важны в повседневной жизни, в будущей трудовой деятельности подрастающего поколения, которому предстоит трудиться в самых различных отраслях народного хозяйства[1,11].

1.4.Особенности работы с тканью на уроках технологии в начальной школе

В начальной школе изучаются различные виды ткани, учащиеся внимательно рассматривают их строение, переплетение, определяют лицевую и изнаночную стороны. Изучаются свойства ткани: плотность, тонкость, растяжимость, усадка и др. [10].

9 стр., 4383 слов

Использование технологий росписи по ткани в педагогической работе

... педагогического опыта по данной проблеме. Структуры курсовой работы: титульный лист, оглавление, введение, 3 вопроса, заключение, список литературы, приложение. 1. История «росписи по ткани» Ручная художественная роспись тканей - своеобразный вид оформления текстильных изделий ...

В 1 классе изучаются свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

Хлопок-природный материал растительного происхождения. Его приятно носить в жару, так как он хорошо впитывает влагу. Однако он быстро мнется и садится при первом кипячении. При специальной химической обработке или в сочетании с химическими волокнами хлопок не мнется.

Лен-натуральная ткань, получаемая из стеблей льна. Нити могут быть разной толщины. Лен сильно меняется, пропускает воздух и кажется прохладным при прикосновении к коже.

Плотное переплетение хорошо показывать учащимся на примере марли. Марля-хлопчатобумажная ткань очень редкого полотняного переплетения. Получила название по городу Марли во Франции. Марлю окрашивали в зелёный, серый или синий цвет. Использовали для чехлов, для обтягивания оконных рам. Сейчас марля применяется в основном в медицинских целях.

Батист-мягкая, тонкая хлопчатобумажная ткань, имеющая полотняное переплетение нитей. Ткань названа именем фламандского ткача Батиста из Камбре, первым получившего её в XIII в. Батист бывает льняной и хлопчатобумажный. У льняного выше качество, он производится из длинных ровных волокон. В старину, чтобы добиться высокого качества, батистовую пряжу вырабатывали в сырых подвалах. Со временем нашли способ сохранить пряжу влажной, вводя в неё гигроскопичный глицерин. Из батиста шьют детское бельё, носовые платки.

Миткаль-простая дешевая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Её обычно делали из неотбеленной пряжи.

Ситец-легкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, полученная в результате отделки миткаля. Используют для шитья лёгких платьев, женских детских, мужских рубашек.

Бязь-бумажная прочная, довольно грубая ткань, вид толстого миткаля. Широкая бязь называется «полотно». Используется в основном для изготовления постельного белья. Полотно-ткань полотняного переплетения из льна, конопли. Используется для пошива одежды и постельного белья.

Сатин-хлопчатобумажная очень гладкая, мягко падающая ткань с блестящей поверхностью. Подкладочный сатин-гладкая, тонкая плотная и блестящая ткань из вискозы.

Брезент-грубая, плотная льняная или хлопчатобумажная ткань, пропитанная водоупорным и противогнилостным составом. Применяется для пошива спецодежды, чехлов.

Во 2 классе можно изучать шелковые ткани.

Шелк- ткань, полученная из коконов шелкопряда.

Атлас (по-арабски «гладкий»)- плотная шелковая или полушелковая ткань с очень блестящей поверхностью. На Руси известен с XV в. Из атласа шили платки, опашни, кафтаны, ферязи, кики, шапки, летники, телогреи, чулки, чоботы, башмаки, одеяла, занавески.

21 стр., 10311 слов

Педагогический рисунок

... подготовки к урокам. В изобразительной деятельности заключается одна из главных целей жизни и профессии художника-педагога. Систематическая творческая работа, помимо удовлетворения духовных запросов и профессиональных потребностей учителя, выполняет ...

Бархат (французское название бархата-велюр) –ворсовая ткань из шелковых нитей с мягкой пушистой лицевой поверхностью. Для него типичен стоящий в определённом направлении ворс. Ткани его с двумя нитями основы, одну из которых навивали на пруток (металлический или деревянный)- образовывался ворс. Длина ворса зависела от толщины прутка.

Парча-тяжелая шелковая ткань с богатым узором, тканным золотой или серебряной нитью. В настоящее время парчу ткут на жаккардовых машинах.

Шифон-лёгкая шелковая ткань, напоминающая вуаль, она чрезвычайно тонка, прозрачна, воздушна. Наряд из шифона невесомый-платье весит несколько граммов.

В 3 классе изучаются шерстяные ткани и кожа.

Шерсть-натуральное волокно из шерсти овец, коз, верблюдов. Уже в древние времена шерсть была известна в Азии. Сейчас первенство в производстве шерсти принадлежит Англии.

Байка-мягкая шерстяная или бумажная ткань с длинным ворсом. Первоначально шерстяная байка окрашивалась в каштановый цвет, позже её стали делать самого разнообразного цвета и даже в клетку. Со второй половины XIX в. изготавливают в основном хлопчатобумажную байку разных сортов и цветов.

Сукно-шерстяная или полушерстяная ткань полотняного переплетения. Благодаря валянию и начёсу приобретает поверхность, напоминающую войлок.

Бостон-плотная чистошерстяная ткань саржевого переплетения, в две или более нитей. Названа по породе овец, разводимых в Англии. Была в моде до конца 1960-х гг.

Кожа-выделанная кожа животных. Уже в Древней Греции из кожи делали обувь. В

В 4 классе изучаются различные искусственные и смесовые ткани.

Трикотаж-машинная вязаная ткань. Для трикотажного полотна характерны растяжимость, эластичность и мягкость. При производстве трикотажных полотен используются синтетические, хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые волокна в чистом виде или в различных сочетаниях.

Джерси-название группы плательных тканей из тягучего тонкого шерстяного трикотажа, а также трикотажная шерстяная или шелковая ткань и изделие из неё. Ткань названа так по английскому острову в проливе Ла-Манш. Широкому распространению этой ткани мир обязан Шанель, которая шила из неё пальто свободного покроя, без каких-либо украшений.

Вискоза-искусственное волокно из целлюлозы, а также ткань на его основе. Часто вискоза входит в состав смесовых тканей, например со льном или шелком. Первоначальное производство вискозы было налажено В Англии в конце XIX в., а потом и в других странах. На основе вискозы с добавлением натуральных волокон получали разные виды тканей, например штапель. Вискоза в чистом виде имеет много недостатков: даёт усадку при намачивании, утрачивает прочность и т.п.

Лайкра-синтетическое волокно, которое используется в производстве чулок, колготок, лосин. Оно обеспечивает идеальное облегание. Изобретено фирмой «Дюпон».

Стрейч- ткань из эластана-эластичного искусственного волокна. Уже небольшого количества этого эластичного волокна (лайкры) достаточно, чтобы придать ткани особую тягучесть [2,121].

1.5 Методика обучения младших школьников плетению

Изучать различные виды ткани в начальной школе необходимо с плетения, которое позволяет показать учащимся структуру различных текстильных материалов.

Плетение-один из древнейших видов рукоделия, широко распространённый у всех народов мира. Техника плетения совершенствовалась, а с появлением ниток возникло ткачество. Любая ткань есть не то иное, ка сплетённые между собой нитки. Продольные нити, совпадающие с кромкой, называются основными, поперечные нити-утком.

Наглядной схемой ткачества является процесс штопки и, например, изготовление гобеленов . Первоначально проложенные при этих процессах параллельные нити представляют собой нити основы. При штопке нити основы перебирают иглой с ниткой, при изготовлении гобеленов-небольшим челночком с намотанными на него нитками.

Переплетение в тканях и других плетеных изделиях бывают различным. Переплетения нитей или полос материала в изделии определяет его структуру и внешний вид.

Гладкие переплетения бывают четырёх видов: полотняное, саржевое, сатиновое, атласное.

Полотняное переплетение, Саржевое переплетение

Сатиновое на основе рисунка 1.11 ( Приложение 4) и атласное переплетения рисунок. 1.12 ( Приложение 5) по внешнему виду резко отличаются от первых двух. Ткани с таким переплетением имеют с лицевой стороны гладкую, блестящую поверхность. При помощи таких переплетений вырабатывают хлопчатобумажные и шелковые ткани.

Обучение плетению следует начинать с изготовления небольших и простых по технологии образцов.

Далее можно усложнять варианты плетения и выполнять различные закладки.

При обучении детей техники плетения необходимо учитывать следующее.

Чтобы узор был ровный, нужно каждую вплетаемую полоску плотно и ровно придвигать к предыдущей, делая и ровно придвигать к предыдущей, делая это аккуратно, не помяв и не разорвав края полосок. Если в узоре много полосок, то временя от времени с лицевой стороны требуется приподнимать полоски основы, наносить на её изнаночную сторону капельку клея и приклеивать к вплетенной полоске утка. При этом следует проверить, нет ли перекосов в наборе полосок.

При плетении в начальной школе лучше всего пользоваться клеем ПВА. Наносить клей нужно спичкой или зубочисткой в самую середину полоски. После полной сборки узора на картоне изделие необходимо перевернуть и все выступающие концы полосок без перекосов приклеить к изнанке.

Готовую работу следует подержать под прессом ( его роль может выполнить стопка книг или журналов) не менее суток. Чтобы изделие не покоробилось, на изнаночную сторону приклеивается тонкий лист бумаги.

При разработки заданий для учащихся на плетение узоров, учителю нужно обратить внимание на то, что полоски основы не разделены, они держатся на подгибе и во время работы не рассыпаются, что позволяет сделать узор более качественно, без вертикальных перекосов.

Если нужно в узор вплести одну клеточку другого цвета (например, при выполнении сердцевины цветка), это можно сделать двумя способами. Первый способ- короткий кусок полоски приклеить в нужное место, подложив её концы под открытые края вплетённых полосок. Второй способ-наклеить сердцевину до вплетения двух ограничивающих её полосок основы или утка.

Приступая к плетению с детьми, сначала какой-нибудь узор делается самостоятельно и детям даётся возможность повторить его на бумаге в клетку. Затем, разобрав технику его исполнения, детям предлагается сделать свой узор. Эскиз сначала выполняется на бумаге в клетку, затем проверяется технологичность его выполнения и возможности цветового решения.

Существует ещё так называемое свободное плетение из не прикреплённых к основе полос плотной бумаги.

Свободное плетение выполняют не только из бумаги, но и из кожи, тесьмы, клеёнки, сукна, кожзаменителя и т.п.

Плетение можно использовать в аппликации [2, 123].

Таким образом, работая над темой, мы узнали, что плетение один из очень древних и интересных видов народного искусства, которая не утратила в современном обществе свою актуальность. В соответствии с этим, у детей проявляется интерес к предмету, что способствует развитию внимания, аккуратности и мелкой маторики рук.

1.6 Техники работы с тканью на уроках технологии в начальной школе

Вышивание — общеизвестное и распространенное декоративно-прикладное искусство. Это украшение при помощи иголки и нитки разнообразными узорами и орнаментами всевозможных тканей и других материалов, от самых грубых и плотных(сукно, холст, кожа, береста) до тончайших (батист, газ, тюль, и т.п.) [7].

Иголка, пока она не стала стальной и не приобрела современный усовершенствованный вид, изготавливалась в разные времена и в разных странах из дерева, кости, колючек растений и животных, костей рыб.

Так как древние народы в основном занимались скотоводством, то и первые ткани и вышивки получали из шерсти. Много позже, когда в Египте открыли волокнистые свойства некоторых растений, в основном пеньки и льна, их них стали выделывать ткани, которые, благодаря своей белизне, стали использоваться во многих странах при проведении различных религиозных обрядов. Позднее в Индии научились обрабатывать хлопок и начали изготавливать тончайшие ткани, которые украшались вышивками из шерстяных, хлопчатобумажных, золотых ниток.

Китайский шелк был большой редкостью, стоил очень дорого, и китайцы ревностно оберегали вывоз в другие страны шелковичных червей. Император Юстиниан, чтобы добыть их, прибегнул к хитрости: два монаха доставили ему в Византию в своих бамбуковых посохах несколько червей. С того времени производство шелка стало быстро распространяться сначала в Средней Азии, а затем и на юге Европы.

В эпоху возрождения, когда при расцвете двора Лоренцо Медичи был дан толчок развитию всех искусств, вышивание достигло совершенства. Лучшие художники делали рисунки для вышивания, и при этим искусством интересовался даже Рафаэль.

Вышивали по сукну или шелку золотыми, серебряными, шерстяными и шелковыми нитями, в Саксонии выполнялось вышивание белой нитью по белой ткани.(белая гладь).

Сначала образцы узоров для вышивания переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщиками. После изобретения образцы собирались и издавались в специальных книгах. Первый сборник такого рода был издан в Кельне в 1527 г. Петром Квинти.

В России больше всего в ходу было вышивание по полотну, а также выдергивание ниток-мережка. Ещё в старинной книге «Домострой» говорится о прозрачном вышивании по полотну (мережке) как о работе, требующей большой усидчивости и терпения и вырабатывающей характер женщины.

Самый старинный шов в русских вышивках-«крест». Он выполняется преимущественно на полотенцах, рубашках, передниках, простынях и подобных изделиях по полотну, как правило, красными хлопчатобумажными нитками, иногда в сочетании с синими и черными.

К началу

Нитки для вышивания выбирают в зависимости от толщины материала. По толстой канве можно вышивать шерстяной пряжей. Для декоративной вышивки на полотне или по тонкой канве используют разноцветные хлопчатобумажные нитки. Вышивку на тонких тканях(шелк, батист, тонкая шерсть с синтетикой и т.п.) выполняют более тонкими нитками-мулине.

Кроме основного материала и ниток для вышивания необходимы иглы, наперсток, ножницы пяльцы.

Для вышивания крестом чаще всего используют короткие тупые иглы с большим ушком. Игла должна быть немного толще, чем нитка для вышивания, поскольку игла оставляет а ткани прокол, через который затем протягивается рабочая нить. Но для глади и мережки –ажурного шитья-требуется тонкая игла.

Пяльцы или рамку для вышивания используют для натяжения ткани. На натянутой ткани легче работать, стежки ложатся ровнее, вышивка получается аккуратнее и красивее [2, 126].

Виды швов в ручной вышивке.

В 1 классе знакомство детей с вышивкой следует начинать с самого простого шва-«вперёд иголку», причём вышивать его стоит на бумаге в клетку или специально разлинованном тонком картоне. Непосредственно перед выполнением шва в бумаге следует проколоть отверстия через 2 клетки (1см).

Нитку можно не закреплять, а оставлять концы с изнаночной стороны.

Шов «вперёд иголку» на основе рисунка 1.13 (Приложение 5) выполняют справа налево. Длина и частота стежков могут быть различными. При выполнении шва сначала в одном направлении, а потом обратно получается непрерывная линия стежков. Этот вид шва называется шов «вперёд иголку в два приема» рисунок 1.14 (Приложение 5).

Шов «вперёд иголку с перевивом» отличается тем, что вторая нитка пропускается под стежками рисунок 1.15 (Приложение 6)

Изучение последующих швов уже можно выполнять сразу на хорошо натянутой пяльцами ткани. Изучение каждого шва необходимо закреплять в поделках(с 6цв.вкл).

Шов «назад иголку» в соотвествии с рисунком 1.16 (Приложение 6) выполняют справа налево. Иглой делают стежок назад, а затем проводят её с изнаночной стороны на два стежка вперёд. Стежки имеют равную длину. Швом «назад иголку» можно образовать шов «строчка», он напоминает машинную строчку рисунок 1.17 (Приложение 6)

На основе рисунка 1.18 (Приложение 7) стебельчатым швом можно вышивать на материале любого типа и лучше слабо кручеными нитками (ирисом, мулине, хлопчатобумажными).

Вышивают на указательном пальце левой руки, игла двигается вперёд от работающего. Рабочую нитку закрепляют двумя-тремя последовательными стежками под вышиваемый шов. Двигаясь вперёд, иголку вкалывают в ткань на расстоянии 2-3 мм от выхода нитки наискосок и выводят на лицевую сторону вплотную к предыдущему стежку. Затем снова, отступив на такое же расстояние от предыдущего стежка, вкалывают иглу в ткань, набирая с изначальной стороны половину длины стежка, и протягивают иглу на лицевую сторону толщины ниток.

Петельный шов, опираясь на рисунок 1.19 (Приложение 7), используют при обработке петель, откуда он и получил название. Состоит он из отдельных петлеобразых стежков и выполняется слева направо. Иглой прокалывают ткань сверху вниз по вертикали, нитка при этом всегда остаётся под иглой. Рабочую нитку протягивают через ткань равномерно, так как резкие движения образуют неодинаково затянутые петли, что портит вид вышивки. Если вышивать петлеобразной стороной наружу, то получится прозрачный край, и контурная линия при этом образует вид шнура. Стежки можно вышивать разной длины; расположенные симметрично, они образуют своеобразный узор.

В соответствии с рисунком 1.20 (Приложение 7) шов тамбур состоит из отдельных петель и образует на ткани цепочку. Петли между собой соединены, так как каждую минуту новую петлю начинают из середины предыдущей, связывая их в рисунок. Общий вид тамбурного шва напоминает ряд воздушных петель, вывязанных крючком и прикреплённых к ткани. Иглу вводят в ткань вертикально сверху вниз (или справа налево), делают стежок. Нитка ложится под иголку, образуя петлю. Иглу вытягивают и, придерживая слегка петлю пальцами левой руки, вытягивают рабочую нитку. Следующий стежок делают из предыдущего стежка. Иглу вводят в ткань изнутри предыдущего стежка, а выводят на некотором расстоянии от стежка, и вновь образуется петля. При вышивании тамбурным швом рабочую нитку нельзя сильно затягивать, каждый стежок должен свободно ложиться на ткань.

Шов «петля в прикреп рисунок 1.21(см. Приложение8) выполняют на основе тамбурного шва.

Он представляет собой ряд изолированных петель, которые можно располагать любым образом. Выполняют шов в два приёма. Делают петлю, как тамбурном шве, и закрепляют её стежком «вперёд иголку». При этом иглу выводят на расстоянии, нужном для образования следующего стежка. Группирование в розетку изолированных петель швом «петля в прикреп» позволяет создавать красивые узоры, состоящие из различной величины цветков.

Опираясь на рисунок 1.22 (Приложение 8), шов «Ёлочка» также выполняют на основе тамбурного шва. «Ёлочку» лучше выполнять толстыми нитками или крученым шелком. Ход работы- снизу вниз. Иглу вводят попеременно с правой и с левой стороны от центра. Нитка всегда образует петлю и всегда ложится под иглой.

На основе рисунка 1.23 (Приложение 9) шов «козлик» выполняют между двумя параллельными линиями слева направо, игла при этом повернута всегда острым концом налево. Ткань придерживают в натянутом положении на указательном пальце левой руки. Нитку закрепляют двумя последовательными стежками в нижнем ряду, затем делают иглой прокол с лицевой стороны в верхней линии справа налево. Образуется наклонный стежок. И снова прокол на нижней линии. С лицевой стороны образуются пересекающиеся параллельные стежки. На изнаночной стороне остаются две параллельные строчки., напоминающие шов «вперёд иголку»

Навивные узелки. Этот шов используют при вышивании растительных орнаментов. Продолговатыми навивными узелками украшают края воротников, детскую одежду, салфетки. Шов выполняют следующим образом. Закрепляют нитку, делают стежок «назад иголку» и, не выводя иглу из ткани, навивают на кончик иглы нитку рисунок 1.24 (Приложение9)

. Затем протаскивают иглу через ткань и образовавшуюся спираль придерживают пальцем, чтобы она не растянулась. Узелок закрепляют в ткани.

В соответствии с рисунком 1.25 (Приложение 9) шов «крест» широко используют в цветной вышивке для украшения салфеток, подушек, скатертей, блузок, картин. Крестом вышивают по канве, по продернутым ниткам или по счёту ниток. Шов выполняют слева направо. Нитку закрепляют в нижнем углу клеточки и ведут её по диагонали в противоположный угол. Прокалывают ткань иглой сверху вниз и протаскивают нитку. Получается половина крестика. Иглу вводят в противоположный угол клеточки, и крестик готов. Если вышивают ряд крестиков, то сначала делают ряд косых стежков с наклоном в правую сторону, а на обратном ходе-ряд стежков, перекрывающих первые с наклоном в левую сторону.

Гладь (вышивание гладью) – это в основном сплошное заполнение стежками плоскости узора, нанесённого на ткань. Вышить гладью можно на любой материи, нитки лучше выбирать мягкие, слабо крученные(мулине, шелк).

Гладь может быть белой и цветной, наносится по счёту ниток и свободно, по контуру рисунка. Узоры, вышиваемые гладью, состоят в основном из растительных орнаментов, цветов, листьев.

Счётную прямую гладь, рисунок 1.26 (Приложение10), широко применяют в белой и цветной вышивках. Она даёт двусторонний рисунок. Стежками прямой глади вышивают по контуру узора весь элемент рисунка. Счётной гладью вышивают в основном геометрические орнаменты.

В 1 классе можно вышивать разных персонажей на одежде или салфетке(приложение)

Во 2-3 классах можно усложнять вышивки, добавляя новые изученные швы[2, 127].

Изонить.

Изонить- техника выполнения художественной композиции, при которой иглой прокладывается основа композиции(картон) и через неё пропускается нить в определённом порядке. Нити обычно используются швейные, мулине или ирис. Для работы нужны игла с широким ушком, шило, ножницы, циркуль, линейка и карандаш [16].

Технику изонить можно изучать со 2 класса, когда дети уже хорошо освоили работу с циркулем, вычерчивание окружностей и деление их на 12 и 24 части. Нить следует брать длинную, чтобы не приходилось часто её менять. Если же нитка кончилась, то узелок не делают, а начинают новую нить с изнаночной стороны.

Прежде чем выполнять композиции в технике изонить, следует освоить основные приёмы: заполнение угла и окружности.

Основа для работы в технике изонить-готовый рисунок или самостоятельный эскиз, выполненный ребёнком( с 7 цв.вкл) [17].

При работе со сложным рисунком у детей возникают трудности: как заполнять сложные фигуры рисунка? В этом случае любой элемент (деталь) рисунка можно разбить на уже знакомые –угол и окружность. Поняв принцип работав, дети могут самостоятельно выполнить отдельные элементы, которые в дальнейшем понадобятся при работе с композицией [2, 133].

Пришивание пуговиц.

Разнообразные металлические застежки для одежды были в употреблении уже в глубокой древности, но собственно пуговицы появились лишь в XIV в. Их придумал датчанин Э. Кноббе. Женщины сначала не признавали новую застёжку и продолжали пользоваться шнурками, тесемками, крючками. Но у мужчин пуговица пользовалась успехом, особенно в XV XVI вв. Пуговицы изготавливали из золота, серебра, слоновой кости, перламутра, алмазов, кораллов, фарфора.

В России при Екатерине

М.В.Ломоносов основал фабрику, где изготавливались стеклянные разноцветные пуговицы.

В конце

Обучение детей пришиванию пуговиц в начальной школе позволяет улучшить навыки закрепления нити на ткани, выполнения стежков, а также соотносить место пришивания пуговицы с петлёй для нее на одежде, чтобы одежда застёгивалась без перекосов. Поэтому учащихся необходимо учить пришивать пуговицы не на лоскут ткани, как делают некоторые учителя, а именно на одежду. На рисунке 1.27 (Приложение 10), используют несколько способов пришивания пуговиц в зависимости от вида пуговицы и количества отверстий.

Поскольку пуговицы бывают самых разнообразных форм и используются для различных нужд, в том числе декоративных, прежде чем пришивать пуговицы, их форму можно придумать самим ученикам и сделать, например, из полимерной глины или других схожих по свойству пластинных материалов. Такая работа развивает творческую активность, мышление, фантазию.

Особый вид пуговиц-бранденбурги, состоящие из пуговицы и ответной части-застежки, пришитые на разные борта изделия [2, 134].

Игрушки-самоделки.

Работа по созданию игрушек всегда привлекала детей. Ткань- один из наиболее легких материалов в обработке, конструктивные возможности её велики.

Игрушек из ткани можно делать очень много. Общий принцип конструирования заключается в том, что все они состоят из двух основных одинаковых деталей, сшитых вместе. Простота в изготовлении позволяет использовать этот вид работы на различных этапах обучения детей- как на уроках, так и внеклассных занятиях. Игрушки можно выполнять дома.

Необходимо сказать о цвете материала. В игрушках он принципиального значения не имеет. Обычно стремятся найти такую ткань, которая точно совпадала бы по цвету с реальным предметом.

В выборе материала необходим творческий подход и даже некоторая смелость. Цветовое решение придаёт изделию подчас очень оригинальный, неповторимый вид.

Вначале выбирают объект работы, то есть то животное, которое хотят сделать, эскиз выполняют на бумаге без излишней детализации. Большая степень обобщенности — главный признак рисунка, линии должны быть плавными, сложные изгибы, вырезы только усложняют процесс изготовления поделки.

Рисунки можно выполнять самим или использовать из старых книжек для раскрашивания с учётом их переработки на конструировании. Когда подготовлен рисунок, из плотной бумаги или тонкого картона вырезают лекало и делают разметку на ткани.

Сшивают игрушки толстыми нитками, цвет их должен отличаться от ткани, это подчёркивает декоративность подделки.

Изделия набивают ватой. Для отделки используют различные материалы, глаза можно сделать способом аппликации из искусственной кожи, ткани, плотной бумаги или пришить пуговицы. Таким же способом выполняют нос, усы вышивают черными нитками рисунок 1.28 (Приложение 11) [3, 149].

Мягкая игрушка.

Учащиеся младших классов на уроках трудового обучения изготавливают мягкую игрушку в основном по готовым выкройкам.

Для игрушек пригодятся обрезки различной тонкой и плотной ткани, кусочки искусственного меха. Вид и цвет материала позволяет по одним и тем же выкройкам сделать совершенно оригинальные изделия. Как уже было сказано ранее, не следует стремиться, чтобы ткань по цвету точно совпадала с изображаемым животным. Привлекательность игрушки может быть выражена именно цветовым решением, порой необычным, оригинальным [8].

Чтобы придать жесткость игрушке, необходимо сделать проволочный каркас, который вставляют внутрь поделки, после чего её набивают ватой. Проволоку берут мягкую, толщиной до 2 мм, лучше медную или алюминиевую. Для изготовления глаз, носа пригодятся обрезки искусственной кожи, клеёнки, плотной несыпучей ткани, различные пуговицы. Набивают игрушку ватой при помощи ватной палочки. Плотность игрушки в каждом конкретном случае решается самостоятельно.

Тонкую сыпучую ткань выкраивают с припуском 5 мм на шов. Детали сшивают наизнанку, затем выворачивают. Плотной материал выкраивают без припусков и сшивают с лицевой стороны швом «через край» или петельным . Маленькие детали: подглазники, глаза, нос-иногда не пришивают, а приклеивают. В таких случаях используют клей ПВА, БФ-6, «Марс» «Феникс», «Момент-1» и др. [9].

Игрушки на пальцы.

Очень интересными являются куклы, которые надеваются на пальцы. Используя общий принцип построения, таких игрушек можно сделать много. Для работы подойдут небольшие обрезки различной плотной ткани. Куклы используют в качестве персонажей театра пальцев для постановки спектаклей.

Размер игрушки определяется величиной пальцев и в каждом конкретном случае выполняется индивидуально. Общей деталью является основа, на которой монтируется голова персонажа. Её шьют из двух деталей. Головки делают по-разному. На рисунке 1.29 ( см. Приложение12), заданы варианты игрушек анфас. На готовую основу приклеивают ушки и деталь головы, на которой выполняют отделку способом аппликации.

Куклы можно сделать в профиль. Для этого берут две детали из плотной несыпучей ткани, сшивают их швом «вперёд иголка», прикрепляя одновременно к основе. Затем производят дополнительную отделку: приклеивают уши, глаза, нос и другие детали.

Выбор шва, способа отделки и крепления зависит от изображаемого персонажа. Кота, собачку, львёнка и других животных, имеющих шерсть, лучше сшивать швом «через край», он будет подчёркивать их природную форму. Крепление ушей, носа, клюва и т.д. также диктуется анатомическими особенностями изготавливаемых птиц, зверей. Эти элементы могут быть вшиты между деталями головы или прикреплены сверху. Монтировать головку можно лишь нижней частью, закрепляя её с обеих сторон основы.

Здесь даны примерные образцы кукол театра пальцев, показаны способы их отделки и крепления на основе. Используя общий принцип построения, можно самим сконструировать подобные игрушки. Для этого нужно выполнить эскизный вариант будущих персонажей на бумаге, затем вырезать детали из ткани по выкройке. [ 3 ,158]

Таким образом, мы видим, что работа над мягкой игрушкой является художественно-творческой и трудовой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания.

Заключение

Виды текстильных материалов и их использование для обработки в начальной школе широко описаны в литературе. Это позволило провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы:

-работа с текстильными материалами действительно занимает важное место в системе учебно-воспитательного процесса, так как за ней стоит развитие многих качеств личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения, практических навыков. Однако данные практики показывают необходимость дальнейшей разработки этой проблемы.

— правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует стремление трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Благодаря сбалансированности функций, кто обучает и кто обучается, формируются удобные условия для психолого-педагогических основ развития творческих возможностей младшего школьника;

Обработка текстильных материалов является организованным, активным, целеустремленным процессом. Составным элементом его является развитие интереса. Чтобы этот процесс был целенаправленным, необходимо постоянное руководство учителя. Задачи, которые учитель ставит перед младшими школьниками, активизируют, конкретизируют, облегчают восприятие, способствуют его развитию, дают толчок творческой фантазии. Обработка текстильных материалов является художественно-творческой и трудовой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивают художественный вкус, творческие способности.

В данной работе подобраны различные виды рукодельных работ, которые посильны в выполнении детям младшего школьного возраста и привлекают их своим внешним видом, разнообразием практического применения, а часто новизной и необычностью.

В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику творческого мышления, отражали ли они и в какой мере его репродуктивную и продуктивную стороны. Анализ литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о творчестве, говорилось о возникновении нового.

Как показывает опыт, дети с большим желанием, заинтересованностью и любовью занимаются на уроках, связанных с рукодельным искусством. При правильной организации уроков дети проявляют не только старательность, тщательность , аккуратность в работе, но и много выдумки, фантазии, творчества, активности. Всё это, в свою очередь, важно не только в трудовой практической подготовке младших школьников, но ценно в воспитательном отношении.

Не все дети, занимающиеся в детстве рукоделием, шитьём, становятся в будущем портными, закройщиками, вышивальщиками, вязальщиками. Но очень важно, что уже в младшем школьном возрасте они проходят практическую подготовку, знакомятся с различными материалами и инструментами, профессиями, производствами. Это отвечает современным задачам трудового обучения и воспитания, выдвинутым в основных направлениях реформы общеобразовательной школы.

В данной работе включено далеко не всё, чем можно заняться на уроках по технологии. Используя различную литературу, учителя могут значительно расширить содержание работы, внести новое в оформление изделий, разработать иную конструкцию, изменить форму изделий.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-na-urokah-tehnologii/

1.Рукоделие в начальных классах: Кн. Для учителя по внеклас. Работе / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, И.С. Могилевская и др. Сост. А.М. Гукасова.- М.: Просвещение, 1984-192 с., ил.

2. Методика преподавания технологии: учебник для студентов учреждений высш. Проф. Образования / Э.М. Галямова, В.В Выгонов.-2-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия» , 2014.-176с.

3.Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов: Кн. Для учителя по внеклас. Работе.- М.: Просвещение, 1990.-160 с.

4.Немов Р.С. Психология. Книга 3. / Р.С. Немов. — М., 1998. — 640 с.

5. Левина М. 365 весёлых уроков труда / Беляков Е.А. — М.: Рольф, Айрис — пресс, 1999.-256с.

6. Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей первоклассников на уроках художественного труда / Т.А. Гомырина. — М.: ВЧГК «Русский Центр». – 2003

7. [Сафонова, Н.С. Кружки художественной вышивки / Н.С. Сафонова, О.С. Молотобарова — М., 1983.]

8. Силецкая, И.Б. Мягкая игрушка / И.Б. Силецкая — М.: Эксмо; СПб.: Терция, Валерии СПД, 2004.

9. Ефимова, А.В. работа с мягкой игрушкой в начальных классах. Из опыта работы / А.В. Ефимова — М., Просвещение, 1978.

10. Гукасова, А.М. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах 2-е изд./ А.М. Гусакова — М.: Просвещение, 1977.

Интернет –ресурсы:

11. Википедия. История возникновения тканей.

12.

14.

15.

16.

17.

18.

Приложение 1

Интернет ресурсы  1

Рис. 1.1– канцелярские ножницы

Интернет ресурсы  2

Рис. 1.2 – портовские ножницы

Интернет ресурсы  3

Рис. 1.3 – маникюрные ножницы

Приложение 2

Интернет ресурсы  4

Рис. 1.4 – парикмахерские ножницы

Интернет ресурсы  5

Рис. 1.5 – медицинские ножницы

Интернет ресурсы  6

Рис. 1.6– швейная игла

Приложение 3

Интернет ресурсы  7

Рис. 1.7– игла для вышивки

Интернет ресурсы  8

Рис. 1.8 Папка-готовальня для инструментов и материалов

Приложение 4

Рис. 1.9 Полотняное переплетение

Рис.1.10 Саржевое переплетение

Рис. 1.11 Сатиновое переплетение

Приложение 5

Рис. 1.12 Атласное переплетение

Интернет ресурсы  9

Рис. 1.13 Шов «вперёд иголку»

Интернет ресурсы  10

Рис. 1.14 Шов «вперёд иголку в два приёма»

6 приложение

Интернет ресурсы  11

Рис. 1.15 Шов «вперёд иголку с перевивом»

Интернет ресурсы  12

Рис. 1.16 Шов «назад иголку»

Интернет ресурсы  13

Рис. 1.17 Шов «Строчка»

Приложение 7

Интернет ресурсы  14

Рис. 1.18 Стебельчатый шов

Интернет ресурсы  15

Рис. 1.19 Петельный шов

Интернет ресурсы  16

Рис. 1.20 Тамбурный шов

Приложение 8

Интернет ресурсы  17

Рис. 1.21 Шов «петля в прикреп»

Интернет ресурсы  18

Рис. 1.22 Шов «ёлочка»

Приложение 9

Интернет ресурсы  19

Рис. 1.23 Шов «козлик»

Интернет ресурсы  20

Рис. 1.24 Навивные узелки

Интернет ресурсы  21

Рис. 1.25 Шов «крест»

Приложение 10

Интернет ресурсы  22

Рис.1.26 Гладь

Интернет ресурсы  23 Интернет ресурсы  24

Один стежок Два стежка

Интернет ресурсы  25 Интернет ресурсы  26

Интернет ресурсы  27

Крестик Лапка Квадрат

Рис 1.27 Виды пуговиц

Приложение 11

Интернет ресурсы  28

Рис. 1.28 Игрушки-самоделки

Приложение 12

Интернет ресурсы  29

Рис. 1.29 Игрушки на пальцы

Приложение 13

Интернет ресурсы  30

Аппликация из ткани взрослого человека

Интернет ресурсы  31

Аппликация из ткани ребёнка